Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть





 

§ 7. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Конституционное право Хорватии характеризуется как система правовых норм, обеспечивающих защиту и обеспечение основных прав и свобод человека, формирование и функционирование государства и его институтов.

В Особенную часть системы публичного права входят государственное (конституционное) право, административное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, финансовое право, налоговое право, международное право.

Выделяются смешанные отрасли права, в которых публичные институты сочетаются с нормами частного права. К таким смешанным отраслям права относятся экологическое право, трудовое право, энергетическое право, медицинское право, а также соответствующие отрасли права. Обращается особое внимание на тесную связь между национальным публичным правом и международным публичным правом.

Конституция Республики Хорватии от 22 декабря 1990 г. представляет собой главный законодательный акт государства. Одним из основных юридических признаков Конституции Хорватии является ее верховенство перед другими нормативными правовыми актами. В ст. 5 Конституции Республики Хорватии ее верховенство перед другими нормативными правовыми актами характеризуется следующим образом: "В Республике Хорватии законы должны соответствовать Конституции, а остальные нормативные правовые акты - Конституции и закону". В Конституции подчеркивалось, что каждый человек должен неукоснительно соблюдать требования конституции и закона, а также уважать правовой порядок Республики Хорватии.

Конституционные и органические законы по своему статусу и правовому режиму относятся ко второй группе законов. Конституционными законами называются такие законы, которые дополняют и развивают отдельные положения конституции или вносят изменения в конституцию. Органическими законами являются такие законы, издание которых предусмотрено в Конституции и которые разрабатывают гарантированные права и свободы граждан, а также основные институты государственного устройства. В ст. 83 Конституции Республики Хорватии дается следующее определение органических законов: "Законы (органические законы), которыми регулируются права национальных меньшинств, Хорватский сабор принимает двумя третями голосов всех депутатов. Законы (органические законы), разрабатывающие предусмотренные Конституцией права и свободы человека и гражданина, избирательную систему, организацию, круг полномочий и порядок деятельности государственных органов, а также организацию и круг полномочий местного и территориального (регионального) самоуправления, Хорватский сабор принимает решения двумя третями голосов всех депутатов" <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2001. N 28.

 

По Конституции Республики Хорватии нормы органического закона имеют преимущественную силу перед нормами обычного и текущего законодательства.

В Конституции провозглашается следующая характеристика политического строя государства: "Республика Хорватия - единое и неделимое демократическое и социальное государство".

В Республике Хорватии власть исходит от народа и принадлежит народу как содружеству свободных и равноправных граждан.

Народ осуществляет власть через выборы своих представителей и непосредственным принятием решений (ст. 1).

В качестве конституционного принципа устройства государственной власти установлен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

С точки зрения территориально-государственного устройства Хорватия - унитарное государство с местным самоуправлением, которое гарантирует культурную автономию всем национальным меньшинствам.

Конституция Республики Хорватии и Конституционный закон о правах национальных меньшинств признают в качестве субъектов конституционного права национальные и этнические меньшинства, проживающие на территории страны. Как отмечалось выше, Конституционный закон о правах национальных меньшинств обеспечивает представительство национальных и этнических меньшинств в высшем законодательном органе страны - Хорватском саборе и органах местного и территориального (регионального) самоуправления.

Высшими ценностями конституционного строя Хорватии были провозглашены свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, соблюдение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система.

Конституция Республики Хорватии закрепляет особую роль в процессе обеспечения волеизъявления граждан политических партий, которые учреждаются свободно и организуют свою деятельность по территориальному принципу. В то же время запрещается деятельность политических партий, программы или действия, которые создают угрозу демократическому конституционному строю, независимости, единству или территориальной целостности Республики Хорватии.

В Законе о политических партиях 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями <1> свободное учреждение политических партий является отражением демократической многопартийной системы как высшей ценности конституционного строя Хорватии.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 1993. N 76; 1996. N 111; 1998. N 164; 2001. N 36.

 

Одним из важнейших отличительных черт политической партии является наличие программы партии, в которой провозглашаются основные стратегические цели и способы их осуществления.

Программа партии подлежит обязательному опубликованию в официальном вестнике Хорватии "Narodne novine".

Министр по вопросам управления вправе обратиться в Конституционный суд Республики Хорватии о соответствии программных документов партии Конституции и законодательству. На основании решения Конституционного суда уполномоченный министр может отказать в регистрации партии, если ее программа будет признана несоответствующей Конституции.

Одной из важнейших характеристик партий как конституционно-правового механизма является партийная организация. В связи с этим следует отметить введенный 11 апреля 2001 г. запрет на создание партийных организаций в государственных органах, армии, полиции, органах местного самоуправления, акционерных обществах и других юридических лицах (ст. 4 Закона о политических партиях).

Согласно Закону о финансировании политических партий от 19 декабря 2007 г. <1>, независимых списков и кандидатов политические партии финансируют свою деятельность за счет членских взносов в партийные кассы, частных пожертвований, доходов от издания печатной продукции и собственного имущества.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2007. N 1.

 

Закон устанавливает предел добровольных пожертвований в партийные кассы для частных лиц. Так, предел пожертвований в течение календарного года является следующим: 90 тыс. куна для частных лиц и 1 млн. куна - для юридических лиц.

Запрещается финансирование политических партий иностранными государствами, иностранными политическими партиями и юридическими лицами, а также государственными органами, акционерными обществами с преобладанием государственного капитала, органами местного и территориального (регионального) самоуправления, религиозными объединениями, гуманитарными и иными некоммерческими организациями.

Закон о финансировании политических партий предусматривает прямое государственное финансирование политических партий. Так, каждая партия получает государственные субсидии пропорционально числу депутатских мест в Хорватском саборе. Кроме того, каждая партия, представленная в парламенте, имеет право на получение дополнительной финансовой помощи из расчета 10% суммы, выделяемой на каждого депутата (ст. 19).

Конституция Республики Хорватии содержит подробную регламентацию основных прав и свобод человека и гражданина: предоставление всем гражданам равных прав и свобод; право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни и тайну переписки; свободу передвижения; свободу мнения; свободу совести и вероисповедания; право на мирные собрания и публичный протест; право на свободное объединение для защиты своих интересов или выражения социальных экономических, политических, национальных, культурных и иных убеждений.

Конституция Республики Хорватии закрепила широкий круг социальных, экономических прав граждан, среди которых особое внимание уделялось праву собственности и свободе предпринимательства. Свобода предпринимательской деятельности и свободный рынок провозглашены важнейшими факторами экономического строя государства, на которое возложена обязанность обеспечивать всем предпринимателям равноправное положение на рынке.

Согласно Конституции гарантированные экономические права и свободы граждан могут быть ограничены лишь в исключительных случаях на основании закона в целях защиты интересов и безопасности государства природы и окружающей среды, а также в целях охраны жизни и здоровья людей.

В Конституции содержатся положения о гарантиях защиты личных неимущественных и имущественных прав, возникающих в связи с научным, культурным, художественным, интеллектуальным и иным творчеством. Кроме того, предусмотрены специальные гарантии прав, приобретенных в результате вложения капитала, которые не могут быть ограничены законом или иным нормативным правовым актом.

Провозглашая право на труд и свободный выбор труда, Конституция Республики Хорватии закрепляет право каждого гражданина на труд, свободный выбор профессии и свободный доступ к любому рабочему месту и должности.

Для защиты своих социальных и экономических прав лицам наемного труда гарантируется право создавать профессиональные союзы, свободно вступать в них и выходить из них. В то же время в армии и органах охраны правопорядка создание профессиональных союзов может быть ограничено законом.

В целях реализации определенных социальных прав граждан на государство возлагаются такие обязанности, как: обеспечение помощи безработным и нетрудоспособным; защита инвалидов и их вовлечение в общественную жизнь; защита семьи, материнства, детства и молодежи; создание социальных, культурных, материальных и иных условий, обеспечивающих достижение права на достойную жизнь; особая забота о несовершеннолетних детях, оставшихся без родителей или родительского попечения.

Кроме того, Конституцией предусмотрены: обязательное и бесплатное начальное образование; равный доступ каждого гражданина к среднему и высшему образованию; предоставление специальных гарантий автономии университетов; свобода научного, культурного и художественного творчества.

К числу важнейших социально-экономических прав граждан Конституция провозглашает и закрепляет право на здоровый образ жизни и здоровую окружающую среду.

Конституционное право Хорватии предусматривает конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод граждан. К средствам и методам защиты прав и свобод граждан относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции, Европейский суд по правам человека.

Важная роль в защите конституционных прав и свобод человека отводится Уполномоченному по правам человека, который назначается и подотчетен Хорватскому сабору.

Большое значение в защите прав и свобод граждан придается административным действиям органов исполнительной власти. Так, 2 ноября 2007 г. Правительство Республики Хорватии приняло Национальную программу защиты и развития гражданских прав 2008 - 2022 гг. <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2007. N 1.

 

Республика Хорватия подписала и ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Кроме того, Хорватия ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. Республика Хорватия является участницей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая подписана в Риме 5 ноября 1950 г. государствами - членами Совета Европы.

В соответствии с Конституцией и Конституционным законом о Конституционном суде Республики Хорватии 5 декабря 1991 г. был избран Конституционный суд Республики Хорватии. Полный текст Конституционного закона о Конституционном суде Республики Хорватии был утвержден Хорватским сабором 24 апреля 2002 г. <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2002. N 49.

 

В отличие от Конституционного суда, действовавшего в период вхождения Хорватии в состав СФРЮ, Конституционный суд Республики Хорватии формировался на новых политических и конституционных принципах. В Конституции Республики Хорватии по-новому регламентирован состав, юрисдикция, судопроизводство и полномочия Конституционного суда.

Конституционный суд Республики Хорватии является органом конституционного контроля. В соответствии со ст. 126 Конституции он обладает правом самостоятельно аннулировать закон, если установит его несоответствие Конституции.

Конституционный суд Республики Хорватии не зависит ни от одной трех ветвей государственной власти. Он является гарантом соблюдения Конституции и истолковывает ее нормы.

Основные нормы, регулирующие полномочия и порядок формирования Конституционного суда, установлен Конституцией (разд. V, ст. ст. 122 - 127). Иные вопросы, связанные с деятельностью Конституционного суда, регулируются Конституционным законом о Конституционном суде Республики Хорватии.

Деятельность Конституционного суда основана на судебной практике конституционных судов ФРГ и Австрии. Использовался также опыт работы конституционных судов Словении и других европейских государств. При вынесении многих решений Конституционным судом Республики Хорватии были взяты за основу решения Европейского суда по правам человека.

Количественный состав Конституционного суда установлен Конституцией Республики Хорватии. В соответствии со ст. 122 Конституции в состав Конституционного суда входит 11 судей, которые избираются Хорватским сабором сроком на восемь лет из числа наиболее авторитетных судей, прокуроров, адвокатов, доцентов и профессоров юридических факультетов, университетов.

Конституция устанавливает неприкосновенность членов Конституционного суда Республики Хорватии. Так, согласно ст. 123 Конституции судьи Конституционного суда, равно как и депутаты Хорватского сабора, обладают иммунитетом.

Судьи Конституционного суда не могут занимать никакую иную публичную или профессиональную должность.

Конституция Республики Хорватии закрепляет следующий круг полномочий Конституционного суда:

- оценка соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции;

- защита конституционных прав и свобод и граждан;

- разрешение споров о компетенции между органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

- принятие решения об ответственности президента;

- надзор за деятельностью политических партий и оценка соответствия Конституции и закону их программ;

- надзор за конституционностью и законностью проведения выборов и референдумов;

- выполнение иных функций, предусмотренных Конституцией.

Конституционный суд Хорватии действует по инициативе не менее 1/5 депутатов Хорватского сабора, рабочего органа парламента, Президента, Правительства, Верховного суда Республики Хорватии или иных судов, а также Правозаступника (Уполномоченного по правам человека).

Кроме того, Конституция и Конституционный закон о Конституционном суде Республики Хорватии предоставляет право выступить с инициативой о возбуждении дела в Конституционном суде каждому гражданину, основные права и свободы которого были нарушены нормативно-правовыми актами органов государственного управления.

Территориальное самоуправление. Конституция Республики Хорватии устанавливает, что территория страны в административном отношении разделена на общины, города и жупании.

Основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется самоуправление, является община или город. Их территория определяется после учета мнения населения, проживающего на данной территории.

В соответствии с Конституцией граждане участвуют в управлении общиной или городом как через избранные ими органы местного самоуправления, так и непосредственно через референдум и общее собрание населения.

Община и город являются юридическим лицом и имеют право на муниципальную собственность.

Согласно Конституции и Закону о местном и территориальном (региональном) самоуправлении от 10 апреля 2001 г. общины и города осуществляют функции управления в целях непосредственного удовлетворения потребностей граждан в муниципальных образованиях <1>. Регулирующая роль муниципальных властей состоит прежде всего в планировке застройки населенных пунктов и их благоустройстве, выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, объектов бытового и коммунального обслуживания населения, организации детских дошкольных учреждений и социальной помощи населения. Кроме того, на местные органы власти возложены функции регулирования первичного медицинского обслуживания, физической культуры и спорта, защиты потребителей, охраны окружающей среды, противопожарной защиты и гражданской обороны на местном уровне.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2001. N 33.

 

Жупания является административно-территориальной единицей высшего уровня, в состав которой входят общины и города. Территория жупаний определяется в порядке, предусмотренном Законом. В соответствии с Законом столица Хорватии - г. Загреб получила статус жупании. Правовой статус жупании могут получить крупные города.

Согласно ст. 6 Закона о местном и территориальном (региональном) самоуправлении от 10 апреля 2001 г. жупания является единицей территориального (регионального) самоуправления и представляет собой естественное, историческое, транспортное, экономическое и самоуправленческое целое и создаются в целях осуществления территориальных (региональных) интересов.

Территория общин, городов и жупаний, их наименование, учреждение новых единиц местного самоуправления или их слияние регулируются специальным законом.

Жупании как единицы территориального (регионального) самоуправления осуществляют относящиеся к ним публичные функции в целях удовлетворения нужд населения, прежде всего в следующих областях: 1) среднее образование; 2) здравоохранение; 3) территориальное планирование; 4) экономическое развитие; 4) транспорт и транспортная инфраструктура; 5) планирование и развитие сети образовательных, медицинских, социальных и культурных учреждений (ст. 19 Закона о местном и территориальном (региональном) самоуправлении).

Общины, города и общины финансируются за счет собственных доходов, дотаций и субвенций. Закон определяет, какие налоги и сборы относятся к числу доходов единиц местного самоуправления. Размеры государственных дотаций определены законом.

Органы местного самоуправления включают в себя выборные общинные вече (советы), городские вече (советы) и скупщины жупаний, которые избираются населением сроком на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Численный состав муниципальных советов должен быть нечетным и зависеть от численности населения, проживающего на территории данного административно-территориального образования. Так, в общинные и городские вече (советы) избирается от 7 до 35 человек. В скупщины жупаний избирается от 35 до 51 депутата. Например, в скупщину Загреба (столицы Хорватии) входит 51 депутат.

Закон придает большую роль в муниципальном управлении исполнительному аппарату. Он состоит из административных органов общей компетенции (общинный начальник, градоначальник и жупан) и органов отраслевой и специальной компетенции.

Общинных начальников, градоначальников и жупанов избирают представительные органы местного и территориального (регионального) самоуправления большинством голосов от общего числа депутатов.

Общинные начальники, градоначальники и жупаны несут ответственность перед представительными органами местного и территориального самоуправления. По предложению не менее 1/3 от общей численности депутатов может быть поставлен вопрос о выражении доверия главе исполнительной власти единицы местного и территориального (регионального) самоуправления.

Решение о выражении недоверия главе исполнительной власти считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов.

В случае выражения недоверия к общинному начальнику, градоначальнику или жупану новый глава исполнительной власти в местных органах самоуправления должен быть избран в течение 30 дней с момента выражения недоверия. Если в предусмотренный срок не будет избран новый глава исполнительной власти, представительные органы в единице местного самоуправления подлежат роспуску.

Административное право. Административное право занимает одно из центральных мест в правовой системе Хорватии и отражает общие тенденции развития современной государственности и особенности организации системы государственного управления.

Принятие Конституции Республики Хорватии 22 декабря 1990 г. привело к кардинальным изменениям в политической системе, организации и функционировании механизма исполнительной власти.

В Конституции Республики Хорватии, как и в других республиках бывшей СФРЮ, в основу государственной власти был положен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

На основе положений Конституции Республики Хорватии были разработаны и приняты законы о правительстве, министерствах и других государственных органов. С принятие Конституции Республики Хорватии начался фактически процесс формирования нового административного права.

К числу источников административного права Республики Хорватии следует отнести следующие:

1) Конституция Республики Хорватии (полная редакция) от 6 июля 2010 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2010. N 85.

 

2) Закон о системе государственного управления от 22 декабря 2011 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2011. N 150.

 

3) Закон о Правительстве Республики Хорватии от 22 декабря 2011 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2011. N 150.

 

4) Регламент Правительства Республики Хорватии от 1 декабря 2009 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2009. N 47.

 

5) Закон об административной инспекции от 27 мая 2008 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2008. N 63.

 

6) Закон о судах (полная редакция) от 28 октября 2010 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2010. N 122.

 

7) Закон об административных спорах от 4 февраля 2010 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2010. N 20.

 

8) Закон об общем административном процессе от 24 марта 2009 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2009. N 470.

 

9) Закон о государственных служащих от 27 июля 2005 г. с последующими изменениями и дополнениями <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2005. N 92; 2007. N 107; 2008. N 27; 2011. N 49; 2011. N 150.

 

10) Закон об организации и компетенции министерств и административных организаций от 22 декабря 2011 г. <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2011. N 150.

 

Конституция Республики Хорватии выделила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти и возложила на Правительство Республики Хорватии ее осуществление. В соответствии со ст. 108 Конституции "Правительство Республики Хорватии осуществляет исполнительную власть в соответствии с Конституцией и законом". Таким образом, правовую основу организации системы органов исполнительной власти составляют нормы Конституции Республики Хорватии и Закон о Правительстве Республики Хорватии.

В соответствии со ст. 113 Конституции Республики Хорватии Правительство:

- разрабатывает и вносит в Хорватский саборы законы и другие акты;

- представляет бюджет и отчет о его исполнении на рассмотрение Хорватского сабора;

- осуществляет законы и другие постановления Хорватского сабора;

- принимает подзаконные акты;

- осуществляет надзор за деятельностью органов государственного управления;

- организует исполнение государственного бюджета и осуществляет социальную и экономическую политику страны;

- обеспечивает государственную поддержку и развитие публичных служб;

- исполняет другие функции в соответствии с Конституцией и законом.

Отдельные полномочия Правительства Республики Хорватии урегулированы в иных законах: законе о лесах, законе о водах, таможенном законе и в ряде других законах, которые регулируют отношения в сфере образования, воспитания, науки, культуры, здравоохранения и т.д.

Определенные функции государственного управления могут быть делегированы единицам местного и территориального (регионального) самоуправления.

Организационной формой деятельности Правительстве Республики Хорватия являются его заседания, которые имеют публичный характер.

Отдельные вопросы Правительство Республики Хорватии может рассматривать на закрытых заседаниях.

Закон о Правительстве Республики Хорватии определяет круг вопросов, решения по которым могут приниматься коллегиально 2/3 голосов от общего числа членов Правительства:

- предложения об изменении Конституции Республики Хорватии;

- присоединение к другим государствам или разрыв отношений с другими государствами;

- изменение границ Республики Хорватии;

- объявление государственного референдума;

- использование вооруженных сил Хорватии за пределами страны.

Закон о Правительстве Республики Хорватии предусматривает возможность образования президиума Правительства в составе Председателя Правительства и его заместителей. На заседаниях президиума Правительства, как правило, рассматриваются основные направления социальной и экономической политики государства и анализируется реализация программы Правительства, а также иные вопросы из компетенции Правительства Республики Хорватии.

В соответствии со ст. 110 Конституции Республики Хорватии и на основе положений Закона о Правительстве Республики Хорватии правовыми формами осуществления полномочий Правительства являются его постановления, распоряжения и решения.

По Закону о системе государственного управления и Закону об организации и компетенции министерств и административных организаций министерства являются специализированными органами государственного управления в соответствующей сфере. Их правовой статус регулируется соответствующими постановлениями Правительства для каждого конкретного министерства.

К органам государственного управления относятся не только министерства, но и другие государственные органы (управления и агентства). В рамках переданных полномочий соответствующие подразделения органов государственного управления создаются в единицах местного и территориального (регионального) самоуправления.

Определенные функции органов государственного управления могут передаваться также юридическим лицам, имеющим публичные полномочия.

В современной Хорватии совершенствуется правовая база, на основе которой развивается институт государственной службы. Одной из важнейших составляющих государственной службы является понятие "государственный служащий". Развернутая характеристика понятия "государственный служащий" дается в Законе о государственных служащих.

Согласно Закону государственными служащими могут быть только сотрудники органов государственной власти, которые выполняют информационные и административные функции.

В Хорватии государственная служба понимается в узком смысле. Согласно Закону о государственных служащих государственными служащими могут быть только сотрудники органов государственного управления, которые выполняют информационные, административные, материально-финансовые и иные функции из компетенции органов государственного управления. В свою очередь, сотрудники органов государственного управления подразделяются непосредственно на государственных служащих и на исполнителей (обеспечивающий персонал, которые содействует государственным служащим в осуществлении ими должностных полномочий).

Государственные служащие находятся в административно-правовых или трудовых отношениях с государственными органами как работодателями. Основанием возникновения данных отношений является назначение на государственную должность, по результатам открытого или закрытого конкурса, либо на основании трудового договора.

Согласно ст. 40 Закона о государственных служащих рабочие места в органах государственного управления и в аппарате Правительства Республики Хорватии должны замещаться в соответствии с правилами о внутренней организации и планом приема на государственную службу.

В целях осуществления надзора за выполнением законов и других нормативных актов, регулирующих деятельность органов государственного и местного самоуправления, создается административная инспекция. В соответствии со ст. 4 Закона об административной инспекции данная служба формируется как самостоятельное подразделение в центральных органах государственной власти, которое осуществляет прежде всего надзор за деятельностью органов государственного управления.

В состав административной инспекции входит главный административный инспектор, высший административный инспектор-специалист и административный инспектор.

Административный инспектор имеет полную самостоятельность в пределах своих полномочий. Согласно ст. 7 Закона об административной инспекции ни одно должностное лицо не имеет права вмешиваться в деятельность административного инспектора.

В Республике Хорватии последовательно развивается система органов административной юстиции. Согласно Закону о судах в стране действует трехступенчатая структура административной юстиции. К ним относятся административные суды, Административный суд Республики Хорватии и Высокий административный суд Республики Хорватии. Административные суды создаются на региональном уровне. Предметом разбирательства административных судов являются индивидуальные решения органов государственной власти, жалобы на постановления в исполнительном производстве, жалобы на административные договоры или на их нарушение и на иные административные решения.

Административный суд Республики Хорватии рассматривает жалобы на административные акты (административные споры) и иные вопросы определенные законом.

Высокий административный суд Республики Хорватии рассматривает апелляции на решения административных судов, принимает решения о законности административных актов, разрешает споры о компетентности административных судов и выносит решения по другим вопросам, предусмотренным законом.

В соответствии со ст. 13 Закона об административных спорах под территориальной подсудностью имеется в виду разграничение компетенции административных судов в зависимости от места рассмотрения дела. Согласно территориальной подсудности административных судов иски предъявляются в административный суд по месту нахождения или жительства ответчика. В случае если предметом рассмотрения является недвижимость или правовой вопрос, иск предъявляется в административный суд по месту нахождения недвижимого имущества или по месту, с которым связано решение правового вопроса.

Разбирательство дела в административном суде происходит в открытом судебном заседании за исключением случаев, когда требуется охрана персональных данных или иных сведений, предусмотренных законом.

Дело в первой инстанции административный суд рассматривает коллегиально, как правило, в составе трех судей или единолично в случаях, предусмотренных законом. Высокий административный суд Республики Хорватии рассматривает апелляции в составе трех судей, а жалобы на незаконность административных актов - в составе пяти судей.

Высокий административный суд Республики Хорватии может отклонить жалобу на решение административного суда как необоснованную и подтвердить решение суда первой инстанции.

Высокий административный суд вправе отменить решение суда первой инстанции, если установит существенные нарушения правил судебной процедуры.

Уголовное право. Уголовный кодекс Республики Хорватии, принятый 26 октября 2011 г., является своеобразным итогом развития хорватского уголовного законодательства и судебно-правовой реформы.

Во второй половине XVIII в. в Хорватии, входившей в состав Австро-Венгрии, действовал так называемый Терезианский кодекс - единый уголовный кодекс, разработанный в 1876 г. кодификационной комиссией, учрежденной эрцгерцогиней Марией-Терезией.

Австрийские уголовные кодексы 1787 г. и 1803 г. на территории Хорватии не действовали. В то же время австрийский Уголовный кодекс 1852 г. на территории Хорватии и Словении действовал со значительными дополнениями.

В Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. Королевство Югославия) был принят в 1929 г. общий Уголовный кодекс.

В социалистической Югославии в 1951 г. был принят новый Уголовный кодекс.

Качественно новый этап в развитии уголовного права наступил после принятия в 1974 г. новой Конституции СФРЮ. В соответствии с разграничением предметов ведения между СФРЮ и ее субъектами компетенция в сфере уголовного права была разделена между Федерацией (Общая часть Уголовного кодекса) и республиками (Особенная часть Уголовного кодекса), а уголовно-процессуальное законодательство осталось в исключительном ведении Федерации. В 1977 г. были приняты новые федеральные Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. В том же году Хорватия наряду с другими республиками, входившими в состав СФРЮ, приняла собственный Уголовный кодекс (Особенная часть), который продолжал действовать до обретения независимости Хорватии в 1991 г.

В 1993 г. Хорватский государственный сабор (парламент) принял два уголовных закона. Один из них содержал Общую часть Уголовного кодекса, а другой - Особенную часть. В целом эти два уголовных закона совпадали с Уголовным кодексом бывшей Югославии.

29 сентября 1997 г. был принят Уголовный кодекс Республики Хорватии, который коренным образом отличался от предыдущих уголовных законов.

26 октября 2011 г. был принят новый Уголовный кодекс Республики Хорватии, который во многом дополняет и развивает Уголовный кодекс 1997 г.

В настоящее время Уголовный кодекс Республики Хорватии 2011 г. не является исчерпывающим источником действующего уголовного права. В частности, Особенная часть уголовного права имеет относительно самостоятельную подсистему нормативных источников. Так, были приняты Закон об уголовных преступлениях против рынка капитала от 18 декабря 2008 г., Закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления от 16 сентября 2003 г., Закон о денежном возмещении лицам, пострадавшим от уголовных преступлений от 4 июля 2008 г.

В отличие от предыдущих уголовных законов Уголовный кодекс 2011 г. признает главной функцией уголовного права защиту уголовно-правовыми средствами личных прав и свобод человека, а также других прав и общественных ценностей, гарантированных Конституцией Республики Хорватии и международным правом (ст. 1 Уголовного кодекса Хорватии).

В главе I Уголовного кодекса Хорватии были закреплены основные принципы уголовного законодательства и подтверждена его прямая связь с Конституцией, общепризнанными принципами и международным правом. Так, в основу уголовного законодательства был положен основополагающий принцип - принцип законности: "Уголовные дела и уголовно-правовые санкции за преступные деяния определяются только законом" (ч. 1 ст. 2 Уголовного кодекса).

В Уголовном кодексе были подтверждены положения Конституции Республики Хорватии, раскрывающие основные признаки принципа законности: "Никто не может быть осужден за деяние, которое до его совершения не признавалось законом или международным правом преступлением, и никому не может быть назначено наказание, не предусмотренное законом" (ч. 2 ст. 2 Уголовного кодекса).

Уголовный кодекс Республики Хорватии состоит из 35 глав.

Уголовный кодекс Республики Хорватии определяет преступление как виновно совершенное деяние.

При классификации преступлений в Уголовном кодексе исходят из подразделения преступлений по объекту преступного действия, действия и бездействия виновного лица, и по субъективной стороне (умышленные или неосторожные преступления).

Кроме того, преступления разграничиваются по степени их общественной безопасности или тяжести преступного действия.

В соответствии со ст. 23 виновным в преступлении считается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

В Уголовном кодексе указывается на необходимость психологической составляющей в понятии вины.

Уголовный кодекс предусматривает систему наказаний за преступные деяния в следующем виде: лишением свободы, исправительными работами без лишения свободы, конфискации имущества, общественным порицанием и штрафом.

Согласно ст. 44 Уголовного кодекса Хорватии лишение свободы устанавливается на срок от трех месяцев до 20 лет. В случае совершения особо тяжкого преступления виновное лицо может быть наказано лишением свободы от 20 до 40 лет.

В ст. 65 под принудительными мерами понимаются помещение в психиатрическую больницу лиц, совершивших преступные деяния в состоянии невменяемости. Кроме того, в систему принудительных мер входят исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, запрещение управления автомобилем, принудительное лечение от наркотической зависимости, удаление иностранцев за пределы страны.

В Уголовном кодексе особое внимание уделяется уголовной ответственности несовершеннолетних. В соответствии со ст. 7 Уголовного кодекса малолетние преступники в возрасте до 14 лет освобождаются от уголовной ответственности, и к ним применяются меры социальной защиты медико-педагогического характера.

Энергетическое право. Одним из наиболее динамичных и развивающихся отраслей публичного права является энергетическое право. В Законе об энергии от 24 июля 2001 г. разрабатываются меры по надежному и устойчивому снабжению энергией предприятий, инфраструктурных объектов, жилищного и коммунального хозяйства. На основании Закона об энергии был принят целый пакет законов и нормативных правовых актов, регулирующих производство и потребление отдельных видов энергии. Так, были приняты Закон о рынке электрической энергии от 24 июля 2001 г., Закон о рынке нефти и нефтяных продуктов от 24 июля 2001 г., Закон о газовом рынке от 24 июля 2001 г., Закон об эффективном использовании энергии в сфере непосредственного потребления от 18 декабря 2008 г.

В соответствии с Законом об энергии планирование и производство энергии, равно как и оказание услуг, осуществляется на основании Стратегии энергетического развития.

Стратегию энергетического развития принимает Хорватский сабор по предложению Правительства Хорватии на период в 10 лет. В свою очередь, Правительство Хорватии утверждает каждые три года Программу по осуществлению Стратегии энергетического развития.

В соответствии с Законом об энергии 19 марта 2002 г. была принята Стратегия энергетического развития Республики Хорватии <1>. При подготовке Стратегии энергетического развития было опубликовано 25 аналитических работ, в которых рассматривались различные аспекты и предпосылки экономического и энергетического развития в рамках трансформации Хорватии в современное демократическое государство, плюрализма различных видов собственности рыночной экономики.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2002. N 38.

 

Стратегия энергетического развития Хорватии включает в себя энергетическую, экономическую, законодательную, организационную и образовательную составляющие.

Стратегия энергетического развития Хорватии принималась для достижения следующих целей:

- обеспечения устойчивого снабжения энергией и ее эффективного использования из различных источников;

- стимулирования инвестиций в сферу возобновляемых источников энергии;

- разработки мер по защите окружающей среды от негативного воздействия энергетических объектов;

- стимулирования конкуренции на энергетическом рынке;

- включения хорватских энергетических объектов в единую энергетическую систему Европейского союза;

- защиты потребителей.

16 октября 2009 г. Хорватский сабор принял новую Стратегию энергетического развития Хорватии до 2020 г., которая согласуется с правовыми актами Европейского союза в сфере энергетики.

Составной частью энергетического права Хорватии являются международные обязательства страны. Так, в 1991 г. Хорватия подписала Европейскую энергетическую хартию, которая предполагала введение модели долгосрочного энергетического сотрудничества в Европе в рамках рыночной экономики. В сентябре 1997 г. Хорватский сабор ратифицировал Договор об энергетической хартии, который предусматривает оптимальное использование энергии и равноправное участие национальных и иностранных инвесторов в сфере энергетики.

В рамках Энергетической хартии Хорватия взяла на себя обязательство обеспечивать беспрепятственный транзит газа через территорию страны. Кроме того, Хорватия подписала и ратифицировала ряд конвенций и протоколов, предусматривающих охрану окружающей среды от негативного воздействия энергетических объектов.

Экологическое право. В природоохранном законодательстве термин "защита" употребляется по отношению как к окружающей среде, так и к природе. В то же время в современной хорватской экологической литературе равнозначно используются понятия охраны и защиты окружающей среды.

Защита окружающей среды и вытекающие из нее экологические стратегия и политика нашли свое отражение в конституционных нормах. В Конституции в числе важнейших положений провозглашено право человека на здоровую окружающую среду. Согласно ст. 69 Конституции это требование сформулировано следующим образом: "Каждый имеет право на здоровую жизнь. Государство обеспечивает права граждан на здоровую окружающую среду".

Конституция закрепила право на здоровую окружающую среду в неразрывной связи с обязанностью граждан обеспечивать охрану окружающей среды. Аналогичные требования возлагаются на государственные органы, публичные организации и субъекты хозяйствования.

Конституция отводит государству важную роль в охране и улучшении окружающей среды. Под особой защитой государства находятся "море, морское побережье, острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, иные природные объекты, имеющие особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение" (ст. 52).

Законодательство Хорватии о защите окружающей среды не кодифицировано. Основными нормативными актами, регулирующими отношения в сфере управления охраной окружающей среды, является Закон о защите окружающей среды 2007 г., Закон о защите природы 2005 г., а также Национальная стратегия в сфере защиты окружающей среды и Генеральный план действий в сфере окружающей среды, принятые в 2002 г. Хорватским сабором. В Законе о защите окружающей среды содержится следующее ее определение: "Это окружающая природная среда: воздух, земля, вода и море, климат, растительный и животный мир как совокупность их взаимодействия и культурная среда как часть окружающей среды, созданной человеком" (ст. 5).

Закон о защите природы 2005 г. определяет природу как всю окружающую природную среду, которая представляет собой совокупность биологических, экологических, геологических, геоморфологических факторов и культурных ценностей.

В Законе о защите окружающей среды 2007 г. определены основные цели в сфере охраны окружающей среды:

- сохранение первозданности, биологического разнообразия и поддержание экологической стабильности;

- сохранение качества живой и неживой природы, а также рациональное использование природы и ее объектов;

- сохранение и возобновление культурных и эстетических ценностей территорий, которые являются результатом взаимодействия природных факторов и деятельности человека;

- улучшение состояния окружающей среды и обеспечение благоприятных условий жизни.

Цели защиты окружающей среды и цели защиты природы, определенные хорватским законодательством, во многом совпадают и взаимно дополняют друг друга. Так, в ст. 3 Закона о защите природы 2005 г. намечены следующие цели природоохранной политики:

- сохранение и возобновление существования биологического разнообразия и природного равновесия в условиях взаимодействия природных факторов и человеческой деятельности;

- определение состояния природы и обеспечение мониторинга за ее состоянием;

- обеспечение системы защиты природных ценностей в целях продолжительного сохранения их свойств;

- обеспечение устойчивого использования природных благ в интересах современного и будущих поколений без существенного причинения вреда объектам природы и сведение к минимуму нарушения равновесия ее составных частей;

- сохранение естественного состояния земли; сохранение качества, количества и доступности воды; защита атмосферы и производства кислорода, а также поддержание климата;

- предотвращение вредного воздействия людей на окружающую среду и нарушений природного равновесия как следствие технологического развития и хозяйственной деятельности;

- обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, отдых и досуг.

В природоохранном законодательстве Хорватии определены способы осуществления экологической политики, которые заключаются в проведении мероприятий по предотвращению и устранению негативного влияния человека на окружающую среду, защите исключительно ценных объектов природы, предотвращении рисков негативного влияния на окружающую среду, стимулировании возобновляемых источников энергии, использовании наиболее эффективных в экологическом плане технологий, формировании экологического сознания в обществе посредством воспитания и образования, участии в международном сотрудничестве по защите окружающей среды, а также в публичности экологической политики.

Национальная стратегия защиты окружающей среды и Национальный план деятельности в сфере окружающей среды, принятые в Хорватии в 2002 г., наметили долгосрочные экологические цели государства и способы решения экологических проблем.

В данных документах была определена тесная взаимозависимость долгосрочных целей по защите окружающей среды с концепцией устойчивого развития и стремлением к присоединению страны к Европейскому союзу.

Переход Хорватии к осуществлению концепции устойчивого развития - как отмечалось в Национальной стратегии защиты окружающей среды - настоятельно требует включения природоохранных мер во все другие долгосрочные планы, программы и проекты. В Национальной стратегии защита окружающей среды определена как один из основополагающих факторов социально-экономического развития Хорватии на долгосрочную перспективу.

Концепция устойчивого развития Хорватии придает исключительное значение участию страны в международном экологическом сотрудничестве. Как известно, Хорватия участвует в 30 международных конвенциях, многосторонних и двусторонних договорах об охране отдельных природных объектов и ресурсов.

В соответствии с Законом о защите окружающей среды 2007 г. Хорватский сабор 20 февраля 2009 г. принял Стратегию устойчивого развития Хорватии, в которой намечен комплексный подход к охране окружающей среды на долгосрочную перспективу.

Национальная стратегия защиты окружающей среды провозгласила одной из фундаментальных идей и приоритетов в сфере окружающей среды соблюдений требований, выдвигаемых Европейским союзом в своих программах по охране окружающей среды.

Национальная стратегия защиты окружающей среды придает важное значение совершенствованию управления охраной окружающей среды на уровне органов государственной власти и местного самоуправления.

Хорватский сабор как орган представительной власти принимает законы по защите окружающей среды и природы, а также отдельных природных ресурсов и объектов. В соответствии с Конституцией Хорватский сабор определяет экологическую стратегию и долгосрочные планы по защите окружающей среды, а также заслушивает отчеты Правительства по осуществлению долгосрочной и текущей политики по защите окружающей среды.

 

§ 8. Отрасли частного права

 

Гражданское право. В Хорватии гражданское право является основой частного права. Гражданское право обозначает ту область права, которая регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому.

Гражданское право подразделяется две основные группы имущественных отношений: отношения вещного характера и отношения обязательного характера.

Следует подчеркнуть, что до 1946 г. на территории Хорватии имущественные отношения регулировались на основе Гражданского уложения 1811 г. В социалистической Югославии Гражданское уложение было заменено на отдельные гражданские, семейные и хозяйственные законы. В соответствии с Конституцией СФРЮ 1974 г. Хорватия, как и другие республики бывшей Югославии, получила право на принятие собственных законов в области гражданского права в рамках основ, устанавливаемых федерацией. Некоторые законы в области гражданского, трудового, семейного права с изменениями и дополнениями продолжали действовать после принятия Конституции Республики Хорватии от 22 декабря 1990 г. и провозглашения независимости страны в 1991 г.

В настоящее время гражданское право в Хорватии и смежные с ним отрасли права не кодифицированы. Имущественные отношения и вещные права регулируются Законом о собственности и других вещных правах от 17 октября 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями <1>. В основу данного Закона был положен федеральный Закон об основных имущественно-правовых отношениях от 31 января 1980 г. Отношения обязательного характера регулируются Законом об обязательственных отношениях от 4 марта 2005 г. <2>. С принятием данного Закона утратил силу Закон об обязательственных отношениях (1991 г.).

--------------------------------

<1> Narodne novine. 1991. N 91; 1998. N 68; 1999. N 137; 2000. N 22; 2000. N 73; 2001. N 114; 2006. N 79; 2006. N 141; 2008. N 146.

<2> Narodne novine. 2005. N 35.

 

В целях регулирования форм и методов ведения предпринимательской деятельности был принят пакет новых законов, в том числе: Закон о торговых товариществах (1993 г.), Закон о концессиях (1992 г.), Закон о банковской деятельности (1993 г.), Закон о торговле (2008 г.).

В последние годы был принят целый ряд законов, в которых учитывались положения законодательства Европейского союза и международного права. Так, были приняты Закон о торговле от 11 июля 2008 г., Закон о Хорватском народном банке от 24 июня 2008 г., Закон о концессиях от 22 октября 2008 г., Закон о рынке капитала от 18 июля 2008 г.

Одним из важнейших понятий гражданского права и гражданского законодательства является понятие субъекта права. В Хорватии гражданское право к субъектам права относит людей (физических лиц) и объединения людей или организации (юридические лица). Правовое положение физических лиц раскрывается в Законе об обязательственных отношениях от 4 марта 2005 г., Семейном кодексе от 16 июля 2003 г., Гражданско-процессуальном кодексе (полная редакция) от 11 октября 2011 г.

Правовое положение физических лиц определяется прежде всего через категории правоспособности и дееспособности. Под правоспособностью юридического лица понимается способность человека обладать гражданскими правами и обязанностями, допускаемыми законом.

По гражданскому законодательству правоспособность людей возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью или объявления его умершим на основании установленного законом безвестного отсутствия в течение определенного срока.

Под дееспособностью граждан понимается способность физического лица своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Хорватское законодательство устанавливает, что полную дееспособность гражданин приобретает по достижению им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Неполной (частичной) дееспособностью несовершеннолетних наделены лица в возрасте от 15 до 18 лет. Несовершеннолетние лица, обладающие неполной (частичной) дееспособностью, имеют право приобретать и осуществлять только те права и обязанности, предусмотренные законом.

По Закону о торговых товариществах от 29 ноября 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями ведение предпринимательской деятельности без образования юридического лица допускается в Хорватии только физическими лицами. Деятельность предпринимателей без образования юридического лица регулируется на основании предписаний о порядке ведения ремесла.

В хорватском законодательстве принято расширительное толкование ремесла как малого предпринимательства в сфере производства, торговли и оказания услуг. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о ремесле от 14 марта 2003 г. ведением ремесла считается "самостоятельное и постоянное ведение предпринимательской деятельности физическими лицами в целях получения прибыли".

Физическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, может потребовать зарегистрировать его в судебном реестре как индивидуального предпринимателя, если его валовой доход в годовом исчислении превышает установленный законом уровень.

Индивидуальный предприниматель приобретает статус предпринимателя без образования юридического лица после его занесения в судебный реестр.

В Законе о ремесле установлены следующие требования к индивидуальному предпринимателю, при соблюдении которых он может быть занесен в судебный реестр:

- наличие лицензии на ведение предпринимательской деятельности и обладание минимальным уровнем имущества, установленным законом;

- предъявление заверенного свидетельства об уровне квалификации либо о наличии высшего или среднего специального образования;

- сведения о состоянии здоровья, если это предписано законом;

- отсутствие правомочных судебных решений о запрещении заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Лицензию на ведение предпринимательской деятельности выдает компетентный орган жупании, на территории которой находится место коммерческой деятельности индивидуального предпринимателя.

Хорватское законодательство различными мерами экономической и налоговой политики стимулирует индивидуальных предпринимателей к занесению в судебный реестр.

Порядок и форму ведения реестра индивидуальных предпринимателей устанавливает министр по ремеслу, малому и среднему предпринимательству.

В хорватском гражданском и торговом законодательстве отсутствует легальное определение юридического лица. Основным направлением развития юридического лица как субъекта гражданского права является законодательная регламентация организационно-правовых форм юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности.

Наиболее полно организационно-правовые формы юридических лиц регламентируются в Законе о торговых товариществах от 29 ноября 1993 г. <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2011. N 152.

 

В соответствии с Законом о торговых товариществах юридические лица - это, прежде всего, торговые товарищества, которые самостоятельно занимаются предпринимательской деятельностью в сфере производства, оборота товаров и оказания услуг.

Одним из основополагающих признаков юридических лиц в форме торговых товариществ признается организационное единство, которое определяется законом, уставом или учредительным договором торгового товарищества.

Наряду с организационным единством, важнейшим признаком юридического лица является его имущественная обособленность, что находит свое отражение в самостоятельном балансе торгового товарищества.

Имущественная обособленность юридического лица предполагает самостоятельную имущественную ответственность юридического лица по взятым на свое имя обязательствам. Любое товарищество, являющееся юридическим лицом, несет ответственность по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Некоторые виды торговых товариществ несут не только самостоятельную, но и исключительную имущественную ответственность по заключенным ими договорам (ст. 10 Закона о торговых товариществах).

Одним из признаков юридического лица является его участие в правовом обороте от своего имени, так как каждое юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование. Фирменное наименование юридического лица регистрируется в обязательном порядке в торговом реестре или ином реестре юридических лиц.

Юридические лица могут иметь за пределами своего места нахождения филиалы или представительства, которые создаются по решению компетентного органа юридического лица в соответствии со своим уставом или учредительным договором.

В соответствии с Законом о торговых товариществах внутренние (структурные подразделения) могут выступать в имущественном обороте под одним фирменным наименованием с обязательным указанием на то, что они являются структурными единицами юридического лица (ст. 22 Закона о торговых товариществах).

Торговое товарищество и другие организации приобретают свойство юридического лица с момента регистрации в торговом или ином реестре юридических лиц.

Гражданское и торговое законодательство различают общую и специальную правоспособность юридических лиц. Закон о торговых товариществах допускает существование общей и специальной правоспособности юридических лиц. Согласно Закону о торговых товариществах юридические лица могут заниматься любым разрешенным видом деятельности, приобретать все права и брать на себя любые обязательства, если они не запрещены законом или не противоречат морали общества (ст. 32).

Порядок создания коммерческих юридических лиц регулируется Законом о торговых товариществах. Отдельные формы ведения предпринимательской деятельности устанавливаются следующими нормативными актами:

- Законом об обязательственных отношениях от 4 марта 2005 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2005. N 35.

 

- Законом о кооперации от 16 марта 2011 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2011. N 34.

 

- Законом о ремесле от 14 марта 2003 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2003. N 49.

 

- Законом о торговле от 14 июля 2008 г. <1>;

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2008. N 87.

 

- Законом об общественном питании и гостиничном обслуживании от 14 марта 2003 г. <1>.

--------------------------------

<1> Narodne novine. 2003. N 49.

 

В Хорватии к коммерческим юридическим лицам относятся: полное товарищество, коммандитное товарищество, акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Закон о торговых товариществах подразделяет коммерческие товарищества на объединения лиц (персональные товарищества) и на объединения капиталов.

К объединениям лиц (персональным товариществам) относятся полное товарищество и коммандитное товарищество. В свою очередь, объединениями капиталов считаются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Торговые товарищества различаются также в зависимости от основания учреждения юридического лица. Так, к договорным товариществам относятся полные и коммандитные товарищества, а уставными товариществами считаются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Торговые товарищества подразделяются также в зависимости от характера ответственности по долгам товарищества.

Торговые товарищества, участники которых отвечают всем личным имуществом, относятся полное и коммандитное товарищество.

Полное товарищество объединение двух или более юридических и физических лиц в целях ведения определенного вида предпринимательской деятельности под общим фирменным наименованием. В свою очередь, каждый участник полного товарищества несет неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом.

Полное товарищество приобретает статус юридического лица после его занесения в Торговый реестр регистрационным судом.

Каждый из участников полного товарищества имеет право и обязан вести дела, если договором оперативное управление делами не будет возложено на одного из них.

Оперативное управление делами полного товарищества может быть возложено на прокуриста (управляющего по доверенности).

Коммандитное товарищество представляет собой смешанную форму персональных и капиталистических товариществ, при которой один или несколько товарищей по обязательствам несут неограниченную и солидарную ответственность личным имуществом, а другие товарищи - ответственность в пределах их вклада в товарищество.

Коммандитное товарищество - объединение полных товарищей, которые несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам общества, и коммандитистов, которые берут на себя вклад в общее имущество и отвечают по его обязательствам в пределах их вклада.

Полные товарищи ведут дела общества и осуществляют его представительство во вне, в то время как коммандитисты не имеют права участвовать в управлении обществом и препятствовать полным товарищам в оперативном ведении дел. Коммандитисты отвечают лишь по обязательствам общества в пределах их вклада в общее имущество.

Юридическим лицом, ведущим предпринимательскую деятельность, являются кооперативы. По Закону кооперативы - добровольное объединение граждан для совместного занятия хозяйственной и иной разрешенной деятельностью. Кооперативы могут учредить не менее семи дееспособных физических лиц.

Имущество кооператива составляют паевые взносы, которые могут быть выражены в денежной или вещественной форме, а также в имущественных правах. Имущество кооператива, приобретенное в результате ведения предпринимательской или иной деятельности, является общей собственностью членов кооператива.

В гражданском обороте кооператив отвечает по обязательствам общим имуществом. В случае невозможности удовлетворения претензий кредиторов за счет общего имущества долги покрываются из средств участников кооператива.

Общее имущество кооператива - совместная собственность кооператива.

Член кооператива не может распоряжаться своим паем (долей) и требовать раздела общего имущества без предварительного согласия других членов кооператива.

Кооперативы приобретают статус юридического лица после их занесения в судебный реестр.

Высший орган кооператива - общее собрание членов кооператива, которое принимает правила функционирования кооператива (устав), назначает и отзывает управляющего, принимает решения о распределении прибыли и покрытии долгов, утверждает финансовый годовой отчет.

Хорватское гражданское законодательство к обществам капитала относит акционерное общество

Date: 2016-02-19; view: 814; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию