Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть. § 7. Отрасли публичного права





 

§ 7. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Конституционное право в Чехии представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих политические и экономические основы государства, правовое положение граждан, их права и свободы, государственное устройство, а также систему органов публичной власти и управления.

Согласно Конституции конституционную систему Чешской Республики составляют: Конституция, Хартия основных прав и свобод и конституционные законы.

Конституция Чехии состоит из восьми глав (113 статей): глава первая "Основные положения"; глава вторая "Законодательная власть"; глава третья "Исполнительная власть"; глава четвертая "Судебная власть"; глава пятая "Верховное контрольное управление"; глава шестая "Чешский национальный банк"; глава седьмая "Территориальное самоуправление"; глава восьмая "Переходные и заключительные положения".

Высшая законодательная власть принадлежит Парламенту, состоящему из двух палат: нижней - Палаты депутатов и верхней - Сената. В нижнюю палату входит 200 депутатов, избираемых на четыре года. Сенат состоит из 81 сенатора, избираемых на шесть лет, причем каждые два года переизбирается 1/3 сенаторов. Выборы в обе палаты производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. При этом если Палата депутатов формируется в соответствии с принципами пропорциональной системы представительства, то Сенат - по мажоритарной системе. Депутатом может стать любой чешский гражданин, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. Сенатором может быть чешский гражданин, обладающий избирательным правом и достигший 40 лет.

Внутренняя организация Парламента определяется Конституцией и регламентами палат. Обе палаты сами избирают и отзывают председателя и заместителей председателя своих палат. В качестве своих органов палаты создают комитеты и комиссии, деятельность которых регулируется законом. Согласно Конституции депутат или сенатор, являющийся членом Правительства, не может одновременно быть председателем или заместителем председателя Палаты депутатов или Сената, а также членом парламентских комитетов или иных комиссий.

Конституцией предусмотрена возможность и основания досрочного роспуска нижней палаты Президентом Республики. К таким основаниям относятся: невыражение доверия вновь назначенному Правительству, Председателя которого Президент назначил по предложению председателя Палаты депутатов; непринятие Палатой депутатов в течение трех месяцев постановления по законопроекту правительства, с обсуждением которого Правительство связывает вопрос о доверии; сессия Палаты депутатов была прервана на срок, превышающий установленный; в течение более трех месяцев Палата депутатов не была способна принимать решения, хотя сессия не прерывалась.

В случае роспуска Палаты депутатов Сенату передается право принимать акты, имеющие силу закона по вопросам, требующим безотлагательного законодательного регулирования. Исключение составляют только вопросы Конституции, государственного бюджета и его исполнения, избирательного права, международных договоров. Законопроекты в Сенат вносятся только Правительством. Принятые законодательные акты подписываются председателем Сената, Президентом и Председателем Правительства. Роспуск нижней палаты не допускается только в течение последних трех месяцев ее полномочий.

Палаты правомочны принимать решения, если присутствует не менее трети их членов. Для принятия решения необходимо согласие более половины присутствующих депутатов или сенаторов, если иное не установлено Конституцией. Принятие решения об объявлении войны или о согласии на пребывание иностранных войск на территории страны требует согласия более половины от общего числа депутатов и более половины сенаторов. Принятие конституционных законов и решений об одобрении международного договора требует согласия 3/5 присутствующих депутатов и 3/5 присутствующих сенаторов. Для принятия закона о выборах, закона о деятельности палат и их отношениях между собой, а также закона о Регламенте Сената необходимо получение одобрения каждой из палат.

Законопроекты вносятся в нижнюю палату депутатом, группой депутатов, Сенатом, Правительством или представительством территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня. Проекты законов о государственном бюджете и его исполнении вносятся только Правительством, обсуждаются на открытом заседании, а постановления по ним принимаются только Палатой депутатов.

Проект закона, принятый нижней палатой, незамедлительно передается в Сенат, который обладает правом в течение 30 дней утвердить, отклонить или возвратить в палату проект со своими поправками. Сенат также вправе принять постановление не обсуждать законопроект, в этом случае последний считается принятым.

При возврате Сенатом законопроекта Президента в Палату депутатов с поправками голосование проводится в редакции, утвержденной Сенатом, а проект закона в этом случае принимается постановлением Палаты. Однако, если палата не примет законопроект в данной редакции, проводится новое голосование по законопроекту в редакции, в которой он был направлен в Сенат. В этом случае законопроект считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Подчеркивается, что при обсуждении в Палате отклоненного или возвращенного законопроекта внесение в него поправок не допускается.

Принятый Парламентом закон передается Президенту Республики, который вправе вернуть его (за исключением конституционного закона) в течение 15 дней с момента его поступления. По возвращенному закону палатой проводится новое голосование. Внесение поправок не допускается. Если при повторном голосовании за возвращенный закон проголосовало более половины от общего числа депутатов, закон подлежит опубликованию. В противном случае закон считается непринятым.

Главой государства является Президент Республики, избираемый на совместном заседании палат Парламента сроком на пять лет. Президентом может быть избран любой чешский гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат, и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидата на пост Президента обладают не менее 10 депутатов или не менее 10 сенаторов. Установлен срок проведения выборов Президента - последние 30 дней полномочий действующего Президента. Президентом считается избранный кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов и более половины от общего числа сенаторов. Если ни один из кандидатов не набрал установленного количества голосов, в течение 14 дней проводится второй тур выборов, в котором участвуют кандидаты, получившие большинство голосов в палатах Парламента. Если Президент не избран и во втором туре, в течение 14 дней проводится третий тур; избранным считается тот из кандидатов, участвовавших во втором туре, за которого проголосовало более половины присутствующих депутатов и сенаторов. Если Президент не избран и в третьем туре, назначаются новые выборы.

Президент представляет государство вовне, заключает и ратифицирует международные договоры, является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами, назначает и отзывает Председателя и других членов Правительства; созывает сессии и распускает Палату депутатов; назначает судей Конституционного суда, его Председателя и заместителей Председателя; назначает Председателя и заместителей Председателя Верховного суда из числа его судей; назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления; назначает членов Банковского совета Чешского национального банка; назначает судей.

Согласно Конституции никто не может быть избран Президентом более 2 раз подряд. Президент не несет ответственности за выполнение своих полномочий; он не подлежит аресту, уголовному или административному преследованию. За совершение государственной измены Президент может быть подвергнут преследованию только по обвинению Сената в Конституционном суде.

Высшим органом исполнительной власти в Чехии является Правительство, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и министров. Председателя Правительства назначает Президент Республики, а по предложению Председателя Правительства Президент назначает других членов Правительства и уполномочивает их руководить министерствами или ведомствами. В 30-дневный срок после назначения Правительство должно предстать перед Палатой депутатов с просьбой о выражении доверия.

Свои постановления Правительство принимает коллегиально. В обязанности Председателя входит организация его работы, руководство заседаниями правительства, выступление от имени правительства.

В соответствии с Конституцией правительство ответственно перед Палатой депутатов и вправе просить палату о выражении доверия. Палата может выразить недоверие Правительству по предложению, внесенному в письменной форме, не менее чем 50 депутатов; для принятия решения о недоверии требуется согласие более половины от общего числа депутатов.

Нормы, определяющие конституционно-правовой статус личности содержатся в Хартии основных прав и свобод от 9 января 1991 г., которая является составной частью Конституции. Хартия состоит из шести глав: глава первая "Общие положения"; глава вторая "Права человека и основные свободы"; глава третья "Права национальных и этнических меньшинств"; глава четвертая "Экономические, социальные и культурные права"; глава пятая "Право на судебную и иную защиту"; глава шестая "Совместные положения".

В Чехии гражданам гарантируются следующие основные права и свободы: право на жизнь; неприкосновенность личной жизни; личная свобода; право на уважение своей чести, достоинства, репутации и имени; право собственности; неприкосновенность жилища; свобода передвижения и проживания; свобода мысли, совести и вероисповедания.

В качестве политических прав Хартией гарантируются свобода слова, право петиций, право на собрания, право на участие в публичных делах.

Под правами национально-этнических меньшинств понимается, что принадлежность к какому-либо меньшинству не должна никому причинять ущерб, а представители всех наций равны и имеют одинаковый объем прав и свобод.

К экономическим, социальным и культурным правам законодатель относит следующие: свободу выбора профессии; право на объединение с другими лицами для защиты своих экономических и социальных прав и свобод; право на справедливое вознаграждение за труд; право на материальную помощь (для незащищенных слоев населения); право на охрану здоровья; право на особую защиту материнства, отцовства и семьи; право на образование; право на благоприятную окружающую среду; право на защиту интеллектуальной собственности.

В главе пятой "Право на судебную и иную защиту" содержится право граждан на обращение в суд для восстановления своих нарушенных прав и свобод, при этом гарантируется равенство участников процесса. Кроме того, подчеркивается, что только суд может вынести решение о виновности лица и назначить ему наказание.

Обязанности в Конституции прямо не прописаны, но о них можно судить по одной из статей, в которой указано, что реализовать свои права и свободы гражданин может в той степени, в которой это не противоречит закону или правам и свободам других граждан.

В соответствии с Законом Чехии 1999 г. "О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики" ходатайствовать о получении чешского гражданства могут иностранцы, прожившие в Чехии на основании вида на жительство не менее пяти лет. Указанный срок проживания не является обязательным, если заявитель: родился на территории Чехии; на законных основаниях не менее 10 лет постоянно проживает на территории Чехии; в прошлом являлся гражданином Чехии или Чехословакии; был усыновлен гражданином Чехии; переселился на территорию Чехии до 31 декабря 1994 г. по приглашению правительства Чехии; является лицом без определенного места жительства или официально получил статус беженца в Чехии, с обязательным документальным подтверждением факта выхода из предыдущего гражданства и факта несовершения в последние пять лет правонарушений на территории Чехии. Такой же льготный порядок получения гражданства Чехии предусмотрен для лиц, у которых супруг(-а) или один их родителей являются чешскими гражданами.

Судебную власть в Чехии, согласно Конституции, осуществляют независимые суды. В судебную систему Чехии входит Верховный суд, высшие, областные и районные суды, Верховный административный суд. В соответствии с Законом N 6/2002 - о судах, судьях и государственном управлении судами в эту систему входят также высшие воинские суды, а в период военного положения возможно создание полевых судов. Вне системы судов общей юрисдикции находятся областные торговые суды, на которые Законом возложено ведение торгового реестра.

Верховный суд является высшим судебным органом в делах, относящихся к компетенции судов, за исключением вопросов, решение по которым выносит Конституционный суд или Верховный административный суд.

Как уже было отмечено выше, судьи назначаются в Чехии Президентом Республики. Согласно Конституции судьей может быть только безупречный гражданин, имеющий высшее юридическое образование; срок деятельности судей не ограничен. Решения принимаются судьями как коллегиально (в составе сената), так и единолично. Законом предусмотрена возможность участия граждан в отправлении правосудия. Нужно заметить, что суд присяжных существовал в Чехословакии с 1867 по 1923 г.

Конституционный контроль осуществляется Конституционным судом, который состоит из 15 судей, назначаемых Президентом Республики с согласия Сената сроком на 10 лет. Деятельность Конституционного суда регулируется Законом N 182/1993 - о Конституционном суде. Конституционный суд уполномочен принимать решения: об отмене законов, противоречащих Конституции и международным договорам; об отмене иных правовых предписаний или их отдельных положений, если они противоречат Конституции, закону или международному договору; по конституционным жалобам органов территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства; по конституционным жалобам на неправомочное решение и иное вмешательство органов публичной власти в конституционно гарантированные основные права и свободы; по жалобам на правильность избрания депутата или сенатора; о соответствии Конституции и законам решения о роспуске политической партии; по конституционному обвинению Сената против Президента Республики; о мерах, необходимых для исполнения решения международного суда, имеющего обязательный характер для Чешской Республики, если этого нельзя достичь иным способом. Решения Конституционного суда имеют общеобязательный характер.

В соответствии с Конституцией действовавшая ранее государственная прокуратура с 1 января 1994 г. была преобразована в государственное представительство, действующее в качестве системы органов, предназначенных для отстаивания интересов государства в делах, установленных Законом N 283/1993, - о государственном представительстве. Законом регулируются положение, деятельность, внутренние отношения, организация и управление государственным представительством, а также регулируется положение государственных представителей в качестве лиц, посредством которых государственное представительство осуществляет свою деятельность и регулируется деятельность Министерства юстиции.

Конституцией предусмотрено образование Верховного контрольного управления в качестве независимого органа, осуществляющего контроль за хозяйственным использованием государственного имущества. Члены контрольного управления назначаются на девятилетний срок Президентом Республики по предложению Палаты депутатов. 15 членов Управления назначаются Палатой депутатов по предложения президента Управления. В структуру Управления (помимо президента и вице-президента) входят совет, сенаты и дисциплинарная палата.

В 1999 г. Парламентом был принят Закон о создании в Чехии института омбудсмена (публичного защитника прав), избираемого Палатой депутатов. Первый омбудсмен был избран в декабре 2000 г. Это был еще один важный шаг по пути становления демократического государства, так как во многих европейских странах институт омбудсмена уже давно существовал и занимал почетное место, находясь на защите прав и свобод граждан.

Административное право. Административное право - одна из отраслей чешского публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственного управления. Административное право регулирует правоприменительную деятельность административных органов, порядок их деятельности, права и обязанности участников административного производства. Административные правоотношения характеризуются тем, что одной из сторон в них всегда является административный орган или должностное лицо, а другой стороной могут быть как государственный орган и их должностное лицо, так и физические лица. Объектами административных правоотношений в большинстве случаев является деятельность людей, их поведение, а также имущество.

Реализация норм административного права органами публичной администрации осуществляется в административном процессе, который регулируется специальным правовым актом, чтобы гражданам были обеспечены права, гарантированные Хартией основных прав и свобод (глава вторая), которая, наряду с Конституцией, составляет основы конституционного правопорядка Чешской Республики. Это означает, что государственную власть можно применять только в случаях и границах, установленных законом.

В области административного права основным источником является Закон N 500/2004 - Административный кодекс, вступивший в силу 1 января 2006 г. Его главной задачей в системе права является регулирование деятельности административных органов в процессе применения норм материального административного права - административная процедура, в ходе которой принимаются решения, на основании которых в определенном деле у конкретного лица возникают, изменяются или прекращаются права или обязанности или факт наличия или отсутствия таких прав или обязанностей у конкретного лица.

Целью принятия нового Административного кодекса явилось установление универсальных, общих для всех органов управления административных процедур, что, по замыслу законодателя, должно привести в конечном счете к устранению необоснованных различий, содержащихся в специальных законах, чтобы гражданин при "соприкосновении" с административным органом в любой сфере деятельности имел одинаковый юридический статус.

Административный кодекс регулирует деятельность органов исполнительной власти, территориальных органов самоуправления и других органов, а также юридических и физических лиц в процессе исполнительно-распорядительной деятельности. Административный кодекс состоит из семи частей. В части первой "Вводные положения" определяются предмет регулирования и основные принципы деятельности административных органов. Часть вторая "Общие положения об административном производстве" состоит из глав, посвященных административным органам, участникам административного производства, срокам и порядку их исчисления, стадиям производства, принудительному исполнению. В части третьей содержатся специальные положения об административном производстве, в части пятой - положения о публично-правовых договорах, в части шестой и части седьмой - меры общего и заключительного характера.

Уголовное право. До прихода к власти коммунистической партии в Чехословакии не существовало своего уголовного права: в Чехии использовалось австрийское Уголовное уложение 1852 г., а в Словакии - венгерское уголовное законодательство XIX в. Первый Уголовный кодекс Чехословакии вступил в силу 1 августа 1950 г. Он объединил уголовное законодательство, действовавшее на территории страны, и полностью отменил действие иностранных уголовных законов, применявшихся в Чехии или Словакии.

29 ноября 1961 г. был принят новый Уголовный кодекс (Закон N 141/1961), действующий до сих пор. Уголовный кодекс состоял из трех частей: Общей, Особенной, Переходной - и заключительных постановлений. Особенная часть открывалась главой "Преступные деяния против Республики", которая устанавливала ответственность за государственные преступления: измену, террор, диверсию, саботаж, бегство за границу и т.д. Во второй главе (самой большой по объему) речь шла о хозяйственных преступлениях. Далее шли главы о преступлениях против общественного порядка; об общеопасных преступлениях; о преступлениях, грубо нарушающих правила общежития граждан; о преступлениях против семьи и молодежи; о преступлениях против жизни и здоровья; о преступлениях против свободы и достоинства человека; об имущественных преступлениях; о преступлениях против человечества; о преступлениях против обороноспособности; о воинских преступлениях. За годы действия Уголовный кодекс неоднократно подвергался существенным изменениям.

В 1969 г. с принятием Закона об уголовных проступках, которым была введена ответственность за уголовный проступок и тем самым изменена классификация преступных деяний. Введение двух категорий преступлений привело к декриминализации части уголовных деяний и смягчению уголовной ответственности за ряд малозначительных преступлений, что явилось следствием приверженности чехословацкого законодателя к европейской уголовно-правовой традиции.

После "бархатной революции" 1989 г. в уголовное законодательство Чехословакии были внесены серьезные изменения в целях его гуманизации, декриминализированы многие деяния (например, отменена ответственность за спекуляцию). В 1990 г. был принят Закон N 200/1990 - о проступках, а категория "уголовный проступок" утратила свое место в уголовном праве Чехии. Под проступком понимается виновный деликт менее опасный для жизни общества, чем преступление. Проступок может совершить только физическое лицо.

В 1990 г. в Чехии смертная казнь была заменена пожизненным заключением, которое назначается за совершение нескольких наиболее тяжких преступлений при наличии ряда дополнительных условий. Кроме того, в качестве меры наказания были отменены исправительные работы, а позднее восстановлены общественные работы, и установлена уголовная ответственность за хранение наркотиков для собственного потребления.

В новом тысячелетии был принят Закон N 218/2003 - об ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния и ювенальной юстиции, в который были включены нормы как материального, так и процессуального уголовного права.

Более 15 лет шла работа чешских юристов над новым Уголовным кодексом, который был принят Парламентом 9 января 2009 г. (Закон N 40/2009, вступивший в силу с 1 января 2010 г.). Основным значением нового Кодекса, по мнению специалистов, является преодоление политико-правовой доктрины тоталитарного государства, достижение единства при урегулировании существующих в уголовном праве проблем, принятие на себя многих международных обязательств, а также соответствие динамике экономических, технологических и социальных изменений.

Новый Уголовный кодекс (далее - УК) состоит из трех частей. Часть первая "Общая часть" содержит 139 параграфов, в которых содержатся понятия: пределов действия УК; уголовной ответственности; обстоятельств, исключающих противоправность деяния; прекращения уголовной ответственности; уголовных наказаний; снятия судимости; особых положений об отдельных категориях преступников; определения некоторых дополнительных понятий.

В части второй "Особая часть", состоящей из 279 параграфов, по главам рассматриваются следующие виды преступлений: против здоровья и жизни; против свободы и прав охраны личности, частной жизни и тайны переписки; против человеческого достоинства в сексуальной сфере; против семьи и детей; имущественные преступления; хозяйственные преступления; преступления против промышленных и авторских прав; против окружающей среды; против Чешской Республики, иностранного государства и международных организаций; против общественного порядка; против военной обязанности; воинские преступления; преступления против человечества, против мира и военные преступления. В части третьей содержатся переходные и заключительные положения.

Новый УК содержит много изменений по сравнению с ранее действовавшим. Так, с 1 января 2010 г. возраст уголовной ответственности снижен с 14 до 13 лет. Срок лишения свободы за тяжкие преступления увеличился с 25 до 30 лет, за причинение тяжких телесных повреждений - с 8 до 12 лет, за жестокое обращение с животными - с 2 до 5 лет. Уголовно наказуемыми признаются кража компьютерных данных, а также недобросовестный тендер или картельное соглашение. За трудоустройство нелегального работника предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. При этом некоторые деяния выведены из сферы уголовной юстиции, например, выращивание небольшого количества марихуаны теперь не подлежит уголовному наказанию.

В качестве альтернативной меры наказания предусмотрен домашний арест, при исполнении которого преступнику запрещено посещать бары, пивные и рестораны, а также покидать дом с 20 до 5 часов утра.

Новый УК больше внимания уделяет охране жизни граждан, предусматривая более строгие наказания за тяжкие преступления (убийство) и более мягкие санкции за хозяйственные, малозначительные или бытовые преступления. Предусматривается возможность помещения лиц, признанных опасными рецидивистами, в изолированные от общества специальные учреждения на пожизненный срок. И наоборот, суды получили право применять наказание в виде домашнего ареста за мелкие кражи. Предполагается, что такая мера коснется примерно 4000 осужденных, содержание которых ежедневно обходится государству приблизительно в 700 крон (27 евро).

Главная новация нового УК - это выделение новой категории "правонарушений": малозначительных уголовных преступлений, наказанием за которые является лишение свободы на срок не более трех лет, и иных "преступлений", относящихся к категории более тяжких. При этом в отношении правонарушений предварительное расследование не предусмотрено, дела подлежат рассмотрению единоличным судьей в суммарном порядке.

Экологическое право. В Чехии существует развитое право окружающей среды, комплексное и отраслевое экологическое законодательство. Согласно Конституции Чехии (ст. 7) и Хартии основных прав и свобод (ст. 35) государство заботится о бережном использовании природных богатств. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на своевременную и полную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. При осуществлении своих прав никто не может причинить ущерб окружающей среде, природным ресурсам и разнообразным видам животного, растительного мира и памятникам культуры сверх норм, установленных законом.

В 1992 г. были приняты Закон об охране окружающей среды и Закон об охране природы и ландшафтов. В 1993 г. был принят Закон об экологической экспертизе, привлекший внимание общественности к окружающей среде уже на стадии прогнозирования, проектирования и конкретных производственных заданий. Речь шла об экологической экспертизе с учетом отдаленных последствий, которые могут сказаться на состоянии окружающей среды не только в каждом государстве, но и за пределами его территории.

В третьем тысячелетии в Чехии были приняты Закон о водах (2001), Закон об охране атмосферного воздуха (2002), обновлен Закон о лесах (1995). В 2008 г. был принят Закон N 167/2008 - о предотвращении и устранении экологического ущерба, содержащий понятие экологического ущерба, определяющий виды деятельности, осуществление которых потенциально связано с его причинением, устанавливающий обязанности по предотвращению возникновения и устранению уже возникшего ущерба. Данный Закон регулирует порядок финансирования соответствующих мероприятий.

 

§ 8. Отрасли частного права

 

В чешской правовой системе исторически сложился дуализм частного права, который выражается в регулировании, по сути, однотипных имущественных отношений двумя основными законами: Гражданским и Торговым кодексами. В связи с этим основными отраслями частного права в Чехии традиционно являются гражданское и торговое право, тогда как трудовое право, по мнению чешских правоведов, находится на стыке частного и публичного права.

Гражданское право. Основным источником гражданского права является Гражданский кодекс 1964 г. (далее - ГК) в редакции Закона N 509/1991, внесшего в ГК существенные изменения и дополнения. Изменения коснулись и общих положений о гражданских правоотношениях, но наиболее важные изменения коснулись раздела, регулирующего право собственности, в связи с возвратом законодателя к классической концепции права собственности и отказом от деления объектов собственности на средства производства и предметы потребления. В ГК появился ранее отсутствовавший раздел "Обязательственное право". В настоящее время ГК формально состоит из девяти частей.

В части первой "Общие положения" содержатся нормы о гражданских правоотношениях и об их охране, участниках гражданских правоотношений, о физических и юридических лицах, сделках, сроках исковой давности, а также даются определения некоторых понятий. Согласно ГК правоспособность физического лица возникает в момент рождения и прекращается со смертью. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, по достижении 18-летнего возраста. Ранее этого возраста совершеннолетие наступает только по вступлении в брак. Несовершеннолетние обладают способностью совершать только такие сделки, которые по своему характеру отвечают уровню умственной и нравственной зрелости, соответствующей возрасту несовершеннолетнего.

Физическое лицо обладает правом на охрану своей личности, в частности: жизни и здоровья, гражданской чести и достоинства, равно как и частной жизни, своего имени и высказываний личного характера. Представительство согласно ГК может быть или законным, или по доверенности. По общему правилу представитель должен действовать лично; передоверять совершение действий другому лицу он может, только если это предусмотрено правовым предписанием или доверенностью. Из сделок, совершенных другим представителем, права и обязанности также возникают непосредственно для представляемого. Вопрос о том, кто является законным представителем несовершеннолетнего ребенка, регулируется Законом о семье. Законных представителей лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными (опекунов, попечителей), назначает суд.

В ГК содержатся общие положения о статусе юридических лиц, которыми признаются: объединения физических или юридических лиц; целевые объединения имущества; единицы территориального самоуправления; иные субъекты, установленные законом. Статус торговых товариществ регулируется Торговым кодексом.

В соответствии с ГК сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение тех прав или обязанностей, которые правовые предписания связывают с волеизъявлением. Сделка должна быть совершена свободно и серьезно, определенно и понятно; в противном случае она признается недействительной. ГК определяются случаи и условия признания недействительности или оспоримости сделки. В ГК не содержится определения понятия договора, но устанавливается обязанность сторон следить за тем, чтобы при урегулировании договорных отношений было устранено все, что могло бы привести к возникновению разногласий. Регламентируется порядок заключения договора (положения об оферте и акцепте), а также определяются общие основания прекращения его действия.

Способы обеспечения договорных обязательств законодателем помещены в части восьмой "Обязательственное право" ГК. В качестве способов обеспечения долга рассматриваются: договорная неустойка, поручительство, залог, перевод права, перевод требования, гарантия, а также признание долга.

Согласно ГК погашаются по давности все имущественные права, за исключением права собственности. Право залога не может быть погашено ранее исполнения обеспеченного залогом обязательства. Не подлежат погашению за давностью также права по вкладам на сберегательных книжках или текущем счете. Общий срок исковой давности составляет три года и начинает течь со дня, когда право могло быть осуществлено впервые. Специальные сроки установлены законодателем в отношении прав, возникающих на основе договора страхования, наследования, возмещения вреда, возврата неосновательного обогащения, перевозки.

Согласно ГК предметом гражданско-правовых отношений являются вещи, поскольку это допускает их характер, права или иные материальные ценности. Кроме того, предметом гражданско-правовых отношений могут быть также квартиры или нежилые помещения. Вещи являются движимыми или недвижимыми. Недвижимыми являются земельные участки и строения, связанные с землей прочным основанием. Составной частью вещи признается все, что по ее характеру к ней относится и не может быть отделено без связанного с отделением обесценивания вещи. Специально подчеркивается, что строение не является составной частью земельного участка.

Принадлежностью главной вещи являются вещи, которые принадлежат собственнику главной вещи и предназначены для того, чтобы постоянно использоваться одновременно с главной вещью. Так, принадлежностью квартиры являются подсобные помещения и места общего пользования, предназначенные для использования вместе с квартирой.

В части второй "Вещные права" содержатся положения о праве собственности, о праве общей (совместной) собственности, о правах на чужие вещи, о праве залога и праве удержания. В ГК не содержится определения понятия вещных прав. Право собственности сводится к трем полномочиям. Собственник в рамках закона вправе владеть, пользоваться и распоряжаться предметом своей собственности. Право пользования вещью включает в себя также право пользования плодами вещи. Все собственники наделены законом равными правами и обязанностями и пользуются одинаковой правовой защитой. Аналогичным правом на защиту обладают также добросовестные владельцы. Право залога и право удержания в 2000 г. были объединены в один подраздел части второй.

Права, которые можно отнести к категории ограниченных вещных прав, законодателем Чехии объединены общим термином "вещное обременение" и помещены в подраздел части второй "Права на чужие вещи" ГК. Под вещным обременением понимается ограничение прав собственника недвижимости в пользу иного лица таким образом, что он принуждается что-то терпеть (например, чье-то присутствие), от чего-то воздерживаться или совершать определенные действия. По общему правилу права, соответствующие вещному обременению, либо связаны с собственностью на определенную недвижимость, либо принадлежат определенному лицу.

Части третья, четвертая и пятая, которыми ранее регулировалось личное пользование квартирами и земельными участками, оказание услуг, а также права и обязанности из других сделок, утратили силу еще в 1991 г. в процессе новеллизации ГК.

В части шестой ГК содержатся нормы, регулирующие ответственность за вред и неосновательное обогащение. Предваряется регулирование нормами о предотвращении угрозы причинения вреда. Далее следует раздел об общей и специальной ответственности, затем - общие постановления о возмещении вреда с определением форм ответственности, способов и размера возмещения.

В части седьмой "Наследственное право" ГК регулируется порядок приобретения наследства, наследование по закону и по завещанию, подтверждение и раздел наследства, а также защита надлежащего наследника. С принятием Закона N 115/2006 - о регистрируемом партнерстве (однополых союзах), партнеры в своих правах были приравнены к супругам, состоящим в традиционных браках. Соответствующие изменения были внесены в нормы ГК об очередях наследования (их всего четыре).

Часть восьмая "Обязательственное право" - новый раздел ГК, которого не было в прежней редакции. В качестве общих положений законодателем регулируются совместные права и обязательства, изменение содержания обязательств, перемена лиц в обязательствах, а также обеспечение и прекращение обязательств. В части восьмой регулируются отдельные виды обязательств из договоров их опосредствующих. В систему договоров, регулируемых ГК, включены договоры: купли-продажи, мены, дарения, подряда, ссуды, аренды (найма, в том числе жилищного), поручения, хранения, перевозки, посредничества, банковского вклада, ренты и некоторых другие. Следует отметить, что до 2004 г. ГК регулировался также договор страхования, который в настоящее время регулируется специальным законом (Законом N 37/2004 - о договоре страхования, принятом в соответствии с Директивами ЕС, направленными на координацию законов и подзаконных актов в области страхования).

В части девятой ГК содержатся переходные и заключительные положения.

Необходимо заметить, что семейное, жилищное и авторское право в Чехии всегда регулировалось специальными законами. Так, брачно-семейные отношения регулируются Законом 1963 г. - о семье (полная редакция - Закон N 210/1998). С принятием Закона N 115/2006 о регистрируемом партнерстве были внесены соответствующие изменения в Закон о семье, подтвердившие направленность законодателя в сторону расширения прав личности не только в рамках традиционной семьи, но и в однополых союзах. Брак заключается в гражданской и религиозной (при наличии выданного органом загса свидетельства) формах при соблюдении установленных законом условий. Такими условиями являются: взаимное согласие лиц, вступающих в брак (партнерство); достижение ими брачного возраста (18 лет); отсутствие оснований, препятствующих заключению брака. Расторжение брака возможно только по решению суда. При расторжении брака родителей несовершеннолетнего ребенка суд определяет круг их прав и обязанностей в отношении ребенка после развода. Судебное решение может быть заменено соглашением родителей. Кроме Закона о семье отношения между родителями и детьми регулируются также Законом N 359/1999 - о социально-правовой защите детей (полная редакция - Закон N 373/2006).

В соответствии с п. 1 § 125 ГК права собственности на квартиры и нежилые помещения регулируются специальными законами, а именно Законом N 72/1994 - о собственности на квартиры и нежилые помещения (полная редакция - Закон N 65/2002) и Законом N 116/1990 - об аренде жилых и нежилых помещений (полная редакция - Закон N 440/2005). Необходимо заметить, что регламентация так называемых соседских прав, а также положения об общей (долевой и совместной) собственности на недвижимость содержатся в ГК Чехии.

Интерес представляет содержащаяся в Законе о собственности на квартиры и нежилые помещения регламентация правомочий собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся членами товариществ собственников помещений. Речь идет об участии в расходах, связанных с содержанием дома, а также об установлении необходимых ограничений прав собственников на переделку и перестройку своих помещений. Закон определяет также порядок создания и деятельности товариществ собственников помещений, правомочия последних в области управления общим имуществом дома. Согласно Закону товарищество собственников помещений является юридическим лицом, в обязанности которого помимо управления делами входит также эксплуатация и ремонт общего имущества дома.

Собственники помещений по обязательствам товарищества отвечают пропорционально размеру их долей в праве общей собственности на общие части дома. В случае серьезного нарушения прав других собственников, а также неисполнения судебных постановлений, помещение собственника по заявлению товарищества или любого сособственника может быть продано судом.

Институт права собственности, несмотря на проводимые законодателем ограничения правомочий собственников в публичных интересах, остается центральным институтом частного права, что подтверждает, в частности, тенденция к постоянному развитию в Чехии механизмов регистрации прав собственности и иных вещных прав. Речь, в частности, идет о кадастрах недвижимости, торговых реестрах, реестрах залогов, реестрах завещаний, а также о реестрах брачных контрактов и иных имущественных соглашений супругов.

Основным источником регулирования авторского права как составной части права интеллектуальной собственности является Закон об авторском праве и смежных правах N 121/2000 (полная редакция - Закон N 398/2006), принятый в соответствии с Директивами ЕС. В Законе дается понятие объекта авторского права и примерный перечень видов произведений и форм их выражения, определяются субъекты авторских и смежных прав, а также устанавливается порядок возникновения и содержание исключительных прав авторов и исполнителей и срок их охраны. Согласно Закону имущественные права могут передаваться только на основании договора, в котором автор передает другому лицу право (лицензию) на использование произведения определенным или всеми способами в ограниченном или полном объеме, а приобретатель лицензии обязуется выплачивать автору вознаграждение. Договор может предусматривать передачу исключительных или неисключительных прав. Исключительными личными неимущественными правами обладает только исполнитель произведения. Солистам принадлежит право на имя, тогда как при коллективном творчестве вопрос решается по согласованию членами коллектива.

Право авторов на возмещение вреда и возврат неосновательного обогащения регулируется соответствующими нормами ГК. Размер неосновательного обогащения лица, неправомерно использовавшего произведение, составляет согласно Закону об авторском праве двукратную стоимость не полученной им лицензии.

Право промышленной собственности, включающее, в частности, право на изобретение, промышленный образец, полезную модель, топографию интегральной микросхемы и наименование мест происхождения товара, признается в Чехии составной частью права интеллектуальной собственности и относится к предмету торгового права. Охрана объектов промышленной собственности средствами частного и публичного права имеет исторические традиции. Прошедший с 1989 г. период характеризуется динамичным развитием системы законодательства о промышленной собственности, поскольку после отказа государства от административно-директивных методов управления экономикой возникла необходимость приспособить охрану объектов промышленной собственности к условиям рыночной экономики.

Начало процесса реформирования законодательства о промышленной собственности связано с принятием Закона N 527/1990 - об изобретениях, промышленных образцах и рационализаторских предложениях, которым была восстановлена патентная охрана изобретений (до тех пор существовавшая охрана изобретений авторским свидетельством была отменена), а также определены условия патентоспособности и сроки охраны патентных прав. Далее были приняты: Закон N 529/1991 - об охране топографии интегральных микросхем, Закон N 478/1992 - о полезных моделях, а также Закон 1995 г. - о товарных знаках, с принятием которого был завершен первый этап изменений законодательства в этой области.

В начале третьего тысячелетия были приняты: Закон N 207/2000 - об охране промышленных образцов, Закон N 452/2001 - об охране наименования мест происхождения товаров (в редакции 2007 г.), а также новый Закон N 441/2003 о товарных знаках.

Торговое право. Основным источником торгового права в Чехии является Торговый кодекс (Закон N 513/1991), состоящий из четырех частей. В части первой "Общие постановления" содержатся: вводные положения; нормы о предприятии, торговом наименовании, коммерческой деятельности, коммерческой тайне, коммерческой деятельности иностранных лиц, торговом реестре, бухгалтерии, а также об экономической конкуренции.

Часть вторая Торгового кодекса посвящена торговым товариществам и кооперативам. Торговым кодексом регулируется правовое положение полных, коммандитных, с ограниченной ответственностью и акционерных товариществ. Общие положения о торговых товариществах применяются и к кооперативам, к тому же и торговые товарищества и кооперативы имеют статус юридического лица. Наибольшее число изменений за все время действия Торгового кодекса было внесено законодателем в раздел об акционерных обществах. Последней новацией явилось принятие Закона N 125/2008 - о реорганизации торговых товариществ, в котором содержатся общие и для всех форм торговых товариществ условия проведения реорганизации или преобразования, а также отражены особенности их проведения применительно к отдельным организационно-правовым формам товариществ.

Часть третья "Торговые обязательственные отношения" состоит из трех глав. В первой главе содержатся общие положения о торговых обязательствах. В главе второй регулируются отдельные виды договоров: купли-продажи, кредита, депозита, подряда, поручения, комиссии, экспедиции, аренды транспортного средства, эксплуатации транспортного средства, торгового представительства, открытия аккредитива, инкассо, вложения ценных бумаг, текущего счета, обещания возмещения убытков. В третьей главе содержатся положения об обязательственных отношениях в международной торговле.

Часть четвертая Торгового кодекса содержит общие, переходные и заключительные положения.

Источниками торгового права являются также специальные законы, регулирующие различные виды правоотношений и содержащие нормы как частного, так и публичного права. В качестве примера можно привести: Закон N 26/2000 - о публичных торгах (полная редакция - N 26/ 2006); Закон N 137/2006 - о публичных заказах; Закон N 182/2006 - о банкротстве; Закон N 132/2006 - о концессиях и др.

При регулировании вопросов недобросовестной конкуренции чешский законодатель проводит строгое разграничение между правовой регламентацией недобросовестной конкуренции, нормы о которой содержатся в Торговом кодексе, и антимонопольной деятельности, которой посвящен специальный Закон N 143/2001 - о хозяйственной конкуренции.

Анализируя тенденции развития частного права в Чехии, необходимо сказать несколько слов о готовящейся реформе частного права путем создания нового Гражданского кодекса и модернизации Торгового кодекса.

Торговый кодекс 1991 г. неоднократно подвергался изменениям, но, по мнению специалистов, становился все более казуистичным и неудобным в применении, что связано с параллельным регулированием предпринимательства и Гражданским, и Торговым кодексами. Указанное обстоятельство противоречит стремлениям государств - членов ЕС к созданию привлекательной правовой среды для развития предпринимательской деятельности торговых товариществ. В качестве варианта решения указанной проблемы в Чехии рассматривается принятие специального Закона о торговых корпорациях, тесно связанного с проектом нового Гражданского кодекса.

Трудовое право. Трудовое право, согласно чешской доктрине, находится на стыке частного и публичного права. С 1 января 2007 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс Чехии (Закон N 262/2006), который пришел на смену Трудовому кодексу, регулировавшему трудовые правоотношения более 40 лет. Предметом регулирования Трудового кодекса являются трудовые отношения по найму, что предполагает исключительно личное выполнение работы работником для работодателя в соответствии с инструкциями работодателя, от его имени, за вознаграждение, в течение установленного или согласованного рабочего времени на рабочем месте или другом согласованном месте за счет и под ответственность работодателя.

Трудовой кодекс состоит из 14 частей. Часть первая "Основные постановления" состоит из пяти глав, в которых говорится: о предмете регулирования и понятии трудовых правоотношений; об участниках трудовых правоотношений; основных принципах трудовых правоотношений; о равенстве, запрете дискриминации и последствиях нарушения прав и обязанностей, вытекающих из трудовых правоотношений; договорах. Далее следуют: часть вторая "Трудовые правоотношения", часть третья "Трудовые соглашениям", часть четвертая "Рабочее время и время отдыха", часть пятая "Безопасность и охрана труда", часть шестая "Вознаграждение за труд", часть седьмая "Возмещение затрат, понесенных работником в связи с исполнением работы", часть восьмая "Препятствие в работе", часть девятая "Отпуска", часть десятая "Забота о работнике", часть одиннадцатая "Возмещение вреда", часть двенадцатая "Правомочия профсоюзных организаций и советов работников". Части тринадцатая и четырнадцатая посвящены общим, переходным и заключительным постановлениям.

Работникам и работодателям предоставлена большая свобода при оформлении трудовых отношений. Так, работодатели на основании нового Трудового кодекса могут заключать с работниками и такие договоры, которые впрямую не оговорены в нем, при условии, что последние не должны противоречить содержанию и смыслу закона. Трудовой договор по общему правилу заключается в письменной форме, однако отсутствие письменной формы его заключения не является основанием для признания договора недействительным. Наряду с трудовым договором, Трудовой кодекс также регулирует порядок заключения трудовых соглашений с внештатными работниками. Серьезное внимание уделено коллективным договорам, положению профсоюзных организаций и другим вопросам.

Согласно Трудовому кодексу содержание трудового договора может быть изменено лишь с согласия работника и работодателя. Любое изменение трудового договора должно быть оформлено в письменном виде. Трудовой кодекс предусматривает случаи, когда работодатель может перевести работника на другую работу без его предварительного согласия. В других случаях нельзя переводить работника на другую работу без его согласия. Работодатель может, например, направить своего работника в служебную командировку лишь на срок, согласованный с работником.

Работодатель вправе уволить работника по причинам, перечисленным в Трудовом кодексе. Установлен срок уведомления о расторжении договора - не ранее чем за два месяца до даты расторжения. Одновременно с этим был увеличен размер выходного пособия, которое работодатель выплачивает работнику, увольняемому в связи с тем, что работодатель не нуждается в его услугах. Вместо двойного размера такое выходное пособие составляет три среднемесячные зарплаты.

В Чехии оплата труда регулируется Трудовым кодексом. Минимальная заработная плата в Чехии составляет 7955 крон (примерно 339 евро) в месяц, а минимальная почасовая ставка - 49,10 крон (примерно 2 евро). Однако в коллективном договоре может быть установлена минимальная заработная плата, превышающая сумму законной минимальной заработной платы, установленной в Трудовом кодексе.

Согласно Трудовому кодексу максимальная продолжительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю (со следующими исключениями: 37,5 часов - для работников, занятых на подземных работах на трехсменном производстве; 38,75 часов - на двухсменном производстве). Как правило, работник имеет право на отдых в течение как минимум 12 часов между окончанием одной смены и началом следующей смены, а также на один непрерывный выходной в течение 35 часов в неделю (под неделей подразумевается семь следующих поочередно календарных дней). В случае несоблюдения правил, установленных для рабочего времени и времени отдыха, на работодателя может быть начислен штраф. После шести часов (4,5 для работников моложе 16 лет) непрерывного рабочего дня работодатель обязан предоставить работникам как минимум 30-минутный перерыв, не включенный в рабочее время. Работодатель обязан вести учет рабочего времени; записывать у каждого работника сверхурочную работу, дежурства и работу в ночное время. Сверхурочная работа, превышающая лимит 40 часов за рабочую неделю, разрешается лишь при определенных условиях и подлежит более высокой оплате.

Базовая продолжительность оплачиваемого отпуска за год составляет четыре недели в календарном году. У работников работодателей, не занимающихся торговой деятельностью, базовая продолжительность отпуска составляет пять недель, у педагогических и академических работников высших учебных заведений оплачиваемый отпуск составляет восемь недель. В коллективном договоре и внутренних предписаниях может быть установлено, что у работника работодателя, который занимается торговой деятельностью, отпуск может быть продолжен за счет дополнительных недель или дней без ограничения. Работник имеет право на полную компенсацию зарплаты за период отпуска. Кроме оплачиваемого отпуска, работник имеет право на выходные дни во время 13 дней государственных праздников, установленных специальными законами.

Наряду с Трудовым кодексом, ряд вопросов трудового права регулируется специальными законами. Речь идет, в частности: о законах, регулирующих трудовые отношения работников подразделений безопасности, государственных служащих; Законе о занятости; Законе о разрешении коллективных споров.

Судебная система и процессуальное право. Судебная система - это совокупность всех судов страны, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. В Чехии существует уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право.

В Чехословакии уголовный процесс регулировался двумя процессуальными кодексами - 1950 и 1962 гг. Основные реформы уголовной процедуры были направлены на его демократизацию, усиление правовых гарантий для обвиняемых. Ряд демократических норм, относящихся к уголовному процессу, содержится в Хартии основных прав и свобод. Так, согласно ст. 8 Хартии задержанное лицо должно быть немедленно ознакомлено с причинами задержания, подвергнуто допросу и не позже чем через 24 часа выпущено на свободу или передано суду. Судья обязан в течение 24 часов с момента передачи подвергнуть задержанного допросу и принять решение об его аресте или освобождении. Подвергнуть аресту обвиняемого можно только на основе письменно обоснованного распоряжения судьи. Статья 40 закрепляет право обвиняемого на помощь адвоката, в том числе бесплатную.

Каждый может в установленном порядке отстаивать свое право в независимом и беспристрастном суде, а в случаях, установленных законом, - в ином органе. Каждый, кто утверждает, что его права были ущемлены решением органа публичной администрации, может обратиться в суд для проверки законности данного решения. Если иное не установлено законом, из компетенции суда не может быть исключена проверка решений, затрагивающих основные права и свободы, предусмотренные Хартией основных прав и свобод.

Каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного незаконным решением суда, иного государственного органа или органа публичной администрации либо незаконной официальной процедурой. Условия и детали такого возмещения регулируются специальным Законом N 82/1998.

Никто не может быть подвергнут уголовному преследованию в связи с деянием, за которое он уже был осужден вступившим в законную силу приговором суда или освобожден от уголовной ответственности. Этот принцип не исключает применения чрезвычайных правовых средств в соответствии с законом. Наказуемость деяния определяется в соответствии с законом, действовавшим во время его совершения. Закон, принятый позднее, применяется, если он является более благоприятным для лица, совершившего деяние.

Уголовно-процессуальными нормами, содержащимися в чешском законодательстве, определяется порядок деятельности соответствующих государственных органов, в том числе на стадии предварительного расследования занимающихся расследованием преступлений и сбором доказательств; назначения и исполнение наказаний и охранных мер, а также регламентируются права и обязанности участников процесса: подсудимого, потерпевшего и иных участников процесса, чьи права этот процесс затрагивает, а именно свидетелей, защитников, экспертов, переводчиков и др.

В отличие от гражданского права, в котором большинство правоотношений осуществляются и функционируют только в материальном поле без интеграции процессуальных элементов, между чешским уголовным материальным и процессуальным правом существует более тесная связь, чем в других отраслях права, поскольку реализация материального права непременно требует процессуальных элементов. Особенно четко этот принцип отражен в Законе N 218/2003 об ответственности несовершеннолетних за противоправные деяния и ювенальной юстиции, содержащем нормы как материального, так и процессуального права.

В настоящее время в Чехии продолжает действовать Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) 1961 г. (Закон N 141/1961), который вступил в силу 1 января 1962 г. и многократно подвергался изменениям за 47 лет его существования. До ноября 1989 г. УПК подвергался шести новеллизациям, а к середине 2006 г. насчитывалось уже 38 новеллизаций, при этом шесть изменений вносились на основании решений Конституционного суда.

В настоящее время УПК состоит из пяти частей:

часть первая "Общие постановления", в которой определяются цель закона, основные принципы уголовного процесса, права и обязанности участников процесса, общие задачи уголовного процесса, порядок доказывания, порядок разрешения дел;

часть вторая "Досудебное производство", регулирующая порядок возбуждения уголовного преследования; порядок расследования; виды решений, принимаемых в предварительном производстве, а также порядок осуществления прокурорского надзора за соблюдением законности на стадии предварительного производства;

часть третья "Судебное производство", определяющая порядок предъявления обвинения, слушания дела в суде и назначения наказания;

часть четвертая "Некоторые задачи, связанные с уголовным процессом", содержащая нормы, регулирующие процедуру помилования и амнистии, а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

часть пятая "Переходные и заключительные положения" содержит названные положения.

Уголовно-процессуальным кодексом регулируется деятельность соответствующих государственных органов, целью которой является установление - на основании надлежаще выявленных и проверенных доказательств и при надлежащем обеспечении гарантированных законом прав личности - факта совершения преступления, личности преступника, возложение на него справедливого уголовного наказания или соответствующих мер безопасности, а также приведение приговора суда в исполнение.

В уголовном процессе, наряду с процессуальными органами, участвуют и другие лица, которые в зависимости от своего положения в процессе имеют разные права и обязанности. Целью уголовного процесса является также укрепление законности, предупреждение преступности, а кроме того, правовое воспитание граждан.

В настоящее время в Чехии готовится проект нового УПК.

Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) - Закон N 99/1963 является основным источником гражданского процессуального права. В нем содержится правовое регулирование гражданского процесса: искового и неискового судебного производства, мировой сделки и обеспечительного производства, а также исполнительного производства. ГПК, следовательно, является основным процессуальным инструментом, посредством которого суды предоставляют защиту нарушенным субъективным правам и иным законно охраняемым интересам физических и юридических лиц.

С учетом срока своего существования ГПК прошел через ряд новеллизаций, посредством которых в чешское право постепенно был введен ряд ранее в нем не существовавших правовых институтов. В профессиональной сфере на протяжении довольно длительного времени ведутся дискуссии о необходимости подготовки нового ГПК.

ГПК состоит из восьми частей, которые подразделяются, в свою очередь, на главы:

часть первая "Общие положения" содержит правовое регулирование компетенции судов, их подсудность, гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность участников процесса, представительство, процессуальные действия, порядок проведения очередных мероприятий и др. Положения этой части применяются ко всем последующим частям ГПК;

часть вторая "Деятельность суда перед началом производства" содержит правовое регулирование совершения мировой сделки, предварительных мероприятий и обеспечения доказательств;

часть третья "Производство первой ступени" содержит комплексное регулирование искового судопроизводства в первой ступени, а в главе пятой - Специальные положения административного процесса, названные неисковым производством;

часть четвертая "Правовые средства" содержит правовое регулирование регулярных и чрезвычайных правовых средств: апелляционная жалоба, обвинительное заключение, кассационная жалоба и дальнейшее обжалование;

часть пятая "Производство по делам, решение по которым было принято другим органом" содержит регламентацию условий, на которых можно требовать судопроизводства по делах, по которым на основании закона решения выносятся другими органами, а не судами;

часть шестая "Исполнение решения" содержит правовое регулирование исполнительного производства, включая отдельные способы исполнения решений;

часть седьмая "Иная деятельность суда" регулируется постановлением о судебном хранении;

часть восьмая "Заключительные положения" содержит названные положения.

Чешские юристы много лет ведут работу над созданием нового ГПК.

В Чехии существует еще одна ветвь процессуального права - административное процессуальное право, главным источником которого является Закон N 150/2002 - Административный процессуальный кодекс (АПК).

Кодекс состоит из трех частей. В части первой "Основные положения" подчеркивается, что АПК регулирует компетенцию и подсудность судам, действующим и принимающим решения в административном процессе, а также некоторые вопросы судоустройства и статуса судей. Кроме того, АПК регулирует деятельность судов, участников производства и других лиц в административном судопроизводстве. В административном процессе суды призваны осуществлять защиту публичных и частных прав юридических и физических лиц способом и на условиях, установленным этим законом или иным специальным законом.

В административном процессе решения принимаются областными судами и Верховным административным судом. В областных судах решения принимаются специализированным сенатом или единоличными судьями. Если не установлено иное, на судоустройство и положение судей распространяется действие общих законов (Закона N 6/2002 - о судах, судьях, заседателях, единоличных судьях в административном производстве и государственном управлении судами). В части первой есть две главы, в первой из которых рассматриваются вопросы судебной компетенции и подсудности, а во второй - отвод судей, передача дела в другой суд и дача судебных поручений.

В части второй АПК регулируется организация судоустройства, порядок формирования составов Высшего административного суда и областных административных судов в зависимости от категории административных дел.

В части третьей закрепляются процедуры административного судопроизводства, процессуальные права сторон, требования, предъявляемые к процессуальным документам, порядок обжалования принятых судебных решений.

В части четвертой АПК содержатся нормы, посвященные статусу судей административных судов.

 

Date: 2016-02-19; view: 844; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию