Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть. § 6. Отрасли публичного права





 

§ 6. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Период начала 90-х гг. XX в. был ознаменован стремлением Болгарии перейти от тоталитарной государственности к демократической, обрести самостоятельность и найти свое место в современном мире, что привело к изменению политической системы страны и преобразованию конституционного права.

Важным этапом преобразования конституционного права Болгарии стало принятие в 1991 г. ее нового Основного закона. На основе его положений были разработаны и приняты акты о различных государственных органах.

Принятию новой Конституции предшествовало преобразование прежнего законодательства, базирующегося на принципиально ином, чем социалистический, подходе к правовому регулированию общественных отношений. С принятием нового Основного закона этот процесс приобрел большую четкость и глубину.

Действующая ныне Конституция Болгарии была принята седьмым Великим Народным Собранием 12 июля 1991 г. Это четвертая по счету болгарская конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.). Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, 10 глав (169 статей) и переходных и заключительных положений, имеющий отдельную нумерацию (девять параграфов).

В преамбуле Конституции содержится заявление о верности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности, ее достоинство и безопасность; провозглашается решимость создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.

Первая глава "Основные начала", состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, закрепляет основополагающие принципы функционирования политической и экономической системы Болгарии, принципы деятельности государства в социальной сфере. Принципиальное значение включенных в эту главу норм определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются отношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности.

Вторая глава "Основные права и обязанности граждан" (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев. Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указывает, что пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этой Конституцией, за исключением тех, для которых Конституция и законы требуют болгарского гражданства.

Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства, седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.

Восьмая глава "Конституционный суд" содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такое отделение от других органов государства не случайно: тем самым законодатель подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне других органов власти.

Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей конституции, а также принятия новой конституции.

Десятая глава "Герб, печать, флаг, гимн, столица" посвящена символам государства.

Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.

Конституция Болгарии представляет собой типичный акт, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. Очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права личности, народный суверенитет и т.д.).

Болгарское государство исходит из признания естественных и неотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества. Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все граждане равны перед законом.

Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии, кроме исключительных прав и обязанностей граждан.

Конституцией признаются и гарантируются личные, политические, экономические, социальные и культурные права: на жизнь и достойное обращение; личную свободу и неприкосновенность; неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища; выбор места жительства и свободу передвижения; изучение и использование болгарского языка (является также и обязанностью); свободу совести, мысли и выбора вероисповедания; на свободу убеждений; свободу слова; свободу печати; свободу информации; избирательное право; право на собрания, митинги, создание объединений; жалобы, предложения и петиции в государственные органы, вступление в брак и воспитание детей; труд, объединение в профсоюзы и забастовку; общественное обеспечение и социальную помощь; охрану здоровья; образование; пользование культурными ценностями и развитие культуры; здоровую и благоприятную окружающую среду; право на защиту. Основные права граждан не могут быть отменены.

Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении и исполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а также в оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях.

В Болгарии стремятся создать рыночную экономику. Рыночная модель предполагает, что воздействие на экономику должно осуществляться, прежде всего, экономическими методами. От права (и, соответственно, конституции) требуется защита от произвола государства, его органов и возможных посягательств частных лиц. Конституционному регулированию рыночной экономики присуще упоминание о собственности вообще, независимо от формы, или только о частной собственности, закрепление принципа защиты собственности от посягательства, представление о свободе личности как предпосылке свободного функционирования экономики.

Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права. Ее основными целями являются национальная безопасность и независимость страны, благополучие и основные права и свободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливого международного порядка. Международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннего права страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннего законодательства, которые им противоречат.

Административное право. Действующее в настоящее время в Болгарии административное право является в значительной мере продуктом перестроечных процессов начала 90-х гг. Отказ Болгарии от социалистического пути развития, стремление обрести самостоятельность и найти свое место в современном мире привели к изменению политической системы этой страны и преобразованию административного права.

Первым важным этапом преобразования права Болгарии стало принятие 12 июля 1991 г. новой Конституции Болгарии. На основе ее положений были разработаны и приняты законы о различных государственных органах и другие важнейшие акты.

Фактически началось создание нового административного права, поскольку на основе конституционных норм были проведены кардинальные изменения организации и функционирования механизма исполнительной власти, отменялись устаревшие нормы административного права, началось создание механизма, направленного на недопущение возрождения характерных для тоталитарной государственности подходов к регулированию административно-правовых отношений. Вместе с тем следует отметить, что движение по этому пути имеет противоречивый характер, в том числе и в силу теоретической неразработанности ряда институтов.

Вторым этапом стало принятие 12 июля 2006 г. Административно-процессуального кодекса Республики Болгарии (с изм. от 31 октября 2008 г.).

К числу источников болгарского административного права можно отнести следующие:

1. Действующую Конституцию Болгарии, принятую 12 июля 1991 г. Нормы, регулирующие порядок организации и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 74, 87, 88, 98 - 100, 105 - 116, 139, 143, 144), права и свободы граждан и их гарантии в сфере государственного управления (ст. ст. 45, 51, 52, 55, 60, 61), прямо относятся к сфере административного права.

2. Законы, принимаемые Народным Собранием Болгарии.

3. Нормативные акты Совета министров Болгарии.

4. Нормативные акты министерств: правила, распоряжения, инструкции и приказы.

5. Акты областной администрации.

6. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

7. Источниками административного права, имеющими внутриорганизационный характер, служат нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений.

Действующий в настоящее время Административно-процессуальный кодекс состоит из шести частей и заключительных и переходных положений.

В части первой Кодекса содержится глава первая, которая раскрывает основные задачи данного нормативного акта:

1) издание (принятие), обжалование (изменение) и исполнение административных актов, в том числе и обжалование в судебном порядке подзаконных нормативных актов;

2) рассмотрение и разрешение жалоб и предложений граждан и организаций;

3) производство по возмещению вреда от издания незаконных актов, действий или бездействия административных органов или должностных лиц;

4) унифицирование судебной практики по административным делам;

5) исполнение административных и судебных актов по административным делам.

Уголовное право. Формирование системы уголовного законодательства Болгарии началось еще после восстановления ее независимости в 1878 г. Болгарские нормотворцы того времени придерживались европейской традиции классической школы уголовного права. В качестве образцов Уголовного закона 1896 г. были использованы венгерский, итальянский и голландский уголовные кодексы, а также проект российского Уголовного уложения.

Политические и социальные изменения послевоенного времени обусловили принятие нового уголовного законодательства. В 1951 г. был принят новый Уголовный закон, с изданием которого утратил силу Уголовный закон 1896 г. и некоторые из законов, также предусматривающих уголовную ответственность. В 1956 г. он был переименован в Уголовный кодекс. Тогда же был установлен один из важнейших принципов современного уголовного производства о невозможности применения уголовного закона по аналогии.

Некоторые последующие изменения в Уголовный кодекс 1968 г. имели целью гармонизировать болгарское уголовное законодательство с международными актами, ратифицированными Болгарией.

Ныне действующий Уголовный кодекс Болгарии, ознаменовавший полную кодификацию уголовного права и исключающий принятие в будущем дополнительных уголовных законов вне Уголовного кодекса, был принят 1 мая 1968 г.

Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть насчитывает 11 глав и 94 статьи, которые называют: основные задачи и пределы действия Кодекса; общее понятие преступления и виды преступлений; лиц, подлежащих уголовной ответственности; обстоятельства, исключающие преступность деяния; иные меры уголовно-правового характера.

Особенная часть состоит из 14 глав, 426 статей и заключительных и переходных положений.

Можно назвать некоторые из глав, вошедших в Особенную часть и описывающих составы преступлений: против республики; против прав личности, граждан; против брака, семьи и малолетних; против собственности и др.

Последние изменения и дополнения были внесены 28 апреля 2009 г.

Уголовный процесс. Болгарское уголовно-процессуальное законодательство развивалось в тесной связи с материальным правом. Первый Уголовно-процессуальный кодекс был принят в 1952 г., второй - в 1974 г. В дальнейшем в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения и дополнения, призванные гуманизировать уголовный процесс и усилить защиту прав обвиняемого. Ряд демократических принципов и норм уголовного процесса установлен Конституцией 1991 г.

29 апреля 2006 г. вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Болгарии (последние изменения от 28 апреля 2009 г.).

Кодекс состоит из 7 частей, 36 глав, 480 статей и заключительных и переходных положений.

1 июня 2009 г. в силу вступил Закон об исполнении наказаний и задержании под стражу (Закон за изпълнение на наказанията и задържането под стража), который заменил ранее действовавший Закон об исполнении наказаний.

 

§ 7. Отрасли частного права

 

Гражданское право. С принятием новой Конституции 1991 г. гражданское законодательство Болгарии подверглось глубокому обновлению, основой которых стали демократические принципы равенства всех форм собственности и свободы хозяйственной инициативы.

Отличительной чертой нормативного регулирования гражданского права Болгарии является отсутствие среди его источников Гражданского кодекса. Его заменяет ряд законов, посвященных отдельным крупным блокам гражданско-правовых отношений.

Нормы о правоспособности и дееспособности граждан, общие положения о юридических лицах содержатся в Законе о лицах и семье от 9 августа 1949 г. (изм. от 2002 г.).

Так, согласно этому Закону каждое лицо с момента рождения становится носителем определенных прав. Достигшие 18-летнего возраста приобретают полную дееспособность, а значит, могут в полной мере осуществлять принадлежащие им права и обязанности. В интересах и от имени малолетних, не достигших 14 лет, действуют их законные представители - родители и опекуны. Лица в возрасте от 14 до 18 обладают неполной дееспособностью и самостоятельно могут только совершать незначительные сделки, например мелкие бытовые, и распоряжаться своим заработком на бытовые нужды.

Закон о лицах и семье содержит лишь пять статей, регулирующих положение юридических лиц. Эти нормы имеют отсылочный характер. Общие положения говорят о том, что в Болгарии юридические лица являются носителями прав и обязанностей, которые они приобретают и осуществляют через соответствующие органы. Более полная информация о положении юридических лиц содержится в специальных законах.

Нормативное регулирование вещных прав в Болгарии осуществляется Законом о собственности от 16 ноября 1951 г. (с многочисленными последующими изменениями и дополнениями), Законом о собственности граждан от 30 марта 1973 г. (с изменениями и дополнениями), Законом о собственности и пользовании землями сельскохозяйственного назначения от 1 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями), Законом о трудовой земельной собственности от 9 апреля 1946 г. (с изменениями и дополнениями), Законом о государственной собственности от 15 мая 1996 г. Помимо названных Законов изданы Положение о порядке применения Закона о собственности граждан (утверждено Постановлением Совета министров от 2 июня 1973 г.), Положение о порядке применения Закона о собственности и пользовании землями сельскохозяйственного назначения (утверждено Постановлением Совета министров от 25 апреля 1991 г.), Положение о порядке применения Закона о трудовой земельной собственности (утверждено Постановлением Совета министров от 20 августа 1994 г.).

Обязательственные отношения основаны на Законе об обязательствах и контрактах, принятом в 1950 г. и исправленном (в последний раз) в 1996 г. Этот Закон содержит и нормы, относящиеся к Общей части гражданского права (представительство, исковая давность, условия действительности сделок и последствия их недействительности и др.).

Полностью новый массив гражданского законодательства составляют акты, направленные на развитие в стране предпринимательских отношений. Наиболее важен в этой сфере Торговый закон Болгарии 1991 г. (ред. 1996 г.).

Закон о государственной собственности различает публичную и частную государственную собственность. Публичная собственность включает в себя: объекты, являющиеся исключительной собственностью республики согласно Конституции Болгарии; имущество, предоставленное органам государственной власти для выполнения их функций; другое имущество, предназначенное для постоянного удовлетворения общенациональных потребностей посредством общего пользования. К объектам частной государственной собственности относится все другое имущество. Имущество, составляющее публичную государственную собственность, не может быть отчуждено, обременено вещными правами и приобретено по давности владения.

Статья 77 Закона о собственности устанавливает, что право собственности приобретается в результате совершения сделки, по давности владения и по иным основаниям, предусмотренным законом.

В общей форме приведенное правило относится к любым субъектам права собственности: государству, общинам, гражданам (в том числе и иностранцам), юридическим лицам; к любым объектам - движимым и недвижимым вещам.

Право собственности может быть приобретено по давности владения. Приобретательная давность для недвижимого имущества составляет 10 лет непрерывного владения. Если владение добросовестное, то указанный срок сокращается до пяти лет. Для приобретения права собственности на движимую вещь установлен срок непрерывного владения - пять лет. Течение приобретательной давности прерывается, если во владении вещью был перерыв более шести месяцев. Не могут быть приобретены по давности владения вещи, являющиеся объектами права публичной государственной или общинной собственности.

Источником возникновения права общинной или государственной собственности является обращение в доход общины (или государства) невостребованной в течение одного года утерянной вещи. Утерянная вещь поступает в собственность государства, если вознаграждение нашедшему и возмещение его расходов выплачивает государственный орган, а не общинный совет.

Приобретение движимых вещей по сделкам регулируется, главным образом, Законом об обязательствах и договорах 1950 г. Право собственности на приобретаемую по договору вещь возникает, как правило, с момента передачи вещи.

Право собственности на недвижимость возникает с момента государственной регистрации соответствующего объекта как в случаях приобретения по сделке, так и в случаях сооружения объекта. Регистрация производится в соответствии с Положением о регистрации, утвержденным Постановлением Совета министров от 13 декабря 1951 г., в книгах, которые ведет нотариус. Подлежат регистрации: все акты, которыми передается право собственности (продажа, дарение, обмен, предоставление вместо исполнения и т.д.), а также акты, которыми устанавливается, передается, изменяется или прекращается другое вещное право (право пользования, право собственности на постройку и т.д.); вступившие в силу судебные решения, которые заменяют собой перечисленные акты.

Особым объектом права собственности на недвижимость являются земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности на такие земли может принадлежать гражданам, государству, общинам и юридическим лицам. Иностранный гражданин может приобрести право собственности на участок земли сельскохозяйственного назначения только в порядке наследования по закону, но этот участок должен быть отчужден им в течение трех лет с момента открытия наследства.

Закон о собственности 1951 г., наряду с нормами, регулирующими отношения собственности, содержит правила, относящиеся к ограниченным вещным правам. Вещные права, предусмотренные Законом, на чужие вещи могут быть приобретены или установлены в результате совершения сделки, по давности владения и иным основаниям, определенным Законом (ст. 55). К таковым Закон относит право застройки на землях, принадлежащих государству или общине. Предусмотрено также право пользования с извлечением плодов и доходов от вещи. Допускается приобретение права застройки на земельном участке, принадлежащем другому лицу.

В праве Болгарии общие нормы об основаниях наступления гражданско-правовой ответственности по договору, а также об основных последствиях нарушения договора содержатся в Законе об обязательствах и договорах 1950 г. Кроме того, специальные нормы на этот счет включены в Торговый кодекс 1991 г. (ред. 1996 г.).

Болгарский Закон об обязательствах и договорах (далее ЗОД) основное внимание уделяет обязательствам из договоров, посвящая всего 10 статей (ст. ст. 45 - 54) обязательствам из причинения вреда. Тем более необходимо провести разграничение между договорной ответственностью и ответственностью по обязательствам из причинения вреда. В случаях причинения вреда ответственность возникает независимо от правоотношений, существовавших между лицами. При неисполнении договорного обязательства ответственность представляет собой трансформацию долга, принятого на себя должником и не исполненного им. Возмещение, составляющее основное содержание договорной ответственности, заменяет главное предоставление, предусмотренное договором, либо его восполняет.

Статья 79 ЗОД, говоря об ответственности должника, указывает: "Если должник не исполнит в точности обязательства, то кредитор имеет право требовать исполнения обязательства вместе с возмещением за просрочку или требовать возмещения за неисполнение".

Ответственность за неисполнение договорного обязательства по ЗОД Болгарии наступает при наличии определенных условий: факта неисполнения, имущественных последствий неисполнения для кредитора, причинной связи между неисполнением и убытками, вины должника.

Неисполнение обязательства может состоять в несовершении должником действия, составляющего предмет обязательства, или совершение этого действия с недостатками. При этом недостатки в совершении действия могут быть разнообразны, как разнообразны действия, составляющие предмет обязательства. Разграничивается понятие неисполнения и ненадлежащего исполнения обязательства. Несмотря на множество вариантов ненадлежащего исполнения обязательств, ЗОД специально упоминает лишь нарушение должником срока исполнения (ст. 79).

В результате неисполнения договорного обязательства кредитор может понести убытки. Согласно ст. 82 ЗОД возмещение охватывает положительный ущерб в имуществе и упущенную выгоду, если они являются прямым и непосредственным последствием неисполнения обязательства должником. При этом возмещение выплачивается при условии, что последствия неисполнения обязательства могли быть предвидены должником при возникновении обязательств.

Ответственность без вины наступает в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 306 Торгового кодекса Болгарии на должника по обязательствам, возникшим из торговых сделок, возлагается повышенная ответственность; освобождение от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства возможно только в том случае, когда неисполнение обусловлено действием непреодолимой силы. Если же обстоятельство, квалифицируемое как непреодолимая сила, наступило после просрочки исполнения, то оно не освобождает должника от ответственности. Такой высокий уровень ответственности за неисполнение договорных обязательств часть третья Торгового кодекса Болгарии, принятая 18 сентября 1996 г., вводит для торговых сделок, к которым отнесены сделки, совершаемые коммерсантом в связи с его предпринимательской деятельностью. Торговый кодекс специально регулирует: торговую продажу, договор лизинга, договор комиссии, договор перевозки, договор страхования, банковские сделки, вексель, чек, хранение в публичном складе, лицензионный договор.

Освобождение от ответственности за неисполнение договорного обязательства по ст. 307 Торгового кодекса Болгарии возможно на основании решения суда. По иску одной из сторон суд вправе изменить или прекратить договор в целом или в части, если наступили такие коммерческие обстоятельства, которые стороны не могли и не должны были предвидеть, и сохранение договора противоречило бы требованиям справедливости и добросовестности.

По законодательству Болгарии на должника, не исполнившего договорного обязательства, возлагается имущественная ответственность в ее традиционных формах. Поэтому ст. 79 ЗОД постановляет, что, если должник не исполнит обязательство, кредитор приобретает право требования исполнения с одновременным взысканием возмещения за просрочку или потребовать возмещения убытков, вызванных неисполнением. В случае, когда кредитор выбирает возмещение убытков, должник может предложить ему исполнение обязательства с возмещением за просрочку при условии, что кредитор еще имеет интерес в исполнении. Таким образом, выбор между требованием об исполнении в натуре и денежным возмещением понесенных убытков принадлежит кредитору. Предметом исполнения может быть действие, не связанное тесно с личностью должника, т.е. совершить его может не только должник, но и третье лицо. В этом случае, если должник не исполняет обязательства, кредитор вправе требовать разрешить совершение указанного действия за счет должника (ст. 80 ЗОД).

По денежным обязательствам ответственность должника ограничивается взысканием узаконенного процента, размер которого устанавливается Советом министров.

Размер возмещения, выплачиваемого должником, не исполнившим обязательства, кредитору, определяется в соответствии с размером причиненного имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный ущерб в имуществе кредитора и его упущенная выгода (ст. 82 ЗОД). Кредитор обязан доказать наличие ущерба и его размер. Возмещение упущенной выгоды вызывает определенные трудности, так как возникает необходимость принимать во внимание обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем. Вероятность возникновения в будущем обстоятельств, в связи с которыми кредитор мог бы получить выгоду, никогда не может быть стопроцентной. Поэтому элемент неопределенности всегда будет присутствовать в соответствующих решениях.

Согласно ст. 87 ЗОД кредитор вправе отказаться от договора, если должник не исполняет лежащей на нем обязанности по своей вине. При этом кредитор дает должнику соразмерный срок для исполнения с предупреждением, что по истечении срока будет считать договор расторгнутым. Кредитор может односторонне расторгнуть договор и без предоставления должнику времени для исполнения, если исполнение стало невозможным в целом или в части, так как в связи с просрочкой должника утратило интерес для кредитора либо обязательство следовало выполнить только в обусловленный срок.

В соответствии со ст. 87 ЗОД, если должник по единому двустороннему договору не исполняет обязанности по причине, за которую несет ответственность, кредитор может расторгнуть договор после предоставления должнику соразмерного срока для исполнения с предупреждением, что по истечении этого срока будет считать договор расторгнутым. Если договор заключен в письменной форме, то и предупреждение должно быть в письменной форме. Кредитор может заявить о расторжении договора и без предоставления должнику срока для исполнения в случае, если исполнение стало невозможным полностью или частично либо бесполезно для кредитора, либо его следовало произвести в точно согласованное время. В двусторонних договорах при погашении обязательства одной стороны невозможностью исполнения договор расторгается в силу закона. Если невозможность исполнения оказывается частичной, другая сторона может потребовать соответствующего уменьшения своего обязательства или судебным порядком добиваться расторжения договора в связи с отсутствием интереса в частичном исполнении (ст. 89 ЗОД). Если обязательства сторон основываются на одном и том же правоотношении, должник может отказывать кредитору в удовлетворении до получения встречного исполнения (ст. 90 ЗОД).

Наследственные отношения регулируются Законом о наследовании от 29 января 1949 г. (действует с изменениями 1950, 1985 и 1992 гг.).

В 1990-е гг. заново создана правовая база для отношений интеллектуальной собственности (Патентный закон 1993 г. и Закон об авторских и смежных правах 1993 г.).

Наследственные отношения регулируются Законом о наследовании от 29 января 1949 г. (действует с изменениями 1950, 1985 и 1992 гг.).

В 1990-е гг. заново создана правовая база для отношений интеллектуальной собственности (Патентный закон 1993 г. и Закон об авторских и смежных правах 1993 г.).

Среди других важных актов о предпринимательстве - Закон о кооперативах 1991 г. (ред. 1996 г.), Закон об экономической деятельности иностранцев и защите иностранных инвестиций 1992 г., Закон о концессиях 1995 г., Закон о ценных бумагах, фондовых биржах и инвестиционных компаниях 1995 г.

Новой для Болгарии отраслью является законодательство о борьбе с недобросовестной конкуренцией. Первым нормативным актом стал Закон о защите конкуренции от 2 мая 1991 г. Во исполнение ст. 2 Закона создана независимая Комиссия по защите конкуренции.

Семейно-брачные отношения в Болгарии регулируются Семейным кодексом, который был принят в 1985 г. и исправлен в 1992 г.

В соответствии с новыми рыночными принципами перестраивается и трудовое право Болгарии. Так, Закон о разрешении коллективных трудовых споров 1990 г. создал правовую основу проведения забастовок. Существенные изменения внесены в Трудовой кодекс 1986 г. (в декабре 2008 г.).

Процессуальное право. Гражданский процессуальный кодекс был принят 1 марта 2008 г.

Кодекс состоит из семи частей, 59 глав, 633 статей и заключительных и переходных положений.

Судебная система. Основы судебной системы определены в Конституции Республики Болгария, согласно которой судебная власть является независимой ветвью власти, призванной защищать права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства. Более детально эти положения прописаны в Законе о судебной системе 1994 г.

Правосудие осуществляется от имени народа. В систему судебных органов входят: Верховный кассационный суд; Верховный административный суд; апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и специальные суды, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (например, Внешнеторговый арбитражный суд Торгово-промышленной палаты Болгарии, Государственный арбитражный суд).

В решении должностных вопросов в судебной системе Болгарии большую роль играет специальный орган - Высший судебный совет, который, по сути, является административным органом судебной власти. Он состоит из 25 членов, юристов высокой квалификации, 11 из которых избираются в рамках судебной системы, 11 - из числа членов Национального Собрания, а трое являются членами в силу закона, например Генеральный прокурор. Высший судебный совет назначает, повышает, понижает, перемещает и освобождает от должности судей, прокуроров и следователей; предлагает кандидатуры на должности председателя Верховного кассационного суда, председателя Верховного административного суда и Генерального прокурора для назначения.

Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами; Верховный административный суд - надзор за точным и единообразным применением законов в административном правоприменении. Он выносит решения по спорам о законности актов Совета министров, министров и некоторым другим актам, указанным в законе.

Председатели Верховного кассационного, Верховного административного судов и Генеральный прокурор назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Республики по предложению Высшего судебного совета сроком на семь лет без права повторного избрания. Президент не может отказать в назначении или освобождении от должности, если предложение направлено повторно.

Прокуратура соответствует структуре судебных органов. Генеральный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство деятельностью всех прокуроров. Согласно Конституции (ст. 127) прокуратура следит за соблюдением законности, а именно: 1) привлекает к ответственности лиц, которые совершили преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера; 2) осуществляет надзор за исполнением уголовно-правовых и других принудительных мер; 3) предпринимает действия по отмене не соответствующих закону актов; 4) в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах.

Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам возложено на адвокатуру, которую Конституция (ст. 134) определяет как "свободную, независимую и самоуправляющуюся". Ее организация и деятельность определяются Законом об адвокатуре 1991 г.

Специализированным органом конституционного контроля в Болгарии является Конституционный суд (КС), учрежденный в 1991 г. Его статус регулирует глава 8 Конституции и Закон о Конституционном суде 1991 г. В решении от 16 декабря 1993 г. КС указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти.

Конституционный суд состоит из 12 судей, 1/3 которых избирается Народным Собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается на общем собрании судей Верховного кассационного и Верховного административного судов. Мандат судей КС длится девять лет. Состав Суда обновляется каждые три года всеми формирующими его инстанциями.

Полномочия КС определены в Конституции, согласно которой он: 1) дает обязательные толкования Конституции; 2) выносит решения по искам об установлении неконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов Президента; 3) решает споры о компетенции между Народным Собранием, Президентом и Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными органами; 4) выносит решения о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгарией международных договоров (до их ратификации), как и о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, одной из сторон которых является Болгария; 5) выносит решения по спорам о конституционности политических партий и союзов; 6) выносит решения по спорам о законности выборов Президента и вице-президента; 7) выносит решения по обвинениям, выдвинутым Народным Собранием против Президента и вице-президента; 8) выносит решения по спорам о законности выборов народных представителей.

Решения Конституционный суд принимает большинством голосов всех судей.

 

Date: 2016-02-19; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию