Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 1. Романо-германское правовое сообщество 3 page
Имел два солнца, так что видно было, Где Божий путь лежит и где мирской. Потом одно другое погасило; Меч слился с посохом, и вышло так, Что это их, конечно, развратило И что взаимный страх у них иссяк. Взгляни на колос, чтоб не сомневаться; По семени распознается злак... Не видишь ты, что церковь, взяв обузу Мирских забот, под бременем двух дел Упала в грязь, на срам себе и грузу" <1>. -------------------------------- <1> Данте. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 106. 114; 127 - 129.
Данте часто обращался к идее права. "Всякий, кто имеет в виду благо республики, - писал он, - имеет в виду цель права" <1>. -------------------------------- <1> Он же. Монархия. С. 245.
Цель права достигалась посредством справедливых законов. Раскрывая суть законов, он отмечал, что если они не направлены ко благу тех, кто находится под их защитой, то они являются законами "лишь по имени, на деле же таковыми быть не могут. Ведь законам надлежит связывать людей друг с другом ради общей пользы" <1>. -------------------------------- <1> Там же.
Право должно было скрепить и основы будущей всемирной монархии. "Империя, - подчеркивал Данте, - есть правовое установление, охватывающее всю область светского права" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 266.
Данте призывал соблюдать "честность перед законом" <1>. -------------------------------- <1> Он же. Пир. С. 188.
Это предполагало требовательное и вместе с тем бережное отношение к нему. В частности, он писал: "То, что может быть определено законом, никоим образом не следует предоставлять усмотрению судьи, и это нужно делать из опасения алчности, легко совращающей умы человеческие" <1>. -------------------------------- <1> Он же. Монархия. С. 234.
Вместе с тем он подчеркивал, что жизнь законов зависит не только от их содержания, но и от тех, кто их применяет. "Законы есть, Но кто же им защита? Никто; ваш пастырь жвачку хоть жует, Но не раздвоены его копыта; И паства, видя, что вожатый льнет К благам, будящим в ней самой влеченье, Ест, что и он, и лучшего не ждет. Ты видишь, что дурное управленье Виной тому, что мир такой плохой, А не природы вашей извращенье" <1>. -------------------------------- <1> Он же. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 58. 105.
Исправить действующие законы, вдохнуть в них новую жизнь можно было только верой в Христа. Она учила видеть "не цвет, а свет" <1>, проникать в суть тех явлений бытия, которые лежали в основе мироздания. Об этом Данте рассказывал так: -------------------------------- <1> Данте. Божественная комедия. Рай. Песня 10. 42.
"Разум, данный каждому из вас, В смысл вечной справедливости вникая, Есть как бы в море устремленный глаз: Он видит дно, с прибрежия взирая, А над пучиной тщетно мечет взгляд; Меж тем дно есть, но застит глубь морская. Свет - только тот, который восприят От вечной Ясности; а все иное - Мрак, мгла телесная, телесный яд. Отныне правосудие живое Тебе раскрыл я и вопрос пресек, Не оставлявший мысль твою в покое" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Песня 19. 58. 69.
Данте верил в возможность создания на земле мира "вечной справедливости" по образу Царства Небесного. Но для этого необходимо было искоренить пороки, рожденные людьми. И это было самой сложной задачей: "Теперь уже никто Добра не носит и личину: Зло и внутри, и сверху разлито. Но укажи мне, где искать причину: Внизу иль в небесах? Когда пойму, Я и другим поведать не премину". Он издал вздох, замерший в скорбном "У!", И начал так, в своей о нас заботе: "Брат, мир - слепец, и ты сродни ему, Вы для всего причиной признаете Одно лишь небо, Словно все дела Оно вершит в своем круговороте. Будь это так, то в вас бы не была Свободной воля, правды бы не стало В награду за добро, в отмщенье зла. Влеченья от небес берут начало, - Не все; но скажем даже - все сполна, - Вам дан же свет, чтоб воля различала Добро и зло, и ежели она Осилит с небом первый бой опасный, То, с доброй пищей, победить должна. Вы лучшей власти, вольные, подвластны И высшей силе, влившей разум в вас; А небеса к тому и непричастны. И если мир шатается сейчас, Причиной - вы..." <1>. -------------------------------- <1> Данте. Божественная комедия. Чистилище. Песня 16. 58. 83.
Иными словами, каждый человек с его пороками, столь ярко описанными Данте в одном из величайших творений человеческого духа - "Божественной комедии". К вопросам государства и права, порокам общественного устройства обращались не только "повелители дум", но и неизвестные авторы сказаний, песен, поучений и новелл. Так, "Книга новелл и изящных благородных речений" (народная книга Италии начала XIV в.) подчеркивала, что государство существует долго только тогда, когда его подданные живут праведно, не поступаются справедливостью и подчиняются законам государства, когда правители не возводят свою волю в закон <1>. -------------------------------- <1> См.: Новеллино. М., 1984. С. 133, 134.
Примечательны следующие строки "Сборника народных преданий о Тиле Уленшпигеле" (впервые издан в Германии в 1478 г.): "Высокие господа, папы, кардиналы, епископы, император, короли, князья, советники, правители, судьи во всех городах и весях (спаси их Господь!), в нынешнее время смотрят сквозь пальцы на то, что законно или незаконно, и это порой зависит от денежных даяний. А вот о прежних временах пишут, что господа и князья, сколько их было, все имели обыкновение изучать право и читать юридические книги, вот почему в ту пору и не случалось никакого беззакония" <1>. -------------------------------- <1> Прекрасная Магелона. Фортунат. Тиль Уленшпигель. М., 1986. С. 223.
Литература Средневековья формировала новый духовный мир, который, в свою очередь, воздействовал на право. Механизм этого явления на примере "народных книг" раскрыл Ф. Энгельс: "Народная книга призвана развлечь крестьянина, когда он, утомленный, возвращается вечером со своей тяжелой работы, позабавить его, оживить, заставить его позабыть свой тягостный труд, превратить его каменистое поле в благоухающий сад; она призвана обратить мастерскую ремесленника и жалкий чердак измученного ученика в мир поэзии, в золотой дворец, а его дюжую красотку представить в виде прекрасной принцессы; но она также призвана, наряду с Библией, прояснить его нравственное чувство, заставить его осознать свою силу, свое право, свою свободу, пробудить его мужество, его любовь к отечеству" <1>. -------------------------------- <1> Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 344.
Новое правосознание проявлялось преимущественно в форме обычаев - основного источника средневекового права, который отражал уровень духовного и художественного развития наций. Поэтому в нем так часто звучали поэтические строки. Так, в собрание обычаев земли фризов (XII в.) была включена следующая норма: "Все жители Фризии, рожденные и еще не рожденные, будут полностью свободными, пока ветер дует с небес и кричит ребенок, трава зеленеет и цветы цветут, пока солнце встает и земля стоит" <1>. -------------------------------- <1> <http://www.i-friesland.com/history.html>
Законы в Средние века принимались редко. Их роль повышается только в эпоху Возрождения. Обращаясь к этой теме, М. Блок писал: "Повсюду судьба юридического наследия зависела от одного авторитета - обычая, единственного в то время живого источника права, и государи, издавая законы, старались каждый по-своему его толковать" <1>. -------------------------------- <1> Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 115.
И только со второй половины XIII в. роль письменных источников права повышается во многом под влиянием классического римского права. Наиболее яркими актами нового права стали уставы (хартии) городов и провинций, в которых были закреплены права, дарованные королевской властью либо завоеванные ими в борьбе за свободу. Об одном из них - новых законах Флоренции 1292 г. - летописец Дж. Виллани рассказывал: "Для их исполнения и охраны было решено, кроме шести приоров, управляющих городом, назначать по очереди от каждой сестьеры раз в два месяца, как и приоров, гонфалоньера правосудия, чего ранее никогда не было. Знамя справедливости вручалось в церкви Сан Пьеро Скераджо, куда по звону набата собирался народ... Еще по сестьерам избрали тысячу горожан, которые имели своих знаменосцев от отдельных кварталов, на каждое знамя приходилось по пятьдесят пехотинцев. Все они должны были иметь оружие, щиты и латы с гербом в виде креста и в случае беспорядков по команде гонфалоньера собираться ко дворцу приоров, чтобы выступить против грантов. Позднее число выборных пехотинцев дошло до двух, а впоследствии до четырех тысяч" <1>. -------------------------------- <1> Джованни Виллани. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997. С. 223.
Именно в это время складываются обычаи торгового оборота; принимаются акты, регулирующие земельные отношения, правовой статус сословий и цеховых образований. Во многом они формировались под влиянием римского права, возрожденного усилиями ученых-правоведов Италии и Франции, Испании и Португалии, Германии и Австрии.
§ 3. Рецепция римского права
Третий источник романо-германского права, который отражен в самом его названии, - римское право. После падения Римской империи ее судьбу должно было разделить и римское право. Но в нем было столько жизненных сил, что даже после смерти оно продолжало существовать, влияя на многие законодательные акты государств, созданных на руинах Римской империи. Первыми в конце V - начале VI в. были эдикты остготских королей, римский закон бургундов (Lex Romana Burgundionum) и Бревиарий, или краткий римский закон Аларика II (Breviarium Alaricianum). Наибольший интерес вызывает закон Аларика, принятый в 506 г. и регулировавший жизнь римского населения Франции и Испании. По сути, это была первая систематизация римского права, совершенная за 30 лет до кодификации Юстиниана и не многим уступавшая ей. Сопоставляя эти два документа, блестящий русский историк права П.Г. Виноградов отмечал, что "оба они распадаются на те же три основных подразделения: институции, общее право (jus) и законоположения (leges). Первая часть заключает в себе вводное обозрение для начинающих; вторая - правовые доктрины, сформированные авторитетами юриспруденции, и третья - указы последних императоров" <1>. Но в отличие от кодификации Юстиниана положения Бревиария были переработаны, чтобы он служил "чисто практическим, а не ученым целям" <2>. -------------------------------- <1> Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 2010. С. 7. <2> Там же. С. 7.
Последующие светские кодификации римского права шли в основном по линии многочисленных сокращений и искажений первоначальных норм. В результате они стали уступать многим варварским правдам (в частности, Lex Romana Curiensis конца VIII в.). Более совершенными были церковные кодификации, например Римский канонический закон IX века (Lex Romana canonice compta). Возрождение классического римского права начинается только в конце XI в., когда в Равенне, Болонье, Провансе, Ломбардии, а вслед за тем во Франции, в Испании, Германии приступают к систематическому изучению Кодекса Юстиниана <1>. -------------------------------- <1> Кодекс Юстиниана был создан в период с 529 по 534 г. и включал в себя три части: собственно Кодекс, содержавший указы римских императоров; "Дигесты" (или "Пандекты), в которых содержались цитаты и отрывки из произведений римских юристов, и "Институции" - краткий учебник по праву. Четвертая часть - "Новеллы", содержавшая новые указы византийских императоров, появилась позднее. Все части Кодекса имели силу закона.
Существует много легенд об обретении чудом сохранившихся копий этого акта. Но в них мало правды. Скорее всего, они просто пылились на полках монастырей и городских архивов, пока их не вернул к жизни призыв папы Григория VII к обновлению всех устоев государственной и общественной жизни. Возрождению римского права способствовало многое. В условиях раскола христианского мира оно стало символом утраченного единства. Как отмечал Рене Давид, это было право "блестящей цивилизации, простиравшейся от Средиземного моря до Северного, от Византии до Бретани, вызывавшей в душе современников похожее на ностальгию чувство единства, утраченного христианским миром" <1>. -------------------------------- <1> Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 56.
В нем видели воплощение разума, давно ставшего редкостью в условиях интеллектуального и нравственного оскудения средневекового общества. Оно давало ответы на многие вопросы, которые оставались неразрешенными на протяжении многих веков, - о природе и организации королевской власти, о роли и полномочиях аппарата управления, о правах и обязательствах сторон в сложных правовых отношениях. При этом римское право отличалось большой гибкостью. Оно, как отмечал Ф. Савиньи, было всегда готово к обновлению форм конституционного устройства и правовых решений <1>. -------------------------------- <1> См.: Savigny F. The Vocation of Our Age for Legislation and Jurisprudence. Birmingham, 1986. P. 48.
Восприятию римского права способствовало также то, что его язык - латынь - не был утрачен, но стал языком Римской католической церкви, а также средством научного и международного общения. Важно также подчеркнуть, что Кодекс Юстиниана был документом не языческого, а христианского права. В его текст были инкорпорированы нормы, не противоречившие христианским канонам. Он получил благословение церкви и был введен в действие главой христианской и, что важно подчеркнуть, единой империи. Определенное значение имело еще одно обстоятельство, отмеченное профессором А.Х. Саидовым: "Когда в средневековой Европе господствовало натуральное хозяйство, а производство для рынка и торговля не имели широкого распространения, не было нужды и в римском праве. Но как только промышленность и торговля - сперва в Италии, а позже в других странах - развили дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Римское право - классическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность. Именно это обусловило возможность приспособления римского права к развивающимся в недрах средневековой Европы товарно-денежным отношениям" <1>. -------------------------------- <1> Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 250.
Таким образом, можно отметить, что никакой иной законодательный акт прошлого не соответствовал задачам общественного и политического обновления так, как Кодекс Юстиниана. Поэтому неслучайно, что именно он стал предметом столь широкого и тщательного изучения во многих университетах Западной Европы. Вместе с тем увлечение римским правом имело не только позитивное, но и негативное значение. Римское право освещало институт крепостной зависимости (аналога института колонов), ввело усложненные процессуальные формы и, что самое главное, стало практически недоступным для восприятия большей части населения, не знавшей ни латыни, ни усложненных древнеримских правовых норм. Неслучайно на протяжении многих веков оно вызывало яростные возражения со стороны не только простых людей, но и многих юристов. Первых ученых, изучавших римское право, называли глоссаторами от греческого слова glossa ("язык"). Первоначально это слово обозначало объяснение незнакомых слов. Позже оно стало использоваться в более широком контексте комментирования текстов. Основателем школы глоссаторов в 1084 г. стал Ирнерий, профессор Болонского университета. Первые комментарии глоссаторов были написаны на полях либо между строк старинных рукописей, содержавших фрагменты римского права. В дальнейшем они стали публиковаться в отдельных изданиях. Наиболее известной стала работа флорентийца, профессора Болонского университета Аккурсия, в которую вошло около 96 тысяч глосс (издана примерно в 1230 г.) <1>. -------------------------------- <1> Рене Д. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 57.
Появляются научные трактаты по римскому праву. Одним из первых стал трактат "Извлечения Петра" (Exceptiones Petri), созданный во второй половине XI в. на юге Франции - в Провансе в целях разъяснения сложных вопросов права. Эта цель в прологе к трактату была сформулирована следующим образом: "Так как даже наиболее сведущим в знании права ученым невозможно прийти к определенному заключению относительно многих и различных видов казусов, по причине всякого рода сомнительных случаев, то да позволено будет нам выяснить результаты юридических решений и контроверз путем исследования сущности естественного и гражданского права" <1>. -------------------------------- <1> Цит. по: Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 24.
В Болонье было составлено несколько учебников, в которых содержалось не только толкование норм римского права, но и достаточно целостное изложение общих принципов права. Так, автор учебника Suma Trecensis ("Тройской суммы знаний") указывал, что законы должны толковаться гуманно, таким образом, чтобы был сохранен их общий смысл и они не расходились со справедливостью; что предписания закона должны исполняться лишь тогда, когда они совпадают с требованиями справедливости <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 39.
Мощные центры правовой науки сформировались в Ломбардии, в частности в Павии, а также в Равенне, долгое время конкурировавшей с Болоньей. В XIV в. на смену глоссаторам приходит новая школа - постглоссаторов, которая первоначально сложилась в Монпелье, Орлеане и на юго-востоке Франции, а впоследствии укоренилась в Париже. Она ставила задачу практического применения вновь обретенного римского права. Первым наиболее значимым научным трудом стал трактат "Кодекс" (Lo Codi), появившийся в Провансе примерно в середине XII в. и служивший пособием для судей. Тем же целям служила составленная в Орлеане (примерно в 1260 г.) и основанная главным образом на римских источниках "Книга правосудия и тяжб" (Le livre de justice et de plaid). Нормы римского права сохранялись и во многих кутюмах (обычаях), действовавших в разных частях Франции, о чем свидетельствуют такие компиляции обычаев, как Ордонансы Людовика Святого (Etablissement de Saint Louis) и Кутюмы Бовези (Coutime de Beauvaisis), написанные великим юристом Франции Бомануаром. Наиболее глубоко римское право повлияло на решение общих вопросов охраны прав и процессуальных форм ее осуществления. Вопреки устоявшемуся мнению следует подчеркнуть, что итальянская правовая школа сохраняла ведущие позиции в движении постглоссаторов. Так, Бартол (1313 - 1357 гг.), самый известный из постглоссаторов, чьи комментарии к Кодексу Юстиниана (Corpus Jiras Civilis) были признаны доктринальным источником не только в Италии, но и во многих других государствах <1>, работал и преподавал только в итальянских университетах - в Болонье, Перудже и Пизе. Представителем итальянской школы был и другой великий постглоссатор, ученик Бартола - Бальдус (1327 - 1400 гг.), читавший лекции в Перудже, Болонье, Пизе, Флоренции, Падуе и Павии и написавший много классических работ, в частности комментарии к Собранию законов о феодах (Libri Feudorum). -------------------------------- <1> В частности, в Статутах 1427 и 1433 гг. Испании и в Статуте 1446 г. Португалии было установлено, что мнения Бартола считаются обязательным доктринальным толкованием в тех случаях, когда молчат источники римского права и комментарии Аккурсия.
Западноевропейские, и прежде всего итальянские, университеты сыграли огромную роль в развитии права. По некоторым оценкам, только в одном Болонском университете право одновременно изучали до 10 тыс. человек не только из разных городов Италии, но и многих государств и княжеств Западной Европы: Франции, Германии, Англии, Испании, Фландрии и других <1>. -------------------------------- <1> См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 160.
Обращаясь к этой теме, Г. Берман писал: "Воспитанные в духе новой юридической науки, новые поколения университетских выпускников поступали на службу в канцелярии и другие учреждения возникавших в то время церковных и светских политий и становились советниками, судьями, адвокатами, администраторами, составителями проектов законов. Они прилагали свои знания для того, чтобы придать стройность и связность растущему множеству правовых норм, помогая таким образом вылепить новые правовые системы из материала старых правовых порядков, которые прежде были почти совершенно растворены в общественном обычае и политических и религиозных институтах" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 124.
Следует также подчеркнуть, что именно университеты закладывали фундамент будущего единства романо-германского сообщества права. Право преподавалось там "как четко очерченный и систематизированный свод знаний", как наука, в которой юридические решения и законодательные акты изучались и объяснялись с точки зрения принципов и истин, общих для всей системы в целом <1>. -------------------------------- <1> См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 124.
Раскрывая значение римского права, великий немецкий ученый Р. Иеринг писал: "Три раза Рим диктовал миру законы, три раза приводил народы к единству: в первый раз, когда римский народ был еще в полной своей силе, - к единству государства; во второй раз после того, как этот народ уже исчез, - к единству церкви; в третий раз - вследствие усвоения римского права в Средние века - к единству права; в первый раз - внешним принуждением - силою оружия, два другие раза - силою духа" <1>. -------------------------------- <1> Иеринг Р. Значение римского права для нового мира. СПб., 1875. С. 3; Он же. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 1.
И дело было не только в заимствовании каких-либо отдельных норм, хотя оно, конечно, имело широкое распространение. Значительно более существенным было то, что римское право "произвело полный внутренний переворот, преобразовало все наше юридическое мышление" <1>. -------------------------------- <1> Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. С. 4.
Наиболее глубокий след оно оставило в сфере частного права, в основу которого была положена идея о том, что "индивидуальное право не обязано своим существованием государству, но существует в силу своего собственного полномочия, несет свое оправдание в самом себе" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 70.
В дальнейшем эта идея послужила основой для деления романо-германского права на частное и публичное. Столь же глубоким было воздействие юридической техники. По словам Иеринга, это был тот крепкий, несокрушимый фундамент, на котором было возведено "образцовое произведение юридического искусства, подобного которому мир не знает, здание такой законченности и крепости, что почти тысячу лет спустя чужие народы снова отворяют его запертые двери, чтобы там устроить свои аудитории и судилища" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 72.
Конечно, необходимо сделать оговорку. Рецепция римского права не была тотальной либо повсеместной. Она осуществлялась с переменным успехом и с разной степенью полноты: более широко в Италии, Испании, в южных провинциях Франции и менее глубоко в центральных и северных частях Европы - в Германии, Австрии, во Фландрии. Многое зависело от уровня развития национального или местного права. Обращаясь к этой теме, П.Г. Виноградов писал: "Там, где, как в саксонских землях, крайнему партикуляризму и неопределенности юридических норм было оказано национальное противодействие, германское право показало себя способным развиваться самостоятельно" <1>. -------------------------------- <1> Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. С. 82. Речь, в частности, идет о таком великом памятнике законотворчества, как Саксонское зерцало.
При этом отметим, что в Германии рецепция римского права не была продолжительной. Она началась в конце XV в. и уже через несколько десятилетий была прервана Реформацией, одним из лозунгов которой был отказ от римского права. В частности, было выдвинуто требование: "Все доктора права должны быть устранены, и правосудие должно твориться по закону Моисея, потому что не годится людям пользоваться лучшим законом, чем тот, который возвещен Богом" <1>. В дальнейшем рецепцию римского права сдерживали те обычаи, которые сложились в немецких землях и к концу XVIII в. нашли мощную поддержку со стороны исторической школы права. -------------------------------- <1> Там же. С. 93.
Рецепция римского права сдерживалась и более глубинными процессами. С конца XVI в. в Центральной и Южной Европе наступило время застоя, природу которого на примере поэтического искусства блистательно раскрыл Й. Хейзинга: "Мы видим всеобщее бессилие сочинить что-либо новое; происходит лишь обработка, модернизация старого материала. Наступает передышка в мышлении; творческий дух завершил построение здания Средневековья и еле ворочается от усталости. Повсюду запустение и увядание. Люди взирают на мир в отчаянии, все движется вспять, душу гнетут уныние и тревога" <1>. -------------------------------- <1> Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 329.
Но это было только затишье перед великими революциями, в огне которых родилось новое право.
§ 4. Революционное правотворчество
Век великих преобразований, который начался с Реформации в Германии, Голландии и Англии, едва не разрушил систему романо-германского права. Самой заметной потерей стало отделение системы общего права, которое стало развиваться в Англии и подвластных ей владениях в рамках другой правовой традиции. Дальнейший раскол романо-германской традиции права был предопределен еще более мощным революционным взрывом - Великой Французской революцией. Вряд ли уместен какой-либо подробный обзор предпосылок изменения общественного сознания, подготовивших коренные изменения в общественном и государственном устройстве Франции. Нет необходимости и в подробном изложении истории революционного законодательства, сложной, переменчивой, полной драматических страниц. Это предмет отдельной темы. Поэтому обратимся непосредственно к тем актам, которые определили дальнейшее развитие романо-германской традиции права. Первой в их ряду стоит Декларация прав человека и гражданина. Она была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г. на основе проекта аббата Э. Сийеса. Это был документ удивительно мощной энергии, в котором явственно проступали черты нового права - и по содержанию, и по форме изложения норм. Было бы неправильно пересказывать содержание Декларации прав человека и гражданина. Любое изложение ее текста не даст возможности ощутить то вдохновение, которое придало ей особую силу. Поэтому лучше, если читатель сам вдумчиво ее прочтет и прислушается к дыханию ее ритмичных и чеканных строк. "Представители Французского Народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что невежество, забвение прав Человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности Правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права Человека... Date: 2016-02-19; view: 595; Нарушение авторских прав |