Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Романо-германское правовое сообщество 1 page





 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в романо-германскую семью входят правовые системы многих государств Западной, Центральной и Южной Европы, в том числе Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Румынии, Франции, Швейцарии.

Они во многом предопределили развитие сопредельных правовых систем славянского, скандинавского, латиноамериканского и общего права и оказали заметное влияние на другие правовые сообщества, в частности исламской и синтоистской традиций права.

Поэтому так важно проследить особенности его становления и развития, проходившего под воздействием таких сил, как религиозные ценности, традиции римского права, народный дух и революционное правотворчество.

 

§ 1. Влияние теологии права

 

Первым источником романо-германского права стали религиозные ценности, воплощенные в Священном Писании, наставлениях теологов, нормах канонического права. Неслучайно один из самых ярких представителей формирующейся правовой науки, Грациан, утверждал, что законы и законодательные акты князей должны подчиняться церковным законам и актам <1>. Такие же идеи обосновывали Блаженный Августин, Ансельм, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, другие великие средневековые теологи и правоведы.

--------------------------------

<1> См.: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 148.

 

В их представлении римский папа был не только главой церкви, но, как подчеркнул французский исследователь Г. Ле Бра, и "вселенским законодателем, власть которого ограничивало только естественное и абсолютное Божественное право" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1998. С. 105.

 

Практически повсеместно во главе королевских ведомств и канцелярий стояли церковники. Например, во Франции эта традиция была нарушена только в 1298 г., когда король Филипп Красивый отдал государственные печати светскому рыцарю. Обращаясь к этой теме, французский историк М. Блок писал: "Нельзя недооценивать того факта, что решения сильных мира сего подчас подсказывались и всегда выражались людьми, которые при всех своих классовых или национальных пристрастиях принадлежали по воспитанию к обществу, по природе универсалистскому и основанному на духовном начале. Нет сомнения, что они старались напоминать властителям, поглощенным суетой мелких местных конфликтов, о более широких горизонтах" <1>.

--------------------------------

<1> Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 143.

 

Да и сам народ был глубоко верующим. Как писал М. Блок, "картина судеб человека и Вселенной, которую рисовали себе люди Средневековья, почти полностью умещалась в рамках христианской теологии и эсхатологии западного толка" <1>. В то время, как отмечал блистательный голландский философ и историк Й. Хейзинга, "жизнь была проникнута религией до такой степени, что возникала постоянная угроза исчезновения расстояния между земным и духовным" <2>. И хотя религиозность народа была во многом поверхностной, христианская вера укрепилась в нем прочно <3>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 145.

<2> Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 170.

<3> Там же. С. 191.

 

Конечно, роль католической церкви не была однозначной. Были и великие подвиги служения человечеству (примером тому служат деяния Франциска Ассизского) <1>, и мракобесие гонений на инакомыслящих и иноверных. Были удивительные проявления милосердия и любви и чудовищные преступления, вызванные властолюбием, корыстью, другими порочными страстями. Были попытки остановить либо повернуть развитие общества вспять и преобразовать его на подлинных началах христианства.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.И. Лафитского "Воскресение права. Часть первая. Дни созидания (сокращенное авторское издание)" включена в информационный банк согласно публикации - "Адвокат", 2007, NN 1, 2, 3.

 

<1> См.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. Часть вторая. В мире распятого Христа. М., 2008. С. 80 - 88.

 

Рамки этой книги не дают возможности раскрыть все грани влияния католической церкви на жизнь западноевропейских государств. Поэтому мы остановимся только на одной теме - воздействия церкви на духовное содержание и философию права, что во многом предопределило развитие романо-германской семьи права. И прежде всего речь идет о наследии двух великих теологов прошлого - Блаженного Августина и Фомы Аквинского.


Блаженный Августин (354 - 430 гг.) создавал свои великие творения в тяжелые годы крушения Римской империи. Варвары захватывали один город за другим. В 410 г. пал Рим. Его разграбили готы под предводительством Аларика.

Это было наказание Божие. В этом Августин не сомневался. И, подобно библейским пророкам, он пытался предупредить о новых бедах <1>, вызванных тем, что Римская империя превратилась в "нечестивый град и народ неверных" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Блаженный Августин. О свободной воле (De Libero Arbitrio, 395 г.); Симплицию (Ad Simplicianum 396 г.) и др. Анализ этих произведений см.: Saint Augustine // Stanford Encyclopedia of Philosophy // <http://plato.stanford.edu/entries/augustine>.

<2> Блаженный Августин. О Граде Божием. Минск-М., 2000. С. 1085.

 

В Римской империи не было истинной справедливости. А "где нет истинной справедливости, там не может быть и права. Ибо что бывает по праву, то непременно бывает и справедливо. А что делается несправедливо, то не может делаться и по праву. Нельзя считать и называть правом несправедливые постановления людей" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 1042, 1043.

 

Дополняя этот тезис, он высказал суждение, которое и сейчас, по прошествии многих столетий, не утратило своей остроты: "Где нет истинной справедливости, там не может быть и совокупности людей, соединенных взаимно согласием в праве; следовательно, не может быть и народа... а если нет народа, нет и дела народного, а есть дело какой-нибудь толпы, недостойной имени народа. Таким образом... отсюда несомненно следует, что где нет справедливости, там нет республики" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Наиболее постыдным было положение дел в судах. "Невинный выходит из суда, - отмечал Августин, - не только неотмщенным, но и осужденным, не имея сил бороться с неправдой судьи или опровергнуть ложные свидетельства, а злодей, его противник, наоборот - не только безнаказанным, но и торжествующим над ним... Обремененный преступлениями окружен общественным уважением, а человека безупречного скрывает мрак неизвестности" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 1061.

 

Вместе с тем на вопрос, примет ли в этом мраке общественной жизни честный и мудрый человек должность судьи, Августин, без колебаний, отвечал: да, примет, поскольку "его привязывает, его влечет к этой должности человеческое общество, изменить которому он считает преступлением" <1>.

--------------------------------

<1> Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1016.

 

В Риме, в других государствах того времени справедливости не было. Поэтому Августин сравнивал их с "большими разбойничьими шайками". Впрочем, и разбойничьи шайки он уподоблял государствам. "Они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону" <1>.


--------------------------------

<1> Там же. С. 165.

 

"Разбойничьим" государствам Августин противопоставил христианскую идею всемирного Града Божия - "единственного истинного, нерукотворного вечного города" <1>.

--------------------------------

<1> Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина // Библиотека "Вехи". <http://www.vehi.net/etrubeckoi/avgustin>.

 

Идея Града Божия красной нитью проходила через многие труды Августина. Впервые он сформулировал ее в 389 - 391 гг. <1>. Десять лет спустя возвышенный образ этого Града он описал так:

--------------------------------

<1> Подробнее см.: O'Donnell J.J. Augustine. City of God // <http://ccat.sas.upenn.edu/jod/augustine/civ.html>.

 

"Не знаю, что вернее назвать "небом небес для Господа", как не эту обитель Твою, эти чистые умы, единые и согласные, в нерушимом мире святых духов созерцающие сладость Твою, без единого поползновения уйти, - этих граждан Града Твоего на небесах выше нашего неба" <1>.

--------------------------------

<1> Блаженный Августин. Исповедь. М., 2006. С. 348.

 

Такой же град необходимо было создать на земле. Этой цели и был посвящен самый значительный труд его жизни - "О Граде Божием".

Объясняя замысел этой книги, он писал: "Я поставил своей задачей защитить Град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, "живя верою" (Аввак. II, 4), так и в той вечной жизни, которую сейчас он "ожидает в терпении" (Рим. VIII, 25), веря, что "суд возвратится к правде" (Псалом XCIII, 15)" <1>.

--------------------------------

<1> Он же. О Граде Божием. С. 3.

 

Августин всегда подчеркивал противоположность начал града земного и Града Божьего. Если в первом правят цари земные, то во втором - сам Христос, его единственный "Основатель и Правитель". Этот Град Августин называл республикой, поскольку он "народное дело". Только в нем царит истинная справедливость, и только там по праву могут звучать слова Писания: "Славное возвещается о тебе, Град Божий" (Псалом LXXXVI, 6) <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 89.

 

Многое отличает град земной от Града Божьего.

Первый живет по плоти, другой - по духу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 659.

 

Созданы они разными "родами любви: земной - любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный - любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе" <1>.

--------------------------------


<1> Там же. С. 703.

 

Первый из них отражает все пороки человека. Второй являет собой "образ Града Небесного" <1>, одна часть которого странствует на земле <2>, как "искупленный Град... собор и общество святых" <3>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 708.

<2> Там же. С. 457.

<3> Там же. С. 456.

 

Земные царства стремятся уничтожить Град Божий. В этой борьбе сила всегда на их стороне. Но чем чаще они применяют ее, тем сильнее становится Град Божий. Он "достигает будущего величия путем настоящего уничижения и воспитывается побуждениями страхов, муками скорбей, тягостью подвигов, опасностью искушений, находя радость только в надежде" <1>, в надежде обрести Царство Небесное.

--------------------------------

<1> Там же. С. 980.

 

Эта "награда, - вдохновенно рассказывал Августин, - ожидает святых, терпящих здесь поношения за Град Божий, ненавистный приверженцам этого мира. Тот Град вечен. В нем никто не рождается, потому что никто не умирает. В нем истинное и полное счастье не богиня, а дар Божий. Оттуда получили мы залог веры, обнадеживающий нас в то время, пока, странствуя, мы вздыхаем о красоте его. Там не восходит солнце над добрыми и злыми, но солнце правды сияет одним только добрым" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 245, 246.

 

Различны цели земных царств и Града Божия. Если первые стремятся к собственному величию либо владычеству "в земном мире" <1>, то Град Божий ставит своей целью спасение каждого человека, поскольку он "как буква в предложении, представляет собою своего рода элемент государства, как бы обширно оно ни было" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 716.

<2> Там же. С. 164.

 

Поэтому и правители Града Божия "управляют не из желания господствовать, а по обязанности заботиться, и не из гордого своего начальственного положения, а из сострадающей предусмотрительности" <1>, допускающей при необходимости применение мер наказания "словом, или бичом, или другим справедливым и дозволенным родом наказания, насколько это допускает человеческое общество, ради пользы самого укрощаемого" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 1033.

<2> Блаженный Августин. О Граде Божием. С. 1035, 1036.

 

Впрочем, принуждение - мера исключительная. Она не нужна для тех людей, которые "живя по Богу, страшатся и желают, скорбят и радуются. А так как любовь их безукоризненна, то безукоризненны у них и все эти душевные расположения. Боятся они вечного наказания, желают вечной жизни... боятся грешить, желают оставаться непоколебимыми, скорбят о грехах, радуются о делах добрых" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 671.

 

Град Божий, писал Августин, открыт для всех. Он "призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что... направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 1038.

 

Воспевая Град Божий, Блаженный Августин вместе с тем призывал к совершенствованию земного.

Он наставлял правителей: "Мы называем христианских государей счастливыми, если они управляют справедливо, если окруженные лестью и крайним низкопоклонством не превозносятся, но помнят, что они люди; если употребляют свою власть на распространение почитания Бога и на служение Его величию; если медлят с наказаниями и охотно милуют; если сами эти наказания употребляют как необходимые средства для управления и охранения государства, а не для удовлетворения своей ненависти к врагам; если осуществляют помилование не для того, чтобы оставить неправду безнаказанной, а в надежде на исправление; если суровые приговоры смягчаются милосердием и благотворительностью; если обстановка и образ их жизни тем скромнее, чем более они могли бы быть роскошными; если они желают больше господствовать над дурными наклонностями, чем над какими бы то ни было народами, и делают все это не из желания какой-либо пустой славы, а из любви к вечному счастью; если не пренебрегают приносить Богу за грехи свои жертву смирения, сожаления и молитвы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 263, 264.

 

С еще большей страстью он призывал простых людей вести праведную жизнь и избавляться от своих пороков.

"Мы грешим, - отмечал Августин, - по двум причинам: либо не зная, что нужно делать, либо зная, не делаем то, что должны сделать" <1>.

--------------------------------

<1> Блаженный Августин. Enchiridion (Настольная книга о вере, надежде, любви). Глава XXII // <http://www.ccel.org/a/augustine>.

 

Главной причиной греховного падения человека было забвение ценностей христианства. Сердца христиан зачерствели. Они стали "каменными" потому, что в них не было доброй воли <1>. Они стали "низменными" потому, что их обуяла гордыня <2>.

--------------------------------

<1> См.: Блаженный Августин. О благодати и свободной воле. Глава 29 // <http://www.newadvent.org.fathers/1510htm>.

<2> См.: Он же. О Граде Божием. С. 683.

 

Дорога к спасению была в смиренном благочестии. "Вот дорога, по которой возвращаются" к Богу, который очищает нас от злых навыков и разрешает нас от "цепей, которые мы сами надели на себя" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Он же. Исповедь. С. 64.

 

Но, главное, человек должен был хранить верность христианским ценностям веры, надежды, любви <1>.

--------------------------------

<1> См.: Он же. Enchiridion. Глава XXX.

 

Тогда и земной град мог стать "образом Града Божьего" <1>.

--------------------------------

<1> Он же. О Граде Божием. С. 708.

 

Многие идеи Блаженного Августина развил Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.), великий теолог Средневековья, первый из 33 учителей католической церкви <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография В.И. Лафитского "Воскресение права. Часть первая. Дни созидания (сокращенное авторское издание)" включена в информационный банк согласно публикации - "Адвокат", 2007, N N 1, 2, 3.

 

<1> Подробный очерк об учении Фомы Аквинского см.: Лафитский В.И. Воскресение права. Часть первая. Дни созидания. Часть вторая. В мире распятого Христа. М., 2008. С. 230 - 271.

 

В его эпоху общество было больно многими болезнями, рожденными от греховной жизни людей. И он искал в законах - вечных, естественных, Божественных и человеческих - то средство, которое могло исцелить его.

Вечный закон, утверждал Фома Аквинский, невозможно познать. Это дано "только тем благословенным, кто может видеть Бога в Его Сущности". Но вместе с тем каждое разумное существо знает о нем по его отражению и воспринимает его как неизменную истину <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 93. Раздел 2.

 

К естественному закону Фома Аквинский относил то, к чему человек склонен по природе <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Раздел 4.

 

Первым проявлением естественного закона стало стремление человека к самосохранению. Второе его проявление - стремление к продолжению рода. Третье проявление - стремление к благу, в том числе через познание Бога и жизнь в человеческом обществе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 94. Раздел 2.

 

В своем развитии естественные законы постоянно наполняются новым содержанием, не меняя своих начал <1> и включая все моральные предписания <2> и все акты добродетели <3>.

--------------------------------

<1> Там же. Раздел 5.

<2> Там же. Вопрос 100. Раздел 1.

<3> Там же. Вопрос 94. Раздел 3.

 

Цель естественных законов - позволить людям стать "разумными существами, способными к ответной любви, связанными совместными трудами на жизненном поприще, неразлучными в благополучии и болезни, сохраняющими верность дружбе при любых поворотах судьбы" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 20. Раздел 2.

 

Фома Аквинский был убежден, что каждый человек способен к добродетели. Главное было научить его делать добро осознанно, целеустремленно, из твердых и непоколебимых принципов <1>, руководствуясь прежде всего своей совестью.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 100. Раздел 9.

 

Опорой вечных и естественных законов был разум человека. Но он был несовершенен. Поэтому человеку был дан Божественный закон. Он приходил на помощь не только в тех вопросах, где разума было недостаточно, но и в тех вопросах, где человеческий разум мог воспрепятствовать Божественной воле <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 99. Раздел 2.

 

Первый Божественный закон был ниспослан через Моисея, чтобы направлять жизнь человека в его отношениях с сообществом людей <1>. Благодаря этому закону задолго до появления царей, правителей, судей человек "точно знал, что он должен делать и чего он должен избегать" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 100. Раздел 5.

<2> Там же. Вопрос 91. Раздел 4.

 

Как и любой закон, Божественный закон побуждает человека соблюдать его веления. И никто не может быть освобожден от его исполнения, "если на то не будет воли Бога либо того человека, которому Он может дать для этой цели такое право" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 97. Раздел 4.

 

Этот закон, писал Фома Аквинский, исполнен мудрости, ибо "невозможно, чтобы Бог желал что-либо, что не было одобрено Его мудростью". Вместе с тем это закон справедливости, поскольку воля Бога справедлива и правосудна. Она "дает каждой вещи то, что относится к ее природе и условиям бытия" <1>.

--------------------------------

<1> Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопрос 21. Раздел 1.

 

Более того, по убеждению Фомы Аквинского, все предписания Божественного закона определяются одной целью - справедливостью, поскольку "любая совместная жизнь людей основана на справедливости" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Часть 2. Книга 1. Вопрос 100. Раздел 2.

 

Справедливости противостоит несправедливость. Это "особое зло по отношению к такому особому объекту, как общее благо, которое оно презирает; вместе с тем это общее зло, имеющее собственные цели, поскольку презрение к общему благу может вести ко всем видам зла" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 59. Раздел 1.

 

В обществе, основанном на справедливости, не могло быть "рабской подчиненности", при которой "подчиняющий использует субъект подчинения исключительно ради собственной выгоды". В справедливом же обществе действует иная, экономическая или гражданская, подчиненность, при "которой подчиняющий использует субъект подчинения ради их общей выгоды и блага" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Часть 1. Вопрос 92. Раздел 2.

 

Требование справедливости обусловливало существование в обществе частной собственности. По мнению Фомы Аквинского, она необходима в силу многих причин. Во-первых, в силу того, "что каждый человек более бережно заботится о том, что принадлежит ему одному, а не всем вместе, а также потому, что он будет лениться и оставлять другим делать то, что касается общих дел сообщества, как это происходит в тех случаях, когда много слуг. Во-вторых, потому что дела людей организуются более правильно, если каждый человек проявляет заботу о своих делах; если такой заботы нет, возникают недоразумения, вызванные тем, что каждый должен следить за какими-то предметами, не имея к ним интереса. В-третьих, поскольку безопасность государства обеспечивается в большей степени тогда, когда человек доволен тем, что он имеет... Споры возникают чаще там, где предметы собственности не разделены" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Часть 2. Книга 2. Вопрос 66. Раздел 2.

 

Собственность была одним из самых действенных средств обеспечения благосостояния общества. Общество "тем более совершенно, чем более оно может обеспечить себя жизненно необходимым" <1>. Поэтому Фома Аквинский призывал воспользоваться теми средствами Ветхого Завета, которые были направлены на сохранение и приумножение собственности <2>.

--------------------------------

<1> Он же. О правлении государей. Книга 1. Глава 1.

<2> См.: Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 2.

 

Вместе с тем Фома Аквинский убеждал установить пределы ее накопления. "Должна, - доказывал он, - соблюдаться умеренность при распределении общих благ" <1>. Иначе будет разрушено такое начало общества, как справедливость.

--------------------------------

<1> Там же. Книга 2. Вопрос 61. Раздел 1.

 

Раскрывая все новые и новые грани справедливости, Фома Аквинский указывал, что справедливость требует своевременной и полной оплаты труда. Прежде всего это касается тех "рабочих, которые предлагают свой труд внаем, будучи бедными людьми, зарабатывающими кусок хлеба на день... иначе у них не будет еды" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 2.

 

Справедливость запрещает ростовщичество, потому что "брать проценты за деньги, данные в долг... означает продажу того, чего нет, и ведет к неравенству, противоречащему справедливости" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 78. Раздел 1.

 

Справедливость не позволяет продавать товар по цене выше справедливой цены, "поскольку это обман ближнего, причиняющий ему вред" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 77. Раздел 1.

 

Наконец, справедливость предписывает, чтобы адвокаты, врачи брали за свой труд "умеренную плату, должным образом учитывая положение лиц, характер дел, затраты труда и обычаи страны" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Книга 2. Вопрос 71. Раздел 4.

 

Фома Аквинский понимал, что средства обеспечения справедливости Ветхого Закона не были универсальными. "Обязательство соблюдать справедливость действительно является единым. Но определения того, что является справедливым и несправедливым согласно человеческим либо Божественным институтам, различается в зависимости от того, в каком состоянии находится человечество" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Книга 1. Вопрос 104. Раздел 3.

 

С пришествием Христа прежний Ветхий Закон был заменен Новым Законом, но не потому, что Ветхий Закон не был хорошим <1>, а потому что изменился сам человек <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 98. Раздел 1.

<2> Там же. Вопрос 91. Раздел 5.

 

Многое, отмечал Фома Аквинский, отличает Новый Закон от Ветхого Закона. В отличие от Ветхого Закона, он не высечен в камне, а "начертан в сердцах" <1>. Поэтому его называют законом любви <2>.

--------------------------------

<1> Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 2. Книга 1. Вопрос 105. Раздел 1.

<2> Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

 

Его называют также законом веры, поскольку он исходит от той благодати, которая вложена в души верующих <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Вместе с тем это закон подлинный, потому что подлинное обнаруживается в Христе <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Раздел 2.

 

И наконец, Новый Закон - это закон свободы. В отличие от Ветхого Закона, который регламентировал "в примитивной форме" многие вопросы повседневной жизни, Новый Закон оставил все на усмотрение человека. "Каждый, - писал Фома Аквинский, - волен решать, что он должен делать и чего избегать, и каждый правитель решает, какие указания он должен давать своим подданным о том, что делать и чего избегать" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

 

Свобода ограничивается только одним - любовью к правде, благодаря которой человек удерживается от греха <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 107. Раздел 1.

 

Таким был путь, предначертанный в Нагорной проповеди Христа. В ней Фома Аквинский видел "полное описание того, какой должна быть жизнь христиан" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Вопрос 108. Раздел 1.

 

Новый Закон не остается неизменным. Он подвергается постоянным "переменам в зависимости от разных мест, времен и лиц, а также от того, насколько человек полон благодатью Святого Духа" <1>.

--------------------------------







Date: 2016-02-19; view: 654; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.065 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию