Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть 5 page. Такого же рода несоответствие обнаружилось при решении в УПК вопроса об участии общественного элемента (заседателей) в деятельности суда по рассмотрению





Такого же рода несоответствие обнаружилось при решении в УПК вопроса об участии общественного элемента (заседателей) в деятельности суда по рассмотрению уголовных дел. В Конституции Польши этот вопрос решен не до конца: ее ст. 182 постановила только, что участие граждан в отправлении правосудия регулируется отдельным законом. Из такой формулировки можно не так уж много извлечь, кроме того, что полное отстранение граждан от отправления правосудия все-таки недопустимо. Все остальное отдавалось на усмотрение законодателя, в том числе: какую форму получает это участие, в каких судах оно применяется и по каким категориям дел. Такое конституционное решение этого далеко не второстепенного вопроса отразило, по мнению ряда польских юристов, недоброжелательность большой части судейского сообщества к заседателям, которых нередко рассматривают как пятое колесо в телеге, требующее к тому же значительных расходов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Waltos S. Op. cit. P. 6; blizej zob: Lawnicy. Rezultaty badan empirycznych. Warszawa, 1994. S. 2 - 11.

 

Надо заметить, что в 1995 г., еще при действии прежнего УПК 1969 г., участие заседателей в рассмотрении уголовных дел было значительно ограничено. Но верхом пренебрежения к этому институту уже в наше время стала новелла от 15 марта 2007 г., ограничившая их участие в уголовном процессе только рассмотрением дел о тяжких преступлениях (zbrodnia). В итоге заседатели в 2007 - 2008 гг. приняли участие в рассмотрении лишь 0,6% от общего числа уголовных дел в стране. Почему это происходит, никто не может объяснить, ибо нужда в заседателях есть, особенно на уровне районных судов, где многие судьи имеют сравнительно небольшой стаж работы по юридической профессии.

3. Нормы УПК сохранили в основном прежнюю модель подготовительного (предварительного) производства, гарантирующую прокурору ключевую роль в этой стадии процесса. Расширившийся объем судебного контроля за прокурорскими решениями, о котором упоминалось выше, этой роли не уменьшил в существенной степени. Скорее, наоборот: передача суду функции вынесения огромного большинства решений по частным жалобам освободило прокурора от бремени окончательного решения весьма спорных вопросов, оставляя в его руках лишь руководство ходом предварительного производства по делу, принятие решений по поводу сбора и исследования доказательств и надзор за проведением следственных действий, проводимых органами полиции и госбезопасности. Правда, эта вовсе не маловажная роль прокуратуры не нашла никакого отражения в Конституции, тоже принятой в 1997 г. Как отмечается в польской юридической литературе <1>, "дошло до деконституционализации прокуратуры". Итог был плачевным: передача органов прокуратуры в руки политической партии, чей представитель занимал пост министра юстиции, привела через несколько лет "к инструментальной трактовке прокуратуры как орудия в политических играх" <2>. Ныне в Польше существует острая необходимость во включении в Конституцию норм, регулирующих положение прокуратуры среди иных органов власти и принципы ее независимости.

--------------------------------

<1> См.: Panstwo i prawo. 2009. N 4. S. 7.

<2> Ibid.

 

Неудачным следует признать ликвидацию по новой Конституции системы коллегий по делам о проступках (wykroczenia). На момент ликвидации их было в Польше свыше 500. Многие из них находились в небольших городках. С их ликвидацией бесповоротно утрачена возможность их превращения в настоящие местные суды (sady grodzkie), которые с успехом могли бы рассматривать дела о проступках и мелкие, несложные дела о преступлениях, по которым намечается процессуальное соглашение (примирение). Ныне все дела о проступках рассматриваются районными судами, но применяются при этом нормы Кодекса производства по делам о проступках (Kodeks postepowania w sprawach o wykroczenia).

Хотя в Европе ширится тенденция ликвидации военных судов, Конституция Польши 1997 г. их сохранила (несмотря на провозглашение программы перевода польской армии на профессиональную основу, с численностью не более 100 тысяч солдат, что делает еще более сомнительной оправданность функционирования военных судов в стране). Правда, согласно Закону от 6 июня 1997 г. "Положения о введении в действие Кодекса уголовного судопроизводства" время деятельности этих судов было временно ограничено пятью годами, по истечении которых этот период был продлен еще на пять лет. Наконец, 5 декабря 2008 г. законодатель отложил решение вопроса о ликвидации военных судов на неопределенный срок.

В УПК 1997 г. содержится немало новаторства, а равно традиционных законодательных решений, уходящих своими корнями в тексты прежних УПК 1928 и 1969 гг.

Сохранился с прежних времен порядок ведения предварительного расследования, характерный четырьмя фундаментальными чертами: 1) оставлением за прокурором роли главного органа, проводящего и контролирующего ход этой стадии процесса, а сверх того - отказом от возрождения фигуры следственного судьи; 2) сохранением в силе двух форм предварительного расследования: следствия и дознания, равнозначных в доказательственном плане и в принципе не уступающими друг другу по степени формализма; 3) широким кругом обстоятельств, которые надлежит тщательно выяснить в ходе этого производства и легкостью открытия для участников процесса доказательств, собранных в ходе следствия или дознания, что по логике вещей сводит судебное разбирательство к "повторению пройденного" во время предварительного расследования <1>; 4) значительным ограничением состязательности процесса, в особенности зависимости от согласия прокурора контактов подозреваемого, лишенного свободы, с защитником и доступа его к материалам дела.

--------------------------------

<1> См.: Чарнецкий П. Czasopismo Prawa Karnego i Nauk Penalnych. 2007. N 1. S. 27.

 

В этом же ключе следует оценить и сохранение в УПК 1997 г. упрощенного производства, исторически вытекающего из производства в местных судах (sady grodzkie), которые были когда-то предусмотрены в УПК 1928 г., а равно сохранение такой архаичной формы процесса, как приказное производство, приукрашенное ныне обязанностью судьи издавать приказ на доступном для сторон заседании.

С другой стороны, УПК 1997 г. отличается серьезным усилением роли суда в подготовительной стадии процесса - предварительном расследовании. Судебный контроль за его прекращением и применением мер пресечения, разрешением на процессуальное подслушивание, о возможности допроса судом новых свидетелей - это важнейшие полномочия суда, предусмотренные УПК 1997 г.

Создатели нового УПК намеревались придать поистине состязательный характер процессу, превратив зал судебных заседаний в форум непосредственного получения доказательств. Под влиянием англосаксонского процесса была изменена последовательность постановки вопросов в ходе судебного разбирательства с тем, чтобы убрать последние признаки инквизиционности из полномочий судьи (ст. 370 УПК 1997 г.), а также под влиянием сокращенных (ускоренных) форм производства в УПК Италии - признана в значительной степени допустимость заключения процессуальных соглашений между сторонами.

Кассационный пересмотр приговоров заменен апелляционным еще в 1995 г., когда был ликвидирован и польский вариант пересмотра в порядке надзора (rewizja nadzwyczajna). Правда, этот вид чрезвычайного пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, отчасти сохранился благодаря чрезвычайной кассации на любое решение суда, завершающее судебный процесс по делу, но внесена такая кассация может быть только одним из трех высших должностных лиц: министром юстиции Польши, Генеральным прокурором или Уполномоченным по гражданским права (омбудсменом).

В новом УПК усилились позиции потерпевшего. Самым важным из его новых полномочий стала возможность обжалования в суд постановления о прекращении предварительного расследования. Однако надо сказать, что гораздо больше дал потерпевшему не новый УПК, а новый УК, принятый в 1997 г.: благодаря положениям ст. 46 УК на виновных возлагалась обязанность непременного возмещения ущерба потерпевшему.

В 2003 г. был предпринята так называемая большая реформа УПК. Она коснулась 254 статей Кодекса, или 37,7%. Основными ее целями было ускорение уголовного процесса и усиление гарантий прав человека, особенно через призму решений Страсбургского суда. Главным образом, реформа коснулась стадии предварительного расследования. В частности, был запрещен возврат дела на доследование. Однако вместо этого был введен институт чрезвычайного дополнения прокурором исследования доказательств по требованию суда, в руках которого дело остается. Одновременно было возвращено так называемое приказное производство (судебный приказ), что привело к необоснованному росту числа приговоров, вынесенных без проведения судебного слушания. Уже в 2004 г. средняя продолжительность предварительного расследования в Польше достигла 11,8 месяца против 8,1 месяца в 2002 г. <1>. Правда, при этом значительно сократился срок рассмотрения дела в суде первой инстанции (4,7 месяца в 2004 г. против 6,4 месяца в 2002 г.), однако в основном за счет достижения процессуальных соглашений при рассмотрении дела в суде и применения судебных приказов вместо детального рассмотрения уголовного дела. Эти изменения не считаются в среде польских юристов основополагающими (моделирующими) в сравнении с новеллами, введенными в УПК в 2006 и 2007 гг.

--------------------------------

<1> См.: Panstwo i prawo. 2009. N 4. S. 16.

 

Первая из этих новелл - от 16 ноября 2006 г. вернула в законодательство "в духе ностальгии по ПНР" не вполне определенное понятие преступления хулиганского характера, позволяющее в ряде случаев трактовать в качестве такового вождение транспорта в нетрезвом состоянии. Эта новела была названа в польской печати "законодательной катастрофой" <1>. И лишь после парламентских выборов 2007 г., когда сменили руководство Министерства юстиции, положение с усиленным акцентом на применении ускоренного производства изменилось в позитивном смысле.

--------------------------------

<1> См.: Waltos S. Op. cit. P. 16; Dyl K. Chuliganski character czynu a praktyka sadowa // Panstwo i prawo. 2008. N 12. S. 51.

 

Перед выборами прежним властям удалось провести через Сейм в течение 2007 г. в страшной спешке еще три новеллы в УПК, официально направленные на совершенствование и ускорение уголовного судопроизводства, а по сути дела, на усиление в нем репрессивного начала.

Первая из них - Закон от 15 марта 2007 г. ликвидировал институт заседателей районных судов, лишив тем самым асессоров и молодых судей диалога с представителями населения в совещательной комнате. "Одиночество вкупе с отсутствием опыта - плохой советчик", - сказал об этом видный польский ученый С. Валтось <1>.

--------------------------------

<1> Waltos S. Reforma procesu w 2003 roku jako sposob na przyspieszenie postepowania karnego w: Zagubiona szybkosc procesu karnego. Swiatlo w tunelu. Krakow, 2008. S. 43.

 

Вторая новелла - Закон об изменении УПК от 29 марта 2007 г., почти полностью демонтировала систему предварительного расследования, сконструированную в 2003 г. Следствие снова попало в руки прокуратуры, полиция была лишена права самостоятельно возбуждать расследование по делу, удлинив и усложнив этим путь от получения сигнала о преступлении до начала следственных действий. Правда, надо признать, что внесенные тогда изменения в УПК облегчили потерпевшему вступление в процесс в качестве дополнительного обвинителя.

Наконец, третья новелла - Закон об изменении УПК от 9 мая 2007 г., не только вернул из времен до принятия УПК 1997 г. систему санкций за нарушение порядка в зале судебных заседаний, но и значительно ужесточил эту систему путем сильного завышения максимальных размеров штрафа до 10 тысяч злотых, что в 2 раза больше максимума штрафа, назначаемого в качестве наказания за уголовно-административный проступок (wykroczenie).

Как видим, в настоящий момент польскому законодателю есть чем заняться в сфере совершенствования национального уголовно-процессуального права.

 

§ 14. Отрасли частного права

 

Гражданское право и торговое право. Принятая в Польша дуалистическая система частного права основана на существовании двух самостоятельных ветвей: гражданского права и торгового права.

Польское гражданское право традиционно для системы континентального права имеет ряд подотраслей. В их числе: вещное право, обязательственное право, наследственное право. При этом совокупность норм, регламентирующих трудовое право, семейное право, право интеллектуальной собственности, торговое право, выделившись из гражданского права, обрели самостоятельность. Составной частью современного гражданского права рассматривается и международное частное право.

Польское частное право концептуально основано на классических западноевропейских цивилистических традициях, пришедших, прежде всего, из французского и немецкого права. Так, общепризнано, что польское частное право восприняло французский гражданско-правовой институт узуфрукта, а также концепцию владения в качестве самостоятельного института.

Особенностью развития польского частного права в историческом аспекте следует рассматривать сохранение, в отличие от иных стран народной демократии, института частной собственности даже в период социалистического режима. В стране оставались частные земельные хозяйства, частный капитал был представлен и в сфере торговли и обслуживания населения.

Конституция 1952 г. провозглашала признание и охрану индивидуальной собственности и права наследования земли, строений и других средств производства, принадлежащих крестьянам, ремесленникам и кустарям. Существовала и установленная Конституцией гарантия полной охраны права наследования личной собственности (ст. ст. 17, 18).

К интереснейшим польским правовым актам следует отнести Закон 1920 г. "О приобретении недвижимости иностранцами", по-прежнему входящий в число действующих источников гражданского права.

Системные изменения конца 80 - 90 гг. прошлого века наиболее активно были восприняты именно в сфере экономики. Революционные перемены, снявшие прежние ограничения в сфере хозяйственной деятельности, требовали адекватного отражения и сопровождения соответствующей правовой базой. Следствием этого явилась разработка значительного по объему и новаторского, по сути, массива законодательства, создавшего новые параметры экономической сферы деятельности.

Первыми в ряду новых законов, отражающих стремление к созданию рыночной экономики, были Законы: "О приватизации государственных предприятий" (1990 г.), "Об обществах с участием иностранных партнеров" (1991 г.), "О борьбе с недобросовестной конкуренцией", "О реестре залогов и залоговом реестре" (1996 г.), "Об ограничении в ведении хозяйственной деятельности лицами, исполняющими публичные функции" 1997 г., "О товарных биржах" (2000 г.).

Все эти акты создали вполне современную систему источников гражданского и смежных отраслей права. Однако по-прежнему центральными источниками права оставались два кодекса, принятые в 1964 г. Даже постоянная новеллизация их положений уже не отвечает современным требованиям и вызовам рыночной экономики, а также принципиально изменившейся позиции государства в сфере экономики.

Кодификация современного польского гражданского права была произведена в 1964 г., когда был принят основной его источник - Гражданский кодекс от 23 апреля 1964 г. До его принятия в Польше существовала множественная система источников гражданского права, основными из которых были: Закон от 18 июля 1950 г. "Об общих положениях гражданского права", Декрет "О вещном праве" (1946 г.) и Кодекс обязательств (1934 г.).

Основы гражданского судопроизводства определены Гражданско-процессуальным кодексом от 17 ноября 1964 г.

Естественно, что почти за полувековое существование оба кодекса неоднократно подвергались изменениям и дополнениям. Так, в Гражданский кодекс изменения вносились более 60 раз. Наиболее масштабная новеллизация связана с кардинальными изменениями в связи с переходом к новой рыночной модели экономики в 1990 г.

На протяжении последних десятилетий ведется активная работа над совершенствованием основных источников гражданского права. Как уже отмечалось, Комиссия кодификации гражданского права, завершила подготовку проекта Первой книги нового Гражданского кодекса. По словам председателя Комиссии, ведущего польского цивилиста З. Радванского, перед разработчиками не стояла задача создания новой системы гражданского права. Сущность изменений, предусмотренных проектом новой редакции Первой книги Гражданского кодекса, состояла в разрешении спорных проблем и введении новых правовых институтов, а также ликвидации тех институтов, которые утратили общественную значимость.

В качестве несомненных достоинств проекта признается усиление (а в ряде позиций и создание) правового механизма защиты неприкосновенности личности и личных интересов. Актуальность данной темы связана с колоссальными проблемами в связи, прежде всего, с двумя аспектами современной жизни: бурным развитием возможностей медицинского вторжения (пересадка органов, тканей; суррогатное материнство), а также необходимостью реальной защиты личности от вторжения средств массовой информации в частную жизнь.

В соответствии с проектом Комиссии предусматривается новый раздел вещного права "право застройки". В действующем Гражданском кодексе определены следующие вещные права: собственность, вечное пользование, а также ограниченные вещные права. Право застройки должно в принципе вытеснить право вечного пользования, которое может быть использовано лишь в отношении земель, составляющих собственность Государственной казны либо органов территориального самоуправления. По действующему Гражданскому кодексу земли отдаются в вечное пользование на 99 лет и только в исключительных обстоятельствах - на 40 лет.

Право вечного пользования было введено в польскую систему в качестве своеобразного "суррогата" права собственности. В социалистическом государстве оно отличало право частной собственности на вещь от права коллективной собственности. Право на застройку, являясь одним из ограниченных вещных прав, не будет иметь ничего общего с правом собственности. Его обладатель (застройщик) получит право распоряжения строениями, собственником которых он является, но не будет наделен правом распоряжения самой землей. Место права застройки в системе права будет весьма понятно как место одного из ограниченных вещных прав, в то время как место права вечного пользования не относится ни к категории этих прав, ни к категории права собственности.

Работа над Первой книгой Гражданского кодекса продолжалась практически два года. По мнению разработчиков, по меньшей мере еще два года потребуется для завершения работы Комиссии над всем текстом Гражданского кодекса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Gazeta Prawna. Z 12 listopada 2008 r.

 

В польском законодательстве четко прослеживается деление частного права на гражданское и торговое. По традиции, существующей в континентальной системе права, основным актом в данной сфере является кодекс. В Польше кодифицированный источник торгового права действовал в полном объеме в период с 1 июля 1934 г. по 1 января 1965 г. Две книги Торгового кодекса 1934 г. регламентировали весь спектр отношений в сфере торгового права.

Действующий в настоящее время Кодекс торговых компаний (товариществ) от 15 сентября 2000 г., отменивший большинство положений Торгового кодекса, охватывает по своему содержанию лишь часть из этих отношений, регламентированных ранее в Книге I Торгового кодекса. Поэтому в польской доктрине в качестве основного источника торгового права рассматривается Гражданский кодекс (Книга III), регламентирующий такие важнейшие институты торгового права, как агентский договор, договор комиссии, перевозки, хранения. Действие остававшихся в силе положений Торгового кодекса 1934 г. было отменено с 25 сентября 2003 г.

Гражданский кодекс построен по классической пандектной системе.

Кодекс состоит из четырех книг. В свою очередь, книги делятся на титулы. Многие титулы делятся на части, а те, в свою очередь, - на разделы, а ряд разделов - на главы. Основной структурной единицей Кодекса является статья, которая может иметь дополнительное деление на параграфы. Исходя из правил польской законодательной техники, отмененные статьи и титулы сохраняют свою нумерацию в тексте. Таким образом, заключительной статьей Гражданского кодекса является статья под номером 1088, при этом только в Титуле X Четвертой Книги Гражданского кодекса отменено 23 статьи. Статьи всех четырех книг Кодекса имеют единую нумерацию: Книга Первая "Общая часть" (ст. ст. 1 - 125); Книга Вторая "Собственность и иные вещные права" (ст. ст. 126 - 352); Книга Третья "Обязательства" (ст. ст. 353 - 921); Книга Четвертая "Наследование"(ст. ст. 922 - 1088).

Гражданский кодекс, являясь центральным актом польского частного права, в большей либо меньшей степени оказывает влияние на все правовые акты, регулирующие в той или иной степени частное право. Все не определенные понятия и не урегулированные в таких актах вопросы должны трактоваться только исходя из положений Гражданского кодекса.

Параллельно с разработкой нового Гражданского кодекса активно совершенствуется текст действующего Кодекса. Так, с января 2009 г., как уже отмечалось, для адаптации польского торгового оборота к требованиям внутреннего рынка Объединенной Европы изменена ст. 358 Гражданского кодекса, устанавливающая так называемый принцип одновалютности расчетов между польскими предпринимателями и их иностранными партнерами на территории Польши. Все подобные платежи могли проводиться только в польской национальной валюте - злотых.

В соответствии с новой редакцией ст. 358 Гражданского кодекса должник может исполнить обязательство по уплате денежной суммы, полученной в иностранной валюте, в злотых, если только закон, судебное решение либо правовое действие запрещают исполнение обязательства в иностранной валюте. Таким образом, в польском правовом обороте уже нет принципа "одновалютности".

С начала 2009 г. вступила в действие новелла, внесенная в Гражданский кодекс Законом от 23 октября 2008 г. Она предоставляет предпринимателям, арендующим помещение и заключившим договор найма на срок свыше 30 лет, право считать такой договор с момента истечения указанного срока заключенным на неопределенный срок. Ранее в польском законодательстве при заключении договора найма помещения не существовало разницы между предпринимателями и потребителями, поэтому и те и другие могли заключать соответствующие договоры на срок более 10 лет, по истечении которых договор признавался заключенным на неопределенное время.

Польские аналитики признают, что подобное изменение должно положительно отразиться на интересах обеих сторон договора.

Законом от 2 апреля 2009 г. в разделе о наследовании введены новые принципы наследования по закону и значительно расширен круг лиц, обладающих этим правом.

Как уже отмечалось, в числе кодифицированных источников гражданского права Кодекс торговых товариществ от 15 сентября 2000 г. Им урегулированы вопросы создания, организации, функционирования, роспуска, слияния и разделения, преобразования торговых товариществ. В отличие от действовавшего ранее Торгового кодекса, он не регулирует вопросы торговых договоров, это составляет предмет Гражданского кодекса.

Кодекс торговых товариществ состоит из шести разделов, имеющих главы и подразделы. В текст Кодекса более 10 раз вносились изменения.

Так, с 8 января 2009 г. вступили в силу новые положения Кодекса, снизившие размер уставного капитала товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных товариществ и отменившие обязанность преобразования гражданских товариществ в открытые. Изменения в отношении партнерских товариществ связаны с ликвидацией обязательной нотариальной формы заключения договора, достаточно обычной письменной формы.

Вектор совершенствования правовых механизмов в гражданско-правовой сфере мало отличается от развития иных отраслей польского права. Прежде всего, это приведение польского законодательства в соответствие с общеевропейскими стандартами, что позволит Польше быть полноправным участником общеевропейского рынка. Развитие современных технологий и коммуникационных связей также требует надлежащей правовой реакции на вызовы современного экономического мира.

В числе новейших источников польского гражданского права следует назвать принятые в последние годы законы, обогатившие польское законодательство новыми механизмами и решениями. В их числе:

- Закон от 16 ноября 2000 г. "О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма";

- Закон от 22 января 2001 г. "Об обороте финансовых инструментов";

- Закон от 18 июля 2002 г. "Об оказании услуг с помощью средств электронной связи";

- Закон от 28 февраля 2003 г. "Право банкротства";

- Закон от 27 мая 2004 г. "Об инвестиционных фондах";

- Закон от 30 мая 2008 г. "О некоторых формах поддержки инновационной деятельности".

В 2009 г. после серьезнейших дискуссий был принят новый Закон "О публичных финансах".

В марте 2010 г. принят давно ожидаемый Закон "Об оказании услуг на территории Польской Республики". В польское право вводятся положения так называемой европейской Директивы услуг, которая ликвидирует барьеры в свободном перемещении услуг между государствами - членами Европейского союза.

Право интеллектуальной собственности содержит элементы различных отраслей права, регулирующих принципы использования так называемой интеллектуальной собственности. В Польше к правам интеллектуальной собственности чаще всего относят регламентацию авторских прав (в рамках гражданского права), а также патентов и товарных знаков (в рамках промышленной собственности).

Таким образом, польское право интеллектуальной собственности представляет собой раздел гражданского права, содержащий правовую регламентацию, относящуюся к нематериальным ценностям (интеллектуальной собственности), авторскому праву, а также раздел, касающийся промышленной собственности.

Основными источниками польского права интеллектуальной собственности являются: Закон от 4 февраля 1994 г. "Об авторском праве и смежных правах", Закон от 30 июня 2000 г. "Право промышленной собственности", Закон от 27 июля 2001 г. "Об охране баз данных", Закон от 16 апреля 1993 г. "О борьбе с недобросовестной конкуренцией", Закон от 11 апреля 2001 г. "О патентных поверенных", Закон от 31 января 1985 г. "О товарных знаках".

Особое место в системе источников польского авторского права занимают международно-правовые акты. В 1994 г. Польша присоединилась к ст. ст. 1 - 21 Бернской конвенции "Об охране литературных и художественных произведений", а в сентябре 2003 г. - к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву 1996 г.

После вступления в Европейский союз польское законодательство восприняло положение основных директив Европейского союза в области защиты авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности. В их числе Директивы Европейского союза: от 14 мая 1991 г. "О правовой охране компьютерных программ"; от 19 ноября 1992 г. "О правах использования некоторых смежных авторских прав в сфере интеллектуальной собственности"; от 27 сентября 1993 г. "О координации отдельных правил, касающихся авторских прав и прав, применяемых в отношении спутникового вещания и кабельной ретрансмиссии"; от 29 октября 1993 г. "О гармонизации сроков охраны авторских и связанных с ними прав"; от 11 марта 1996 г. "О правовой охране баз данных".

В польском законодательстве признаются и охраняются права на художественное исполнение авторского произведения или произведения народного искусства независимо от их ценности, назначения или способа выражения. Артисту-исполнителю принадлежит право на охрану личных неимущественных и имущественных прав.

В соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах" объектом авторского права может быть любое проявление творческой деятельности индивидуального характера, существующее в любой форме независимо от его ценности, предназначения и способа выражения (п. п. 1, 2 ст. 1). Отметим, что расширительное толкование понятия "произведение" вполне традиционно для польского законодательства. Именно так оно было сформулировано еще в первом польском Законе 1926 г. "Об авторском праве", воспроизведено в сменившем его Законе 1952 г. и сохранено действующим законодательством.

Правовая охрана распространяется только на способ выражения, которым и является произведение, поэтому не охраняются авторским правом открытия, идеи, процедуры, методы и принципы действия.

Закон также изымает из объектов авторского права нормативные акты либо их проекты; ведомственные документы, материалы, знаки и символы; опубликованные патентные либо правоохранные описи; простую печатную информацию (ст. 4).

Date: 2016-02-19; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию