Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенная часть 1 page. § 13. Отрасли публичного права
§ 13. Отрасли публичного права
Конституционное право
Источники конституционного права. Основным источником польского конституционного права является Конституция от 2 апреля 1997 г. Принятая вследствие кардинальных изменений в государственной и общественной жизни страны, Конституция Польши является одним из Основных законов нового поколения, впитавших лучшие достижения мирового конституционного опыта. В то же время Конституция содержит и ряд новаций. К числу безусловных ее особенностей, как отмечалось выше, относится раздел об источниках права, четко определяющий как иерархию, так и процедуру введения в действие источников польского права. Включение в текст Конституции отдельного раздела "Публичные финансы" вполне соответствует проявившейся в последнее время тенденции к целостному регулированию вопросов, связанных с публичными финансами в отдельных главах основных законов. Как справедливо отмечается в российской литературе, еще одной особенностью польской Конституции 1997 г. следует считать специальный раздел, устанавливающий три вида чрезвычайного положения: военное положение, исключительное положение и положение стихийного бедствия (последнее представляет конституционную новеллу). Это также можно считать достижением польского конституционного опыта, поскольку здесь объем возможных ограничений демократических начал публичной жизни тесно увязан с тремя принципиально различающимися правовыми режимами <1>. -------------------------------- <1> См.: Страшун Б.А. Вводная статья к Конституции Польской Республики. Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 2. С. 682.
Наряду с Конституцией, в системе источников конституционного права есть также иные нормативные акты независимо от их правовой формы, при условии, что они содержат нормы конституционного права. При этом некоторые из таких законов, постановлений и распоряжений могут содержать только конституционно-правовые нормы. В иных источниках конституционного права могут сочетаться нормы различных отраслей. В первую категорию можно включить, к примеру, все законы о выборах и референдумах, регламенты палат парламента. Источниками конституционного права второй категории являются, например, законы: о публичных финансах, о местном самоуправлении, о Государственном трибунале и о Конституционном трибунале. Особого внимания заслуживает такая категория источников как конституционные законы. Их роль предопределена равной с Конституцией правовой силой. С точки зрения предмета регламентации они не имеют того универсального характера, которым обладает сама Конституция и могут быть приняты лишь по определенным вопросам. В истории польского конституционного права не раз использовалась форма конституционного закона. Наиболее часто такой закон выполнял одно из своих основных предназначений - вносил изменения в действующую Конституцию. Конституционный закон может дополнить положения Конституции, не внося изменений в ее текст. Такова в польской истории роль Конституционного закона от 23 апреля 1992 г. "О порядке подготовки и принятия Конституции Польской Республики". Именно конституционный закон может разрешить ситуацию, при которой потребность принятия новой конституции уже назрела, а практически это невозможно реализовать. В польской истории по крайней мере дважды конституционные законы позволяли избежать конституционного коллапса в переломных для общества и государства ситуациях. Конституционный закон от 17 октября 1992 г., так называемая Малая Конституция, дополнил содержание Конституции 1952 г. и отменил положения, не соответствующие изменившимся общественно-политическим реалиям. Польский профессор Л. Гарлицки указывает еще на одну функцию конституционного закона. Он необходим в условиях чрезвычайной ситуации, когда следует принять решение, не предусмотренное Конституцией, но не вызывающее необходимости ее изменений. В Польше подобная ситуация возникала, когда при отсутствии конституционных положений о возможности процедуры самороспуска палаты парламента необходимо было сократить (в 1971 и 1989 гг.) либо продлить (1984 г.) срок полномочий Сейма <1>. -------------------------------- <1> См.: Garlicki L. Op. cit. S. 45.
В системе современных источников конституционного права Польши конституционный закон призван исполнять лишь одну из возможных функций - вносить изменения в Конституцию. Конституционное право Польши, равно как и иные отрасли польского права, не признает в качестве источника права обычай. Источником права может быть лишь позитивно-нормативное урегулирование, принятое уполномоченным на то государственным органом. Существующие конституционные обычаи и конституционные прецеденты, не создавая правовых норм, могут служить важным дополнением норм конституционного права, но не его источником. Такова позиция польской доктрины права. Поскольку польская правовая система не допускает правотворчества судебных органов, решения судов любого уровня не могут стать источниками права. Однако подчас роль подобных актов весьма велика при раскрытии подлинного содержания правовых норм в ходе их применения. Порядок принятия Конституции в современном польском праве не определен. Напомним, в истории польского права действовал в ранге конституционного Закон от 23 апреля 1992 г. "О порядке подготовки и принятия Конституции Польской Республики", на основании которого и была принята действующая Конституция Польши. Порядок изменения Конституции Польши определен XII разделом Основного закона и соответствующими предписаниями Регламентов Сейма и Сената. Польский законодатель использует так называемую технику инкорпорации, поскольку изменения Конституции не составляют приложения к первоначальному тексту, а становятся его неотъемлемой частью. Особенностью порядка принятия изменений Конституции в польском праве являются следующие позиции: более узкий круг субъектов, обладающий правом законодательной инициативы, изменение сроков прохождения проекта в палатах парламента, отсутствие у Президента права вето в отношении данного законопроекта, возможность проведения факультативного референдума. Особая процедура изменения Конституции является одним из отличительных свойств Основного закона, поскольку принятие и изменение Конституции осуществляется в порядке осуществления не законодательной, а учредительной власти. Особый порядок изменения Конституции является юридической гарантией ее стабильности. Той же цели служит и определение тех статей Конституции, которые могут быть изменены в более жестком, чем иные, порядке либо не подлежат изменению вовсе. Польский законодатель не устанавливает запрета на изменение каких-либо положений Конституции, но определяет особые процедурные гарантии при внесении изменений в три раздела: I "Республика", II "Свободы, права и обязанности человека и гражданина" и XII "Изменение Конституции". По принятому в доктрине определению, польская Конституция по способу ее изменения относится к так называемым жестким конституциям, поскольку законодатель определил особый, отличный от изменения иных законов порядок ее изменения. Круг субъектов, обладающих правом инициировать изменения Конституции, уже включает депутатов Сейма (не менее 1/5 законного состава палаты), Сенат и Президента Республики. Изменение Конституции может быть проведено только путем принятия закона, постановленного в одинаковой редакции вначале Сеймом, а затем, в течение не более 60 дней, - Сенатом. Равенство палат в процедуре изменения Конституции определено тем, что Сенат не вправе вносить какие-либо изменения в законопроект, а Сейм не может преодолеть отказ Сената в утверждении проекта изменений. Закон об изменении Конституции может быть рассмотрен в порядке первого чтения не ранее чем на 30 день со дня внесения в Сейм и принимается большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины законного состава Сейма. В Сенате проект принимается абсолютным большинством голосов также в присутствии не менее половины законного состава сенаторов. Постановление Сейма об изменении положений разделов I, II и XII, могут состояться не ранее чем на 60-й день после первого чтения законопроекта. При этом субъекты, обладающие правом инициативы изменения Конституции, могут в течение 45 дней после принятия решения Сейма потребовать проведения утверждающего референдума. Референдум назначается Маршалом Сейма и проводится в течение 60 дней со дня внесения такого предложения. Изменения Конституции считаются принятыми, если за это высказалось большинство принявших участие в референдуме. Следовательно, референдум не является обязательной формой утверждения Конституции, а может применяться в факультативном порядке и только в отношении особо защищенных разделов Конституции. Принятый закон об изменении Конституции представляется Маршалом Сейма на подпись Президенту Республики, не обладающему в подобной процедуре принадлежащим ему в отношении обычных законов правом вето. Текст Конституции подписывается Президентом в течение 21 дня, и издается приказ об его опубликовании. Выборы и референдум. К числу важнейших институтов современного конституционного права относятся выборы и референдум. Польский законодатель отказался от объединения норм, связанных с избирательным процессом, в отдельный раздел, что было в предшествующей Конституции, однако общий объем конституционных принципов и положений, и прежде всего их характер, вполне соответствует европейским стандартам. Закрепив общие принципы реализации права граждан на волеизъявление в ходе выборов, Конституция в отдельных разделах, посвященных статусу каждого из избираемых органов, устанавливает порядок их формирования ("Сейм и Сенат", "Президент Республики", "Территориальное самоуправление"). Источники избирательного права. Конституция 1997 г. расширила круг органов, формируемых в современной Польше путем выборов. Напомним, что еще до ее принятия (в результате конституционных поправок апреля 1989 г.) в составе польского парламента была восстановлена верхняя палата - Сенат, воссоздан институт Президента Республики. После вступления страны в 2004 г. в состав Европейского союза проводятся выборы депутатов Европейского парламента. Наряду с органами общенационального уровня, к числу формируемых путем выборов относятся представительные (постановляющие) органы территориального самоуправления: советы гмин, советы уездов и воеводские сеймики. Путем прямых выборов замещаются и должности глав органов управления: войта, бургомистра и президента города. До вступления в действие Избирательного кодекса 2011 г. порядок формирования каждого из указанных органов определялся нормами отдельного закона, традиционно именуемого "Положение о выборах в..." Множественность правовых источников являлась одним из отличительных свойств польского избирательного права <1>. -------------------------------- <1> Напомним, польский Избирательный кодекс объединил правовые предписания, регулировавшие процедуру формирования государственных органов следующими Законами: от 27 сентября 1990 г. "О выборах Президента Республики"; от 12 апреля 2001 г. "Положение о выборах в Сейм Польской Республики и в Сенат Польской Республики"; от 23 января 2004 г. "Положение о выборах в Европейский парламент"; от 16 июля 1998 г. "Положение о выборах в советы гмин, советы уездов и воеводские сеймики"; от 20 июня 2002 г. "О непосредственном избрании войта, бургомистра и президента города".
Идея создания Избирательного кодекса и один из первых проектов возникли еще до принятия Конституции 1997 г. <1>. Единый закон о порядке формирования обеих палат парламента от 12 апреля 2001 г. стал очередным шагом в кодификации избирательного законодательства. Завершением этого процесса явилось принятие 5 января 2011 г. Избирательного кодекса. -------------------------------- <1> Первый проект Кодекса был разработан по инициативе Президента Республики А. Квасневского в 1996 г. См.: Patrzalek A., Skrzydlo W. Cele i zasady kodyfikacji prawa wyborczego w Polsce, "Przeglad Sejmowy" 1997, nr 2; Skrzydlo W. O potrzebie i walorach kodyfikacji prawa wyborczego, "Studia Wyborcze" 2006, t. I. S. 18 - 20.
Избирательный кодекс не только обеспечил единую регламентацию формирования органов представительной власти, но и внес ряд новаций, в том числе отражающих развитие современных избирательных технологий. Некоторые из нововведений существенным образом изменяют параметры избирательного права и избирательного процесса Польши <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Rakowska A., Skotnicki K. Zmiany w prawie wyborczym wprowadzone przez Kodeks wyborczy // Przeglad Sejmowy. 2011. N 4 (105). S. 9 - 32.
В их числе установление одномандатных округов на выборах Сената, ограничение форм ведения избирательной кампании. Более четкую регламентацию получили и такие позиции, как статус международных наблюдателей, квоты для мужчин и женщин в избирательных списках, голосование в течение двух дней, а также корреспондентское голосование. Источником польского избирательного права является и Закон от 27 июня 1997 г. "О политических партиях". Именно им регламентированы важнейшие вопросы не только порядка создания, правовые параметры деятельности партий, но и контроль их деятельности и финансирование избирательной кампании, в ходе которой именно политическим партиям принадлежит главенствующая роль. Основные принципы польского избирательного права. Основы избирательного права (активное и пассивное право) определены польской Конституцией исчерпывающим образом. Избирательный кодекс целиком воспроизводит соответствующие конституционные положения. Каждый польский гражданин обладает правом участвовать в референдуме, а также избирать Президента Республики, депутатов, сенаторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня выборов он достиг 18 лет. Права участвовать в референдуме, а также права избирать не имеют лица, признанные правомочным решением суда недееспособными либо лишенные правомочным решением суда публичных прав, либо лишенные избирательных прав на основании решения Государственного трибунала. Определенное ограничение активного избирательного права установлено при проведении второго тура президентских выборов. Пассивное избирательное право принадлежит польскому гражданину, обладающему активным избирательным правом и достигшему определенного возраста. Так, баллотироваться в Сейм можно по достижении 21 года. Сенатором можно стать только по достижении 30-летнего возраста. Как отмечалось, изменения, внесенные в Конституцию 7 мая 2009 г., ввели дополнительные ограничения пассивного избирательного права на парламентских выборах. В Сейм и Сенат не может быть избранно лицо, приговоренное к лишению свободы вступившим в законную силу приговором суда за совершение умышленных преступлений публичного обвинения. Отметим, что ранее подобные ограничения были установлены в законодательстве о выборах в органы территориального самоуправления <1>. -------------------------------- <1> См. Закон от 16 июля 1998 г. "Положение о выборах в советы гмин, советы уездов и воеводские сеймики".
Возрастной ценз для кандидатов на пост Президента Республики наиболее высок - 35 лет. Как устанавливающая своеобразный скрытый ценз пассивного избирательного права по выборам Президента Республики может трактоваться норма ст. 127 Конституции. Определив, что Президент Республики избирается на пятилетний срок полномочий, Конституция ограничивает возможность избрания его повторно только одним сроком. Конституционно установлены и принципы избрания членов парламента и Президента Республики. Причем для каждой из палат парламента они различны. Отметим, что в ходе парламентских выборов мандаты депутатов Сейма распределяются по пропорциональной системе Д'Ондта, мандаты сенаторов - по мажоритарной системе относительного большинства, а на президентских выборах применяется мажоритарная система абсолютного большинства (первый тур) и мажоритарная система относительного большинства (второй тур). Выборы в Сейм являются всеобщими, равными, прямыми, пропорциональными и проводятся тайным голосованием. Выборы в Сенат - всеобщие, прямые, при тайном голосовании. Президент Республики избирается нацией путем всеобщих, прямых выборов тайным голосованием. Принцип свободы выборов, облеченный в правовую форму, ранее присутствовал в Законе о выборах в Сейм 1991 г. Однако, поскольку сейчас он не закреплен законодательно, его выводят из общего смысла конституционных предписаний. Для организации и проведения общенациональных выборов в Польше создается централизованная система избирательных комиссий трех уровней: Государственная избирательная комиссия, окружные и участковые избирательные комиссии. Только одна из них, Государственная избирательная комиссия, наряду с комиссарами по выборам, является постоянно действующим органом. В качестве одной из институциональных гарантий реализации конституционного принципа правового государства Комиссия формируется только из представителей высшей судебной власти. Судьи Конституционного трибунала, Верховного суда и Высшего административного суда представлены в ее составе на паритетных началах - по трое судей, назначаемых Президентом Республики. Действительность выборов в Сейм, Сенат, Президента Республики подтверждается Верховным судом. В ходе подготовки Избирательного кодекса польское избирательное законодательство обогатилось рядом новаций. Так, кроме названных выше, были внесены определенные коррективы в порядок финансирования избирательных кампаний, введен запрет на получение политическими партиями финансовых средств и имущественных ценностей от польских граждан, проживающих за границей. При этом ряд предложений еще находится в стадии обсуждения. В их числе возможность введения института голосования с помощью средств электронной связи либо по почте. В настоящее время корреспондентское голосование возможно лишь для избирателей, голосующих за пределами Польши. Основной вектор всех изменений - повышение гарантий реальности соблюдения основных принципов избирательного права и прав избирателей. Выборы действующего состава Сейма и Сената проведены 9 октября 2011 г., выборы Президента Республики - в июне - июле 2010 г. Выборы депутатов Европарламента прошли в июне 2009 г. Референдум. Конституция Польши устанавливает две формы реализации права народа на непосредственное осуществление власти. Прежде всего, это институт референдума, а также право на народную законодательную инициативу. В Польше возможно проведение референдумов двух видов: общенационального и местного. Общей конституционной основой для реализации данного права граждан являются соответствующие предписания Конституции (п. 2 ст. 4, ст. 125). Общенациональный референдум проводится по вопросам, имеющим особое значение для государства. Местный референдум может быть проведен членами самоуправляющегося сообщества по вопросам, касающимся этого сообщества. Предметом общенационального референдума может быть выражение согласия на ратификацию международного договора. Кроме того, такой референдум может стать неотъемлемым элементом процедуры изменения Конституции. В ходе проведения местного референдума может быть решен вопрос отзыва органов территориального самоуправления, избранных в ходе прямых выборов. Принципы и порядок проведения референдумов определены Законом от 14 марта 2003 г. "Об общенациональном референдуме" и Законом от 15 сентября 2000 г. "О местном референдуме". Конституция устанавливает порядок назначения и условия действительности только общенационального референдума. Он назначается Сеймом или Президентом Республики с согласия Сената. При этом решение Сейма должно быть принято абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного состава депутатов. Решение Сената принимается при соблюдении тех же параметров. Результат референдума является обязательным, т.е. влечет правовые последствия, если в нем приняло участие более половины лиц, имеющих право голосовать. Таким образом, польское право не предусматривает проведения консультативного референдума. Так же как и в ряде европейских стран, польские граждане имеют право на народную законодательную инициативу. Конституция предоставляет право законодательной инициативы группе не менее чем из 100000 граждан, имеющих право избирать в Сейм (п. 2 ст. 118). Механизм реализации этого права определен Законом от 24 июня 1999 г. "Об осуществлении законодательной инициативы гражданами" <1>. Закон предоставляет право инициирования законодательного процесса группе граждан только в отношении вопросов, по которым Конституция не определила исключительное право законодательной инициативы для иного субъекта. -------------------------------- <1> См.: Dziennik Ustaw. 1999. N 62. Poz. 688.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина
Конституционные права и свободы. Основы конституционного статуса личности определены положениями одного из самых объемных разделов Конституции, в шести подразделах которого объединены 57 статей. Наряду с общими принципами, в нем четко разграничены личные свободы и права, политические права, экономические, социальные и культурные права и свободы. Особый интерес вызывает регламентация обязанностей, а также средств защиты декларируемых прав и свобод. В стране с сильнейшими историческими традициями католицизма особо важна правовая регламентация права каждого на свободу вероисповедания и свободу совести. Конституция устанавливает, что отношения между Польской Республикой и Католическим Костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским Престолом, и законами. Соответствующий Конкордат был подписан в Варшаве 28 июля 1993 г. и ратифицирован Договором от 8 января 1989 г. и также входит в число источников конституционного права. Важное место в системе правовых источников принадлежит и таким законам, как: Закон от 17 мая 1989 г. "О гарантиях свободы вероисповедания и совести", Закон от 17 мая 1989 г. "Об отношении Государства к Католическому Костелу", Закон от 13 мая 1994 г. "Об отношении Государства и Церкви Адвентистов седьмого Дня", Закон от 20 февраля 1997 г. "Об отношении Государства и вероисповедных еврейских общин". В системе правовых источников свобод и прав в польском законодательстве существует обширный блок законов, призванных гарантировать реализацию и соблюдение отдельных или сразу нескольких конституционных свобод и прав. В их числе: Закон от 27 июня 1997 г. "О политических партиях", Закон от 5 июля 1990 г. "Право об объединениях", Закон от 2 июля 2004 г. "О свободе экономической деятельности", Закон от 30 августа 1991 г. "О публичных учреждениях здравоохранения", Закон от 12 сентября 1990 г. "О высшем образовании", Закон от 17 декабря 1998 г. "О пенсиях и рентах из Фонда социального страхования", Закон от 29 августа 1997 г. "О защите персональных данных", Закон от 6 сентября 2001 г. "О доступе к публичной информации". В Конституции установлены три базовых, фундаментальных принципа, на основании которых формируется и должен трактоваться весь массив прав и свобод, как личности, так и гражданина: принцип достоинства личности, принцип свободы и принцип равноправия. Выводимый из христианской философии нерушимый принцип достоинства как неотъемлемое и прирожденное свойство каждого человека образует источник свобод и прав, а его уважение и охрана являются обязанностью всех публичных властей (ст. 30). Принцип свободы трактуется как обязанность уважения свободы и прав других и запрет на принуждение к тому, к чему право его не обязывает (ст. 31). Данный принцип, впервые возведенный в Польше на конституционный уровень, является "примером метанормы (генеральной клаузулы), определяющей способ и направление толкования всей совокупности конституционных норм, а также систему ценностей, которой они должны быть подчинены" <1>. -------------------------------- <1> Вашкевич А. Основы конституционного права Республики Польша. Минск, 2007. С. 31.
Принцип равноправия означает, прежде всего, равенство всех перед законом. Его составными элементами являются право на равное обращение для каждого со стороны публичных властей, а также запрет на дискриминацию в политической, социальной или экономической жизни (ст. 32). Польский законодатель счел необходимым четко зафиксировать равенство прав мужчины и женщины в семейной, политической, социальной и экономических сферах жизни (ст. 33). Институциональной формой защиты соблюдения принципа равенства призван служить институт Уполномоченного по вопросам равноправия. Универсальный принцип равноправия соотнесен в польской Конституции и с равноправием религиозных объединений (п. 1 ст. 25). Систематика свобод и прав в польской Конституции базируется на традиционной модели, получившей признание не только в большинстве основных законов современных демократических государств, но и в основополагающих международных договорах и пактах. Отдельные подразделы Конституции устанавливают: личные права и свободы (ст. ст. 38 - 56), политические свободы и права (ст. ст. 57 - 63), экономические, социальные и культурные свободы и права (ст. 64 - 76). Каталог конкретных прав и свобод также традиционен для современного демократического государства. Польская Конституция предусматривает и основные обязанности. При этом часть из них возлагаются только на польских граждан, часть - на любого человека. В качестве конституционных обязанностей установлены: - верность польских граждан Польской Республике; - забота каждого об общем благе; - соблюдение каждым права Польской Республики; - защита польскими гражданами Отчизны (отметим, что в ближайшее время эта обязанность, по сути, утратит смысл, поскольку предполагается создание профессиональной армии); - забота каждого о состоянии окружающей среды; - несение каждым ответственности за создание угрозы для окружающей среды; - обязанность каждого нести бремя публичных повинностей, в том числе налоговых. К числу правовых средств защиты прав и свобод Конституция относит право каждого на возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) органа публичной власти. Кроме того, декларируется открытость судебного пути восстановления нарушенных свобод и прав. Логическим продолжением выглядит установленное ст. 78 Конституции право каждой из сторон на обжалование судебных решений и определений, принятых по первой инстанции. Польская Конституция гарантирует каждому право на обращение с петициями, предложениями и жалобами, преследуя публичный, собственный или интерес другого лица с его согласия, в органы публичной власти, а также общественные организации и учреждения в связи с выполняемыми ими задачами в сфере публичной администрации. Наряду с судебным порядком защиты прав и свобод, польская Конституция предусматривает еще две процедуры: конституционную жалобу и обращение к Уполномоченному по гражданским правам (ст. ст. 79 и 80 соответственно). Конституционная жалоба может быть внесена непосредственно в Конституционный трибунал каждым, чьи конституционные права и свободы были нарушены судебным решением либо решением органа публичной администрации. В польском праве применяется узкая трактовка конституционной жалобы, и обжаловать можно лишь правовую норму, на основе которой принято решение, нарушившее права либо свободы. Институциональной формой защиты прав и свобод в польском праве является институт Уполномоченного по гражданским правам. Отметим, что впоследствии Конституцией был учрежден также пост Уполномоченного по правам ребенка. В последние годы подобная форма правовой защиты прав и свобод обретает все новые очертания. В Польше постепенно формируется система органов, призванных оказывать поддержку и защиту отдельным категориям лиц. Отметим, что большинство из нижеперечисленных органов создается на основании отдельного закона либо акта Правительства <1>. -------------------------------- <1> С 2003 г. в Польше действует Уполномоченный по защите прав застрахованных лиц, а с 2009 г. - Уполномоченный по правам пациента, а также система уполномоченных по правам пациентов психиатрических клиник. Во исполнение обязательств, возникающих из права Европейского союза, находится на обсуждении в Сейме депутатский проект закона "Об Уполномоченном по вопросам противодействия дискриминации". Также в Сейме продолжается обсуждение депутатского проекта закона "Об Уполномоченном по правам военнослужащих".
Таким образом, можно констатировать, что в современном польском праве активно используются новые институциональные формы, позволяющие обеспечить системную правовую защиту основных прав и свобод. Польское гражданство и режим иностранцев. Институт гражданства впервые стал предметом конституционной регламентации лишь с принятием Конституции 1997 г. Основные принципы, касающиеся гражданства, установлены в разделе "Свободы, права и обязанности человека и гражданина". Польское гражданство приобретается по рождению от родителей, являющихся польскими гражданами (принцип крови). Другие случаи приобретения гражданства определяются законом. Польский гражданин не может утратить польское гражданство, если сам от него не откажется (ст. 34). Date: 2016-02-19; view: 580; Нарушение авторских прав |