Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая часть 1 page. § 1. История формирования правовой системы
§ 1. История формирования правовой системы
Древнейшие политические организации на польских землях в виде "племенных государств (княжеств)" <1> появились в период с VIII в. до середины X в. История единого Польского государства берет начало в X в., когда Князь Мешко I из династии Пястов объединил ряд славянских племенных княжеств под своим правлением и заложил основы польской государственности. При его правлении, в апреле 966 года, поляки были обращены в христианство по латинскому (католическому) обряду. По мнению польских историков, этот политический акт возымел значительные последствия. Именно с этого времени "церковная организация становится важным элементом государственного строя", добавим, не утратившим свою значимость и в наше время <2>. Принятие христианства дало обществу руководящие идеи, развитие которых можно заметить и в настоящее время. -------------------------------- <1> В российской исторической науке, как правило, используется термин "племенное княжество", в то время как в польской историографии предпочтение отдается историческим "племенным государствам". <2> См.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. История государства и права Польши. М., 1980. С. 63.
В XV и XVI вв. Польша, впоследствии объединившаяся с Литвой, была одной из крупнейших европейских держав под правлением династии Ягеллонов. Во времена правления последних представителей династии Пястов (Владислава Локетка и Казимира Великого) в стране сформировалась особая форма правления, известная только в Польше, - шляхетская Республика <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Polska. Dumna historia, wielka przyszlosc. Wyd. 3. Warszawa, 1997. S. 95 - 100.
Когда в 1572 г. династия прервалась, Польша вступила в продолжительный период упадка и в конце XVIII столетия надолго исчезла как самостоятельное государство с карты Европы в результате разделов страны между Россией, Австрией и Пруссией в 1772, 1793 и 1795 гг. Статус суверенного государства был восстановлен лишь после Первой мировой войны в 1918 г. Однако в 1939 г. произошел четвертый раздел, в результате которого территория Польши была поделена между Германией и СССР. С 1944 г. власть постепенно концентрировалась в руках партии коммунистического типа - созданной в январе 1942 г. Польской рабочей партии. Именно по ее инициативе в январе 1944 г. был сформирован подпольный парламент - Всепольский национальный совет. После освобождения Польши в июле 1944 г. Всепольский национальный совет образовал Польский комитет национального освобождения, который был признан СССР легитимной польской властью. Период с 1944 по 1989 г. в польской историографии именуется периодом народной демократии и социализма советской модели. Правовая система Польской Народной Республики, наряду с типичными для социалистического права моделями, основанными на отрицании теории разделения властей, все-таки во многом сохраняла исторические институты польского права. Некоторые исследователи, отмечая преемственность в развитии польской правовой системы этого периода, это вполне резонно не только относят к бережному отношению поляков к национальной правовой традиции ("культурному национализму и консерватизму"), но и связывают с сохранением в стране значительного частного сектора <1>. -------------------------------- <1> См.: Правовые системы мира / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М., 2003. С. 619.
В 1989 г., после краха социалистической системы, Польша вступает на путь перехода к демократии и рыночной экономике. Активное сопровождение этих кардинальных реформ было обеспечено и обновлением польской правовой системы. При этом значительным подспорьем оказались собственный исторический опыт и достижения польской правовой культуры, остававшиеся многие годы невостребованными. Покончив с социалистической моделью устройства государства и возродив в обществе исторические идеалы и ценности польской государственности, современная Польская Республика достойно движется по сложнейшему пути восстановления национальной правовой идентичности. Историки права по-разному определяют период, начиная с которого можно говорить о возникновении польского права. Так, профессор истории И. Лелевель возводит начало истории польского права к IX в., придавая особое значение славянскому элементу в ущерб западноевропейскому. Профессор Ф. Зигель, напротив, утверждает, что "только с момента образования Польского государства и принятия христианства, можно говорить об истории развития славянских племен, образовавших Польское государство. Следовательно, только с X в. можно говорить об истории правовой жизни Польши" <1>. -------------------------------- <1> Зигель Ф. История славянских законодательств. Варшава, 1914. Ч. II. С. 1.
Долгое время отправным пунктом истории польской правовой системы историки права рассматривали законодательную деятельность Казимира Великого (XIV в.). Однако вышедшее в 1874 г. классическое исследование Р. Губе приоткрыло завесу над эпохой, предшествующей этому периоду, и раскрыло польское право, существовавшее в XIII в. Главными источниками достатутной эпохи были обычаи. Как правило, о них можно судить по сохранившимся грамотам, княжеским дипломам, подтверждавшим правовые действия частных лиц вроде купли-продажи, дарения, актам пожалования. Система польского обычного права сложилась в основном до распада Польши на уделы, или, точнее говоря, до середины XII в. Особенностью польского обычного права с момента его возникновения называют различие обычаев в отдельных местностях (опольях). Только во второй половине XIII в. появляется обычное право более крупных территориальных образований - княжеств. Общепольское обычное право формируется после образования в 1295 г. Польского Королевства. Наряду с обычным правом, появилось и постепенно развивалось право, установленное правителем в форме привилегий и статутов. В числе законодательных актов той поры знаменитые "Привилегии евреям" 1264 г. Великопольского Князя Болеслава, представлявшие "сколок с иностранных привилегий того же рода" <1>. -------------------------------- <1> Gumplowicz. Prawodawstwo polskie wzgledem zydow. Krakow, 1867. S. 9 - 12.
Позднее, начиная с XIII века, как и в большинстве соседних стран, в Польше действовало одновременно несколько правовых систем. Поскольку становление правовых источников собственного права происходило под сильным влиянием правовой культуры Западной Европы, в польской правовой системе четко прослеживается непосредственное воздействие римского, немецкого, французского, австрийского права. Так, в городах, где в основном проживали выходцы с немецких земель, господствовало немецкое городское право. Обычное польское право действовало за пределами городов и представляло самостоятельную систему для каждого сословия. Исследователи отмечают, что через немецкое городское право в Польшу уже в Средние века проникали многие принципы и институты римского права. Отличие польского права тех времен связывают с появлением сборников, включавших ранее изданные статуты и конституции, нормы обычного права. Такой путь заменял возникающую в иных европейских государствах той эпохи кодификацию правовых источников. Польское право подарило истории такие памятники правовой мысли, как Генриковская Книга - Книга Цистерианского монастыря в Генрикове (Силезии), содержащая правовые акты, а также записи о сделках, заключенных монастырем в XIII и начале XIV в. В мировой сокровищнице достойное место занимают и Статуты Казимира Великого, Статуты Лаского, Генриковские статьи и Радомская Конституция. Формой первых польских правовых актов чаще всего выступали статуты. Первые из них появились уже во время правления Мешко I, в их числе Статут о единобрачии, что явилось отражением принятия христианских ценностей. В виде статута было оформлено и знаменитое завещание Кривоустого. Общими чертами всех польских статутов можно назвать отсутствие единой правовой терминологии, регламентацию в одном статуте различных отраслей права и включение не только действующих предписаний, но в ряде случаев и проектов еще не утвержденных положений. Среди разнообразных источников древнего польского права особый интерес представляет Эльблонгская книга, случайно обнаруженная в библиотеке города Эльблонге только в середине XIX в. Памятник был составлен на немецком языке во второй половине XIII в. В истории европейского права он именуется "Древнейшим сводом польского права", в русской литературе - "Польской правдой". Это не официальная, а частная кодификация, весьма распространенная в Средние века. В рукописи подробно излагались нормы, касающиеся имущественных отношений, уголовного права и судопроизводства, а также статуса зависимых крестьян. Неизвестный составитель Эльблонгской Книги во введении указывает, что это - право польского народа. "Его мудрые давно сформулировали для него право, которым он руководствуется. Этот народ называется поляками, и его право здесь Вам оглашаю". Конец XIV - начало XV в. можно назвать переломными годами в развитии Польского государства. Политическая раздробленность препятствовала развитию экономических отношений и установлению хозяйственных связей в стране. В Польском государстве появляется стремление к объединению страны, поддерживаемое со стороны средних и мелких феодалов, и к усилению королевской власти. В роли первого объединителя выступил великопольский князь Пшемыслав II, который в 1295 г. с согласия папы римского и принял титул короля. Объединение страны было завершено только к середине XIV в., в период правления короля Казимира Великого, который смог распространить свою власть на все исконно польские земли (кроме Гданьского Поморья и Силезии). Победа сторонников централизации и создание объединенного Польского государства потребовало выработки общегосударственных законов, которые были призваны заменить устаревшие нормы обычного права и княжеские распоряжения, имевшие свои особенности и отличия в каждом удельном княжестве. Именно поэтому в XIV в. были созданы единые судебники, объединенные позднее (предположительно в 1420 - 1423 гг.) в Полный свод Статутов Казимира Великого. Необходимость создания общегосударственного свода законов, который привел бы в систему все ранее принятые законы и обычаи, сохранившие свое действие, наряду с потребностью упорядочения всей системы законодательства, была провозглашена и в тексте самих Статутов. Так, ст. 119 гласит: "Так как народ, находящийся под властью одного Короля, не должен пользоваться различным правом, чтобы он не был подобен чудовищу с несколькими головами, для всеобщего блага полезно, чтобы на основании одного и одинакового права, как в Кракове, так и во всей Польше судили. Так же один Король, одно право и одна монета во всем Королевстве должны быть". Статуты Казимира Великого были изданы в 50 - 60 гг. XIV в. отдельно для Великой Польши и для Малой Польши. Историческое значение не только данных правовых памятников, но и личности самого короля Казимира Великого, правившего Польшей в 1333 - 1370 гг., до сих пор хранится в памяти Польской Нации. Великий польский реформатор Казимир Великий способствовал подлинному расцвету польской нации и укреплению как международной, так и внутригосударственной позиции польских властей. Именно Казимир Великий основал в 1364 г. первый польский университет - Краковскую Академию. Решением Сейма Третьей Польской Республики 2010 г. был провозглашен "Годом памяти последнего Короля из исторической династии Пястов" (в честь 700-летия со дня его рождения). Как отмечается историками права, важнейшей чертой позднефеодального права Польши явилось то, что многие его элементы (в том числе принцип liberum veto) опирались не непосредственно на законодательные акты, а лишь на обычай и расширительное толкование закона <1>. -------------------------------- <1> См.: Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000. Гл. 6.
Писаное, установленное властью право выдвигается на первое место в отношении обычного права с конца XV в. и становится основным правовым источником права. Исторические материалы свидетельствуют, что старейшие постановления общего (вального) Сейма, именуемые тогда "конституциями", датированы 1493 г. Их проекты записывались в посольской избе (палате депутатов), часто согласовывались с сенаторами и королем и принимались на совместном заседании обеих палат в присутствии короля. Различались вечные конституции, действие которых не было ограничено во времени, и временные конституции, срок действия которых определялся при принятии. Так, Генриковские статьи 1573 г., объединенные впоследствии, после элекции 1632 г., с пактами конвентами в один акт, были причислены к кардинальным (основным) нормам шляхетской Речи Посполитой <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. Указ. соч. С. 179 - 182.
Одним из первых актов конституционного характера в польской историографии рассматривается Закон "Nihil novi nisi commune consensus" ("Нечего нового без всеобщего согласия"), чаще именуемый просто Nihil novi. Закон, принятый в 1505 г. на сессии Сейма в Радоме, вошел в историю как Радомская Конституция. Сутью этого Закона было усиление позиции шляхты, которая, начиная с Кошицких Привилегий, изданных в 1374 г. во времена Людовика Венгерского, утвердивших права рыцарского сословия, постепенно закрепляла свое расширяющееся влияние на осуществление власти в государстве. Отметим, что наиболее важные налоговые привилегии, а также знаменитое право личной неприкосновенности и запрет на арест без приговора суда от 1432 г. Neminem captivabisum nisi victim опередили английский законодательный акт Habeas Corpus Act практически на 256 лет <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Pzeczpospolita obojga narodow // http://www.szlachta.internetdsl.pl/wodz.htm.
В правовой историографии подлинно революционное для тех времен значение Радомской Конституции оценивается столь высоко, что именно она признается границей определенного периода развития польского права. Радомская Конституция запрещала королям принимать новые законы без согласия шляхты. Закон, принятый Сеймом, должен быть согласован тремя представленными в нем сословиями: королем, сенаторами и земскими депутатами. Позднее шляхта будет трактовать положения этого Закона для обоснования принципа единогласия при принятии решения. Протест хотя бы одного из депутатов или сенаторов против постановления Сейма означал отклонение всех ранее принятых этим Сеймом постановлений. Так называемый принцип liberum veto был отменен лишь Конституцией 1791 г. Все постановления данного Сейма составляли единое целое и публиковались как конституция Сейма, например Anno Domini 1667. Подписанный королем Александром Ягеллоном 3 мая 1505 г. Закон рассматривают как заключительный шаг в ограничении власти польского короля и формировании шляхетской демократии или шляхетской Республики. Напомним, что к тому времени уже были приняты Нешавские статуты 1454 г., расширившие права шляхты, и Мельницкая привилегия 1501 г., усилившая власть магнатов. Именно Нешавский Статут 1454 г. превратил Польшу, по мнению ряда историков, в Республику, где высшая власть принадлежит Сейму. После принятия Радомской Конституции общеупотребительным становится по отношению к польской системе государственного устройства использование термина Речь Посполитая (Rzeczpospolita). Позднее, после объединения Польши и Великого Литовского княжества, на Люблинском Сейме 1569 г., этим термином стали обозначать единое Польско-Литовское государство. С начала XVI в. прослеживается тенденция к сведению воедино всего накопившегося правового материала в виде всеобъемлющего, общеобязательного законодательного акта. Первым актом такого рода считается Статут Лаского, составленный в 1505 г. по приказу короля Александра и утвержденный на Радомском сейме в том же году. На Сейме, созванном для избрания короля 20 мая 1573 г. в Варшаве, были объединены правовые акты, названные впоследствии Генриковскими статьями (по имени первого подписавшего их при вступлении на трон короля - Генриха Валуа). Они представляли составную часть Общего постановления Сейма - Конфедерации Варшавской. Данный акт (ст. 21) устанавливал важнейшие принципы устройства Речи Посполитой. При этом ничего похожего в тот период не существовало нигде в Европе. Документ содержал пункты о добровольном договоре между властью и подданными о власти. Неслучайно Генриковские статьи называются некоторыми историками предтечей современных конституций. Генриковские статьи были одним из первых в Европе актов, провозгласивших принцип религиозной толерантности. Они гарантировали безусловный и вечный мир между разноверцами, провозглашали принципы свободы вероисповедания и толерантности. В XVII в. своды законов впервые стали издавать в печатном виде, а в XVIII в., в 1732 - 1782 гг., все конституции Сейма были изданы в восьми томах под общим названием Volumina Legum ("Книга законов"). В этих томах были объединены все законы Речи Посполитой с XV по середину XVIII в. Польские историки права относят появление нового значения термина "конституция" лишь ко второй половине XVIII в. Наряду с традиционным, т.е. каждым постановлением или всеми постановлениями конкретного созыва Сейма, он стал означать государственное устройство, форму правления (конституция в материальном смысле) и, наконец, основной закон (конституция в формальном смысле). В 1795 г. страна утратила независимость, и развитие каждой из ее частей перестало быть связано друг с другом. Этот год во многом стал определенным рубежом в становлении польской правовой системы <1>. Польское право тех времен теряет свои исконно славянские корни и системность. На польских землях, разделенных на части, возникает по меньшей мере три различных правовых массива. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Зигель Ф. Указ. соч. Ч. 2. С. 4.
Так, в 1797 г. на землях, отошедших к Пруссии, вводится Allegemeines Landrecht, созданный на основе положений римского права. Впоследствии этот законодательный акт становится общеобязательным для всего Прусского королевства. Римские начала, реформированные влиянием немецкой правовой культуры, не могли иметь ничего общего с древнеславянским правом, развивавшимся в Польше до ее раздела. На польских землях, отошедших к Австрии, действовал Проект Гражданского уложения, в основе которого было Обновленное уложение Фердинанда II. Данный акт представлял собой смесь немецких, римских и чешских начал права. И наконец, в Княжестве Варшавском в период краткого господства Франции Сейм добровольно принял в 1808 г. Кодекс Наполеона. Отметим, что рецепция французских кодексов определила во многом путь дальнейшего развития польского частного права, что ощущалось вплоть до начала XX в. Таким образом, в двух частях польских земель после потери государственности, а в Княжестве Варшавском добровольно, были утрачены сложившиеся к тому времени начала исконно польского права, просуществовавшего восемь веков. Историки права в качестве одной из характерных черт развития польской государственности и правовой системы называют присущий ей определенный асинхронизм. Новые государственно-правовые формы вызревали в рамках старого общества, новые общественные отношения сохраняли по разным причинам архаичные правовые институты <1>. -------------------------------- <1> Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. Указ. соч. М., 1980. С. 12.
Так, в пределах Варшавского Княжества одновременно действовали положения феодального уголовного права и заимствованного из Франции буржуазного Гражданского кодекса Наполеона, а позже и французского Торгового кодекса. Конец XX века войдет в историю Польши как период бурных и кардинальных изменений, затронувших все основополагающие институты общества и государства. Как отмечается в преамбуле действующей Конституции 1997 г., в современной Польской Республике (именуемой в польской историографии Третьей Республикой) польская нация, "вновь обретя в 1989 г. возможность суверенно и демократически решать о Ее судьбе", за сравнительно краткий исторический срок создала принципиально новую для Польши модель государства и общества. Традиционно особая роль Польши в истории мирового конституционализма определяется тем, что именно Польша явилась родиной первой в Европе Конституции 1791 г. Однако в истории польского права достаточно и иных позитивных страниц и новаций. Так, историки права отмечают и опыт проведения в Польше на основании Генриковских статей 1573 г. свободных выборов короля. В выборах могла участвовать вся польская шляхта, составляющая тогда 8% населения страны. Ни в одном государстве Европы тех времен столь значительная часть общества не принимала участия в избрании главы государства. Исследователи современной правовой системы Польской Республики констатируют, что ее становление происходит под влиянием двух основных тенденций: реставрации и модернизации <1>. Причем процесс модернизации имеет четко направленный вектор развития - правовые стандарты Европейского союза. Представляется, что именно модернизация польской правовой системы в этом направлении в обозримом будущем и станет определяющим фактором ее развития. -------------------------------- <1> См.: Леже Раймон. Великие правовые системы современности. М., 2009. С. 186.
Восстановление институтов польской государственности, бурно развернувшееся в период кардинальных реформ конца 80 - 90 гг., практически исчерпало свой исторический ресурс. В стране восстановлен двухпалатный парламент, институт Президента, Государственный трибунал, Верховная палата контроля, ряд институтов гражданской службы, предусмотренных Законом 1922 г. "О государственной гражданской службе". Таким образом, можно предположить, что будущее польской правовой системы тесно связано с процессом, уже получившим в польской правовой доктрине определение "европеизация польского права" <1>, ставшего результатом воздействия европейской интеграции на правовую систему каждого из государств - членов Европейского союза. -------------------------------- <1> Подробнее о содержании понятия "европеизация права" см., например: Europeizacja prawa krajowego / Pod. red. C. Mik. Torun, 2000; Wojtyczek K. Przekazywanie kompetencji panstwa organizacjom miedzynarodowym. Krakow, 2002.
§ 2. Государственное устройство
Конституция 1997 года устанавливает республиканскую форму правления и характеризует ее как "общее благо всех граждан" (ст. 1). Польская Республика - унитарное государство, территориальное устройство которого обеспечивает децентрализацию публичной власти. Проведенная в январе 1999 г. реформа установила трехзвенное административно-территориальное устройство. Определив, что основной единицей территориального самоуправления является гмина (община), польская Конституция передает на усмотрение законодателя установление иных единиц территориального или локального и регионального самоуправления. Следовательно, в Польше только за гминой закреплен конституционный статус. Вторым звеном территориального самоуправления является уезд (район), а третьим - воеводство. Польская Республика является республикой смешанного типа (полупрезидентской). Для подобной формы государственного устройства характерна, прежде всего, жесткая зависимость от расстановки политических сил и их представительства в важнейших государственных институтах. Правительство ответственно перед Сеймом и нуждается в его доверии, но Президент избирается в ходе всеобщих выборов и обладает независимым от парламента мандатом. Однако объем полномочий Президента сокращен по сравнению с предшествующей Малой Конституцией 1992 г., и практически законодательная и исполнительная власть в Польше функционирует по парламентарному типу подобно тому, как это имеет место, например, в Австрии или Ирландии <1>. -------------------------------- <1> См.: Страшун Б.А. Вводная статья к Конституции Республики Польша. Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 2. С. 683.
Польский профессор Л. Гарлицки определяет установленную Конституцией 1997 г. модель как рациональный парламентаризм. Центральное место в системе государственных органов принадлежит Сейму, однако многие его решения должны быть приняты абсолютным или квалифицированным большинством голосов, а если этого не происходит, Сейм должен согласиться с волей Сената либо Президента. При этом выражение вотума недоверия Правительству возможно лишь в форме конструктивного вотума, т.е. при одновременном назначении нового премьер-министра <1>. -------------------------------- <1> См.: Garlicki L. Polskie prawo konstytucyjne. Wydanie 11. Warszawa, 2007. S. 73, 74.
В конце 2009 г. Премьер-министр Польши Д. Туск выступил с инициативой определенных коррективов существующей модели взаимоотношений Правительства и Президента Республики. Необходимость подобной конституционной реформы диктуется, по мнению Премьер-министра, постоянным и интенсивным политическим конфликтом, характерным для современной польской политической сцены, и его отрицательным воздействием на эффективность функционирования институтов исполнительной власти. В числе основных тезисов предлагаемой конституционной реформы названы: - установление четкой ответственности за исполнительную власть кабинета, поддерживаемого парламентским большинством; - изменение порядка избрания Президента Республики и значительное ограничение его полномочий; - уменьшение численности депутатов Сейма и Сената, а также изменение схемы их избрания и ограничение парламентского иммунитета. Изначально предполагалось, что Конституция может быть изменена не позднее осени 2010 г., чтобы новый Президент Республики, выборы которого планировалось провести в сентябре - октябре 2010 г., избирался уже не населением, а Национальным Собранием Польши. Однако развернувшаяся как в научных, так и в политических кругах полемика показала излишний оптимизм таких планов. Свои коррективы внесли и трагические события 10 апреля 2010 г., все политические последствия которых пока сложно оценить. Ясно одно: досрочные выборы Президента Республики 20 июня 2010 г. были проведены по прежней схеме, а судьба предложенной конституционной реформы в еще большей степени зависит от позиции победивших на парламентских выборах 2011 г. политических сил. Конституция определяет Польскую Республику как демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Верховная власть в Республике принадлежит нации. Устройство Польской Республики основывается на разделении и равновесии законодательной власти, исполнительной власти и судебной власти. Все органы публичной власти действуют на основе и в границах права. Система государственных органов включает в себя двухпалатный парламент (Сейм и Сенат), осуществляющий законодательную власть, Правительство во главе с Премьер-министром, в состав которого входят министры и руководители ряда центральных ведомств, которые вместе с иными органами правительственной администрации осуществляют исполнительную власть, а также судебные органы в виде судов и трибуналов, осуществляющих судебную власть. Институт Президента Республики вместе с Советом министров отнесен Конституцией к исполнительной власти. В отдельном разделе Конституция установила статус органов, на которые возлагается выполнение функций государственного контроля и охраны права. В их числе Верховная палата контроля, Уполномоченный по гражданским правам, Всепольский совет радиовещания и телевидения. Особого внимания заслуживает правовой статус прокуратуры Польши, которая отнесена законодателем к системе органов правовой защиты. Действующая Конституция, в отличие от Конституции 1952 г., отказалась от определения статуса и положения прокуратуры в системе государственных органов. Таким образом, законодателю была предоставлена полная свобода в определении места и роли прокуратуры, деятельность которой имеет принципиальное значение для правильного функционирования государства и эффективного обеспечения правового порядка. Подобная "деконституционализация" прокуратуры не раз становилась предметом жестких доктринальных дискуссий. В ходе системных реформ конца 90-х гг. прошлого века, в результате договоренностей "Круглого стола", было признано целесообразным включение прокуратуры в систему органов исполнительной власти и объединение функций Генерального прокурора и министра юстиции. Предполагалось, что такое решение позволит эффективнее проводить политику борьбы с преступностью и укрепления законности и правопорядка. Практика функционирования подобной модели не оправдала подобных ожиданий. Отсутствие реального улучшения в деятельности органов прокуратуры, потеря самостоятельности и "политизация" влияния на Генерального прокурора являлись предметом не только доктринальных, но и парламентских дискуссий. В результате 28 августа 2009 г. польский парламент принял закон, предусмотревший выведение прокуратуры из системы органов исполнительной власти и, как следствие, разделение функций Генерального прокурора и министра юстиции. Date: 2016-02-19; view: 660; Нарушение авторских прав |