Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая часть 3 page





--------------------------------

<1> В трагической ситуации 2010 г. совокупность требующих одновременного решения кадровых проблем не могла быть предусмотрена никакими законами. Страна потеряла 10 апреля не только Президента Республики, но и 15 депутатов Сейма, вице-маршала Сената и двух сенаторов, Главу Национального банка Польши, Уполномоченного по гражданским правам, практически все высшее руководство Вооруженных Сил страны, Главу Канцелярии Президента.

 

Впервые подобная ситуация сложилась в декабре 1922 г., когда избранный несколькими днями ранее первый Президент Польши Г. Нарутович был злодейски застрелен. Обязанности Президента возложили на Маршала Сейма М. Ратая. Историей ему была уготовлена уникальная возможность вторично заменить главу государства, когда в результате майского переворота Ю. Пилсудского в 1926 г. подал в отставку Президент страны С. Войцеховский.

Конституция 1997 г. ограничивает объем президентских полномочий, исполняемых временно замещающим его лицом. Так, установлен запрет на принятие решения о сокращении срока полномочий Сейма.

Конституция 1997 г. отводит Президенту Республики роль верховного представителя Республики и гаранта непрерывности государственной власти. Президент следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории (ст. 126).

Совещательным органом Президента Республики по вопросам внутренней и внешней безопасности является Совет Национальной Безопасности.

По вопросам особой важности Президент может созвать Совет кабинета. Именно так польская Конституция определила заседание Совета министров под председательством Президента Республики. Важно отметить, что Совету кабинета не принадлежат полномочия Совета министров.

Во исполнение своих полномочий Президент издает распоряжения, приказы и постановления. Конституция закрепляет право Президента обращаться с посланием к Сейму, Сенату и Национальному Собранию.

Конституция предусмотрела и единственную ситуацию, в которой у Президента возникает право на издание распоряжений с силой закона. Если во время военного положения Сейм не может собраться на заседание, Президент Республики по предложению Совета министров издает распоряжения с силой закона. При этом четко ограничены объем и границы предмета их регламентации. Такие распоряжения имеют временную силу действия и подлежат утверждению на ближайшем заседании Сейма. Официальные акты Президента требуют контрассигнации Председателя Совета министров, который вследствие подписания акта несет ответственность перед Сеймом. Однако данное правило не распространяется на 30 перечисленных в Конституции официальных актов Президента. В их числе акты: о назначении выборов; законодательной инициативе; подписании законов; об обращении с предложениями в Конституционный трибунал; о принятии отставки Совета министров; применении права помилования; назначении на должности; предоставлении польского гражданства и др. (ст. 144).

За нарушение предписаний Конституции, закона или совершение преступления Президент Республики может быть привлечен к ответственности только перед Государственным трибуналом. Соответствующее обвинение может быть предъявлено постановлением Национального Собрания, принятым большинством не менее 2/3 законного числа членов Собрания по предложению не менее 140 членов Национального Собрания. Со дня предъявления обвинения перед Государственным трибуналом исполнение должности Президента Республики подлежит приостановлению.

В результате досрочных выборов Президента Польской Республики в ходе двух туров: 20 июня и 4 июля 2010 г., пост главы государства занял Б. Коморовский.

Совет министров является вторым, наряду с Президентом Республики, высшим органом, осуществляющим исполнительную власть в государстве. Конституция возлагает на этот коллективный орган проведение внутренней и внешней политики Польской Республики. Его ведению подлежат вопросы государственной политики, не закрепленные за другими государственными органами и органами территориального самоуправления. Совет министров руководит органами правительственной администрации.

Срок полномочий Правительства не определяется законодательно. Основанием для формирования нового состава Правительства является принятие Президентом отставки прежнего состава. Причины подобной отставки могут быть связаны с формированием нового состава парламента, отказом Сейма в принятии вотума доверия либо выражение вотума недоверия Правительству.

Конституция предусматривает в каждом из указанных случаев обязанность Президента принять отставку Правительства (п. 3 ст. 162). И только если в отставку подает Председатель Совета министров, Президент вправе, но не обязан реализовать подобное дискреционное полномочие.

В состав Совета министров входят его Председатель и министры, а также могут быть назначены председатели определенных законом комитетов. Председатель и вице-председатель могут выполнять также функцию министра.

Процедура формирования состава Совета министров по действующей Конституции несколько упрощена. Так, если Малая Конституция 1992 г. предусматривала пять видов процедур, то действующая - только три. Доктринально эти процедуры подразделяют на основную и резервные. По основной процедуре Президент Республики назначает Председателя Совета министров и по его представлению остальных членов Правительства.

Если Президент не назначает членов Совета министров или Сейм отказывает этому составу в доверии, Сейм получает право самостоятельно сформировать Правительство. Если же и это не удается сделать, то право назначения Правительства вновь переходит к Президенту. Если сформированное таким образом Правительство не получает вотума доверия Сейма, Президент вправе распустить Сейм и назначить новые выборы.

Польская Конституция предусматривает два вида ответственности Правительства. Члены Совета министров несут перед Сеймом солидарную ответственность за деятельность Правительства, а также индивидуальную ответственность за дела, подлежащие их компетенции или порученные им (ст. 157).

Наряду с этим, Председатель и члены Совета министров несут конституционную ответственность перед Государственным трибуналом. Основаниями для возбуждения производства является нарушение Конституции или законов, а также совершение преступления в связи с занимаемой должностью (п. 1 ст. 156).

Определяющим фактором в отношениях между Правительством и Сеймом является возможность выражения палатой вотума недоверия деятельности Правительства. Конституция предусмотрела только конструктивный вотум недоверия. Инициируя его, группа депутатов, составляющая не менее 46 человек, обязана указать имя кандидата на пост Председателя Правительства.

Если предложение о вотуме недоверия не набирает требуемого числа голосов, повторное объявление недоверия Правительству возможно лишь по истечении трех месяцев.

Президент может вносить персональные изменения в состав Правительства. Однако это право реализуется только при наличии соответствующего предложения Премьер-министра. Отметим, что если ранее по Малой Конституции 1992 г. при внесении Премьер-министром предложения об отставке члена Правительства Президент "мог вносить изменения", то действующая Конституция ограничивает свободу его усмотрения формулой "осуществляет изменения в составе Совета министров".

Правовой статус Совета министров, наряду с Конституцией, определен Законом от 8 августа 1996 г. "О Совете министров", а также Законом от 4 сентября 1997 г. "Об отделах правительственной администрации". Вопросы внутренней организации и деятельности Совета министров регулируются Постановлением от 19 марта 2002 г. "Регламент работы Совета министров".

Конституция 1997 г. отказалась от существовавшего ранее в польском праве института делегированного законодательства. Акты Совета министров не могут иметь силы закона. Реализуя свои полномочия и в их пределах, Совет министров принимает распоряжения и постановления. Председатель Правительства и министры оформляют свои решения приказами.

Исходя из классификации польских источников права, только распоряжения Правительства являются источником общеобязательного права. Право на их издание принадлежит Совету министров, Председателю Совета министров, а также министрам, возглавляющим определенные участки правительственной администрации.

Все остальные постановления Совета министров, приказы его Председателя и министров являются внутренними источниками права и не могут быть основанием для принятия решений в отношении граждан и юридических лиц.

При Председателе Совета министров образовано два органа, имеющих определяющее влияние на процесс подготовки нормативных и иных актов: Законодательный совет и Правительственный центр законодательства.

С апреля 2009 г. система правительственного правотворчества была принципиально реформирована. Суть изменений в том, что отдельные министерства могут разрабатывать теперь лишь основные положения законопроекта, а сам проект готовится Правительственным Центром законодательства. Подобный подход должен исключить в ходе подготовки законопроекта технико-юридические ошибки либо коллизии создаваемых предписаний с иными, уже действующими актами или нормами Конституции.

В числе изменений также и возложение на Правительственный центр обязанности анализа решений Конституционного трибунала, Верховного суда и Высшего административного суда. Центр также должен анализировать решения высших судебных органов Европейского союза с точки зрения их влияния на польскую правовую систему.

Совершенствование институциональной структуры исполнительной власти повлекло образование Экономического совета при Председателе Правительства. Его создание предусмотрено распоряжением Председателя Совета министров от 9 марта 2010 г. В состав Совета вошли экономисты, ученые и представители бизнеса.

Основной задачей Совета является представление Премьеру независимой и объективной информации по поводу текущей и планируемой деятельности Правительства. Задачей Совета является также оценка социально-экономической ситуации в стране на фоне событий, происходящих в Европе и мировой экономике.

Действующий состав Совета министров был сформирован во главе с Премьер-министром Д. Туском после проведения парламентских выборов 2011 г. и получил вотум доверия 19 ноября 2011 г.

 

§ 6. Судебная власть

 

Польская Конституция установила двухзвенную систему органов правосудия. Составляющие ее суды и трибуналы являются властью, обособленной и независимой от других властей. Отправление правосудия осуществляют Верховный суд, суды общей юрисдикции, а также военные суды. Органами правосудия являются также Конституционный трибунал и Государственный трибунал.

Важнейшие принципы осуществления правосудия, установленные Конституцией, закрепляют право каждого на равенство перед законом и равное обращение со стороны публичных властей.

Каждый имеет право на справедливое и открытое рассмотрение дела без необоснованного отлагательства компетентным, неподчиненным, беспристрастным и независимым судом.

Уголовной ответственности подлежит только тот, кто совершил деяние, запрещенное под угрозой наказания законом, действующим во время его совершения. При этом данный принцип не препятствует наказанию за деяние, которое во время его совершения составляло преступление в понимании международного права.

Каждый, в отношении которого ведется уголовное производство, имеет право на защиту на всех стадиях производства. Каждый считается невиновным, пока его вина не будет подтверждена правомочным приговором суда.

С каждым, лишенным свободы, следует обращаться гуманным образом. Каждый, незаконно лишенный свободы, имеет право на возмещение вреда.

Конституция закрепила отсутствие сроков давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечности.

Правовой статус органов судебной власти рассмотрен в главе "Судебная система" Польской Республики данной работы.

 

§ 7. Органы контроля и охраны права

 

Органам государственного контроля и охраны права посвящен отдельный раздел Конституции Польши, что можно рассматривать как одну из ее структурных особенностей.

Систему органов правовой защиты можно назвать одним из сложнейших звеньев государственных органов с точки зрения структуры, форм деятельности, особых задач и средств их исполнения. Их основной задачей является правовая охрана определенных благ и ценностей, необходимых для существования и правильного развития личности, социальных групп и всего общества.

Функции этих органов реализуются, прежде всего, путем исполнения правомочных решений, контроля соблюдения права и преследования преступлений, а также правового обслуживания и правовой помощи.

Как отмечалось выше, на основе положений Закона "О прокуратуре" (в ред. 2009 г.) прокуратура также названа органом защиты права.

Верховная палата контроля отметила в 2009 г. свой юбилей - 90 лет со дня образования. Первый состав Верховной палаты государственного контроля был сформирован на основании Декрета Ю. Пилсудского от 7 февраля 1919 г.

Традиции государственного контроля на польских землях имеют многовековую историю. Начиная с XVI в. в Польше создавались различные институции, имевшие схожие задачи - контроль публичных финансов. Еще во времена Варшавского Княжества на основании Декрета Короля Фредерика Августа была создана Главная счетная палата. Подобный институт действовал и в Королевстве Польском. В период Первой Польской Республики эти задачи выполнялись созданным в 1591 г. Финансовым трибуналом, в юрисдикцию которого были включены вопросы контроля государственных финансов. Современное наименование данного органа возникло в Конституции, принятой в марте 1921 г.

Конституционный статус действующей Верховной палаты контроля детализирован Законом от 23 декабря 1994 г. "О Верховной палате контроля". Порядок осуществления контрольных действий, а также их методы и формы установлены распоряжением Председателя Палаты от 1 марта 1995 г. "О контрольном производстве". Статут Палаты, утвержденный распоряжением Маршала Сейма от 12 сентября 2001 г., определяет ее внутреннюю организацию.

Конституция позиционирует Палату как высший орган государственного контроля, подчиненный Сейму. В ее компетенцию входит контроль деятельности правительственной администрации, Польского Национального банка, государственных юридических лиц и иных государственных организаций с точки зрения законности, экономичности, целесообразности и добросовестности.

Палата вправе также контролировать деятельность иных организационных единиц и хозяйствующих субъектов. Критериями, устанавливающими параметры контрольных действий в таких ситуациях, является объем используемого ими государственного или коммунального имущества либо средств, а также их финансовые обязательства в пользу государства. Подобный контроль осуществляется Палатой только с точки зрения законности и экономичности деятельности.

Палата проводит контрольные мероприятия как по собственной инициативе, так и по поручению Сейма и его органов либо по предложению Председателя Совета министров.

Председатель Палаты назначается на должность Сеймом с согласия Сената. Срок его полномочий составляет шесть лет и может быть продлен только 1 раз. Председатель Палаты с согласия Маршала Сейма назначает и отзывает ее генерального директора. В состав Палаты входит 14 членов, срок полномочий которых ограничен тремя годами. Члены Палаты назначаются Президиумом Сейма по предложению Председателя Палаты.

Для обеспечения независимости деятельности Палаты Закон устанавливает определенные ограничения, соизмеримые с иммунитетом судейского корпуса. Так, Председатель Палаты не вправе занимать иную должность и осуществлять иную деятельность, кроме преподавания в высшей школе. Он не может быть членом политической партии, профессионального союза. Он также наделен иммунитетом от уголовного преследования наравне с судьями.

Ежегодно Палата представляет Сейму отчет о своей деятельности, а также анализ исполнения государственного бюджета и основных направлениях денежной политики. Отчет об исполнении бюджета, представляемый на утверждение Сейма Советом министров, также сопровождается заключением Палаты.

Кроме того, Палата представляет Сейму информацию о результатах проведенных контрольных мероприятий вместе с соответствующими предложениями.

Организационными структурными единицами Палаты являются департаменты и делегатуры.

Институт Уполномоченного по гражданским правам учрежден Законом 1987 г. и только в 1989 г. получил конституционный статус. Его основная задача - защита свобод и прав человека и гражданина, определенных Конституцией и иными нормативными актами. Уполномоченный независим в своей деятельности от иных государственных органов и ответствен только перед Сеймом. Отчет о своей деятельности, а также о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина ежегодно представляется им как Сейму, так и Сенату.

Уполномоченный по гражданским правам назначается Сеймом с согласия Сената на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков. Для обеспечения подлинной независимости его деятельности Конституция устанавливает принцип несовместимости с иными должностями (за исключением должности профессора высшей школы), а также иными профессиональными занятиями.

Гарантией независимости Уполномоченного является также запрет на привлечение к уголовной ответственности либо лишение свободы без предварительного согласия Сейма.

Всепольский совет радиовещания и телевидения учрежден в 1992 г. Совет является независимым органом, обладающим конституционным статусом. Совет стоит на страже свободы слова, права на информацию, а также публичного интереса в радиовещании и телевидении (п. 1 ст. 213 Конституции). Совет издает распоряжения, а по индивидуальным делам принимает постановления.

Члены Совета назначаются Сеймом, Сенатом и Президентом Республики. В состав Совета входит девять членов, назначаемых по следующей схеме: четырех назначает Сейм, троих - Президент Республики и двух - Сенат.

Гарантией независимости деятельности Совета является установленный Конституцией запрет на принадлежность его членов к политическим партиям, профессиональным союзам. Они также не могут вести хозяйственную деятельность, несовместимую с достоинством выполняемой функции. Принципы и порядок деятельности Совета, его организация и подробные принципы назначения его членов определены Законом от 29 декабря 1992 г. "О радиовещании и телевидении".

В задачи Совета входит разработка, по согласованию с Председателем Правительства, направлений политики государства в области радиовещания и телевидения, а также осуществление контроля деятельности составителей и трансляторов программ радио и телевещания. Кроме того, он выдает концессии на трансляцию и ретрансляцию программ, определяет абонентскую плату, дает заключения на проекты законодательных актов, а также международных договоров в данной сфере.

Ежегодно Совет представляет палатам парламента и Президенту Республики отчет о своей деятельности, а также об основных проблемах отрасли. Примечательно, что отрицательная оценка отчета Совета влечет окончание срока его полномочий. Как отмечают польские исследователи, данное правовое решение, к тому же сформулированное не Конституцией, а законом, является уникальным, поскольку нет аналогов подобного прекращения полномочий какого-либо конституционного органа государства. Указывая на сложность определения правового характера и положения в системе публичной администрации, Совет иногда определяют как "нетипичный институт" <1>.

--------------------------------

<1> Chrusciak R. Sprawozdanie Krajowej Rady Radiofonii i telewizji jako forma odpowiedzialnosci politycznej // Przeglad Sejmowy. 2008. N 1 (84). S. 29.

 

По своему статусу Совет независим от Правительства. Он ежегодно представляет Председателю Совета министров не отчет, а лишь информацию о своей деятельности. Несмотря на то что с организационной точки зрения Совет находится вне системы правительственного аппарата, он является органом, функционально включенным в административную деятельность. С точки зрения его компетенции правовая позиция Совета приближена к позиции высшего органа правительственной администрации.

Прокуратура. Как отмечалось, с марта 2010 г. в Польше действует новая правовая модель осуществления прокурорских функций. Прокуратура определена как орган правовой защиты. Кроме того, в числе новаций, введенных Законом от 9 октября 2009 г., разделение функций Генерального прокурора и министра юстиции, изменение компетенции и порядка назначения Генерального прокурора и его заместителей, а также определенная оптимизация организационной структуры.

Генеральный прокурор является высшим органом прокуратуры. Он назначается Президентом Республики из числа кандидатов, представленных Всепольским судебным советом и Всепольским советом прокуратуры. Срок полномочий Генерального прокурора равен шести годам. Повторное избрание не допускается, что признается одной из важнейших гарантий его независимости. После завершения срока полномочий Генеральный прокурор вне зависимости от достигнутого возраста может реализовать право выхода на пенсию.

Обеспечению независимости Генерального прокурора при исполнении его полномочий служат положения Закона, запрещающие совмещение данной функции с иной деятельностью (кроме научно-исследовательской и преподавательской), устанавливающие запрет на принадлежность к политическим партиям и профессиональным союзам, а также на осуществление публичной деятельности, несовместимой с данным постом.

Генеральный прокурор не может быть привлечен к уголовной ответственности либо лишен свободы без предварительного согласия дисциплинарного суда. Он не может быть также задержан или арестован за исключением случаев обнаружения на месте преступления, если это оправдано интересами расследования.

За совершение проступков, а также за злоупотребление свободой слова при исполнении должностных функций, что является основанием для преследования в порядке частного обвинения, Генеральный прокурор может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности.

Полномочия Генерального прокурора могут быть досрочно завершены в случае его смерти либо отставки. Президент Республики может освободить его от должности в случае: добровольного отрешения; утраты возможности исполнения полномочий вследствие подтвержденных медицинским заключением болезни либо потери сил; осуждения вступившим в силу приговором суда за совершения преступления или подтверждения судом факта представления ложной информации в люстрационном заявлении, а также на основании вступившего в силу соответствующего решения дисциплинарного суда.

Закон "О прокуратуре" предусматривает два случая досрочного прекращения полномочий Генерального прокурора по решению Сейма. По инициативе Председателя Совета министров процесс отрешения Генерального прокурора может быть начат при отказе Председателя Правительства утвердить представленный ему ежегодный отчет о работе прокуратуры, а также в случае нарушения Генеральным прокурором принесенной им присяги.

Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру общей юрисдикции и Военную прокуратуру. В состав Генеральной прокуратуры включены апелляционные, окружные и районные прокуратуры. В состав Военной прокуратуры, возглавляемой Главным военным прокурором, входят военные окружные и военные гарнизонные прокуратуры.

Отдельное звено составляют прокуроры Института национальной памяти - Комиссии по преследованию злодеяний против польского народа и Бюро люстрации.

При Генеральном прокуроре создается Всепольский Совет прокуратуры, заменивший действовавший ранее Совет прокуроров.

 

§ 8. Организация публичной власти на местах

(территориальное самоуправление)

 

Современный вариант модели организации публичной власти на местах действует в Польше с 1 января 1999 г. как следствие первого этапа административной реформы. Главные цели региональной политики Польского государства на завершающем этапе реформы были сформулированы на Конференции "Новая концепция региональной политики" (апрель 2008 г.). Прежде всего, это рост конкурентоспособности воеводств, повышение эффективности использования их внутреннего потенциала и, наконец, выравнивание шансов для всех регионов.

Приоритеты в работе Правительства в рамках завершающего этапа процесса децентрализации четко определены Постановлением Совета министров от 22 января 2008 г. "О завершении реформы публичной администрации и проведении необходимых для этого мероприятий". К ним отнесены: укрепление позиции и роли территориального самоуправления, завершение перераспределения компетенции по линии правительство - самоуправление, передача полномочий и денежных средств самоуправлению, введение стандартов оказания публичных услуг.

Реализация поставленных задач потребовала изменения десятков законодательных актов, а также подготовку новых законов и исполнительных актов. Приняты Закон от 20 января 2009 г. "О фонде солецтва и принципах исполнения некоторых задач солецтва" и Закон от 23 января 2009 г. "О воеводе и правительственной администрации в воеводстве". На рассмотрении в парламенте остается Закон "О развитии городов, центрах регионального развития и территориях метрополий".

Основы территориального самоуправления Польши весьма детально регламентированы на конституционном уровне. Уже в тексте преамбулы Конституции провозглашается важнейший для самоуправления принцип субсидиарности, укрепляющий правомочия граждан и их сообщества.

Важнейшей чертой местного самоуправления является территориальная подведомственность. Основой формирования местного самоуправления является административно-территориальное деление, основы которого определены Законом от 24 июля 1998 г. "О введении трехзвенного основного деления государства". Со времени его вступления в действие, с 1 января 1999 г., основными звеньями стали: гмина (община), уезд и воеводство. В настоящее время в стране 16 воеводств, 314 областных и 65 городских уездов и 2478 гмин.

Согласно Конституции территориальное устройство обеспечивает децентрализацию публичной власти (ст. 15). Данное положение следует трактовать с точки зрения конструкции самоуправления, в контексте ст. 16 (п. 1), установившей, что совокупность жителей единиц основного территориального деления образует в силу права самоуправляющиеся сообщества.

Таким образом, основное территориальное деление государства устанавливается в интересах территориального самоуправления, учитывая социально-экономические или культурные связи, и обеспечивает территориальным единицам способность выполнять публичные задачи. В результате территориальное самоуправление составляет основную формулу децентрализации публичной власти.

В польской доктрине применительно к единицам территориального самоуправления в последние годы все чаще используется термин "коммунальные корпорации". Коммунальные корпорации являются юридическими лицами. Им принадлежит право собственности и иные имущественные права. Самостоятельность единиц территориального самоуправления подлежит судебной защите. Таким образом, в Польше, так же как и в ряде иных государств континентальной правовой системы, субъектом самоуправления признается территориальный коллектив, имеющий статус юридического лица, территориальную подведомственность и общее целевое значение.

Споры о компетенции между органами территориального самоуправления и правительственной администрацией разрешаются административными судами.

Конституция закрепляет право единиц территориального самоуправления на объединение. Они могут также вступать в международные объединения локальных и региональных сообществ, а также сотрудничать с такими сообществами других государств.

Организация местного самоуправления каждого уровня регламентирована Законом от 5 июня 1998 г. "О воеводском самоуправлении", Законом от 5 июня 1998 г. "Об уездном самоуправлении", Законом от 8 марта 1990 г. "О гминном самоуправлении". Деятельность правительственной администрации регламентирована Законом от 23 января 2009 г. "О воеводе и правительственной администрации в воеводстве".

К особенностям польской системы осуществления публичной власти на местах можно отнести своеобразный, двойственный характер самоуправления на уровне высшего звена - воеводства, поскольку структура публичной власти в воеводстве включает два уровня администрации - правительственную и администрацию воеводства.

 

§ 9. Общая характеристика

современного состояния правовой системы

 

Исходными для определения современного состояния польской правовой системы можно назвать два основных фактора. Прежде всего, это завершение начатого в конце прошлого века процесса кардинальных системных изменений государственного и общественного устройства, а также создание новых институтов гражданского общества. Эти процессы происходили на фоне перехода страны к рыночной экономике, что значительно расширяло объем задач, стоящих перед законодателем. Правовое сопровождение этих процессов привело к созданию, по сути, совершенно нового массива законодательства во всех основных отраслях польского права. Как уже отмечалось, собственный исторический правовой опыт был особенно востребован в начале перехода государства к новым социально-экономическим реалиям.

Date: 2016-02-19; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию