Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. История славянского права 6 page
Увы, законы не стали той опорой, которая могла бы поддержать Россию. Не выдержала испытаний и Конституция 1906 г. Она была сломлена Первой мировой войной и Февральской революцией. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола. Вновь наступило "смутное" время, которое привело к еще большим бедствиям Октябрьской революции и Гражданской войны. Эти события пробудили многие дремавшие в обществе силы: свободы и рабства, жизни и смерти, надежды и страха. И каждая из них нашла свое воплощение в Конституции РСФСР 1918 г., утвержденной 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Основной целью Конституции 1918 г. было закрепление власти за партией большевиков. Своей цели она добилась, чему в немалой степени способствовала мощная энергия ее норм. Это была поэзия стихийно возникшего и кровавого бунта. Поэтому в Конституции 1918 г., главным образом в ее первом разделе - "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" <1>, так часто содержались призывы к "разрушению", "уничтожению", "устранению", "беспощадному подавлению" и т.д. Они направляли и вдохновляли разрушительную энергию масс, пробуждая ее порочные инстинкты и страсти. -------------------------------- <1> Принята III Всероссийским съездом советов в январе 1918 г., включена в текст Конституции по настоятельному требованию В.И. Ленина.
Великий российский бунт разрушил не только государство. Были уничтожены его устои: экономические, политические, религиозные, нравственные. Собственно, это и позволило партии большевиков установить свою диктатуру - ничем не ограниченную власть. В сфере экономики Конституция отменила частную собственность на землю, леса, недра и воды, "живой и мертвый инвентарь", образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия, банки, фабрики, заводы, рудники, железные дороги и прочие средства производства и транспорта (п. п. "а" - "ж" ст. 3). Их собственником стало государство в лице его единственной партии - партии большевиков. По сути, это было возрождение прежних форм крепостничества, но с одной существенной разницей: привилегия эксплуатировать человека отныне принадлежала государству. Закрепляя ее, Конституция установила всеобщую трудовую (п. "е" ст. 3) и воинскую (ст. 19) повинности народа. В сфере политики Конституция, как в "зазеркалье", перевернула все. Уничтожив власть эксплуататоров над трудящимися, она установила "власть трудящихся над эксплуататорами" (п. "в" ст. 3). Отстранив от управления государством имущие классы, Конституция провозгласила, что управлять государством будут низы. В ст. 7 этот тезис был сформулирован следующим образом: "В момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам". Революционная поэзия Конституции 1918 г. не только пробуждала стихии разрушения. Она находила им оправдание, рисуя призрачные образы светлого будущего "социалистической организации общества и победы социализма во всех странах" (ст. 3) - того будущего, в котором "не будет ни деления на классы, ни государственной власти" (ст. 9). Исполнив поставленные перед ней цели, Конституция 1918 г. уступила место другим, более традиционным конституционным актам - Основным законам СССР 1924, 1936 и 1977 гг. Они утратили ее яростный порыв, ее образность речи и поэтические формы, сохранив вместе с тем ее внутреннее содержание, в котором основным было удержание политической власти. Более подробный анализ социалистического права будет дан в следующем томе. Здесь же необходимо рассказать о правовом развитии славянских государств Западной, Центральной и Южной Европы. В результате поражения Австрии и Германии в Первой мировой войне, страшного Октябрьского бунта многие славянские народы - поляки, чехи и словаки, хорваты, словенцы - вновь обрели независимость. В течение нескольких месяцев принимаются Конституции Чехословацкой Республики (29 февраля 1920 г.), Польской Республики (17 марта 1921 г.), Королевства сербов, хорватов и словен (28 июня 1921 г.). Следует подчеркнуть, что эти акты не были подражанием либо копированием западных конституционных образцов. Крайне незначительным было и влияние Конституции РСФСР 1918 г. Как и те акты, которые действовали к тому времени - болгарская Тырновская Конституция 1879 г., сербская Конституции 1869 г., Конституция Черногории 1905 г., - они были самобытными правовыми документами, отражавшими достаточно высокий уровень правового развития. Так, Конституционная Хартия Чехословацкой Республики впервые в конституционной истории закрепила полноценную регламентацию вопросов национальной автономии. Было провозглашено право свободно пользоваться родным языком, получать образование на родном языке, создавать национальные общественные объединения, а также органы национального самоуправления (в частности, подкарпатских русинов). Особого внимания заслуживает ст. 134, в которой был установлен следующий принцип: "Всякого рода насильственная денационализация воспрещается. Нарушение этого принципа может определяться законом как уголовное деяние" <1>. -------------------------------- <1> Конституции буржуазных стран. Л., 1936. Т. 2. С. 36.
Конституция Королевства сербов, хорватов и словен установила новые модели конституционной регламентации вопросов вероисповедания, образования, социальной и экономической политики. В частности, в ней были провозглашены следующие принципы: "Государство следит за тем, чтобы всем гражданам обеспечивалась одинаковая возможность подготовляться к той хозяйственной деятельности, к которой они чувствуют склонность. С этой целью государство введет профессиональное образование и будет оказывать в его видах постоянную помощь хорошо одаренным бедным детям... Плоды умственного труда являются собственностью создателя; они пользуются защитой государства... Свобода заключения контрактов в области хозяйственных отношений признается в той мере, в какой она не стоит в противоречии с социальными интересами... Государство в интересах всего общественного целого и на основе законов имеет право и обязано вмешиваться в экономические отношения граждан в духе справедливости и видах устранения социальных конфликтов" (ст. ст. 22, 24, 25, 26) <1>. -------------------------------- <1> Конституции буржуазных стран. Л., 1936. Т. 2. С. 51.
Яркие примеры самобытного конституционного правотворчества дают многие нормы Конституции Польши. Но мы ограничимся положениями только одной статьи (ст. 99): "Польская Республика признает, что всякая форма собственности: личная собственность отдельных граждан, коллективная собственность объединений граждан, учреждений, самоуправлений или, наконец, самого государства, составляет одну из важнейших основ общественного строя и правового порядка; она гарантирует всему населению, учреждениям и обществам охрану их имущества; она допускает отмену или ограничение собственности личной или коллективной только в случаях, предусмотренных законом, по соображениям высшей пользы и за возмещение. Только закон может установить, какое имущество должно с точки зрения общих интересов составлять исключительно собственность государства, а также, в какой мере граждане и их законно признанные объединения могут быть ограничены по соображениям общественного порядка в свободном пользовании землей, водами, ископаемыми и другими природными богатствами. Земля как один из важнейших факторов жизни народа и государства не может быть предметом неограничиваемых сделок. Законы определяют право государства производить принудительный выкуп земли, а также регулировать ее передачу, исходя из того положения, что устройство сельского хозяйства в Польской Республике должно покоиться на сельскохозяйственных единицах, способных правильно вести производство и составляющих личную собственность граждан" <1>. -------------------------------- <1> Конституции буржуазных стран. Л., 1935. Т. 1. С. 218, 219.
В 1920 - 1930 гг. во всех славянских государствах шел интенсивный процесс кодификации законодательства: гражданского, торгового, уголовного, процессуального, семейного. Ситуацию осложняла раздробленность правовых систем. Так, Польша с конца XVIII в. находилась под юрисдикцией России, Германии и Австрии и унаследовала многие нормы законодательства этих государств. Кроме того, в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи, сохраняли действие многие нормы Гражданского и Торгового кодексов Наполеона. Такое положение дел создавало множество коллизий, для решения которых в 1926 г. был принят Закон об основах международного частного права. А вскоре в Польше наступил этап национальной кодификации. Принимаются самобытные акты, в ряду которых особого внимания заслуживают Кодекс обязательственного права (1933 г.), а также Торговый кодекс (1934 г.), которые внесли много новелл в регулирование частноправовых отношений. Не менее сложные проблемы пришлось решать Королевству сербов, хорватов и словен (с 1929 г. - Югославское Королевство) <1>, унаследовавшему шесть различных правовых систем. В частности, в основу югославского гражданского законодательства были положены такие действовавшие на его территории акты, как сербский Гражданский кодекс 1844 г., черногорские Гражданский кодекс <2> и Закон "О собственности" 1888 г., австрийский Гражданский кодекс 1811 г. -------------------------------- <1> Новая Конституция была принята 3 сентября 1931 г. <2> Следует отметить, что Гражданский кодекс Черногории дал оригинальную регламентацию многих частноправовых отношений. В частности, именно этот акт впервые в истории подробно регламентировал вопросы злоупотребления правом.
Сложные проблемы обеспечения единства права пришлось решать также в Болгарии и Чехословацкой Республике. Осуществлению правовых реформ в славянских государствах препятствовали многие другие факторы: заметное отставание в экономическом и социальном развитии; недостаточный уровень образования, а в некоторых регионах - грамотности большей части населения; неприятие многих моделей западного права, которые навязывались идеологами реформ. Ситуацию усугубляли экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг., а также общая тенденция к авторитарным формам правления, утвердившаяся в преддверии Второй мировой войны. Авторитарные режимы были сформированы в Польше в 1926 г., Югославии - в 1929 г., Болгарии - в 1934 г., Чехословакии - в 1938 г. А вскоре многие из них вновь прекратили свое существование. В марте 1939 г. в результате "мюнхенского сговора" фашистская Германия оккупировала Чехословакию. В сентябре 1939 г. под ее натиском пала Польша. Началась Вторая мировая война, которая угрожала полным истреблением славян. Из самой кровопролитной в истории человечества войны Советский Союз вышел победителем, освободив большую часть славянских народов. Во вновь возрожденных государствах - Болгарии, Польше, Чехословакии, Югославии - утвердились народно-демократические режимы, которые в основном следовали в русле той политики, которая определялась руководством СССР. В каждом из них была поставлена цель построения социализма. Единство цели предопределило сходство многих правовых моделей. В основном заимствовались решения советского права. Впрочем, слепого копирования не было. Нередко руководители славянских социалистических стран провозглашали свой путь к социализму, что становилось причиной разногласий с руководством СССР. В некоторых случаях они решались с помощью силы, как это было в Чехословакии в 1968 г. Новый этап в развитии славянского права наступил с распадом СССР и крахом социалистической системы государства и права. Появились новые славянские государства. На "руинах" СССР возникли Российская Федерация, Беларусь и Украина. Чехословакия распалась на Чехию и Словакию, а Югославия - на шесть государств: Сербию, Хорватию, Словению, Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину. В каждом из них формировались новые либо преобразовались прежние правовые системы. В первое время после крушения социализма они во многом опирались на опыт стран западной демократии, в основном Европы. Этот процесс многократно усиливался в тех государствах, которые стремились войти в состав Европейского союза. И тем не менее преувеличивать влияние западных правовых моделей на правовое развитие славянских государств не стоит. И не только потому, что их содержание часто менялось, но и потому, что они нередко не воспринимались общественным сознанием и, как следствие, отторгались в правоприменительной практике. Более того, в последние годы в славянских государствах все более отчетливо прослеживается тенденция к поиску собственного пути развития права, возрождению прежних и утверждению новых правовых ценностей славян.
§ 6. Об основных чертах славянского права
В настоящее время идет бурный процесс брожения, в котором кристаллизуется новое славянское право. Его контуры еще не оформились. Его содержание замутнено многими чужеродными правовыми моделями. И, тем не менее, оно уже живет в новых законодательных актах, в новых правовых доктринах и, что, самое главное, в обновленном правосознании. В нем все более громко заявляют о себе такие ценности, как христианская вера, духовность, единение, национальное самосознание, прямое народное правление и милосердие. Эти ценности - правовое наследие славян, их кредо веры, надежды, любви. Наиболее полно они отражены в преамбулах новых конституций славянского мира <1>. -------------------------------- <1> С необходимыми поправками и уточнениями тексты конституционных положений даются по изд.: Конституции государств Европы. М., 2001. Т. 1 - 3.
Так, Конституцию Польской Республики открывают следующие сокровенные строки: "В заботе о существовании и будущем нашей Отчизны, вновь обретя в 1989 году возможность суверенно и демократически решать о Ее судьбе, мы, Польская Нация, - все граждане Республики, как верующие в Бога - источник правды, справедливости, добра и красоты, так и не разделяющие этой веры, а выводящие эти универсальные ценности из иных источников, равные в правах и обязанностях по отношению к общему благу - Польше, благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, стоившую огромных жертв, за культуру, коренящуюся в христианском наследии Нации и общечеловеческих ценностях, продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республики, обязавшиеся передать будущим поколениям все то ценное, что добыто более чем за тысячу лет, соединенные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по свету, сознавая потребность сотрудничества со всеми странами на благо Человеческой Семьи, памятуя о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны, стремясь навсегда гарантировать гражданские права, а деятельности публичных учреждений обеспечить добросовестность и четкость, ощущая ответственность перед Богом или перед собственной совестью, Date: 2016-02-19; view: 489; Нарушение авторских прав |