Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. История славянского права 3 page





"Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и тени смертной, он открыл глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV в. признавали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше привычного уровня - такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник - вера. Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 213, 214.

 

Такое же духовное брожение начинается и в наши дни на изломе двух тысячелетий. Провозвестниками его вновь стали печальники земли Русской, которые уходят в пустыни, чтобы там, в трудах и молитвах, очистить себя и вымолить прощение для всех.

В убранстве их церквей и часовен нет роскоши. Они не произносят громких слов, предпочитая молчание. Но именно эти труды и это молчание предвещают России иное, великое будущее - возрождения прежней Триединой Руси.

О ней один из печальников земли Русской иеромонах Роман (Матюшин) сказал так:

"Дорогие мои! Что же мы натворили, наделали?

Опорочила все, растерзала Отечество гнусь!

Триединая Русь! Русь Великая, Малая, Белая,

Кто тебя разделил, неделимая Русь?

Отстрадали отцы, отошли во обители лучшие

Нам бы Веру и Мужество их в искупительный час!

А братаясь вовсю с палачами безвиннозамученных,

Попираем отцов-матерей, убиенных за нас.

Триединая Русь! Ты земное подобие Троицы.

И прискорбна душа за напоенный ложью народ.

Возрождайся, ликуй перезвоном воссозданной звонницы,

Триединая Русь, Православный Оплот" <1>.

--------------------------------

<1> Иеромонах Роман (Матюшин). Триединая Русь // pesni.voskres.ru.

 

В заключение этой темы отметим, что у каждого славянского народа были свои святые, которые, подобно Сергию Радонежскому, хранили его в самые тяжелые годы: в Чехии - святые Вацлав и Прокоп; в Польше - святой Станислав; в Болгарии - святые Климент Охридский и Иоанн Рыльский; в Сербии - святой Савва; в Хорватии - святой Влах.

 

§ 3. Самоуправление в славянском праве

 

Народное славянское право развивалось на нескольких уровнях.

Верхний пласт народного права - вечевые постановления. С древних времен вече (народные собрания) созывались в укрепленных центрах славянских племен - городищах, которые создавались по мере продвижения с Балкан на новые земли. По летописным свидетельствам прошлого, это были большие города. Обращаясь к этой теме, И.С. Державин писал: остатки древних славянских городищ "нередко поражают наблюдателя огромностью своих размеров"; поэтому народные предания связывают их постройку с исполинами древности. Таким является, например, славянский курган на о. Рюгене <1>. На территории одной только Чехии таких городищ (hradiste), колоссальных поселений далекого прошлого, обнесенных стенами из обожженной глины, было девять <2>.

--------------------------------

<1> См.: Державин И.С. Славяне в древности. М., 1945. С. 113.

<2> Там же.

 

И в каждом из них действовало свое вече, которое, как сказано в одной из русских летописей, "творяху сами собе закон" <1>. В связи с этим следует, впрочем, подчеркнуть, что вече было не единственным органом законодательной власти. В тех княжествах, где утвердилось единовластие, законы издавались князем, как правило, по совету с думой. Так была принята Русская Правда <2>. Но в вольных городах и в княжествах со слабой княжеской властью вече сохраняло функцию главного законодательного органа.

--------------------------------

<1> Цит. по: Самоквасов Д.Я. Курс истории русского права. М., 1905. С. 205.

<2> Подробнее см.: Владмирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. М., 1909. С. 58, 59.


 

Каким было вечевое законодательство, можно судить по Новгородской (1440 г.) и Псковской (1467 г.) судным грамотам. Так, в Новгородской судной грамоте сказано, что ее принимал "весь государь Великий Новгород на вече на Ярославом дворе" <1>. А Псковская грамота отмечала, что она одобрена "всем Псковом на вече" <2> и любые дополнения и изменения могут быть внесены в ее текст только решением вече.

--------------------------------

<1> Новгородская судная грамота. Там же. С. 21.

<2> Псковская судная грамота // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. X в. - 1917 г. М., 1998. С. 26.

 

Подробный анализ этих памятников вряд ли уместен. Вместе с тем отметим, что Новгородская судная грамота хранила многие древние установления, идущие из глубины веков. Неслучайно она призывал "судить суд свой... по старине" <1>.

--------------------------------

<1> Новгородская судная грамота. Там же. С. 21.

 

В Псковской судной грамоте подобных ссылок нет. Однако она более подробно описывала общие начала судоустройства:

"А посадник при возведении на должность посадника должен крест целовать, присягая в том, что он будет судить справедливо, как обещал на крестном целовании, что он не будет пользоваться из корысти средствами города, что он не будет никому мстить на суде либо потакать на суде, что он не будет наказывать правого и не будет миловать виновного, и что он не будет никого судить без разбора дела ни на суде, ни на вече" (ст. 3).

"А князь и посадник не должны на вече суд судить; судить же они должны у князя в палатах по правде согласно крестному целованию. А если они не будут судить по правде, то да будет им Бог судьею во время второго пришествия Христа. А тайным посулам не должен внимать ни князь, ни посадник" (ст. 4) <1>.

--------------------------------

<1> Перевод дается по тексту Псковской судной грамоты. Там же. С. 26.

 

Устанавливая новые нормы и в отдельных случаях противопоставляя себя "старине" (ст. 19), Псковская судная грамота вместе с тем хранила многие древние нормы, которые действовали на протяжении многих веков: о судебных поединках, составлении юридических документов на деревянных досках, давности земельного владения и т.д.

На вече принимались акты не только общего, но и специального или локального действия. Так, Новгородское вече в 1459 г. одобрила Вечевую жалованную грамоту Соловецкому монастырю на право владения пустынными Соловецкими островами. Принимались вечевые грамоты о дарении (данные), об отмене присяги на верность подвластных городов (отказные) и т.д.

Удивительным памятником вечевого законодательства является хорватский Полицкий статут, дошедший до наших дней в редакции 1440 г., но, несомненно, сохранивший многие древние установления.

Приведу лишь несколько статей, сохранивших поэтическое звучание древнего права:

"По старому закону мельница состоит из пяти частей: первая - земля, на которой мельница ставится; вторая - вода, которая проводится к месту, где должна быть мельница; третья - здание ("куча"): дом каменной кладки и лес (дерево) и все, что к лесу для мельницы полагается; четвертая - жернова и железо; пятая - мастер, который мельницу строит, держит, исправляет и за ней наблюдает. Тому, кому принадлежит участок на берегу реки или текучей воды, принадлежит и половина ширины реки, поскольку его участок прилегает к реке. Это старый закон.


На мельнице надо молоть по очереди. Кто прибыл на мельницу ранее и привез зерно, тот должен и молоть раньше. И никто ни у кого не может очереди взять без его доброй воли...

И это старый закон: кузнецу можно смолоть вне очереди, потому что в кузнице для железных частей мельницы тоже приходит очередь, как только они поступят" <1> (ст. 80c, 81a - 81c).

--------------------------------

<1> Полицкий статут // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kroatien/Polica_statut/frametext.htm.

 

Приведу еще одну статью, унаследованную от древнего права:

"Старый закон требует, чтобы всякий (убитый) зверь принадлежал тому охотнику, который его выследил, за исключением случая, когда охотник позвал кого-нибудь (в помощь себе), тогда должен дать часть ему (помощнику).

Как сказано, всякий зверь есть того, кто его выследил; и только медведь или лисица принадлежат тому, кто их убьет; а те, кто поспешил (на помощь), должны получить вознаграждение, которое называется "поточное".

Если кто-нибудь убьет зверя на чьей-либо земле, по закону (хозяину земли) надо дать четвертую часть.

"Поточное" должно быть различное, согласно участию в охоте: если бы кто из охотников проявил больший труд или больший риск, как, например, в воде или как-либо иначе, ему причитается и большая часть; если это "поточник" (тот, кто загонял), то получает больше" <1> (ст. 111).

--------------------------------

<1> Полицкий статут // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kroatien/Polica_statut/frametext.htm.

 

Полицкий статут постоянно дополнялся новыми нормами, которые принимались на вече. Так, 6 августа 1576 г. в его текст были внесены следующие положения:

"Так как появились между поличанами некие различные несогласия, и неспокойствия, и свары... Полица в день, вышеуказанный, собравшись на общее собрание, единодушно и сообща учинила и узаконила так: пусть будет единодушие, и мир, и братство, и единение, как было раньше; твердо и нерушимо принято: там, где речь идет об общинном деле, пусть каждый стоит на почве закона открыто, пусть каждый ищет своего по закону, как полагается по обычаю и закону. Что же касается скандалов и различных волнений, то пусть каждый по праву и закону спокойно и мирно устраивает свои дела; и пусть никто из поличан не чинит смут или раздоров, не создает какие-либо объединения или партии, из-за чего могут в Полице произойти скандалы, волнения, смуты или непотребные клеветы, убийства или новшества. Этого не надо делать под страхом нарушения верности Господину и Полице и под угрозой потери всего своего имущества, которое в таком случае отойдет - движимое в общину, а племенщина - родственнику ("ближнему"), а его дом будет сожжен, а сам он осужден на изгнание" <1> (ст. 88).


--------------------------------

<1> Там же.

 

Конечно, не все вопросы могли быть решены на вечевом собрании. Тогда оно формировало особые советы старейшин, которым поручалась разработка самых важных решений. Так, в другой хорватской земле - Винодоле - вече избирало людей, которые были сведущи в законах, чтобы они составляли проекты законов. В преамбуле Винодольского закона 1288 г. этот механизм описан так:

"Как скоро стали довольно часто замечать, что народ ошибается в своих старинных и искусных (испытанных) законах, один за другим, все жители Винодола, пожелали сохранить вполне те старые хорошие законы, которые их предки всегда сохраняли ненарушимо; и так, сойдясь все вместе, люди церковные и миряне, после здравого совещания в собрании... избрали из каждого города винодольского по нескольку человек, не самых старших, но тех, про которых известно было, что они помнят законы своих отцов и то, что слыхали от своих дедов; им же они повелели и приказали точным образом дать записать все хорошие, старинные, испытанные законы Винодола, которые они, может быть, помнят сами или же слыхали про них у своих отцов и дедов, как вышеупомянуто, чтобы таким образом отныне впредь прекратились заблуждения по этому предмету и чтобы дети их на будущее время не имели сомнения в этих законах" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kroatien/Vinodolsk;_zak;on/text.phtml?id=2522.

 

Второй уровень славянского народного права - волостное общинное самоуправление <1>. Наиболее глубоко на основе изучения большого массива документов его исследовал русский историк права Н.П. Павлов-Сильванский.

--------------------------------

<1> Территориальные единицы в Древней Руси носили названия не только волостей, но и погостов (например, в Новгородской земле).

 

"Древняя волость-община, - писал он, - это союз мелких поселков, по большей части от одного до трех дворов, разбросанных на очень большой территории, в пределах которой долгое время остается много земель, пригодных для пашни и свободных только потому, что недостает рук для ее обработки" <1>.

--------------------------------

<1> Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988. С. 167.

 

Таким был волостной мир, который согласно "древнему обычному порядку", подтвержденному княжескими грамотами, был наделен многими правами и обязанностями. Выборные представители волостных общин участвовали в отправлении правосудия в княжеских судах, производили следствие по уголовным делам, совершенным на территории волости, распределяли повинности между ее жителями, и, что важно отметить, они определяли порядок совместного владения сельскохозяйственными, лесными и водными угодиями, принадлежавшими волости. Соответствующие решения принимались перед церковью на сходе, как сказано в одной из грамот 1598 г., волостным старостой и "всем миром" <1>. Решения скреплялись крестным целованием и подтверждались при необходимости участниками схода. За пользование общинными землями либо за предоставление пустующих земель взималась плата в пользу волостного мира, о чем свидетельствуют многие грамоты, иные юридические документы, сохранившиеся с XV - XVI в.

--------------------------------

<1> Там же. С. 182.

 

Следующий уровень славянского народного права - самоуправление общин (сотен), которые возглавлялись старейшинами или сотскими (сотниками) и "добрыми людьми", следившими за порядком в сельских и городских общинах.

О городских старейшинах ("градских старших") Киева есть летописные сведения, относящиеся к 983 и 987 гг. <1>. Судя по всему, они представляли не только территориальные единицы (например, в древнем Новгороде так называемые концы), но и профессиональные сообщества (кузнечных, кожевенных, ткацких и других мастеров).

--------------------------------

<1> См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 110, 131.

 

И наконец, последний уровень самоуправления - задруга, или большая семья, сохранявшаяся у южных славян до начала XX в. <1>. Обычно она состояла из 20 - 50 человек, объединенных родственными связями и общностью хозяйства.

--------------------------------

<1> "Задружна " в сербском и хорватском языках.

 

Во главе задруги стоял домохозяин (домачин, господарь и др.), руководивший всей жизнью семьи. Он распределял обязанности между ее членами, контролировал их исполнение, поддерживал в ней порядок и представлял ее интересы перед властями.

Вместе с тем его власть не была безграничной. Власть домохозяина не распространялась на функции хозяйки (domacica), ведавшей женской половиной задруги. Домохозяин должен был руководить задругой в соответствии с родовыми обычаями. В частности, они требовали, чтобы он хранил и приумножал наследие предков (diedovina). Поэтому любые крупные сделки могли совершаться только с согласия совета, состоявшего из всех совершеннолетних членов семьи.

Домохозяин мог быть смещен с должности по решению совета в случае нарушения родовых обычаев либо неспособности исполнять обязанности. В этом случае его замещал новый домохозяин, который избирался на совете задруги, как правило, из числа женатых мужчин.

Такие же институты были и в других славянских землях: в Польше, Чехии, Словакии (до XVII в.) и в России (до середины XIX в.).

Самоуправление было одним из ключевых характеристик древнего славянского права. Органы самоуправления не только хранили, но и созидали мир на земле, находившейся под их властью. И в этом качестве они вершили подлинное право. Обращаясь к этой теме, известный исследователь русской старины Н.В. Калачов писал: "С древнейших, незапамятных времен... народный суд и исполнители его - народные выборные... были настоящие народные деятели, направлявшие народную жизнь, регулировавшие ее проявления и вместе с тем действительно отвечавшие перед правительством за проступки подвластных им членов общин" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Дитятин И. Статьи по истории русского права. СПб., 1895. С. 390.

 

Изменить созданный ими строй верховная власть не могла. "Мы знаем, - отмечал в этой связи Н.П. Павлов-Сильванский, - как мало истинно нового творит государственная власть даже в новой истории, когда эта власть несоизмеримо сильней власти королей и князей IX и X веков, как часто веления реформаторов бессильны изменить главные устои социального строя и государственного порядка" <1>.

--------------------------------

<1> Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988. С. 219.

 

Этот строй не был сломлен и в тяжелые годы владычества татаро-монголов в восточных, турков - в южных, немцев - в западных землях славян. Об этом повествуют многие летописные своды, свидетельства современников, юридические документы, дошедшие до наших дней. Более того, народное самоуправление наряду с христианством было той главной силой, которая позволила славянам устоять, сохранив себя в тяжелые годы иноземного порабощения.

 

§ 4. Образы права в мелодиях

славянского народного творчества

 

Следующий источник правового мира славян - памятники народного творчества и художественной литературы. В них, как отмечал замечательный советский ученый И.Т. Голяков, как в "зеркале жизни", отражены многие правовые явления <1>. Вместе с тем они формировали правосознание и в конечном счете оказывали мощное воздействие на развитие права в целом. Так дух времени и дух народа становились "духом права" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Голяков И.Т. Избранное. М., 2008. С. 3.

<2> Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. С. 38.

 

Одной из основных мелодий легенд, сказаний и песен славянских народов был призыв к вольной жизни и свободе. В восприятии древних славян свобода была самым драгоценным даром. Так, в одной из сербских песен поется:

"Я не голоден и пить не жажду,

Я по воле только стосковался,

Как попал к тебе в полон в темницу,

Невтерпеж сидеть в темнице стало" <1>.

--------------------------------

<1> Юришич Янко // Песни южных славян. М., 1976.

 

Во многом созвучны слова украинской песни "Маруся Богуславна":

"Ой, вызволи, Боже, нас всех, бедных невольников,

Из тяжкой неволи,

Из веры басурманской

На ясные зори,

На тихие воды,

В край веселый,

В мир крещеный.

Выслушай, Боже, в просьбах наших,

В молитвах несчастных" <1>.

--------------------------------

<1> Маруся Богуславна // Героический эпос народов СССР. М., 1975. С. 15.

 

Такие же слова звучали во многих песнях западных славян: поляков и чехов, словаков и моравов. Неслучайно в одной из польских песен сказано: "Вольность измеряется количеством крестов", иными словами, количеством тех, кто погиб, защищая ее <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Клочко Н.Н. Этноцентрические мифологемы в современном славянском коллективном сознании // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. С. 126 - 134.

 

Вместе с тем древнеславянские песни нередко предупреждали об опасности, таившейся в безудержном стремлении к свободе. Об этом поется в новгородских былинах "О Василии Буслаевиче", который принес много бед со своими "веселыми удалыми добрыми молодцы" <1>.

--------------------------------

<1> Новгородские былины. М., 1978. С. 5.

 

Вольница была причиной многих междоусобных войн, которые обескровили славянские земли, о чем повествуют все славянские летописи. Вместе с тем все они призывали защищать свободу от иноземных врагов. Так, в одной из древнерусских былин есть такие строки:

"Вы седлайте-тко добрых коней

И садитесь-тко на добрых коней,

Поезжайте-тко в чисто поле под Киев-град,

И постойте вы за веру за отечество,

И постойте вы за славный стольный Киев-град,

И постойте вы за церквы-ты за Божии,

Вы поберегите-тко князя Владымира" <1>.

--------------------------------

<1> Илья Муромец и Калин-царь // Былины. М., 1998. С. 122.

 

Такой же мотив звучал в песнях южных славян. При этом отметим, что они, как правило, не разделяли былинных героев между народами и государствами. Все они были славянами. Так, Марко Королевич стал героем песен сербов и болгар, боснийцев и хорватов, македонцев и черногорцев.

Столь же мощно в славянском народном творчестве звучала вторая мелодия - равенства. Многие русские, польские, чешские народные сказания рассказывали о том, что цари, короли и князья происходили от крестьян, ремесленников либо иных простых людей. Так, согласно легендам, сохраненным в "Повести временных лет", первый князь Киева был перевозчиком на Днепре <1>.

--------------------------------

<1> См.: Повести временных лет // Повести Древней Руси. М., 2002. С. 50.

 

Во многом сходные предания сохранились в летописях других славянских народов. В частности, в "Чешской хронике" Козьмы Пражского утверждается, что первый король Чехии Пржемысл был крестьянином ("пахарем") и, вступая на престол, он повелел взять с собой "свои лапти, сплетенные из лыка, и велел сохранить их на будущее" и что они "хранятся в Вышеграде в королевских палатах до ныне" <1>.

--------------------------------

<1> Козьма Пражский. Чешская хроника // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Cosmas/framekniga1.htm.

 

В "Великой польской хронике" отмечено, что один из первых польских князей Лешек Первый был "искуснейшим в золототканном деле мастером". Простолюдином был и его преемник Лешек Второй. Как повествует летопись, вступая на престол в царских одеяниях, "он положил одежды своей бедности по правую сторону трона, показывая этим добродетель своего положения и своей покорности, желая также показать потомкам, что короля более красивым и видным делает скорее смирение, чем пурпурные одежды" <1>. К простому сословию - землепашцев - относился и Пяст, основатель новой княжеской династии в Польше <2>.

--------------------------------

<1> Великая польская хроника / Пер. с польск. В.Л. Янина, Л.М. Поповой, Н.И. Шевелевой. Главы 2 и 3 // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Chron_Pol_majoris/frametext1.htm.

<2> Там же. Глава 7.

 

Герои всех древних сказаний славян признавали власть правителей. Но только до той поры, пока не появлялась угроза предательства, произвола либо нарушения исконного порядка и вольностей.

Здесь проявлялась третья основная мелодия народных сказок, песен и былин - борьба добра со злом.

В русской "Голубиной книге" эта вековечная борьба представлена так:

"Это не два зверя собиралися,

Не два лютые собегалися,

Это Кривда с Правдой соходилися,

Промежду собой бились-дрались,

Кривда Правду одолеть хочет,

Правда Кривду переспорила.

Правда пошла на небеса

К самому Христу, Царю Небесному;

А Кривда пошла у нас вся по всей земле,

По всей земле по свет-русской,

По всему народу христианскому.

От Кривды земля восколебалася,

От того народ весь возмущается;

От Кривды стал народ неправильный,

Неправильный стал, злопамятный:

Они друг друга обмануть хотят,

Друг друга поесть хотят.

Кто не будет Кривдой жить,

Тот причаянный ко Господу,

Та душа и наследует

Себе Царство Небесное" <1>.

--------------------------------

<1> Голубиная книга // Повести Древней Руси. М., 2002. С. 347.

 

В приведенных строках "Голубиной книги" отчетливо слышна еще одна мелодия славянских песен и былин - призыв к праведной жизни. Те, кто следовал ему, мог воссиять, как "солнце праведное" <1> и в этом уподобиться Христу <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 350.

<2> В сознании древних славян Иисус часто воспринимался как "солнце праведно". См, в частности, сербское "Житие благочестивого короля Уроша // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Serbien/XIV/Danilo_II/Vita_Urosi/text.htm>.

 

Борьба со злом, конечно, требовала жертв. И народные песни славили тех, кто, невзирая на опасности, жертвовал собой. Так, в одной из них Марко Королевич, отправляясь на бой с турецким наместником, говорит:

"Косово, ой, ровное ты поле!

До чего мы дожили с тобою!

Уж теперь не князь наш благородный

Злой Арап тобою управляет!

Не снесу я этого позора,

Не стерплю великой той печали,

Чтоб чинил Арап свои обиды,

Целовал и девушек и женщин.

Я отмщу за вас сегодня, братья,

Отмщу за вас или погибну!" <1>.

--------------------------------

<1> Марко отменяет свадебную пошлину // Песни южных славян // http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st048.shtml.

 

Следующая мелодия древнеславянских песен, легенд и преданий - призыв к созиданию. В представлении древних славян созидательный труд был столь же священен, как и ратный подвиг. Многие былинные герои, совершив "святое дело" освобождения родной земли <1>, возвращались к прежнему крестьянскому (Иван Крестьянский сын), ремесленному (Никита Кожемяка) либо купеческому труду (Садко).

--------------------------------

<1> Никита Кожемяка // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М., 1985. Т. 1. С. 263.

 

Летописи постоянно воспевали созидательный труд славянских князей. Так, "Повесть временных лет" рассказывала о том, как киевский князь Ярослав, "утерев пот" после ратных дел, перешел к созиданию. В его правление строились города, церкви, основывались новые монастыри <1>. Распространялось книжное знание. Сам Ярослав знал пять языков и любил книги, "читая их часто и ночью и днем". Поэтому повелел он собрать "писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество." Летописец Нестор продолжал: "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания... Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Повесть временных лет. С. 169.

<2> Там же. С. 169, 170.

 

В Хорватской земле король Будимир, приняв крещение, повелел гонимым христианам "возвратиться в свои места, восстановить и исправить города, разрушенные и сожженные язычниками", вернуть земле ее прежний вид, "дать людям настоящие законы" <1>.

--------------------------------

<1> Хорватская хроника XII в. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kroatien/Chron_XII_veka/text.phtml?id=2521.

 

Еще одна ведущая мелодия славянских сказаний - воспевание справедливости, обращенное не только к князьям, иным правителям и судьям, но и к простым людям. Они должны были искать правду и защищать ее. Этому учили сказки и былины, древние летописи и жития святых.

Отдельной темой звучали сказания о судах. В них воспевались судьи, которые "праведен суд судити" <1>. В других, напротив, высмеивались, как в сказках о "Шемякином суде", продажные, вероломные либо неразумные судьи <2>. В третьих звучал стон обиженных и обездоленных неправедным судом:







Date: 2016-02-19; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию