Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. ИСТОРИЯ СЛАВЯНСКОГО ПРАВА 4 page





--------------------------------

<1> Орлов А.Н. Героические темы в древней русской литературе. М., 1945. С. 122, 123.

<2> См.: Шемякин суд // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М., 1986. Т. 3. С. 5 - 10.

 

"Што неправедные судьи расселяются...

Никуды от их, злодиев, не укроешься,

Во темных лесах найдут оны дремучих,

Все доищутся в горах оны высоких,

Доберутся ведь, во матушке - сырой земле,

Во конец оны крестьян всех разоряют" <1>.

--------------------------------

<1> Русские плачи. Цит. по: Голяков И.Т. Суд и законность в художественной литературе // Голяков И.Т. Избранное. М., 2008. С. 74.

 

Призывая к справедливости, древние летописи предупреждали о той опасности, которая грозит той стране, в которой о ней забыли. Обращаясь к этой теме, летописец Нестор писал: "Если же какая-нибудь страна станет угодной Богу, то ставит ей Бог цесаря или князя праведного, любящего справедливость и закон, и дарует властителя и судью, судящего суд. Ибо если князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то еще большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь - глава земли" <1>.

--------------------------------

<1> Повесть временных лет. С. 159.

 

Впрочем, в бедах, которые часто случались в славянских землях, были виновны все - и правители, и простолюдины. Так, описывая нашествие половцев в 1093 г., летописец Нестор со скорбью отмечал, что это Божий бич, "чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 226.

 

"Повесть временных лет" содержит страшные картины разорения Руси. Так, в том же году после взятия Торчевска "половцы запалили город огнем, и людей поделили, и много христианского народа повели в вежи к семьям своим и сродникам своим; страждущие, печальные, измученные стужей, скованные, в голоде, жажде и беде, с осунувшимися лицами, почерневшими телами, в неведомой стране, с языком воспаленным, раздетые, бродя босые, с ногами, исколотыми тернием, со слезами отвечали они друг другу, говоря: "Я был из этого города", а другой: "А я из того села"; так вопрошали они друг друга со слезами, род свой называя и вздыхая, взоры возводя на небо к Вышнему, ведающему сокровенное" <1>.



--------------------------------

<1> Там же. С. 228, 229.

 

По утверждению Нестора, так Бог казнит тот народ, который впал в грехи.

Следующая мелодия древнеславянских сказаний - сострадание. По описанию Нестора, святитель Руси князь Владимир с особым вниманием воспринял заветы Христа и повелел "всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги". А для больных и немощных он повелел снарядить телеги и наложить на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас и развозить по городу и раздавать все необходимое <1>.

--------------------------------

<1> Повесть временных лет. С. 147, 148.

 

Эту традицию продолжили многие русские князья, о чем свидетельствует "Поучение" князя Владимира Мономаха. "Всего же более, - призывал он, - убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 236 - 256.

 

Тому же учил Даниил Заточник, убеждая: "Щедрый князь - как река текущая без берегов через дубравы, поит не только людей, но и зверей; а скупой князь - как река в берегах, а берега каменные: нельзя ни самому напиться, ни коня напоить... Да не будет сжата рука твоя, княже мой, господине, на подаяние бедным: ибо ни чашею моря не вычерпать, ни нашими просьбами твоего дому не истощить" <1>.

--------------------------------

<1> Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу // http://ppf.asf.ru/drl/zatochnik.htmlК2.

 

Такие же напевы хранятся во многих других славянских рукописях. Так, Востоковская легенда рассказывает, как чешский князь святой Вацлав (Вячеслав - в русской традиции) "всем убогим делал доброе, бедных кормил и одевал по евангельскому учению, больных рабов питал, вдов не давал обидеть, всех людей убогих и богатых миловал" <1>.

--------------------------------

<1> Востоковская легенда // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Tschechien/X/Skazania/text1.phtml?id=2531.

 

Примечательно в этом отношении описание жизни сербского короля Милутина. "Из всех городов и краев и многих сел и соседних земель, - писал автор его Жития, - шли нищие и странные и немощные, хромые и слепые и прокаженные дабы принять щедрую милостыню из его рук; никогда не расходились эти убогие из его дома, никогда не оскудевала кроткая и добрая его щедрость..." А когда приходила ночь, король "снимал с себя царское платье, что носил днем, и облачался в худую и старую одежду, прикрывал лицо свое, дабы никто его не узнал, и брал с собой двоих-троих верных слуг, которым приказал молчать об увиденном, брал с собой множество золота и другого потребного для дачи убогим, дабы наполнить их утробы сполна. Как истинный кормилец кормил голодных, как нелицемерный даритель милостыни любил нищих и убогих. Тайно выйдя со двора своего, и придя в обиталища их, где они спали, давал золото, еду и одежду в их руки. А те удивлялись и не знали, откуда им это дается, не знали, что это - добрый их кормилец, который днем творил милостыни, а ночью пребывал среди них и как слуга стоял пред ними, ревнуя Христу" <1>.



--------------------------------

<1> Житие Милутина // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Serbien/XrV/Danilo_II/Vita_Milutini/frametext.htm.

 

И наконец, еще одна основная "мелодия" - вера в Христа, которая пронизывала многие славянские летописи, песни, сказания и жития святых.

"Повесть временных лет" рассказывает, что с принятием христианства Божия роса пала на многие страны, в том числе на Русскую землю <1>. Одной из первых христианство приняла княгиня Ольга. Она, писал летописец Нестор, была "предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом". В ней он видел "русское познание Бога, начало нашего с ним примирения", святую, которая и после своей смерти молится Богу за Русь <2>.

--------------------------------

<1> См.: Повесть временных лет // Повести Древней Руси. С. 130.

<2> Там же. С. 97, 98.

 

Через тридцать три года христианство принял ее внук Владимир. А вместе с ним и вся Русская земля - "сад" новых людей, сердце которых было обращено к познанию Бога истинного <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 146.

 

Такие же мотивы звучали в сказаниях южных, восточных и западных славян.

Христианская вера вела к новой жизни. Убеждая в этом, Хорватская хроника рассказывала о преобразованиях короля Звонимира. "Этот почтенный король, сын доброго отца, - писал летописец, - стал весьма почитать и любить церкви, помогать добрым и истреблять злых. И всеми добрыми он был любим, а злыми ненавидим, потому что терпеть не мог зла... При добром короле Звонимире веселилась вся земля, потому что полна и украшена была всяким добром, а города изобиловали серебром и золотом. Бедный не боялся, что богатый съест его, ни слабый, что у него отнимет сильный, ни слуга, что господин поступит с ним несправедливо. Потому что король всех защищал, сам не дозволял того... Земля полна была всякого блага" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хорватская хроника // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kroatien/Chron_XII_veka/text.phtml?id=2521.

 

О плодотворном влиянии христианства рассказывала и Чешская хроника. Так, повествуя о правлении князя Болеслава II, летописец отмечал, что он "был чрезвычайно предан христианству", выступал ревностным "поборником католической веры, отцом сирот, защитником вдов, утешителем страждущих, духовных и странников благочестивым покровителем, славным основателем божьих церквей" <1>.

--------------------------------

<1> Козьма Пражский. Чешская хроника. Глава 22 // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Cosmas/framekniga1.htm.

 

Такие строки находили отклик во многих сердцах, потому что они, как сказано в "Слове о законе и благодати", были обращены:

"Не к несведущим...

Но к призобильно насытившимся сладостью книжной,

Не к врагам Божиим, иноверным,

Но к настоящим сынам Его,

И не к сторонним, а к наследникам Небесного Царства" <1>.

--------------------------------

<1> Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Повести Древней Руси. М., 2003. С. 13.

 

Сказанное объясняет, почему мелодии народного творчества так часто находили отражение в памятниках славянского права.

Так, в "Изложении чешского земского права" пана Андрея из Дубы утверждалось, что земское право "в своем установлении было и должно быть свободным", что каждый человек "начиная от короля и до ткача" не может противостоять велениям либо избежать действия этого права, что прежде право было свободным, потому что "его защищала свободная рука", но что теперь оно стало зависимым, о чем скорбят и люди, и Бог <1>.

--------------------------------

<1> http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Tschechien/XIV/Andrej_iz_Duba/text.phtml?id=2545.

 

Многие летописи требовали, чтобы благо правосудия было предоставлено всем: и богатым, и бедным, достойным и недостойным. Так, "Великая польская хроника" сохранила предание о том, как сподвижники князя Болеслава Кривоустого хотели устроить расправу над князем Збигневом, предавшем Польшу. Но ее остановил воевода Болеслава словами: "Недостойно и противоречит праву, чтобы наказание предшествовало суждению. И мы не можем и не должны выносить никакого приговора, пока он не признает свою вину на суде или не будет изобличен свидетельством людей, заслуживающих доверия" <1>.

--------------------------------

<1> Великая польская хроника / Пер. с польск. В.Л. Янина, Л.М. Поповой, Н.И. Шевелевой. Глава 20 // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Chron_Pol_majoris/frametext1.htm.

 

Народные представления о том, каким должно быть право, отражены во многих челобитных, прошениях и петициях, которые подавались правителям. Нередко они содержали целостные, хорошо продуманные программы правовых преобразований. Так, в Большой челобитной Ивана Пересветова царю Ивану Грозному указывалось:

"Бог помогает... и Бога призывает в помощь, тем, кто любит правду и судит праведным судом..."

О первом турецком царе султане Магомете: "...хоть неправославный царь, а устроил то, что угодно Богу: в царстве своем ввел великую мудрость и справедливость, по всему царству своему разослал верных себе судей, обеспечив их из казны жалованьем, на какое можно прожить в течение года. Суд же он устроил гласный, чтобы судить по всему царству без пошлины, а судебные расходы велел собирать в казну на свое имя, чтобы судьи не соблазнялись, не впадали в грех и Бога не гневили. А если наградит он какого вельможу за верную службу городом или областью, то пошлет к своим судьям и велит выплатить тому по доходной росписи единовременно из казны...

И вот он великую справедливость установил в своем царстве и снабдил уставом купеческий торг, так что только на слово можно и купить, и продать хоть на тысячу рублей...

В каком царстве правда, там и Бог пребывает, и не поднимется Божий гнев на это царство" <1>.

--------------------------------

<1> Большая челобитная. И.В. Пересветов. 1540-е гг. // http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12715&ob_no=12716.

 

Столетие спустя (в 1650 г.) московскому царю была подана челобитная о назначении судей из всех сословий, чтобы они судили "по старине и по правде" и могли оберегать Русскую землю от насилия "сильных людей" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Голяков И.Т. Суд и законность в художественной литературе // Голяков И.Т. Избранное. М., 2008. С. 77.

 

Конечно, подобные челобитные редко достигали цели. Вместе с тем они были продуктом той "закваски" подлинного права, которая бродила в общественном сознании славян и во многом определяла развитие обычаев, законодательства и практики его применения.

 

§ 5. О правовом гении славян и

памятниках его законотворчества

 

Существует несколько мифов, которые препятствуют восприятию и изучению славянского права.

Первый миф - это миф о позднем происхождении и отсталости славянского права. К этой теме мы уже обращались, доказывая, что развитое право существовало у славян еще в дохристианскую эпоху и что в дальнейшем оно впитывало в себя многие модели классического римского права: в православных землях через рецепцию византийского законодательства (в основном его кратких изложений - Эклоги и Прохирона), а в католических землях - через допущение прямого действия сводов церковного католического законодательства.

Однако эти факты редко упоминаются представителями других правовых школ. За редкими исключениями, они не исследуют актов славянского права <1>, но при этом приводят ничем не подтвержденные суждения о несовершенстве и варварской жестокости права славян.

--------------------------------

<1> Славянское право становилось предметом полноценного изучения крайне редко. В ряду классических работ, достойных упоминания и благодарности, следует указать труды американских ученых Дж. Хазарда и Г. Бермана, французских ученых Р. Давида и М. Лесажа, английского ученого У. Батлера и некоторых других.

 

Даже такой объективный исследователь, как Э. Аннерс, допускает много неверных суждений в отношении древнерусского права. Так, он отмечает, что по сравнению с западноевропейским оно оставалось дольше "на примитивной стадии своего развития", что "со времени уничтожения татарского ига в XV в. и до 1649 г. правовая система России представляла собой разительный контраст с государственным законодательством Западной Европы", что наказание за уголовные преступления "во многих случаях было чрезвычайно жестоким" и т.д. <1>. Как мы увидим позже, такие утверждения далеки от правды.

--------------------------------

<1> Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 251, 253.

 

Второй миф - это миф о том, что славянское право - это исключительно продукт воли царской или княжеской власти. Конечно, в истории славян, как и всех других народов, было много неразумных и деспотичных правителей, которые, вслед за чешским князем Болеславом, могли сказать:

"Так я хочу, и так сделаю я;

Пусть разум заменит мне воля моя" <1>.

--------------------------------

<1> Козьма Пражский. Чешская хроника. Глава 19 // http://www.vostlit.info/Texts/rus/Cosmas/framekniga1.htm.

 

Однако не они определяли судьбы славянского права. Нанесенные ими раны быстро исцелялись и не нарушали правового строя, основу которого составляли ценности христианства и народовластия. И только в XX в. он пошатнулся и в конечном счете рухнул под лавиной коммунистических реформ.

Третий миф - это миф о том, что славянское право не самобытно, что оно всегда стремилось стать частью иной, в частности в XX в. социалистической, а в настоящее время романо-германской, системы права.

Несколько иную позицию занимает современный французский исследователь Р. Леже. Он относит российское право к формирующимся правовым системам, чье будущее еще не определено. Вместе с тем большую часть других славянских правовых систем он включает в семью романо-германского права. Впрочем, большого интереса к ним он не проявляет. Так, польскому праву в его книге посвящено три страницы, а праву Чехии - менее одной страницы.

Такие мифы не ставят цели познания славянского права. Перед ними стоит иная задача: его низведения к уровню примитивных, порочных, в лучшем случае заимствованных, форм.

А между тем оно ни в чем не уступало другим правовым системам. В его развитии, как и везде, были свои достижения и неудачи, яркие и невыразительные, нередко постыдные страницы. Но, как бы то ни было, оно всегда было не только самобытным и жизненно стойким, но и величественным даже в таких чудовищных проявлениях, как сталинизм.

О правовом гении славян свидетельствуют многие памятники законотворчества, превосходившие современные им законодательные акты других европейских государств.

Какой-либо подробный анализ истории развития славянского законодательства в рамках этой книги невозможен. Поэтому остановимся лишь на некоторых избранных его образцах.

И первой по праву должна стать Белая книга славян. Ее текст не сохранился. И тем не менее она, несомненно, влияла на многие памятники славянского права.

Следующей вехой славянского законотворчества стал болгарский Закон судный людям.

Отдельные его фрагменты, связанные в основном с судоустройством, были приведены выше, в разделе о влиянии христианства на государство и право. Теперь дополним их новыми нормами. Но, прежде чем их представить, отметим одну характерную черту этого акта - стремление к обоснованию норм права с целью усилить их воздействие на сознание тех, к кому они были обращены.

Так, в ст. III, посвященной военной добыче, были следующие примечательные строки: "Отправляясь на бой с врагами, подобает остерегаться всех неприязненных слов и дел, направить мысль свою к Богу и молитву сотворить и сражаться в ясном сознании, ибо помощь дается от Бога светлым сердцам. Не от большей силы победа в бою, а в Боге крепость. И после того, как Бог победу дал, шестую часть следует взять князю, а остальное все возьмут себе все люди, разделив поровну между великими и малыми" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.vostlit.mfo/Texts/Dokumenty/Bulgarien/IX/Zakon/text.phtml?id=2223.

 

Одна из основных задач - ввести общественные отношения в те границы, которые определены Законом. С этой целью ст. XVI требовала: "Никто не может прибежавшего в церковь вывести насильно. Но прибежавший рассказывает попу сущность спора и вину, им совершенную, и да примет поп его как просящего убежища, а причиненное им будет установлено и рассмотрено по закону. Если кто попытается силою из церкви вывести вбежавшего туда, то кто бы он ни был, да получит 140 ранящих ударов и тогда как подобает расследуется проступок прибегшего к защите церкви".

Той же цели служили нормы ст. XVII: "Кто имеет спор с другим и не доверил владетелям, но действует самовольно, или властью или силой принудил к чему-либо, то если сделал это с целью получить подлинно свое, лишается своей вещи и возвращает ее. Если он что-либо чужое возьмет, то по суду владетеля той земли его бьют, поскольку не в его власти было самому себе быть судьей. И поскольку так поступил, то возвращает тому, у кого было взято" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Bulgarien/IX/Zakon/text.phtml?id=2223.

 

Закон судный людям сохранял много древних правовых установлений, о чем свидетельствует поэтическая форма их изложения. В доказательство приведем ст. XXVI: "Кто чужое стадо загонит в свой загон и совершит это в первый раз - избивается; во второй же - из страны изгоняется; в третий - продается, но прежде возвращает все, что загнал" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Новеллы болгарского Закона судного людям были использованы во многих славянских землях, в том числе на Руси.

Подлинный расцвет славянского права наступает в середине XIV в. Практически во всех славянских землях принимаются акты, которые становятся вершинами законотворчества той эпохи. При этом отметим, что большая их часть была принята в исторически очень краткий период - в течение менее 15 лет.

И первым актом правового гения славян стал польский Вислицкий статут 1347 г., впоследствии вошедший в состав "Полного свода статутов Казимира Великого".

Привлекает внимание уже первая статья этого акта, в которой было определено его действие во времени: "Так как все постановления и Статуты предусматривают дела и действия будущие, а не прошлые, то мы желаем, чтобы все наши постановления, ныне на великом соборе в Вислице принятые, относились не к прошлым, а только к нынешним и будущим делам".

Значительное число норм Вислицкого статута были направлены на укрепление основных начал правосудия. Так, ст. CXПI указывала: "Так как в судебных делах у справедливых судей нельзя ничего добиться обманом, взять верх лицеприятием, опрокинуть правосудие за плату, и так как судьи, держа весы в руке, взвешивая равными чашами, должны выносить справедливый приговор, имея перед глазами при его обдумывании и составлении самого Бога, они не должны как расточители своей чести и гонители ее чинить какой-либо ущерб другой стороне вопреки своей совести и справедливости, из лицеприятия или за подарки...".

Начала подлинного правосудия укреплялись нормами, посвященными процессуальным правам. "Так как никому самая полная защита не может быть запрещена, - устанавливала ст. X, - постановляем, что в судах нашего королевства каждый человек, к какому бы сословию он ни принадлежал и какое бы положение ни занимал, может и должен иметь своего адвоката, защитника (прокуратора) или же пролокутора" <1>.

--------------------------------

<1> Пролокутор обеспечивал дополнительную помощь стороне по делу. В отличие от адвоката, он должен был в суде находиться рядом со своим доверителем.

 

Столь же подробно регламентировались гарантии исполнения судебных решений. Примечательна в этом отношении ст. IV: "Тот, кто проиграл дело в суде, должен удовлетворить выигравшего согласно приговору суда, а не выходить из суда прежде, чем удовлетворить выигравшего. Некоторые же, бедностью или строптивостью движимые, уходят из суда, будучи осуждены за долг и не дав никакого удовлетворения противной стороне. Поэтому мы желаем, чтобы такие непослушные не извлекли из своего коварства какой-либо пользы. И пусть, как только они будут осуждены в суде, их передадут в руки их противников связанными, а если же, находясь в их власти, убегут оттуда, то будут тем самым свободны и от власти и от долга. (Но) за долг из воровства всегда считаются присужденными к уплате".

В то время когда в большей части государств Европы крестьяне были полностью порабощены, Вислицкий статут предоставил им достаточно широкие гарантии имущественных прав. Так, ст. LIII устанавливала: "Сохранился до сих пор ложный обычай: когда какие-нибудь кметы покидают этот свет, не оставляя потомства, все их имущество, движимое и недвижимое, называемое выморочным (puscina) привыкли прибирать к своим рукам господа. Теперь же, изгоняя этот ложный обычай, мы постановляем, чтобы на имущество этих умерших, сколько бы там ни было найдено, была бы приобретена для приходской церкви большая чаша за полторы гривны, а остаток имущества без всяких препятствий должен перейти к ближайшим родственникам или родителям".

Регламентируя статус крестьян, Вислицкий статут закреплял право крестьян покидать имения своих панов. Статья LXIX указывала: "Из-за того, что подданные покидают панские имения без всяких к тому надлежащих оснований, (эти имения) часто пустеют, и наши рыцари сочли нужным противодействовать без промедления этому ущербу. Поэтому мы нашей волей устанавливаем, чтобы из одного села в другое вопреки желанию господина села, в котором они живут, могло перебраться не больше, чем один-два кмета или обитателя, за исключением таких случаев: первое - когда господин села изнасилует дочь или жену своего кмета; второе - когда по вине господина имущество крестьян было разграблено или захвачено; третье - когда отлучают (от церкви) кмета за вину его господина. В этих случаях не только два, три или четыре кмета могут уйти, но и все там проживающие могут уйти, куда им любо".

Значительное число норм Статута было направлено на нравственное оздоровление общества. Так, за сквернословие и непристойности, возбуждавшие ссоры среди людей, устанавливался штраф в пользу потерпевшего в таком размере (60 гривен), "как если бы он убил его" (ст. LXXXIV). Лица, совершившие убийство своих родных, чтобы стать их наследниками, объявлялись лишенными не только наследства и "той выгоды, в жажде которой они согрешили", но и чести и тех почестей, которые они имели (ст. LXXXVIII).

Несколько лет спустя в Сербии принимается еще один великий памятник славянского законотворчества - Законник Стефана Душана (1349 г.; дополнен в 1354 г.) <1>. Его основной целью было установление незыблемого правового порядка в стране. Это требование было обращено ко всем, в том числе и к самодержцу земли Сербской.

--------------------------------

<1> Законник был только одним из этапов полномасштабной кодификации сербского права. По повелению Стефана Душана был составлен его Свод, в который помимо Законника были включены "Закон Юстиниана" (краткая компиляция норм византийского права), Синтагмы Матфея Властаря (сборник канонических правил).

 

"Повелевает мое царское величество: если пишет грамоту мое царское величество или по злобе на кого-либо, или по любви, или по милости, и эта грамота отменяет Законник не по правде и не по закону, как пишет Законник, то судьи да не верят такой грамоте, но да судят и вершат (дело), как (следует) по правде.... И все судьи пусть судят по Законнику справедливо, как написано в Законнике, и да не судят по страху моего царского величества" (ст. ст. 173, 174).

Законник ставил цели укрепления всех сторон общественной жизни. Поэтому его первые статьи были посвящены религиозной жизни. "Да очистится христианство", - призывала ст. 1. С этой целью Законник регламентировал многие стороны не только церковной, но и светской жизни, регламентируя те отношения (в частности, брачно-семейные), которые традиционно находились под сенью церкви.

Этот памятник подробно регламентировал взаимные обязательства церкви и общества. "В духовном деле каждый человек да имеет повиновение и послушание к своему архиерею", - указывала ст. 4. Подчеркивая значение церкви, ст. 25 освобождала ее от всех тягостей (оброков и повинностей). Вместе с тем Законник возложил на нее многие обязанности, в том числе по призрению за нищими. "И по всем церквам, - было сказано в ст. 26, - да выдается пища убогим, как записано ктиторами; кто же из митрополитов и епископов и игумнов не будет кормить, да лишится сана".

Укрепляя царскую власть, Законник запрещал проведение народных собраний (ст. 68). Вместе с тем он вводил много норм, которые ограничивали возможный произвол со стороны знатных людей, судей и царских слуг.

Одной из таких гарантий стал принцип судебного разрешения споров. Статья 185 этот принцип закрепляла так: "Все жители моего царства, что судятся между собою за вражду, за разбой, воровство, прием людей, за убийство, за землю, да идут к судьям". При этом было подчеркнуто, что каждый должен обращаться в тот суд, который действовал по месту его проживания (ст. 184).

Подкрепляя принцип судебного разрешения споров, Законник устанавливал многоступенчатую судебную систему и ввел письменное производство в судах. "Повелевает мое царское величество судьям, - провозглашала ст. 183, - если окажется большое дело, а судьи не в состоянии будут его рассудить и разрешить по его важности, то один из судей с обоими тяжущимися да предстанет перед мое царское величество. И как будут судить кого-либо судьи, да записывают всякое дело, дабы не было обмана; и да творится все по закону моего царства". Статья 165 указывала: "Все судьи, что судят, да записывают судебные решения и да хранят при себе записи, а другой список переписавши дают тому, который оправдался на суде. Судьи да посылают приставов добрых, справедливых и достойных веры".

Судебные приставы обеспечивали исполнение судебных решений. А чтобы предотвратить возможные злоупотребления с их стороны, Законник требовал: "Пристава без судейской грамоты или без грамоты моего царского величества никуда да не ходят, но куда их посылают судьи, да пишут им грамоты, и да не берет пристав ничего иного, кроме того, о чем написано в грамоте. А судьи пусть держат у себя копии тех грамот, какие дали приставам, которых послали, чтобы они исполняли судебные приговоры по земле царской. Если же будет донос на приставов, что они поступили иначе, чем написано в грамоте, или что они другим образом переписали грамоты, то они должны оправдаться и да явятся перед судьями и если окажется, что они поступили так, как написано в судейской грамоте, которую у себя имеют, то они правы; если же окажется, что они переиначили судебный приговор, то отсечь им руки и вырезать язык" (ст. 164).






Date: 2016-02-19; view: 149; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию