Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 6. Синтоистская традиция права введение 2 page
-------------------------------- <1> Там же. С. 250.
Постепенно была выработана особая стилистика оформления правовых норм, в которой многое было заимствовано из синтоистских гимнов и молитв - норито - с их поэтическим размеренным ритмом и чеканными формулами. И норито, и императорские указы (сэмме) нередко исполнялись как песни в сопровождении флейт, барабанов, иных музыкальных инструментов <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Норито. Сэме / Пер. Л.М. Ермаковой. М., 1991.
Приведу лишь один указ императора Мому при его восхождении на трон в переводе замечательного отечественного ученого Л.М. Ермаковой: "Повелению великому, повелению государя, что, как бог явленный, великой страной восьми островов правит, собравшиеся принцы, владетели, вельможи, всех ста управ чиновники и народ Поднебесной - все внимайте - так возглашаю... Мыслим божественной сутью своей - сию страну обильную Поднебесную обустраивать и выравнивать, народ Поднебесной ласкать и миловать. И сему повелению великому, государем возвещенному, все внимайте - так возглашаю. И повелевается сим: всех ста управ чиновники, обильной страной в четырех направлениях правьте, а также чиновные люди, во всех землях назначенные, законы страны, властью государевой установленные, исполняемые, без ошибок и нарушений блюдите, сердцем светлым, чистым, прямым, истинным дела задумывая, задумывайте, служите без лени и небрежения. И сему повелению великому, изреченному все внимайте - так возглашаю. А люди те, что сие услышали и уразумели и усердно служить станут, - те, по службе своей, пожалованы будут похвалой, и возвышением, и наградами - таково повеление великое, государем изреченное, и все внимайте - так возглашаю" <1>. -------------------------------- <1> Указы японских правителей VII - VIII вв. из летописи "Сёкунихонги" // Народы Азии и Африки. 1990. N 5. С. 130, 131.
Таким был указ императора Мому, который стал последним великим законодателем классического периода истории Страны Восходящего Солнца. Своды законов "Тайхо рицурё" и "Ёро рицурё". К началу VIII в. было накоплено большое количество императорских указов, которые в соответствии с китайской традицией делились на две категории: административного законодательства (рё) и уголовного законодательства (рицу). То, что акты делились по этой линии разлома, подтверждает, в частности, следующая запись "Секу Нихонги" ("Продолжения Анналов Японии"): "Всем принцам и сановникам приказано изучать законы рё. Приказано также составить законы рицу" <1>. -------------------------------- <1> Хроника "Секу Нихонги" // Восток. 2006. N 1. С. 125.
Деление права на две основные категории отражает и название первого свода законов Японии - "Тайхо рицурё" (702 г.), т.е. свод административных и уголовных законов эпохи Тайхо. Непосредственной причиной его создания стало стремление систематизировать указы императора и благодаря этому сделать их более доступными. Возможно, попутно решалась и другая задача - устранения неясности в содержании и внутренних противоречий правовых норм. Вскоре после издания Свода Тайхо одному из его авторов, Фудзиваре Фубито, было поручено продолжить работу по систематизации законодательства. Итогом этой работы стала новая редакция Свода, получившая в 718 г. название "Ёро рицурё" - "Уголовные и административные законы эпохи Ёро". Свод Тайхо в редакции Свода Ёро, с небольшими изменениями и дополнениями, действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867 - 1912 гг.), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права. К настоящему времени сохранились только административные законы (Тайхорё). Уголовные законы, за исключением отдельных фрагментов, утрачены. И тем не менее даже в таком неполном виде свод Тайхо в редакции свода Ёро представляет огромный интерес с точки зрения композиции текста, содержания и стилистики оформления норм. Структурно свод Тайхорё включал следующие 30 разделов. 1. Ранги и посты. 2. Штаты ведомств. 3. Штаты женского дворца. 4. Штаты Двора наследника престола. 5. Штаты Дворов царевичей и сановников. 6. Синтоистские богослужения. 7. Буддийские монахи и монахини. 8. Крестьянские дворы. 9. Земельные наделы. 10. Налоги, подати, трудовая повинность. 11. Государственные школы. 12. Назначение и продвижение чиновников. 13. Наследование. 14. Аттестация и государственные экзамены. 15. Жалование. 16. Охрана царского дворца. 17. Вооруженные силы. 18. Правила этикета. 19. Придворные одеяния. 20. Строительство и ремонт. 21. Формы официальной документации. 22. Казенные амбары и кладовые. 23. Казенные конюшни и пастбища. 24. Медицина. 25. Отпуска и праздники. 26. Похороны и траур. 27. Заставы и базары. 28. Аресты беглых. 29. Уголовные дела. 30. Разные законоположения <1>. -------------------------------- <1> См.: Свод законов Тайхорё. 702 - 718 гг.: В 2 т. / Пер. К.А. Попова. М., 1985.
Тайхорё был прежде всего сводом синтоистского права. Неслучайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского дворца, была посвящена Дзингикану - Совету по делам религии синто. Его глава ведал храмовыми службами небесным и земным синтоистским богам, именными списками синтоистских жрецов и храмовых слуг, празднествами Великого вкушения новых плодов и Умиротворения духов предков", иными вопросами, относящимися к делам религии синто <1>. -------------------------------- <1> Там же. Т. 1. С. 22.
Вместе с тем очевидно, что значение Дзингикана было значительно большим. Он контролировал другие ведомства, не допуская отклонения от требований религии синто. Одним из средств такого контроля было гадание, которое проводилось служителями Дзингикана для выявления воли богов по самым важным вопросам государственного развития. Отдельный закон Свода Тайхорё устанавливал перечень основных синтоистских праздников и молений. Второе место по значению в иерархии административных ведомств занимал Государственный совет - высший после императора законодательный и исполнительный орган государства. Ему посвящалась вторая статья Закона о ведомствах императорского дворца. А открывала эту статью неповторимо яркая норма об обязанностях и требованиях, предъявляемых к старшему министру: "Старший министр... как наставник сына Неба должен быть примером для всего света, держать страну на путях морали и приводить в гармонию отрицательное и положительное. Если нет такого человека, то этот пост оставлять незанятым" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 23.
В разветвленной системе органов исполнительной власти, подчиненных Государственному совету, особое место занимали министерства Центральных дел, Церемоний, Гражданской администрации, Народных дел, Юстиции, Финансов и Военных дел, а также такие ведомства, как Налоговое управление и Палата цензоров. Закон достаточно подробно описывал полномочия высших должностных лиц. Так, министр народных дел ведал "подворными списками всех провинций. Обязательной трудовой повинностью, записями о добродетельных сыновьях, наградами за примерное поведение, освобождением от налогов и повинностей, рабами кэнин и нухи, мостами и дорогами, гаванями и переправами, каналами и земельными участками, горами и реками, лесами и сухими болотами, рисовыми полями во всех провинциях" <1>. Начальник управления высшей школы ведал "проведением экзаменов студентов и празднеств в честь Конфуция и его учеников" <2>. Глава Палаты цензоров ведал "очищением обычаев и нравов, расследованием правонарушений в столице и провинциях" <3>. -------------------------------- <1> Свод законов Тайхорё. 702 - 718 гг.: В 2 т. / Пер. К.А. Попова. Т. 1. С. 32. <2> Там же. С. 29. <3> Там же. С. 41.
Свод Тайхорё устанавливал хорошо продуманную систему административно-территориального деления. В ее основе был крестьянский двор; 50 крестьянских дворов составляли село; 16 - 20 сел образовывали большой уезд; восемь сел и более - средний уезд. В свою очередь, уезды объединялись в провинции. Особый статус имела столица. Низшим звеном вертикали исполнительной власти были старосты сел. Они были "обязаны наблюдать за жителями дворов, поощрять земледелие, разведение тутового дерева, предотвращать нарушения законов, побуждать к уплате налогов и выполнению повинностей" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 76.
Тайхорё подробно описывал обязанности наместника провинции. Он один раз в год объезжал подведомственные ему уезды. Там, согласно ст. 33 Закона VIII Свода, он должен был: "Проверять местные нравы и справляться о здоровье столетних... Просматривать дела заключенных и исправлять несправедливость... Ревизовать ведение дел по управлению и по наказаниям, а также знакомиться с нуждами и заботами народа... Ревностно призывать и побуждать к соблюдению пяти принципов поведения и к усердному труду в земледелии... В подопечных деревнях и селах выявлять и выдвигать людей, отличившихся стремлением к учению, высокой моралью, сыновним долгом и братской любовью, преданностью, добросовестностью и честностью. Тех же, к то не проявляет любви ни к детям, ни к братьям, нарушает добрые нравы и основные добродетели, не повинуется законам и указам, вызывать на допрос и наставлять на правильный путь. Если в пределах подведомственного уезда осуществляется разработка новых пашен, расширяются ремесла, улучшаются нравы и обучение, а также осуществляются законы и указы, то считать это показателем способностей начальника уезда. Если в пределах этого уезда отмечается обнищание людей, упадок земледелия, появление мошенничества и воровства, множество уголовных и гражданских дел, то считать это показателем неспособности начальника уезда..." <1>. -------------------------------- <1> Свод законов Тайхорё. 702 - 718 гг.: В 2 т. / Пер. К.А. Попова. Т. 1. С. 86.
Достаточно подробно Свод Тайхорё регламентировал нормы по землепользованию и налогообложению земельных участков. Но наибольший интерес представляют нормы о социальном вспомоществовании. Так, ст. 11 Закона VIII требовала: "К 80-летнему или к полному инвалиду следует приставить одного опекуна, к 90-летнему - двух, к 100-летнему - пять. Прежде всего это должны быть дети и внуки. Если нет детей и внуков, то допустить близких родственников. Если нет близких родственников, то нужно приставить людей без ранга" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 78.
В том же ключе были составлены нормы ст. 32 того же Закона: "Если имеются бездетные вдовцы и вдовы, сироты и бездетные старики, нуждающиеся, старики и больные, которые сами не могут содержать себя, то следует приказать близким родственникам принять их и содержать. Если нет близких родственников, то попечение о таких лицах возложить на городскую или сельскую общину" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 85.
Такие нормы служили средством не только социального вспомоществования, но и сплочения общин. В частности, им предписывалось высаживать тутовые деревья для развития шелководства (ст. 16 Закона IX), участвовать в общественных работах, а также в выполнении иных повинностей. Интересны нормы ст. 23 Закона X, посвященные распределению повинностей: "Сначала на богатых и сильных, затем на бедных и слабых. Сначала на дворы, имеющие много трудообязанных, затем на дворы, имеющие мало трудообязанных" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 109.
Особые меры были предприняты в целях укрепления деревенских общин. В частности, было установлено, что все крестьянские дворы должны объединиться в пятидворки, где все должны были "наблюдать друг за другом, чтобы избежать нарушения законов" <1>. В целях укрепления добрососедских отношений запрещалось строить многоэтажные частные строения, которые заслоняли чужие дома <2>. -------------------------------- <1> Там же. С. 77,78. <2> См.: Свод законов Тайхорё. 702 - 718 гг.: В 2 т. / Пер. К.А. Попова. Т. 2. С. 52.
Свод Тайхорё отражал сложные процессы взаимодействия синтоизма, буддизма и конфуцианства. Синтоизм оставался единственной государственной религией. А чтобы укрепить его позиции, Тайхорё установил множество ограничений в отношении буддизма. В подтверждение приведу лишь некоторые нормы Закона VII о буддийских монахах и монахинях. Статья 1 Закона указывала: "Бывает, что буддийские монахи и монахини, наблюдая небесные явления, ложно истолковывают их как предзнаменования несчастья, распространяют предзнаменования на государя и тем самым обманывают людей. Вместе с тем, начитавшись китайских военных книг, они убивают людей, грабят и насильничают, обманно заявляя при этом, что они идут по святому пути буддизма. Руководствуясь законами, таких монахов всегда надлежит передавать властям и подвергать наказаниям" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Т. 1. С. 65.
Буддийским монахам запрещалось гадать без разрешения властей (ст. ст. 2 и 5). Предпринимались меры по ограничению численности монашеского корпуса (ст. 6). Буддийские общины обязаны были информировать власти об избрании высших руководителей (ст. 14). Монахи и монахини не имели права приобретать в частное владение садовые участки, дома и имущество, а также заниматься торговлей и ростовщичеством (ст. 18). Им было запрещено проповедовать среди мирян (ст. 23). Конфуцианство подобным ограничениям не подвергалось, возможно, по той причине, что оно изначально занимало нейтральную позицию в вопросах веры, ограничиваясь в основном образовательной сферой. Такое направление конфуцианства Свод Тайхорё поддерживал всемерно. Так, ст. 3 Закона XI указывала: "В государственной высшей школе и в провинциальных казенных школах поклонение мудрецу Конфуцию проводить ежегодно весной и осенью в четвертый день среднего месяца" <1>. Конфуцианские сочинения входили в экзаменационные программы на замещение многих постов чиновников. -------------------------------- <1> Там же. С. 115.
Свод Тайхорё определял развитие права Японии на протяжении тысячелетия. Но полноценным его влияние было только в первые три столетия. В XII в. потенциал Свода во многом иссяк, что отразилось прежде всего на форме правления. Дворцовые перевороты и интриги расшатали власть императоров. И вскоре власть ускользнула от них.
§ 2. Синтоистское право: от раскола к единству
Развитие права в эпоху сёгуната. Процесс ослабления власти императоров шел достаточно долго. В надежде укрепить ее они старались опереться на мощные аристократические семьи. В VIII в. опорой престола стал род Фудзивара, вышедший из среды синтоистских жрецов. Примерно с VIII в. установился обычай брать жен императорам только из этого рода. К середине IX в. род Фудзивара получил наследственные звания регентов и канцлеров Японии. Постепенно складывалась своеобразная система двоевластия, которая вскоре после падения рода Фудзивара была преобразована в систему сёгуната. Примерно с X в. страна была расколота на множество мелких княжеств, которые постоянно враждовали между собой. В этих войнах и междоусобицах неизбежно возрастала роль сёгунов - предводителей самурайских дружин. В XII в. основная борьба развернулась между двумя крупнейшими родами - Тайра и Минамото. Победу одержал род Минамото. В 1184 г. армия Минамото Ёсинака захватила Киото, тогдашнюю столицу Японии. Уступая силе, император даровал ему титул сэйи-тайсёгун, а вместе с ним - исключительное право собирать войска и распоряжаться ими по собственному усмотрению. Вскоре власть перешла к другому представителю рода Минамото - Ёритомо. В 1192 г. он также получил титул сэйи-тайсёгун (или просто сёгун), который с этого момента превратился в постоянный и передаваемый по наследству титул военного правителя страны. Правительство сёгуна называлось сёгунатом, или бакуфу. Система сёгуната просуществовала почти семь столетий (с 1192 по 1867 г.). Формально титул сёгуна жаловался императором. Но его обладателем мог стать только самый сильный род. Поэтому он неоднократно передавался от одного рода к другому. На смену клану Миномото пришел клан Фудзивара (1226 - 1252 гг.). Потом сёгунами стали императорские принцы (1252 - 1333 гг.). Затем пришел черед рода Асикага Киотского сёгуната (1338 - 1573 гг.). Последним в череде сёгунов стал клан Токугава Эдоского сёгуната (1603 - 1867 гг.). Двоевластие эпохи сёгунатов не предотвратило общего упадка центральной власти, что привело к раздроблению страны. И хотя императоры признавались ее верховными правителями, фактически их власть ограничивалась в основном церемониальными функциями. Императоры продолжали принимать указы. Но их становилось все меньше. Да и те, как правило, не исполнялись. В этих условиях стало неизбежным стремительное развитие правовых систем сёгуната, отдельных провинций и крупных феодальных владений. Они заполняли пробелы в правовом регулировании, решая те задачи, которые императорская власть решить не могла. Одним из самых интересных памятников такого локального законодательства стал "Госэйбай сикимоку" (1232 г.) - законы, установленные сёгунатом (бакуфу) в отношении земли и людей во владениях воинов (букэ хо). Он систематизировал существовавшие в среде самураев нормы обычного права и судебных прецедентов со времен первого сёгуна, Минамото Ёритомо <1>. -------------------------------- <1> См.: Госэйбай сикимоку // Восток. 1992. N 1. С. 129.
"Госэйбай сикимоку" был небольшим актом, включавшим только 51 статью. Отказ от более полной регламентации авторы закона объясняли так: "Кодекс не может предусмотреть всех случаев, поэтому всегда надо следовать установившейся практике и опираться на конкретные обстоятельства" (ст. 9) <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 132.
Предметом его регулирования стали разные отношения: по поддержанию синтоистских и буддийских храмов (ст. ст. 1 и 2); по управлению провинциями (ст. ст. 3 - 6); земельные отношения (ст. ст. 7, 8, 36, 46 - 48); ответственности за уголовные преступления (ст. ст. 9 - 17, 28, 32 - 34, 43); по семейным и наследственным делам (ст. ст. 18 - 27); по судопроизводству (ст. 29 - 31, 44, 45, 49 - 51); по взаимоотношениям с императорским двором (ст. ст. 37 - 40); о рабах, несвободных и крестьянах (ст. ст. 41, 42). Этот акт отличался особым стилистическим оформлением. Он не только устанавливал и обосновывал определенные нормы, но и стремился воздействовать через них на сознание. Приведу лишь несколько примеров. Так, ст. 1, посвященная синтоистским храмам, указывала: "Боги через посредство уважения людей увеличивают свое могущество, человек благодаря воле богов решает свою судьбу. Поэтому посвященные им традиционные праздники не должны забываться, не должно выказываться пренебрежение в отношении подношений божествам. Во всех провинциях в Канто, управляемых сёгуном, и во всех сёэн дзито синтоистские жрецы должны знать и тщательно соблюдать этот долг" (ст. I) <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 130.
Ограничивая власть военных наместников (сюго), Закон указывал: "Сюго не являются губернаторами (кокуси), но они препятствуют управлению провинциями, они не являются управителями земель (дзито), но ищут дохода с земли. Совершение подобных действий является полностью безнравственным" (ст. 3) <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 131.
Уникальна ст. 28, посвященная ложным обвинениям и клеветническим искам: "В текстах древних законов говорится, что те, кто с приятным лицом и искусными намеками побуждает господина уничтожить другого человека, совершают большое преступление. Ради всего мира, ради отдельного человека таких людей надо от этого предостерегать. Если кто-то в целях получения чужого владения возбуждает клеветнический иск, то владение клеветника должно передаваться третьему лицу. Если у него нет имущества, он должен быть отправлен в ссылку. Если возводится клевета на человека с целью воспрепятствовать получению им должности и занять ее самому, клеветник отныне никогда не должен использоваться ни на каких должностях" <1>. -------------------------------- <1> Госэйбай сикимоку // Восток. 1992. N 1. С. 136.
В дальнейшем в Закон было внесено около 700 дополнений и поправок. И он долгое время служил образцом для иных актов локального законодательства. Впрочем, его влияние не ограничивалось. Как отмечает переводчик и автор вступительной статьи к Закону А.А. Толстогузов, "среди образованных людей часто проводились лекции по его толкованию, даже был создан упрощенный вариант для начинающих изучение закона, а в период Токугава он использовался в качестве учебного пособия в школах" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 130.
Следующим великим памятником эпохи раскола стал Свод законов "Имагава канамокуроку", состоящий из 33 статей, составленный в 1526 г. в одном из крупных феодальных владений. В основном он содержал нормы, посвященные землевладению в княжестве Имагава. Наряду с ними в Свод были включены нормы, которые не нашли должного отражения в императорских законах и в законах бакуфу либо устанавливали иное регулирование. Так, ст. 4 указывала: "Совершившие бесчинство во время тяжбы независимо от того, правы они или виноваты, признаются проигравшими без дальнейшего разбирательства дела. Это установлено прежними законами. Однако несправедливо, если никогда не будет наказан силой захвативший чужие земли. Отныне и впредь по истечении трех лет следует, возобновив суд, выяснить, кто прав, и вынести судебное решение" <1>. -------------------------------- <1> Имагава канамокуроку // Восток. 2009. N 6. С. 125.
Введение подобных норм, несомненно, нарушало прерогативы императоров и сёгунов. Поэтому владетель княжества Имагава, завершая текст Свода, записал: "Выше один за другим по мере того, как приходили на ум, тайно записал эти законы для своих владений бункоку. В последние годы люди стали злонамеренными, и возникло много непредвиденных дел и споров, поэтому установил эти законы, с тем чтобы их уладить". Казалось бы, здесь можно было остановиться, но составитель Свода дополнил текст следующей записью: "Обвинений в пристрастности суда быть не должно. Когда же случаются такие дела, следует вытащить содержимое ящика, куда складываются жалобы, и, разбирая одно дело за другим, вершить суд. Что же до других законов Поднебесной и ранее принятых указов дома Имагава, то здесь их не приводил" <1>. -------------------------------- <1> Имагава канамокуроку // Восток. 2009. N 6. С. 127.
Свод "Имагава канамокуроку" был составлен тайно из опасений репрессий со стороны центральной власти. Но эти опасения не сбылись. В эпоху воюющих провинций власть императоров и сёгунов была слишком слаба. Свод не только действовал, но и неоднократно дополнялся. Первое крупное дополнение Свода было осуществлено в 1553 г. с изданием Закона "Имагава канамокуроку цуйка". Его текст включал статьи, направленные в основном на укрепление правопорядка и урегулирование спорных вопросов права в земельных, наследственных, вассальных, иных отношениях. Основная цель - обеспечить баланс разных интересов. Так, Свод вводил нормы, препятствовавшие сутяжничеству. "Бывает, - утверждала ст. 1, - что после окончания тяжбы и вынесения судебного решения составляют текст иска и добиваются нового суда. Если поданные для обоснования справедливости иска документы верны, то повторный иск дозволен. Если же соответствующих документов нет, а также в случае, если иск заявлен устно, следует без разбирательства дела наказать истца" <1>. -------------------------------- <1> Имагава канамокуроку цуйка цит. по сайту "Восточная литература" // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1520-1540/Imagawa_Kanamokuroku/frametext2.htm.
Однако Свод требовал решать все споры через суд, даже в тех случаях, когда между спорящими существовали родственные связи: "Установлены законы, и вершится суд. Однако если нет тех, кто, не оглядываясь на свои связи, обращается с исками, допускается беззаконие. Выдвигать иск, невзирая на близкие отношения с ответчиком, - проявление верности по отношению к даймё. Отныне выступающие с иском без оглядки на родственные или иные связи должны вознаграждаться" (ст. 19). Следующим актом, дополнившим Свод "Имагава канамокуроку", стал Закон "Сосё дзёмоку". Точная дата его принятия неизвестна, но, судя по всему, он появился вскоре после издания предшествующего акта. В отличие от предшествующих, новый Закон ограничивался регламентацией только одной сферы отношений - судебно-процессуальной. Закон "Сосё дзёмоку" устанавливал четкое расписание работы высшей судебной инстанции хёдзёсю, в состав которой входили высшие сановники княжества. Они должны были объезжать провинции и вершить в каждой из них суд в течение шести дней. Определяя их обязанности, ст. 1 устанавливала: "Собравшись в назначенные дни, с часа змеи до часа обезьяны должны разбирать дела и вершить суд, не допуская небрежения. Помимо этих шести дней, невзирая на время суток, должны приниматься к рассмотрению иски, тяжбы, срочные донесения и иные дела" <1>. -------------------------------- <1> Сосё дзёмоку цит. по сайту "Восточная литература" // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XYI/1520-1540/Imagawa_Kanamokuroku/frametext2.htm.
Закон запрещал подавать анонимные иски. Они приравнивались к подметным письмам и влекли ответственность за нечестивую клевету (ст. 2). Судебное решение по делу должно было быть вынесено в течение 30 дней. В случае нарушения этого срока заинтересованное лицо било в набатный колокол, привлекая внимание к нарушению его процессуальных прав (ст. 3). Закон требовал, чтобы противоречившие законам судебные решения отменялись и принимались новые (ст. 5). Устанавливались суровые наказания за подачу безосновательных исков. Виновные в этом лица лишались земельных владений, а если их не было, изгонялись из княжества (ст. 6). Лишним людям не дозволялось присутствовать на судебных заседаниях, чтобы не допустить вмешательства в правосудие (ст. 7). С той же целью участникам процесса запрещалось входить в помещения, в которые удалились судьи, чтобы обдумать решение (ст. 11). А завершали текст Закона следующие положения, определявшие, с одной стороны, ограничения процессуальных прав, а с другой - цели правосудия: "Против оказывающего милости господина, наставника и родителей иски не принимаются. Однако, когда кто-либо сообщит о происках врага и об изменнических замыслах, равно как предав своих сообщников донесет о грабеже, разбое, азартных играх, такие дела следует принимать к рассмотрению, даже если речь идет о его господине, поскольку законы предназначены для защиты княжества" (ст. 13) <1>. -------------------------------- <1> Сосё дзёмоку. цит. по сайту "Восточная литература" // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XYI/1520-1540/Imagawa_Kanamokuroku/frametext2.htm.
Перелом в правовом развитии Японии наступил в конце XVI в., когда вновь наступило время собирания земель. Возникло мощное движение за объединение страны, которое сперва возглавил Оды Нобунаги (1534 - 1582 гг.), а после его смерти - Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598 гг.), выходец из простой крестьянской семьи, сумевший благодаря своим талантам стать фактическим правителем Японии. Лишенный каких-либо властных полномочий, император Японии наделил в 1585 г. Тоётоми Хидэёси постами регента и главного министра страны. Это позволило не только сконцентрировать все силы для разгрома самостоятельных феодальных владений (последнее было уничтожено в 1590 г.), но и провести ряд важных реформ по укреплению центральной власти. Первым стал эдикт 1585 г., направленный на стабилизацию структуры общества. В частности, он предусматривал: "Лицам, находящимся на службе, от самурая до крестьянина, запрещается оставлять свое занятие без разрешения господина. Тот, кто возьмет на работу человека без такого разрешения, будет наказан" <1>. Той же цели служил эдикт 1586 г., не позволявший самураям становиться горожанами, крестьянам - покидать землю, а землевладельцам - принимать людей со стороны <2>. Date: 2016-02-19; view: 592; Нарушение авторских прав |