Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 6. Синтоистская традиция права введение 3 page





--------------------------------

<1> Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI - начало XX века. М., 1986. С. 13.

<2> Там же.

 

В 1588 г. был принят эдикт, который остался в истории под названием "катана гири" ("охоты за мечами"). Он запрещал крестьянам владение оружием с целью исключить частые в предшествующую эпоху крестьянские восстания. Эдикт, в частности, устанавливал:

"1. Категорически предлагаю прекратить во всех провинциях владение и ношение крестьянами мечей, коротких мечей, луков, ружей и других видов оружия. Основания для этого следующие: скапливается ненужное оружие, задерживается уплата годовых податей и становятся возможными случаи, когда замышляются бунты и толпа совершает ненадлежащие действия по отношению к вассалам. Из-за этого на полях неурожай и ленные земли пустуют. Поэтому главным вассалам провинций и их заместителям надлежит провести сбор всего вышеуказанного оружия...

2. Поименованные выше мечи, короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки при сооружении великой статуи Будды (Дайбуцу), чтобы если не в этом, то в будущем мире это пошло крестьянам на пользу.

3. Крестьяне должны иметь только сельскохозяйственные орудия и работать на поле. Так должны поступать всегда и их потомки. Нужно быть милостивым к крестьянам, но заставить их соблюдать это. В этом основа благополучия народа и безопасности государства..." <1>.

--------------------------------

<1> Жуков Е.М. Политика Хидэёси в отношении крестьянства (реставрация крепостничества в конце XVI столетия в Японии) // Известия АН СССР. Серия истории и философии. Т. III. 1946. N 6. С. 529.

 

Вышеуказанное должно быть быстро исполнено. Беспечность недопустима.

Был принят ряд актов, направленных на ограничение власти крупных феодалов. В частности, чтобы исключить появление мощных феодальных коалиций, Тоётоми Хидэёси установил требование, согласно которому браки между представителями феодальных кланов могли заключаться только с его согласия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гришелева Л.Д. Указ. соч. С. 13.

 

Была проведена инвентаризация всех земель страны, что позволило упорядочить нормы землепользования и налогообложения земель.

После смерти Тоётоми Хидэёси власть над страной захватил Токугава Иэясу (1543 - 1616 гг.), который основал новую династию сёгунов, столицей которых стала маленькая деревушка Эдо (будущий Токио).

Токугава продолжил политику объединения страны. С этой целью был издан ряд актов. В их ряду особый интерес представляет "Букэ сёхатто" ("Княжеский кодекс") 1615 г., который регламентировал занятия, образ жизни и поведение военно-феодальных верхов. Примечательна его ст. 1: "Сердце и все мысли воина должны быть посвящены искусству владения кистью и оружием, стрельбы из лука и верховой езды. Заветом древних богов было: сначала искусство письма, а затем военное искусство" <1>. По сути, это был призыв сменить оружие на кисти для письма и добиваться продвижения по гражданской, а не военной службе.

--------------------------------

<1> Там же. С. 22.

 

В 1615 г. был издан "Куга сёхатто" ("Предписания для императорского двора"), который содержал следующие нормы:

"Для императора науки составляют главное... Надо постичь искусство письма и много читать... Повышение в чинах производится так, как то установлено обычаем для каждого дома. Повышаются в чинах вне очереди лица, высказавшие ученость, способности по службе и таланты в стихосложении" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 23.

 

Эти указы формировали новый механизм государственной службы как одну из важнейших опор государства.

Движение за объединение Японии проходило под знаменем синтоизма. Как отмечает известный российский ученый Л.Д. Гришелева, "именно синтоизм сыграл в Японии роль той одной религии, которая является необходимым признаком этнической общности народности и существенным фактором в процессе ее консолидации и создания централизованного государства" <1>.

--------------------------------

<1> Гришелева Л.Д. Указ. соч. С. 14.

 

Под знаменем синтоизма была осуществлена и революция Мэйдзи, открывшая дорогу для преобразования страны.

Революция Мэйдзи. Реформы Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу укрепили государственное и общественное устройство, но вместе с тем они сделали его закостеневшим и не восприимчивым к переменам. Застой в политическом и экономическом развитии усугублялся политикой самоизоляции. Только в середине XIX в., уступив силе, Япония открыла свои рынки для ведущих государств того времени - США, Великобритании, Голландии, Франции и России.

Это событие обострило борьбу между разными социальными и политическими силами. Но основная борьба развернулась между сторонниками императорской власти и сёгуната. В ходе ряда сражений армия сёгуната была разгромлена. И в 1868 г. он прекратил свое существование. Единственным правителем Японии стал император Муцухито (1852 - 1912 гг.).

Вступая на престол в апреле 1868 г., он дал следующую клятву: "создать представительный орган и решать государственные дела с учетом общественного мнения, использовать силы страны в интересах преуспевания нации, обеспечить свободу предпринимательства для всех сословий, покончить с устаревшими законами и вредными обычаями прошлого, с целью упрочения основ Империи заимствовать знания за рубежом" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 184.

 

Свою клятву император сдержал. Программа реформ под лозунгом "Мэйдзи" ("Обновление") осуществлялась последовательно и решительно, что позволило в кратчайшие сроки реформировать всю систему общественных отношений и решить основную цель - поставить Японию в один ряд с ведущими государствами мира.

В достижении этой цели особую роль сыграл синтоизм. В 1868 г. он был провозглашен государственной религией. В стране утвердился принцип единения церкви и государства (сайсэй итти), что существенно укрепило императорскую власть. Обращаясь к этой теме, Л.Д. Гришелева отмечала: "Государственный синтоизм стал мощным средством консолидации нации и укрепления государственной власти. Его значение было тем более весомым, что он практически сливался с японской монархией (император - "живой бог" и глава культа)" <1>.

--------------------------------

<1> Гришелева Л.Д. Указ. соч. С. 215.

 

Следующим шагом стало ограничение власти даймё. Эта задача была осуществлена эдиктом "О возврате верховной власти над землями и народом" (1869 г.). Крупные феодалы были вынуждены добровольно вернуть императору права на управление их владениями. При этом многие земельные владения были конфискованы <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 184.

 

В 1870 г. принимается первый кодифицированный акт нового правительства - Уголовный кодекс, составленный в основном по образцу уголовных законов, действовавших в Китае в период империй Мин и Цин <1>. Но этот акт действовал недолго. В 1880 г. был принят новый Уголовный кодекс, который в основном воспринял идеи французского Уголовного кодекса (1810 г.). В том же году вступил в силу Закон об уголовной процедуре.

--------------------------------

<1> Цунэо Инако. Современное право Японии. М., 1984. С. 34.

 

В 1871 г. имперское правительство провозгласило курс на создание в стране просвещенной цивилизации (буммэй кайка). И одним из первых актов стало провозглашение равенства всех сословий перед законом. Год спустя (1872 г.) было ликвидировано прежнее сословное деление. Вместо него введено новое с разделением общества на три сословия: высшую знать, низшее дворянство и простой народ.

В 1872 - 1873 гг. была проведена крупная аграрная реформа, которая ликвидировала пережитки феодализма, установив частную собственность на землю и освободив крестьян от крепостнической зависимости.

В 1872 г. был принят Закон о новой системе всеобщего и обязательного образования, построенной в основном по французскому образцу.

Началась военная реформа, в ходе которой самураи лишились исключительного права пополнять вооруженные силы.

Через 10 лет началась политическая реформа. В 1881 г. был издан императорский указ с обещанием учредить парламент. В США и страны Западной Европы были посланы делегации с поручением изучить действовавшие в них конституционные системы. Но практически все они были отвергнуты по причине излишней демократичности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гришелева Л.Д. Указ. соч. С. 194.

 

Будущая Конституция Японии должна была решать другую задачу - укрепления основ власти, чтобы сделать ее не только действенной, но и вечной, иными словами, остановить для нее время.

Эту задачу авторы Конституции попытались решить посредством создания новой концепции конституционного дао (пути). В ней многое было воспринято от традиционных учений Востока (дзэн-буддизма, даосизма, конфуцианства) с их вдохновением поэтических образов, непререкаемостью истин и строгостью ритуалов, что служило одной цели - единения нации вокруг императора. К сожалению, в переводе многое утрачивается. Нам свойственны иные мыслительные образы. И тем не менее, пусть в слабом отражении, мы можем ощутить многие импульсы конституционного дао, которое наиболее полно проявилось в Рескрипте о вступлении Конституции в силу:

"Поскольку Наше сердце преисполняется радостью и счастьем при виде благоденствия Нашей страны и благосостояния Наших подданных, Мы, обладая верховной властью, унаследованной от Наших Божественных предков, обнародоваем настоящий вечный Основной закон для Наших подданных и их потомков.

Божественный Основатель Императорского Дома и его Божественные потомки с помощью и при поддержке предков Наших подданных основали Нашу Империю на прочных началах, которые будут существовать вечно.

Они стали блистательным украшением истории Нашей страны благодаря славным достоинствам наших Божественных предков, а также преданности и отваге Наших подданных, их любви к отчизне и гражданскому долгу. Учитывая, что Наши подданные унаследовали преданность и доброту подданных Наших Божественных предков, Мы не сомневаемся в том, что они разделят с Нами Наши чаяния и с одобрением примут Наши свершения, и что в гармоничном согласии друг с другом они разделят с Нами Нашу веру в то, что слава Нашей страны никогда не померкнет ни в ней самой, ни за ее пределами, и что навечно останутся прочными ее основы, которые унаследованы Нами от Наших Божественных предков..." <1>.

--------------------------------

<1> Собрание конституций. Вып. V. Издание В.М. Саблина. М., 1906. С. 19 - 28; см. также: Constitutions That Made History. Ed. by Blaustein A.P., Sigler J.A. N.Y., 1988. P. 247 - 255.

 

Более прозаично, но с соблюдением многих канонов конституционного дао были изложены нормы основного текста Конституции Японии:

"1. В Японской Империи царствование и правление осуществляются императорской династией, которая навечно остается непрерывной.

2. Императорский трон переходит по мужской линии к наследникам Императора в порядке, установленном Законом об Императорском доме.

3. Император - священное и неприкосновенное лицо.

4. Император - глава Империи, он олицетворяет ее и осуществляет ее суверенные права в соответствии с положениями настоящей Конституции.

5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с Имперским Парламентом.

6. Император дает свою санкцию на принятие законов и отдает указания об их обнародовании и исполнении.

7. Император созывает Имперский Парламент, открывает, закрывает и переносит на другое время его сессии, а также распускает Палату представителей.

8. Император может в случае крайней необходимости издавать в то время, когда Имперский Парламент не заседает, Императорские Указы, имеющие силу закона, для поддержания общественной безопасности либо предотвращения общественного бедствия.

Эти Императорские Указы должны быть представлены Имперскому Парламенту на его ближайшей сессии, и если Парламент откажет в одобрении таким Указам, Правительство должно объявить их недействующими на будущее время.

9. Император издает или повелевает издать Указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка и содействия благосостоянию его подданных. Такие Указы ни в коем случае не должны изменять какие-либо существующие законы.

10. Император устанавливает организацию различных ветвей государственного управления, определяет оклады всех гражданских и военных должностных лиц, назначает и смещает их с должности.

11. Император является верховным командующим армией и флотом...

55. Государственные министры дают советы Императору и несут за них ответственность.

Все законы, императорские указы и императорские рескрипты, имеющие отношение к государственным делам, должны быть скреплены подписью государственного министра.

56. Тайный совет призван, согласно постановлению об организации Тайного совета, обсуждать важные общественные вопросы, рассмотрение которых поручает ему Император" <1>.

--------------------------------

<1> Constitutions That Made History. Ed. by Blaustein A.P., Sigler J.A. N.Y., 1988. P. 247 - 255.

 

Традиция дао воплотилась не только в содержании и поэтическом оформлении многих конституционных норм. Были возрождены и другие ее формы. В частности, был установлен ритуал поклонения Конституции в государственных учреждениях Японии. Он был установлен Рескриптом императора о воспитании (1890 г.):

"Всегда почитайте нашу Конституцию и следуйте законам Нашего государства. Если же придет день тяжелых испытаний и смертельной опасности, исполнившись беззаветной храбрости, отдайте свои жизни за Императора, тем самым способствуя процветанию нашей династии, одновечной с Небом и Землей. Поступая так, вы не только исполните долг Наших верноподданных, но и явите миру несравненные добродетели, унаследованные Нашим народом от предков.

Этот Великий Путь - учение, завещанное многими поколениями Наших предков-императоров. Защищать его и следовать ему должны все Наши подданные и их потомки. Это единственно истинный Путь как для прошлого, так и для настоящего. Если ему следовать в Японии и за ее пределами, не будет никаких правонарушений. И поскольку это так, и Мы, и вы, наши подданные, все вместе должны всегда охранять этот Путь и стремиться к торжеству нашей общей морали" <1>.

--------------------------------

<1> Гришелева Л.Д. Указ. соч. С. 224, 225.

 

Ритуал поклонения Рескрипту включал поклоны экземпляру Рескрипта, его торжественное прочтение, проповеди о преданности императору и завершался исполнением песнопений.

Принятие Конституции дало импульс для стремительного развития законодательства. Парламент принимает большое количество новых актов, в ряду которых особое место занимает Гражданский кодекс.

Его первый проект был составлен в 1890 г. по образцу Гражданского кодекса Франции 1804 г. Но должной поддержки он не нашел. Его положения были слишком радикальными для патриархальной Японии, сохранявшей сословное деление общества и практически ничем не ограниченную императорскую власть. Оспаривая их, противники Кодекса утверждали, что с его принятием "преданность императору и сыновний долг погибнут" <1>.

--------------------------------

<1> Цунэо Инако. Указ. соч. С. 43.

 

Был подготовлен новый проект Гражданского кодекса, образцом для которого послужил проект Германского гражданского уложения с его более сдержанными и компромиссными формулами. В 1898 г. он вступил в силу. Следует подчеркнуть, что Кодекс не копировал положения Германского гражданского уложения. Его влияние ощущается в основном только в разделах, посвященных общим положениям вещного и обязательственного права. Другие разделы, в частности посвященные семейным и наследственным отношениям, закрепляли традиционные институты синтоистского права.

Год спустя (1890 г.) был принят большой пакет актов: обновленная редакция Торговая кодекса, Закон о лицензиях, Закон о торговых знаках, Закон об авторском праве, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Халфина Р.О. Вступительная статья // Гражданское право Японии: В 2 т. М., 1983. С. 9; Цунэо Инако. Указ. соч. Т. 1. С. 46.

 

В этот период все более отчетливо проявляется стремление следовать образцам не французского, а немецкого законодательства. В подтверждение можно привести новый Уголовно-процессуальный кодекс 1922 г., составленный по образцу германского уголовно-процессуального законодательства. В последующие годы германское право служило примером и в правовом обеспечении милитаризации страны. Эта тенденция сохранилась вплоть до окончания Второй мировой войны <1>.

--------------------------------

<1> В подтверждение можно привести новый Уголовно-процессуальный кодекс 1922 г., составленный по образцу германского уголовно-процессуального законодательства.

 

§ 3. Современное синтоистское право

 

Послевоенное развитие права. Поражение Японии в войне предопределило дальнейший ход ее конституционной истории. Еще на Потсдамской конференции 1945 г. (в ней приняли участие главы СССР, США, Великобритании и Китая) были определены основные контуры ее будущего конституционного строя. Помимо демилитаризации, он должен был соответствовать следующим условиям: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека" <1>.

--------------------------------

<1> Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. С. 555.

 

В октябре 1945 г. была сформирована специальная конституционная комиссия. Ей было поручено подготовить проект Конституции, который мог совместить демократические и традиционные ценности японского народа. Первый опыт решения этой задачи оказался неудачным. В ход конституционной реформы вмешался штаб американских оккупационных войск, который представил собственный проект нового Основного закона <1>. В марте 1946 г. Правительство Японии представило его Парламенту, который существенно его переработал в рамках ранее поставленных задач.

--------------------------------

<1> Проект генерала Д. Макартура.

 

В октябре 1946 г. проект Конституции был принят Парламентом и в ноябре того же года опубликован. Через шесть месяцев - 3 мая 1947 г. Конституция Японии вступила в силу.

Исследователи Конституции Японии, как правило, обращают внимание на ее отличия от предшествующей Конституции 1889 г. Но между ними были не только расхождения, но и много общих черт.

Действительно, Конституция ограничила власть императора, ввела новые демократические права и свободы, провозгласила общий принцип отказа от войны. Но главная идея предшествующей Конституции - единение нации - была сохранена. Сохранились также те формы, в которых она воплощалась в жизнь: святость монархии, соблюдение традиций, общинный дух, ответственность каждого перед государством и обществом и т.д.

Эти ценности отражены во многих положениях Конституции Японии. В частности, ее преамбула указывала: "Государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ. Это - принцип, общий для всего человечества, и на нем основана настоящая Конституция".

В развитие этих принципов Конституция устанавливала нормы, в которых искусно сочетались традиционные ценности западного конституционализма и синтоистские по своему содержанию и духу нормы. Так, ст. 1 провозглашала: "Император является символом государства и единства народа; его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть".

Такой же сплав содержала ст. 12: "Свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния" (ст. 12).

Наряду с приведенными выше нормами в текст Конституции Японии были включены новые формулы, которые навечно останутся в истории конституционного развития. Прежде всего речь идет о ст. 9, провозгласившей принцип мирного сосуществования:

"Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.

Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается" <1>.

--------------------------------

<1> Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 2000. С. 381 - 394.

 

Следует сразу отметить, что синтез новых демократических и старых, традиционных ценностей оказался удачным. Конституция Японии не только сохраняет свою силу. Она до сих пор остается без изменений. Такая устойчивость при упрощенном порядке внесения поправок объясняется прежде всего ее неоспоримыми достоинствами: полнотой содержания, точностью формулировок и искусным обрамлением конституционных норм.

И что, возможно, самое главное - эта Конституция послужила прочной основой стремительной модернизации страны.

Сохранив институт монархии, Конституция вместе с тем уничтожила прежнее сословное деление. Были упразднены дворянские титулы. За каждым формально признавалось равенство прав. Строилось новое общество, основанное на идеалах политической и экономической свободы, но не в западном, а в синтоистском его понимании. Свобода в конституционном правосознании Японии имела четко очерченные границы: она не могла разрушать единства нации, противоречить общему благу, нарушать вековые традиции.

Общество в целом и каждый в отдельности должны были служить одной цели - сохранения нации и в дальнейшем усиления ее влияния в мире. Впоследствии этот опыт часто тиражировался странами юго-востока и востока Азии: сначала Южной Кореей и Сингапуром, потом Малайзией и Филиппинами и, наконец, Китаем.

Сразу после вступления Конституции в силу было принято большое количество законодательных актов: об императорской семье, о парламенте, о парламентских выборах, о Кабинете министров, об организации государственной администрации, о государственных должностных лицах, о жалобах на действия должностных лиц, о суде, о прокуратуре, о местном самоуправлении, о полиции, об образовании, об изменении гражданского и уголовного кодексов и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Цунэо Инако. Указ. соч. С. 79.

 

Лозунгом всех реформ - экономических, политических, социальных - стала модернизация. Образцом служил "Новый курс" Франклина Делано Рузвельта, но в преломленном виде, с сохранением традиционных ценностей. Так, Основной закон об образовании (1947 г.) указывал: "Образование имеет целью формирование личности и осуществляется в расчете на воспитание нации как созидателя миролюбивого государства и общества с душой и телом, исполненными истины и справедливости, уважения к ценностям личности, внимания к труду и ответственности, духа независимости, а также физического здоровья" (ст. 1). "Образование должно осуществляться не из подчинения несправедливой власти, а из чувства ответственности перед всем народом" <1>.

--------------------------------

<1> Цунэо Инако. Указ. соч. С. 80.

 

Хотя в самой Конституции слово "экономика" не упоминалось, и задачи экономических преобразований в ней не ставились, именно экономика стала основным полем деятельности правительства.

Была провозглашена программа демократизации экономики, которая осуществлялась в трех сферах: трудовых отношений, землевладения и организации монополий <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 84.

 

В декабре 1945 г. был принят Закон о профсоюзах, а в апреле 1947 г. - Закон о трудовых стандартах, установивший требования к работодателям по установлению минимальных условий труда.

В октябре 1946 г. был принят пакет законопроектов по аграрной реформе, которая практически полностью уничтожила помещичье землевладение. В развитие аграрной реформы был принят ряд других актов, в ряду которых особое место занимает Закон о сельскохозяйственных землях 1952 г., который установил принцип принадлежности земли за теми, кто ее обрабатывает, предоставил право ведения сельского хозяйства семейным фермерским хозяйствам, ограничил куплю-продажу земли и ее аренду.

Третье направление реформ - борьба с монополиями. Был принят ряд актов по ликвидации дзайбацу - крупных концернов, контролировавших банковский капитал и основные сферы производства. Основную роль среди этих актов сыграл Закон о ликвидации чрезмерной концентрации экономического потенциала 1947 г.

Образцом для законодательных актов первой волны послевоенных реформ служило законодательство США. Но в дальнейшем все более отчетливо стало проявляться стремление к самостоятельной правовой политике, прежде всего при реализации программ по ускорению развития экономики и ее модернизации.

Ключевая роль в их осуществлении принадлежала Министерству международной торговли и промышленности. Его по праву называли основным архитектором японского экономического чуда. Министерство определяло основные, приоритетные направления развития национальной экономики, координировало осуществление правительственных программ промышленного перевооружения, выделяло для этих целей необходимые денежные средства, выступало арбитром в спорах между работодателями и наемными работниками, содействовало формированию вертикально интегрированных корпораций, которые были наиболее приспособлены к реализации задач по созданию конкурентоспособной продукции.

В целях усиления политики по ускорению экономического развития был принят ряд законодательных актов: Закон о форсировании рационализации на предприятиях (1952 г.), Закон о специальных мерах в области налогообложения (1957 г.), Закон о форсировании разработки водных ресурсов (1962 г.) и т.д.

В частности, Закон о форсировании рационализации на предприятиях устанавливал следующие нормы:

"Предприниматели... могут ходатайствовать перед лицами, управляющими дорогами и портами, о строительстве, улучшении, поддержании в надлежащем состоянии или восстановлении дорог и сооружений в портах, необходимых для того, чтобы содействовать рационализации на предприятии.

Лица, управляющие дорогами и портами, получив ходатайство на основании норм предыдущего абзаца, могут, если признают это необходимым, произвести эти работы в пределах бюджета и на основании закона... В таких случаях возможно возложение на предпринимателей части расходов, необходимых для проведения работ, в пределах получаемой ими выгоды" <1>.

--------------------------------

<1> Цунэо Инако. Указ. соч. С. 110, 111.

 

Эти меры позволили не только восстановить экономику, разрушенную во время войны, но и создать основу для стремительного экономического подъема Японии и ее перехода в разряд ведущих государств мира.

Со временем (начиная с 1980-х гг.) методы экономического управления менялись. Министерство международной торговли и промышленности уже не так активно вмешивалось в экономические процессы. Но основная его роль осталась неизменной - роль организатора тесного взаимодействия государства и бизнеса.

В этом взаимодействии, хотя и в меньшем объеме и не в столь заметных формах, участвовали многие другие министерства и ведомства Японии (финансов, обороны, телекоммуникаций и т.д.). Они использовали такие инструменты, как прямое финансирование исследовательских программ, предоставление налоговых кредитов, гарантий по займам тех частных предприятий, которые осуществляли программы технологического перевооружения своих производств.

Правительство предоставляло налоговые льготы предприятиям, которые реинвестировали прибыль, полученную при реализации высокотехнологических проектов, в новые наукоемкие проекты. Был разработан также ряд других мер, которые содействовали не только созданию новых технологий, но и самому широкому их внедрению. В частности, многие правительственные органы выполняли функции своеобразных внедренческих учреждений, которые информировали о новых технологиях и возможностях их использования в различных отраслях национальной экономики.

Date: 2016-02-19; view: 478; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию