Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 29. Мало где в Латинской Америке соблюдались идеалы демократии и торжествовал закон: одной из таких немногочисленных стран была Коста‑Рика





 

Мало где в Латинской Америке соблюдались идеалы демократии и торжествовал закон: одной из таких немногочисленных стран была Коста‑Рика, демократия в которой была установлена в 1949 г. Хосе Фигейресом Феррером, известным как Дон Пепe. В 1970 г. его переизбрали президентом уже в третий раз. Он был женат на американке, превосходно говорил по‑английски и при случае принимал деньги от ЦРУ, причем позднее даже не скрывал этот факт.

«Я вступал в заговоры против латиноамериканских диктатур и хотел помощи со стороны Соединенных Штатов, – заявил он в интервью «Нью‑Йорк таймс». – Я был хорошим другом Аллена Даллеса». В агентстве думали, что Фигейрес куплен. Но он был всего лишь временно «арендован».

В начале 1970 г. американским послом был профессиональный дипломат по имени Кларенс Бунстра, а вновь прибывшим шефом отделения ЦРУ – сильно пьющий шестидесятилетний Эрл Уильямсон. «Несколько лет назад Эрл работал со мной на Кубе, – сказал посол Бунстра в интервью для устной истории. – Когда в качестве руководителя отделения ЦРУ предложили его кандидатуру, я возразил. И готов был согласиться только в том случае, если Уильямсон будет подчиняться моим приказам и не станет делать то, чем был печально знаменит: нарушать привычный ход вещей своими никому не нужными секретными операциями». Тогда Никсон назначил нового посла, Уолтера Плезера, побежденного республиканского конгрессмена и главного политического фандрайзера. Внезапно замаячила красная угроза. «В течение некоторого времени Коста‑Рика планировала разрешить Советскому Союзу учредить в стране свое посольство, – сказал посол Бунстра. – Вот за что выступала Коста‑Рика, за демократию и открытость ко всем».

У нового посланника и шефа отделения ЦРУ создалось обманчивое впечатление, что существует «зловещий коммунистический заговор по превращению Коста‑Рики в центральную точку для осуществления подрывной деятельности в полушарии, – заявил посол Бунстра. – И они предприняли все виды действий, продолжая свой крестовый поход». Они стремились ниспровергнуть недавно избранного президента Коста‑Рики, но потерпели неудачу. Руководитель местного отделения ЦРУ, напившись со своими коста‑риканскими друзьями, заявил, что дни Дона Пепе у власти закончились. Эти слухи быстро дошли до президента. Он публично осудил заговор, направленный на его свержение, заклеймил руководителя резидентуры ЦРУ, публично объявил его персоной нон грата и очень публично выслал из страны.

«Бессмысленная работа» руководителей местных отделений ЦРУ, таких как Эрл Уильямсон, едва являлась секретной операцией. «По всей Латинской Америке растет ощущение… о вмешательстве ЦРУ в дела латиноамериканских стран, – написал аналитик Государственного департамента по вопросам разведки в марте 1970 г. – Наиболее остро оно ощущается в Чили».

Если на протяжении всей холодной войны ЦРУ поставляло деньги, оружие и разведывательную информацию в руки заговорщиков, то Советы поступали так же. Если агентство проводило тайные операции, которые приводили к гибели, тюремному заключению и пыткам невинных гражданских лиц, противник делал то же самое. Американские деньги служили средством подтасовки выборов во всем мире, но у Кремля тоже имелись свои нелегальные рычаги. Но все‑таки «задний двор» Америки был для Москвы труднопреодолимым ландшафтом. «Латинская Америка – сфера особых американских интересов, – написал руководитель КГБ и будущий советский лидер Юрий Андропов во время правления администрации Никсона. – Мы должны помнить об этом. Наша политика в Латинской Америке должна быть осторожной». Цитаты из высказываний Ю. Андропова указаны в работе Кристофера Эндрю и Василия Митрохина «Мир пошел по нашему пути: КГБ и битва за Третий мир» (Нью‑Йорк: Basic Books, 2005. С. 77).

 

Одним из немногих положительных примеров было Чили, где ЦРУ тут же усмотрело «красную угрозу»: если не указано иначе, цитаты по поводу операции, описанной в этой главе, взяты из подборки документов ЦРУ, рассекреченных в период между 1999 и 2003 гг. Доступно в сети Интернет по адресу http://foia.state.gov/SearchColls/CIA.asp. См. также: Комблух П. Папка Пиночета: Рассекреченное досье о злодеяниях и ответственности / The Pinochet File: A Declassified Dossier on Atrocity and Accountability. Нью‑Йорк: New Press, 2004.

 

Президент Кеннеди одобрил программу политической войны, направленную против него (Альенде), более чем за два года до выборов в Чили в сентябре 1964 года: документы ЦРУ частично раскрывают детали секретной кампании, предназначенной для того, чтобы повернуть в нужное русло выборы 1964 г. 21 июля 1964 г. в записке, адресованной Комитету 303, ЦРУ попросило выделить дополнительные 500 тысяч долларов, чтобы победить Альенде. Эти средства дали бы возможность христианскому демократу Эдуардо Фрею Монтальве «поддерживать темпы и ритм своих усилий в этой гонке» и позволили бы ЦРУ справиться с любыми непредвиденными событиями, которые могут произойти в последнюю минуту. 23 июля 1964 г. Комитет 303 одобрил это предложение. В докладной записке Макджорджу Банди Питер Джессеп из ЦРУ написал: «Мы не можем позволить себе это потерять, поэтому не думаю, что здесь уместна какая‑либо экономия. Мы предполагаем, что коммунисты тоже вкладывают сюда деньги, но у нас нет никаких доказательств. Они наверняка предполагают то же самое, но и у них нет доказательств. Поэтому нужно продолжать и не останавливаться». Госсекретарь Раск проинформировал Линдона Джонсона о чилийских выборах на заседании Совбеза 1 сентября: «Все выглядело так, как будто победа некоммунистических сил в Чили произойдет на выборах 4 сентября, частично в результате хорошей работы ЦРУ; и такое развитие событий стало бы триумфом демократии и ударом по коммунизму в Латинской Америке». Имея 300 тысяч долларов, которые ассигновали для обеспечения поражения Альенде в 1970 г., ЦРУ, по‑видимому, обеспечило себе в этом смысле двукратный перевес над КГБ. Согласно данным, полученным из архивов советской разведки, Альенде получил по меньшей мере 50 тысяч долларов из Москвы и 100 тысяч долларов – из советских средств, «отмытых» через Коммунистическую партию Чили. Причина неудачи с Альенде, по мнению Кремля, заключалась в том, что он был буржуазным социалистом радикального толка, а вовсе не истинным коммунистом.


 

В Европе представители высшего духовенства в Ватикане и лидеры христианских демократов в Западной Германии и Италии работали по указке ЦРУ, стремясь помешать Альенде: отношения между ЦРУ и Ватиканом были весьма тесными с 1947 г., однако оставались в глубокой тени. Этот аспект «всплыл» в единственном «Отчете о деятельности Чилийского оперативного подразделения ЦРУ с 15 сентября по 3 ноября 1970 г.».

 

В Чили «печатались плакаты, публиковались газетные материалы и редакционные комментарии, распространялись слухи, листовки и брошюры»: Хелмс Р., Худ У. Взгляд через плечо: Жизнь в Центральном разведывательном управлении. Нью‑Йорк: Random House, 2003. С. 400. Хелмс в своих мемуарах называет Чили (до 1970 г.) «небольшой демократической страной». Согласно избитой шутке британской журналистики (до 1970 г.), самый скучный заголовок в мировой прессе звучал так: «Маленькое землетрясение в Чили, погибших не так много».

 

«Нигде в мире я еще не видел столь мерзкой пропаганды в избирательной кампании»: заметки Эдварда M. Корри, Centro de Estudios Publicos, Сантьяго, Чили, 16 октября 1996 г. Опубликовано в Estudios Publicos, весна 1998 г.

 

«Кендалл отправился к Никсону с просьбой о поддержке, которая помогла бы сместить Альенде с поста президента»: из интервью Хелмса со Стэнли И. Катлером, 14 июля 1988 г. (Висконсин: Исторические архивы, ящик 15, папка 16), цитата воспроизводится с любезного разрешения профессора Катлера.


 

«Г‑н Хелмс, у вас уже есть свой Вьетнам»: из интервью Тома Полгара с автором.

 

Первый вариант представлял собой политическую войну, экономическое давление, пропаганду и жесткую дипломатию: и это было подкреплено сотнями тысяч долларов от американской многонациональной ITT, имевшей обширные активы в Чили. Деньги переправлялись под руководством ЦРУ и по предложению члена правления ITT Джона Маккоуна.

 

«Любому, кто пожил в Чили, как я, и знает чилийцев, хорошо известно, что можно, в лучшем случае, подкупить одного чилийского сенатора»: показания Филипса, Комитет Черча, 13 июля 1975 г., рассекречено в 1994 г.

 

операция провалилась потому, что сотрудники ЦРУ позволили «заключительные оценки и предложения об устранении недостатков в секретной области» приправить своими политическими чувствами: из обращения Хейга к Киссинджеру 7 декабря 1970 г. FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 220.

 

произвести чистку «ключевых левых позиций, которые находятся под контролем Хелмса» и настоять «на коренной реструктуризации средств и концептуальных основ, на которых должны базироваться секретные программы ЦРУ»: из беседы Никсона с Киссинджером 30 ноября 1970 г. [в сноске – цитата из Хейга], FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 216, рассекречено 21 декабря 2006 г.

 

«…на коренной реструктуризации»: из обращения Хейга к Киссинджеру 7 декабря 1970 г., FRUS, 1969 – 1976, т. II, документ 220.

 

«Никсон возмущался ЦРУ и его паршивой разведкой»: Шульц: устная история; Строубер Д.С., Строубер Д.Х. Никсон: устная история его президентства. Нью‑Йорк: HarperCollins, 1994. С. 83. Эта книга – неоценимый ресурс, как и устная история администрации Рейгана тех же авторов.

 

«…Такой топорный подход оказался бы пагубным»: из обращения К. Уэйна Смита к Киссинджеру (Встреча президента с Административно‑бюджетным управлением по поводу бюджета разведки 21 декабря 1970 г., FRUS, т. II, документ 221). Никсон по‑прежнему требовал серьезного сокращения и радикальных перемен в агентстве. «Я хочу добиться реальной встряски в ЦРУ, а не символической», – заявил он Киссинджеру 21 января 1971 г. в письменном примечании (FRUS, т. II, документ 224).

 

В Белом доме при Никсоне он сумел обеспечить себе прочные позиции: Шлезингер был одним из тех, кто пришел во власть после чисток в правительстве по просьбе Никсона:

Каспар Уэйнбергер, босс Шлезингера в бюджетном управлении, поддерживал принцип «государства всеобщего благоденствия»[50]при Никсоне. Десятилетие спустя он удвоил расходы Пентагона на посту министра обороны в администрации Рональда Рейгана.

Дональд Рамсфельд сражался с бедностью[51]в Управлении по созданию экономических возможностей при администрации Никсона. В 1975 г. он сменил Шлезингера в Пентагоне, став самым молодым министром обороны в истории.


Дик Чейни, в бытность конгрессменом большой сторонник бюджетных сокращений, сменил Рамсфельда в качестве главы администрации при президенте Джеральде Форде, затем, в 1989 г., сменил Уэйнбергера на посту министра обороны, на момент написания книги Чейни являлся вице‑президентом Соединенных Штатов и вице‑королем секретных правительственных операций.

Рамсфельд вернулся на пост министра обороны при второй администрации Буша. Это самый пожилой министр обороны в истории, управлявший ведомством, которое тратило полтриллиона долларов в год.

Так вкратце выглядел путь к власти для четырех верноподданных Никсона, которые возглавляли Пентагон в течение двадцати двух лет. Все четверо разделяли презрение президента к Центральному разведывательному управлению.

 

Агентство не могло поддержать глобальные амбиции Никсона – открыть дверь в Китай, противостоять Советам, завершить вьетнамскую войну на американских условиях: типичная оценка Никсоном работы ЦРУ в той роли последовала за его призывом к началу международной пропагандистской кампании в поддержку возобновившихся бомбардировок Северного Вьетнама. «Результаты деятельности агентства в области психологической войны иначе как позорными не назовешь, – написал Никсон Киссинджеру и Хейгу 19 мая 1972 г. – Эффект просто ничтожный… Хелмса и ЦРУ я не виню. В конце концов, они ведь не поддерживают мою политику».

 

«Ничто не указывает на то, что разведывательное сообщество, с учетом его нынешней структуры, справится с подобным классом проблем»: Шлезингер Дж.Р. Обзор Разведывательного сообщества, секретно, 10 марта 1971 г., рассекречено с купюрами в 1998 г., CIA/ NARA. В отчете подчеркиваются идеи, которые стали ключевыми при упразднении должности директора Центральной разведки после событий 11 сентября 2001 г.: директор ЦРУ осуществлял контроль над враждующими республиками, не конфедерацией штатов. Его власть над империей разведки вне ЦРУ была ничтожной. Шлезингер предложил создать новую должность – директора национальной разведки, который имел бы реальную власть над всеми «племенами и вотчинами». Однако для открытых дебатов по поводу ЦРУ еще не настало время. Пройдет еще тридцать три года, когда эта идея будет подхвачена и реализована.

 

…это будет «самое сомнительное сражение», предпринятое в американском правительстве: из обращения Хейга к Киссинджеру с заметками последнего и Шульца к Никсону (Обзор Разведывательного сообщества, 27 марта 1971 г., FRUS, т. II, документ 229). Эта борьба привела к созданию Комитета по разведке при Совете национальной безопасности – естественно, под руководством Киссинджера, – который, как предполагалось, должен был взять под свой контроль всю американскую разведку. Комитет собрался впервые 3 декабря 1971 г. В 1971 г. и в течение всего 1972 г. заседаний не проводилось.

 

Президент прямо приказал Хелмсу передать бразды правления ЦРУ своему заместителю – человеку Никсона, генералу Кушману – и принять на себя роль номинального императора американской разведки: меморандум президента Никсона «Организация и управление американским сообществом иностранной разведки», 5 ноября 1971 г., FRUS, т. II, документ 242. Хелмс вынудил заместителя директора Кушмана уйти по двум причинам. Во‑первых, чтобы защитить агентство от Ричарда Никсона; во‑вторых, из‑за некорректной поддержки, оказанной Кушманом ветерану ЦРУ Говарду Ханту, занимавшемуся предотвращением утечек информации («сантехнику»), которому в связи с Уотергейтским скандалом предстояло тюремное заключение. Хелмс направил Никсону довольно холодное послание 3 декабря 1971 г. – в день, когда впервые собрался вышеупомянутый Комитет по разведке СНБ. «Прилагаю копию варианта передачи власти заместителю директора Центральной разведки, которая, как мне представляется, соответствует вашей директиве, – говорилось в нем. – Когда я смогу в достаточной степени убедиться в необходимости замены генерала Кушмана, то подпишу для него этот документ». Эта замена в лице генерала Вернона Уолтерса случилась шесть месяцев спустя – 2 мая 1972 г. Но эту проблему вскоре затмили события, инициированные Говардом Хантом и Уотергейтским скандалом.

 

«…ЦРУ гроша ломаного не стоит»: комментарии Никсона 23 июля 1971 г. на совещании в Белом доме по вопросам бюджета, цитаты приводятся в «Дневниках Хальдемана: Внутри Белого дома при Никсоне» (Полное мультимедийное издание, CD‑ROM, Sony Electronic Publishing, 1994, запись от 25 июля 1971 г.). Никсон поддерживал идею чистки в течение всего следующего года. «Единственное ведомство, которое особенно нуждается в чистке, – это ЦРУ, – написал он Хальдеману 18 мая 1972 г. – Проблема ЦРУ – это бюрократия с развитыми мускулами, которая полностью парализовала его мозг. И еще то, что его персонал, точно так же как персонал в Госдепе, – это, прежде всего, выходцы из Лиги плюща и Джорджтауна, а вовсе не те люди, которых мы назначаем на службу и в ФБР. Я хочу, чтобы немедленно провели расследование и выяснили, сколько людей можно удалить из ЦРУ президентским указом… Я хочу немедленных действий через [директора бюджета Каспара] Уэйнбергера для сокращения численности всех должностей в исполнительных группах ЦРУ на 50 процентов. Это сокращение личного состава должно быть закончено к концу года, чтобы потом мы могли бы отобрать себе лучших людей. Конечно, сокращение личного состава должно производиться исключительно из необходимости бюджетных сокращений. Но вы оба будете знать и реальную причину, и я хочу некоторых действий, чтобы решить эту проблему».

 

ЦРУ оказалось неспособным к «запуску сложного механизма» секретной операции: показания Филипса, Комиссия Черча.

 







Date: 2015-06-05; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию