Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О наследии прошлого и современном сообществе
Мусульмане, как и другие народы, оказались заложниками исторических событий, растянувшихся на долгие поколения. Эти события стали частью всемирной истории. Этот факт вносит определенные трудности. Так, в конце книги мы окажемся практически там же, откуда начинали наш разговор о зарождении исламского общества. Тогда мы изучали определенные ситуации и события, способствовавшие возникновению и формированию нового сообщества. Хотя в тот период сообщество еще не существовало в прямом понимании этого слова. Аналогично можно утверждать, что в шестой (современный) период исламское общество прекращает свое существование. С подобной точки зрения сейчас мы должны изучать не эволюцию одной конкретной цивилизации, как раньше, а совокупность событий и обстоятельств, которые возникли в результате ее деятельности. Главным образом мы рассмотрим реакцию мусульманских народов на новое мировое сообщество, частью которого они стали. При этом религиозный аспект уже не будет играть решающей роли. Можно утверждать, что все мусульманские народы имеют относительно общую культурную и религиозную основу. Однако на новые мировые условия они реагируют не как единая исламская организация, а как совершенно различные народы. При этом создается впечатление, что они связаны друг с другом (в качестве основной движущей силы) не больше, чем с остальными «менее развитыми» народами своего региона. В общем и целом каждый мусульманский народ в отдельности больше взаимодействовал с представителями неисламского мира, чем с народами своей религии. При этом их общение осуществлялось не только в рамках исламской традиции. Сейчас общую основу литературной культуры, которая является важнейшим аспектом «цивилизации», составляют научный, журналистский и даже визуальный уровни. И именно изобразительное искусство, широко развитое в западной культуре, стало основным средством общения представителей исламского мира и немусульман. С подобной точки зрения шестой период представляет нечто вроде эпилога к нашей истории, как некогда первый был прологом к ней. Если за социальную единицу принять сформировавшиеся великие цивилизации, то она будет представлять большую часть мира или даже весь. Социальные и культурные взаимоотношения сейчас осуществляются гораздо быстрее и на более тесном уровне, чем это было в исламском мире два века назад, особенно если речь идет о критических моментах (этот факт стал объектом пристального внимания и дискуссий как между нациями, так и внутри сообществ). Несмотря на то что благодаря одинаковым предпосылкам, обмену опытом и взаимной солидарности, многие мусульманские страны пришли к общему состоянию, они уже не составляли единого сообщества с прежним общим социальным контекстом. И соответственно исламский мир нельзя рассматривать в качестве автономного всеобъемлющего культурно‑исторического пласта. (То же самое можно сказать и о западных странах.) Мусульманские страны составляют активную культурную группу только в одном значении. И это значение – не исламское общество, а общее исламское наследие. Именно этот опыт, бережно сохраненный и заслуживающий уважения, можно применить ко всем мусульманам. Это общее наследие формирует одно из звеньев всемирной культурно‑исторической цепочки. В зависимости от ситуации оно может быть особо важным, а может стать незначительным. И если мы больше не говорим об исламском обществе в целом, это не дает нам право утверждать, что мусульманское наследие является вторичным аспектом в культуре и просто местной особенностью. Это наследие, даже будучи самостоятельным фактором, остается активной культурной силой. В первую очередь исламская основа определяет духовные и культурные взгляды современных мусульман. И они в определенной степени ищут в ней причины своих неудач и в то же время воплощение надежд. Более того, между мусульманскими народами происходит активный взаимообмен, и не только в области, связанной с религией. Хотя обмен информацией по важнейшим вопросам не имеет ничего общего с границами Дар‑аль‑Ислама. Итак, взаимообмен довольно часто отражает общее мусульманское сознание. Его важность еще больше возрастает при определенном стечении обстоятельств. В любом случае исламское наследие помогает сохранить самосознание в тех случаях, когда мусульманская духовность сталкивается с современными проблемами. Самые обычные люди, обладающие культурным самосознанием, в моменты кризиса могут проявить удивительную изобретательность и стать значимыми фигурами. Как бы то ни было, жизнь исламского мира в шестом периоде стоит рассматривать в совершенно ином аспекте, нежели раньше. Особое внимание будет уделяться исламскому наследию и его развитию в современных условиях. Мы не станем подробно останавливаться ни на экономическом развитии мусульманских стран (хотя на этом пункте нам придется задержаться, чтобы понять, что происходило с наследием), ни на современной политике, ни даже на культуре в узком понимании этого слова. Таким образом, структура нашего повествования будет выдержана в духе всей книги. Несмотря на это, все повествование будет строиться в соответствии с особыми соображениями. В первую очередь особое внимание будет уделяться историческому обзору. Необходимо начать повествование с современных преобразований в Западной Европе, так как именно они стали причиной всемирных изменений этого периода. Затем мы перейдем к отдельным мусульманским народам, многие из которых практически не повлияли на мировую ситуацию. В этих главах будет рассмотрена всемирная история, а также предпосылки и последствия по всем ключевым моментам. В этом отношении исламский мир, как никогда, можно рассматривать как микрокосм во всемирной истории. С другой стороны, несмотря на то что мировые взаимоотношения стали теснее, взаимное сотрудничество между исламскими странами заметно ослабло. На примере развития каждого народа в большей или меньшей степени можно увидеть их общий вклад в мировую историю. Однако стоит отметить, что каждая народность по отдельности оказывала гораздо меньше влияния друг на друга, чем мировая ситуация в целом. Соответственно, в дальнейшем я постараюсь выделить из общего процесса различные аспекты, повлиявшие на исламский мир. Для начала будет приведена хронология исторических событий с 1790 по 1870 год и более поверхностно рассмотрены события до 1905 года. Затем на примере нескольких мусульманских народностей мы по каждому случаю выделим самые яркие аспекты из общего процесса за период с 1870 по 1940 год. Общую картину мы получим только в конце, сложив истории разных стран. И в завершение я приведу обновленную хронологическую последовательность, начиная с 1905 года и заканчивая периодом после 1940 года.
Date: 2015-06-05; view: 421; Нарушение авторских прав |