Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационное обеспечение АДФХД
Действенность анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия зависит, во многом, от состава, содержания, количества и качества информации, привлекаемой к анализу. Все источники информации для анализа можно разделить на плановые, учетные и внеучетные. К плановым относятся все типы планов, разрабатываемых на предприятии. К учетным относятся данные, которые содержатся в документах бухгалтерского, статистического и оперативного учета и в соответствующей отчетности. Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности. Внешний анализ осуществляется по отчетности, а во внутреннем анализе важная роль принадлежит Главной книге, где информации свойственна полнота, системность, динамизм. Внеучетные источники включают: ü документы, которые регулируют хозяйственную деятельность (законы, Указы президента, постановления Правительства, приказы вышестоящих органов управления, приказы и распоряжения руководителей малого предприятия); ü хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения судов, материалы ревизий, проверок; ü материалы производственных совещаний, специальных обследований на рабочих местах (например, хронометраж и фотография), а также полученные из личных контактов с исполнителями; ü техническую и технологическую документацию; ü информацию, получаемую через СМИ, Internet, и т.п.; ü информацию, получаемую из научных изданий, справочников, каталогов, на конференциях, деловых встречах и т.д. Классификация информации проводится в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Классификация информации
Информационное обеспечение анализа предполагает соблюдение определенных требований при сборе информации: ü информация должна быть аналитичной, т.е. должна соответствовать потребностям анализа и диагностики; ü информация должна быть сопоставимой по предмету и объектам анализа, периоду времени, методике исчисления показателей, единицам измерения и ряду других признаков; ü информация должна достоверно и объективно отражать анализируемые и диагностируемые процессы и явления; ü информация должна исключать обособленность и дублирование разных источников информации. Это означает, что каждое явление, каждый процесс должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться не только в анализе, но и в учете, планировании, контроле. ü информация должна быть доброкачественной (полнота, правильность расчетов и оформления, согласованность). Аналитическая обработка данных осуществляется только после проверки соответствия собранной информации вышеперечисленным требованиям. Являясь многогранным понятием, финансовое состояние малого предприятия представляет интерес для разных субъектов экономики, вступающих с ним в отношения различного характера в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Оценка финансового состояния проводится: – руководителями и соответствующими службами малого предприятия; – его учредителями, инвесторами с целью изучения эффективности использования ресурсов; - банками для оценки условий кредитования и определения степени риска; - поставщиками для получения платежей; - налоговыми органами для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. Как правило, пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы: - пользователи, внешние по отношению к конкретному малому предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, инвесторы) – пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности малого предприятия; - сами малого предприятия (точнее, их управляющий персонал) и бухгалтеры – пользователи внутренние, т.е. непосредственно заинтересованные в деятельности малого предприятия. В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа – внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками малого предприятия (например, финансовыми менеджерами), и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование малого предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия нужны внутренним пользователям в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений. Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому: - руководители получают представление о месте своего малого предприятия в среде аналогичных малых предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления малое предприятием; - внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности малого предприятия; - аналитики определяют направления финансового анализа. Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для малого предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями между пользователями информации о деятельности малого предприятия: - множественность субъектов анализа – пользователей информации о деятельности малого предприятия; - разнообразие целей и интересов субъектов анализа; - наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; - ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность малого предприятия; - ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; - максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности малого предприятия. Всех пользователей можно разделить на несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (табл.1.4). Таблица 1.4 – Определение объекта анализа финансового состояния в соответствии с интересами всех категорий пользователей
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами малого предприятия по данным финансовой отчетности, составляют: - анализ абсолютных показателей прибыли; - анализ относительных показателей рентабельности; - анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности малого предприятия; - анализ эффективности использования заемного капитала; - экономическая диагностика финансового состояния малого предприятия и рейтинговая оценка эмитентов. Основные партнерские группы заинтересованы в успехах малого предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие. Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации и др. По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней (данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные и т.д.) и внешней данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно– правовые документы и т. д.). По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную. По периодичности поступления аналитическая информация делится на регулярную (плановые и учетные данные) и эпизодическую (формируется по мере необходимости). Регулярная информация в свою очередь подразделяется на постоянную (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и т.д.), условно постоянную (показатели плана, нормативы) и переменную (отчетные" данные на определенную дату). По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.). Основными источниками информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности являются данные оперативного и бухгалтерского учета. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования и прогнозирования. Нормативно-правовые акты, регулирующие состав и порядок бухгалтерской отчетности: § Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», § Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. №34н), § Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), § Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: § микропредприятия – 60 млн. рублей; § малые предприятия – 400 млн. рублей; § средние предприятия – 1000 млн. рублей. Согласно Федеральному Закону №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривается упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская Отчетность для малых предприятий предусматривается в упрощённой форме. По общему правилу бухгалтерская отчетность включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках (с 2012 года – отчет о финансовых результатах); 3) приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств для общественных организаций) 4) аудиторское заключение или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; 5) пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. С 1 января 2013 года вступил в силу закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. По-прежнему освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, а также те, кто занимается частной практикой (пункт 1 часть 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ), но с существенной оговоркой: если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов (доходов и расходов), позволяющий определить размер налога. Таким образом, бухучет необязателен для предпринимателей, которые применяют общую, патентную или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также для тех, кто платит ЕНВД. Организациям повезло меньше: если ранее те из них, кто применял «упрощенку», имели право вести бухгалтерский учет лишь в части основных средств и нематериальных активов, то теперь, независимо от применяемой системы налогообложения, бухучёт обязателен для всех в полном объеме. Поскольку в основном «упрощенцами» являются представители малых и микропредприятий, то для них предусмотрено послабление – бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н). Напомним, что критерии отнесения к субъектам микро- и малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В частности, это организации, которые в 2011 – 2012 годах не превысили среднюю численность работников 15 и 100 человек соответственно, чья годовая выручка составила не более 60 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно (без учета НДС), и не более 25% уставного капитала которых принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам. Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме следует закрепить в учетной политике малого предприятия. Также нужно отразить те особые правила, которые, собственно, отличают упрощенный бухучёт от стандартного. Рассмотрим их подробнее. Рабочий план счетов можно упростить, объединив некоторые счета. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 подробно рассмотрены варианты такого объединения. Например, можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать. Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу – по мере поступления и расходования денежных средств. Поскольку в налоговом учете «упрощенцы» признают доходы и расходы аналогичным образом, то это поможет приблизить налоговый учет к бухгалтерскому. Можно не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и другие. В учетной политике стоит указать, будут ли они применяться или нет. Финансовые вложения можно учитывать по их первоначальной стоимости, то есть отражать в учете по займам, вкладам в уставный капитал и другим вложениям сумму, которая впоследствии не меняется и не корректируется (не определяется их рыночная стоимость). Можно отражать в отчетности текущего периода последствия изменений в учетной политике, которые оказали существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, а также на движение денежных средств. Другие организации вынуждены пересчитывать показатели отчетности, как если бы изменения произошли в прошлом, причем пересчет делается за два предшествующих года. Малым предприятиям можно не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов. Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1. В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов. В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. В этом случае в состав бухгалтерской отчетности включаются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка. Для микропредприятий Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи. В простом бухучете отсутствует понятие дебета и кредита, соответственно, учет ведется без отражения операций на взаимосвязанных счетах. В соответствующий регистр записываются все факты хозяйственной жизни предприятия. Не ведутся обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков). Бухгалтерский баланс составляется на основе полной инвентаризации. Регистры для простого учета можно разработать самостоятельно с соблюдением требований Закона № 402-ФЗ. Учетная форма должна содержать графы для указания даты, номера, наименования первичного документа и содержания хозяйственной операции. Следует включить графы для отражения поступления (выплаты) денежных средств. В целом учет в таком регистре напоминает ведение налогового учета при УСН в Книге учета доходов и расходов, но здесь отражаются абсолютно все хозяйственные операции, как влияющие на налоговую базу, так и не влияющие на нее. Особенности бухгалтерского учета субъекта малого предпринимательства: 1. При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 6). 2. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета. 3. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н, разделы 4.1 и 4.2). 4. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н, пункт 12; Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 18). 5. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, пункт 15). 6. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 17). 7. Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н, пункт 22). 8. Субъекты малого предпринимательства вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02"). 9. Малые предприятия вправе не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) – Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)" 10. Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, пункт 9). 11. Малые предприятия вправе не отражать в бухгалтерском учете суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов (Приказ Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02"). Date: 2015-05-23; view: 996; Нарушение авторских прав |