Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Социально-экономическая эффективность образования
Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности процесса обучения. Простые количественные показатели социальной продуктивности просвещения. Две тенденции в функционировании системы образования: создание равных стартовых условий в обучении и трудовой жизни молодежи и усиление различий в этих стартовых позициях. Экономическая эффективность образования, ее содержание и основные направления достижения. Теория и практика определения экономического эффекта образования. Рост инвестиций в развитие человеческих способностей к труду и повышение качества рабочей силы. Теория человеческого капитала, ее выходы на методику расчета экономического результата инвестиций в образование. Расчеты образовательного капитала населения и рабочей силы США, проведенные Т. Шульцем. Фонд образования рабочей силы и населения той же страны по расчетам В.И. Марцинкевича. Расчеты народнохозяйственной эффективности образования нашей страны, проведенные отечественными экономистами: С.Г. Струмилиным, В.А. Жаминым, С. Л. Костаняном и др. Непосредственное участие работников образования в создании национального дохода. Прирост его стоимости в результате повышения квалификации рабочих и специалистов в процессе обучения. Вопросы к зачету 1. Многозначность понятия «образование» и роль образования в социально- экономическом прогрессе. 2. Основные функции образования и их взаимосвязь. Образование как ценность, как процесс, как система и как результат. 3. Что такое система образования. Закон РФ «Об образовании» о сущности и составных частях понятия система образования. 4. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты: их предназначение. 5. Сеть образовательных учреждений в России. Современные организационно- правовые формы, типы и виды образовательных учреждений. 6. Экономика системы образования и ее правовое закрепление. в российском законе «Об образовании». 7. Образование как приоритетная отрасль экономики страны. Место образования в системе общественного воспроизводства. 8. Отраслевой аспект образования. Экономическая функция образования. 9. Образовательные услуги и их отличие от продукции материального производства, других отраслей сферы услуг. 10. Своеобразие элементов производительной деятельности в образовании. 11. Экономические отношения системы образования Отношения собственности и интеллектуальная собственность педагогических работников. 12. Российский закон «Об образовании» о субъектах и объектах права собственности в образовательных учреждениях. 13. Научный подход к экономике образования. Концепция человеческого капитала и ее истоки. 14. Теоретическая модель экономики образования отечественных экономистов В.А. Жамина и С. Л. Костаняна. 15. Определение предмета науки «Экономика образования». Общность и различие ее как науки и учебной дисциплины. 16. Значение знаний экономики образования для практической деятельности учителя и других работников образования. 17. Образование как некоммерческая отрасль экономики. Отличия некоммерческих организаций от коммерческих. 18. Образовательные услуги — разновидность общественных товаров. 19. Переход России к рыночной экономике и расширение рыночных отношений в образовательном комплексе. 20. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Негосударственные учебные заведения и их место в углублении этого рынка. 21. Расчеты сметы и цены на дополнительные услуги образования в государственном и муниципальном учебном заведении. 22. Содержание хозяйственного механизма, его состав и особенности в отрасли образования. Важнейшие направления становления нового хозмеханизма в системе образования. 23. Планирование, программирование и прогнозирование как инструменты управления развитием образования. Радикальные изменения отраслевого планирования. 24. Федеральная программа развития образования России: ее главная цель и основные установки. 25. Организационная структура управления образованием. Закон РФ «Об образовании» о разграничении компетенции федеральных, республиканских, региональных и местных органов самоуправления в области образования. 26. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Менеджеры и их роль в управлении учреждениями образования. 27. Финансовый механизм образовательного комплекса и необходимость его перестройки. 28. Источники формирования финансовой базы учебных заведений. Основные виды их расходов. 29. Основные направления оптимизации финансового положения учреждений образования. Переход к многоуровневой и многоканальной системе финансирования просвещения. 30. Необходимость преобразования сметного финансирования и введения научно- нормативного бюджетного финансирования учреждений образования. 31. Расширение самофинансирования и внебюджетных источников финансирования учебных заведений. 32. Внедрение хозрасчетных методов и коммерческих начал в деятельность учреждений образования. 33. Труд работников образования и его особенности. Социально-экономическое содержание педагогического труда. 34. Рабочее и свободное время учителя. Законодательные и реальные границы рабочей недели учителей и руководителей школ. 35. Материальные и моральные стимулы повышения плодотворности педагогического труда. 36. Заработная плата преподавателей: экономическая природа и своеобразие ее формирования. 37. Количественные и качественные критерии дифференцированных размеров зарплаты педагогов. 38. Особенности организации заработной платы вузовских преподавателей и руководителей учебных заведений. 39. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образования. Основные и оборотные фонды этой отрасли. 40. Современное состояние учебно-материальной базы учреждений образования и основные пути ее развития. 41. Научно-педагогический персонал вузов и его роль в развитии образования. 42. Аспирантура и докторантура и их место в подготовке дипломированных вузовских педагогов. 43. Воспроизводство учительских кадров и его своеобразие на современном этапе. 44. Эффективность образования, ее педагогический, социальный и экономический аспекты. 45. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления достижения. 46. Теория и практика определения экономической эффективности образования.
Date: 2015-05-23; view: 3443; Нарушение авторских прав |