Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИЛОЖЕНИЯ. Воспитание – целенаправленный процесс освоения /овладения/ социально значимого и жизненно необходимого опыта предыдущих поколений
Приложение 1
словарь-глоссарий
Воспитание – целенаправленный процесс освоения /овладения/ социально значимого и жизненно необходимого опыта предыдущих поколений, направленного на развитие личности человека с учетом его индивидуальности и уникальности опыта. Это субъект-субъектный процесс, организатором которого с одной стороны является педагог /или педагогическая система/, с другой - сам воспитанник.
Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.
Государственно-общественная система поддержки социальных инициатив детей и молодежи – это сбалансированное взаимодействие субъектов поддержки, направленное на реализацию социально ценных идей и проектов в интересах одного или каждого субъекта этого взаимодействия.
Деловая игра – педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития подростков, т.е. в целях ознакомления и выбора ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.
Деятельность – организационная результативная целенаправленная активность. Категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия. Соответственно оценка его эффективности включает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей. По своей сущности деятельность - высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности подростка: мотив - цель - интерес - потребность - объект - способы - действия - результат.
Деятельность педагогическая – целенаправленный процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие подростков. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога.
Доброволец – человек, совершающий то или иное общественно полезное действие по доброй воле, без принуждения, иногда за отдельную плату (например, доброволец-контрактник в армии, комсомолец-доброволец советских строек и др.). Доброволец является не только объектом системы государственно-общественной поддержки социальных инициатив, но и активным субъектом общественного и государственного строительства, что достигается, прежде всего, применением системы педагогических средств и технологий.
Игра – метод, прием, способ, форма педагогической деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Различают подвижные игры, игры на внимание, ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры по станциям, деловые игры, интеллектуальные игры, предметные игры /экономическая, экологическая т.п./, организационно- деятельностные и т.д.
Интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.д., как отдельных индивидуумов так и социальных групп.
Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
Инициативность – способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости.
Межсекторное социальное партнерство – конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, общественный сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающих наибольший эффект от сложения разных ресурсов и выгодное каждой из сторон и населению
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для изучения. Модель – система элементов, воспроизводящая некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. Четко фиксирует связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности.
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства (Закон РФ «Об образовании»).
Общественное объединение – некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (не имеющее основной целью извлечение прибыли), цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.п.
Педагогика – относительно самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальную и прикладную (научно-теоретическую и конструктивно-техническую) функции.
Педагогические технологии – сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными или воспитательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации образовательно-оздоровительного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития подростка.
Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к внешней среде.
Поддержка – процесс взаимодействия определенных субъектов (личность (группа), государство и общество) для реализации потребностей и интересов либо одной стороны, либо каждого субъекта этого взаимодействия.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Принцип – 1) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 2) основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения, организации.
Проект – это целостное представление о должном или идеальном, с разработанным механизмом реализации в конкретной жизненной ситуации, включающее ресурсное обоснование и оценочный аппарат. Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать социальную инициативу. Проект представляет собой логическую совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей инициатора (стержневой группы), с установленными бюджетом, графиком работ и количественно-качественными показателями.
Развитие – процесс становления и обогащения личности человека, под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов. Движущими силами развития личности являются противоречия между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Развитие связано с освоением субъектами воспитательного процесса нового социально-культурного пространства, то есть приобретением позитивного опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формированием навыков эффективного общения, а также взаимоподдержкой. Это в результате создает благоприятные возможности для личностного роста, развития здоровой, целостной и зрелой личности
Рынок социально-педагогических программ – совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей (детей, подростков и их родителей, взрослого сообщества, государства и общества), а также общественных и государственных институтов, их поддерживающих. Параметром, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы, является спрос на нее.
Социальная инициатива детей и молодежи – это форма их добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности, предполагающей:
– на уровне взаимодействия «организм – окружающая среда», отношений между человеком и природой: активность, ответственность и предприимчивость в преобразовании окружающей среды;
– на уровне взаимодействия «субъект – объект», отношений между человеком и объективированными предметами практической и теоретической деятельности человека: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, открытость к познанию нового, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду;
– на уровне взаимодействия «личность – личность, общество и государство», отношений между людьми, обществом и государством: социальное творчество и преобразование традиционных способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и производственным отношениям.
Социально-педагогическая солидарность – идеологическая характеристика единства целей общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствующая продуктивному взаимодействию государства и гражданского общества, оказывающая влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс.
Теория – система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.
Традиции – правила, нормы, обычаи, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного времени.
Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.
Приложение 2
Методика контент-анализа инициатив детей и молодежи
в социальных проектах (С.В. Тетерский)
№
| Позиция контент-анализа
| Стержневая группа
| Целевая группа
| I. СТИМУЛИРОВАНИЕ
| 1.
| Целевые установки (выражены в миссии, цели, задачах проекта)
| На уровне личности:
- развитие личности и социальное обеспечение
- повышение самооценки и чувства собственного достоинства
- формирование здорового образа жизни
- формирование оптимистического взгляда на будущее
- развитие доброжелательности, коммуникабельности; адекватности и действенности самооценки
На уровне группы:
- организация группового и индивидуального общения
- создание атмосферы доверительности, деловитости и организованности
- занятость и экономическое развитие
- финансовое содействие реализации инициатив
| Личностная цель: всестороннее гармоничное развитие, удовлетворение интересов и потребностей
Общественная цель: прогрессивное развитие общества, отстаивание ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства
Государственная цель: поддержание авторитета государственной власти
| 2.
| Ценностные ориентации
| Решение личностных проблем каждого участника или проблем групп
Поддержка чиновника или продвижение в ряды чиновников своего представителя
| Личностная ценность: стремление личности выражать свои мысли, взгляды суждения, права, претензии; удовлетворять интересы, потребности, осваивать новые ценности
Общественная ценность: необходимость сохранения и развития общественных идеалов демократии, свободы, справедливости, солидарности, равенства, общественного прогресса
Государственная ценность: необходимость распоряжаться человеческими (групповыми) действиями для их упорядочивания
| 3.
| Привлечение персонала
| - сосредоточение на персонале, реализующем проект
- привлечение дополнительного персонала, обеспечение занятости
- увеличение социальных навыков персонала
- влияние на выбор карьеры персонала
- повышение квалификации персонала для последующего трудоустройства
| Использование ресурсов для персонала из представителей:
- местной администрации
- администрации учреждений социальной сферы
- частного предпринимательства
- СМИ
- некоммерческих организаций
- служителей церкви
- органов правопорядка
- спортивных ассоциаций
- групп по интересам (клубы по месту жительства) и др.
| 4.
| Структура оргкомитета
| Четкая структура с подробно описанными функциональными обязанностями каждого участника проекта
| Понятная, привлекательная структура
Неформальный стиль общения
Интересные люди
| 5.
| Система вознаграждений
| - символика, атрибутика
- возможность выступить по телевидению, на радио или в местных газетах
- система награждения за достигнутые успехи
- публикации о достижениях участника, видеофильм или сайт о добровольцах-героях
- дальнейшее обучение по проекту, выбранной специализации
- участие в добровольческих съездах, слетах, лагерях (в том числе за рубежом)
- трудоустройство, рекомендации для трудоустройства
- специальная стипендия, премия, приз и т.д.
| Предоставление возможности стать участником проекта (вступить в организацию)
Получение разнообразной помощи, подарков, поддержки
| 6.
| Частичная компенсация затраченных добровольцем усилий
| Полная компенсация затрат
Погашение определенных статей затрат (например, стоимости авиа и ж/д билетов, проживания и питания, медицинское страхование и др.)
| Открытость, «прозрачность» расходования привлеченных средств
| II. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
| 7.
| Механизм создания, функционирования, управления проектом
| Общественный (международный, национальный, местный) проект
Государственный проект
Государственно-общественный проект
| Поддерживающая и контролирующая структура (государственная или общественная)
| 8.
| Принципы участия в проекте
| Добровольное участие
Обязательное участие (типа обязательной образовательной программы в вузе)
Добровольно-обязательное участие
| Добровольное участие
Обязательное участие
Добровольно-обязательное участие
| 9.
| Перечень нематериальных потребностей, удовлетворяемых в ходе реализации проекта
| Наличие или отсутствие перечня.
Примерный перечень:
- консультация индивидуальная или групповая
- социальный патронат (индивидуальный уход за больным, ребенком, пожилым)
- сдача в «аренду» специалистов
- организация кружка, секции, клуба, мастерской
- сбор лекарственных трав
- организация митинга, шествия, пикета
- проведение деловых игр и тренингов
- помощь в ремонте
- переводы с/на иностранный язык
- разработка сайта организации
- ремонт книг
- изготовление и продажа сувениров, картин, цветов и других товаров, производимых членами организацией
- другое
| Доступность и высокое качество удовлетворения нематериальных потребностей
| 10.
| Способ привлечения людей
| Косвенное привлечение (воздействие на внешнюю среду человека)
Непосредственное привлечение (побуждение человека к активным действиям по выработке решения)
| «Открытость» проекта новым участникам и инициативам
| 11.
| Оплата работы исполнительного директора, бухгалтера и других специалистов
| Количество привлеченных специалистов
Образовательный уровень и профессиональная квалификация привлеченных специалистов (высокая, средняя, низкая)
Размер оплаты труда
Текучесть кадров (сменяемость за определенный период времени)
| Создание новых рабочих мест
Соблюдение законодательных нормативов (Гражданского, Трудового, Семейного кодексов и др.)
| 12.
| Интенсивность (количество часов, которое нужно затратить добровольцу за определенный период)
| Полная рабочая нагрузка (8-часовой рабочий день)
Определенный еженедельный график работы
Разовое участие с любым количеством часов занятости
| Возможность выбирать объем часов
Частичная занятость
Свободный график участия в проекте
| 13.
| Виды поддержки проекта
| Общественная (семейно-родственная, соседская, дружеская поддержка, «членское» финансирование, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные пожертвования и взносы, поступления от благотворительных акций и др.)
Государственная (поддержка государственных институтов, бюджетное финансирование)
Государственно-общественная (смешанное финансирование).
| Государственная поддержка
Государственно-общественная поддержка
| 14.
| Экономическая эффективность проекта
| Анализ «издержки – выгоды» (разница между затраченными финансовыми средствами и достигнутыми результатами с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата)
Трудоемкость (отношение затраченного количества труда к общему количеству привлеченных людей)
Ресурсоемкость (отношение объема привлеченных средств к общему объему удовлетворения нематериальной потребности)
| Не учитывается
| 15.
| Экономический потенциал проекта
| Оценка имеющихся ресурсов, которые необходимо пополнить, наличие бюджета развития
Нахождение и привлечение сторонников
Обеспечение стабильных источников финансирования
Выявление способностей людей
Профессиональное и социальное ранжирование людей
Использование кадров и общественного интереса в коммерческих целях
| Потребности различных отраслей экономике в работниках, прошедших специальную «общественную» подготовку, имеющих специальные способности и склонности
Использование инициативных групп как «поставщика» потребителей экономической продукции государственного и коммерческого секторов
| 16.
| Финансовые активы проекта
| Материальные активы:
- количество участников проекта
- количество привлеченных участников
- количество первичных групп
- процент отсева участников
- социологические и социометрические данные о развитии каждого участника и группы в целом
- опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни участников и на качество жизни социума,
- стоимость удовлетворения нематериальной потребности
| Нематериальные активы:
- «стоимость» названия
- популярность
- работа в национальном масштабе
- репутация
- уровень доверия
- степень стабильности
- инновационность
- высокое качество и международные стандарты удовлетворения потребностей
- прогноз будущего развития
- темпы работы
- привлекательность участия
| 17.
| Объем финансовых средств на реализацию проекта
| Общая и постатейная стоимость проекта
| Крупные пожертвования: компании, фонды, правительство - немного участников (сумма: более 10000 рублей)
Средние пожертвования: частники и бизнесмены, местные ресурсные центры - большее количество участников (сумма: от 1000 до 10000 рублей)
Мелкие пожертвования: население - большое количество участников (сумма: от 10 коп. до 1000 рублей)
| 18.
| Количественные характеристики проекта
| Количество добровольцев
Количество персонала
Количество мероприятий (действий)
Количество микро-групп (первичных групп)
Количество наставников на каждую группу
Количество участников, получивших специальную подготовку
Количество участников, поступивших для дальнейшего обучения в профессиональные училища, ссузы и вузы
Количество диагностических материалов, объективность полученных в результате их использования данных
Количество газетных и журнальных публикаций по проекту
Количество радио- и телевизионных материалов по проекту
Количество договоров, соглашений и других партнерских документов, способствующих продвижению идей проекта и эффективности его результатов
Количество семинаров, конференций, брифингов и других мероприятий по проекту
Количество людей, принявших в них участие
Другое
| Количество привлеченных людей
Количество мероприятий
Тираж подготовленных в рамках проекта методических пособий, рекомендаций и других публикаций
Количество учреждений и организаций, использующих в своей работе результаты по проекту
Динамика снижений правонарушений
Другое
| 19.
| Наличие критериев и показателей результативности проекта
| Возможные критерии и показатели результативности:
- количественные показатели
- долгосрочность проекта
- тиражируемость результатов
- объемы выполненных работ и привлеченных материальных средств
- чувство глубокого морального удовлетворения
- изменение мотивации (что человек делает после реализации проекта: профессиональная деятельность; другая общественно полезная деятельность)
| Изменение социальной ситуации
Повышение качества социальных услуг
Формирование социального партнерства
Повторные обращения (со стороны местных жителей и специалистов)
Общественный отзыв, мнение
| III. РЕГУЛИРОВАНИЕ
| 20.
| География проекта
| По федеральным округам:
Центральный
Приволжский
Северо-Западный
Уральский
Южный
Сибирский
Дальневосточный
| Локальный проект
Местный (муниципальный)
Региональный
Межрегиональный
Общероссийский
Межнациональный
Международный
| 21.
| Юридический статус
| Неофициальный проект (группа инициаторов не зарегистрирована, существует в заявительном порядке или самостоятельно)
Официальный проект (группа инициаторов зарегистрирована в соответствии с законодательством)
| Не имеет значения
| 22.
| Тип поселения
| Большинство инициаторов проекта проживает в городе, деревне, поселке, селе
| Большинство привлеченных участников проживает в городе, деревне, поселке, селе
| 23.
| Возраст участников
| Большинство инициаторов – дети (до 14 лет), молодые люди (до 30 лет), взрослые, пожилые (старше 70 лет)
Разновозрастный проект
| Большинство привлеченных участников дети, молодые люди, взрослые, пожилые
Разновозрастный проект
| 24.
| Продолжительность проектов
| От нескольких часов до нескольких лет
| От нескольких часов до нескольких лет
| 25.
| Средняя продолжительность участия в проекте одного человека
| От нескольких часов до нескольких лет
| От нескольких часов до нескольких лет
| 26.
| Возраст инициативной группы
| От спонтанно появляющихся и кратковременно существующих (иногда несколько часов) компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи
|
| 27.
| Степень стабильности инициативной группы
| Постоянные, временные, ситуативные, случайные
|
| 28.
| Половой признак
| Мужчины
Женщины
Смешанные
| Мужчины
Женщины
Смешанные
| 29.
| Ограничение по количеству
| Индивидуальный проект
Коллективный проект
| От одного человека до нескольких тысяч
| 30.
| Институциональный признак
| Семейный
Учрежденческий
Внеучрежденческий
Конфессиональный
Общественный
Политический
Другое
| Семейный
Учрежденческий
Внеучрежденческий
Конфессиональный
Общественный
Политический
Государственный
| 31.
| Уровень образования
| Ограничения по навыкам, умениям, знаниям
Необходимость специальной подготовки
| Ограниченный
Неограниченный
| 32.
| Знание иностранных языков
| Обязательно
Желательно
Не имеет значения
| Обязательно
Необязательно
Не имеет значения
| 33.
| Состояние здоровья
| Важно
Не имеет значения
| Важно
Не имеет значения
| 34.
| Уровень дохода
| Важно
Не имеет значения
| Важно
Не имеет значения
| 35.
| Конфессиональная принадлежность
| Важно
Не имеет значения
| Важно
Не имеет значения
| 36.
| Национальность
| Важно
Не имеет значения
| Важно
Не имеет значения
| 37.
| Специфика контингента в соответствии с целью и содержанием проекта
| Есть ограничения (например, только студенты, бывшие наркоманы, бывшие заключенные и т.п.)
Нет ограничений
| Население со специальными потребностями (например, вынужденные мигранты, беженцы и т.п.)
Только местные жители и др.
| IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ
| 38.
| Образовательные акции
| Специальные сессии
Мероприятия обмена
Обучение руководителей проекта
Обучение персонала
Выпуски научных, учебных и методических изданий
| Открытость образовательных мероприятий
Доступность научных, учебных и методических изданий
| 39.
| Имидж-политика
| Рекламные буклеты
Качественные фотографии и видео-ролики
Наличие сайта, регулярность его модернизации
Результаты опросов (разведки) общественного мнения
Использование фактов и статистики
Конкретные планы
| Пропаганда достигнутых материалов
Подконтрольность деятельности общественным институтам
Подключение авторитетных людей
| 40.
| Связь с общественностью
| Определение целевых групп (основные и второстепенные), их особенностей и ожиданий
Наличие банка данных о поддерживающих структурах
Управление оценкой труда добровольцев
Определение отличия данного проекта от других подобных
Проведение инвентаризации ресурсов
Определение завязки, кульминации, развязки, финала и подведения итогов реализации проекта
Определение и подготовка действующих лиц
Разработка и тиражирование информационных материалов
Оформление пространства
Привлечение дополнительных технических и человеческих ресурсов
Подготовка технического обеспечения (оборудование, транспорт, свет, звук)
Регулярные обсуждение результатов и осуществление рефлексии
Отправка благодарственных писем организаторам и исполнителям
| Обеспечение безопасности и благополучия участников
Фиксирование результатов работы участников
Организация рефлексии участников
Участие в оценивании работы
| 41.
| Привлечение СМИ
| Наличие банка данных о СМИ (ежедневные газеты, еженедельники, журналы, агентства новостей, радиостанции, телевизионных компании) и адресатов получения информационных материалов
Время и периодичность рассылки (раздачи) материалов
Наличие необходимого количества рекламно-просветительских материалов
Наличие средств на печать материалов
| Регулярность и объективность представляемой для СМИ информации
|
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Уважаемые друзья!
При заполнении анкеты, пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые на него ответы. Выберите из предложенных вариантов ответов не более двух. Ответы, с которыми согласны, отметьте любым знаком (обведите, подчеркните). Там, где ответы не указаны, напишите свое мнение (суждение). Анкеты подписывать необязательно. Спасибо!
1. Ваш возраст: 1.1. 14-17 1.2. 18-23 1.3. 23-30
2. Пол: 2.1. мужской 2.2. женский
3. Есть ли у Вас оплачиваемая работа? Если есть, то какая (положение, профессия, краткое описание работы) _________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Если нет, то Вы: 3.2. школьник, 3.3. студент, 3.4. не работаете по состоянию здоровья,
3.5. безработный, 3.6. другое (укажите)_____________________
Date: 2015-05-23; view: 1097; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|