Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ. Воспитание – целенаправленный процесс освоения /овладения/ социально значимого и жизненно необходимого опыта предыдущих поколений






Приложение 1

словарь-глоссарий

 

Воспитание – целенаправленный процесс освоения /овладения/ социально значимого и жизненно необходимого опыта предыдущих поколений, направленного на развитие личности человека с учетом его индивидуальности и уникальности опыта. Это субъект-субъектный процесс, организатором которого с одной стороны является педагог /или педагогическая система/, с другой - сам воспитанник.

Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

Государственно-общественная система поддержки социальных инициатив детей и молодежи – это сбалансированное взаимодействие субъектов поддержки, направленное на реализацию социально ценных идей и проектов в интересах одного или каждого субъекта этого взаимодействия.

Деловая игра – педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития подростков, т.е. в целях ознакомления и выбора ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.

Деятельность – организационная результативная целенаправленная активность. Категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия. Соответственно оценка его эффективности включает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей. По своей сущности деятельность - высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности подростка: мотив - цель - интерес - потребность - объект - способы - действия - результат.

Деятельность педагогическая – целенаправленный процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие подростков. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога.

Доброволец – человек, совершающий то или иное общественно полезное действие по доброй воле, без принуждения, иногда за отдельную плату (например, доброволец-контрактник в армии, комсомолец-доброволец советских строек и др.). Доброволец является не только объектом системы государственно-общественной поддержки социальных инициатив, но и активным субъектом общественного и государственного строительства, что достигается, прежде всего, применением системы педагогических средств и технологий.

Игра – метод, прием, способ, форма педагогической деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Различают подвижные игры, игры на внимание, ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры по станциям, деловые игры, интеллектуальные игры, предметные игры /экономическая, экологическая т.п./, организационно- деятельностные и т.д.

Интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.д., как отдельных индивидуумов так и социальных групп.

Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельно­сти; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.

Инициативность – способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчи­вости.

Межсекторное социальное партнерство – конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, общественный сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающих наибольший эффект от сложения разных ресурсов и выгодное каждой из сторон и населению

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для изучения. Модель – система элементов, воспроизводящая некоторые стороны, связи, функции объекта исследования. Четко фиксирует связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества и государства (Закон РФ «Об образовании»).

Общественное объединение – некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов, для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (не имеющее основной целью извлечение прибыли), цели деятельности общественных объединений лежат в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.п.

Педагогика – относительно самостоятельная научная дисциплина, сочетающая фундаментальную и прикладную (научно-теоретическую и конструктивно-техническую) функции.

Педагогические технологии – сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными или воспитательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации образовательно-оздоровительного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития подростка.

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к внешней среде.

Поддержка – процесс взаимодействия определенных субъектов (личность (группа), государство и общество) для реализации потребностей и интересов либо одной стороны, либо каждого субъекта этого взаимодействия.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Принцип – 1) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 2) основное исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения, организации.

Проект – это целостное представление о должном или идеальном, с разработанным механизмом реализации в конкретной жизненной ситуации, включающее ресурсное обоснование и оценочный аппарат. Особенность проектного метода – конструирование целенаправленной деятельности по нахождению (определению) ресурсов, позволяющих реализовать социальную инициативу. Проект представляет собой логическую совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей инициатора (стержневой группы), с установленными бюджетом, графиком работ и количественно-качественными показателями.

Развитие – процесс становления и обогащения личности человека, под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов. Движущими силами развития личности являются противоречия между потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Развитие связано с освоением субъектами воспитательного процесса нового социально-культурного пространства, то есть приобретением позитивного опыта взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формированием навыков эффективного общения, а также взаимоподдержкой. Это в результате создает благоприятные возможности для личностного роста, развития здоровой, целостной и зрелой личности

Рынок социально-педагогических программ – совокупность потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов потребителей (детей, подростков и их родителей, взрослого сообщества, государства и общества), а также общественных и государственных институтов, их поддерживающих. Параметром, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы, является спрос на нее.

Социальная инициатива детей и молодежи – это форма их добровольной деятельности в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности, предполагающей:

– на уровне взаимодействия «организм – окружающая среда», отношений между человеком и природой: активность, ответственность и предприимчивость в преобразовании окружающей среды;

– на уровне взаимодействия «субъект – объект», отношений между человеком и объективированными предметами практической и теоретической деятельности человека: побуждение и способность к самостоятельным активным действиям, открытость к познанию нового, любознательность, творческое отношение и личностный интерес к труду;

– на уровне взаимодействия «личность – личность, общество и государство», отношений между людьми, обществом и государством: социальное творчество и преобразование традиционных способов поведения применительно к меняющимся системе ценностей и производственным отношениям.

Социально-педагогическая солидарность – идеологическая характеристика единства целей общественного развития в интересах личности, общества и государства, достигаемых педагогическими средствами, способствующая продуктивному взаимодействию государства и гражданского общества, оказывающая влияние на формирование конкурентоспособной личности, систему человеческих отношений, культурный прогресс.

Теория – система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.

Традиции – правила, нормы, обычаи, передающиеся и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.


Приложение 2

Методика контент-анализа инициатив детей и молодежи

в социальных проектах (С.В. Тетерский)

 

Позиция контент-анализа Стержневая группа Целевая группа
I. СТИМУЛИРОВАНИЕ
1. Целевые установки (выражены в миссии, цели, задачах проекта) На уровне личности: - развитие личности и социальное обеспечение - повышение самооценки и чувства собственного достоинства - формирование здорового образа жизни - формирование оптимистического взгляда на бу­дущее - развитие доброжелательности, коммуникабельности; адекват­ности и действенности самооценки На уровне группы: - организация группового и индивидуального общения - создание атмос­феры доверительности, деловитости и организованности - занятость и экономическое развитие - финансовое содействие реализации инициатив Личностная цель: всестороннее гармоничное развитие, удовлетворение интересов и потребностей Общественная цель: прогрессивное развитие общества, отстаивание ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства Государственная цель: поддержание авторитета государственной власти    
2. Ценностные ориентации Решение личностных проблем каждого участника или проблем групп Поддержка чиновника или продвижение в ряды чиновников своего представителя Личностная ценность: стремление личности выражать свои мысли, взгляды суждения, права, претензии; удовлетворять интересы, потребности, осваивать новые ценности Общественная ценность: необходимость сохранения и развития общественных идеалов демократии, свободы, справедливости, солидарности, равенства, общественного прогресса Государственная ценность: необходимость распоряжаться человеческими (групповыми) действиями для их упорядочивания
3. Привлечение персонала - сосредоточение на персонале, реализующем проект - привлечение дополнительного персонала, обеспечение занятости - увеличение социальных навыков персонала - влияние на выбор карьеры персонала - повышение квалификации персонала для последующего трудоустройства Использование ресурсов для персонала из представителей: - местной администрации - администрации учреждений социальной сферы - частного предпринимательства - СМИ - некоммерческих организаций - служителей церкви - органов правопорядка - спортивных ассоциаций - групп по интересам (клубы по месту жительства) и др.
4. Структура оргкомитета Четкая структура с подробно описанными функциональными обязанностями каждого участника проекта Понятная, привлекательная структура Неформальный стиль общения Интересные люди
5. Система вознаграждений - символика, атрибутика - возможность выступить по телевидению, на радио или в местных газетах - система награждения за достигнутые успехи - публикации о достижениях участника, видеофильм или сайт о добровольцах-героях - дальнейшее обучение по проекту, выбранной специализации - участие в добровольческих съездах, слетах, лагерях (в том числе за рубежом) - трудоустройство, рекомендации для трудоустройства - специальная стипендия, премия, приз и т.д. Предоставление возможности стать участником проекта (вступить в организацию) Получение разнообразной помощи, подарков, поддержки
6. Частичная компенсация затраченных добровольцем усилий Полная компенсация затрат Погашение определенных статей затрат (например, стоимости авиа и ж/д билетов, проживания и питания, медицинское страхование и др.) Открытость, «прозрачность» расходования привлеченных средств
II. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
7. Механизм создания, функционирования, управления проектом Общественный (международный, национальный, местный) проект Государственный проект Государственно-общественный проект Поддерживающая и контролирующая структура (государственная или общественная)
8. Принципы участия в проекте Добровольное участие Обязательное участие (типа обязательной образовательной программы в вузе) Добровольно-обязательное участие Добровольное участие Обязательное участие Добровольно-обязательное участие
9. Перечень нематериальных потребностей, удовлетворяемых в ходе реализации проекта Наличие или отсутствие перечня. Примерный перечень: - консультация индивидуальная или групповая - социальный патронат (индивидуальный уход за больным, ребенком, пожилым) - сдача в «аренду» специалистов - организация кружка, секции, клуба, мастерской - сбор лекарственных трав - организация митинга, шествия, пикета - проведение деловых игр и тренингов - помощь в ремонте - переводы с/на иностранный язык - разработка сайта организации - ремонт книг - изготовление и продажа сувениров, картин, цветов и других товаров, производимых членами организацией - другое Доступность и высокое качество удовлетворения нематериальных потребностей
10. Способ привлечения людей Косвенное привлечение (воздействие на внешнюю среду человека) Непосредственное привлечение (побуждение человека к активным действиям по выработке решения) «Открытость» проекта новым участникам и инициативам
11. Оплата работы исполнительного директора, бухгалтера и других специалистов Количество привлеченных специалистов Образовательный уровень и профессиональная квалификация привлеченных специалистов (высокая, средняя, низкая) Размер оплаты труда Текучесть кадров (сменяемость за определенный период времени) Создание новых рабочих мест Соблюдение законодательных нормативов (Гражданского, Трудового, Семейного кодексов и др.)
12. Интенсивность (количество часов, которое нужно затратить добровольцу за определенный период) Полная рабочая нагрузка (8-часовой рабочий день) Определенный еженедельный график работы Разовое участие с любым количеством часов занятости Возможность выбирать объем часов Частичная занятость Свободный график участия в проекте
13. Виды поддержки проекта Общественная (семейно-родственная, соседская, дружеская поддержка, «членское» финансирование, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные пожертвования и взносы, поступления от благотворительных акций и др.) Государственная (поддержка государственных институтов, бюджетное финансирование) Государственно-общественная (смешанное финансирование). Государственная поддержка Государственно-общественная поддержка
14. Экономическая эффективность проекта Анализ «издержки – выгоды» (разница между затраченными финансовыми средствами и достигнутыми результатами с обязательным учетом фактора времени, затраченного на достижение того или иного результата) Трудоемкость (отношение затраченного количества труда к общему количеству привлеченных людей) Ресурсоемкость (отношение объема привлеченных средств к общему объему удовлетворения нематериальной потребности) Не учитывается
15. Экономический потенциал проекта Оценка имеющихся ресурсов, которые необходимо пополнить, наличие бюджета развития Нахождение и привлечение сторонников Обеспечение стабильных источников финансирования Выявление способностей людей Профессиональное и социальное ранжирование людей Использование кадров и общественного интереса в коммерческих целях Потребности различных отраслей экономике в работниках, прошедших специальную «общественную» подготовку, имеющих специальные способности и склонности Использование инициативных групп как «поставщика» потребителей экономической продукции государственного и коммерческого секторов
16. Финансовые активы проекта Материальные активы: - количество участников проекта - количество привлеченных участников - количество первичных групп - процент отсева участников - социологические и социометрические данные о развитии каждого участника и группы в целом - опосредствованные и побочные воздействия на качество жизни участников и на качество жизни социума, - стоимость удовлетворения нематериальной потребности Нематериальные активы: - «стоимость» названия - популярность - работа в национальном масштабе - репутация - уровень доверия - степень стабильности - инновационность - высокое качество и международные стандарты удовлетворения потребностей - прогноз будущего развития - темпы работы - привлекательность участия
17. Объем финансовых средств на реализацию проекта Общая и постатейная стоимость проекта   Крупные пожертвования: компании, фонды, правительство - немного участников (сумма: более 10000 рублей) Средние пожертвования: частники и бизнесмены, местные ресурсные центры - большее количество участников (сумма: от 1000 до 10000 рублей) Мелкие пожертвования: население - большое количество участников (сумма: от 10 коп. до 1000 рублей)
18. Количественные характеристики проекта Количество добровольцев Количество персонала Количество мероприятий (действий) Количество микро-групп (первичных групп) Количество наставников на каждую группу Количество участников, получивших специальную подготовку Количество участников, поступивших для дальнейшего обучения в профессиональные училища, ссузы и вузы Количество диагностических материалов, объективность полученных в результате их использования данных Количество газетных и журнальных публикаций по проекту Количество радио- и телевизионных материалов по проекту Количество договоров, соглашений и других партнерских документов, способствующих продвижению идей проекта и эффективности его результатов Количество семинаров, конференций, брифингов и других мероприятий по проекту Количество людей, принявших в них участие Другое Количество привлеченных людей Количество мероприятий Тираж подготовленных в рамках проекта методических пособий, рекомендаций и других публикаций Количество учреждений и организаций, использующих в своей работе результаты по проекту Динамика снижений правонарушений Другое
19. Наличие критериев и показателей результативности проекта Возможные критерии и показатели результативности: - количественные показатели - долгосрочность проекта - тиражируемость результатов - объемы выполненных работ и привлеченных материальных средств - чувство глубокого морального удовлетворения - изменение мотивации (что человек делает после реализации проекта: профессиональная деятельность; другая общественно полезная деятельность) Изменение социальной ситуации Повышение качества социальных услуг Формирование социального партнерства Повторные обращения (со стороны местных жителей и специалистов) Общественный отзыв, мнение  
III. РЕГУЛИРОВАНИЕ
20. География проекта По федеральным округам: Центральный Приволжский Северо-Западный Уральский Южный Сибирский Дальневосточный Локальный проект Местный (муниципальный) Региональный Межрегиональный Общероссийский Межнациональный Международный
21. Юридический статус Неофициальный проект (группа инициаторов не зарегистрирована, существует в заявительном порядке или самостоятельно) Официальный проект (группа инициаторов зарегистрирована в соответствии с законодательством) Не имеет значения
22. Тип поселения Большинство инициаторов проекта проживает в городе, деревне, поселке, селе Большинство привлеченных участников проживает в городе, деревне, поселке, селе
23. Возраст участников Большинство инициаторов – дети (до 14 лет), молодые люди (до 30 лет), взрослые, пожилые (старше 70 лет) Разновозрастный проект Большинство привлеченных участников дети, молодые люди, взрослые, пожилые Разновозрастный проект
24. Продолжительность проектов От нескольких часов до нескольких лет От нескольких часов до нескольких лет
25. Средняя продолжительность участия в проекте одного человека От нескольких часов до нескольких лет От нескольких часов до нескольких лет
26. Возраст инициативной группы От спонтанно появляющихся и кратковременно существующих (иногда несколько часов) компаний до стабильных коллективов, в которых участвует не одно поколение молодёжи  
27. Степень стабильности инициативной группы Постоянные, временные, ситуативные, случайные  
28. Половой признак Мужчины Женщины Смешанные Мужчины Женщины Смешанные
29. Ограничение по количеству Индивидуальный проект Коллективный проект От одного человека до нескольких тысяч
30. Институциональный признак Семейный Учрежденческий Внеучрежденческий Конфессиональный Общественный Политический Другое Семейный Учрежденческий Внеучрежденческий Конфессиональный Общественный Политический Государственный
31. Уровень образования Ограничения по навыкам, умениям, знаниям Необходимость специальной подготовки Ограниченный Неограниченный
32. Знание иностранных языков Обязательно Желательно Не имеет значения Обязательно Необязательно Не имеет значения
33. Состояние здоровья Важно Не имеет значения Важно Не имеет значения
34. Уровень дохода Важно Не имеет значения Важно Не имеет значения
35. Конфессиональная принадлежность Важно Не имеет значения Важно Не имеет значения
36. Национальность Важно Не имеет значения Важно Не имеет значения
37. Специфика контингента в соответствии с целью и содержанием проекта Есть ограничения (например, только студенты, бывшие наркоманы, бывшие заключенные и т.п.) Нет ограничений Население со специальными потребностями (например, вынужденные мигранты, беженцы и т.п.) Только местные жители и др.
IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ
38. Образовательные акции Специальные сессии Мероприятия обмена Обучение руководителей проекта Обучение персонала Выпуски научных, учебных и методических изданий Открытость образовательных мероприятий Доступность научных, учебных и методических изданий
39. Имидж-политика Рекламные буклеты Качественные фотографии и видео-ролики Наличие сайта, регулярность его модернизации Результаты опросов (разведки) общественного мнения Использование фактов и статистики Конкретные планы Пропаганда достигнутых материалов Подконтрольность деятельности общественным институтам Подключение авторитетных людей  
40. Связь с общественностью Определение целевых групп (основные и второстепенные), их особенностей и ожиданий Наличие банка данных о поддерживающих структурах Управление оценкой труда добровольцев Определение отличия данного проекта от других подобных Проведение инвентаризации ресурсов Определение завязки, кульминации, развязки, финала и подведения итогов реализации проекта Определение и подготовка действующих лиц Разработка и тиражирование информационных материалов Оформление пространства Привлечение дополнительных технических и человеческих ресурсов Подготовка технического обеспечения (оборудование, транспорт, свет, звук) Регулярные обсуждение результатов и осуществление рефлексии Отправка благодарственных писем организаторам и исполнителям Обеспечение безопасности и благополучия участников Фиксирование результатов работы участников Организация рефлексии участников Участие в оценивании работы
41. Привлечение СМИ Наличие банка данных о СМИ (ежедневные газеты, еженедельники, журналы, агентства новостей, радиостанции, телевизионных компании) и адресатов получения информационных материалов Время и периодичность рассылки (раздачи) материалов Наличие необходимого количества рекламно-просветительских материалов Наличие средств на печать материалов Регулярность и объективность представляемой для СМИ информации

 


Приложение 3

 

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Уважаемые друзья!

 

При заполнении анкеты, пожалуйста, внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые на него ответы. Выберите из предложенных вариантов ответов не более двух. Ответы, с которыми согласны, отметьте любым знаком (обведите, подчеркните). Там, где ответы не указаны, напишите свое мнение (суждение). Анкеты подписывать необязательно. Спасибо!

1. Ваш возраст: 1.1. 14-17 1.2. 18-23 1.3. 23-30

2. Пол: 2.1. мужской 2.2. женский

3. Есть ли у Вас оплачиваемая работа? Если есть, то какая (положение, профессия, краткое описание работы) _________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Если нет, то Вы: 3.2. школьник, 3.3. студент, 3.4. не работаете по состоянию здоровья,

3.5. безработный, 3.6. другое (укажите)_____________________

Date: 2015-05-23; view: 952; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию