ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Систематизация результатов, полученных в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что эффективное развитие детского и молодежного общественного
(А.В.Соколов, С.В. Тетерский)
Систематизация результатов, полученных в ходе исследования, позволяет сделать вывод о том, что эффективное развитие детского и молодежного общественного движения возможно при соблюдении следующих условий:
– размещение социального заказа на общественно полезную деятельность, обеспечение дополнительного финансирования инициативных проектов детей и молодежи за счет привлечения негосударственных средств без мотива извлечения прибыли; общественный контроль за бюджетным финансированием социально инициативной деятельности детей и молодежи; конкурсное размещение грантов среди инициативных групп по проектам, отражающим приоритетные направления государственной политики;
– создание межсекторных структур поддержки общественно полезной деятельности (общественно-муниципальные учреждения, некоммерческие ассоциации, партнерства, фонды, ресурсные центры и т.п.); заключение межсекторных временных и долгосрочных соглашений о сотрудничестве (социальное партнерство); проведение межсекторных мероприятий (Гражданский форум, молодежные фестивали, съезды добровольцев и т.п.);
– участие государственных чиновников в консолидированных общественных органах, участие общественности в принятии государственных решений, включение лидеров инициативных групп в различные государственные органы, комиссии, экспертные группы.
Ни государство, ни гражданское общество друг без друга не в состоянии решить проблемы справедливого и устойчивого развития. Они должны сотрудничать и дополнять друг друга. Партнерство увеличивает эффективность и сферу приложения государственных программ, а также повышает степень веры молодежи в собственные силы, гражданское общество и Правительство.
Для поиска баланса функций и обязанностей важным шагом является согласование некоторых фундаментальных положений. Не должно быть противоречия:
· между обязанностями государства по оказанию услуг населению и законодательно закрепленным предназначением общественных объединений удовлетворять нематериальные потребности своих членов и участников;
· между государственной политикой вертикальных отношений в структуре образования и молодежной политики по принципу «сверху вниз» и общественными объединениями, основанными на горизонтальных отношениях и построении вертикальных отношений по принципу «снизу вверх»;
· между общественно полезной деятельностью как формой общественного долга и производственной занятостью.
Опора государства и гражданского общества на общественные объединения детей и молодежи ни в коей мере не должна служить основанием для сокращения государственного аппарата, равно как и быть предлогом для эксплуатации неоплачиваемого труда добровольцев. Создание партнерства не должно быть стратегией, диктуемой нехваткой людских ресурсов.
Одной из стратегий содействия развитию общественных объединений детей и молодежи является децентрализация ресурсов и системы управления с тем, чтобы приблизить государственные и коммерческие учреждения и организации к людям, повысить степень контроля населения за качеством оказываемых услуг и улучшить подотчетность перед общественностью программ государственного сектора. Такая политика создаст условия для участия родителей в работе образовательных учреждений, будет способствовать участию жителей в гуманитарных (в области водоснабжения, орошения, лесоустройства и др.), правозащитных программах и содействовать созданию более широких возможностей заработка для бедных.
Организационные возможности людей, особенно тех, кто живет в бедности, можно улучшить с помощью правовых, налоговых и нормативных мер, которые устраняют барьеры, мешающие деятельности общественных объединений на местном, региональном, федеральном уровне.
Создание условий, способствующих созданию муниципальным и локальных общественных объединений, в значительной степени помогает воспитанию инициативных, ответственных, свободных, а не зависимых граждан. Ключевыми вопросами являются: правовой статус и регистрационные требования для местных объединений, механизмы финансирования и право распоряжения ресурсами.
Правительство может и должно пересмотреть нормативные положения, касающиеся квалификационных требований к участию местного населения в общественных объединениях детей и молодежи, в таких областях, как здравоохранение, образование, изменить законы, относящиеся к занятости в частном секторе, с учетом выгод добровольческой работы для служащих, учреждений, организаций и общества в целом.
Необходимо разработать инновационные модели взаимодействия институтов государства и общества в поддержке общественно полезной деятельности молодежи, наиболее успешными из которых, как показывает мировой опыт, являются ресурсный центр и фонд развития местного сообщества.
Общественные объединения развивают и распространяют ценности социально-педагогической солидарности, бескорыстной деятельности на благо общества, индивидуального и организованного гражданского участия, самоорганизации для улучшения качества жизни; порождают тенденции формирования социально инициативного образа жизни, типичного для большей части человеческой цивилизации; носят комплексный, многоплановый характер влияния на весь ход современного общественного развития, опережающий характер, поскольку молодое поколение выступает в качестве субъекта общественного развития и является наиболее подверженным влиянию Интернета и новых технологий; способствует взаимному сближению, взаимодополняемости и взаимозависимости муниципальных инициативных объединений детей и молодежи, синхронизации действий, достигаемых на основе регулирования их соответствующими межнациональными институтами.
Учитывая отставание процесса развития общественных объединений детей и молодежи России от ведущих европейских стран, США, Канады и Японии, необходима модернизация государственных и общественных институтов, предполагающая следующие направления:
– создание информационно-аналитической базы данных о развитии системы планирования, программирования, прогнозирования развития межсекторного социального партнерства;
– разработка инновационного проекта межнационального фонда подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и административных кадров, общественных деятелей;
– научно-методическое обеспечение ОПД молодежи, включая социологические обследования детей и молодежи;
– проведение международных конференций, тематических встреч, круглых столов; конкурса юношеских творческих работ и проектов, посвященных актуальным международным молодежным проблемам.
В условиях поступательного развития общественного движения детей и молодежи во всем мире, растущее беспокойство в российском обществе относительно прогнозов о результатах воспитания подрастающих поколений, заинтересованности граждан, семьи, прогрессивных общественных и политических сил в безопасном и нравственном обществе и сильном, но не агрессивном государстве, на повестку дня выносится формирование общественно признаваемого идеала личности, способной развивать и совершенствовать себя, свое окружение, общество и страну цивилизованными способами и с реальными результатами. Поддержка общественных объединений детей и молодежи – наиболее эффективный и малозатратный путь для достижения этой цели.
Date: 2015-05-23; view: 699; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|