Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельности детских общественных объединений





Изменения, произошедшие в подростках В положи- тельную сторону, % В отрица- тельную сторону, % Не изменился, %
Вежливость, внимательность к другим   -  
Самостоятельность      
Уверенность в себе      
Физическое самочувствие      
Активность      
Полезная деятельность      
Общительность      
Творчество      

 

Данные показатели противоречивости самооценки подростков можно было бы продолжить, но их суть состоит не в самой противоречивости, а в том, что содержание деятельности детских общественных объединений входит в противоречие с жизненным опытом подростка до того, как он стал ощущать себя участником детского объединения.

Происходит рассогласование в социальном опыте подростков. Вся социальная система общества указывает на необходимость самоопределения человека в ситуации развития, а в опыте это не находит подтверждения. То есть явно обозначается зависимость между отсутствием социального опыта подростков и реальными ситуациями окружающего мира, по отношению к которому он дезадаптивен, а, следовательно, и не защищен.

В ходе проведенных исследований был определен рейтинг социально-нравственных ценностей участников различных программ, реализуемых на протяжении 2000-2004 годов детскими общественными объединениями:

1. Наиболее важными подростки считают следующие человеческие качества:

§ уважение к матери – 98%;

§ ответственность перед близкими людьми – 91%;

§ уважение к окружающим, к старшим – 87%;

§ любовь к Родине, забота об окружающей среде, гордость за свою национальность – 95%;

§ стремление к справедливости – 85%;

§ простота, доступность в общении – 87%.

2. На второе по значимости место претендуют следующие качества личности:

§ образованность – 79%;

§ гостеприимство – 78%;

§ миролюбие – 77%;

§ настойчивость и упорство при достижении выбранной цели – 75%;

§ умение быть благородным – 70%;

§ индивидуализм – 79%;

§ умение наслаждаться жизнью – 80%;

§ точность – 60%;

§ пунктуальность – 56%.

3. Третье место заняли следующие социально-нравственные ценности:

§ умение зарабатывать деньги – 49%;

§ умение не высовываться, знать свое место – 50%;

§ скромность – 43%;

§ религиозность – 40%.

Для более глубокого изучения причин выбора общественной деятельности подростками в рамках каждой из программ исследовались не только потребности подростков, но и уровень знаний о своих правах, социально-жизненных установках, их нравственных ориентиров на будущее.

Всего участвовало в исследовании 2410 подростков 11-15 лет – члены детских общественных объединений. Им предлагалось заполнить несколько анкет. Результаты анкетирования были переведены в процентное соотношение.

1. Что ты собираешься делать после окончания школы?:

§ Учиться дальше, чтобы стать профессионалом и зарабатывать достаточно денег – 83%.

§ Зарабатывать большие деньги любым способом – 4%.

§ Просто где-нибудь работать – 2%.

§ Какое-то время не учиться и не работать – 1%.

§ Еще не знаю – 10%.

2. Мне хотелось бы иметь работу, где можно:

§ общаться с разными людьми – 20%;

§ много ездить, постоянно видеть новое – 20%;

§ руководить людьми – 16%;

§ пока не задумывался – 12%;

§ мастерить руками – 0%;

§ управлять машиной, транспортом – 2%;

§ воспитывать детей – 5%;

§ лечить людей – 9%;

§ придумывать новое, изобретать – 1%;

§ исследовать, изучать, наблюдать – 3%;

§ сочинять, писать – 4%;

§ играть на сцене – 4%;

§ писать картины – 3%.

3. Когда ты станешь взрослым, что значит, по-твоему, хорошо жить?

Хорошо жить, по-моему, это:

§ много общаться, иметь надежных друзей – 27%;

§ иметь много денег, ни в чем не нуждаться – 24%;

§ быть полезным людям, работать для общества – 16%

§ жить богато, а как зарабатывать деньги – это мое дело – 9%

§ иметь интересную работу – 5%

§ не быть никаким руководителем – 0%

§ быть хорошо одетым – 0%

§ иметь хорошую квартиру – 0%

§ жить, может быть, и небогато, но честно – 2%

§ многое уметь делать своими руками – 2%

§ совсем не работать – 0%

§ жить для себя, своей семьи – 8%

§ быть известным, прославленным – 6%

§ быть руководителем – 1%

§ квартира, дом, одежда не имеют для меня значения. Деньги для хорошей жизни не имеют значения – 5%

§ быть здоровым – 3%


§ надо хорошо знать свою профессию, другие знания не так важны – 1%

§ в свободное время веселиться, развлекаться – 3%

Результаты проведенных исследований позволили определить направленности выбора подростков (таблица № 6) и использовать их для разработки программ, обеспечивающих эффективную деятельность в детских общественных объединениях.

Представленные результаты исследований дополняют данные, приведенные выше, и позволяют в результате их сравнения пронаблюдать динамику изменения социально-нравственных ценностей в подростковой среде, тенденции изменения подростковой субкультуры в современном российском обществе.

Особое место в исследовании занимал анализ социальных ожиданий подростков от участия в деятельности детских общественных объединений.

Под социальными ожиданиями подростков от предлагаемой деятельности детских общественных объединений понимается система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей, предсказывающих, определяющих вероятностный характер исполнения этих ролей с учетом индивидуальных особенностей субъекта и конкретной ситуации выбора, с которой сталкивается подросток.

В ходе анализа проведенных мероприятий, выстроился рейтинг ожиданий подростков. К концу 2004 года он приобрел стабильные очертания и изменяется только в качественном отношении, то есть увеличивается количество подростков, заявляющих о приведенных ниже ожиданиях.

Таблица № 6

Направленность выбора подростков (в %)

  Когда мои товарищи и ровесники: Мне нравится Мне не нравится Мне все равно
1. прилежно и старательно учатся      
2. учатся не очень прилежно, но занимаются тем, что их интересует      
3. уделяют внимание внешности, одежде      
4. умеют культурно вести себя      
5. дисциплинированные, соблюдают все правила      
6. не подчиняются ничьим советам и командам      
7. слушают советы, но и сами думают, как поступить      
8. всегда веселые, не унывают      
9. смело отстаивают свои взгляды      
10. умеют хорошо дружить      
11. любят свою Родину, нацию      
12. умеют много выдумывать, изобретать      
13. Ответственны      
14. Трудолюбивы      
15. Честные      
16. Добрые      
17. помогают своим родителям      
18. умеют признать свои ошибки      
19. с уважением относятся к старшим      
20. мальчики с уважением относятся к девочкам      
21. девочки «бегают» за мальчиками      
22. Курят      
23. употребляют алкоголь, наркотики      
24. не стесняются употреблять ругательства      
25. заботятся прежде всего о себе      
26. заботятся прежде всего о других      
27. интересуются политикой      
28. стремятся участвовать в общественной жизни      

 


Рейтинг социальных ожиданий подростков от участия в деятельности детских общественных объединений:

§ расширение познавательных интересов, в том числе знание своих прав;

§ приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;

§ приобретение новых друзей и впечатлений;

§ достижение успеха в различных видах деятельности, взаимодействия;

§ получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

§ освоение навыков демократического образа жизни.

Анализируя достижения ученых – исследователей деятельности детских общественных объединений и сравнивая с результатами проведенных исследований, были выделены три основные группы связей, доказывающих зависимость общественной активности подростков и содержания деятельности детских общественных объединений.

1. Индивидуально-психологические связи:

§ развитие и обогащение социально значимых мотивов подростков связаны с культурно-нравственными процессами в обществе;

§ в процессе развития личность включена во взаимодействие различных субкультурных, поликультурных, мульти- и транскультурных общностей, оказываясь под влиянием социокультурных пространств, что создает возможности ее свободного саморазвития (по Н. Крыловой);

§ в процессе взаимодействия пространства «Я» с окружающим миром происходит интериоризация ценностей, способов и образцов жизнетворчества, в которых собственная деятельностная активность личности, рефлексивность мышления становятся определяющими и позитивно влияют на социальный опыт личности.

2. Социально-педагогические связи:

§ осуществление идей и принципов развития подростков связано с культуросообразной воспитывающей средой (субкультурным пространством детских общественных объединений), которая создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, предполагающих свободу самоопределения подростка; результатом становится нравственная идентификация личности с уровнем сформированности ее ценностно-значимых мотивов;

§ содержание деятельности детских общественных объединений предполагает развитие личности с учетом следующих факторов: ценностей детских объединений; норм подростковой и молодежной субкультуры региона, местожительства; социокультурных влияний, деятельности и активности самой личности, ее самоопределения во взаимодействии собственного "Я" с окружающим миром и другими людьми;

§ нравственная значимость не возникает сама собой, она рождается в синтезе форм взаимодействия внутреннего мира подростка с окружающей действительностью, в совместной деятельности и общении с учетом интересов подростков.


3. Организационно-деятельностные связи:разнообразие форм, видов и способов осуществления деятельности детских общественных объединений связано с возможностями общества для разностороннего проявления свойств и качеств личности, ее самореализации и самоутверждения, насыщенности жизнедеятельности; интенсивности общения; субъектно-субъектным характером взаимодействия; широким вовлечением в самоуправление; благоприятными условиями инициативы и самодеятельности подростка.


4.5. Лидеры и руководители детских и молодежных общественных объединений о состоянии и перспективах развития детского и молодежного движения России (руководитель исследования С.Н. Щеглова).

 

В период с ноябрь 2004 года по февраль 2005 года было проведено социологическое исследование лидеров детского и молодежного движения.

В соответствии с целями исследования – анализом состояния и перспектив развития детского и молодежного движения России – последовательно решены следующие задачи:

q Разработка и апробирование методики исследования.

q Общая социально-демографическая характеристика лидеров движения.

q Оценка молодежи, ее ценностей, установок, интересов.

q Определение круга проблем, связанных с современным состоянием движения, основными трудностями организационного, нормативного, социокультурного характера.

q Самооценка проектно-программной деятельности общественных объединений

q Оценка степени влияния детского и молодежного движения на воспитание молодого поколения, развитие инициативности молодежных и детских групп.

q Оценка эффективности механизмов социального партнерства общественных объединений и государственных органов.

q Общественный прогноз о путях развития детского и молодежного движения.

Для проведения исследования был разработан и апробирован опросный лист для руководителей и лидеров инициативных групп. (Приложение 1).

 

Описание методики анализа.

Опрос лидеров молодежных проводился двумя способами. Имеющие электронные адреса заполнили анкету письменно и прислали ее по Интернету исследовательской группе (26 анкет). С остальными руководителями и лидерами были проведены очные анкетные опросы на семинарах, встречах, во время Всероссийского конкурса «Лидер XXI века». Всего было собрано и проанализировано 183 анкеты.

Дополнительные данные для итогового отчета были получены в ходе полуформализованных бесед-интервью с экспертами-специалистами молодежной сферы (10 чел.).

Анализ анкетирования руководителей позволил получить некоторые характеристики этой группы, их возможностей и желания организовывать социальную деятельность с молодежью, уточнить их мнение о возможностях и перспективах развития молодежного и детского движения в Российской Федерации.

Общая социально-демографическая характеристика лидеров

2/3 опрошенных составляют женщины, среди лидеров более 2/3 – люди в возрасте до 30 лет.

Диаграмма 1.

Пол опрошенных

Диаграмма 2.

Возраст опрошенных

Около трети опрошенных постоянно лично работают с детьми и молодежью, остальные опрошенные направляют и консультируют деятельность других организаторов.

Диаграмма 3.







Date: 2015-05-23; view: 711; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию