Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности ПТСР у детей
Дети, являясь, бесспорно, самой" незащищенной и уязвимой частью населения, полностью зависят от взрослых, и при этом они, так же как и взрослые, достаточно часто оказываются в зоне техногенных и природных катастроф, свидетелями военных действии, они становятся заложниками, а также жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. Также к травматическим ситуациям для детей можно отнести длительные или повторяющиеся госпитализации. Основными травмирующими факторами являются: непосредственная угроза здоровью и жизни ребенка и его близких, смерть
близких, физические травмы ребенка. У подростков как один из симптомов ПТСР может появляться «вина выжившею». Для детей дошкольного возраста наиболее типичными последствиями травматических ситуаций являются: регрессивное поведение (энурез, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Сразу после травмы у детей обычно появляются следующие симптомы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения. У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и общении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии. У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие органической природы. При длительной разлуке с родителями у детей отмечаются такие нарушения, как депрессия, неспособность испытывать удовольствие, нарушение социальных контактов. Дети могут не говорить о своих переживаниях, поэтому необходимо обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как: 1. Нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать. 2. Страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение. 3. Страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи), связанного с травматическим переживанием. 4. Соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье. 5. Повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связан-ная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами. Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживается тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, и внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх отсутствуют катартичсские элементы, т. е. дети, проиграв определенные сюжеты, и испытывают облегчения. Когда ребенок сталкивается со смертью, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека, а, во-вторых, осознает, что сам он смертен. Впервые страх смерти появляется у ребенка в возрасте приблизительно 3 года, он начинает бояться засыпать, по многу раз спрашивает у родителей, не умрут ли они. Затем формируются три базовые иллюзии, позволяющие избегать этого страха. Первая иллюзия -- иллюзия собственного бессмертия («все смертны, но не я»). Разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие 77 окружающего мира не как уютного и безопасного, а кик полного опасностей и неожиданностей. Вторая иллюзия - плакат справедливости («все получают по заслугам. Если я буду хорошим, со мной ничего не случится»). Разрушение этой иллюзии приводив либо к представлению о том. что мир несправедлив и ужасен, либо к построению новых иллюзий (часто их роль выполняет религия). Третья иллюзия -- иллюзия простоты устройства окружающего мира'. все делится только на черное и белое. Наиболее травматичны для детей ситуации, когда ребенок является свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Помимо таких факторов, как угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования). Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем. Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания; множество соматических жалоб. Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое и детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследованиях психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве. Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным), по времени насилие делится па происходящее в настоящем и случившееся в прошлом, по длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Выделяется четыре основных типа насилия: 1. Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. 2. Сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. 3. Пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. 4. Психологическое насилие - хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка. Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. В основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое является особенно коварным и причиняющим значительный ущерб развитию личности. Наиболее часто жертвами различного рода насилия как со стороны взрослых, так и сверстников, становятся: - дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к слабым; - дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психофизического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию; - дети, предоставленные улице; - дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные; - дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последст-вия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасность ситуации; - маленькие дети в силу их беспомощности; - недоношенные или с малым весом при рождении (так как такие дети обычно более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны). Физическое насилие - явление достаточно распространенное в нашем обществе. Так, например, только в Волгограде за последние 5 лет родителями убито более 2000 детей. Ежегодно около 100 ООН детей убегают из дома. Каждый год около 2000 детей пытаются покончить с собой из-за надругательства над ними в семье (Н. В. Тарабрина, 2001). Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.
Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривации в детстве. Для большинства из них свойственна низкая самооценка, недостаточный самоконтроль. Статистические данные по поводу сексуального насилия: - приблизительно I из 4 женщин и 1 из 6 мужчин испытали сексуальное насилие до 18-летнего возраста; - несмотря на существующий стереотип, среди всех случаев насилия над детьми 75-90 % насильников знакомы детям, и только 10 - 25 % случаев насилия совершаются незнакомыми людьми. В 35 - 45 % случаев насильником является родственник, а в 30 - 45 % - более дальний знакомый; - только 2 % жертв внутрисемейного и 6 % жертв внесемейного насилия сообщают о случаях насилия властям; - сексуальным посягательствам в России подвергаются ежегодно более 60 000 детей. При этом следует учитывать, что ребенок может не осознавать, что над ним совершается насилие, в силу своего возраста, страха потерять расположение насильника, доверия и любви к нему. Даже в том случае, когда дети осознают значение производимых с ними действий, они все равно не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья. На начальном этапе развития инцестных отношений они не кажутся ребенку насильственными, поскольку начинается все обычно с физического контакта, такого как прикосновения, поглаживания, и лишь позднее эти действия приобретают все более и более сексуализированный характер. Маленькие дети могут считать, что такие отношения являются нормальными и приемлемыми между любящим взрослым и ребенком. Некоторые жертвы рассказывают о том. что они понимали неправильность всего того, что с ними происходило, но они не хотели терять то эмоциональное тепло, которое получали от насильника в обмен на согласие и молчание. Сохранение ребенком тайны также может поддерживаться за счет угроз и дезинформации. Дети, подвергнутые насилию, могут на довольно продолжительное время забывать о своем травматическом опыте, вспоминая о нем уже будучи взрослыми, часто - в ходе психотерапевтического процесса. Дети и подростки, пережившие насилие, чувствуют бессилие и замешательство, смущение и стыд. Они часто обвиняют себя в том. что случилось, чувствуют себя соучастниками и виновниками происшедшего. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считают, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, характером или положением в семье. Последствия сексуального насилия также затрагивают когнитивную сферу. Это может выражаться в нарушении концентрации вни- мания, поскольку все мысли ребенка заняты травматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том. что нежелательные травматические впечатления прорвутся а сознание. Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки. Последствия сексуального насилия оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях е партнером. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долга;) жизнь, семья, карьера, дети. В дисгармоничных и неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. В дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка. Date: 2015-05-23; view: 2003; Нарушение авторских прав |