Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности ПТСР у детей





 

Дети, являясь, бесспорно, самой" незащищенной и уязвимой ча­стью населения, полностью зависят от взрослых, и при этом они, так же как и взрослые, достаточно часто оказываются в зоне техногенных и природных катастроф, свидетелями военных действии, они становятся заложниками, а также жертвами физического, сек­суального и эмоционального насилия. Также к травматическим си­туациям для детей можно отнести длительные или повторяющиеся госпитализации.

Основными травмирующими факторами являются: непосредст­венная угроза здоровью и жизни ребенка и его близких, смерть

 

 

близких, физические травмы ребенка. У подростков как один из симптомов ПТСР может появляться «вина выжившею».

Для детей дошкольного возраста наиболее типичными послед­ствиями травматических ситуаций являются: регрессивное поведе­ние (энурез, страх разлуки с родителями, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность.

Сразу после травмы у детей обычно появляются следующие симптомы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная ре­акция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.

У детей старшего возраста появляются проблемы в учебе и об­щении. Им свойственны поведенческие нарушения от депрессии до агрессии. У подростков также отмечаются различные соматические жалобы, по результатам медицинских осмотров не имеющие орга­нической природы. При длительной разлуке с родителями у детей отмечаются такие нарушения, как депрессия, неспособность испы­тывать удовольствие, нарушение социальных контактов.

Дети могут не говорить о своих переживаниях, поэтому необхо­димо обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:

1. Нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколь­ко дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с трав­матической ситуацией, могут отсутствовать.

2. Страх разлуки с родителями, «цепляющееся» поведение.

3. Страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи), связанного с травматическим переживанием.

4. Соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье.

5. Повышенная тревожность, проявляющаяся дома или в школе, связан-ная со страхами или фрустрирующими обстоятельствами.

Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей мо­жет иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживается те­ма или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однооб­разно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, и внося ту­да никаких изменений, никакого развития. В таких играх отсутству­ют катартичсские элементы, т. е. дети, проиграв определенные сю­жеты, и испытывают облегчения.

Когда ребенок сталкивается со смертью, она предстает перед ним с двух сторон: во-первых, человек становится свидетелем смерти близкого человека, а, во-вторых, осознает, что сам он смертен.

Впервые страх смерти появляется у ребенка в возрасте прибли­зительно 3 года, он начинает бояться засыпать, по многу раз спра­шивает у родителей, не умрут ли они. Затем формируются три базо­вые иллюзии, позволяющие избегать этого страха. Первая иллю­зия -- иллюзия собственного бессмертия («все смертны, но не я»). Разрушение этой иллюзии может полностью поменять восприятие 77

окружающего мира не как уютного и безопасного, а кик полного опасностей и неожиданностей. Вторая иллюзия - плакат справед­ливости («все получают по заслугам. Если я буду хорошим, со мной ничего не случится»). Разрушение этой иллюзии приводив либо к представлению о том. что мир несправедлив и ужасен, либо к по­строению новых иллюзий (часто их роль выполняет религия). Тре­тья иллюзия -- иллюзия простоты устройства окружающего мира'. все делится только на черное и белое.

Наиболее травматичны для детей ситуации, когда ребенок явля­ется свидетелем причинения вреда родственнику или близкому ре­бенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Помимо таких факторов, как угроза здоровью или жизни близкого и самого ребен­ка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ре­бенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбу­димость и нарушение функционирования).


Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уров­ни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ре­бенка реализовать себя в будущем.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нару­шения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное вос­произведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания; множество соматических жалоб.

Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое и дет­стве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачас­тую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способство­вать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследованиях психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в дет­стве.

Существует несколько параметров, по которым классифицирует­ся насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвен­ным), по времени насилие делится па происходящее в настоящем и случившееся в прошлом, по длительности насилие может быть еди­ничным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Выделяется четыре основных типа насилия:

1. Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

2. Сексуальное насилие - использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение - хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ре­бенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое насилие - хронические паттерны поведе­ния, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеива­ние ребенка.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от несколь­ких форм насилия. В основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отверже­ние, которое является особенно коварным и причиняющим значи­тельный ущерб развитию личности.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия как со сторо­ны взрослых, так и сверстников, становятся:

- дети, воспитывающиеся в условиях жестких отношений в се­мье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертва­ми насилия со стороны сильных и сами проявлять насилие к сла­бым;

- дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшен­ности, эмоционального отвержения, не получающие достаточного ухода и эмоционального тепла и часто имеющие отставание психо­физического развития, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

- дети, предоставленные улице;

- дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечеткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться наси­лию, боязливые и тревожные;

- дети с психическими аномалиями (психопатии, олигофрении, последст-вия органических заболеваний ЦНС и ЧМТ), не способные адекватно оценить опасность ситуации;


- маленькие дети в силу их беспомощности;

- недоношенные или с малым весом при рождении (так как та­кие дети обычно более раздражительны, больше плачут, менее при­влекательны).

Физическое насилие - явление достаточно распространенное в нашем обществе. Так, например, только в Волгограде за последние 5 лет родителями убито более 2000 детей. Ежегодно около 100 ООН детей убегают из дома. Каждый год около 2000 детей пытаются по­кончить с собой из-за надругательства над ними в семье (Н. В. Тарабрина, 2001).

Основными последствиями физического насилия для детей яв­ляются отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, де­прессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, отсроченными последствиями физи­ческого насилия могут быть садистские наклонности.

 

Большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривации в детст­ве. Для большинства из них свойственна низкая самооценка, недо­статочный самоконтроль.

Статистические данные по поводу сексуального насилия:

- приблизительно I из 4 женщин и 1 из 6 мужчин испытали сек­суальное насилие до 18-летнего возраста;

- несмотря на существующий стереотип, среди всех случаев на­силия над детьми 75-90 % насильников знакомы детям, и только 10 - 25 % случаев насилия совершаются незнакомыми людьми. В 35 - 45 % случаев насильником является родственник, а в 30 - 45 % - более дальний знакомый;

- только 2 % жертв внутрисемейного и 6 % жертв внесемейного насилия сообщают о случаях насилия властям;

- сексуальным посягательствам в России подвергаются ежегодно более 60 000 детей.

При этом следует учитывать, что ребенок может не осознавать, что над ним совершается насилие, в силу своего возраста, страха по­терять расположение насильника, доверия и любви к нему. Даже в том случае, когда дети осознают значение производимых с ними действий, они все равно не обладают достаточным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.

На начальном этапе развития инцестных отношений они не ка­жутся ребенку насильственными, поскольку начинается все обычно с физического контакта, такого как прикосновения, поглаживания, и лишь позднее эти действия приобретают все более и более сексуализированный характер. Маленькие дети могут считать, что такие отношения являются нормальными и приемлемыми между любя­щим взрослым и ребенком. Некоторые жертвы рассказывают о том. что они понимали неправильность всего того, что с ними происхо­дило, но они не хотели терять то эмоциональное тепло, которое по­лучали от насильника в обмен на согласие и молчание. Сохранение ребенком тайны также может поддерживаться за счет угроз и дезин­формации.


Дети, подвергнутые насилию, могут на довольно продолжитель­ное время забывать о своем травматическом опыте, вспоминая о нем уже будучи взрослыми, часто - в ходе психотерапевтического процесса.

Дети и подростки, пережившие насилие, чувствуют бессилие и замешательство, смущение и стыд. Они часто обвиняют себя в том. что случилось, чувствуют себя соучастниками и виновниками про­исшедшего. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считают, что насильственное обра­щение с ними обусловлено их поведением, характером или положе­нием в семье.

Последствия сексуального насилия также затрагивают когнитив­ную сферу. Это может выражаться в нарушении концентрации вни-

мания, поскольку все мысли ребенка заняты травматическим опы­том. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг не­го, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том. что не­желательные травматические впечатления прорвутся а сознание.

Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять лю­дям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнуты­ми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последст­вий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

Последствия сексуального насилия оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме психосоматических заболеваний, различных зло­употреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препара­тами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях е партнером. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долга;) жизнь, семья, карьера, дети.

В дисгармоничных и неполных семьях дети психологически ме­нее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных се­мьях. В дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преумень­шить или скрыть травматический опыт своего ребенка.







Date: 2015-05-23; view: 2003; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию