Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы диссоциации





Абсорбция (поглощенность). Различные состояния внимания спе­цифицируются особыми состояниями сознания напряженно­стью, усилием, интересом, удивлением, чувствами активности и по­глощенности деятельностью. Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют и состояние концентрации, и состояние абсорбции. Различие между ними поясняется следую­щим образом; «Концентрация является сознанием будничным, аб­сорбция же - необыкновенным. Концентрация - это работа, аб­сорбция - игра и развлечение. Концентрация включает в себя ин­тенсивную умственную деятельность: когнитивную переработку, анализ и размышление. Абсорбция означает временное прекраще­ние любой внутренне инициируемой деятельности. Концентрация подразумевает взаимодействие, участие Эго и усиление; она нацеле­на на получение практических результатов. Абсорбция же реактив-па, внушаема, снимает напряжение и растворяет Эго, гармонично захватывает посредством какого-то очарования. При концентрации налицо строгое разделение субъекта и объекта - чувство «моего», противопоставленного чему-то внешнему. Абсорбция же - это еди­ный контроль внимания, приводящий к тотальному недифференци­рованному состоянию тотального внимания; это переживание слия­ния с внешним объектом. Мы концентрируемся, когда чем-то обес­покоены. Мы поглощены, когда наслаждаемся».

Рассеянность. В контексте диссоциации имеются в виду такие состояния рассеянности, когда человек находится в состоянии меч­тательности или грез наяву, а также и другой тип рассеянности; «пу­стой взор». Примером такой рассеянности может служить блужда­ние мысли при чтении, когда через какое-то время читатель вдруг осознает, что пролистал несколько страниц и при этом совершенно игнорировал смысл текста, не помнит прочитанного. Как правило, читатель довольно точно определяет то место, с которого он стал рассеянным. Дорожный транс (гипноз) или временной провал явля­ются феноменами, родственными состоянию пустого взора. При ха­рактеристике рассеянности подразумевают глобальное невнимание у большей части содержаний сознательного опыта.

Деперсонализация. Явление деперсонализации у больных невро­зами впервые было описано Р. Крисгабером в 1873 году. Субъекты, находящиеся в состоянии деперсонализации, говорят о своеобраз­ной двойственности этого переживания: им кажется, что они потеря­ли чувственность и реальность ощущения своего тела, не испытыва­ют чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Им кажется, что они переживают ис­чезновение своего «Я», что они обезличиваются и превращаются в

 

 

безвольные автоматы. Тем не менее объективное исследование пока­зывает относительную сохранность функций органов чувств, эмоци­ональных переживании и разумность мыслительного процесса.

«Сознание "Я" наличествует во всех событиях психической жиз­ни. В форме "я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представ­ления и мысли. Вся психическая жизнь включает в себя переживание единственной и фундаментальной активности. Любое проявление психическою несет в себе этот особый аспект принадлежности "мне"; данное качество психики мы называем персонал и зацией. Когда проявления психического сопровождаются осознанием того, что они не принадлежат мне. чужды, автоматичны, существуют сами по себе, приходят извне, мы имеем дело с феноменом деперсонали­зации» (К. Ясперс).

Объединяя феномены деперсонализации и дереализации в один ряд, Ясперс приводит следующие основные черты этих пережива­ний: изменение осознания собственною наличного бытия, сознание потери чувства собственного «Я»; изменение осознания принадлеж­ности «мне» тех или иных проявлений психическою.

Диссоциативные изменения идентичности. Диссоциация может приводить и к изменениям идентичности, которые, как и другие дис­социативные феномены, расположены вдоль континуума «норма -патология» и выражаются либо в трапзиторных, скоропереходящих состояниях, либо в тяжелых формах психопатологии, например, в расстройстве диссоциированной личностной идентичности. «Пере­живание фундаментального единства "Я" может подверниься замет­ным изменениям. Например, иногда по время разговора мы замеча­ем, что говорим словно автоматически; мы можем наблюдать за са­мими собой и слушать себя как бы со стороны. Если такое раздвоение длится достаточно долго, обычное течение мыслей нару­шается; но за короткий промежуток времени мы переживаем "раз­двоенность" собственной личности без каких бы то ни было рас­стройств» (К. Ясперс). Ясперс подчеркивает, что в данном случае речь идет не о конфликте мотивов, страстей и моральных установок, и не о случаях множественной личности (раздвоение личности, представляющее собой «объективную данность при альтернирующем состоянии сознания). «Переживание раздвоенности возникает, когда характер развертывания двух рядов событий психической жизни по­зволяет говорить о двух отдельных, абсолютно независимых друг от друга личностях, каждой из которых свойственны свои переживания и ассоциации в сфере чувств» (К. Ясперс).


Амнезии. Этим термином обозначаются расстройства памяти, от­носящиеся к определенному ограниченному отрезку времени, о ко­тором ничего не удается вспомнить; кроме того, под "амнезией» по-

 

 

 

нимаются менее жестко привязанные к определенному времени пе­режива-ния. Возможны следующие случаи:

1. Никакого расстройства памяти вообще нет; есть состояние глу­боко расстроенного сознания, совершенно не способного к аппер­цепции (способности к охвату целостного содержания) и соответст­венно к запоминанию: никакое содержание не получает выхода и па­мять; соответственно ничто не вспоминается.

2. Апперцепция становится возможна на какой-то ограниченный
промежуток времени, но способность к запоминанию серьезно нару­шена, вследствие чего никакое содержание не удерживается в памя­ти.

3. В условиях аномального состояния возможно мимолетное, едва
заметное воспоминание, но материал, отложившийся в памяти, разрушается под воздействием органического процесса; наиболее отчетливо это наблюдается при ретроградных амнезиях, например, после травм головы, когда все, что было пережито в течение последних ча­сов или дней перед получением травмы, совершенно угасает.

4. Имеет место расстройство способности вспоминать. Содержа­ние в полном объеме присутствует в памяти, но способность к его воспроизведению утрачена; успешное воспроизведение этого содер­жания становится возможным под воздействием гипноза. Амнезии этого типа были исследованы Жане. Индивиды не могут вспомнить некоторые переживания (систематическая амнезия), или какие-то определенные периоды своей жизни (локализованная амнезия), или свою жизнь в целом (общая амнезия). В конце концов, амнезия мо­жет исчезнуть - либо сама собой, либо под влиянием гипноза.

Различают два вида спонтанных воспоминаний:

1) суммарное воспоминание: смутное, недетализированное воспоминание о самом существенном;

2) воспоминание о массе разрозненных, мелких, несущественных под-робностей, при котором ни их взаимоотношение во времени, ни их контекст не выявляются.

Подвергшийся расщеплению (диссоциации) материал сохраняет определенную связь с сознательной психической жизнью: он влияет на осознанные действия и тем самым, так сказать, возвышается до уровня сознания. Ясперс полагает, что для диссоциативных явлений метафорическое обозначение «расщепление психических комплек­сов» было бы весьма удачным. Он говорит о том, что это всего лишь метафора, теоретическое построение, со всей тщательностью разра­ботанное Жане для описания определенного ряда случаев, но вовсе не обязательно применимое к психической жизни в целом. Предпо­лагается существование единого механизма, служащего основой для значительною числа диссоциативных явлений. Диссоциативные яв­ления проистекают из определенных шокирующих переживаний -психических травм.







Date: 2015-05-23; view: 1545; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию