Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы диссоциации
Абсорбция (поглощенность). Различные состояния внимания специфицируются особыми состояниями сознания напряженностью, усилием, интересом, удивлением, чувствами активности и поглощенности деятельностью. Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют и состояние концентрации, и состояние абсорбции. Различие между ними поясняется следующим образом; «Концентрация является сознанием будничным, абсорбция же - необыкновенным. Концентрация - это работа, абсорбция - игра и развлечение. Концентрация включает в себя интенсивную умственную деятельность: когнитивную переработку, анализ и размышление. Абсорбция означает временное прекращение любой внутренне инициируемой деятельности. Концентрация подразумевает взаимодействие, участие Эго и усиление; она нацелена на получение практических результатов. Абсорбция же реактив-па, внушаема, снимает напряжение и растворяет Эго, гармонично захватывает посредством какого-то очарования. При концентрации налицо строгое разделение субъекта и объекта - чувство «моего», противопоставленного чему-то внешнему. Абсорбция же - это единый контроль внимания, приводящий к тотальному недифференцированному состоянию тотального внимания; это переживание слияния с внешним объектом. Мы концентрируемся, когда чем-то обеспокоены. Мы поглощены, когда наслаждаемся». Рассеянность. В контексте диссоциации имеются в виду такие состояния рассеянности, когда человек находится в состоянии мечтательности или грез наяву, а также и другой тип рассеянности; «пустой взор». Примером такой рассеянности может служить блуждание мысли при чтении, когда через какое-то время читатель вдруг осознает, что пролистал несколько страниц и при этом совершенно игнорировал смысл текста, не помнит прочитанного. Как правило, читатель довольно точно определяет то место, с которого он стал рассеянным. Дорожный транс (гипноз) или временной провал являются феноменами, родственными состоянию пустого взора. При характеристике рассеянности подразумевают глобальное невнимание у большей части содержаний сознательного опыта. Деперсонализация. Явление деперсонализации у больных неврозами впервые было описано Р. Крисгабером в 1873 году. Субъекты, находящиеся в состоянии деперсонализации, говорят о своеобразной двойственности этого переживания: им кажется, что они потеряли чувственность и реальность ощущения своего тела, не испытывают чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Им кажется, что они переживают исчезновение своего «Я», что они обезличиваются и превращаются в
безвольные автоматы. Тем не менее объективное исследование показывает относительную сохранность функций органов чувств, эмоциональных переживании и разумность мыслительного процесса. «Сознание "Я" наличествует во всех событиях психической жизни. В форме "я мыслю" оно сопровождает все восприятия, представления и мысли. Вся психическая жизнь включает в себя переживание единственной и фундаментальной активности. Любое проявление психическою несет в себе этот особый аспект принадлежности "мне"; данное качество психики мы называем персонал и зацией. Когда проявления психического сопровождаются осознанием того, что они не принадлежат мне. чужды, автоматичны, существуют сами по себе, приходят извне, мы имеем дело с феноменом деперсонализации» (К. Ясперс). Объединяя феномены деперсонализации и дереализации в один ряд, Ясперс приводит следующие основные черты этих переживаний: изменение осознания собственною наличного бытия, сознание потери чувства собственного «Я»; изменение осознания принадлежности «мне» тех или иных проявлений психическою. Диссоциативные изменения идентичности. Диссоциация может приводить и к изменениям идентичности, которые, как и другие диссоциативные феномены, расположены вдоль континуума «норма -патология» и выражаются либо в трапзиторных, скоропереходящих состояниях, либо в тяжелых формах психопатологии, например, в расстройстве диссоциированной личностной идентичности. «Переживание фундаментального единства "Я" может подверниься заметным изменениям. Например, иногда по время разговора мы замечаем, что говорим словно автоматически; мы можем наблюдать за самими собой и слушать себя как бы со стороны. Если такое раздвоение длится достаточно долго, обычное течение мыслей нарушается; но за короткий промежуток времени мы переживаем "раздвоенность" собственной личности без каких бы то ни было расстройств» (К. Ясперс). Ясперс подчеркивает, что в данном случае речь идет не о конфликте мотивов, страстей и моральных установок, и не о случаях множественной личности (раздвоение личности, представляющее собой «объективную данность при альтернирующем состоянии сознания). «Переживание раздвоенности возникает, когда характер развертывания двух рядов событий психической жизни позволяет говорить о двух отдельных, абсолютно независимых друг от друга личностях, каждой из которых свойственны свои переживания и ассоциации в сфере чувств» (К. Ясперс). Амнезии. Этим термином обозначаются расстройства памяти, относящиеся к определенному ограниченному отрезку времени, о котором ничего не удается вспомнить; кроме того, под "амнезией» по-
нимаются менее жестко привязанные к определенному времени пережива-ния. Возможны следующие случаи: 1. Никакого расстройства памяти вообще нет; есть состояние глубоко расстроенного сознания, совершенно не способного к апперцепции (способности к охвату целостного содержания) и соответственно к запоминанию: никакое содержание не получает выхода и память; соответственно ничто не вспоминается. 2. Апперцепция становится возможна на какой-то ограниченный 3. В условиях аномального состояния возможно мимолетное, едва 4. Имеет место расстройство способности вспоминать. Содержание в полном объеме присутствует в памяти, но способность к его воспроизведению утрачена; успешное воспроизведение этого содержания становится возможным под воздействием гипноза. Амнезии этого типа были исследованы Жане. Индивиды не могут вспомнить некоторые переживания (систематическая амнезия), или какие-то определенные периоды своей жизни (локализованная амнезия), или свою жизнь в целом (общая амнезия). В конце концов, амнезия может исчезнуть - либо сама собой, либо под влиянием гипноза. Различают два вида спонтанных воспоминаний: 1) суммарное воспоминание: смутное, недетализированное воспоминание о самом существенном; 2) воспоминание о массе разрозненных, мелких, несущественных под-робностей, при котором ни их взаимоотношение во времени, ни их контекст не выявляются. Подвергшийся расщеплению (диссоциации) материал сохраняет определенную связь с сознательной психической жизнью: он влияет на осознанные действия и тем самым, так сказать, возвышается до уровня сознания. Ясперс полагает, что для диссоциативных явлений метафорическое обозначение «расщепление психических комплексов» было бы весьма удачным. Он говорит о том, что это всего лишь метафора, теоретическое построение, со всей тщательностью разработанное Жане для описания определенного ряда случаев, но вовсе не обязательно применимое к психической жизни в целом. Предполагается существование единого механизма, служащего основой для значительною числа диссоциативных явлений. Диссоциативные явления проистекают из определенных шокирующих переживаний -психических травм. Date: 2015-05-23; view: 1545; Нарушение авторских прав |