Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие кризиса





Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и не­обходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Мы используем слово кризис, когда сталкиваемся с чрезвычайной, вызывающей стресс, ошеломляющей ситуацией.

Понятие кризиса традиционно связано с представлением о 1) высоком психическом напряжении, переживаемом субъектом в момент кризиса. Оно также связано с 2) информационной неопреде­ленностью, сопровождающей кризис, и в этом смысле можно рас­сматривать кризис как явление, содержащее в себе характеристики психической травмы. Однако кризис не сводится к психической травме, так же как он не сводится к состоянию психической напря­женности. Кризис 3) содержит в себе потенциальную возможность роста и развития и в связи с этим 4) предполагает возможность трансцендирования, когнитивного и эмоционального выхода за пре­делы наличия бытия.

Приход человека в этот мир предполагает его реализацию как не­коего замысла, вследствие чего человек есть существо, превосходя­щее и себя, и мир. В любой миг бытия, в любой ситуации есть воз­можность для трансцендирования, есть возможность восстановить связь времен и пространств. Логики жизни требует от мимолетного человека, чтобы он жил так, как если бы его поступки предназнача­лись для бесконечного исторического ряда. Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Есть простое правило, по которому проверяется ис­тинность жизни - спроси себя, сможет ли сохранить свою силу т, что ты чувствуешь, что ты думаешь сейчас, если вдруг узнаешь, что вот-вот должна прийти смерть? Станешь ли ты продолжать то, чем занимаешься в этот момент»? В трудных жизненных ситуациях мы обращаемся к проблеме конечности - трансцендентности ситуации жизни.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможно­сти, невозможности дальнейшего существования в прежнем стату­се, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозмож­ностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (моти­вов, стремлений, ценностей). Кризис определяется также в самом общем виде как качественное изменение психического статуса, связанное с угрозой актуального функционирования личности. Д. Продель

дает следующее определение: «Психологический кризис представляет собой конфронтацию с условиями, которые предъявляют человеку чрез­мерные требования». Кризисные ситуации - особые жизненные си­туации, которые неразрешимы процессами предметно-практиче­ской и познавательной деятельности. Их решают процессы пережи­вания.

При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональ­ное состояние, возникающее в острой, рискованной ситуации - в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлет­ворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, ко­торое не может быть устранено способами решения проблемы, из­вестными личности из ее прошлого жизненного опыта (А. Г. Амбрумова, 1983). Психологический кризис, по мнению Амбрумовой, это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

По большому счету, питательной средой для разворачивания жизненного кризиса является постоянно воспроизводимое в прак­тике жизни противоречие между конечной формой существования личности и бесконечным процессом трансцендирования, т. е. выхо­дом за пределы любой конечной формы существования. Этот конф­ликт перманентен и актуализируется сомнениями в возможности удовлетворения потребности в смысле жизни. В этом конфликте ак­туализируется так называемая эвристическая компетентность - нео­сознавае-мая уверенность в своих способностях решить проблему, даже несмотря на то. что до этого у индивида не было опыта разре­шения подобных ситуаций.

Эксквизитные ситуации являются тем «прерывом постепенно­сти» в жизни личности, которые представляют собой возможности перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения и структуры личностных свойств и выход на иное, более совершенное качество саморегуляции и взаимодействия с миром. В разрешении трудной ситуации актуализируются возможности личности как субъекта своей жизни. В патологическом случае эксквизитные ситу­ации могут загонять человека в болезнь.

Каждый человек, каждая культура нарабатывает свои уровни тер­пимости к эксквизитным ситуациям, ту степень овладения свобо­дой, которая переносима культурой и индивидуальным сознанием. Чем нетолерантнее культура и личность к эксквизитам, тем больше вероятность наработки и использования психозащитного способа проживания ситуации. В этом случае проблема, конфликт, стресс, кризис воспринимается в первую очередь как угроза личному благо­получию, своему лицу, своей ранее сложившейся целостности; весь психологический аппарат пытается защититься, отгородиться от та­ких ситуаций. Чем сложнее, дифференцированнее, богаче личность, чем креативнее и терпимее ее отношение к жизни, тем меньше мес­та остается для психологических защит и тем меньше потребность в искажениях реальности и в ее трансформации в соответствии с мо­дальностью личностной структуры.


 

Одна из первых попыток анализа понятия кризиса в отечествен­ной литературе предпринята в монографии Ф. Е. Василюка «Психо­логия переживания», в которой автором осуществлена деятельностная трактовка человеческих эмоций и переживаний. В качестве объ­екта своего исследования автор избрал процессы, с помощью кото­рых человек преодолевает критические жизненные ситуации. Про­ведено психологическое исследование того, что человек делает, ког­да сделать уже ничего нельзя, когда он попадает в ситуацию невозможности реализации своих потребностей, установок, ценно­стей. Переживание рассматривается как особая форма деятельно­сти, направленная на восстановление душевного равновесия, утра­ченной осмысленности существования, словом - на производство смысла. Разработано представление о переживании как особой дея­тельности по переделыванию человеком себя в мире и мира в себе и критических жизненных ситуациях. В книге показана опосредованность процессов переживания определенными психическими струк­турами.

Автором рассмотрены основные теории кризисов. Отличитель­ные черты теории кризисов, согласно Дж, Якобсону, состоят в следу­ющем: 1) теория кризиса относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; 2) теория кризисов подчеркивает не то­лько возможные патологические последствия кризиса, но и возмож­ности роста и развития личности.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные спосо­бы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внут­ренних, источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и де­прессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганиза­цией личности. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Понятие кризиса используется в медицинской и психологической литературе в двух основных значениях. В нервом случае под кризи­сом понимают «тяжелое переходное состояние, вызванное бо­лезнью, стрессом, травмой» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). Во втором случае термином «кризис» обозначается «эмоцио­нально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998). Как особое состояние кризис проходит 3 - 4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий); осознание действите­льности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»); острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии); реорганизация и рожде­ние нового (создание образа памяти).

 

Кризис как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность свое­го сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две основные формы кризиса: в первом случае кризис - это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором - такая возможность утрачена, и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного за­мысла.

Кризисы различаются по длительности и интенсивности. По со­держанию различают три основных вида кризисов: кризисы невро­тические, кризисы развития и травматические кризисы.

 







Date: 2015-05-23; view: 944; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию