Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие кризиса
Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Мы используем слово кризис, когда сталкиваемся с чрезвычайной, вызывающей стресс, ошеломляющей ситуацией. Понятие кризиса традиционно связано с представлением о 1) высоком психическом напряжении, переживаемом субъектом в момент кризиса. Оно также связано с 2) информационной неопределенностью, сопровождающей кризис, и в этом смысле можно рассматривать кризис как явление, содержащее в себе характеристики психической травмы. Однако кризис не сводится к психической травме, так же как он не сводится к состоянию психической напряженности. Кризис 3) содержит в себе потенциальную возможность роста и развития и в связи с этим 4) предполагает возможность трансцендирования, когнитивного и эмоционального выхода за пределы наличия бытия. Приход человека в этот мир предполагает его реализацию как некоего замысла, вследствие чего человек есть существо, превосходящее и себя, и мир. В любой миг бытия, в любой ситуации есть возможность для трансцендирования, есть возможность восстановить связь времен и пространств. Логики жизни требует от мимолетного человека, чтобы он жил так, как если бы его поступки предназначались для бесконечного исторического ряда. Об этом же говорит М. М. Бахтин: «Есть простое правило, по которому проверяется истинность жизни - спроси себя, сможет ли сохранить свою силу т, что ты чувствуешь, что ты думаешь сейчас, если вдруг узнаешь, что вот-вот должна прийти смерть? Станешь ли ты продолжать то, чем занимаешься в этот момент»? В трудных жизненных ситуациях мы обращаемся к проблеме конечности - трансцендентности ситуации жизни. Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Кризис определяется также в самом общем виде как качественное изменение психического статуса, связанное с угрозой актуального функционирования личности. Д. Продель дает следующее определение: «Психологический кризис представляет собой конфронтацию с условиями, которые предъявляют человеку чрезмерные требования». Кризисные ситуации - особые жизненные ситуации, которые неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности. Их решают процессы переживания. При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в острой, рискованной ситуации - в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта (А. Г. Амбрумова, 1983). Психологический кризис, по мнению Амбрумовой, это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. По большому счету, питательной средой для разворачивания жизненного кризиса является постоянно воспроизводимое в практике жизни противоречие между конечной формой существования личности и бесконечным процессом трансцендирования, т. е. выходом за пределы любой конечной формы существования. Этот конфликт перманентен и актуализируется сомнениями в возможности удовлетворения потребности в смысле жизни. В этом конфликте актуализируется так называемая эвристическая компетентность - неосознавае-мая уверенность в своих способностях решить проблему, даже несмотря на то. что до этого у индивида не было опыта разрешения подобных ситуаций. Эксквизитные ситуации являются тем «прерывом постепенности» в жизни личности, которые представляют собой возможности перестройки ранее сложившихся структур деятельности, общения и структуры личностных свойств и выход на иное, более совершенное качество саморегуляции и взаимодействия с миром. В разрешении трудной ситуации актуализируются возможности личности как субъекта своей жизни. В патологическом случае эксквизитные ситуации могут загонять человека в болезнь. Каждый человек, каждая культура нарабатывает свои уровни терпимости к эксквизитным ситуациям, ту степень овладения свободой, которая переносима культурой и индивидуальным сознанием. Чем нетолерантнее культура и личность к эксквизитам, тем больше вероятность наработки и использования психозащитного способа проживания ситуации. В этом случае проблема, конфликт, стресс, кризис воспринимается в первую очередь как угроза личному благополучию, своему лицу, своей ранее сложившейся целостности; весь психологический аппарат пытается защититься, отгородиться от таких ситуаций. Чем сложнее, дифференцированнее, богаче личность, чем креативнее и терпимее ее отношение к жизни, тем меньше места остается для психологических защит и тем меньше потребность в искажениях реальности и в ее трансформации в соответствии с модальностью личностной структуры.
Одна из первых попыток анализа понятия кризиса в отечественной литературе предпринята в монографии Ф. Е. Василюка «Психология переживания», в которой автором осуществлена деятельностная трактовка человеческих эмоций и переживаний. В качестве объекта своего исследования автор избрал процессы, с помощью которых человек преодолевает критические жизненные ситуации. Проведено психологическое исследование того, что человек делает, когда сделать уже ничего нельзя, когда он попадает в ситуацию невозможности реализации своих потребностей, установок, ценностей. Переживание рассматривается как особая форма деятельности, направленная на восстановление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом - на производство смысла. Разработано представление о переживании как особой деятельности по переделыванию человеком себя в мире и мира в себе и критических жизненных ситуациях. В книге показана опосредованность процессов переживания определенными психическими структурами. Автором рассмотрены основные теории кризисов. Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж, Якобсону, состоят в следующем: 1) теория кризиса относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; 2) теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические последствия кризиса, но и возможности роста и развития личности. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних, источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение. Понятие кризиса используется в медицинской и психологической литературе в двух основных значениях. В нервом случае под кризисом понимают «тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). Во втором случае термином «кризис» обозначается «эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998). Как особое состояние кризис проходит 3 - 4 стадии: шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий); осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки «разрушить реальность»); острое горе и отчаянье (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии); реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).
Кризис как процесс переживания понимается как поворотный пункт в реализации своего жизненного пути, внутреннего замысла своей жизни (Ф. Василюк). Он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации. Можно выделить две основные формы кризиса: в первом случае кризис - это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором - такая возможность утрачена, и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Кризисы различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы.
Date: 2015-05-23; view: 944; Нарушение авторских прав |