Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные кризисы





Кризисы развития, или возрастные кризисы, возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системны­ми преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельно­сти и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (около года) периоды он­тогенеза, характеризующиеся резкими психологическими измене­ниями, когда личность человека приобретает новое психологиче­ское качество (новую психологическую модальность). Форма, дли­тельность и острота возрастного кризиса может значительно варьи­ровать в зависимости от индивидуально-типологических особенно­стей личности, макро- и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон. Л. Выготский. Л. Божович). Другие авторы видят в воз­растных кризисах девиантное, злокачественное проявление индиви­дуального развития (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец).

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение лич­ности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных пе­риодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникнове­нием основных новообразований предшествующего стабильного пе­риода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологи­ческому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций со­ставляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Поведенческие критерии возрастного кризиса - трудновоспитуемость, упрямство, негативизм - Выготский считал необходимыми и выражающими единство негативной (деструктивной) и позитив­ной (конструктивной) сторон кризиса. Д. Б. Эльконин полагал, ч го эмансипация от взрослого, составляющая основу любого возрастно­го кризиса, служит основой качественно нового типа связи со взрослым. Возрастные кризисы являются необходимыми и законо­мерными, включая и характерные негативные черты поведения. Вы­раженное негативное отношение к «старой» социальной ситуации в определенной мере обеспечивает полноту готовности действовать в новой социальной ситуации развития.

По сравнению с кризисами детского и подросткового периодов кризисы зрелых периодов жизни и старости изучены хуже. Такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают зна­чительно реже. При этом перестройки смысловых структур созна­ния и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к сме­не характера деятельности, происходят более скрыто (Э. Эриксон. Ш. Бюлер, П. Жане).

 

Date: 2015-05-23; view: 546; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию