Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-экономические и правовые основы предупреждения семейно-бытовых конфликтов
Исследование криминологических проблем предупреждения правонарушений, возникающих в сфере конфликтных семейно-бытовых отношений, требует предварительного рассмотрения некоторых общих методологических положений. Они связаны, прежде всего, с анализом содержания и сущности основных сфер жиз недеятельности людей, под воздействием которых про исходит социализация личности, формирование ее идеалов, установок и ценностных ориентации; с особен ностями внутрисемейных, личностно-бытовых и общественно-бытовых отношений как части социальных отношений, в которых находит выражение образ жизни людей, характер взаимоотношений между ними; с негативными сторонами и противоречиями обыденного сознания, психологической несовместимостью между людьми, индивидуалистическими взглядами и побуждениями, выступающими в качестве объективных и субъективных предпосылок совершения семейно-бытовых правонарушений. В философской и социологической литературе еще не выработано однозначного понимания и четких критериев разграничения основных сфер жизнедеятельности людей. Наиболее целесообразным представляется выделить следующие относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности людей: 1) общественно-производственную, включая экономику, область государственного управления и научную деятельность; 2) учебную, охватывающую все формы социально организованного обучения несовершеннолетних, молодежи и трудящихся; 3) общественно-политическую, включающую социально-культурную и все формы общественной деятельности трудящихся; 4) семейно-бытовую, состоящую из трех основных разновидностей: внутрисемей ной (отношения менаду супругами, родителями и детьми); личностно-бытовую (отношения в бытовых микрогруппах вне семьи); общественно бытовую (об щественный быт, бытовые услуги, межличностное общение в общественных местах); 5) досуговую, вклю чающую общественно организованный досуг и неорга низованные виды свободного времяпрепровождения. Целесообразность расчленения на указанные составные части дает возможность глубже осознать особенности и значение каждой сферы в генезисе жизнедеятельности, разграничить их функции, определить степень развитости и согласованности, раскрыть характер и направленность взаимодействия между ними. Для семейно-бытовой сферы наиболее характерным является повседневное обслуживание, межличностное общение в кругу семьи и домашняя работа, уход за детьми, дорога к месту работы и обратно; для досуговой сферы - избирательное внесемейное общение, непрофессиональное творчество, бездеятельный. Разграничение семейно-бытовой и досуговой сфер имеет важное познава тельное значение, по скольку облегчает выявление и более полное раскрытие их функций, ориентирует на проведение целенаправленных дифференцированных мер по предупреждению семейно-бытовых и досуговых правонарушений со стороны участкового уполномоченного полиции. Одной из наиболее устойчивых и социально значимых форм бытовой общности людей, как известно, выступает семья, отношения «между мужем и женой, ро дителями и детьми». Являясь первичной ячейкой общества, семья характеризуется постоянством функционирования, чувством родства и непосредственной близостью общения, оказывает огромное влияние на интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие ее членов, формирование потребностей и ценностных ориентации. Объединяя свои усилия с деятельностью других институтов социального воспитания, семья призвана формировать положительные качества ее членов, неповторную личность нового чело века. В отличие от других воспитательных институтов она способна воз действовать и обычно оказывает избирательное воздействие на все стороны и грани человека в течение всей его жизни, вы ступая не только эффективным, но и необходимым звеном длительного процесса социализации личности. Жизнь, однако, убедительно показывает, что большие потенциальные воспи тательные и предупредительные возможности семьи не всегда и не везде используются в полной мере, ее вклад в решение задач социализации личности и профилактики семейно-бытовой конфликтности может и должен быть увеличен. Отношения в семейно-бытовой сфере обычно возни кают и реализуются в замкнутых бытовых микрогруппах и во многом зависят от личностных осо бенностей их носителей. Они наименее формализованы, слабо поддаются целенаправленному воздействию и правовому урегулированию. Поскольку источниками формирования обыденного сознания являются не только эмпи рические житейские суждения, но и устаревшие традиции, обычаи и пережи точные представления, необходимы систематическая работа по повышению его уровня, целенаправленное управление процессом постепенно го выравнивания и сближения всех уровней общественного сознания. Несмотря на то, что в период проведения реформы МВД РФ был принят Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ, участковый уполномоченный полиции до 1 января 2012 г. временно осуществлял свою дея тельность по предупреждению насилия в семье в соответствии с Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции 1. Работая на участке, участковый уполномоченный полиции ежедневно осуществляет приём граждан, среди которых чаще всего бывают женщины, которые нередко обращаются по поводу недостойного или противоправного поведения мужа, соседа и других лиц. Эту информацию участковый уполномоченный также может получить из письменных заявлений, что помогает ему знать лиц, на которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения правонарушений насильственного характера в отношении женщин, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, и проводить с ними определённую работу. Для получения информации используются различные источники. Ежедневно в дежурную часть органов внутренних дел берётся информация о поступивших заявлениях по поводу семейно-бытовых конфликтов, поступивших в медицинский вытрезвитель пьяных дебоширов из квартир по заявлению граждан. Употребление алкоголя отрицательно сказывается на нервной системе человека, а именно алкогольное опьянение чаще всего бывает одним из условий, способствующих совершению насилия в семье. Удовлетворяя ежедневную потребность в употреблении спиртных напитков, мужчина ставит свою семью в затруднительное материальное положение, а также зачастую ущемляет их права на отдых и перекладывает свои обязанности по воспитанию детей на жену. На уровне индивидуального предупреждения, которое носит комплексный характер, воздействуя на семейно-бытового правонарушителя и социальную среду, профилактическая значимость правового обеспечения проявляется применительно к конкретным нормам права. Они выступают основанием для оказания целе направленного профилактического воздействия, призваны создать необходимые правовые предпосылки охраны прав личности и стимулировать деятельность субъектов при осуществлении превентивного и последующего социального контроля в сфере профилактики семейно-бытовых правонарушений. Поскольку такое воздействие обычно затрагивает интересы личности, влияет на осуществление ею своих прав и возлагает определенные обязанности на субъектов предупреждения, актуальной является дальнейшая научная разработка системы эф фективных правовых гарантий, обеспечивающих законность и обоснованность применения мер индивидуальной профилактики в отношении конкретного лица или группы лиц из числа ближайшего семейного или бытового окружения. В основе преступных деяний, возникающих в сфере семейно-бытовых отношений, лежит острый межличностный конфликт, противоречие между правонарушителем и потерпевшим на почве внутрисемейного (между супругами, родителями и детьми), личностно-бытового (между соседями, знакомыми и иными лицами микро среды) или общественно-бытового (между покупателем, продавцом или работником сферы услуг) неформального общения. Следует при этом учитывать, что конфликтные отношения между семейно-бытовым правонарушителем и потерпевшим могут возникать в различных пространственно-временных границах, существенного воздействия, можно выделить систему предупреждения преступлений и других правонарушений совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений. Как целостное образование высокой степени общности система предупреждения семейно-бытовых право нарушений, в свою очередь, поддается дальнейшему членению по многим системообразующим признакам. По разновидностям исследуемой сферы жизнедеятельности она интегрирует три родственные, одноуровневые подсистемы предупреждения правонарушений: а) в сфере конфликтных внутрисемейных и семейно-брачных отношений; б) в сфере конфликтных соседских, приятельских и иных личностно-бытовых отношений вне семьи; в) в сфере конфликтных общественно-бытовых отношений. По объектам социального контроля и возрастным характеристикам семейно-бытовых правонарушителей она образует четыре одноуровневые, родственные подсистемы предупреждения: а) среди несовершеннолетних; б) среди молодежи; в) среди лиц среднего возраста; г) среди лиц преклонного возраста.
Date: 2015-05-23; view: 1428; Нарушение авторских прав |