Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции в сфере семейно-бытовых отношений





Профилактика внутрисемейного насилия очень сложна. Не секрет, что большая часть насильственных преступлений в семье рассматривается окружающими как сугубо личное дело членов семьи, поэтому многие факты остаются без внимания, в то время как профилактика насилия в семейно-бытовой сфере предполагает диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи; участие всех заинтересованных ведомств, учреждений, общественных организаций, коллективов учебных заведений и трудовых коллективов.

Предупреждению насильственных преступлений против личности способствует и наказание, адекватное содеянным преступлениям, ответственность за которые предусмотрена нормами уголовного закона с так называемой двойной превенцией. В связи с этим особое значение отводится роли сотрудников полиции по выявлению и своевременному пресечению таких противоправных действий. Своевременное раскрытие малозначительных правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям норм права, строгий спрос с лиц, их совершающих, способствует сокращению числа тяжких насильственных преступлений.1
Важная роль в профилактике насильственных преступлений против личности принадлежит участковым уполномоченным полиции, которые выполняют свои функции непосредственно на улицах и в других общественных местах, где совершается значительная часть нарушений общественного порядка, антиалкогольного законодательства, возникают конфликтные ситуации, своевременное реагирование на которые может привести к предотвращению тяжких посягательств на личность.

Ниже мы рассмотрим основы предупреждения семейно-бытовых конфликтов, а также меры предупреждения и воздействия на правонарушителей со стороны участкового уполномоченного полиции более подробно.

В современном российском обществе насилие в семье, к сожалению, носит массовый характер. Его существование обусловлено большим комплексом экономических, социальных, культурных, нравственных, психологических проблем.
Насилие существует в открытых или латентных формах во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, духовной и семейно-бытовой. Оно имеет универсальный характер. Объектом его может стать любой человек и любая семья, независимо от их социального положения, уровня жизни, места жительства.1

На протяжении длительного времени участковыми уполномоченными полиции реализуется система мер пресечения и предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, задачами которой является своевременное выявление лиц, допускающих совершение правонарушений по месту жительства в отношении членов семьи, близких родственников иных близких лиц, а, впоследствии, проведение с правонарушителями профилактической работы, направленной на недопущение с их стороны противоправных действий в быту.
Участковыми уполномоченными полиции предпринимается ряд планомерных и долговременных мер, направленных на стабилизацию ситуации по производству и незаконному обороту спиртосодержащей продукции, предупреждению незаконных проявлений насилия в семьях. Отмечено, что «насилие в семье» характеризуется достаточно высоким уровнем латентности, то есть фактически преступления и правонарушения на семейно-бытовой почве совершаются, но не всегда потерпевшая сторона обращается за помощью в органы внутренних дел. Этот фактор не позволяет своевременно поставить лицо, допускающее правонарушения на семейно-бытовой почве, на соответствующий профилактический учет и как результат, предотвратить совершение им преступлений и правонарушений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Анализ причин и условий, способствовавших совершению указанных преступлений и правонарушений, указывает на то, что в большинстве случаев они совершались лицами не работающими, систематически злоупотребляющими спиртными напитками. Нередки случаи, когда семейно-бытовой скандал приводит к трагическим последствиям. Обычно это происходит в семьях, где возникают скандалы с применением физической силы его участников. Своевременное обращение соседей, родственников в полицию позволит осуществить правоохранительными органами профилактические мероприятия и предотвратить трагические последствия.

Проблема насилия в быту становится все более актуальной для современной России и фактически сформировалась в самостоятельную социальную проблему. Особенно ярко последствия этого явления отражаются в неблагополучных семьях, в том числе на судьбах детей: наблюдается устойчивый рост среди них беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, правонарушений. Ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, 10 этих детей умирают от побоев, а 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством1.

Инструкция по организации работы участкового уполномоченного, утвержденная приказом МВД № 900 от 16 сентября 2002 г. к основным обязанностям участкового уполномоченного полиции2, относит практически все обязанности, возложенные на полицию согласно ст. 12 Закона РФ «О полиции»3. Тем самым еще раз хочется обратить внимание на ключевую роль участковых уполномоченных полиции в обеспечении успешной профилактики преступлений и правонарушений.
Сталкиваясь один на один с проблемами такого масштаба, участковые уполномоченные полиции часто не имеют выработанных методик и тактики их решения. Фоном для проявления насилия является распространение бытового пьянства, алкоголизма, безработицы, имущественные споры и, как следствие, рост конфликтных ситуаций в семье. Практически каждое третье преступление совершается на почве злоупотребления спиртными напитками. Более половины лиц, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода. Для решения этих проблем, которые стали общенациональными, сил участкового уполномоченного полиции явно недостаточно.

Лица, получившие телесные повреждения на почве семейно-бытовых конфликтов, прочно занимают первое место среди различных категорий потерпевших от насильственных правонарушений и значительно опережают по количеству жертв от прочих видов правонарушений.

Официальная российская статистика не имеет возможности объективно оценить масштабность данного явления. Как правило, жертвы не хотят сообщать, что они подверглись насилию. Зачастую их останавливает страх, чувство стыда или чувство преданности семье. Жертвы семейного насилия не обращаются в правоохранительные органы даже тогда, когда насилие носит физический характер. А в случае систематического психологического насилия у жертвы даже не возникает мысли о возможности привлечения к разрешению конфликтов официальных органах. В результате семейное насилие фиксируется только тогда, когда совершается правонарушение.

Латентный характер насильственной преступности обуславливает сложность раскрытия данных преступных деяний и их предупреждения. Поэтому к участковому уполномоченному полиции за помощью обращается меньшее количество потерпевших, чем есть на самом деле. Но это количество требует большого количества и сил, которых у участкового уполномоченного не всегда хватает.
Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяют вся мировая общественность и властные структуры государств.

Приоритетом в решении этих проблем являются активная профилактическая работа участкового уполномоченного полиции, предупреждение семейного неблагополучия, раннее вмешательство, помощь семьям в преодолении возникших проблем.
Неблагополучная семья – это находящаяся в социально опасном положении, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними1. Неблагополучие колеблется от скрытого эмоционального неприятия ребенка до жесткого и жестокого его неприятия.

В совокупности взаимодействия и взаимосвязи криминогенные факторы внешней среды и семейного неблагополучия зачастую влекут за собой проявления жестокости по отношению к детям. Именно они менее всего защищены от поведенческих срывов родителей и лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних.
Российское законодательство достаточно полно определяет круг лиц, на которых распространяется исполнение обязанностей по воспитанию детей. Основной правовой нормой по данному вопросу является установленное в статье 38 Конституции Российской Федерации положение о том, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей2 (См. Приложение 3). Когда они отсутствуют или не способны выполнять эти обязанности, то их несут опекуны или попечители, отчим и мачеха, дедушка и бабушка (статьи 56,63-65,150 и другие Семейного кодекса Российской Федерации)3.

Выявление неблагополучных семей и применение к ним мер воздействия различного характера должно осуществляться на ранних стадиях, когда социально-негативное поведение родителей не оказало решающего влияния на формирование личности ребенка.

Источники, от которых сотрудник полиции получает информацию о семейном неблагополучии, довольно разнообразны. Здесь на первое место выходит такая функция органов внутренних дел, как установления взаимодействия с жителями и должностными лицами.

Органы внутренних дел в качестве одного из основных средств по пресечению семейного неблагополучия рассматривают повышение предупредительной роли административной ответственности и наказания лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ - «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»)1. Невыполнение обязанностей может выражаться в уклонении от нравственного воспитания, физического развития, укрепления здоровья детей, в отсутствии должного надзора за их поведением.

Воспитание состоит из различного рода действий родителей, одним из элементов которых является надзор за поведением ребенка. Поэтому легкомысленное либо безразличное отношение родителей или лиц, их замещающих, к поведению ребенка, отсутствие должного наблюдения за поведением и его соответствиям нормам жизни общества часто ведут к совершению детьми правонарушений. В силу этого основанием для ответственности родителей в случае совершения детьми административных проступков и иных правонарушений является также ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию, приведшее к правонарушению.

Ответственность по комментируемой статье могут нести только родители, то есть лица, записанные отцом или матерью ребенка, в том числе и те, отцовство которых установлено в соответствующем порядке, но и иные лица, которых закон приравнивает к ним в части выполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей: а) усыновители, обладающие по отношению к ребенку тем же объемом прав и обязанностей, как и законные родители; б) опекуны и попечители, обязанности которых в части воспитания их подопечных идентичны обязанностям родителей.

На региональном уровне одним из методов пресечения семейного неблагополучия может послужить применение статей законодательства местного уровня, которое призвано регулировать данные вопросы на уровне субъекта федерации.

Пресечения семейного неблагополучия в значительной мере зависит от возможности раннего предупреждения насильственных преступлений в семье.

Учреждений органов здравоохранения:

- врачей, медицинских сестер и иного персонала поликлиник и иных медицинских учреждений лечебного профиля, травматологических пунктов, бюро судебно – медицинских экспертиз, больниц и других лечебных и диагностических медицинских учреждений.

Комиссий по делам несовершеннолетних:

- ответственных секретарей, членов комиссии, представителей общественности либо по материалам, поступающим на родителей или лиц, их заменяющих, а также в отношении подростков в связи с совершением ими право нарушений;

Органов внутренних дел:

- сотрудников служб и подразделений, которые в пределах своей компетенции привлекаются к рассмотрению жалоб, заявлений, обращений граждан, должностных лиц, организаций по фактам неисполнения обязанностей по вос питанию и обучению детей, сочетаемой с жестким обращением с детьми и подростками;

Органов местного самоуправления:

- служащих этих органов, на которых возложено рассмотрение жалоб, заявлений и обращений по фактам невыполнения обязанностей по воспитанию детей, лицами, на которых такие обязанности возложены законодательными и иными нормативными актами.

Осуществление проверки информации и сбор доказательств, необходимых для возбуждения уголовного дела по ст. 156 УК РФ.

В ходе проверки необходимо выяснить и тщательно задокументировать следующие обстоятельства:

- в чем заключаются действия (бездействия) в процессе воспитания несо вершеннолетнего;

- какой вред (физический, психический, нравственный) причиняется ребенку или подростку;

- в чем выразилось жестокое обращение с несовершеннолетним.

Одной из форм раннего предупреждения семейного неблагополучия, является проведение информационно-просветительской работы. В образовательных учреждениях области на родительских собраниях сотрудниками подразделений по работе с несовершеннолетними правонарушителями проводятся выступления с разъяснением видов административной и уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних. Положительно зарекомендовала себя работа сотрудников полиции по освещению семейного неблагополучия в средствах массовой информации.

Таким образом, проблема семейного неблагополучия - всегда проблема комплексная: идет ли речь о конкретной семье или о ситуации с положением семей в регионе, профилактическая работа с неблагополучными семьями предполагает, в первую очередь, создание таких условий, чтобы в случае затруднений в выполнении семьей какой-либо ее функции, была реальная возможность обратиться за помощью и получить ее достаточно быстро, в полном объеме и с соблюдением основных принципов законности и социального обслуживания.

Пресечение бытового насилия весьма сложно. Оно предполагает, во-первых, точную диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; во-вторых, сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской; в-третьих, участие в такой работе, как правоохранительных органов, так и медицинских учреждений, общественных органов, коллективов школ, других учебных заведений, трудовых коллективов. Предупреждение пьянства, лечение алкоголизма и других психических расстройств - важная составная часть всей профилактической работы. Необходим специальный закон о предупреждении насилия в семье. В основном такая работа возложена на участковых уполномоченных полиции, сил которых явно недостаточно.

На наш взгляд, в настоящее время Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ выполняют скорее карательную функцию, они ориентированы на наказание, а не на воспитание и профилактику. Но чтобы преодолеть насилие в семье, одних карательных мер не хватает, нужна серьезная работа в сфере профилактики и воспитания. Институты оказания социальной помощи семье только создаются. Они немногочисленны, не обладают всем необходимым для профилактической работы в семье. На их деятельности негативно сказывается отсутствие необходимой правовой базы. Именно поэтому необходим закон, который создаст правовую базу для социальной работы по предотвращению насилия в семье. Пока же закон, в котором были бы закреплены функции, права и обязанности специальных служб по сохранению и восстановлению прав членов семьи, подвергшихся насилию, отсутствует.

Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию.

К административной ответственности может быть также привлечен родитель, недобросовестно выполняющий обязанности по воспитанию своего ребенка.

Но законодательного регулирования требуют проблемы:

- профилактики правонарушений в семье;

- социальной поддержки жертв насилия в семье;

- защиты личности от насилия в семье;

- создания системы специальных социальных служб.

 

Date: 2015-05-23; view: 5217; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию