Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дереализация





См. Деперсонализация.

ДЕФЕКТ

Этим термином обозначаются целостные клинические картины наступающих в результате психических заболеваний (шизофрении, МДП, органических поражениях головного мозга и т. д.) негативных изменений, динамика которых носит количественный, но не качественный характер. Клинически Д. проявляется разного уровня обеднением высших психических, эмоциональных, волевых свойств, собственно личностных характеристик (круга ценностей, интересов, привязанностей и пр.). При оценке Д. необходимо учитывать исходный доболезненный уровень развития личности и ее особенности, ибо сами по себе качественные характеристики психики и личности могут быть индивидуально-типическими свойствами. Значение Д. для социальной адаптации различно: в ряде случаев нерезко выраженный Д. может даже способствовать адаптации, “заземляя” потребности и интересы, повышая степень конформности. Однако, чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что Д. будет неблагоприятно сказываться на дальнейшем развитии, препятствуя достижению нормального уровня, сочетаясь с присоединяющейся задержкой психического развития. (В. Башина, В. Каган)

Выделяют несколько видов Д.

Изменения личности аутистического типа с дисгармоническим развитием. Состояние, прежде всего, определяют отрешенно-аутистическое поведение, слабость контактов, черты дисгармонического инфантилизма. Личностные расстройства могут быть верифицированы как мягкие, психопатоподобные. Эмоциональное потускнение проявляется в утрате свойственной возрасту яркости чувств, в элементах диспропорции типа “дерево–стекло”. В привычках выступает педантизм. Интеллектуальные предпосылки, сохраняясь, становятся менее зрелыми, объем интересов суживается, иногда с появлением аутистических увлечений. В соматическом облике выявляется хрупкость, гипопластичность, моторная неловкость.

Эти изменения возникают после психотических состояний. Хрупкие, сенситивные дети приобретают черты ригидности, эмоционального потускнения; гиперстеничные — утрачивая силу, становятся хрупкими; синтонные — отчужденными; эгоцентрические — утрачивают способность быть лидерами и т. д., т. е. наблюдается изменение ранее свойственной линии личностного развития.

Вариантом этого типа Д. являются состояния, в которых более резко выступает диссоциированная задержка психического развития, с пустым, аутистически-отрешенным поведением. Абстрагирование затруднено, не всегда возможно последовательное мышление, могут быть элементы разорванности мышления. Речь бедная, в связи со шперрунгами затруднено изложение мыслей. Запас знаний отстает от возрастной нормы. Эмоции обеднены. Аффект неустойчив и уплощен. Привязанности ослаблены, в большинстве своем носят симбиотический характер. Побуждения к деятельности недостаточны. Возможны как резидуальные, так и кратковременные эпизоды продуктивных расстройств в виде импульсивных поступков, стереотипных движений, тиков, навязчивостей, патологических привычных действий, рудиментарных страхов, окликов.

Подобные состояния могут развиваться после приступов и шубов эндогенных заболеваний аффективной, неврозоподобной, полиморфной структуры, и гораздо реже как самостоятельные с самого начала болезни.

Личностное расстройство с преобладанием явлений психической слабости и неглубокой задержкой психического развития. На фоне редукции энергетического потенциала и связанного с ней снижения активности идет формирование психического инфантилизма. Дети с трудом приобретают знания, в школьном возрасте дублируют классы, нередко нуждаются в переводе на индивидуальное обучение. В состояниях после шизофренических приступов в структуре личности особо обращает на себя внимание вялость побуждений, заострение сенситивности наряду с ригидностью, нарушения мышления, инкогерентность мышления, расстройства речи, колебания работоспособности, взаимосвязанные с расстройствами настроения.

Д. псевдоолигофренический. Характеризуется тяжелым диссоциированным психическим недоразвитием, иногда сочетающимся с патологическими соматическими стигмами. Речь и навыки самообслуживания почти не сформированы, аффективные и эмоциональные реакции недостаточны. Общение с родными расстроено. Поведение однообразное. Познавательная деятельность резко ослаблена. В ряде случаев снижены или, наоборот, усилены инстинктивные реакции. Речь как таковая сохранна, однако словарь беден, имеются аграмматизмы, инфантилизация манеры речи, наблюдаются фонографизм, эхолалии, эгоцентрическая речь, недоразвитие грамматических структур речи и другие расстройства. Общая и тонкая моторика диссоциированно незрелы.

В постприступном периоде детской шизофрении сохраняют свою актуальность и периодически усиливаются обедненные позитивные симптомы. Для них характерна сменяемость плоских апродуктивных гипоманий и субдепрессий, стереотипии, манерность, тикоидные движения, фобии, обманы чувств, бредоподобные идеи, рудименты кататонических расстройств, импульсивные действия. Исчезает жизнерадостность, снижаются активность и интерес к окружающему миру, пропадает радость от общения с родными и сверстниками. Дети перестают самостоятельно одеваться, пищу крошат, хватают ее руками. Ранее приобретенные навыки утрачиваются, заменяясь архаическими формами с использованием вкусовых, обонятельных, тактильных ощущений; удовлетворение доставляют примитивные ощущения от ощупывания, облизывания, обнюхивания вещей вместо их использования по назначению. Если ребенок уже говорил, то речь подвергается регрессу, ассоциации становятся рыхлыми, появляются аграмматизмы, ответ состоит нередко из одного слова или ряда не связанных по смыслу слов, исчезают личные глагольные формы, местоимения. В речи непредсказуемо сменяют друг друга предикативные и номинативные формы. Затем слова заменяются слогами. Коммуникативные функции речи утрачиваются. Деятельность становится примитивной. Окружающее воспринимается с трудом. Смена обстановки вызывает страх. В целом для этого вида Д. характерны мозаичность, диссоциированность.

В формировании Д. п. большое место принадлежит регрессу психики, который зависит не только от характера болезни, но и от уровня зрелости функциональных систем организма ко времени начала болезни. Впоследствии к проявлениям регресса присоединяются симптомы задержки развития.

Д. п. с аффективными расстройствами. Включает в себя тяжелый Д. п., регрессивное диссоциативное поведение и стертые сменяющиеся аффективные расстройства. Субдепрессия протекает с аспонтанностью, когда дети большую часть дня залеживаются в однообразных позах, в стороне от всех, стараются закрыть лицо, голову руками, нередко хнычут либо становятся ажитированными, мечутся, кусают себя, наносят себе повреждения. На смену этим состояниям приходит слегка повышенное настроение с частичным восстановлением активности; оживляется игровая деятельность, обнубиляцкоторая носит регрессивный примитивный характер постукивания, потряхивания лентами или палочками, раздувания крошек, пересыпания или механического перекладывания игрушек. Временами дети становятся смешливы, дурашливы, гримасничают, прыгают, катаются по полу. Этим состояниям свойственна и аффективная реактивная лабильность, более отчетливые транзиторные аффективные эпизоды.

Д. п., формирующийся на начальных этапах шизофренического процесса, в последующем практически не компенсируется.

Д. п. с кататоническими симптомами. В этом состоянии по-прежнему остаются на первом месте проявления психического недоразвития, которые к тому же сочетаются с резидуальными кататоническими симптомами. Периодически наблюдается процессуальное оживление кататонических расстройств. У этих детей эмоциональная сфера резко уплощена, контакты аутистически обеднены. Выражена моторная неловкость с недоразвитостью тонких моторных актов. Характерны стереотипные движения регрессивного типа (атетозоподобные верчения пальцами рук, отталкивания от опоры кончиками пальцев, ходьба на цыпочках, гиперкинезы и др.). Речь с ограниченным запасом слов, в ней обнаруживаются эхолалии, неологизмы, мутизм, шепотная речь, необычные модуляции, необычный темп, интонационная искаженность, телеграфный стиль. У ряда детей нет вербальной, а нередко и жестовой, коммуникации.

Периодически наблюдаются эпизоды обездвиженности с длительным пребыванием в однообразных позах, замедленностью движений, с неожиданными вспышками импульсивности. В общении отмечаются амбивалентность и амбитендентность, импульсивный смех, ни к кому не обращенная речь. Иногда возникают состояния бесцельного возбуждения в виде маятникообразных раскачиваний, ходьбы или бега по кругу либо от предмета к предмету, сопровождающиеся негативизмом, гетерои аутоагрессией, разрушительными тенденциями. Бесцельная активность на короткое время сменяется целенаправленной. Дети сопротивляются воздействию, гримасничают, щурятся, прикрывают лицо руками, вытягивают губы в хоботок. Состояния возбуждения перемежаются вялостью, когда больные стремятся лечь, принимая вычурное положение типа “ежа”, утробной позы и др. Мышечная гипотония сменяется скоропреходящей гипертонией. Сон расстроен. Активная деятельность почти недоступна. Эти состояния трудно купируются лекарственными средствами, и дети нуждаются в надзоре и уходе в больничных условиях. У ряда больных проявления Д. п. сочетаются с кататоно-гебефренными и полиморфными расстройствами. Тогда в поведении отмечаются черты дурашливости, нелепости с мимоговорением, речевым напором, подчеркнутостью примитивных влечений (пищевых, сексуальных), либо эпизоды страха с элементарными зрительными, висцеральными галлюцинациями, отрывочными бредовыми фантазиями.

Психопатоподобные состояния. Из-за возрастной незрелости дифференциация типов психопатоподобных состояний у детей особенно затруднительна. Для них всегда характерна аффективная возбудимость, двигательное беспокойство, слабость побуждений к игровой деятельности, легкая пресыщаемость, тенденция к агрессии.

П. с. с анетическим симптомокомплексом (прототипом гебоидного синдрома у подростков). Нарушенное поведение сочетается, прежде всего, с эмоциональным недоразвитием, тяжелой патологией влечений, оппозицией к общепринятым нормам поведения, возможностью сочетания со стертыми аффективными и неврозоподобными симптомами.

Поведение неустойчиво, повышена чувствительность к собственным переживаниям при бесчувствии ко всему окружающему. Отчетливы симптомы протодиакризиса. Аффект лабилен, взрывчат. С раннего возраста проявляется патология в сфере влечений. Позднее формируются дромомания, клептомания, пиромания. В фантазиях звучат мотивы агрессии, крови убийств, мучений и т. п. Инстинкт самосохранения ослаблен, возможно снижение чувствительности к боли. С возрастом обнаруживается недостаточность социальных навыков, связанная с недоразвитием высших эмоций, формируется диссоциированная задержка психического развития. У некоторых детей наблюдается более грубая редукция энергетического потенциала, олигофреноподобный синдром, аффективная тупость с симбиотической зависимостью от родных.

П. с. с аутистическим фантазированием. Сочетаются с игровой деятельностью, носящей характер реализации патологических влечений, которые временами приобретают сверхценный или паранойяльный характер. Интерес к обычной деятельности отсутствует. Большую часть дня дети предаются однообразным аутистическим играм с бедной игровой фабулой. Фантазирование может иметь насильственный характер. Находясь под влиянием подобных фантазий, дети могут совершать импульсивные поступки, а при попытках ограничения то волнуются, то злобно-безутешны, то безучастны и пассивны. С возрастом в поведении нарастают чудаковатость, монотонность, ригидность; с трудом происходит становление высших нравственных представлений, не формируются реакции сопереживания, углубляется нивелированность эмоций.

П. с. с резкой аффективной лабильностью. Характеризуются аффективной неустойчивостью, несоответствием эмоциональных реакций силе раздражителя, моторной расторможенностью. Дети легко утрачивают эмоциональное равновесие и самоконтроль, возбуждаются, кричат, ломают игрушки, бьют окружающих, необузданно выражают как отрицательные, так и положительные эмоции. Аффективные реакции часто немотивированны, парадоксальны, изменчивы. Поведение определяется возбуждением, отсутствием интереса к любым занятиям, играм, пресыщаемостью. На этом фоне возможны расстройства настроения без четкой очерченности фаз, навязчивости, патологизация инстинктивных проявлений и влечений. Холодность, эгоцентризм, диссоциированный инфантилизм, отгороженность от сверстников с годами усугубляются.

П. с. с истероформными расстройствами. Психопатоподобное поведение сочетается с амбитендентностью, гротескно-демонстративными реакциями, нелепой обидчивостью. При выражении недовольства больные склонны к демонстративности: бьются на полу, усиленно дышат, изгибаются, принимают вычурные позы, разбрасывают вещи, отказываются от приема пищи, требуют к себе внимания и тут же отвергают его. Настроение обычно лабильное с постоянной готовностью к недовольству — больные конфликтны, ни к кому не испытывают привязанности. Стремление привлечь к себе внимание, склонность к преувеличению, нарочитость поведения придают ему гротескный или нелепый характер. Состояние монотонно, дети недоверчивы, неконтактны, апродуктивны. Возможно патологическое фантазирование по типу “грез наяву”.

П. с. с метафизической интоксикацией. Для этих состояниях характерны необычные для возраста “заумные” интересы с примитивными, по-детски формулируемыми вопросами об отвлеченных вещах, проблемах мироздания и т. п. Иногда возникает страсть к нелепому собирательству ненужных вещей. В мышлении обнаруживается тенденция к оторванному от жизни рассуждательству с паралогичностью, полярностью в заключениях, своеобразными символизациями. Интерес к направленной деятельности пропадает, блекнут побуждения к познанию нового.

П. с. с резидуальными идеями отношения, бредоподобными фантазиями. Протекают с постепенным нарастанием негативных личностных изменений, снижением активности, падением интереса к окружающему, вялостью побуждений наряду с замкнутостью, ригидностью, диссоциированным инфантилизмом. Резидуальные продуктивные симптомы отрывочны, бессистемны, стереотипизированы, почти не проявляются в поведении, приобретают отвлеченный характер, утрачивают аффективную насыщенность.

П. с. трудно дифференцируются по всем перечисленным признакам. Очень сходные состояния могут возникать не только после клинически разных приступов шизофрении, но и в начале болезни, что требует дифференциации с психопатиями.

Регрессивных проявлений симптомокомплекс. Регресс может быть тотальным и парциальным, что зависит не только от специфики болезни, но и, главным образом, от уровня развития функциональных систем ко времени ее начала.

Проявления регресса в конце 1-го — начале 2-го года жизни заключаются в отрешенности от окружающего, смене ходьбы ползанием и целенаправленных движений рук — хаотическими атетозоподобными движениями пальцев, которые в норме свойственны детям первого месяца жизни. Двигательная активность быстро стереотипизируется.

При формировании данного симптомокомплекса у детей в возрасте 1–5 лет угасают присущие детям живость, подвижность аффекта, обедняются эмоциональные реакции, падает активность. Дети утрачивают интерес к окружающему миру, перестают сами одеваться, неряшливо едят, пищу хватают руками, крошат ее. У них исчезает интерес к сверстникам, пропадает радость от общения с родителями. Сужается круг деятельности. Ранее приобретенные представления, понятия об окружающем мире, деятельности утрачиваются, что проявляется в примитивизации поведения, в том числе игрового. В играх исчезают сюжетность и функциональность: дети трясут, ощупывают, обнюхивают, лижут игрушки, игра сводится к примитивным моторным актам, ощущениям, становится стереотипной. Тонкие направленные движения пальцев рук замещаются стереотипными верчениями пальцев рук вблизи лица, у глаз. Ходьба сочетается с ползанием, возникают стереотипные кружения и раскачивания.

Если ребенок к началу заболевания умел говорить, то речь подвергается регрессу прежде всего. Фразы упрощаются по смыслу, становятся короче, затем полностью заменяются фонемами, слогами и нечленораздельными звуками. У детей с хорошо развитой к началу болезни речью можно наблюдать нарушения построения предложений, замена фразовой речи малоструктурированным потоком не связанных по смыслу слов, слогов. В речи исчезают личные глагольные формы и личные местоимения. Речь становится косноязычной, лепетной, невнятной, слова сменяются слогами, а затем речь почти полностью утрачивается. Большую часть дня дети проводят в бездействии, лишь иногда обращаясь к примитивным стереотипным формам игры. В таком состоянии дети плохо переносят смену привычного распорядка, на попытки вовлечения их целенаправленную деятельность отвечают протестом. Регресс поведения может наступать остро или устанавливается в течение 3–6 мес.

Возможно формирование состояний с регрессом только наиболее сложных навыков поведения. Тогда утрачивается подчиняемость родным, исчезают чувство стеснения, социальные навыки, навыки самообслуживания, игры становятся беспорядочными, к ним быстро иссякает интерес. В ряде случаев проявления регресса входят в сложные симптомокомплексы. Так, нередко с симптомами регресса сочетаются кататоноподобные расстройства. Наблюдаются как полиморфные симптомокомплексы, состоящие из аффективных, неврозоподобных, кататоноподобных расстройств с регрессивными симптомами, так и аффективные и психопатоподобные с присоединяющимися регрессивными проявлениями.

К проявлениям регресса у детей 3–5 лет впоследствии может присоединиться задержка умственного развития. Поэтому прогностическое значение рассматриваемого симптомокомплекса очень велико. Чем менее выражены проявления регресса, тем благоприятнее прогноз. После состояний регресса у детей 3–5 лет возможна частичная компенсация в развитии. (В. Башина)

Date: 2015-05-23; view: 541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию