Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смелость
ГОРДЫНЯ ЗЛОСТЬ ЖЕЛАНИЯ СТРАХ УНЫНИЕ АПАТИЯ ВИНА СТЫД
Различные уровни бытия
Можно почувствовать основной лейтмотив человека, из которого он наиболее часто действует или от которого он пытается освободиться, поскольку выбрал уровень смелости. Это и есть Работа. Мы видим, что человек борется против гордыни и апатии, тогда как другой человек борется против своей вины, бесконечных желаний (требований) или страха и т.д.
С.: Эти уровни расположены в иерархическом порядке, от высшего к низшему?
В том порядке, в котором я привёл.
С.: Почему стыд хуже уныния?
Подумайте об этом: когда кто-то переживает стыд, он будто не существует. Вы видели пристыженных людей? А самих себя, когда вы чувствуете стыд? Люди, испытывающие стыд, похожи на изгоев; в прошлом так и происходило - их изгоняли, они более не существовали, и в большинстве религий изгнанного, или отлучённого от церкви, любой имел право убить, поскольку его считали больше не существующим. Когда вы стыдитесь – мы говорим о негативном стыде, поскольку есть ещё и другая, весьма отличная форма, - вы не существуете больше. Что вы делаете, когда стыдитесь? Вы стараетесь спрятаться, вы изгоняете сами себя. В состоянии стыда ничего не возможно; вы опускаете голову - вас здесь больше нет, и это очень близко к абсолютной изоляции и тюремному заточению внутри самого себя. Вина. Из состояния вины вы не можете быть созидательным, вы можете только реагировать. В состоянии вины вы считаете, что прежде, чем позволить себе жить, вы должны загладить то, что совершили, - поэтому это очень плохая движущая сила, и с ней невозможно жить. Следом - апатия. Вместе с двумя предыдущими уровнями мы получаем отрицание жизни, или нечто очень близкое. При апатии жизни практически нет, нет энергии. В то время как у стыда и вины есть очень сильное движение к негативному, апатия ни положительна, ни отрицательна. Сразу за апатией идёт уныние.
С.: У которого также есть сила инерции...
Да, инерционная сила, похожая на ту, что мы находим в апатии, но, тем не менее, не совсем та же самая. Со страхом у нас появляется больше жизни: страх заставляет нас дрожать или убегать. Есть разница между тем, кто боится, и тем, кто тотально угнетен. Иногда страх нас парализует, но в другой раз мы уже оказываемся близко к следующему, расположенному выше уровню - к желаниям (потребностям). Если у нас есть сильные желания, страстная жажда, требования, и если они не удовлетворяются, возникает злоба. Мы не преуспели в приобретении желаемого, поэтому мы уничтожаем его. Из желаний и злобы мы уже можем многое делать, в них присутствует движение, они гораздо живее, чем апатия, вина или стыд. Выше злобы - гордыня. Чем выше мы взбираемся, тем больше присутствует энергии. С точки зрения человека, поднявшегося до первого положительного уровня - смелости, все эти низшие уровни обладают одинаковой ценностью. Если в тот или иной момент злоба, желания, уныние, страх и т.д. начинают подниматься в человеке, он должен сражаться и превзойти их с помощью сердца, или заставить их служить смелости.
С..: Если мы перемещаемся с низшего уровня на уровень смелости, мы должны пройти через все промежуточные уровни?
Нет. Большинство людей могут перейти на уровень смелости, когда они это решили. Смелость - это нечто, что нужно сначала призвать, и тогда оно появляется. Невозможность пребывания для вас на одном из высших уровней нормально; эти уровни проявляются сами и только тогда, когда вы освободились от низших. Человек - узник низших уровней, и когда он освобождается от них, появляется один из высших. Вы не можете сказать: «Я буду любить» - вы можете только остановить презрение или неприятие. Потом вы сможете пронаблюдать, что произойдёт, и при определённой удаче в вас пробудится любовь, но мы не можем быть в этом уверены. Возможно, к вам придёт нечто с высших уровней, когда вы найдете в себе смелость работать, примете дисциплину. Человеку ленивому, находящемуся в депрессии, апатичному, страшащемуся, виновному сложно достичь состояния высших уровней, потому что в нём нет движения. У страха есть беспокойство, но все ещё нет движения. Движение начинается на уровне вожделения; ниже него прогресс невозможен, пока мы не ухватимся за нашу смелость и не войдём в созидательное действие или действие служения. То, что известно как садхана, дисциплина или Работа, может заменить смелость на низших уровнях. Когда она есть - вы делаете всё правильно и хорошо, поскольку находитесь в резонансе, принимая то, что есть, и, улучшая это, если имеется возможность. Вчера я говорил о трёх основных желаниях (потребностях). Всегда, делая что-то, вы можете задаться вопросом: какое из этих трёх желаний действует: принятие, любовь и одобрение, или контроль и доминирование над всем, или же желание безопасности? Одно из трех всегда присутствует. Когда человек освобождается, у него не остается желания контролировать что-то или кого-то, он не требует внимания от людей, и у человека нет потребности в безопасности, потому что он знает, что жизнь приходит и уходит. Это не означает, что безопасность, любовь или внимание, которое люди дают нам, и факт некоторого контроля - это плохо; проблема в сильном желании их иметь. Удивительно, что когда вы отпускаете желания, перестаёте требовать от жизни всё это, всё приходит. Вы можете контролировать что-то, быть в безопасности и быть любимыми, но если вы требуете этого, это означает, что у вас ничего подобного нет, что вы постоянно находитесь в напряжении для того, чтобы обладать этим. Таково состояние человека. Чем больше мы распознаём это в себе, тем больше мы способны это отпустить. Если мы освобождаемся от этого, всё придёт само по себе. Мы можем сделать всё гораздо легче, если что-то отпускаем, мы часто обманываем себя чрезмерным приложением усилий. Предположим, я должен работать с людьми, которые мне не нравятся, которые раздражают меня. Тогда я говорю себе: «Садхана, дисциплина, я должен заставить себя, и я сделаю это». Это вымотает меня! Конечно, я буду счастлив впоследствии, поскольку я преуспел. Я буду думать, что действительно находился в Работе. В большинстве случаев люди так и думают. А это неправильно, абсолютно неправильно. Конечно же, лучше делать так, чем совсем не делать, но это решение на низком уровне. Настоящая Работа с людьми состоит в отпускании нашего нежелания работать с ними. Работать, нужно со своим нежеланием работать с этими людьми. Я - пленник моего нежелания, моей злости по отношению к ним или моего уныния по поводу работы с ними; вот над чем я должен работать, психологически или энергетически. Как только я отпускаю всё это, я чувствую себя гораздо легче. А затем я могу работать с ними, используя свою силу, которую не трачу на то, чтобы заставить себя работать с ними. Вы понимаете разницу? Отпустите вашу проблему, которая всегда находится на одном из уровней, о которых я говорил, и потом вы можете идти и работать с другими людьми или решить не делать этого, но в таком случае вы сделаете это без напряжения. Вы естественно будете делать то, что необходимо, и не будете беспокоиться о том, что произойдет следом. Вы не будете хотеть знать обо всём наперёд, поскольку намереваетесь приспособиться к тому, что придёт, настолько хорошо, насколько это возможно. Если вы преуспеваете, вы очень счастливы, а если можете раз отождествиться с вашим успехом, вы счастливы даже больше, потому что пребываете в вашем внутреннем мире и свободе, свободе даже от вашего успеха. А если вы терпите неудачу, вы говорите себе: «Что ж, я потерпел неудачу», - отделяетесь от провала и вновь остаетесь в вашем внутреннем мире и свободе, в свободе от неудачи, так же как в свободе от успеха, поскольку вы работаете в правильном месте.
С.: Когда мы отпускаем, мы освобождаем место - и может появиться что-то еще…
То, что появляется, - ваша собственная сила. Фактически то, что приходит, - это смелость. Когда вы отпускаете один из низших аспектов, первой появляется смелость. Не та, которая форсирует события, - поскольку есть две формы смелости: смелость, которая принуждает (и иногда она уместна) и настоящая смелость, которая делает людей, обладающих естественной смелостью, или немногих, заставивших себя её иметь, ещё сильнее.
С.: В предыдущем примере о работе с людьми, которые не нравятся, я могу отпустить моё нежелание работать с ними, но отпустить тот факт, что они мне не нравятся, не представляется мне возможным...
Надо найти в себе то, что нужно отпустить. Посмотрите на то, что мешает, и скажите себе: «Это мешает мне, и это то, кто я есть, это я». Процесс должен быть правильным: это я, это то, что мешает мне, мне не нравятся эти люди; я должен в любом случае работать с ними, но мне не хочется этого делать. И прежде всего вы принимаете, что не хотите этого делать. Когда вы принимаете это, вы задаёте себе вопрос «Могу ли я отпустить моё нежелание работать с ними?» И отвечаете «да» или «нет» - не имеет значения, что вы отвечаете, любой вариант ответа позволяет вам это отпустить. Затем вы говорите: «Хочу ли я позволить уйти моему нежеланию работать с ними?» - и отвечаете «да» или «нет». Например: «Нет, я не хочу, они слишком меня раздражают!» И наконец, вы спрашиваете: «Когда?» - и отвечаете: «Сейчас!» Вы задаёте три вопроса в правильном порядке, и затем всё происходит естественно. Когда у вас есть проблема с определённым человеком, вы можете задать другую серию интересных вопросов, касающихся трёх желаний. Почему я не чувствую желания работать с этим человеком? Потому что он хочет контролировать или доминировать надо мной и мне это не нравится, или потому что я хочу контролировать и доминировать над ним? Он раздражает меня, поскольку постоянно ищет моего внимания или хочет, чтобы я всегда с ним соглашался? Или потому, что я хочу его одобрения и не могу вынести, если не получаю этого? Или есть еще третья возможность: поскольку он заставляет меня чувствовать себя не совсем в безопасности, я не чувствую безопасности в его присутствии. В любой проблеме с конкретным человеком одна из этих причин всегда присутствует - или в человеке, или в вас самих. Если вы немного отстранитесь, вы увидите всё более или менее ясно, и тогда сможете сделать то, что хотите. Задав себе правильные вопросы, вы можете делать, что хотите, причем гораздо свободнее. Вся работа состоит в задавании себе правильных вопросов. В противном случае вы будете захвачены апатией, депрессией (я ничего не делаю и изолирую себя), страхом (я парализован и ничего не делаю) или злобой (вот он я, остальным лучше поостеречься!). В такие моменты, ведёт это к действию или нет, мы находимся под влиянием низших уровней. Люди часто не понимают, что проблема не в том, что мы чем-то обладаем, а в нашем сильном желании этого. Уделять кому-то внимание или получать внимание от него - это не плохо, это скорее даже хорошо; проблема возникает, когда мы жаждем этого, нуждаемся в этом, требуем. Нахождение в безопасности - не нечто плохое, проблема - жить всё время в страхе, беспокоиться о безопасности. Точно так же контроль сам по себе - замечательная вещь, прекрасно, если мы контролируем определённое число вещей в нашей жизни. Но о чем свидетельствует потребность контролировать?
С.: О нехватке.
О нехватке, что говорит о том, что мы не контролируем. Поэтому человек, постоянно навязывающий свое желание контролировать, демонстрирует то, что контролем он не обладает. Человек, обладающий контролем, расслаблен и спокоен. В отношении внимания, безопасности и контроля проблему всегда создают необходимость, недостаток, желание или требование.
С.: И это лучший способ никогда не получить желаемое...
Да, мы никогда не сможем ничего получить подобным способом. Человек, у которого есть потребность, или нужда в контроле за событиями, нужда быть любимым или находиться в безопасности, никогда не найдёт того, что ищет. Он добивается одного, другое же теряет. Всё, что мы можем сделать, - это отпустить, и как только мы отпускаем, всё приходит естественным образом. Очень важно это понимать.
С.: Когда мы преодолеваем желание находиться в безопасности, живём ли мы одинаково хорошо как в состоянии отсутствия безопасности, так и в состоянии безопасности?
Да, потому что это иное состояние бытия. Поскольку - но нельзя говорить это наполненным страхом людям! - жизнь характеризуется постоянным изменением, а следовательно, некоей формой постоянной небезопасности. Однако когда вы находитесь внутри самого себя, пребываете в вашем внутреннем мире, вы смотрите на небезопасность, видите изменения и входите в них. Когда вы пребываете во внутреннем мире, экзистенциальная небезопасность - не проблема, это проблема только для того, у кого есть сильное желание, потребность в безопасности.
С.: Таким образом, всё остаётся снаружи, не воздействует на меня изнутри?
Нет-нет, я имею в виду нечто иное: я вижу жизнь, которая непрерывно изменяется и трансформируется, я не воспринимаю её как отсутствие безопасности. Это эволюционирующая жизнь, чередование приятного и неприятного: я воспринимаю ее как реальность, и поскольку моё состояние ума - это мир, принятие и смелость, небезопасность не представляет для меня проблемы. Проблемы существуют только в том случае, если человек несбалансирован. Твой вопрос показывает, что твоё видение мира неверно.
С.: Я могу это понять интеллектуально, но интегрировать это трудно...
Да, конечно. Немного обдумав это, вы очень легко поймёте, что всё так и есть, но для того чтобы интегрировать это, вам нужна практика, очень специфический вид практики - необходимо научиться отпускать, а для того, чтобы отпускать, нужно знать определённые техники и не забывать их использовать. Например, представьте себе, что вы столкнулись с чем-то негативным. На мгновение закройте глаза и спросите себя: «Могу я от этого сейчас освободиться?» Только этого уже достаточно; если вы задаёте этот вопрос, уже создаётся небольшая дистанция. Может не всё сразу получиться, но если начнёте с малого, у вас получится. А потом вы входите в процесс отпускания, или, другими словами, неотождествления, беспристрастности. Если вы тренируетесь, оно обязательно придёт, но если остаётесь привязанными к малейшему раздражению, не думая о том, что вы можете его отпустить, ничего не возможно. Когда вы в негативном состоянии, задайте себе вопрос: «В настоящую минуту могу ли я прекратить быть...» - обычно дальше следует слово «глупым», это основной термин для всех негативных эмоций. Вы спрашиваете себя: «Могу я остановить это прямо сейчас?» Но если вы недостаточно пробудились, чтобы задать себе этот вопрос, ничего не получится, вам нужно быть хотя бы немного присутствующим. Мы должны быть уверены, что не путаем отпускание с подавлением. Большинство людей или проявляют свои негативные эмоции, или подавляют их. Проявление даёт глоток воздуха, в основном оно позволяет почувствовать себя немного лучше, но приносит много вреда другим людям, тогда как подавление наносит вред вам самим, до того дня, когда вы взорвётесь. Так что это не решение проблемы. Решение - в отпускании. Многие люди думают, что они отпускают, хотя в действительности подавляют. Отпускание даст вам чувство свободы; подавление - нечто вроде «я закрываю на это глаза». Вы видите разницу? Не путайте эти две вещи. Отпускание постепенно делает вас свободнее, у вас появляется ощущение, что вы живёте всё более и более свободно. Подавление всё больше усложняет ситуацию, и вы становитесь грустными, тогда как отпускание наполняет вас радостью. Со временем это будет заметно со стороны - отпускает человек или подавляет. Я не говорю о людях, которые проявляют негативные эмоции постоянно, они находятся на ещё более низком уровне. А вы отпускаете или подавляете? И в зависимости от того, как вы обращаетесь с негативными эмоциями, результатом становится или великая свобода, или великое бремя и печаль. В последнем случае, наверное, лучше для вас снова начать проявлять их, но, конечно же, это уже не Путь... Важно понимать эту разницу между подавлением и отпусканием. Учение призывает не отождествляться, что означает - отпускать, поскольку если вы не проявляете, но, тем не менее, отождествляетесь, вы будете подавлять.
С.: Я стараюсь быть внимательным к негативным эмоциям, особенно наблюдая физические проявления Легче всего видеть их во время работы в группе, поскольку я неподвижен и вижу, как они либо проходят, либо записываются...
Если они записываются, значит, мешают твоему развитию; они входят в твое физическое тело, отнимают твою энергию, делают тебя унылым. Нели ты отпускаешь, не остаётся ни единого напряжения, записывающегося в твоём физическом теле. Когда мы неподвижны, мы можем наблюдать это особенно хорошо. И в это время мы должны приложить усилие к ощущению напряжения, а не к ситуации или вызвавшему эмоцию человеку - невозможно решить проблему через мышление. Мы стараемся отпустить это напряжение, другими словами, расслабить его, и когда мы так поступаем - проблема исчезает.
С.: У меня есть одна проблема, и я считаю, что она очень трудная...
Нет-нет! Вот где ты совершаешь ошибку: ты веришь, что это очень трудно, поскольку не отпустил это. В действительности это совсем не сложно, я уверен, что это может исчезнуть за три секунды. В тот день, когда неожиданно ты увидишь действительную ситуацию, она займёт всего три секунды. Но покаты не отпустил... В определённых областях может быть довольно полезно - не отпускать, но когда создаётся напряжение, это совершенно не имеет ценности. Проблема в том, что мы всегда думаем, что всё безотлагательно и очень серьёзно. В нашем воображении, безусловно, так и есть! Но вопрос в следующем: что произойдёт с вашей жизнью здесь и сейчас? Ничего, поскольку, если вы отпускаете все выдумки здесь и сейчас, вы чувствуете себя хорошо. Все дела являются чрезвычайными, болезненными, серьезными и трагическими только потому, что вы делаете их такими. Учитесь отпускать свою проблему. Всё вокруг так и ходят со своим мешком проблем. Если бы только у них были мешки, набитые золотом! Но нет - это даже не реальная жизнь, это пустая скорлупа жизни. Реальная жизнь - здесь и сейчас. Но вы не можете войти в жизнь, потому что погружены в эти иллюзии, которыми опутали сами себя, иногда добровольно, но чаще потому, что вами движет нечто. Все дело в том, как научиться отпускать то, что вами движет. Но для того, чтобы этому научиться, вы должны научиться отпускать разные мелочи.
Date: 2015-05-23; view: 353; Нарушение авторских прав |