Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Яко древле приходящих от латин лютеров и калвин ко святей христианстей вере непременно крещаху паки
Не токмо же нынешнии великороссийстии архиереи, книгами своими утверждающе, обливанием творимое крещение, за равносилное непщуют с трипогружателственным: но и самою вещию, самем делом, от иностранных вер приходящих, ныне в великороссийскую церковь, яко от латин, яко от лютеран, яко от калвин, и прочих сим подобных, иже не в три погружения крещают, крещение их за истинное крещение вменяюще приемлют. еже новопечатныя их книги показуют. Требник великий Петра Могилы, на листе 199. Пращица во ответе, 66, и 67. книжица утверждающая поливанием творимое крещение правилно быти, в ней пишет тако: [Есть книга греческая, устав восточныи нарицаемая, в которой многие законы гражданские, и церковная правила содержатся: там положено правило, как приходящих от латин ко исповеданию церкви восточной принимать. и определено токмо миром святым помазывать, а крестить их не указано]. глава 11. Но и греки приходящих от латин и лютеров к восточной церкве не крестят второе: но миром токмо помазуют, еже засвидетельствует книжица о поливании сице глаголя: [И в наша времена, рече, недавно, святейшии Константинополскии патриарх, к благочестивейшему государю нашему, его императорскому величеству, Петру великому прислал свое, и священнаго при себе собора послание, в котором пишет, что от латин папежских, також и от лютеран восточной церкви соединятися хотящих, крестить не подобает: но токмо святым миром помазывать]. глава 11. Но кая тому вина, еже не повелевают их греки крестити, яко сами они обливателне крещаются. еже извествуется от беседы старца Арсения Суханова, с Паисием патриархом Иеросалимским, о крестном знамении, потом и крещении бывшия, в ней же пишет тако: [в лето 7157, июня в 6 день. черной поп Иоасаф, и прочии греки [с патриархом сущии] старцу Арсению говорили сице: не добре делают на Москве, в другой ряд христиан римлян и ляхов крестят. Арсении отвеща: римлян и ляхов того ради у нас крестят, зане они не погружаются, но обливаются и покропляются, и миром не помазуются. (ниже) Иоасаф глагола: не уже и нас греков паки крестити, зане и мы обливаемся, понеже изначала тако прияхом. у нас то и погружение именуется, егда трижды воду возлиют на крещаемаго]. и в книзе Проскинитарии, того же Арсения Суханова: [В лето 7160. сентября в 10 день, старец Арсений Суханов, во Египте вопрашивал Иоаникия патриарха Александрийскаго, егда где купели не случится в церкви или в дому, возможно ли крестити обливанием, или покроплением, есть ли будет иноземец болен, или младенец, а подняти и к погружению нелзе? патриарх отвеща: мочно и в дому крестити, и без купели, аще в церковь не мочно вынести. Арсении глагола: но аще оздравеет, то крещение будет за правое крещение? зане не погружен, или изнова крестити? патриарх отвеща: аще и оздравеет, то есть крещение право, а изнова крестити не подобает]. Но святая древлеправославная кафолическая церковь, яко греческая, тако российская, последующе правилом священных апостол, и списателным гласовом святых богословец и святых отец, приходящия от латин, и прочих иностранцев к православней вере, обливателне крещенных, паки святым крещением в три погружения крещаху. еже ниже предложенная свидетелства доводственне изъявят. Бароний кардинал, в книзе своей, в лето Господне 1054, изъявляет, яко Гумберт кардинал издаде клятвы, на Цареградскаго патриарха Михаила, в них же глаголет: яко ариане, вторицею крестят, уже крещеных во имя Святыя Троицы, наипаче латын. Еже и в печатной в Москве Баронии, в лето 1719, согласно обретается. Еще же и на поле напечатано: грецы древле латин вторицею крестиша. Преподобный Варлаам Хутынский чудотворец блаженнаго Прокопия Устюжскаго, от латинския веры пришедша научив, второе святым крещением просвети. житие святаго Прокопия Устюжскаго. Но и Матфей Стриковский, историк полской повествует, лета 1263, Воскел Мендоговичь, королевичь польский, разсудя суетие мира сего, и невечную славу его, крестился паки из римской в рускую веру, и посем прия закон мнишескии. книга 8. глава 4. Святаго князя Доманта псковскаго, прежде бывшаго литовскаго, иже бе во дни великаго князя Ярослава Ярославича тверскаго, в лета 1224, егда уразумел от книг святаго писания, яко отвержеся Рим греческаго стараго православия, пришедша во Псков с домом своим и с боляры своими, от латинския веры, священныи священных Псковский собор, вторицею крестиша. потом псковича посадиша на княжение у себе, а дотоле не прият, донележе не прия крещения. книга Летописец, лета 6724. и послание Иосифа патриарха Московскаго, к Валдемару королевичю. Паки егда псковичи отлучишася от новгородцев, при великом Симеоне Иоанновиче Московском, и при Феогносте митрополите, в княжение Олгерда литовскаго, от нужды немецкия, просили псковичи Олгерда князя литовскаго, дабы у них во Пскове княжествовал, и крестился бы у них по уставу греческаго православия. но Олгерд сам тако сотворити не восхоте, вместо же себе даде им на княжение сына своего Андреа, и повеле ему чрез крещение римское паки креститися во Пскове его же пришедша от литовския в православную веру, псковскии священников собор вторицею крестиша. Летописец, лето 6850. и послание Иосифа патриарха. Но и сам великий князь Симеон Иоанновичь, женат бе на литовке, юже пришедшу от литовския в православную веру крестиша, о ней же писано в Летописце, в лето 6853, как преставилась она, было ей литовское имя Августа, а во святом крещении Анастасия. При том же великом князе Симеоне Иоанновиче на Москве, в лето 6853. великих князей литовских, Олгерда Данариманта Гедимановичев, брат же их третий Евнутий бегая от братии своих родных, прииде во Псков, потом в Нов град, и оттуду прииде к Москве, и отвергся римских ересей, крестися в греческое православие нашея веры, ему же наречено бысть имя вместо Евнутиа Иоанн. Подобне великую княгиню, князя Иоанна Михайловича тверскаго, великих же князей литовских, дщерь Кестутьеву, от Литвы изъятую, владыка Евфимий крести. Летописец, лето 6883. Что убо не явственно ли есть от сих всякаго вероятия достойнейших свидетельств, яко древле, якоже гречестии, тако российстии пастыри, обливателне крещенных, обращающихся в православнокафолическую веру, паки трипогружателне крестиша. Сим последователне и прочии древлеправославнии великороссийстии митрополити и патриарси, не приемляху обливателнаго крещения, но паки трипогружателне покрещеваху, приемлющих же е яко истинное, из сана изметаху. якоже пресвященный преосвященнаго Дионисия митрополита Московскаго собор, противу папину послу Антонию, римлян и прочих крещения яко обливателнаго весма не приемлет. во ответе к послу, глава 5. Но и святейший патриарх Ермоген всея России в послании своем к королевичю Владиславу польскому, молит его и научает в христианскую греческую веру паки креститися. К сим преосвященый преосвященных российских архиереов собор, Игнатия патриарха Московскаго [иже бяше грек и архиепископ Кипрский], понеже Марину, дщерь сендамирскаго Юрья, жену Григория ростриги, латинския веры сущу, не крестив, но миром помазав, в церковь введе, и со оным ростригою венча. ему же митрополиту Казанскому Ермогену, много о сквернобрачии запрещение творящу, и глаголющу: яко недостойно есть царю совокупитися со иноверною отроковицею, и како ти есть возможно ввести в соборную и апостольскую церковь, не омыв ю банею паки бытия. он же окаянный никако сего восхоте слушати, из сана патриаршескаго извергоша. Хронограф в царство ростриги, глава 298. Согласно сему и святейший патриарх Филарет, в соборном своем изложении повествует, сице глаголя: [Егда в лето 7114, грех ради наших Господу Богу попустившу, и царствующий град лестию и мечем прият рострига Гришка Отрепьев чернец, патриарх же Игнатий угожая еретиком латинския веры, и в соборную церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Успения, введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианскаго закона не крестил ю, но токмо единем святым миром помаза, и потом венча ю с тем ростригою. и якоже Июда предатель и сей поругася Христу. и обоим убо сим врагом Божиим ростриге и Маринке, подаде тело Христово ясти пречистое, и святую и честную кровь Христову пити. его же Игнатия за таковую вину, священноначалницы великия церкве Российския, яко презревшаго правила святых апостол, и святых отец, от престола и от святительства по правилом святым изринуша, в лета 7114. И святейший патриарх Московский Ермоген, со всем освященным собором священных архиерей от святых правил написав, латины приходящия ко святей церкви, трипогружателно паки крестити утверди. Не мнейше подвиг о сем имея, и святейший Филарет патриарх, в соборном своем изложении, со всеми освященными архиереи российскими, в них же бе Арсений архиепископ Суждалский, грек сущий, бывый епископ Галасунский во грецех, иже со святейшим патриархом Иеремиею, в Россию приеха, муж свят, ему же во осаде в Москве преподобный Сергий Радонежский явися, в болезни сущу, здравие дарова, и освобождение града Москвы от поляк прорече, еже и збысться вскоре, и прочии святители соборне утвердивше написаша, многия предложивше латинския ереси, над всеми же ими крещение их обливанием творимое изъявивше, по правилом святых апостол, и богоносных отец, по преданию же и содержанию святых вселенских восточных патриарахов, от римлян, латин, и униятов крещеных, паки непременно повелеша крестити, и елико латины и прочия приходящия определиша второкрещати: толико и обливателне крещеныя белорусцы приходящия паки крестити в три погружения утвердиша, якоже изложение явствует сице [лист 587]: [Божиею милостию аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии с сыновы моими, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и епископы, (ниже), положих, и утвердих завет и устав, грядущим по нас сыновом и братиям нашим, иже аще будут Божиим благоволением, и всем церковником сущим под нами, се не новое предание введше, но древнее укрепляюще поновихом. и последующе заповедем святых апостол, и святых отец, якоже они заповедаша. о еретицех и о расколницех, и о тех иже аще отчасти приобщаются еретическому папежному учению, и како приимати и испытовати их. и егда приидет кто от польскаго и литовскаго государьства, к нам в русийскую державу московскаго государьства, и скажет о себе, яко белорусец есть, истинный христианин греческаго закона веры, егоже повелеваем всем вам, нашего смирения благословения требующим. прежде его искусите с добрым вопрошением по божественным писанием, и по сему нашему утвержению вопросите его, как верует, и что вера его; и истинно ли крещен в три погружения; и не обливан ли; и которыя иноземцы, (ниже) в роспросе про себя сами что скажют яко они прежде сего в своей земле крещены в христианскую веру греческаго закона, и в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят, а миром и маслом помазуют, (ниже) и таковых подобает совершенно крестити в три погружения. (ниже) А который белорусец скажет о себе, яко крещен он в христианскую веру, а которой поп его крестил, и тот поп в божественной литургии в приношении и во ектениях в первых поминает римскаго папу, да и во всяком пении во ектениях и в литиях молит Бога за папу, и таковаго подобает совершенно крестити в три погружения, и миром и маслом помазовати, да и латынскую ему ересь и папежев римских еретиков проклинати. (ниже) А которой скажет, или свидетели скажют, яко не поистинне крещен, но обливан, а про миро и про масло не ведает, или он не помнит, и таковаго подобает крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати. а которыя белорусцы обливаны, и в костелех причащалися, или будет которые и не причащалися, а обливаны, и тех совершенно крестити в три погружения, а имян им не перекладовати, и латынскую ересь им проклинати, а младенческаго отрицания им не говорити. а которой белорусец скажется, что был он в иной вере, и пришел из иной веры в совершенных летех, и крестился в христианскую веру в Литве от рускаго попа, а тот поп, которой его крестил, молит Бога за папу, и таковаго совершенно крестити, и латынское и еретическое отрицание ему говорити, и молитвы все говорити, и младенческое отрицание такоже что и еретику, для того, что крещен от отступника, которой молит Бога за папежа]. до зде уложение. Сим последствующе и прочии святейшии патриарси Иоасаф и Иосиф Московстии, со освященными своими соборы, священнодействоваху неотложне, и соборное оно изложение, в своих Потребницех, с чином проклятия ересей оных еретик, и како приимати их, напечаташа. Итак, как московское государьство учинилося (глаголет Филарет патриарх), от того времене, и по се время того не бывало в московском государьстве, чтобы еретиков латин, и иных различных вер еретиков не крестили, кроме изверженнаго из святительства Игнатия патриарха [Потребник, лист 219]. Согласно греческим и российским пастырем, и сербстии древлеблагочестивии святители творяше приходящих от латин к православней вере трипогружателне крещаху. якоже повествуется о Саве архиепископе Сербстем, иже бе в царство Алексия Дуки, и Феодора Ласкаря, при патриарсе Мануиле, в лета 6722, идеже пишет тако [генваря в 14 день. от жития]: [исповедавшу же ересь святому в церкви удержав, и особь сих испытнее испытав, и сущих некрещеных прежде проклинанием ереси, яже имяху, оглашенныя дни в соблюдении и чистоте заповедав им хранитися, и тако креститися им повелеваше. сущих же (благоверно) крещеных, и в латинстей ереси (бывших) таже проклятием злыя их ереси, и образ веры исповедавших, и святому миру молитвы прочести, и таковым миром по всех чювствах помазовати, и верных с нами вменяти. сице святый всем епископом своим заповедав о таковых к ним приходящих творити]. глава 97. Подобне и в книзе Гранографе о нем поведает, сице пиша: [Святыи Сава некоих ради потреб монастырских иде в Царь град, и прият быв с радостию царем и патриархом. (ниже) сущих же в ереси елици обретахуся, некрещенных повелеша крестити, а елици крещени в латинскую веру впадоша, сим молитву миру изглаголав, помазоваше их, и верным причитает]. глава 165. Зриши ли яко древле святыя православнокафолическия греческия и российския церкве святоблагочестивейшии пастыри, от латин обливателне крещенных, приходящих к апостольстей церкве, паки трипогружателне и крестиша, и крестити повелеша. чесо убо ради ныне не подобает их паки крестити? ей подобает. Что убо глаголеши ли яко есть равносилно с трипогружателным: не бы всяко восточнии пастыри обливателне крещеных дерзнули паки трипогружателне крестити. аще бы равную благодать Святаго Духа имело с трипогружателственным: не бы древлеблагочестивейшии всероссийстии архиереи обливанцев, паки треми погруженьми и крестили и крестити повелевали, не крестящих же из сана извергали. но понеже не равносилствует обливателне творимое крещение трипогружателному, сего ради святовосточнии пастыри крестиша паки обливателно крещеных. понеже не имать равныя благодати Святаго Духа с трипогружателственным: того ради и святоблагочестивии российстии и сербстии архиереи погружателне покрещеваху. аще же крещение их обливателне творимое не имать равныя благодати Святаго Духа, и не токмо равныя, но ниже каковыя любо, убо несть очистително и грехов крещающагося. аще же не очищается грехов обливателне крещаяися, то кая надежда спасения? и како не подобает обливателне крещенных паки трипогружателне крестити? зело подобает. Date: 2015-05-22; view: 640; Нарушение авторских прав |