Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Редактирование текстов служебных документов





Большая степень стандартизированности средств выражения, присущая официально-деловому стилю, определяется тенденцией к формализации самих текстов, т.е. К применению в текстах клише, стандартизированных формул, сложившихся композиционных блоков или схем композиционного построения текста в целом.

В результате строгого отбора речевых средств, их регламентации образуется особая, «искусственная» форма речи. Так, в справке из домоуправления будет указано, что Вы проживаете по адресу: улица Смольный Буян, дом 20, квартира 5 (а не живете на Смольном Буяне) и занимаете жилую площадь 30 кв. м. (а не живете в небольшой квартире) и т.д.

Приведем еще некоторые примеры специальной регламентации речевых средств официально-делового стиля:

. не допускается употребление слов типа неимение, разбитие;

. в военных документах географические наименования во избежания неточностей не склоняются;

. при наличии термина не допустимо искажение его формы и замена синонимическими формами;

. при построении словосочетаний следует учитывать, что большинство слов в деловой письменной речи употребляется только с одним словом или с ограниченной группой слов: приказ – издается, должностные оклады – устанавливаются, контроль – возлагается на кого-либо ил осуществляется, выговор – объявляется, порицание – выносится.

Фразеологизированные обороты речи в официально-деловом стиле тоже несут печать официальности. Здесь сложились наборы речевых оборотов и слов, основное назначение которых состоит в том, чтобы точно, объективно, в строгой деловой тональности и по возможности кратко обозначить стереотипные служебные ситуации, разного рода официальные церемонии, порядок их проведения, ссылки в деловом документе на тех или иных лиц, действия, причины, указание на последующее изложение и т.д. Например: во исполнение (приказа, распоряжения...); во избежание недоразумения; за неимением...; в целях улучшения; в части...; в связи с обнаружением; за истекший период; вышеизложенное; вышеуказанное; нижеследующее. Это так называемые канцеляризмы. В рамках официально-делового стиля канцеляризмы – явление неизбежное и даже желательное. Они ускоряют процесс составления документа, облегчают восприятие текста служебного, официального назначения. Такие обороты и слова, отличаясь смысловой емкостью и шаблонностью применения, выступают как сигналы определенной информации, специфичной для деловых бумаг.

Немотивированное использование канцеляризмов за пределами данного стиля неприемлемо, так как нарушает нормы их употребления в литературном языке. Увлечение ими в разговорной речи называют канцеляритом или канцелярским жаргоном. Однако как яркий стилистический прием канцеляризмы активно применяются в юмористических и сатирических произведениях, а в публицистических текстах именно на неуместности, немотивированности использования свойственных официально-деловому стилю слов и оборотов речи строится комический эффект.

Практические задания:

1. В приведенных предложениях найдите слова, называющие людей. Охарактеризуйте эти слова со стилистической точки зрения. Приведите собственные примеры.

1. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства опекуна (попечителя). 2. Свидетеля можно допрашивать о фактах, касающихся данного дела, а также о личности обвиняемого или потерпевшего. 3. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения подлежат включению представители заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов санитарного надзора. 4. В ответ на претензию ответчик согласился возместить нам убытки по трудозатратам по исправлению брака. 5. Поставщик принимает на себя обязанности по профилактическому обслуживанию, а также по текущему ремонту газооборудования, принадлежащего заказчикам. 6. Свободные остатки средств на счете на основании заявления клиента могут быть по его требованию переведены на депозитный вклад с последующей выплатой установленных дополнительным соглашением процентов.

2. Прочитайте предложения и определите их функционально-стилевую принадлежность. Охарактеризуйте употребленные в них предлоги и союзы.

1. Товарищеский суд прекращает дело за примирением участников спора. 2. Ребята снова играют вместе, потому что они помирились. 3. Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода. 4. Мы не могли выйти на улицу из-за проливного дождя. 5. В соответствии с действующим законодательством авторам изобретений могут быть присвоены почетные звания. 6. Ему дали большую премию, поскольку он сделал новый станок. 7. В целях подготовки юношей к военной службе в школах организуются специальные секции. 8. Он начал усиленно заниматься спортом, чтобы подготовиться к армии. 9. Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. 10. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, они поженились.

3. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие отыменные предлоги.

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.

4. Образуйте устойчивые сочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры,

5. Найдите в данных предложениях последовательное нанизывание падежей. Объясните, чем вызвано это языковое явление. Трансформируйте эти предложения для устного высказывания.

1. Направляем акт проверки причины протекания полов душевых помещений бытовок заготовительного цеха завода для принятия конкретных мер по ликвидации дефектов и сдачи корпусов в эксплуатацию. 2. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 3. Мы должны поставить вопрос о воспитании населения в деле улучшения отношения к проведению мероприятий по озеленению города. 4. Факт уклонения арендатора от внесения арендной платы подтверждается решением арбитражного суда Н-ской области.

6. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки и т.п.

1. Шьют ли в ателье пальто из их материала? 2. Можно ли в метро заниматься коммерцией? 3. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта? 4. Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде? 5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

7. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените их другими словами, соответствующими разговорному стилю речи.

1. Я приобрела для сына настольную игру, 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. Я не в курсе этих деталей. 8. В этом районе отвратительные климатические условия. 8. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

8. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Придется еще раз обсчитать все данные. 4. Осталось затвердить это на собрании. 5. Пишите Ваши инициалы полностью. 6. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 7. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 8. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 9. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения. 10. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 11. Был провозглашен приговор суда. 12. Это достигалось самыми неугодными средствами. 13. Он дал мне взаимообразно... рублей. 14. На заводе возникло нестерпимое положение.

9. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад. 2. Эта проблема с каждым днем ухудшается. 3. В этом главное место переживаемого момента. 4. Он пытался провозгласить на практике свои идеи. 5. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели.

10. Раскройте скобки, употребив данные в них слова в нужном падеже. Составьте с ними предложения.

1) Заведующий (лаборатория); 2) благодаря (умелое руководство); 3) вопреки (требования); 4) руководитель (филиал); 5) заведующий (кафедра); 6) руководство (предприятие); 7) согласно (приказ); 8) управляющий (отдел); 9) курировать (аспиранты).

11. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок. Отредактируйте предложения.

1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры русского языка. 3. Необходимы регламентация и строгий контроль за производством алкогольных и табачных изделий. 4, Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был восстановлен. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1997 года. 6. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. 7. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 8. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 9. Руководитель предприятием обязан, в частности, контролировать соблюдение правил техники безопасности. 10. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил. 11. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 12. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москву сотруднику Петлак А.И. 13. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 14. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим. 15. Пассажир должен удостовериться в агентстве о времени и месте отправления. 16. Рабочие, что допустили брак, получили выговор. 17. Таким образом, рассмотрев претензии клиентов, было решено приостановить деятельность организации. 18. Занимаясь классическим страхованием, для нас важно не только собрать страховую премию, но и создать надежную систему ликвидации убытков. 19. Авария автомобиля в результате поломки рулевой тяги, имевшего скрытый заводской дефект, не освобождает владельца от ответственности и возмещения вреда, 20. Причиной отказа в страховой выплате могут быть умышленные действия лиц, заинтересованных в получении страховых выплат, направленных на наступление страхового события. 21. В 1998 году на предприятие были приняты двадцать один специалист.

12. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано.

1. Чье заявление?

Константин Живаго, Булат Окуджава, Николай Жерех, Сергей Жук, Михаил Фоменко, Евгений Крыса, Петр Горло.

2. Кому адресовано заявление?

Наталья Седых, Антонина Венда, Мария Мицкевич, Светлана Карась, Анна Шевченко, Елена Ремесло.

Date: 2015-05-22; view: 2009; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию