Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспект. Конспектирование текста первоисточника предполагает индивидуальный (субъективный) подход к выбору информации: отбирается та информация





Конспектирование текста первоисточника предполагает индивидуальный (субъективный) подход к выбору информации: отбирается та информация, которая необходима составителю, а не представляющая для него особой ценности – опускается.

Виды конспектов:

1. По количеству используемых источников различаются:

· монографические конспекты, составленные по одному источнику;

· сводные (обзорные) конспекты, составленные по нескольким источникам на одну тему.

2. По полноте отражения содержания выделяются:

· краткие конспекты (отбираются положения общего характера);

· подробные конспекты (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями, другим иллюстративным материалом);

· смешанные конспекты (допускают изложение одних частей первоисточника подробно, других - более кратко).

3. С точки зрения наличия/отсутствия в конспекте основных положений текста- источника выделяют:

· интегральные конспекты, передающие все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя;

· селективные (выборочные) конспекты, включающие отдельные элементы первоисточника, которые представляют новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражают основных положений первоисточника.

Алгоритм с оставления интегрального конспекта:

1. Прочитать текст и составить его план. План текста образует система опорных слов. Содержание каждой смысловой части текста сворачивается и обозначается опорным словом, которого достаточно для последующего развертывания всей информации данной смысловой части. Названия пунктов плана могут отличаться от названий смысловых частей, данных в тексте первоисточника. 2. Прочитать каждую из смысловых частей еще раз, отбирая основную информацию, раскрывающую пункт плана. 3. переформулировать эту информацию для упрощения записи и записать.

Запомните! При конспектировании текста необходимо сохранять в конспекте логическую последовательность развития содержания первоисточника. Для этого необходимо очень кратко фиксировать и известную информацию, т.к. Неизвестные ранее факты всегда связываются с уже известными и только так осмысливаются. Если записать только новую информацию, через некоторое время будет трудно вспомнить, с чем она была связана.

Правила оформления интегрального конспекта:

Необходимо:

· полностью указывать выходные данные первоисточника (сразу после названия текста);

· оставлять поля не менее '/з объема страницы, чтобы указывать по ходу конспекта пункты составленного вами плана, номера страниц первоисточника, делать пометки;

• в тексте конспекта сохранять рубрикацию первоисточника (если она есть);

• цитаты заключать в кавычки, ставя многоточие на месте пропуска слов и указывая номера страниц текста-первоисточника;

• свои пометки и замечания отмечать специальными значками, словами и т.п. Рекомендации по сокращению слов и трансформации предложений при конспектировании:

1. Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слов. Первая часть сокращаемого слова должна обязательно оканчиваться на согласную букву, например: кол-во - количество. Обычно сокращается середина слова, сокращаться могут гласные и согласные буквы или только гласные: св-во - свойство; смлт- самолет.

2. Сокращать слово нужно так, чтобы его можно было однозначно восстановить в конкретном контексте. Например, сокращение сущ, можно восстановить как существительное, существо, существующий, существенный, существовать и т.п.

3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью.

4. Целесообразно использовать:

а) общепринятые сокращения: р-р – раствор, т.о. - таким образом, м.б. - может быть, д.б. - должно быть, т.е. - то есть, т.д. - и так далее; б) общепринятые аббревиатуры: СМИ – средства массовой информации;

в) математические знаки, символы, иероглифы: < (меньше), > (больше), = (равен, равно), + (плюс, добавить), ~ (подобно), f (функция), (сумма, итог), (отсюда следует, следовательно), = (не равен, не одно и то же), (приблизительно), | (рост, повышение, растет), (спад, понижение),? (вопрос), @ (анализ) и т.п.;

г) короткие иностранные слова, например if- если.

5. Целесообразно разработать собственную систему сокращений!

6. При сокращении предложений опускаются избыточные слова и словосочетания (повторы, разъяснения, второстепенные детали и т.п.).

7. Определения новых понятий следует записывать полностью как цитаты, заключая их в кавычки.

8. Используйте следующие виды трансформации предложений:

а) лексическая трансформация – замена слова синонимичным при сохранении грамматической структуры фразы: экскурсовод —> гид, рентабельный —> прибыльный и т.п.;

б) грамматическая трансформация - упрощение структуры предложения при сохранении лексического наполнения: температура повышается, когда увеличивается давление —> температура повышается при увеличении давления;

в) лексико-грамматическая трансформация – изменение структуры предложения и его лексического наполнения при сохранении смыслового содержания: химический состав стали влияет на то, какими будут ее свойства — > свойства стали зависят от ее химического состава;

г) логико-смысловая трансформация - выражение содержания текстового фрагмента другими языковыми средствами: новый метод производства в отличие от уже существующих не требует больших материальных затрат, что положительно сказывается на себестоимости продукции —> новый метод производства экономически выгоднее традиционных.

2. Реферат

Виды рефератов;

По цели (назначению) рефераты подразделяются на библиографические, рефераты для научно-популярных журналов и учебные.

Библиографические рефераты.

По полноте содержания делятся на информативные (рефераты-конспекты) и индикативные. Информативные содержат в обобщенном виде все основные положения первичного текста, иллюстративный материал, важную аргументацию, сведения о методике исследования, сфере применения. Индикативный реферат содержит только те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого текста; в нем не содержится подробного изложения результатов и выводов исследования; состоит из набора ключевых слов и словосочетаний, поэтому может быть использован только для выяснения вопроса о том, нужно ли обращаться к первичному документу.

По количеству реферируемых первичных текстов рефераты делятся на монографические (составлены по одному источнику) и обзорные (составлены по нескольким источникам на одну тему).

Научно-популярный реферат.

Научно-популярный реферат пишется по научным источникам для научно-популярных журналов с целью ознакомления с научными открытиями всех желающих. Основное отличие от других типов рефератов – доступность изложения.

Учебный реферат.

Является результатом самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Его цель – продемонстрировать знание темы, умение сопоставить различные точки зрения на проблему и высказать по этому поводу собственное мнение.

В научном реферате выделяются следующие структурные элементы

· титульный лист

· содержание (оглавление, план)

· введение

· основная часть

· заключение и выводы

· список использованной литературы

· приложение (если в этом есть необходимость)

На титульном листе указывается: название вуза, факультет, кафедра, полное название темы научного реферата, фамилия и инициалы студента, фамилия, инициалы, ученое звание и степень научного руководителя. Титульный лист входит в количество страниц научного реферата, однако номер страницы на нем не проставляется, так что следующая страница начинается с номера 2.

Введение содержит четкое и краткое обоснование выбора темы научного реферата, цели и задачи, основные проблемы работы. Во введении нужно дать краткую характеристику состояния изучаемой проблемы в современной науке. Объем введения не должен превышать 2-3 страницы. Однако написать эту незначительную по объему, но очень важную часть работы нелегко. Поэтому рекомендуется окончательный вариант введения оформлять уже на заключительном этапе, когда достаточно полно будут определены результаты работы в соответствии с поставленными целями.

Основная часть работы должна быть посвящена анализу научной и учебной литературы по теме научного реферата. Рекомендуется при рассмотрении источников идти от общего к частному, т.е. сначала показать, составной частью какой более широкой проблемы является данная тема. При анализе литературы необходимо четко разграничить обсуждаемые положения авторов и свои собственные мнения, выводы, возражения. Нужно соблюдать меру в рассмотрении разных источников и без необходимости не отводить обсуждению одной работы множество страниц. Важно показать историю развития взглядов на изучаемую проблему, хотя степень подробности исторического экскурса можно широко варьировать в зависимости от темы исследования.

При написании работы следует обратить внимание на особенности стиля научного реферата. Научный текст относится к числу институциональных текстов, т.е. таких, где речь осуществляется в традиционно заданных формально-языковых рамках. В число институциональных научных текстов входят такие, как статья, монография, диссертация, рецензия, тезисы, реферат, аннотация., доклад, лекция, курсовая работа, дипломная работа и др.

К характерным чертам изложения письменного научного текста можно отнести следующие:

· точность, логичность, однозначность;

· высокая информативность и аргументированность;

· отвлеченность и обобщенность;

· нейтральность и безличность;

· сдержанность и неэмоциональность;

· трафаретность и традиционность и др.

Помимо указанных черт, можно отметить еще и некоторые другие. Для стиля научной работы характерно:

1) обращение к прецедентным текстам (известным, узнаваемым, авторитетным - именам, цитатам, примерам, заглавиям и т.д.);

2) демонстрация и обобщение системных отношений анализируемых единиц в виде схем, таблиц, стилизованных рисунков;

3) именной характер текста, т.е. преобладание существительных (часто отглагольных) над глаголами (ср., например, отсутствие, употребление, использование, понимание и т.п.);

4) употребление фамилий авторов с инициалами; экономное использование местоимений: он, она, ему и т.п. вместо называния имен;

5) уклонение от резких оценок анализируемых научных работ;

6) неуместность безапелляционных и категоричных суждений.

Подчеркнем то, что в основной части научного реферата излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, дается анализ собранного материала, делаются обобщения. Поскольку работа объемна, ее не следует излагать сплошным текстом. В соответствии с планом реферат должен делиться на параграфы, смысловые части. Необходимо соблюдать логику изложения материала, особое внимание уделять плавным переходам от параграфа к параграфу и от одного структурного элемента реферата к другому. В тексте можно помещать необходимый графический и иллюстративный материал, не перегружая им основную часть работы и вынося по усмотрению автора часть его в приложение.

Заключение содержит итоги работы, выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть предельно четкими, краткими. Здесь не допускается объяснение или обсуждение сделанных выводов и их доказательств путем ссылок на литературные источники. В выводах не следует повторять содержание введения и основной части. Выводы, как правило, нумеруются. Не рекомендуется искусственно увеличивать их число. Ценность работы определяется не числом выводов, а их содержанием, значимостью. Этот раздел не должен превышать одной-двух страниц.

 

 

Приводимый список литературы свидетельствует об объеме использованных источников, состоянии изучения исследуемой проблемы и уровне навыков работы с научной литературой. Все использованные литературные источники нумеруются и располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

В список включаются все литературные источники, независимо от того, имеются ли в тексте реферата ссылки на эти произведения или последние не цитировались, но были использованы автором при работе над темой реферата. Оформление списка использованной литературы производится с учетом общепринятых правил.

В Приложение можно вынести описание большого по объему текстового материала, графические таблицы, схемы, рисунки и т.п. На одном листе возможно размещение нескольких иллюстраций небольшого размера. Все иллюстрации должны иметь общую нумерацию (арабскими цифрами) и обозначаться словом «Рис.» (рисунок), например: «Рис.1», «Рис.4» и т.д. В тексте, к которому относится та или иная иллюстрация, делается ссылка на нее. Каждая иллюстрация должна иметь точное и краткое наименование (название), а в отдельных случаях и необходимый пояснительный текст. Если иллюстрация, схема сделаны не самостоятельно, а приводятся автором из какой-либо другой работы, то делается ссылка на источник. Аналогичны требования и для таблиц, графиков и другого иллюстративного материала.

В правом верхнем углу каждого отдельного листа помещается надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера, например: «Приложение 1». Приложения не входят в объем страниц научного реферата.

Объем научного реферата должен соответствовать 20-30 страницам машинописного текста. Эта норма достаточно условна, поскольку достоинство выполненной работы не находится в прямой зависимости от ее объема.

Для наглядности представим модель реферата научной статьи в виде следующей таблицы*

       
   
 
 


I. Вводная часть В статье «…», помещенной в журнале «…» №… за год,

реферата рассматриваются вопросы (проблемы,пути,методы)

Автор статьи – известный ученый…

Статья называется

носит название

под названием

озаглавлена

под заголовком

опубликована в


II. Тема статьи, Тема статьи –

ее общая …

характеристика Статья на тему… теме

Статья посвящена проблеме

вопросу

Статья обобщение

представляет изложение

собой описание

анализ

обзор


III. Проблема В статье речь идет (о чем?)

статьи говорится (о чем?)

Рассматривается (что?)

дается оценка (чему?)

(чего?)

анализ (чего?)

изложение (чего?)

 

Сущность сводится (к чему?)

проблемы заключается (в чем?)

состоит (в чем?)


IV. Композиция Статья делится на … части (-ей)

статьи состоит из … частей

начинается (с чего?)

заканчивается (чем?)


V. Описание Во введении формулируется (что?)

основного дается определение (чего?)

содержания

статьи

определяются цель

задачи

В начале излагаются цели

статьи задачи

 

Далее дается проблемы исследования

общая харак- глав статьи

теристика частей

 
 


В статье автор ставит следующие

затрагивает проблемы

освещает

останавливается (на чем?)

касается (чего?)

 

В основной излагается (что?)

части проводится аргументация

(чего? в пользу чего? против чего?

дается обобщение (чего?)

научное описание

(чего?)

В статье также затронуты такие вопросы, как…


VI. Иллюстрация Автор пример(ы) подтверждающие,

автором своих приводит факты иллюстрирующие

положений ссылается цифры его положения

данные

В статье приводится

дается

VII. Заключение, Автор приходит к выводу, что…

выводы автора подводит нас к заключению…

делает вывод

подводит итог

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что…

утверждает,

что…

В заключение говорится, что… (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…


VIII. Выводы В итоге можно сказать

и оценки необходим о подчеркнуть

референта хотелось бы отметить

 

Таким нашло отражение…

образом, в убедительно доказано…

статье получили исчерпывающее

освещение…

Оценивая работу в целом, можно утверждать…

Безусловной заслугой автора является…

Заслуга автора состоит (в чем?)

заключается

 

Основная состоит (в чем?)

ценность заключается

работы

 

Достоинством работы является…

Недостатком

 

К достоинствам работы относятся…

недостаткам

 

С теоретической точки зрения важно

практической существенно

 

Вызывают возражения

сомнения

Нельзя (не) согласиться с…

Существенным недостатком работы можно считать…

Речевые стандарты для сравнения точек зрения исследователей (в обзорном реферате);

Авторы по-разному (одинаково) определяют (что),... подходят (к чему)...

Эти вопросы (проблемы) рассматриваются (где) одинаково (по-разному).

Во всех (обеих) работах сходно решается вопрос (о чем)...

Оба автора обращают внимание на то, что (на что)...

В работе N этой проблеме уделяется большое внимание.

Эти мысли N явно перекликаются с идеей (кого)...

По мнению всех (обоих) исследователей...

Эта проблема затрагивается также (где)...

N, так же как и М, обращает внимание на то, что...

Подобно N, М анализирует (что)...

В отличие от N, М указывает, что...

Если N считает, что..., то М придерживается другой точки зрения.

Что касается М, то он считает, что...

М анализирует современный материал, а N основывается на исторических фактах.

М опирается на богатый фактический материал, N же часто оперирует гипотезами.

N утверждает, что..., тогда как М опровергает это.

N убежден, что..., между тем как М сомневается в этом.

В то время как N-сторонник (чего)..., М придерживается...

Date: 2015-05-22; view: 1597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию