Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Краткое изложение семи стадий даосской эзотерической йогиСтр 1 из 76Следующая ⇒
Мантэк Чиа Пробуждение целительной энергии Дао. Даосские секреты круговорота внутренней энергии
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ "ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ДАО"? ОБ АВТОРЕ КОММЕНТАРИЙ ПО ПОВОДУ ЗАПАДНОЙ МЕДИЦИНЫ И ДАОССКОЙ ЙОГИ ЧАСТЬ I: ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К ПРОБУЖДЕНИЮ ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ ЦИ ПОДГОТОВКА К ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ ЦИ СЕКРЕТ ВНУТРЕННЕЙ УЛЫБКИ ЧАСТЬ II: ЦИРКУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ ПО МИКРОКОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ 4. НАЧНИТЕ ОРБИТУ: ОТКРОЙТЕ ПЕРЕДНИЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КАНАЛ ОТКРОЙТЕ ЗАДНИЙ КАНАЛ - УПРАВЛЯЮЩИЙ КАНАЛ ЗАВЕРШИТЕ МИКРОКОСМИЧЕСКУЮ ОРБИТУ 7. ОТКРОЙТЕ КАНАЛЫ РУК И НОГ: БОЛЬШОЙ НЕБЕСНЫЙ ЦИКЛ ЧАСТЬ III: ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ УСТАНОВИТЕ ГРАФИК ЗАНЯТИЙ 9. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ: КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О МИКРОКОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ И ОТВЕТЫ НА НИХ ЧАСТЬ IV: ПРИМЕНЕНИЕ ЭНЕРГИИ ДАО ДЛЯ ЦЕЛИТЕЛЬСТВА МИКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА И МЕДИЦИНА ЛИЧНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МИКРОКОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТОЙ ИНТЕРВЬЮ С ТРЕМЯ ПРАКТИКУЮЩИМИ ДАОССКУЮ ЙОГУ ЧАСТЬ V: ЗА ПРЕДЕЛАМИ МИКРОКОСМИЧЕСКОЙ ОРБИТЫ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫСШИХ ДАОССКИХ ПРАКТИК КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СЕМИ СТАДИЙ ДАОССКОЙ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ЙОГИ ПРИЛОЖЕНИЕ: КАК ДАОССКАЯ ЙОГА ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ГОРМОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ
ПРЕДИСЛОВИЕ Гюнтер Вейл В течение последних двадцати пяти лет Соединенные Штаты и Западная Европа стали свидетелями поразительного роста интереса широких масс населения к личностному росту и к целительным дисциплинам, в основе которых лежит целостность человека и единство его с природой. Запад снова превратился в "плавильный тигель", но на этот раз "котел" содержит смесь священных восточных традиций совместно с недавно "всплывшими на поверхность" внутренними технологиями совершенствования тела, ума и духа. Это движение, известное под названием "Новая эра" (New Age), характеризуется изданием популярных журналов и все большего объема другой литературы, большим количеством духовно ориентированных групп и быстро растущим потребительским рынком услуг основанной на "целостности" медицины и других "соответствующих технологий". Мы ясно видим существенный сдвиг в умонастроениях и переоценку ценностей в тех областях, которые касаются наших взаимоотношений со своей внутренней жизнью и нашей ответственности за будущее планеты Земля. Параллельно с этими изменениями мы можем наблюдать также появление научной картины Вселенной, которая напоминает нам классические представления о ней основных восточных религий. Разработанная в конце двадцатого века научная картина мира является менее линейной, менее детерминированной и менее категоричной в тех областях, которые лежат на границе физики и биологии. Эта картина становится все более похожей на интуитивную, феноменологическую и в большей степени ориентированную на всеобщее взаимодействие модель "человека во Вселенной", которая в течение тысяч лет была характерной для китайской философии и науки. Эти два направления - сознание "Новой Эры" и сдвиг в наших научных парадигмах - начинают некоторым практическим образом сходиться в области медицины, инспирированной идеей целостности. Наилучшим примером тому являются, по-видимому, терапевтические возможности акупунктуры - одного из наиболее мощных методов классической китайской медицинской системы. Малоизвестным фактом относительно акупунктуры и китайской медицины является то, что они практически всеми своими достоинствами обязаны "даосской эзотерической йоге". Даосская эзотерическая йога, на самом деле, является матерью китайской медицины, а также многих других систем целительства и самосовершенствования. Для многих людей Запада даосизм кажется некоторым неуловимым, уклончивым и не поддающимся расшифровке путем, лучше всего характеризуемым загадочными таинствами книги "И цзин" ("Книга перемен") и мудростью Лао-цзы и Чжуан-цзы, "природных" философов "Пути". Для тех, кто интересуется восточным целительством и восточными боевыми искусствами, существуют такие дисциплины, как макробиотика или тайцзи-цюань, но природа их взаимоотношений с даосской эзотерической йогой далека от ясности. Говорить о связи этих и других практик с эзотерическим ядром даосизма - значит запутывать вопрос еще больше. На самом деле понятие эзотерического, или внутреннего, ядра даосизма само по себе является довольно новой идеей для аудитории "Новой Эры". Какой смысл мы должны вкладывать в эзотерические основания традиции, которая и так уже кажется сложной и трудной для понимания, особенно в ее прикладных ответвлениях? В противоположность этому мы достаточно комфортно чувствуем себя с основными понятиями и методами различных индийских медитационных и йогических систем, которые начали находить свое место в нашем обществе еще в двадцатые годы. Мы можем также оценить мощные системы буддийской мысли и практики, особенно дзэн и тибетский буддизм, которые начали внедряться в общественное сознание в шестидесятые годы. Но что можно сказать о даосизме? Что мы действительно знаем об этой традиции, кроме нескольких фрагментов мудрости из "И цзин" и "Дао дэ цзин" и несколько других разрозненных фрагментов практических знаний, содержащихся в системах китайской медицины и боевых искусств? Как нам начать понимать современное прикладное значение этих древних систем целительства и духовного развития? Какую форму должно принять это знание, чтобы влиться в основной поток нашего технологического общества на данном этапе его эволюционного развития? Книга Учителя Мантэка Чиа посвящена именно этим вопросам и представляет собой, насколько мне известно, первую возможность для читателей Запада действительно понять и усвоить существенные и практические аспекты даосской эзотерической йоги. Учитель Чиа приложил неоценимые усилия к тому, чтобы представить эти древние психофизические методы в той форме и последовательности, которые соответствуют нашему современному научному и технологическому взгляду на мир. Эта книга, первая в серии книг по основам и методам даосской эзотерической йоги, ясно описывает теорию и практику "Микрокосмической Орбиты" - основного понятия всей даосской системы. Своей медитационной практикой и тысячелетиями копившейся мудростью древние даосские учителя говорят нам о важности свободного циркулирования энергии ци в теле - как в качестве терапевтической техники, применяемой в целях самоцелительства, так и в качестве "клапана", предотвращающего побочные эффекты, которые так часто сопровождают мощный процесс высвобождения энергии кундалини. Мантэк Чиа, истинный наследник древних даосских мудрецов, собрал всю эту информацию и привел ее в такую систематическую форму, в которой каждый без труда сможет понять и применить ее. Я считаю, что эта книга является исторически важным вкладом в решение задачи внедрения практического даосизма на Западе. Книга "Пробуждение целительной энергии Дао" поможет нам развить наше понимание взаимоотношений ума и тела в наших целительных практиках, а также наших научных моделей энергетической структуры человеческого тела. ВВЕДЕНИЕ: Майкл Винн В шестом веке до нашей эры Лао-цзы начал свой классический труд "Дао дэ цзин" с такого предостережения: "Дао, о котором можно рассказать, не является Дао". В вольном переводе "дао" означает "путь" или "сила, энергия". В ранних китайских рукописях Дао подразумевает такое понимание жизни, в котором особый упор делается на гармонию индивидуума с силами природы. Даосские мудрецы часто становились отшельниками, жили в горах и считали ниже своего достоинства принимать административные посты от восхищенных ими императоров, утверждая, что они предпочитают быть "управителями природы", а не преходящими "управителями общества". В тех же самых традициях книга "Пробуждение целительной энергии Дао" имеет свои корни в процессах природы - природы нашего собственного тела. Работа этой целительной энергии не зависит от каких-либо конкретных верований или от текущих научных взглядов. Она не зависит и от религиозных верований даосизма, которые выросли вокруг его первоначальной философии. Короче говоря, она заключается в весьма тонком, но вполне проверяемом ощущении жизненной энергии ци, текущей в теле по определенной схеме. Она была обнаружена практичными китайскими мудрецами и является доступной любому человеку в любом возрасте, который позаботился так натренировать себя, чтобы замечать и использовать эту энергию. Поскольку сам автор Мантэк Чиа является христианином, но использует традиционные даосские методы, чтобы помочь тысячам людей исцелить или усовершенствовать себя, то становится совершенно очевидным, что понятие этой целительной энергии вполне совместимо с различными индивидуальными верованиями. Человек может прочитать сотни томов "Даосской энциклопедии", написанной на китайском языке, и комментарии к книгам "И цзин" и "Дао дэ цзин" на дюжине других языков, но так и не узнать, как пробудить столь много описанную поэтами целительную силу Дао. Для этих ищущих более полезным будет потратить свое время на практикование циркулирования целительной жизненной силы по "малому небесному циклу", или по "микрокосмической орбите", как это описывается в данной книге. Мантэк Чиа прочитал все эти сотни томов эзотерической литературы, но это дополнительно к тому, что он получил в устной форме от многих даосских Учителей. Он считает, что устное учение является очень важным и может практиковаться лишь немногими счастливчиками, потому что оно скрыто от других ищущих неуловимой по смыслу поэзией или загадочными символами древних писаний. Учитель Чиа понимает, что пришло время, когда общество имеет потребность и заслуживает того, чтобы получить ясное учение об этой целительной силе, которая в Китае была окутана той же завесой секретности, что и средневековая алхимия в Европе. Эта историческая аналогия не является случайной, поскольку даосская "Микрокосмическая Орбита" представляет собой процесс "человеческой алхимии", являющийся первым шагом к трансформации энергии человека в ее наиболее чистые формы. Эта дистилляция целительной энергии осуществлялась многими поколениями китайских мудрецов, которые ради многих прикладных целей занимались этим всю свою жизнь. Эти прикладные цели нашей повседневной жизни воистину обширны. Не будет преувеличением сказать, что циркуляция человеческой энергии, или "ци", внутри тела является также основным принципом функционирования, поддерживающим деятельность многих китайских гениев. Она ответственна за достижения китайцев в медицине (акупунктура), в боевых и медитативных искусствах (гунфу, тайцзи-цюань, багуа-чжан, синъи-цюань, внутренняя алхимия), является вдохновителем огромного богатства китайской поэзии и философии (И цзин, Дао дэ цзин). Можно доказать, что улучшение здоровья и творческих способностей древних китайских практикующих помогло им добиться успехов и в технологии, и в управлении. Конфуций был весьма опытен в даосской философии и очень восхищался ею; он был весьма искусен и в ее практических приложениях. С момента публикации первого издания "Пробуждения целительной энергии Дао" люди, занимающиеся различными видами китайских боевых и других искусств, приходят к Мантэку Чиа и признаются, что они были шокированы, увидев эту книгу продающейся в магазине. Содержащаяся в ней информация сообщалась им только после нескольких лет посвящения и учения их практикам, будь то тайцзи, медитация или боевые искусства. Им говорили, что методы продвижения энергии по Микрокосмической Орбите являются величайшим секретом, обладание которым дает внутреннюю силу уму и телу и который не раскрывался кому угодно вне некоторого "внутреннего круга". Овладевая многими различными системами китайских эзотерических знаний, Учитель Чиа имел перед собой перспективы, которых не было у других даосских учителей. Для Учителя Чиа образование началось с пробуждения этой целительной энергии. Это является наиболее важным строительным блоком его учения. Если вы овладели циркуляцией своей энергии, то продвижение во всех других дисциплинах происходит гораздо успешней. Открытие основного канала циркуляции энергии в теле (называемого в данной книге "Микрокосмической Орбитой") аналогично изучению букв алфавита обучающимся читать и писать. Не выучив буквы алфавита, человек не сможет создавать слова, предложения, тексты, а также излагать и усваивать простые и сложные идеи, которым обучаются на университетском уровне. Так же обстоит дело и с целительной силой Дао. Не усвоив методы управления энергией, излагаемые в данной книге, практикующий вряд ли сможет быстро продвигаться к высшим уровням в смежных дисциплинах. Или для достижения той же цели вы можете провести годы, используя менее прямые методы, например повторение некоторых физических движений, пока однажды поток не пойдет требуемым образом, сидение лицом к стене в течение двадцати лет или повторение мантр всю свою жизнь. Последующие тома "Энциклопедии даосской эзотерической йоги" Учителя Мантэка Чиа прольют свет на некоторые из наиболее продвинутых форм даосской практики целительства, медитации и самообороны и научат их использованию для уравновешивания сил, ежедневно воздействующих на нас со всех сторон. "Семенное гунфу" (сексуальная практика для мужчин) и "Яичниковое гунфу" (сексуальная практика для женщин) раскроют даосские секреты трансформирования "сырой" сексуальной энергии в созидательную энергию. "Цигун "Железная рубашка"" укрепит фасции, органы, связки и кости тела и покажет, как "укоренить" энергию человека в земле. "Слияние пяти элементов" научит, как преобразовывать эмоции, исцелять больные органы и достигать большей уравновешенности и проникновения в самого себя. "Тайцзи-цигун", "багуа-цигун" и "багуа-чжан", "цзин-и-цигун", "дань-му" ("смертельное прикосновение") и "гунфу пяти пальцев" способствуют накоплению внутренней энергии, увеличивают приспособляемость тела и позволяют человеку более быстро овладеть "длинными формами" "тайцзи-цюань", "багуа-чжан" и "синъи-цюань". Книга "Пробуждение целительной энергии Дао" является научной в том смысле, что она демистифицирует некоторые из принципов, на которых базируются чудеса самоисцеления и другие "подвиги" энергии. В то же самое время она имеет глубокие корни в древней традиции духовного самосовершенствования и шаг за шагом ведет практикующего к максимальному переживанию таинств Дао. 31 марта 1983 г., Нью-Йорк Майкл Винн, главный редактор "Энциклопедии даосской эзотерической йоги" ОБ АВТОРЕ Автор этой книги, Мантэк Чиа, родился в Таиланде 4 апреля 1944 года. Когда ему было шесть или семь лет, во время летних каникул он учился у буддийских монахов практике "сидения и успокоения ума". Нельзя сказать, чтобы он был пассивным и холодно спокойным. Во всяком случае, он отличался по легкой атлетике во время учения в средней школе в Гонконге. Именно в это время он изучил традиционные методы тай-боксинга и встретил Учителя Лю, который научил его методам тайцзи-цюань. Вскоре после этого Учитель Лю познакомил его с айкидо, йогой и в еще большей степени натренировал в тайцзи. Его изучение эзотерических практик, однако, не начиналось до тех пор, пока ему не исполнилось восемнадцать лет и он не вернулся в Таиланд. Именно в это время его старший товарищ, Чэн Сю Сю, обучил его некоторым уровням даосской эзотерической практики вплоть до "Воссоединения человека и Неба". После того как ему исполнилось двадцать лет, Учитель Чиа обучался у Учителя Меуджи в Сингапуре, который научил его кундалини-йоге и методам "Буддийской ладони". При помощи методов "Буддийской ладони" он скоро научился устранять блокировки потока жизненной энергии в своих внутренних органах и исцелять тех пациентов, которые приходили к его Учителю, изгоняя из них холодную, влажную или болезненную энергию. Молодой Мантэк Чиа чувствовал, однако, что кундалини-йога производит слишком много тепла и может быть опасной, поэтому он позднее комбинировал ее с элементами даосской практики, оказывающими охлаждающий эффект. Позднее он обучался у Учителя Пан Ю, который создал синтез учений даосизма, буддизма и чань-буддизма, и у Учителя Чэн Яо-Луна, который также создал новую систему, комбинируя тай-боксинг и гунфу. От Учителя Чэн Яо-Луна он узнал секретные шаолиньские методы Управления внутренней энергией, а также метод "Железная рубашка", называемый "Очищением костного мозга и обновлением сухожилий". От Учителя Пан Ю он узнал вариации кундалини-йоги и метод "Стальное тело", который считается техникой, препятствующей разложению тела. Учитель Пан Ю все еще живет и практикует в Гонконге, где он лечит пациентов, передавая им свою жизненную силу. Чтобы лучше узнать механизмы действия целительной энергии, в течение двух лет Чиа изучал также медицинские науки Запада и анатомию. Наряду с этой деятельностью Учитель Чиа был также менеджером компании Гестетнера в Таиланде, занимался продажей офсетных машин и был очень хорошо знаком с копировальными и печатными машинами компании. Он является, по-видимому, единственным даосским учителем в мире, имеющим компьютер у себя дома. Его жена Мэниван работает медицинским техником. Короче говоря, он является живым доказательством того, что его практика является очень земной и что она углубляет его повседневную жизнь и не требует ухода из общества и перехода к отшельнической жизни. Основной целью намерений Чиа является отказ от мистицизма, от методов "мумбо-юмбо", от приписываемых гуру чудесных сил, от веры в нечто внеземное и магическое. Вместо этого он ищет современные, полностью предсказуемые рабочие модели, которые можно рассматривать как научные средства работы с энергетическими системами. Он надеется, что со временем это приведет к технологическим разработкам, которые облегчат или ускорят приемы, посредством которых может быть достигнут прогресс. Именно в надежде на это он призывает медицину исследовать то, что он предлагает. Уже имеется много врачей, юристов, программистов и других специалистов, которые на себе испытали предлагаемые Учителем Чиа методы и убедились в их благотворности. Именно перед ними и всеми теми, кто присоединился к коммуне Учителя Чиа, стоит жизненная задача наведения мостов между разумом и духом, между умом и телом, между наукой и религией. КОММЕНТАРИЙ ПО ПОВОДУ ЗАПАДНОЙ МЕДИЦИНЫ И ДАОССКОЙ ЙОГИ
Со времени первой публикации книги Мантэка Чиа "Пробуждение целительной энергии Дао" сотни американцев из различных сфер деятельности и различного социального положения по всей территории Соединенных Штатов сообщали об ощущении потоков энергии, протекающих по Микрокосмической Орбите и по другим частям тела. Описания ощущений этих потоков энергии согласуются с подобными описаниями во многих классических китайских текстах, большинство из которых являются даосскими. Я также изучал недавние научные электрофизиологические исследования акупунктурных меридианов - и китайские, и французские ученые в своих независимых друг от друга экспериментах доказали, что акупунктурные меридианы действительно существуют как электрофизиологическое явление, а научная схема размещения акупунктурных точек и меридианов на 80-90% соответствует акупунктурным схемам, дошедшим до нас из китайской истории через тысячи лет. Кроме того, стимулирование соответствующих акупунктурных точек на самом деле вызывает повышенную нейроэндокринную секрецию, поддающиеся измерению физиологические изменения деятельности кишечника, сердца и других органов, изменение энцефалографических показаний и доступные измерению электрические импульсы, получаемые от коры головного мозга. В Китае и Франции доказана также глубокая связь между акупунктурными каналами и внутренними органами. Мне теперь ясно, что ощущения потоков энергии, переживаемые в даосской эзотерической йоге, аналогичны "ощущениям ки", испытываемым пациентами во время сеансов иглотерапии, лазерной акупунктуры и даже акупрессуры. Микрокосмическая Орбита состоит из каналов Ду-май и Жэнь-май - двух наиболее важных и полезных "целительных меридианов" в акупунктуре. Если взять ощущения всех студентов Мантэка Чиа как единое целое, то они прочувствовали практически все акупунктурные меридианы. О таких же результатах упоминается в некоторых классических трудах по акупунктуре. Однако, вследствие того что отсутствует научное обоснование акупунктуры, а также нет научных свидетельств о физиологических изменениях в организме человека при медитационной релаксации и йогических упражнениях, к акупунктуре и к даосской эзотерической йоге до сих пор относятся как к китайскому фольклору и предрассудкам. Исследования доктора Герберта Бенсона, профессора Медицинской школы Гарвардского университета, а также исследования некоторых других ученых много сделали для освобождения от вышеупомянутых заблуждений. Путем тщательно проведенных экспериментов они доказали, что релаксация оказывает существенное благотворное физиологическое воздействие на человеческое тело. В медицинских кругах релаксационная терапия и приемы избавления от стрессов стали в настоящее время очень респектабельными областями деятельности. Даосская эзотерическая йога сама по себе является уникальной - это некоторого рода попытка достичь высшего знания. Однако мы, ученые, любим все, что попадает нам в руки, проанализировать и разложить по полочкам. Если мы проанализируем технологию даосской эзотерической йоги, мы сможем сказать, что ее физиологическими эффектами являются результаты, получаемые путем взаимодействия физиологических эффектов релаксационной терапии и физиологических эффектов акупунктуры. Релаксация успокаивает электрическую активность коры головного мозга и остальных частей нервной системы до такой степени, что акупунктурная энергия (ки, ци, прана) может снова течь спокойно и свободно. Мои наблюдения показывают, что избыточная электрическая активность коры головного мозга ослабляет генерацию акупунктурной энергии (ки, ци, праны) и тормозит ее течение. Кроме того, успокоение электрической активности коры головного мозга позволяет человеку, практикующему даосскую йогу, ощутить поток ци в своем теле, так что он может теперь сознательно генерировать больше ци и сознательно вести ее потоки через различные акупунктурные меридианы и органы тела с целью удаления препятствий и уравновешивания избыточных и недостающих свойств. Этот конкретный взгляд на даосскую эзотерическую йогу согласуется с понятием биологической обратной связи, которое означает сознательное восприятие своих физиологических процессов и сознательное управление ими. Согласно моим исследованиям, даосская эзотерическая йога - это одновременно релаксационная терапия, акупунктура и методы биологической обратной связи. Какова же физическая природа ци (праны, акупунктурной энергии)? Что является материальной основой акупунктурных точек и меридианов? Во всем мире над этими вопросами бьются многие ученые, но я не думаю, что раньше чем за десять или двадцать лет можно будет получить исчерпывающие ответы на них. Должны ли мы подождать с использованием методов даосской эзотерической йоги в течение этих десяти-двадцати лет? Нет, поскольку за последние несколько тысяч лет бесчисленное количество китайцев уже исцелили с ее помощью свои недуги. Кроме того, за последние десять лет многие китайские лечебные и учебные медицинские заведения официально приняли цигун как одно из средств лечения рака, артритов, повышенного давления и многих других заболеваний, заявляя в своих медицинских журналах и других публикациях о хороших результатах. Классический цигун является одним из аспектов даосской эзотерической йоги. Однако в цигун, используемом в настоящее время в китайских больницах и медицинских учебных заведениях, делается избыточный упор на такие компоненты даосской эзотерической йоги, как физические движения и дыхательные упражнения (аналог хатхи-йоги и пранаямы), и игнорируются такие ее компоненты, как релаксация, биологическая обратная связь и сознательное генерирование и проведение по каналам потоков ци. Даосские восстановительные упражнения и даосские дыхательные упражнения (эквивалентные хатхе-йоге и пранаяме) в том виде, в котором они называются "цигун" и приняты в китайских медицинских и учебных заведениях, являются, без всякого сомнения, важным шагом к возможностям управления потоками акупунктурной энергии и уравновешивания избыточных и недостающих акупунктурных энергий. Но все классические даосские тексты и все ныне живущие Учителя даосской эзотерической йогической традиции подчеркивают необходимость использования также и компонент, связанных с расслаблением и биологической обратной связью, а также необходимость сознательного генерирования и ведения потоков ци. Я знаю, что Мантэк Чиа и Герберт Бенсон вскоре собираются в Китай с лекциями по релаксационной терапии и для обмена информацией по цигун с китайскими лечебными и учебными заведениями. Я надеюсь, что их визит вернет в программы китайского цигун упор на релаксацию и биологическую обратную связь. То, что релаксация, биологическая обратная связь, хатха-йога и йогические дыхательные упражнения являются важной составной частью даосской эзотерической йоги, для меня стало ясным из моих наблюдений за студентами Мантэка Чиа в течение последнего года. Со времени публикации первого издания этой книги многие люди, изучающие йогу, тайцзи, трансцендентальную медитацию и другие основанные на медитации традиции, пришли учиться к Мантэку Чиа. Те, кто прежде в течение четырех-пяти лет занимался релаксацией, хатха-йогой и близкими к ним дисциплинами, мгновенно почувствовали акупунктурную энергию, и лишь вопросом нескольких дней для них было открыть многие каналы и более живо и интенсивно почувствовать энергию ци. У тех же, кто не имел предварительного опыта, на то, чтобы почувствовать поток ци, уходили недели и месяцы. Они ощущали энергию в акупунктурных каналах намного менее живо, менее интенсивно и менее точно. Короче говоря, за это время я мог увидеть, что Соединенные Штаты являются плодородной почвой для превращения даосской эзотерической йоги в респектабельную и важную терапевтическую дисциплину. Это связано с тем, что релаксационная терапия, хатха-йога и акупунктура уже стали для Соединенных Штатов вполне родными и близкими, а ведь эти методы являются самой основой даосской эзотерической йоги. Кроме того, Мантэк Чиа, живое наследие этой бесценной традиции, благородно и неэгоистично передает все эти ранее строго охраняемые секреты всем, кто только пожелает учиться. Я предполагаю, что даосская эзотерическая йога в скором времени будет принята медицинской общественностью как одна из методик лечения рака, артритов и многие других заболеваний, которые связаны с иммунной, нейроэндокринной и регенеративной функциями человеческого тела. Лоуренс Янг 31 марта 1983 г.
ЧАСТЬ I: ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К ПРОБУЖДЕНИЮ ВАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ЦЕЛИТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ 1. ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИИ ЦИ Строго говоря, медитация - это успокоение ума. Большинство применяемых в настоящее время медитационных техник используют для успокоения ума один из двух основных подходов. Первым из этих подходов является подход дзэн, заключающийся в "молчаливом сидении" лицом к пустой стене до тех пор, пока ум не станет чистым, пустым. Вы сидите до тех пор, пока не наступит момент чистого осознавания - даже если на это и уйдет двадцать лет. Второй подход связан с использованием мантр, при котором засыпание ума происходит при ритмическом убаюкивании его звуками или образами. После тысячи повторений тело начинает вибрировать с большей частотой и медитирующий начинает осознавать высшие энергии, не осознаваемые его органами чувств при обычном состоянии ума. Эзотерический даосский подход является другим. Он не зависит от тотального отсутствия потока мыслей. Вместо этого он делает упор на циркуляцию энергии, называемой "ци", вдоль некоторых путей в теле. Эти пути помогают направлять ци - известную также как прана, энергия спермы или яичников, "теплый поток" или энергия кундалини - последовательно к более высоким энергетическим центрам (чакрам) тела. Секрет циркуляции этой ци передавался в Китае из поколения в поколение в течение тысяч лет и всегда приводил к необыкновенному улучшению здоровья и жизни. Но что такое эта ци и откуда она приходит? Ци - это сама примордиальная (изначальная) жизненная сила. Она входит в человеческую жизнь с момента проникновения сперматозоида в жизненную яйцеклетку. Из этого первоначального "сплавления" развивается необычайно сложное новое человеческое существо. Ци - это непрерывный поток энергии, связывающий функционирование различных тканей, органов и мозга человека в единое целое - в личность. Ци также связывает эту личность с окружающей ее средой. Мудрецы обнаружили основные каналы протекания энергии ци, медитируя на утробном плоде человека. Они наблюдали, как ребенок растет рядом с пупком матери, поглощая через свой пупок питательные вещества и выбрасывая наружу продукты жизнедеятельности. Плод в буквальном смысле "дышит" через пуповину, "вдыхая" из матери в свой пупок к промежности, далее к голове и через язык снова вниз, к пупку. Поэтому даосы утверждают, что пупок является стартовой точкой для потока изначальной жизненной энергии, или ци, а для взрослого он остается точкой накопления и циркуляции самой сильной энергии. "Пробуждение целительной энергии Дао" - предназначенный для взрослых метод возврата в состояние динамической циркуляции энергии, которое имело место в утробе матери. В этом смысле данная эзотерическая даосская медитация является процессом повторного рождения, возвратом к своему подлинному, изначальному "я". Что же происходит после рождения, заставляя нас терять то изначальное совершенное равновесие, которое было таким питательным и допускало такое здоровое развитие? После того как ребенок входит в мир, его энергия медленно "расслаивается" на компоненты, размещающиеся в "горячих" и "холодных" частях тела. В плоде энергии инь и ян были идеально уравновешены в виде "тепловатой" смеси. Но по мере того как ребенок вырастает во взрослого человека, его горячая энергия ян постепенно поднимается в верхние части тела, содержащие такие жизненно важные органы, как сердце, печень, легкие и мозг. Холодная энергия инь стремится расположиться в ногах, половых органах, почках и нижней части живота. По мере того как мы взрослеем, энергетические каналы, по которым жизненная энергия поступает в наши внутренние органы, давая им возможность нормально функционировать, все в большей степени блокируются за счет физических и умственных напряжений. Результатом является общее утомление, слабость и плохое здоровье. У молодого человека обычно достаточно энергии, чтобы поддерживать каналы в состоянии меньшей засоренности, так что энергия все еще может течь по телу. Органы получают соответствующее питание, и организм мало болеет. Но если мы не живем здоровой жизнью и не практикуем упражнения по поддержанию каналов открытыми, то они постепенно перекрываются, вызывая тем самым эмоциональную неуравновешенность, преждевременное ослабление и старение. Та совершенная циркуляция энергии, которой мы наслаждаемся в детстве, еще не нарушена ежедневными жизненными стрессами. Просто за счет восстановления того самого потока "тепловатой" ци - смеси энергий инь и ян - наши жизненно важные органы начнут светиться лучащимся здоровьем. Когда эта целительная энергия Дао - жизненная энергия в ее первоначальной, чистой, неразделенной форме - течет через наше тело, мы снова приобретаем изобилие энергии и "розовое свечение", которое мы имели в детстве. Истинной нашей задачей является всего лишь "пробуждение" этой неразделенной целительной энергии, которая когда-то уже была реальным фактом нашей жизни. Date: 2015-05-22; view: 1068; Нарушение авторских прав |