Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мета-зеркало





1. Выясните, как ведет себя человек, с которым клиенту трудно общаться:

 

а) Клиент выбирает человека, с которым ему трудно общаться;

 

б) Клиент представляет себе этого человека из первой позиции (ассоциировано) и называет ту особенность характера другого человека (неконгруэнтность, равнодушие, грубость и т.д.), которая затрудняет общение;

 

в) Терапевт выясняет, на каком логическом уровне (поведения, способностей, ценностей или личности) реагирует этот человек.

 

Терапевт: «Представьте себе, что этот человек здесь, перед вами. Как бы вы описали его поведение? Что мешает вам общаться с этим человеком? Что он делает? Как он ведет себя? Он невнимателен? Вы вызываете у него отвращение? Или, может быть, раздражение?»

 

Клиентка: «Он ведет себя неуважительно».

 

Терапевт: «Он не уважает ваше поведение, ваши способности, ваши ценности или вас?»

 

Клиентка: «Меня».

 

Терапевт: «Обратите внимание, что вам труднее всего общаться с теми людьми, которым вы позволяете задевать вашу личность. Когда вы уверены, что вы как личность (т.е. вы сами) в полном порядке, что бы ни делал другой человек, вы всегда сможете себя защитить».

 

2. Выясните, как ведет себя клиент:

 

а) Клиент выходит в мета-позицию (3-ю позицию) и, наблюдая за взаимодействием со стороны, размышляет о том, как он ведет себя в таких ситуациях;

 

б) Клиент определяет, как он ведет себя по отношению к другому человеку (осуждающе, раздраженно, разочарованно и т.д.);

 

в) Терапевт выясняет, на каком логическом уровне (поведения, способностей, ценностей или личности) реагирует клиент.

 

Терапевт: «Теперь выйдете в мета-позицию (3-ю позицию) и понаблюдайте со стороны за собственными реакциями, когда он ведет себя неуважительно. Как бы вы определили ваше поведение?»

 

Клиентка: «Я веду себя жестко. Я не уступаю, так будет точнее».

Терапевт: «В чем именно вы не уступаете?»

 

Клиентка: «В том, что важно для меня в этих взаимоотношениях».

 

Терапевт: «Это связано с вашими ценностями?»

 

Клиентка: «Да».

 

Терапевт: «Но, несмотря на то, что вы не уступаете ни в чем, что касается ваших ценностей, его поведение не становится более уважительным?»

 

Клиентка: «Нет, потому что он каким-то образом контролирует ситуацию, и я не вижу выхода».

 

3. Исследуйте, как поведение клиента влияет на поведение другого человека:

 

а) Клиент начинает понимать, как его поведение вызывает или усиливает реакцию другого человека;

 

б) Клиент представляет себе, как бы вел себя другой человек в его отсутствие.

 

Терапевт: «Таким образом, он ведет себя неуважительно, а вы не уступаете. Вопрос в том, будет ли он вести себя неуважительно, если вы уступите? Как он будет себя вести, если вы поведете себя по-другому? Как бы он вел себя, если бы вас вообще там не было?»

 

4. Обдумайте другие способы поведения:

 

а) Клиент обдумывает другие способы поведения;

 

б) Клиент объясняет, что мешает ему реагировать по-другому.

 

Терапевт: «Вы уже, наверно, знаете, что в таком взаимодействии вы влияете на поведение других людей так же, как и они влияют на ваше поведение. Может быть, вы уже пробовали изменить вашу собственную реакцию. Что заставляет вас продолжать вести себя так во взаимоотношениях с этим человеком?»

 

Клиентка: «Я не вижу другого выхода».

 

5. Исследуйте взаимоотношения между внутренним «Я» и внешним «Я»:

 

а) Клиент выходит в 4-ую позицию и наблюдает со стороны за взаимоотношениями между внутренним «Я» (в 3-ей позиции) и внешним «Я» (в 1-ой позиции).

 

б) Клиент рассматривает и описывает, как его внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к его внешнему «Я» (1-ая позиция) ¾ оно может быть непоследовательным, равнодушным, нетерпеливым, скучающим, сердитым и т.д.

Терапевт: «Теперь я хочу, чтобы вы вышли в четвертую позицию и посмотрели отсюда. Когда вы смотрите на то, как ваше внутреннее «Я» (в 3-ей позиции) общается с вашим внешним «Я» (в 1-ой позиции), как бы вы охарактеризовали эти взаимоотношения?»

 

Клиентка: «Между мной и мной

 

Терапевт: «Да».

 

Клиентка: «Мое внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к моему внешнему «Я» пренебрежительно. Оно думает, что ситуация безнадежная, и не понимает, как мое внешнее «Я» может такое терпеть. Оно думает, что внешнее «Я» не может сделать ничего, что произвело бы на другого человека хоть какое-нибудь впечатление».


 

6. Выявите подобия между взаимоотношениями клиента с самим собой и взаимоотношениями клиента с другим человеком:

 

Терапевт: «Теперь давайте сравним ваши взаимоотношения с самой собой и ваши взаимоотношения с ним. Заметьте, в чем сходство между тем, как ваше внутреннее «Я» (3-я позиция) относится к вашему внешнему «Я» (1ая позиция) и тем, как другой человек относится к вам».

Клиентка: (Смотрит задумчиво около полминуты): «Я отношусь к себе так же, как он относится ко мне».

Терапевт: «Часто бывает так, что другой человек относится к вам так же, как вы относитесь к себе. Чтобы понять ваши взаимоотношения с другим человеком, бывает полезно исследовать ваши взаимоотношения с самой собой. Как ваше внешнее «Я» (1-ая позиция) реагирует на пренебрежение со стороны вашего внутреннего «Я» (3-я позиция)?»

Клиентка: «Она очень напряжена. Она боится потерять себя».

Терапевт: «В таком случае его напряжение вполне объяснимо, не правда ли?»

7. Поменяйте местами внутреннее и внешнее «Я»:

 

а) С 4-ой позиции клиент переносит свое внутренне «Я» (3-ю позицию) (т.е. свое отношение к самому себе) в 1-ую позицию так, что это отношение направлено теперь на другого человека;

 

б) Затем клиент переносит свои реакции из 1-ой позиции (т.е. свое отношение к другому человеку) в 3-ю позицию так, что эти реакции относятся теперь к самому клиенту;

 

в) Клиент исследует, как это перемещение меняет ситуацию, преобразуя взаимоотношения.

 

Терапевт: «Давайте выясним, что происходит, когда ваше внутреннее «Я» меняется местами с вашим внешним «Я». Так что теперь ваше внутренне «Я» будет здесь (терапевт указывает рукой) в 1-ой позиции, а ваше внешнее «Я» будет здесь, в 3-ей позиции. Но они будут вести себя по-старому. Другими словами, вы (в 1-ой позиции) будете все так же пренебрежительны, но теперь по отношению к другому человеку и (из 3-ей позиции) вы будете все также неуступчивы во всем, что касается ваших ценностей, но с самой собой. Чем больше вы стремитесь сохранить ваши ценности неизменными, тем больше творчества и разнообразия будет в вашем поведении.

Заметьте, что мы не меняем здесь элементы системы, мы просто меняем взаимоотношения между элементами. Что происходит, когда внутреннее и внешнее «Я» меняются местами?»

 

Клиентка: «Мне кажется, что так гораздо лучше».

 

Терапевт: «Как именно? Меняются ли взаимоотношения?»

 

Клиентка: «Я не думаю, что вообще есть какие-нибудь взаимоотношения теперь».

 

Терапевт: «Тогда вы можете вступить в другие отношения, может быть, даже с тем же самым человеком».

 

Клиентка: «Да, конечно».

 

Терапевт: «Хотите ли вы начать новые взаимоотношения с этим человеком?»

 

Клиентка: «Нет. Я вообще не хочу с ним общаться».

 

Терапевт: «Что должно измениться, чтобы вам захотелось общаться с ним?»

 

Клиентка: «Он должен вести себя более искренне, более открыто».

 

8. Соберите информацию со второй позиции:

 

а) Клиент представляет себя на месте другого человека;

 


б) Клиент выясняет, в чем нуждается другой человек.

 

Терапевт: «Хорошо. Теперь посмотрите на ситуацию глазами другого человека – со 2-ой позиции. Когда вы смотрите на мир его глазами, что, как вам кажется, помогло бы вам быть более искренней?»

 

(Клиентка физически переходит на место другого человека и задумывается на минуту).

 

Клиентка: «Уверенность в себе».

 

Терапевт: «Теперь выйдите из ситуации и перейдите в 4-ую позицию. Я хочу, чтобы вы заметили нечто важное. Так как он станет более искренним и открытым, когда у него будет больше уверенности в себе, то вопрос в том, что вы можете сделать, сохраняя свои собственные ценности, чтобы он почувствовал уверенность в себе».

 

Клиентка: «Ну, неуступчивость тут не поможет».

 

Терапевт: «А что может помочь?»

Клиентка: «По крайней мере, слушать и быть открытой».

 

Терапевт: «Пока вы находитесь в мета-позиции, сохраняя свои ценности неизменными, заметьте, что быть открытой и слушать – это не то же самое, что относится пренебрежительно к самой себе. И быть открытой и слушать – это не то же самое, что потерять контроль над ситуацией, в то время, как вы сохраняете свои ценности, находясь в мета-позиции, и тем самым поддерживаете сами себя».

 

9. Вступите в новые взаимоотношения:

 

а) Клиент входит в новую 1-ую позицию (которая раньше была 3-ей);

 

б) Клиент исследует новые перспективы и новое поведение;

 

в) Клиент замечает, что изменилось в его взаимоотношениях с самим собой и в его взаимоотношениях с другим человеком.

 

Терапевт: «С 4-ой позиции заметьте, как вы в 1-ой позиции ведете себя открыто и слушаете, в то время, как в 3-ей позиции вы продолжаете поддерживать сами себя, сохраняя свои ценности неизменными. Теперь войдите в 1-ую позицию и, глядя на другого человека, прорепетируйте, что вы будете делать».

 

(Клиентка переходит в 1-ую позицию и смеется. Ее физиология - это сочетание физиологии всех четырех позиций).

 

Терапевт: «Что вы замечаете? Как другой человек реагирует?»

 

Клиентка: «По-другому».

 

Терапевт: «Как вы себя чувствуете?»

 

Клиентка: «Гораздо лучше, гораздо более комфортно».







Date: 2015-05-22; view: 511; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию