Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Препятствия
Терапевт: «Что мешает вам прямо сейчас достичь своей цели? Почему вы до сих пор ее не достигли?» Если ничто не мешает клиенту, перейдите к части III. Если препятствия существуют, их можно воспринимать как возможности научиться чему-то новому для клиента (и, возможно, для терапевта). Люди по своей природе адаптивны. Когда клиент не может преодолеть препятствие, проблема не в том, что он выбирает плохие возможности, а в том, что ему не достает лучших возможностей выбора. Поэтому терапевту полезно будет выяснить, какого рода препятствия мешают клиенту, чтобы определить, какие возможности выбора ему нужны. Препятствия обычно попадают в одну из следующих категорий: экологические возражения, ограничивающие представления, ограничивающие стратегии и нежелательные реакции. 1. Экологические возражения.
· Какие есть преимущества в теперешней ситуации? · Не потеряет ли клиент чего-нибудь, когда достигните своей цели?
Если клиент сделал несколько попыток измениться и потерпел неудачу, то почти наверняка есть преимущество в сохранении нынешнего положения вещей. Исключения из этого правила относятся обычно к ограничивающим стратегиям или представлениям. Другими словами, клиент просто не знает, как достичь успеха (ограничивающая стратегия). Или препятствием являются ранние запечатления, когда ограничения родителей или других людей стали для клиента моделью, которой он бессознательно следует. Когда есть возражения против изменений, они обычно связаны с избеганием нежелательных последствий. Внимательно отмечайте любую неконгруэнтность в общении клиента, особенно когда клиент ее не осознает. Бессознательные физиологические сигналы (т.е. изменения дыхания, пульса, тона голоса или движений головы, жесты, глазные сигналы доступа и т.п.) – это самые прямые и надежные сообщения. Кроме неконгруэнтности, могут быть и другие указания на внутренние возражения: «сопротивление», внезапная неспособность понимать терапевта или выполнить простое поведенческое задание. Когда терапевт уважает эти препятствия и использует их, он обнаружит, что на самом деле это не препятствия, а пути к внутренней мудрости клиента. Когда клиент узнает, как получать то, чего он хочет, подходящим способом, сохраняя важные преимущества теперешней ситуации и без нежелательных последствий, тогда экологических возражений не будет. а) Положительные намерения и вторичная выгода.
Сначала выясните намерения возражения. После этого добавьте более эффективные и уместные возможности выбора, сохраняя преимущества теперешней ситуации и направляя клиента к его цели («Рефрейминг»).
Терапевт: «Спросите ту часть, которая возражает, как она старается помочь вам».
б) Система.
Симптомы клиента могут быть необходимы для поддержания гомеостаза его семейной системы (или какой-либо другой системы). Например, когда у клиента наступает улучшение, взаимоотношения между его родителями могут ухудшиться. Бессознательно клиент может крепко держаться за симптомы, стараясь защитить семью. Помогите клиенту посмотреть на ситуацию со 2-ой и 3-ей позиции.
Терапевт: «Как достижение этой цели повлияет на вашу семью (работу, окружение)?» Терапевт: «Какие нежелательные последствия могут быть в результате достижения цели?»
Семейная терапия дает возможность перестроить отношения в семье таким образом, чтобы они больше удовлетворяли всех членов семьи, так что в старом симптоме не будет больше необходимости.
в) Конфликтующие цели.
Если одна из целей клиента противоречит другой, это может на самом деле показаться дилеммой. Найдите намерения обеих целей и договоритесь на уровне намерений, так чтобы обе цели могли быть достигнуты.
«Какое намерение (или цель) у этих частей, которые мешают?»
г) Средства (ценности, стандарты).
Иногда бывают нравственные или этические возражения против средств достижения целей. Помогите клиенту найти более подходящие средства, меняя поведение, но сохраняя цель стабильной.
Как клиент может достичь своей цели в соответствии с его собственными ценностями?
2. Ограничивающие представления. а) Способности.
Если клиент убежден, что он неспособный, то его убеждение может стать самоисполняющимся пророчеством.
Клиент: «У меня уже много раз ничего не получалось – нет никакого смысла продолжать».
Терапевт: «Давайте предположим, что все неудачи – это на самом деле обратная связь, т.е. именно та информация, которая вам нужна, чтобы достичь успеха».
Используйте этот прием, чтобы изменить представление о способности.
б) Личность.
Клиент убежден, что он мог бы достичь своей цели, но он этого не заслуживает, или что он потеряет часть себя, если достигнет успеха. Используйте «Реимпринтинг» или «Объединение конфликтующих представлений».
3. Ограничивающие стратегии.
а) Глобальные цели.
Некоторых простых целей можно достигнуть сразу же, но чаще достижение цели – это процесс, который требует времени и некоторого количества шагов. Когда цель большая и сложная (например, изучение иностранного языка), и клиент кажется просто раздавленным ею, помогите ему разделить эту задачу на части или шаги. Когда он будет рассматривать каждый шаг как отдельную цель, он сможет понять, что делать, и будет чувствовать удовлетворение каждый раз, когда он осуществит следующий шаг. И тогда эта большая цель становится достижимой. «Путешествие в тысячу миль должно начаться с одного шага» (Лао-Цзы).
Клиент: «Я хотел выучить английский, но это слишком сложно. Я никогда его не выучу».
Терапевт: «Давайте разделим эту цель на части. Какая будет первая часть?»
Клиент: «Ну, наверное, найти учителя».
Терапевт: «Хорошо. Давайте сделаем это первой целью. Какие конкретные шаги вы можете сделать, чтобы найти хорошего преподавателя английского?... »
б) Неэффективные стратегии.
Если проблема заключается в неэффективной стратегии, то научите клиента эффективной стратегии. Клиент может быть удивлен тем, что новая стратегия может установиться за 5-6 повторений, несмотря на то, что он десятки лет пользовался старой стратегией. Объясните, что старая стратегия не будет стерта из памяти; он просто научится новой, более эффективной альтернативной стратегии. 4. Нежелательные реакции.
а) Горе.
Горе – это нормальная реакция. Но когда горе начинает переполнять человека и переходит в депрессию, стоит изменить эту реакцию. Один из эффективных способов преодолеть горе – это создать надежду. Положительные ожидания часто становятся самоисполняющимися пророчествами (используйте прием «Преодоление горя»).
б) Непроизвольные эмоциональные реакции.
Нежелательные эмоции обычно являются реакцией на предсказуемую последовательность внутренних стимулов (образы, звуки, чувства). Эта последовательность обычно запускается каким-то внешним стимулом. Выясните, чем запускается эта последовательность и как клиент бессознательно достигает нежелательной реакции, а затем используйте этот процесс, чтобы привести клиента к его цели.
Терапевт: «Научите меня реагировать также. Сначала объясните, как я узнаю, когда пора начинать. А потом расскажите, что происходит у меня внутри прямо перед тем, как появляется эта реакция. Что я себе представляю или о чем я вспоминаю? Каким образом это усиливается?»
Обычно легче использовать уже существующую последовательность, чем стараться изменить ее (используйте «Переключатель»).
в) Фобии.
Фобия – это пример реакции на стимул, которой человек научился. Зрительно-кинестетическая диссоциация обращает процесс, вызвавший фобию, и тем самым нейтрализует реакцию.
г) Стыд и вина.
Стыд возникает, когда мы нарушаем стандарты окружающих нас людей, а вина – когда мы нарушаем наши собственные стандарты. Иногда бывает полезно предложить клиенту пересмотреть эти стандарты; они все еще ему подходят? Если нет, он может выбрать себе другие. Если эти стандарты ему подходят, он может использовать то, что произошло, как обратную связь, чтобы вести себя по-другому в будущем. И тогда его «ошибку» можно использовать, чтобы помочь ему вести себя более подходящим образом в будущем, так что стыд или вина будут больше не нужны («Прием работы со стыдом и виной»).
д) Аллергия.
На аллергию часто можно повлиять с помощью наших мыслительных процессов. Однако, в большинстве случаев есть вторичная выгода (используйте «Рефрейминг», чтобы помочь клиенту найти более эффективные и подходящие способы достигать этих преимуществ, а после этого используйте прием работы с аллергией).
Один из способов определять препятствия – это сравнить между собой разные контексты: Терапевт: «В каких ситуациях появляется эта проблема? Есть ли какие-то ситуации, в которых у вас нет этой проблемы? Какая разница между этими ситуациями?» Когда вы тщательно исследуете безуспешные попытки разрешения проблемы, вы поймете, какие изменения будут не полезны, что стабилизирует ситуацию, и что необходимо изменить. Терапевт: «Какие способы вы уже пробовали, и какие были результаты?» III. Конкретный план. Когда клиент знает, чего он хочет, и ничто ему не мешает, заключительный шаг – это определить, как конкретно он достигнет цели. Date: 2015-05-22; view: 526; Нарушение авторских прав |