Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возвращение блудного сына
То, что сегодня мы все живем, как на войне, я уверен, вряд ли кто станет оспаривать. И эта война до сих пор – война эпохи индустриализации, где жизнь общества определяется законами производства и потребления, диктующими нам, как жить, во что верить и что считать ценностями. В подобном обществе имеет право на жизнь только то, что имеет денежный эквивалент; и только те, кто умеет добывать деньги и владеет ими. Это и есть бог сегодняшнего мира, которому поклоняются практически все. А те, кто нет, – аутсайдеры.
Но отвергает ли общество потребления ценности духовного порядка? Означает ли само его существование, что нравственность – это последнее и вовсе не обязательное из того, в чем оно нуждается? Далеко не праздные вопросы. И если мы не сумеем показать взаимосвязь между самой возможностью выжить, а не только жить, и необходимостью придерживаться духовных принципов и стремиться быть нравственными в своих действиях, то вряд ли общество потребления способно воспринять духовность как нечто, что имеет практическую ценность. Но еще большей заслугой окажется то, если нам удастся доказать, что духовность гарантирует не только безопасность, но еще и большие эффективность и результативность, достигаемые при гораздо меньших издержках негативного характера, чем действия, не берущие в расчет ценность духовных и нравственных принципов.
Можем ли мы в действительности создать общество, чья жизнь могла бы проистекать из духовных и нравственных законов и принципов? Я знаю, что скажут скептики и прагматики. И даже те же самые идеалисты. И они будут правы, если исходить из представлений об абсолюте. Я же говорю о другом… Должны ли мы стремиться к тому? И если да, то каким образом это может оказаться возможным? Я не ставлю вопрос, в какой степени, ибо нахожу его совершенно бессмысленным. Степень реализации определяется в данном вопросе не предположениями, а интенсивностью и искренностью прилагаемых нами усилий. Такова технология веры, творящей чудеса. Технология, о которой мало кто знает…
Являясь сам прагматиком, кто критерий истинности определяет в первую очередь опытом, а не просто слепой верой и умозрительными представлениями, могу с полной убежденностью сказать: современное общество не способно воспринять законы и принципы духовного мира просто тем, что возьмет их на веру. Ему нужны доказательства, причем получаемые им лично. И не в виде долгосрочной перспективы, подобно обещанному Раю, а в ближайшей и текущей жизни. Возможно ли это? Да, возможно. Что необходимо для этого? Мировоззрение, идеология, политтехнология и методология. Не больше, не меньше…
Ответим на вопрос: что такое нравственное, духовное общество? Ответ очевиден: общество, состоящее из духовных и нравственных людей. Выразимся точнее, реалистичнее: общество людей, стремящихся жить и живущих по духовным, нравственным законам. Этим самым мы выводим значимость каждого и отдельного члена общества. Тем самым мы говорим: предмет наших забот – конкретный человек независимо от того, кем он является в обществе и чем занимается. Общество не сможет жить по законам нравственности, если таковыми не являются ценности, принятые и установленные им и в нем. Кто должен устанавливать эти ценности? Власть? Само общество?.. Поговорим…
ФАКТОР ВЛАСТИ: ПОЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Почему так важен персональный подход в решении вопросов духовности общества? Разве не стоит ограничиться тем, чтобы обеспечить приход во Власть людей духовных и нравственных? Я постараюсь показать, что подобный подход к решению нашей задачи ошибочен. И нахожу это очень важным, так как знаю, как много среди нас тех, кто уповает на то, что реализация подобного суждения позволит создать общество высоконравственных и одухотворенных граждан и построить социально справедливое государство. Итак, Власть…
Когда произносится словосочетание «нравственная Власть», ничего, кроме кислой улыбки, это не вызывает. Казалось бы, эти слова взаимоисключают друг друга. И действительно, обремени себя сегодня Власть решением вопросов морали, она легко станет управляемой и уязвимой со стороны тех, для кого все средства хороши для достижения и осуществления власти.
Само понятие «власть», фактически, - обезличенный Принцип, посредством которого и осуществляется государственная и общественная деятельность как механизм реализации самоорганизующего начала человеческой цивилизации. Иллюзии, подобные тому: «вот получу власть и все изменю», быстро рассеиваются, стоит ее получить. Человек начинает понимать, что он становится заложником той Реальности, что сформирована огромным количеством известных и неизвестных, явных и неявных реальностей, называемых полем жизненных интересов разных групп - политических, экономических, идеологических, этнических, социальных, корпоративных, личных и пр. Такой человек, вначале все же попытавшийся что-либо изменить, получает такое количество разных по масштабам, интенсивности и значимости обратных ответных реакций, что начинает понимать: проще обслуживать эту Систему, чем пытаться ею управлять или что-либо в ней менять. Именно тогда он начинает понимать истинное значение тезиса «Мы имеем ту Власть, которую заслуживаем»; понимает – характер власти и ее деятельности формируется не столько его собственной волей, сколько волей и характером социума. Исключение составляют реформаторы, чей феномен заставляет философов задумываться: история выявляет личность или личность определяет историю? Но феномен на то и феномен, что единичен, а не среднестатистичен. Однако подобные суждения нисколько не умаляют значение и значимость человека, находящегося во Власти; несомненно, что и он является фактором влияния. Вопрос только в том, насколько масштабно и в какой степени. И когда мы говорим о нравственности общества, то понимаем важность того, насколько нравственным может быть человек, наделенный властными полномочиями.
ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Из вышепредставленных суждений выявляется совершенно очевидной главенствующая роль самого общества в определении того, нравственно оно или нет и насколько. Ибо оно и является основным заказчиком того, что определяет, какой будет Власть и по каким критериям она будет формироваться; того, каким образом она будет осуществлять свои функции и на основе каких принципов.
Мы знаем действительность сегодняшнего дня. Как знаем и то, что является желаемым. И вполне естественно наше желание привести их в соответствие. Для этого и необходима технология. Технология, позволяющая людям, стремящимся во власть, добиваться ее на основе духовных, нравственных законов и принципов. Это с одной стороны. А с другой – общество, стремящееся и готовое по ним жить. Ясно, что подобная технология может реализоваться только на основе соответствующего мировоззрения, идеологии и культуры. В противном случае она утопична.
Кто или что способны дать нам мировоззрение, имеющее в основе своей законы духовного порядка? Боюсь, что не философы и тем более не идеологи. Только люди Науки, способные к системному способу мышления, по роду, характеру, специфике и еще чему-либо, связанному с областью их исследований и научных изысканий, обнаруживших метафизическую природу духовных, нравственных законов, как РЕАЛЬНЫХ и причинных, а стало быть, главенствующих и определяющих сферу и характер человеческого бытия, начиная от личного, заканчивая общечеловеческим, включая межличностное, семейное, коллективное, государственное и пр., пр. уровни и сферы бытия.
Подобных людей становится все больше и больше, открыто и смело заявляющих о необходимости дать людям новое мировоззрение, основанное на знании духовных законов, как реально существующих и доказуемых. Будь соответствующие политическая воля и понимание у властей предержащих, они уже сегодня способны были бы дать соответствующую государственную идеологию, способную быть мало чем отличающейся от общечеловеческой.
Но нет веры более слепой, чем вера в доброго царя. А посему долг любого сознательного человека, не дожидаясь чуда, прихода Миссии или того, что этот мир самоуничтожится, уже сегодня идти дорогой формирования подобной Власти и готовить общественное сознание, просвещая людей. Последнее и представляется самым тяжелым и длительным процессом. Поэтому из политических партий мало кто этим занимается, предпочитая (или будучи вынужденными) решать краткосрочные и конъюнктурные задачи. Но, скорее всего, это не делается ими по причине неспособности к тому, да и по незнанию, что вероятнее всего.
Реализация любой идеологии предполагает и наличие соответствующего культурного и ментального пространства. Хотя и предполагается, что сама идеология призвана формировать их, все же благоприятная почва для ее приятия должна готовиться заведомо. Для этого изначально необходимо культивировать ценности нравственного характера. Это прерогатива государства и той политики, которую она проводит, а не только священный долг общественных институтов.
Сегодня же мы наблюдаем обратное: посредством СМИ формируется и пропагандируется культура бытия, не обремененного размышлениями о морали и нравственности. Раздуваемый и навязываемый культ потребления материальных ценностей сводит на нет деятельность любых общественных институтов, пропагандирующих приоритетность духовных и нравственных ценностей. В подобных условиях даже самые высоконравственные люди во власти при всем их желании и усердии не способны будут строить социально справедливое общество и государство, чья идеология базировалась бы на духовных, нравственных законах и принципах.
Если бы мы жили во времена Моисея, мы еще могли бы увести народ свой в пустыню и там в течение сорока лет вновь воспитывать, готовя его сознание к восприятию того, что ценностью им уже не считается. Но если такой возможности у нас нет, то, по крайней мере, мы способны отвратить людей от поклонения Золотому Тельцу, перестав выставлять этот идол на алтарь нашей жизни. И сделать это мы должны как первый шаг на пути духовного возрождения России.
Завершая главу, хочу еще раз подчеркнуть основной тезис: основа формирования нравственного, духовного общества и строительства социально справедливого государства начинается с просвещения масс и культивирования идеи приоритетности духовных ценностей, но без противопоставления их ценностям материальным. И если мы говорим о необходимости руководствоваться духовными законами, то мы должны перевести их с языка метафизического на язык повседневной жизни, будь то быт или государственная деятельность. Сегодня подобное способны обеспечить только люди Науки, эмпирически выявившие мир духовный как объективную Реальность.
P.S. Я намеренно не упоминал о роли духовенства России в вопросах духовного просвещения и воспитания людей в силу того, что его деятельность, а порой даже просто уровень нравственности и просвещенности не выдерживают никакой критики. С уважением относясь ко всем конфессиям, я все же разделяю для себя понятия «функционер» и «духовник». Другая же причина заключается в том, что иногда религиозный фактор используется в угоду идеологическим и политическим интересам, по сути своей не несущим в себе принципов духовности и нравственности. Подобные «метаморфозы» и «издержки» только дискредитируют идеи духовности в глазах общественности, смущают умы людей и «запечатывают» их сердца. Я приношу свои самые глубочайшие извинения тем священнослужителям, чей духовный подвиг и служение вызывают чувства уважения и восхищения и не имеют ничего общего с вышесказанным. Искренне надеюсь, что они поймут мою боль и разделяют ее.
Date: 2015-05-22; view: 415; Нарушение авторских прав |