Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Устойчивость агрессивного поведения при переходе от детского к подростковому и юношескому возрасту
С нестандартно высокими показателями агрессии в детском возрасте связан следующий важный вопрос: останутся ли данные склонности ярко выраженными в последующие периоды индивидуального развития? Согласно данным лонгитюдных исследований, агрессивное поведение, действительно, относительно стабильно во времени (см.: Laub & Lauritsen, 1995, где приведен обзор имеющихся данных). На основе результатов 16 исследовании устойчивости агрессивности среди лиц мужского пола Олвеус (Olweus, 1979) установил, что в годичном периоде коэффициенты стабильности составляют r = 0,76, за период 5 лет r = 0,69, а в 10-летнем интервале r = 0,60 (см. также: Lumkley, 1994). Эти цифры говорят о том, что агрессия почти столь же стабильна, как интеллект, даже на протяжении значительных периодов времени. Из данного вывода следует, что агрессия в раннем возрасте – это не такая проблема, которую с возрастом дети смогут преодолеть, если только не происходит вмешательства каких-либо особых целевых программ. Лоубер и Хей отмечают, что устойчивость чаще имеет более высокие показатели у тех индивидов, для которых характерны крайние показатели на шкале агрессии, то есть которые наименее или наиболее агрессивны в момент времени 1. Однако, несмотря на обнаруженные высокие коэффициенты стабильности агрессивного поведения при переходе от детского к подростковому и юношескому возрасту, исследователи не должны упускать из виду индивидуальную вариативность в агрессивном поведении. Даже когда на уровне группы коэффициенты стабильности имеют высокие значения, у отдельных индивидов характер агрессивного поведения может со временем меняться. Например, человек, бывший неагрессивным в момент времени 1, может проявить в момент времени 2 увеличение агрессии, то есть позднее начало агрессии. И наоборот, человек, который в момент времени 1 был агрессивен, может воздерживаться от агрессивного поведения в момент времени 2. Относительно обоих вариантов изменения имеются подтверждающие эмпирические данные. Например, Кингстон и Прайор (Kingston & Prior, 1995) трижды измеряли агрессию в группе австралийских детей, которым в начале исследования было по 2–3 года, а в конце – по 7–8 лет. Выяснилось, что 55% мальчиков и 41% девочек, проявлявших агрессию в возрасте 2 лет, продолжали оставаться агрессивными и в 8-летнем возрасте, т.е. демонстрировали стабильность. В противоположность этой группе. 31 % агрессивных в возрасте 2 лет мальчиков и 24% агрессивных девочек к 8 годам перестало быть свойственно агрессивное поведение. Помимо этого, исследователи обнаружили, что около четверти агрессивных детей в возрасте 8 лет впервые проявили себя агрессивно в возрасте 5 лет. Каждая из двух последних групп демонстрировала неустойчивость агрессивного поведения во времени, хотя и в разных направлениях. Date: 2015-05-22; view: 543; Нарушение авторских прав |