Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центральное и периферическое зрение
В медицине есть такие понятия: “центральное” и “периферическое” (боковое) зрение.
Как правило, пешеходы и пассажиры не задумываются о том, что обычный взгляд может делиться на “какие-то там” составляющие.
Другое дело водители. Каждый водитель обязан не только понимать разницу между центральным и периферическим зрением, но и правильно их использовать во время движения.
Давайте посмотрим на рисунок 43.
Взгляд опытного водителя и его центральное зрение всегда направлены по ходу движения машины несколько в перспективу. Именно центральное зрение позволяет водителю своевременно получать информацию о том, что ждет его впереди, и вовремя предпринимать необходимые меры безопасности.
Рис. 43. Поле зрения (А — центрального, Б — периферического): а) водителя; б) пассажира
Переводить свой взгляд на объекты, расположенные вне поля центрального зрения, водитель имеет право лишь в исключительных случаях. Ведь даже за небольшой отрезок времени, который требуется для перевода взгляда на некий объект, расположенный на тротуаре, машина “вслепую” пройдет немалое расстояние!
Вывод прост. Дорожную ситуацию в непосредственной близости от машины (спереди и по бокам) водитель должен и может контролировать с помощью своего периферического зрения!
“Да, я же в очках, и по бокам у меня все не в резкости!” — слышу возглас “новичка”.
Успокойтесь, у всех “нормально зрячих” и “слабо зрячих” боковое зрение всегда “не в резкости”.
Что же мы в таком случае сможем увидеть боковым зрением?
А увидим мы любой яркий раздражитель! Это может быть резкое движение пешехода на тротуаре или жест регулировщика, яркий свет или выделяющийся на общем сером фоне броский цвет (красную кофточку водитель все-таки видел).
Иными словами, ярким раздражителем является все то, что явно выделяется из окружающей нас однотонной действительности. Если данный раздражитель заслуживает более пристального внимания, то водитель кратковременно переводит на него свое центральное зрение. Но, именно кратковременно, так как в это время “не в резкости” оказывается обстановка в направлении движения!
Так вот оказывается, почему верный муж не видел изящные ноги той блондинки в красной кофточке! Он в это время правильно распределял свое внимание и обеспечивал безопасность движения.
Статистика говорит о том, что часть аварий происходит по вине водителей, которые во время движения пристально разглядывали различные придорожные объекты. Причем с точки зрения безопасности движения эти объекты не заслуживали переключения на них внимания водителя (даже если это была стройная блондинка или невиданный доселе приземистый спортивный автомобиль).
Думаю, многие водители “со стажем” согласятся со мной, что в те редкие случаи, когда они находятся в машине в роли пассажира, дорога преображается.
Оказывается, на своей родной улице появились два новых магазина! А что, на всех дорогах так много рекламных щитов? Какая красивая птичка сидит на том дереве!
Это сегодня. А завтра более половины из того, что он сейчас видит на дороге, будет ему недоступно с точки зрения правильного распределения внимания и направления взгляда управляющего автомобилем водителя.
Начинающим водителям следует знать и помнить о том, что на скорости 60 км/ч машина за 1 секунду проходит около 17 метров! Если Вы вынуждены или Вам очень хочется перевести свой взгляд на объект, расположенный вне зоны Вашего центрального зрения, устремленного в направлении движения, то советую затратить на это не более 1 секунды!
А что увидишь за эту секунду?
Поверьте, секунда — это очень большой срок. Как правило, для оценки ситуации хорошему водителю требуется менее секунды! Он лишь на мгновение бросает свой взгляд на дорожный знак и тут же возвращается к контролю обстановки в направлении движения. На доли секунды он поворачивает голову назад при перестроении на соседнюю полосу и тотчас возвращает ее обратно. А дальше у него работает оперативная (кратковременная) память.
Оперативная (кратковременная) память человека в состоянии удерживать запечатленный образ на достаточное для осознания этого образа время (до 100 секунд).
Чтобы проверить работу оперативной памяти, вовсе необязательно садиться за руль автомобиля. Если у себя дома, находясь на кухне, Вы быстро повернете голову в сторону газовой (электрической) плиты, и ни на мгновение не задерживая на ней взгляд, вернете свою голову обратно, то буквально через секунду Вы сможете ответить, кипела ли в тот момент вода в чайнике.
Если вода кипела, то Вы наверняка это заметите, а вот если не кипела, то вопрос останется открытым. При мимолетном взгляде на объект или группу объектов среднестатистический человек в состоянии воспринять только яркие раздражители. В нашем эксперименте таким раздражителем был струящийся из носика чайника пар!
На дороге то же самое. При перестроении на соседнюю полосу водителю не надо долго разглядывать сзади идущие автомобили, ему достаточно лишь бросить назад короткий взгляд и, не успев еще вернуть голову обратно, он уже в состоянии принять решение, можно ли сейчас приступать к перестроению, были ли сбоку и сзади машины, которым он может помешать своим маневром. Если из общей массы сзади идущих машин кто-либо выделялся явно большей скоростью, чем остальные, то это четко запечатляется в кратковременной памяти и легко осознается.
Обычно водителю достаточно лишь скользнуть взглядом по толпе пешеходов, чтобы понять, представляет ли кто-нибудь из них опасность для движения. Если в этой толпе будет сильно пьяный человек, который может “выпасть из рядов”, или человек сильно спешащий, который может перебежать дорогу перед носом машины, то все это не может не отложиться в сознании водителя.
Во время поездки водитель должен всегда правильно распределять свое зрение и внимание. Переводить центральное зрение и переключать большую часть своего внимания на объекты, находящиеся не по ходу движения машины, водитель имеет право только в тех случаях, когда эти объекты представляют собой реальную опасность для движения.
Date: 2015-05-19; view: 497; Нарушение авторских прав |