Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исход гл. 12, 13, 14





Пасха – это праздник освобождения из египетского рабства, когда Яхве явил себя как могущественный победитель всех врагов своего народа (Исх. 12:17; 13:7-9, 14-16). Освобождение из Египта рассматривалось как акт любви (Исх. 19:4), верность завету (Пс. 104:6,37, 42, 43; 110:9)

Пасха, т.е. прохождение мимо, или пощада (греч. Паска, евр. Песах); название праздника, который Бог повелел праздновать сынам Израилевым, в воспоминание о той ночи, когда Господь послал Своего ангела умертвить всех перворожденных в Египте и пройти мимо еврейских домов, и когда вывел их из земли рабства (Исх. 12:12). В десятый день месяца Нисана глава семейства выбирал однолетнего агнца или козленка без порока (Исх. 12:5), в 14-й день при захождении солнца закалывал его, мазал его кровью, при помощи пучка иссопа, косяки дверей, жарил все животное и ел его вместе со своими домашними в ночь на 15 Нисана с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8). Если семейство было так мало, что не могло съесть целого агнца, нужно было соединиться с соседями (Исх. 12:4).

Этот праздник дан был израильтянам в воспоминание, как вечное установление (Исх. 12:14,24). После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать и есть пасхального агнца в святилище (Втор. 16:2) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник (2Пар. 30:16, 35:11).

В пасхальном агнце, постановление о котором было дано раньше закона о жертвах, усматриваются обе черты, характеризующие жертву за грех и мирную жертву – каждую в отдельности. Пасхальный агнец был жертвой, которая, с одной стороны, кроплением крови свидетельствовала о пощаде, с другой – общим вкушением агнца свидетельствовала об общении с Богом и друг с другом. По этим общим признакам, а также и по некоторым подробностям, например, запрещению сокрушать кости пасхального агнца (Исх. 12:46; Иоан. 19:36) видим, что пасхальный агнец был прообразом нашего Агнца – Христа (1Кор. 5:7), Который тоже был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время. Когда тысячи агнцев закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.

Для празднования этого дня с течением времени образовался особый ритуал (порядок). Перед началом пасхальной вечери, когда все члены семейства были собраны вокруг уставленного кушаньями стола, вливали вино в чашу, которую благословлял с благодарением отец семейства; эта чаша выпивалась присутствующими по старшинству. После этого омывали руки, ели горькие травы и начинали чтение пасхального текста – той части закона, которая описывала празднование первой Пасхи и выход из Египта. Потом наливали вторую чашу, причем отец семейства, на вопрос своего сына о значении праздника цитировал Исх. 12:26 и далее. Затем пелись Пс. 112-113, начало «Галлель» - песней хваления, Пс. 112-117; и призывалось благословение Божие на преломленные опресноки и спеченного агнца. Только после этого каждый из присутствующих мог возлечь, пить и есть по собственному усмотрению. По окончании вечери отец семейства омывал руки, благодарил Бога, благословлял третью чашу, называвшуюся, обыкновенно «чашею благословения» и выпивал ее со всеми участниками; после этого наполнялась четвертая чаша, и снова начинали петь «Галлель» с Пс. 114до Пс. 117, причем отец семейства. После слов в Пс. 117:26, благословлял чашу и вместе с присутствующими выпивал ее. Эти четыре чаши считались необходимыми для полноты празднования Пасхи.

Во время такой пасхальной вечери, накануне Своей смерти, Иисус установил святое причащение (Мат. 26:26; Лк. 15:19 и дал.). На пасхальную чашу указывается в Лк. 22:17; на пение псалмов в Мф. 26:30; Мр. 14:26

 

Еврейский вариант праздника:

С тех пор как выход из Египта завершился приходом в Землю Израиля, еврейский народ педантично выполняет все предписания праздника Песах. Из поколения в поколение дети расспрашивают родителей, и те в ответ рассказывают им повесть о выходе из земли Египетской, повесть о чудесах и знамениях, которые совершил для нас Всемогущий, Давший нам Тору и Введший нас в Землю обетованную. Поэтому " из поколения в поколение прославляют Твои дела и о силе Твоей вещают " (Псалмы, 146). Повесть о выходе из Египта и получении Торы у горы Синай рассказывалась миллионами родителей в каждом поколении, и так без перерыва вплоть до нашего времени. Здесь, в нашей стране, сегодня собрались сотни тысяч еврейских семей из самых разных стран, которые ничего не знали друг о друге две тысячи лет, - и все они в этот праздник будут вести один и тот же пасхальный рассказ.


ЗАПОВЕДИ ПАСХАЛЬНОЙ НОЧИ


1. Рассказ об Исходе.
2. Маца.
3. Горькая зелень.
4. Четыре бокала вина.


1. РАССКАЗ ОБ ИСХОДЕ

"ПОМНИ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ, КОГДА ТЫ ВЫШЕЛ ИЗ ЕГИПТА, ИЗ ДОМА РАБСТВА".
"СКАЖИ СВОЕМУ СЫНУ В ТОТ ДЕНЬ: РАДИ ЭТОГО ГОСПОДЬ СДЕЛАЛ МНЕ (ВСЕ), КОГДА Я ВЫХОДИЛ ИЗ ЕГИПТА"

1. Такова предписывающая заповедь Торы: ночью 15-го нисана рассказывать о чудесах и знамениях, которые произошли во время исхода из Египта. И чем длиннее и содержательнее рассказ, тем лучше.
2. Заповедано рассказывать сыновьям и дочерям, взрослым и маленьким, знающим и не знающим, понимающим и не очень понимающим, каждому в соответствии с его уровнем, - что мы были рабами в Египте и в эту ночь спас нас Бог и вывел на свободу, сотворив чудеса и послав знамения через Моше (мир с ним).
Вот уже более 3300 лет из года в год, в ночь 15-го нисана евреи собираются за пасхальным столом и одно поколение передает другому рассказ о выходе из Земли Египетской, о чудесах и знамениях и о получении Торы у горы Синай.

3. Лучше всего повествование об Исходе вести в виде ответов на вопросы, как сказано: "И будет, когда сын спросит у тебя". Вообще, для того, чтобы побудить детей задавать вопросы, в эту ночь делают много необычных вещей (стараются похитить мацу, раздают орехи, два раза окунают зелень в соленую воду и многое другое). Делают все, чтобы ребенок удивился и спросил:
Совсем маленьких детей, которые еще не способны додуматься до такого простого вопроса, обучают спрашивать:
"Чем отличается эта ночь?.. ' ' Если нет детей, то пусть задаст этот вопрос жена или кто-нибудь из присутствующих. Если же человек в эту ночь совсем один, то пусть сам спросит и сам ответит себе на этот вопрос.
4. Рассказ об Исходе начинают с упоминания вещей позорных, а кончают прославлением. Начинают с позора: "Во времена Тераха, отца Авраама, наши праотцы были идолопоклонниками", не верили в единственного Бога, а верили в разные глупости. Кончают же повесть рассказом о том, что приблизил нас к себе Святой, Благословен Он, и выделил среди других народов, о том, как мы спустились в Египет и притесняли нас там египтяне, а потом Творец вывел нас оттуда на свободу, явив чудеса и великие знамения.

2. МАЦА


••В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, (ПОСЛЕ) ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ЧИСЛА ВЕЧЕРОМ ЕШЬТЕ МАЦУ"
1 Такова предписывающая заповедь Торы: есть мацу в первую пасхальную ночь.
2. Мацу обязаны есть все - мужчины, женщины, дети включая всех тех, которые в состоянии ее есть.
3. Для того чтобы выполнить заповедь, надо съесть как минимум 17 граммов (а по некоторым мнениям 50 граммов) мацы за четыре минуты. Это количество мацы соответствует 27 граммам воды, то есть объему "кизайт" ("величиной с маслину").

3. ГОРЬКАЯ ЗЕЛЕНЬ


••МАЦУ ЕШЬТЕ С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ"
1 Такова предписывающая заповедь Торы: есть горькую зелень в первую пасхальную ночь.
2 Для горькой зелени лучше всего взять латук (то что в Израиле называют "хаса"). Берут свежие, не сухие листья латука или его стебли (в этом случае можно и сушеные), но не корни. Лучше брать стебли, потому что в листьях обычно водятся черви. А еще лучше - купить "хасла": специально проверенные листья хасы "в пакете".
3 Если нет возможности найти латук (хасу), то можно взять хрен или другую горькую зелень (во многих местах пред- почитают брать именно хрен).
4. Считается невыполнившим эту заповедь тот, кто ест вареную или маринованную горькую зелень. Поэтому пред- назначенную для этой заповеди зелень нельзя держать даже несколько минут в уксусе.


4. ЧЕТЫРЕ БОКАЛА

"Я ВЫВЕДУ ВАС ИЗ ЕГИПЕТСКОГО РАБСТВА, Я ИЗБАВЛЮ ВАС ОТ СЛУЖЕНИЯ ИМ, Я СПАСУ ВАС МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЙ И ВЕЛИКИМИ КАЗНЯМИ, Я СДЕЛАЮ ВАС СВОИМ НАРОДОМ И СТАНУ ВАШИМ Б-ГОМ"
За каждое из этих четырех обещаний пьют по бокалу вина.
1. Все должны выпить эти четыре бокала вина: мужчины, женщины, дети. Даже нищий, кормящийся подаянием, должен приложить все усилия, чтобы достать нужное количество вина r пасхальному столу. Тот, кому трудно пить вино, все же должен постараться выпить четыре бокала вина (конечно, если он от этого не заболеет или у него не усилится текущая болезнь).


ХРИСТОС В ЕВРЕЙСКОЙ ПАСХЕ

Искупление Израиля Господом должно было оставить неизгладимый отпечаток в умах и сердцах будущих поколений. По Его предначертанию пережитое в прошлом должно было долгое время оказывать влияние на народ; важность этого опыта должна была постоянно возрастать с течением времени. Но как лучше всего народ может помнить свою историю? Книги и свитки привлекают внимание лишь ученых, со временем слова утрачивают свой смысл. Бог, самый главный учитель, нашел идеальный выход. Он заповедал ежегодно инсценировать ту первую пасхальную ночь, учредив церемонию, которая посредством чувств будет взывать к каждому человеку каждого поколения. Подобно наглядным примерам, которые мы сегодня преподаем маленьким детям, Господь использовал повседневные акты зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания и сделал их Своими союзниками в обучении Своего народа святым истинам. АГНЕЦ Бог начал преподавание наглядного примера, обращенного к Израилю, с пасхального агнца. Прежде всего, люди должны были выбрать из своих отар самых статных, самых здоровых на вид годовалых ягнят. В этом возрасте игривое и очаровательное животное как раз достигает расцвета сил. Затем, в течение четырех дней перед Пасхой семья должна была внимательно наблюдать за ним, чтобы убедиться, что он вполне здоров и не имеет никаких изъянов. Во время этого периода тщательного надзора они кормили ягненка и заботились о нем, привыкая к тому, что он находился в доме. К концу четвертого дня он, должно быть, становился любимцем всех домашних и особенно детей. Теперь им всем приходилось избегать взгляда его больших невинных глаз, ведь глава семьи готовился всадить в него нож и пролить его кровь. В древности людям не часто доводилось есть мясо, но могли ли они получить удовольствие, поедая этого ягненка? Мучительно прискорбный урок: святость Бога требует, чтобы Он осудил грех, и цена этого осуждения поистине велика. Но Он также милостив и предоставляет возможность избежать наказания (искупление). Невинный пасхальный агнец был прообразом Того, Кто, сотни лет спустя станет последним Божьим средством очищения и искупления. Их сходство поразительно. УДЕЛОМ ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА БЫЛА СМЕРТЬ В книге Исаии 53:7 есть пророчество о том, что Мессия будет веден как овца на заклание; в 1 Послании Петра 1:19-20 говорится, что еще прежде основания мира Иешуа было предначертано умереть. ЗА АГНЦЕМ НАБЛЮДАЛИ, ЧТОБЫ УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО ОН БЕЗ ПОРОКА Согласно Второзаконию 15:21, средством искупления может быть только то, что не имеет порока. Мессия Иешуа (или Иисус, как звучит это имя по-гречески) явил Себя Израилю на открытом служении и оказался непорочным в сердце и делах перед Отцом. Даже Понтий Пилат не нашел в Нем вины. Послание к Евреям гласит, что Он был искушен (испытан) во всем, кроме греха; 1 Петра 1:19 описывает Его, как непорочного и чистого Агнца. ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА ПЕКЛИ НА ОГНЕ Писание говорит об огне как о Божьем суде. Пророк Исаия предрек, что Мессия понесет на Себе грехи многих, что Он будет изъязвлен не за Свои грехи, будет поражен Божьим судом и причислен к разбойникам. Когда на Спасителя Иешуа пролился огонь гнева Божьего, Он возопил с креста: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Матфея 27:46). 2-е Послание к Коринфянам 5:21 гласит: "Ибо не знавшего греха (Христа) Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом". НЕ РАЗРЕШАЛОСЬ ЛОМАТЬ НИ ОДНОЙ КОСТИ ПАСХАЛЬНОГО АГНЦА Римские воины не перебили ноги Мессии Иешуа, как они это сделали двум разбойникам распятым рядом с Ним. Искупление через смерть пасхального агнца было и личным, и общественным делом. Спасение же должно быть личным событием. Согласно заповеди в книге Исход 12:3,нужно было взять одного агнца, неопределенное, неизвестное, ничем не примечательное существо; далее в стихе 4 Бог говорит: "тот" агнец. Теперь о нем знают, он - единственный в своем роде, отделенный. И, наконец, в стихе 5 Бог уточняет: агнец "у вас"; каждая искупленная душа должна была сделать агнца своим. Артур Пинк цитирует Послание к Галатам 2:20 применительно к вере в Мессию: "А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Мессию), возлюбившего меня и предавшего Себя за меня". В Новом Завете более тридцати раз говорится о Мессии Иешуа как об Агнце Божьем. Обретая надежду и веру в жертву Агнца Божьего, личность и народ становятся собственностью Бога. Исход 12:41 называет народ Израиля "ополчением Господним", а не ополчением Израилевым. Будучи искуплены кровью пасхального агнца, они действительно принадлежали Богу. ГОРЬКИЕ ТРАВЫ С пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его (Исход 12:8). Иегова заповедал израильтянам есть пасхального агнца с горькими травами. Первая аналогия, приходящая на ум, очевидна — лишения, которые претерпели израильтяне под бичами надсмотрщиков фараона. Но в этом также есть более глубокий смысл. Горечь в Писании часто ассоциируется со смертью. Горькие травы являются напоминанием о том, что первенцы народа Израилева выжили благодаря смерти пасхального агнца. Бог создал человека для того, чтобы он обрел жизнь через смерть, получил возможность физически существовать благодаря смерти того, что было когда-то живым, будь то растение или животное. Именно таким образом верующий в Мессию Иешуа получает новую жизнь посредством Его смерти как Агнца Божьего. Горечь в Писании также свидетельствует о трауре. В книге Захарии 12:10 есть пророчество о том, что когда-то Израиль как народ будет горько рыдать и глубоко скорбеть о своем Мессии, как рыдают об умершем единственном ребенке. Бог говорит в книге Захарии 13:9, что Он проведет Израиль через испытание огнем и очистит его, как очищают серебро и золото. Тогда Израиль провозгласит: Господь-Бог мой!", и в тот день "Господь будет Царем над всею землею" (Захария 14:9). ОПРЕСНОКИ Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом (Исход 12:8). Следующий символ в наглядном примере Бога — опресноки. Сыны Израилевы ели пасхального агнца с горькими травами и опресноками; затем, в течение полных семи дней им нельзя было есть квасного. Смысл этого глубже, нежели очевидное стремление скорее покинуть Египет. Почти всегда в Библии закваска является символом грехах. Избавление от всякой закваски ассоциируется с освящением чада Божьего. Будучи очищен, искуплен Божьим Агнцем, истинный верующий должен избавиться от греховной закваски его ветхой природы, которая была в нем до искупления. В Матфея 13:33 единственный раз она используется как символ роста и распространения. Уча Свой народ истине, Бог не оставляет его в плену абстракций. Библия говорит языком житейского опыта. Любая хозяйка, любая кухарка использовала закваску в быту. Вкус, запах и действие закваски имели ясный смысл. По-древнееврейски закваска — хомец, что значит "горький" или "кислый". Суть греха в том, что он приводит людей в огорчение или озлобление. От закваски тесто так подымается, что конечный продукт становится большим в объеме, но не увеличивается в весе. Грех гордыни побуждает человека так превозноситься, что он думает о себе как о значащем намного больше, чем он есть на самом деле. Древние евреи использовали метод закваски для заквашивания хлеба. До формования теста в готовые к выпечке буханки хозяйка отделяла кусок сырого теста и оставляла его в сыром прохладном месте. Когда приходило время печь новую партию хлеба, она приносила этот кусочек теста, добавляя его к новой порции муки и воды, чтобы закис новый хлеб, оставляя при этом маленький кусочек теста нового замеса. Каждое "новое поколение" хлеба было органически связано с предыдущим. Человечество сходным образом связано с греховной природой нашего праотца Адама. Люди часто ищут оправдания своим дурным поступкам или злонамеренности, говоря: "Я ведь всего лишь человек". Но быть "всего лишь человеком" — основное свойство греховности, присущей всему человечеству. Иисус говорил о закваске как о ложном учении и лицемерии (Матфея 16:11-12; Марка 8:15; Луки 12:1, 13-21). Апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам 5:7 говорил о закваске как о лукавстве и пороке. Он сказал: "Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом (новым человеком), так как вы безквасны (очищены), ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас". С другой стороны, Павел описывал бесквасный хлеб как чистоту и истину. Древнееврейское слово маца (бесквасный) имеет значение "сладкий, без кислоты". Опресноки являлись олицетворением того, как приятна и полноценна жизнь без греха. Они были прообразом безгрешной и совершенной жизни Мессии, Который придет, чтобы исполнить всякую правду и отдать Свою жизнь в качестве последнего Божьего пасхального агнца. После прекращения храмовых жертвоприношений маца (опресноки) приобрели дополнительное значение в пасхальных ритуалах, когда, согласно постановлению раввинов, их стали использовать как напоминание о пасхальном агнце. Таким образом, очищаясь от всего квасного, евреи словно каждый раз заново разрывали извечный круг греха и выходили из Египта, дабы пребыть пред Господом как новый народ. Они очищались от всего квасного не для того, чтобы быть искупленными; напротив, они очищались от всего квасного, потому что они были искуплены. Этот же принцип относится к искупленным Господа всех времен. Спасение обретают по благодати, "не от дел, чтобы никто не хвалился" (см. Ефесянам 2:8-9). КРОВЬ НА ДВЕРИ " И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра" (Исход 12:22). Несколько раз в Писании упоминается особый знак, который обеспечит защиту от истребления тем, кто боится Господа. Один из примеров находится в книге Иезекииля 9:4- 6; два других — в Откровении 7:2-3 и 9:4. Когда суд над Египтом был неминуем, Бог повелел сынам Израилевым пометить двери их жилищ кровью пасхального агнца. Эти знаки, нанесенные на двери, отделили дома тех, кто верил и повиновался Богу, от домов неверных и непокорных. "Сосуд", упомянутый в Исходе 12:22, не является вместилищем для питья в том смысле, в котором мы сегодня используем слово "сосуд". Это — египетское слово "can", означающее порог или канаву, которую выкапывали прямо перед входом в дом во избежание попадания воды в помещение. Люди устанавливали это вместилище в канаве, чтобы не просачивалась вода. Израильтяне закалывали пасхальных агнцев прямо у дверей, где разбрызгивалась кровь; и кровь убитых животных автоматически стекала в углубление (сосуд) у порога. Когда они наносили мазки "пучком" иссопа, омоченного в крови, то прежде всего кровью покрывалась перекладина (верхняя горизонтальная часть дверной рамы), а затем косяки (вертикальные стороны). В процессе покрытия дверей кровью они совершали движения, образующие знак кровавого креста, что было пророчеством о еще одном пасхальном жертвоприношении, которое должно было произойти столетия спустя. Итак, дверь была "опечатана" со всех четырех сторон кровью агнца, потому что и внизу уже тоже была кровь. Артур Пинк видит это как образ страданий Самого Мессии: "Кровь вверху, где шипы пронзили Его чело, кровь по бокам, стекающая с Его рук, пронзенных гвоздями; кровь внизу, где гвозди впились в Его стопы". Эта символика глубже раскрыта в словах Иисуса: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Иоанна 10:9). Израильтяне вошли в ту первую пасхальную ночь через дверь, запечатанную кровью, и обрели безопасность. Защищенные и искупленные жертвенной кровью, они вышли на следующее утро и начали продвижение к благодатной пажити, земле обетованной. Мы, искупленные истинным Пасхальным Агнцем, находим защиту от Божьего суда в Нем и благодаря Ему с нетерпением ожидаем грядущего, вечной гавани в самом присутствии Всемогущего, в городе, "которого художник и строитель Бог" (Евреям 11:10).

Общая идея:


Рассказать об установлении праздника Пасха, выход из Египта, переход через Чермное море. Коротко рассказать о предшествующих 9 заповедях. Поговорить о том, как празднуют евреи, провести параллель с Новым Заветом. Подвести к золотому стиху: народу пришлось много претерпеть, прежде чем они освободились от египетского рабства, поговорить о терпении еврейского народа, вообще о терпении.


ДЕНЬ







Date: 2015-05-19; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию