Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути формирования творческого мышления у младших школьников





 

Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную задачу, мы, прежде всего, учитываем наличие знаний по данному вопросу, так как знаем, что «пустая голова» не рассуждает (П.П.Блонский). Чтобы научить мыслить школьников в процессе получения знаний необходимо учитывать их индивидуальные особенности, опираться на методологическую и психологическую основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном сочетании операционного и мотивационного учения. От того, как учителю удастся вызвать интерес учащихся к предмету, во многом зависят результаты обучения и воспитания.

Одним из способов мотивации учения, формирования у школьников познавательных интересов является игра. Каждая игра помогает решить какие-то определенные дидактические задачи: дать определенные знания, сформировать умения, развивать различные функции мозга, воспитывать черты личности.

Для младших школьников можно применять дидактические игры - головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. (см. приложение №1)

Например, развивая у детей умение, абстрактно обследовать предмет, можно провести игру «В магазин», когда покупатель «описывает предмет», а продавец пытается его отгадать.

«Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, прыгает, с ней любят играть дети» (мяч).

Также целесообразно проводить задания игры, операционной стороной которых является какой-то приём мыслительной деятельности: выделения главного, сравнение, анализ, сложи картинку, «отгадай слово».

Успешное формирование положительных мотивов учения, активное мышление школьников во многом определяется умелыми действиями учителя, его педагогическим тактом. Педагогический такт предполагает любовь к ученикам, вежливое отношение к ним.

Педагогическое влияние незаметное, ненавязчивое, быстрее достигает цели. Совет, просьбу ученики воспринимают охотнее, чем приказ. Руководитель незаметно для учащихся, давая большой простор для самостоятельности и совершенно устраняя опеку – создает условия учащимся действовать творчески, инициативно.



Педагогическая психология исходит из того, что мышление человека формируется в процессе деятельности. Поэтому перед учебной практикой ставится задача обучения школьников самим приёмам умственной деятельности. В соответствии с этим учение характеризуется как процесс одновременного накопления знаний и овладения приёмами оперирования ими.

Овладение приёмами происходит, во-первых, через ознакомление с

ними, во-вторых, через упражнение – применение соответствующих

приёмов умственной деятельности на различном материале, в-третьих,

через перенос – использование приёмов при решении новых задач.

Таким образом, путь формирования приёмов умственной деятельности примерно таков: усвоение содержания приёма → самостоятельное его применение → перенос на новые ситуации.

Пути овладения приёмами умственной деятельности могут быть различными в зависимости от характера самого приёма и методики обучения. В частности, приём может восприниматься в готовом виде от учителя или самостоятельно отыскиваться учащимися.

При организации обучения следует учитывать, что на результаты мыслительной работы учащегося серьёзное влияние оказывают уже сложившиеся у него житейские или «псевдонаучные» понятия, связанные с его повседневной жизнью и потребностями. Научные понятия, как правило, от него далеки. Поэтому при обучении важно обеспечить сопоставление житейских и научных понятий, позволяющее раскрыть несовершенство первых, практическую значимость вторых и тем самым стимулировать учебную деятельность. На народных приметах можно раскрыть значимость житейских познаний. Например, «Дым столбом в трубе», «Ласточки летают низко над землёй – дождь будет», «Кошка носик лапкой закрывает – холодно будет». Задание: объяснить значение этих примет. Мы сейчас используем приметы? На что мы сейчас опираемся, чтобы узнать прогноз погоды?

Провели конкурс «В лесу».

Условие: класс делится на три группы: биологи, зоологи, журналисты. Каждая группа в определенное время должна в письменном виде перечислить: биологи записывают, что можно увидеть в лесу, зоологи – услышать, журналисты – почувствовать. Затем учащиеся отвечают, дополняют друг друга.

Ответы: видим в лесу: белки, сосны, берёзы, землянику, дятла и т.д. Слышим: пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка, и т.д. Чувствуем: дуновение ветерка, тепло солнышка, вкус земляники, запах хвои и т.д.

На освоение логического мышления зависит от методики обучения. Опора на заранее выделенные и сформулированные признаки, свойства, понятия, строгое соблюдение определенной последовательности операций, приводящей к необходимым выводам, формирует умственные навыки логического мышления и функциональные механизмы, срабатывающие в ответ на исходные признаки. В этом случае складывается не столько мышление, сколько стереотип суждения. Наиболее эффективно обучение, предполагающее овладение системой умственных операций через самостоятельное определение структурных признаков объектов или явлений, формирование и применение необходимых понятий, вынесение суждений о наиболее оптимальном пути разрешения проблемы.



Мы использовали в этом процессе задачи разных типов, обогащающих опыт учащихся, стимулирующих развитие мышления.

На уроках самопознания мы использовали головоломку «Прочитай по буквам».

Задание: перед тобой известная русская пословица. Тебе нужно найти общую закономерность следования данных букв и прочитать, что здесь написано. Пословица начинается с выделенной буквы. (см. приложение №2)

Ответ: Слово – серебро, молчание – золото.

Наибольшие сложности в процессе обучения вызывает контроль мыслительных операций, осуществляемых учащимися, и своевременная коррекция получаемых результатов.

В определенной мере эту проблему можно решить, вводя проговаривание того, что делается и на каком основании, приучая учащихся к постоянному самоконтролю.






Date: 2015-05-19; view: 480; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию