Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. §1. Понятие о творческом мышлении ..6





Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3

 

 

Глава Ι. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ.

 

 

§1. Понятие о творческом мышлении ……………......................................6

 

§2. Особенности развития творческого мышления младших

школьников………………………………………………………………….10

 

Вывод…………………………………………………………………………12

 

 

Глава ΙΙ. ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ.

 

 

§1. Диагностика развития творческого мышления у младшего школьника………………………………………………………………………......13

 

§2. Пути формирования творческого мышления у младших школьников на уроках самопознания……………………………………………………………....16

 

§3. Результаты работы по развитию творческого мышления у младших школьников на уроках самопознания……………………………………………..22

 

Вывод…………………………………………………………………………26

 

Заключение…………………………………………………………………....27

 

Библиография…………………………………………………………………28

 

Приложение

 

 

Введение

На сегодняшний день одной из актуальных задач образования является развитие активного самостоятельного творческого мышления каждого учащегося в рамках учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, способных генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение развития творческого мышления младших школьников.

Данная задача наиболее эффективно решается в условиях развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого исследователи видят его личностно-ориентированную направленность. Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в начальной школе создает предпосылки для развития творческого мышления младших школьников, стимулирует учащихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.



Главная тенденция современного этапа развития сферы образования состоит в воспитании творчески мыслящей личности. Реализация реформы школьного образования строится на требовании, в формировании нового человека, способного самостоятельно мыслить, строить новое общество.

Развитие личности, в том числе интеллектуальное, возможно только в процессе деятельности. Основной вид деятельности школьника – учение, овладение знаниями. Естественно поэтому развитие творческого мышления учащихся осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.

Именно начальная школа должна заложить те основы, которые определяют успешное продвижение учащихся на всех последних этапах обучения в школе.

Установлено, что развитие творческого мышления детей в младшем школьном возрасте происходит намного интенсивней, чем в более поздние возрастные этапы, поэтому педагогические ошибки, допущенные в этот период, трудно исправляются в старшем возрасте и отрицательно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Если не создать условий для развития творческого мышления, то умственные способности человека окажутся ограниченными узкими рамками, не сформируются интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить, самостоятельно выходить за пределы конкретной практической задачи.

Многие ошибки в практическом решении задачи развивающего обучения порождаются недооценкой способностей младших школьников к творческому мышлению. В результате этого формирование навыков в некоторых школах до сих пор строится по принципу «Делай так», т.е. на основе механического следования образцам, данных учителем, а не на основе осознанного применения усвоенных общих закономерностей и обобщенных интеллектуальных, познавательных и практических задач. По этой причине, некоторые учащиеся не умеют использовать уже усвоенные знания и навыки при изучении нового материала при выполнении новых видов учебных и практических заданий.

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранять и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения наук.

Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа и происхождение мыслительной деятельности, из чего она состоит, в каком порядке следует её формировать у детей, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать формирование намеченной мыслительной деятельности у всех учащихся. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Че­ловек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является не­обходимой для биологического выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс как от­дельного индивида, так и человечества в целом.



Задачу развития творческого мышления подрастающего человека, бесспорно, может решить предмет «Cамопознание». Для этого существует ряд оправдавших себя на прак­тике приёмов, важнейшим из которых мы считаем творческую деятельность.

Проблемой развития мышления у младшего школьного возраста занимались такие психологи В.А.Крутецкий, П.П.Блонский, З.И.Калмыкова, Л.С.Выготский.

Повышение теоретического уровня начального обучения создало благоприятные условия для развития мышления учащихся. Но только теоретический уровень обучения сам по себе не решает проблемы, многое зависит от того, как он используется учителем. Это положение четко сформировалось В.А.Крутецким. Проведенное З.И.Калмыковой исследование показало, что более высокое развитие учащихся отразится на уровне усвоения знаний, на результате их применения в относительно новых условиях. Оно проявляется и в возможности овладения более сложным содержанием знаний с повышенными требованиями к мышлению и, прежде всего к его оперативной стороне (обобщению, абстрагированию). П.П.Блонский говорил: «Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем больше способна она рассуждать». Таким образом, знания – необходимое условие мышления.

Недооценка абстрактного мышления школьников, допускаемая учителями порождает серьезные трудности в постановке учебного процесса, снижает его эффективность.

Актуальность проблемы позволила определить тему нашего исследования: «Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках самопознания».

Объект исследования: творческое мышление младших школьников.

Предмет исследования:процесс развития творческого мышления младших школьников.

Цель исследования:разработать и проверить на практике наиболее эффективные и результативные методы и пути развития творческого мышления у детей и дать рекомендации студентам колледжа и учителям начальных классов по их реализации и внедрению.

Задачи исследования:

1. Сделать анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

2. Выявить критерии и уровни развития творческого мышления у младших школьников.

3. Проверить на практике эффективность предлагаемых путей развития творческого мышления у младших школьников.

4. Дать рекомендации студентам и учителям начальных классов по их реализации.

Гипотеза исследования:

Если учитель в своей педагогической деятельности во время организации учебной работы будет методически грамотно организовывать и систематически использовать психологические и дидактические игры, поисковые задачи и головоломки, разнообразные упражнения на развитие оригинальности, беглости, гибкости воображения, выразительности, артистизма, то это будет способствовать развитию творческого мышления.

Методологическая основа: положение философии о развитии личности в деятельности.

Методы исследования: исследовательская беседа, тестирование, анкетирование, эксперимент, наблюдение.

База исследования: город Тараз, школа № 16, класс 3 «В».

Работа над проблемой проходила по следующим этапам:

На Ι этапе: определялась тема исследования, её актуальность в наше время, практическая значимость, объект исследования, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования. Также мы разрабатывали методики и пути проведения экспериментов.

На ΙΙ этапе: разрабатывались критерии и уровни развития творческого мышления у младших школьников на практике, проводились констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На ΙΙΙ этапе: анализировалась вся полученная теоретическая и практическая информация, делались выводы, заключение, давались рекомендации, оформлялась курсовая работа.

 

 






Date: 2015-05-19; view: 260; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию