Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды пассажирских перевозок и Классификация пассажирских поездов
Различают пассажирские перевозки в прямом, местном и пригородном сообщениях. К прямому сообщению относятся перевозки, совершаемые в пределах двух и более дорог; к местному сооб- щению — выполняемые внутри одной дороги, но вне пригородной зоны или на расстояния, выходящие за границы пригородной зоны (деление перевозок на прямые и местные условно, так как определяется границами дорог). К пригородному сообщению относятся перевозки в крупные города и промышленные пункты и обратно населения прилегающих пригородных районов, а также перевозки из этих пунктов в выходные и праздничные дни в пригородные зоны отдыха. 90% всех пассажиров железнодорожного транспорта составляют пригородные пассажиры и лишь 10% —дальние и местные. Если же анализировать перевозки по пассажиро-километрам, то из-за небольшой дальности пробега в пригородном сообщении эти перевозки составляют лишь 28% общего количества. Средняя дальность проезда пассажира в 1975 г. составила в прямом и местном сообщениях 658 км, пригородном 28 км, а общая средняя дальность проезда 90 км. Это свидетельствует о специфичности каждого вида движения, о необходимости рассматривать планирование и организацию каждого вида пассажирских перевозок отдельно. Пассажирские поезда в зависимости от расстояния обращения подразделяются на дальние, следующие на расстояние свыше 700 км, местные (от 151 до 700 км) и пригородные (до 150 км). Таким образом, деление поездов по видам сообщения несколько отличается от подразделения перевозок. Дальние и местные пассажирские поезда делятся на следующие категории: скорые — с наиболее высокой скоростью движения благодаря снижению до минимума числа остановок и повышенной технической скорости; эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, курсируют они между важнейшими центрами страны, а также между этими центрами и курортными районами; пассажирские, имеющие меньшую скорость на всем пути следования из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. На тех участках, где нет пригородного движения, пассажирские поезда имеют остановки не только на крупных станциях, но и на промежуточных. В некоторые поезда включают также почтовые и багажные вагоны. На направлениях дальнего движения и пригородных участках, где существуют большие перевозки почты и багажа, назначают специальные почтово-багажные поезда. На малодеятельных линиях могут курсировать грузопассажирские поезда'. Массовые людские перевозки (например, сезонных рабочих) выполняются специальными поездами. Организуются также специальные туристско-экскурси-онные поезда. Часть поездов, преимущественно скорых, отличается особой комфортабельностью. Это фирменные поезда, они носят индивидуальные названия: «Красная стрела», «Россия», «Киев» и др. В некоторых сообщениях нужно пользоваться различными видами транспорта. Это так называемые смешанные перевозки. Рост 1 Нумерация пассажирских поездов разных категорий приведена на с. 373. деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил и развитие международных сообщений. Сейчас железные дороги СССР связаны прямыми поездами или отдельными вагонами с социалистическими странами, а также с Францией, Италией, Австрией и др., всего с 27 странами Европы и Азии. Создана сеть международных экспрессов между столицами стран — членов СЭВ. 29.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК И СКОРОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ Значительная часть железнодорожных устройств используется как для пассажирского, так и для грузового движения. Вместе с тем для обеспечения пассажирских перевозок необходимы специальные сооружения (пассажирские и технические станции, вокзалы, пассажирские платформы и павильоны для пригородного движения) и подвижной состав (локомотивы и вагоны). Пассажирские станции выполняют операции, связанные с отправлением и прибытием пассажиров, приемом и выдачей багажа и перевозками почты. Их сооружают при наличии значительного пассажиропотока. Основные устройства пассажирской станции —• пути приема и отправления поездов, пассажирское здание (вокзал) и платформы, пути для погрузки и выгрузки багажа, почты и др., депо и технический парк с устройствами для механизированной обмывки, очистки и уборки вагонов. В техническом парке экипируют пассажирские составы. Пассажирские станции в крупных центрах обслуживают обычно дальнее, местное и пригородное движение. Тип станции зависит от объема и характера выполняемых операций. В зависимости от расположения путей и зданий вокзала по отношению к ним пассажирские станции делятся на тупиковые, проходные и тупиково-проходные1. Наиболее удобны станции двух последних типов. Пассажирские технические станции устраивают при большом числе обслуживаемых составов, оснащают вагономоечными машинами, механизированными прачечными, механизмами для внутренней очистки вагонов. В пунктах оборота пригородных поездов сооружают зонные станции. Взаимное расположение устройств, обслуживающих пассажирское движение на участке, примыкающем к большому городу, показано на рис. 29.1. Вокзалы, особенно в крупных городах и промышленных центрах, представляют собой сложные сооружения значительных размеров. Так, кубатура вокзала в Новосибирске примерно 150 тыс. м3, Казанского вокзала в Москве — 300 тыс. м3. По объему работы вокзалы разделяются на внеклассные, I, II, III классов. Тот или иной класс вокзалу присваивают по балльной системе, учитывая число отправленных пассажиров по видам сообщений и общую площадь вокзальных помещений. Вокзалы имеют билетные кассы, помеще- 1 Схемы разных типов пассажирских станций рассматриваются в курсе «.Станции и узлы», ния для приема и выдачи багажа, а также в зависимости от класса камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (читальни, почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи и т. д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, связанных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов. Для того чтобы создать максимальные удобства пассажирам, вокзалы, как и все пассажирское хозяйство, оснащаются новыми техническими устройствами для автоматизации билстно-кассовых операций, автоматическими справочными установками и др. На большинстве крупных вокзалов выделены или построены специальные кассовые залы, которые могут быть специализированы для прямого, местного и пригородного сообщений. Имея в виду рост пассажирских перевозок в смешанных сообщениях, на крупных вокзалах предусматриваются также кассы аэрофлота для продажи билетов на самолеты и кассы междугородных автобусов. В кассовых залах, кроме продажи билетов, в зависимости от местных условий можно оформлять операции по перевозке багажа и хранению ручной клади; такое объединение экономит время пассажира. Очень удобны установленные на многих вокзалах автоматические камеры хранения — шкафы с ящиками для размещения ручного багажа. Пользуясь специальным шифратором, пассажиры сами запирают и отпирают дверцу ящика. Планировка помещения вокзала должна обеспечить последовательность операций по обслуживанию пассажиров и минимальную затрату времени на их выполнение. Площадь каждого помещения определяется его назначением и количеством одновременно находящихся в нем пассажиров. Размеры залов ожидания и кассовых рассчитывают на часы «пик», т. е. на время максимального накопления пассажиров в зависимости от их количества и нормы площади на одного человека. Пассажирские здания, платформы и другие сооружения и устройства для обслуживания пассажиров должны обеспечивать быстрое, удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров. Для прохода на платформы в необходимых случаях устраивают пешеходные тоннели или мосты. На крупных вокзалах, обслуживающих большие потоки пассажиров, платформы Дальнее (рузоЬия станция Сортировочная Доя грузоьых станщя и дальних псездод Пригородное Техническач Для пригородных Остановочная Зонная снижение станция а дальних поездов платформа. станция Рис. 29.1. Схема расположения устройств для обслуживания пассажирского движения на участке Таблица 29.2 Основные эксплуатационные характеристики моторвагонных поездов
Показатель ЭР1, ЭР2 Тип поезда ЭР9ПФ ЭР200
Число вагонов в поезде................................... Из них: моторных..,,...................................... прицепных..................................................... Полная длина поезда, м............................... Длина кузова вагона, м................................ Число дверей в вагоне с каждой сторо Число мест для сидения............................... Общая вместимость поезда (с местами для стояния)................................................ Масса тары, т................................................ Масса тары на одно место для сидения, т Часовая мощность тяговых электродви- гчтелей, кВт...................................................... Конструкционная скорость, км/ч.. 200,5 19,6 0,426 4000 130 0,6 4 4 200,3 24,5 1480 418 0,423 3680 130 0,7 5 5 200,5 19,6 2 1056 1580 495 0,469 3640 130 0,6 12 2*« 381,7 26,0 2 816 784 0,961 11520 200 0,4 * Дли линнй с переменным током. ** I олопные специализируют для прибытия и отправления дальних и пригородных поездов, для погрузки и выгрузки багажа. Локомотивы пассажирского парка обеспечивают более высокие скорости, чем локомотивы для грузового движения. К ним относятся электровозы ЧС2, ЧС4, ВЛ40 и др., тепловозы ТЭ7, ТЭП10, 1ЭП60 (2ТЭП60), ТЭП70 и др. Для пассажирского движения используют также электровозы и тепловозы некоторых серий, применяемых для вождения грузовых поездов. В дальнем и местном пассажирском движении применяют дизельные поезда. В пригородном движении на электрифицированных участках мо-торвагонные секции из одного моторного и одного (или двух) прицепных вагонов соединяют в поезда. Основные эксплуатационные характеристики электропоездов приведены в табл. 29.2. Вариант —■ один моторный и один прицепной вагоны, — осуществляемый во всех новых пригородных электропоездах, обеспечивает повышенное ускорение при разгоне и высокую техническую скорость на коротких перегонах. Вагоны электропоездов ЭР22 имеют вместо двух по три двери (с каждой стороны вагона) с централизованным управлением. Это обеспечивает сокращение продолжительности стоянок, повышает маршрутную скорость поездов, пропускную способность линий и 396 экономичность перевозок Более высокая экономичность достигается применением рекуперативно-реостатного торможения, снижающего на 20—30% расход электроэнергии и резко уменьшающего износ тормозных колодок. В некоторых случаях, как, например, на Прибалтийской дороге, когда часть участка обращения поездов не электрифицирована, используют электросекции с комбинированным питанием — от контактной сети и аккумуляторов. Пассажирский вагонный парк состоит из прочных и комфортабельных цельнометаллических вагонов с длиной кузова 23,6 м (по осям сцепления автосцепок — 24,5 м) —жестких и мягких, багажных, почтовых, ресторанов. Все цельнометаллические вагоны оборудованы роликовыми подшипниками, принудительной приточной или приточно-вытяжной вентиляцией, водяным отоплением и улучшенным электрическим освещением. Все вагоны радиофицированы, имеют пневматические или электропневматические тормоза. Начато производство вагонов с дисковыми тормозами. В табл. 29.3 приведены основные технические характеристики вагонов пассажирского парка. Часть пассажирских вагонов снабжена установками для кондиционирования воздуха, поддерживающими в любое время года не только необходимую чистоту и температуру, но и влажность воздуха в вагоне. Дальнейшее повышение скоростей движения значительно сократит время пребывания пассажиров в пути и позволит при сравнительно небольшом времени проезда вместо вагонов со Таблица 29.3 Date: 2015-05-19; view: 5809; Нарушение авторских прав |