Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психопатология процесса мышления





 

Ускоренное мышление (тахифрення) характеризуется быстрым, об­легченным возникновением и сменой мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой целенаправленности мыслительного процесса из-за ослабленного внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной продуктивностью, речевым хаотичным возбуж­дением. Внешняя связь идей серьезно не нарушается, однако при особен­но сильном ускорении мышления («скачке идей») их последовательность может расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченными, в результате чего возникает маниакальная спутанность. Субъективно переживается как интеллектуальный подъем, обостре­ние воображения, особая ясность мыслей. Одновременно с этим часто наблюдается ускоренная, громкая речь, повышенная говорливость. Боль­ные утрачивают способность думать про себя, преобладают внешние формы речевой активности. Речь все более приближается к монологу [1].

Заторможенное мышление (брадифрения) - замедление темпа те­чения мыслей, бедность представлений, понятий и суждений, малая под­вижность целенаправленности мышления, расстройство осмысливания, медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной задаче, длительное застревание на одной и той же идее. Внешне выражается долгими паузами между вопросами врача и ответами пациента, причем последние обычно односложны и неполны. Сами пациенты не задают много вопросов, инертны. Субъективно пере­живается «чувство отупения, торможения, неясности в голове, ощущение преграды, пустоты, обеднения мысли» [1].

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во вне­запных провалах, остановках хода мыслей, «Пропадание мыслей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней. Больные во время беседы внезапно прерываются, умолкают, спустя некоторое время (обычно секунды, минуты) возобновляют рассказ, ино­гда с того же, на чем остановились. Субъективно ощущается «пустота в голове, провал, перерыв, закупорка мыслей». Могут появляться отдель­ные мысли, которые тут же «тают», не складываясь во что-либо опреде­ленное. При чтении в это время не узнаются слова, плохо понимается значение длинных фраз - «слышу, что говорят, но не понимаю, не дохо­дит смысл». Приостанавливается не только мышление, нарушается также способность представлять, реагировать и действовать [1].

Обрыв мысли. Состояние, напоминающее шперрунг. Переживается как беспричинное внезапное исчезновение нужной мысли, потеря нити рассуждений, забывается, о чем хотелось сказать и что было сказано пе­ред этим. Способность мыслить, реагировать, действовать при этом не утрачивается. Потерянная мысль может вернуться сразу же, но иногда ее не бывает часами, сутками, после чего она столь же неожиданно появля­ется в сознании. Попытки пациентов вспомнить забытое оказываются безуспешными [1].

Сгущение (агглютинация) - сгущение представлений и понятий выражается в слиянии не связанных между собой понятий или слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в виду, что после шока все идет на лад, говорит - «щоколадно» [1]

Символика мышления - замещение, подмена одних понятий дру­гими, сосуществование прямого и переносного смысла понятий. Напри­мер: «Горе - стрелка, направленная назад», «А - буква в познании мате­риального мира». Символика проявляется также в неологизмах словотворчестве, где сливаются понятия и слова или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит»,«клаукс» [1].

Наплыв мыслей (ментизм, мантизм) - непроизвольное, насильст­венное возникновение в сознании быстро следующих друг за другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний, чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть кратковременные эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопределенно долго[1].

Обстоятельность мышления (вязкое) - медленное, с затруднен­ным переходом от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное, вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несущест­венных подробностей, неумением кратко формулировать свои идеи, не­способностью переключиться на что-то новое [1].

Персеверация мышления - застой, монотонность мышления, по­стоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, одних и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилепсии, органических психозах [1].

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что раз­рушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья между от­рывками мыслей выпадают, и речевая продукция становится бессвязной. Иногда при астенической спутанности больные способны улавли­вать часть ситуации, временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на вопросы; в этих случаях мышление становится более упоря­доченным [1].


Стереотипии, словесные тики (речевые итерации) - повторение одних и тех же, часто бессмысленных слов и выражений, обусловленное расторможением словесных автоматизмов. Повторение бывает спонтанным или выявляется в ответах на вопросы [1].

К речевым итерациям относятся палилалия, вербигерация, персеве­рации, возврагцающиеся выражения, эхолалия, а также письменные ее варианты - полиграфия и эхография.

Палилалия, - непроизвольное повторение пациентом два раза или более последнего слова, фразы или предложения, сказанных им самим. Так, после ответа на вопрос о сегодняшнем числе (ответ: «Не знаю - чис­ленника нет»), выражение «численника нет» повторяется без перерыва несколько раз подряд. Больной правильно перечислил дни недели, а за­тем, не останавливаясь, повторяет сказанное еще дважды. Данный фено­мен называют «симптомом граммофонной пластинки» Майер-Гросса или «стоячими оборотами речи». Слова, по мере их повторения, становятся все более «обрывистыми» или частично «проглатываются», голос затиха­ет, в то же время скорость проговаривания нарастает [1].

Вербигерация - повторение бессмысленных выражений, коверкание или нелепое нанизывание слов и звуков. Так, больной на протяжении нескольких часов выкрикивает одну и ту же фразу: «Солнце с мясом не играют!». Или говорит: «Ах, так, вах, чвах, брах, тух, жух...». Речевые стереотипии этого рода характерны для шизофрении, встречаются при кататоническом возбуждении [1].

Персеверации - застревание ответов на вопросы. Сообщив свою фамилию, на последующие вопросы (касающиеся возраста, адреса) боль­ной продолжает называть фамилию. Персеверации наблюдаются при по­ражении сенсорного центра Вернике, встречаются при оглушенности сознания [1].

Эхолалия - непроизвольное повторение в неизменном виде или с некоторыми вариациями речи (слов, отдельных фраз) окружающих. Иногда повторяется последнее услышанное слово - митигированная эхолалия. Например, полностью или частично, без изменения особенно­стей произношения могут повторяться ответы или вопросы собеседника [1].

Полиграфия - вариант письменной речевой итерации. Так, в письме больного на четырех страницах повторяется одно и то же бессмысленное выражение: фе -те -терефе -те -те». Точно также может повторяться мно­жество раз бессмысленный рисунок [1].

Эхография - письменное копирование текста, предложенного в качестве образца, но не для списания. Эхография может проявляться повторением в письме речи окружающих. Так, в ответ на просьбу напи­сать свое имя, больной полностью воспроизводит текст предложенного задания [1].

Логоклония - спастическое многократное повторение отдельных слогов произносимого слова. Логоклония, распространяющаяся с началь­ных слогов слов на промежуточные и затем конечные, считается харак­терной для болезни Альцгеймера [1].

 

Разорванность мышления выражается в нарушении связей между представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность мышле­ния, Порядок мыслительного процесса искажается, но иногда сохраняет­ся грамматическая форма фраз, что делает лишенную смысла речь внеш­не упорядоченной. Клиническим примером разорванности может служить следующий отрывок речи больного шизофренией: «Голоса - это взаимное понятие дорожки в воде. Голоса мы сопоставляем как связки своих рук с руками руковых рук. Надо беречь правую руку, так как там находятся сплетения пишущих устройств, которые всех слышат и разговаривают. Без отопле­ния голоса будут замкнуты, получится звезда, которая будет закрыта тан­ковым шлемом, как у вас в атаке. Это и требовалось доказать Чувашову на мусорной яме бритвенным прибором Эстонии на столе. Она была на потолке и шла гулять как бы за анютиными глазками. Причина и явление электрических следов, нарисованных на нашем предмете страны, являет­ся выходом на работу воздуха руки с клапанов без понимания цилинд­ра...». В данном наблюдении на фоне разорванности выявляются также речевые итерации в виде вербигерации («... рук с руками руковых рук...»).[3]


Инкогеренция (бессвязность мышления). Проявляется распадом ло­гической структуры мышления и грамматического строя речи одновре­менно. Речь состоит из бессвязного набора отдельных слов, в основном, имен существительных, которые могут рифмоваться. Например: «Доля, глаза, коза, пошел, чудо-юдо, пескарик, очкарик, будьте здоровы...». Бессвязность мыш­ления наблюдается при аментивном помрачении сознания, а также спутанно­сти сознания в острых психотических состояниях различного генеза [3].

Аутистическое мышление отличается оторванностью от реальной действительности, суждения формируются лишь в согласии с аффектив­ными потребностями личности, оно замкнуто в тесном кругу идей, кото­рые возникают и развиваются без проверки практикой жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимоисключающие (амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах. Нарушается активность мышления [3].

Паралогическое мышление характеризуется грубыми нарушениями логики, которые приводят больного к необоснованным, даже нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бурные аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстройство. Оно постоянно на­блюдается при паранойе, парафрении, шизофрении, а также реже при психопатиях. Паралогическое мышление характеризуется односторонним, пред­взятым направлением мыслительной деятельности, в ходе которой при­нимаются во внимание лишь отдельные факты или случайные стороны явлений, соответствующие доминирующей установке. Из сообщения о чем- либо выхватывается отдельная фраза, и именно она будет фигурировать как доказательство правильности какого-нибудь ложного утверждения, все остальное в услышанном игнорируется.

Ход рассуждений и выводы больных с паралогическим мышлением часто совершенно неожиданны, странны, отчего оно называется также мышлением «с выкрутасами». Например, больная, увидев на столе разре­занное на две половины яблоко и лежащий рядом нож, решила: «Одна по­ловина яблока принадлежит отцу, вторая - матери, а нож предназначен мне. Значит, я должна покончить с собой» - что она и пыталась сделать [1].

 







Date: 2015-05-19; view: 1149; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию