Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изложение сути инициативы
Значимость мышления являлась первостепенной в контексте рационально-научной парадигмы, признающей ценность истины, единственно верного знания, научно-технического прогресса и приведшей к забвению религии, культуры, нравственности. Неокультуренное знание может вести ко злу. Сегодня на смену рационально-научной приходит культурологическая парадигма, признающая множественность истин, ценность диалога, значимость культуры различных этносов и народов. Нам представляется перспективным осмысление культурологической парадигмы, но не через отрицание науки и мышления, а через реализацию дихотомического подхода, интегрирующего кажущиеся взаимоисключающими позиции. Поиск взаимосвязей между категориями “культура” и ”мышление” показал, что мышление можно рассматривать как способ мировосприятия, матрицу для анализа явлений бытия, которая имеет культурно-историческую основу, связана с возрастными особенностями учащихся. Сутью нашей педагогической инициативы является разработка и апробация поэтапного, ориентированного на возрастные особенности учащихся образовательного процесса. Этот процесс должен воспроизводить историю развития мышления и мировосприятия человека и человечества, обеспечивать погружение ребёнка в культуру исторических эпох, частью которой являлось отображение мира в сознании человека и в его творчестве, и создавать условия для целостного развития мышления учащихся. Мы исходим из идеи интеграции компонентов образовательного процесса на способе познания учащихся, имеющем культурно-историческую основу. ЦЕЛИ Цель экспериментальной работы: создание условий для развития личности, обладающей культурой креативного, творческого мышления, путем конструирования целостного образовательного процесса культуротворческого типа, имеющего своей задачей воссоздать в сознании ребенка непротиворечивый и целостный образ мира. Эта цель требует междисциплинарной интеграции, ориентированной на особенности возрастного развития детей. Образовательные задачи: Ø развитие когнитивных способностей учащихся в контексте формирования культуры познания, культуры умственного труда, способности к самостоятельному получению, пониманию, интерпретации и практическому применению знаний; Ø овладение учащимися различными видами творческого мышления: образным, рефлексивным, понятийным, логическим, исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, конвергентным, дивергентным; Ø актуализация познавательной активности, устойчивых познавательных интересов в процессах развития способностей к диалоговому общению, сотрудничеству, сотворчеству. Основные идеи программы «Развитие творческого мышления учащихся в образовательном пространстве школы» В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов считают, что одной из неотложных задач современной психологии развития и одновременно точкой её роста является содержательный синтез культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в её классическом варианте и деятельностной теории А.Н. Леонтьева как одной из исторических интерпретаций этой концепции. Авторский синтез этих психологических систем нашел своё выражение в ряде принципов, характеризующих процессы психического развития человека. 1. Творческий характер развития. Главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение. 2. Ведущая роль социокультурного контекста развития. Программы обучения и воспитания детей должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями. 3. Ведущая роль сенситивных периодов развития. Важно осваивать определенное культурное содержание и способы познания в наиболее благоприятный для этого период, чтобы строить этот процесс на основе возможностей организма ребенка. 4. Совместная деятельность и общение как движущая сила развития. Современная психология рассматривает мышление как высшую подлинно человеческую способность. В развитых своих формах мышление есть творческое преобразование субъективных образов объектов в сознании человека, «их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования её новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологический словарь). Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, в том числе, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности. Мышление регулирует морально-этическую, коммуникативную, смысловую и другие составляющие поведения человека. Уровень и характер, способы мышления можно рассматривать как ключевую качественную характеристику развития личности, значение которой трудно переоценить. Наше теоретическое исследование установило, что для понимания продукта мыслительной деятельности в психологии одним из центральных становится понятие репрезентации знаний и репрезентативных когнитивных структур. Английское слово «репрезентация» означает представленность, изображение, отображение одного в другом или на другое. Т.е. речь идёт о внутренних психологических структурах, которые складываются в процессе жизни и обучения в сознании человека и в которых представлена сложившаяся у него картина мира, общества и себя самого. Хранящиеся в памяти продукты умственной обработки образуют более или менее упорядоченные системы, состоящие из ряда подсистем и иерархических уровней. Эти системы представляют собой не только системы хранения, но и средство познания. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, схемами, сетками, планами), сквозь которые или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Чем больше развиты эти структуры, тем больше видит и понимает человек в окружающем мире, в людях, в себе. В когнитивных структурах записаны не только сами знания в виде отображения множества связей между разными сторонами, свойствами и отношениями действительности, но и способы их получения, способы перехода от одних знаний к другим, от сырых чувственных данных к абстрактным и обобщённым репрезентациям. В разных ситуациях актуализируются не все возможные, но только определённые, адекватные условиям схемы. Таким образом, целями и задачами обучения становится формирование сложных упорядоченных иерархических организованных структур репрезентации знаний, что равнозначно умственному психическому развитию учащихся или развитию мышления. А.Богданов показал, что развитие системы представляет собой её изменение от менее упорядоченного к более упорядоченному состоянию как рост её организации. Умственное развитие должно подчиняться закону системной дифференциации, развития от общего к частному, от целого к частям. Развитие мышления должно проходить природосообразно, то есть, сообразуясь с порядком развития природы ребёнка, его возрастными, половыми, индивидуальными особенностями. Возможности мышления определяются, прежде всего, физиологической зрелостью мозговых структур, готовностью мозга к восприятию и переработке информации. Исходя из этого, мы выделили этапы обучения ребёнка и тот тип мышления, которым он может овладеть на данном этапе в соответствии с положениями возрастной психологии. При этом мы опираемся, прежде всего, на 5 уровней умственного развития, выделенных И.М.Сеченовым: выделение предмета (образное) - выделение его элементов (рефлексивное) – отделение от предмета их признаков (понятийное) – мышление абстрактами или символами (абстрактное) – оперирование символами (логическое). Дальнейшее умственное развитие мы видим в последовательном овладении исследовательским, проблемным, диалоговым, критическим, прогностическим видами мышления. В каждом из способов переработки и анализа информации ребёнок должен выйти на способность нестандартно творчески решать задачи и ситуации, то есть творческое мышление мы рассматриваем как высший уровень в развитии мышления любого типа. Мышление – это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение имеют развитость языка, объём знаний, приёмы и операции мышления. Развитие человека как вида было связано с развитием его мышления. Для каждого этапа развития человечества была характерна своя репрезентация знаний и когнитивных структур, то есть своя система представлений, способов познания мира, своя картина мира. Генезис умственного развития мышления человека может быть соотнесён с процессом умственного развития ребёнка, когда овладение определённым типом мыслительной деятельности осуществляется параллельно с погружением в культуру соответствующей эпохи и её проживанием в культуротворческой деятельности. Психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень которой различен в разные эпохи и у разных народов. О сновные задачи экспериментальной работы: 1. Определить условия и средства организации образовательного процесса культуротворческого типа в соответствии с сенситивными периодами становления мышления ребенка, обеспечивающего развитие продуктивного мышления на основе освоения языков и образов культуры, способность к сознательному культурному творчеству. 2. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий фиксировать уровень развития мышления и влияния форм научно-исследовательской работы на его развитие. 3. Разработать и апробировать эффективные технологии развития следующих видов продуктивного мышления: образного, рефлексивного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического. 4. Описать пути овладения педагогами данными технологиями и организации собственной исследовательской деятельности по развитию мышления учащихся. Этапы и содержание работ. I этап – поисковый (2005-2007 гг) На данном этапе происходит практический поиск путей модернизации образовательного процесса в целях развития творческого мышления учащихся через апробацию созданных программ и проектов. Осуществляется демократизация управления, сотрудничество всех участников воспитательного процесса, создаются условия для проявления инициативы, активности, творчества учащихся и педагогов, для участия в совместном поиске путей инновационного развития школы. Основное содержание экспериментальной работы: ü корректировка каждым педагогом и творческими объединениями педагогов, работающих в одной параллели, учебных предметных программ в соответствии со способами развиваемой мыследеятельности учащихся и междисциплинарным интегрирующим содержанием; ü создание системы внутришкольного повышения педагогической квалификации, действующей на протяжении всего эксперимента; ü разработка и частичная реализация системы воспитательной работы школы, направленной на создание условий для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности, соответствующей формируемым в учебном процессе репрезентивным когнитивным структурам; ü частичное подключение базовых предметов к процессу развития мышления и мировосприятия учащихся ü создание исследовательской лаборатории учащихся “Учимся мыслить”; ü разработка комплексной программы, направленной на умственное развитие учащихся в соотнесённости с историко-культурным подходом. Ожидаемый результат: · наличие комплексной образовательной программы, направленной на умственное развитие учащихся, соотнесённой с историко-культурным и возрастным подходом; · удовлетворённость педагогов школы степенью реализации своих творческих способностей; · рост квалификации педагогического состава школы в овладении технологиями развивающего обучения, развития мышления учащихся в обучении. · овладение учащимися начальной школы образным, рефлексивным и исследовательским мышлением; · осмысление детьми первобытной, славянской, античной, средневековой культур, их вклада в развитие человечества; · овладение учащимися среднего звена логическим, диалоговым и критическим мышлением. II этап – внедренческий (2007-2009 гг.) Данный этап состоит в переходе к системной работе, упрочении и развитии качеств целостного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса за счёт постоянного обновления учебного материала, методов его подачи, гибкой системы учебных курсов, факультативов, воспитательной работы, соответствующих потребностям учителей и детей. Основное содержание экспериментальной работы: ü продолжение работы по развитию мышления, внедрение научно-методических разработок и программ; ü создание постоянно действующего механизма прогностического планирования, самоэкспертизы и коррекции образовательного процесса; ü апробация разработанных учебных программ, комплексной образовательной системы школы; ü организация системы самодиагностики мышления учащимися; ü диагностика трудностей, с которыми сталкивается педагог при ведении работы по развитию мышления учащихся; ü апробация разработанных и скорректированных учебных программ, комплексной образовательной программы школы; ü отслеживание результативности умственного развития учащихся, внесение корректив в действующие образовательные программы; ü коррекция системы работы классных руководителей на основе интеграции с учебным блоком школы, создания в классе развивающей среды общения и включения учащихся в культуротворческую деятельность; Ожидаемый результат: · создание пакета методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в образовательном пространстве школы; · издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие творческого мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения. · успешность образовательного движения школьников на каждом возрастном уровне, органичная, взаимообогащающая преемственность образовательных этапов; · осмысление детьми роли эпох Возрождения, Просвещения, Нового и Новейшего времени в развитии культуры человечества; · наличие целостной картины мира в сознании выпускника и его способность к самоопределению и культурному творчеству в послешкольный период; · высокий уровень когнитивного развития ученика, владение способностью к творческому мышлению. III этап – итоговый (2010г.) На данном осуществляется работа по анализу и обобщению опыта работы, оформлению итоговой документации, подготовки материалов для публикации. Основное содержание экспериментальной работы: ü описание результатов работы как педагогической технологии умственного развития учащихся в культуротворческой деятельности; ü анализ и обобщение полученных результатов; ü разработка программы повышения педагогической квалификации учителей школ по овладению технологией формирования продуктивного мышления учащихся; ü организация конференций, семинаров по распространению накопленного опыта развития мышления школьников. Ожидаемый результат: · создание пакета диагностической и методической документации, обеспечивающей педагогическое сопровождение когнитивного развития личности школьника в культуротворческой школе; · результаты мониторинга по проблеме исследования; · издание сборников программ учебных курсов, факультативов, досуговых развивающих программ и проектов, направленных на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующих им методических материалов по возрастным ступеням обучения; · наличие комплексной образовательной программы умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом; · описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности; · программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся; · организация и проведение проблемных семинаров, практикумов по развитию продуктивного мышления учащихся. Учитывая, что процесс воспитания осуществляется, прежде всего, личностью самого педагога, особое внимание уделяется развитию личностного и творческого потенциала, повышению педагогического мастерства, психологической подготовке педагогов. Принятие цели образовательной системы, овладение способностью к творческой реализации педагогики развития в собственной профессиональной деятельности, адекватными целям и принципам образования педагогическими технологиями — эта работа является первым и основным условием реализации разрабатываемой концепции. Продукт, предъявляемый по окончании работ: · диагностический и квалиметрический инструментарий различных видов продуктивного мышления; · методические разработки технологий развития образного, рефлексивного, понятийного, исследовательского, понятийного, логического, проблемного, диалогового, критического, аналитико-синтетического мышления учащихся; · комплексная образовательной программа умственного развития учащихся, соотнесённого с историко-культурным и возрастным подходом; · досуговые развивающие программы и проекты, направленные на развитие продуктивного мышления учащихся и соответствующие им методические материалы по возрастным ступеням обучения; · программа повышения педагогической квалификации, обеспечивающей развитие культуры мыследеятельности педагога и овладение способностью к формированию различных видов продуктивного мышления учащихся; · публикации: “Уроки развития мышления”; “Учителю о мышлении”; “Образовательные программы учебных курсов, факультативов”; “Описательная модель системы воспитательной работы школы, создающей условия для самовыражения учащихся в культуротворческой деятельности”.
Date: 2015-05-19; view: 567; Нарушение авторских прав |