Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика действующего права Российской Федерации





Начало 90-х годов XX века для России знаменовалось сложной внутригосударвенной обстановкой. В наследство от СССР Российской Федерации досталась масса нерешенных проблем. Поспешный, непродуманный раздел союзной собственности, разрушение складывающегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса обусловили затяжной кризис российской экономики. Одновременно с этой проблемой предстояло решить непростые задачи, связанные с либерализацией цен, приватизацией и акционированием промышленности и сельского хозяйства, антимонопольной налоговой политикой, финансовой стабилизацией.

Либерализация цен началась в январе 1992 года. В среднем цены выросли в 100-150 раз. Резко понизился уровень жизни основной массы населения. Реструктуризация экономики вызвала значительный спад производства – только за период 1994-1996 гг. падение объема промышленного производства составило около 50 % от уровня 1990 года.

Ситуация осложнялась огромным дефицитом бюджета, ростом безработицы, войной в Чечне, внутриполитическими и внутрипартийными неурядицами, непоследовательностью и непродуманностью действий Правительства. В таких трудных условиях развернулась колоссальная работа по обновлению всего российского законодательства.

Кодификация российского права в 90-е годы XX века

С принятием новой Конституции потребовалось привести все законодательство в соответствие с Основным законом. В силу этого середина 1-х годов отмечена активными кодификационными работами. В октябре 1994 года Государственной Думой была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, в апреле 1995 года – Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в октябре 1995 года – Водный кодекс РФ, в декабре 1995 – вторая часть Гражданского кодекса РФ, в декабре 1996 года – Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в январе 1997 года – Лесной кодекс РФ, в феврале 1997 года – Воздушный кодекс РФ, в апреле 1998 года – Градостроительный кодекс РФ, в июле 1998 года – Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Процесс преобразования общественных отношений в России 90-х годов XX века развивался настолько стремительно, что порой законодатели не успевали выработать новые правовые нормы. Практически постоянно шел процесс внесения изменений и дополнений в кодексы.

Гражданское право. Характерной чертой российского гражданского права начала 90-х годов XX века стала выраженная «пестрота» источников. Продолжали действовать нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года» Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года, новых российских законов, президентских указов, различных подзаконных актов. Эти источники часто противоречили друг другу и создавали трудности в правоприменительной практике, требовалось комплексное обновление гражданского законодательства.

Это обусловило разработку и принятие по частям Гражданского кодекса Российской федерации.

Часть первая Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 года, введена в действие с 1 января 1995 года. Гражданский кодекс стал одним из самых важных и крупных законов после принятия Конституции 1993 года. Сложившаяся в России система гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права – граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право) была сохранена. В то же время переход к рыночным отношениям потребовал включения в Кодекс новых гражданско-правовых институтов. Были пересмотрены многие концепции «социалистического» права собственности – единство государственной социалистической собственности, ограничения частной собственности и др. Ст.1 ГК определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.

Гражданское законодательство направлено на всемерную охрану имущественных отношений участников гражданского оборота. Так, возрождены забытые ранее основополагающие институты права собственности – частная собственность, интеллектуальная собственность, деление имущества на движимое и недвижимое и др., а также институт сервитута – права ограниченного пользования чужим имуществом.

В соответствии с новым законодательством в частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество (земля, средства производства, предметы потребления), не изъятое из гражданского оборота. Количество и стоимость такого имущества не ограничиваются.

Новый Гражданский кодекс при регламентации отношений собственности исходит из существования не «различных форм собственности», а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты - граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. ГК впервые закрепил принцип свободного распоряжения субъектами принадлежащих им гражданских прав. Граждане сами определяют свои права и обязанности в объеме любых, не противоречащих законодательству условий договоров;

Новым для отечественного гражданского законодательства является признание общепринятых принципов международного права и положений международных договоров Российской Федерации. Эта мера направлена на дальнейшее развитие рыночных отношений, облегчение интеграции российской экономической системы в мировую.

Необходимость адаптации гражданского права России к рыночным условиям обусловила появление и новых видов гражданских договоров – публичного, договора присоединения, предварительного договора. Примером публичного договора является предоставление населению коммунальных услуг, транспортных перевозок. Цена товара и стоимость услуг должны быть одинаковы для всех клиентов.

Сущность договора присоединения заключается в приеме очередным контрагентом стандартных условий договора, часто заключаемого при дородных юридических сделках.

По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем основной договор. При этом предварительный договор должен просматривать основные условия основного договора: наименование договора, его предмет, сроки и т.д.

В Гражданском кодексе РФ дано четкое разграничение акционерных обществ открытого и закрытого типов. Акционерное общество открытого типа может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Акционерное общество закрытого типа не вправе про­водить открытую подписку на выпускаемые им акции. ГК закрепил права акционеров на участие в управлении обществом и использовании имущества общества, ввел дополнительные гарантии по защите права кредиторов.

Следует отметить особенность части I Гражданского кодекса РФ – отсрочку вступления в силу гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» до принятия Земельного кодекса. Коммунистическое большинство Государственной Думы первого созыва заблокировало ее введение. В результате федеральное регулирование поземельных отношений в основном осуществлялось многочисленными указами Президента РФ, (например, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 года «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»), а также федеральными законами («Оправе граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального строительства» и др.).

Еще одной особенностью ГК явилось обилие отсылочных норм к законам, которые еще предстояло принять в будущем. (Предполагалось принять более 30 законов – о благотворительной деятельности, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и т.п.).

В 1995 году была принята часть вторая ГК РФ. В ней получил отражение современный опыт экономических рыночных отношений с учетом мировой практики их регулирования. Были восполнены существовавшие пробелы и устранены многие недостатки прежнего законодательства. Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 года и части первой ГК, часть вторая ГК устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении.

По своему содержанию и значению часть вторая ГК – крупный этап в создании нового гражданского законодательстваРФ, отвечающего требованиям экономики рыночного тина. Сохраняя традиционную для российского гражданского права систему обязательств и последовательность их законодательного изложения, часть вторая ГК существенно расширяет круг регулируемых договоров, вводя в российское законодательство такие рыночные договоры как продажа недвижимости и предприятий, финансирование под уступку денежного требования, коммерческая концессия и др. С принятием этой части Гражданского кодекс в имущественные правоотношения были введены новые, не известные ранее отечественному гражданскому законодательству правовые институты: лизинг, факторинг, договор доверительного управления имуществом и т.д.

Таким образом, обновленное российское гражданское право создает необходимую правовую базу для становления и развития рыночной экономики.

С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса РФ (ст. 1110-1224), принятая Законом РФ от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ. Она посвящена регулированию наследственных прав и также весьма отличается от действовавших ранее. В частности, введены новые правила наследования по закону и завещанию.

Трудовое право. Трудовое право на современном этапе отражает переходный характер российской экономики. Прежде всего, это сказывается на самих источниках этой отрасли нрава, каковыми являются Конституция РФ 1993 года, федеральные законы, содержащие нормы права, указы Президента, направленные на регулирование трудовых отношении, а также действовавший до последнею времени КЗоТ РСФСР, принятый еще Верховным Советом РСФСР в 1971 году. Изменившиеся условия жизни потребовали приведения норм трудового права к требованиям рыночной экономики. В силу этою в КЗОТ начиная с 1973 года было внесено более 30 различных поправок. Этот процесс особенно активизировался в середине 90-х годов XX века. Только в 1995 юлу было принято 5 федеральных законов, посвященных регулированию трудовые отношений.

Особенно важное значение имел Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», принятый 11 марта 1992 года. Закон направлен на регулирование отношений между работниками и работодателем. Содержание коллективного договора определяет права и обязанности сторон, условия труда и его оплаты, социальные гарантии. В случае уклонения от подписания подобного договора работодатель может быть привлечен к административной ответственности (штраф до десятикратной величины минимального размера оплаты груда за каждый день после истечения срока, предусмотренного для заключения договора). Нарушение условий коллективного договора грозит работодателю штрафом до стократной величины минимального размера оплаты труда. Работники предприятий получили право объявить в знак протеста – забастовку, предварительно уведомив работодателя не позднее чем за 14 дней до ее начала. Решение о забастовке должно быть принято на общем собрании трудового коллектива не менее чем 2/3 голосов от общего числа работников.

С 1 февраля 2002 года вступил в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Законом РФ от 30 декабри 2001 года № 197-ФЗ.

Уголовное право. Уголовное право с изменением общественных отношении, периодом к рыночной экономике существенным образом преобразовалось. Необходимость обеспечения основных прав и законных интересов граждан, дальнейших экономических и политических преобразований, защиты конституционного строя, общественного порядка и безопасности потребовали разработки и принятия нового уголовного законодательства. 1 июля 1993 года был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю. В преамбуле говорилось, что Закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Закон явился определенной вехой в развитии российского уголовного права. Содержание предусмотренных им уголовно-правовых норм охватывало широкий спектр правонарушений, характерных для периода становления рыночных отношений,

В июне 1996 года был принят новый Уголовный кодекс РФ, вступивший в действие с 1 января 1997 года. Основным источником для нового Кодекса стал УК РСФСР 1960 года и Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года. Он состоит из двух частей – Обшей и Особенной, XII разделов, 34 глав и 360 статей. Общая часть отражает общие принципы уголовной политики. Заметно стремление законодателя к преодолению заидеологизированности, декларативности, зависимости охраны прав и законных интересов субъектов от их социального положения, неисполнимости и многих уголовно-правовых запретов, несоответствия системы санкций требованиям справедливости.

Впервые в российском уголовном праве УК имеет нормы, содержащие принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы), средней тяжести (до пяти лет), тяжкие преступления (до 10 лет) и особо тяжкие (свыше 10 лет).

Рост профессиональной и организованной преступности вызвал необходимость решить проблемы множественности и совокупности преступлений. В соответствии со ст. 18 УК есть два вида рецидива преступлений: опасный и особо опасный. Рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Совокупностью преступлений признается совершение двух и более преступлений или одно действие, содержащее признаки Преступлений, предусмотренные двумя и более статьями УК. При совокупности преступлений ответственность наступает за каждое совершенное преступление.

Кодекс установил возраст уголовной ответственности с 16 лет (с 14 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений). Новый УК четко определил понятие соучастия: соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц. Определены виды соучастия: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание заключается в лишении свободы или ограничении прав и свобод виновного лица.

Целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. УК установил следующие виды наказаний: штраф, лишение права занятия определенных должностей или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Перечень смягчающих и отягчающих вину обстоятельств пополнился значительным количеством ранее неизвестных законодательству.

Особенная часть УК состоит из шести разделов, определяющих систему преступлений:

1. преступления против личности;

2. преступления в сфере экономики;

3. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

4. преступления против государственной власти;

5. преступления против военной службы;

6. преступления против мира и безопасности человечества.

Система Особенной части отразила принципиально новые подходы к иерархии защищаемых уголовным правом ценностей: личность, общество, государство. Появились новые главы, что связано с включением в УК ранее неизвестных составов преступлений, например, гл. 23 «Преступления в сфере компьютерной информации», гл.26 «Экологические преступления». Впервые появился раздел «Преступления против мира и безопасности человечества».

УК отразил и появление новых видов общественно опасных деяний – многие главы дополнены новыми статьями: «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» (ст. 120), «Нарушение неприкосновенности, частной жизни» (ст. 137) и т.д. Значительное внимание уделено законодательной базе для борьбы с организованной преступностью. Ст.210 «Организация преступного сообщества» предусматривает ответственность до 20 лет лишения свободы.

Принципиально новые, отвечающие изменениям в общественных отношениях подходы показаны в конструкции раздела «Преступления в сфере экономики». Особое значение имеет гл.22 «Преступления в сфере экономической деятельности», включившая целый ряд ранее неизвестных (уголовному праву составов преступлений: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, отмывание незаконных доходов, ложная реклама, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, преднамеренное банкротство и др. Гл.23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» полностью новая.

Таким образом, новый УК России полнее отражает задачи уголовной политики и точнее определяет ответственность за совершение преступлений по сравнению с предыдущим законодательством.

Уголовно-процессуальное право. В соответствии с Концепцией Судебной реформы был принят ряд законодательных актов, важнейшим среди которых является Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Принятый Закон внес значительные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Основу этих изменений отражает новый раздел, дополнивший действовавший до последнего времени Уголовно-процессуальный кодекс, под названием «Производство в суде присяжных».

Для реализации положений Закона на практике была разработана соответствующая программа. В соответствии с программой для выработки оптимальных форм принципиально нового судоустройства и судопроизводства в нескольких регионах России производилась отработка на практике новых положений процессуального и судоустройственного законодательства, регламентирующего деятельность суда присяжных.

В Ивановской, Саратовской, Рязанской, Московской областях и Ставропольском крае были осуществлены конкретные меры по подготовке к работе судов в новых условиях. В 1993 году 436 судей и 60 прокуроров из этих регионов прошли специальное обучение в Российской правовой академии Минюста России. Целью обучения являлось повышение профессиональной подготовки тех юристов, которые будут участвовать в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.

В названных регионах России рассмотрение уголовных дел в областных судах предполагалось в двух формах: коллегией из трех профессиональных судей либо судом присяжных в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. С согласия обвиняемого судья также единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.

В связи с этим Закон «О судоустройстве РСФСР» был дополнен разделом «Присяжные заседатели», определяющим требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков, оплату труда, гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей.

Суду присяжных подсудны дела об измене Родине, террористических актах, бандитизме, дела об убийствах и изнасилованиях, совершенных при отягчающих обстоятельствах, о получении взяток в особо крупных размерах, о преступлениях против правосудия и др. Суть обязанностей присяжных заседателей сводится к ответу на три главных вопроса: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние тот, кто предан суду и виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Ответы на вопрос составляют основу выносимого присяжными вердикта. В случае вынесения оправдательного вердикта судья обязан вынести оправдательный приговор, в случае обвинительного – применить к осужденному соответствующую меру уголовного наказания. С вынесением вердикта участие присяжных в суде заканчивается.

Как известно, суд присяжных в России был введен Александром II в короткие сроки в результате последовательных и эффективных преобразований судебной системы. Проведение же нынешней реформы растянулось на долгие годы, к началу 2001 года только в 9 субъектах Российской Федерации были введены суды присяжных: Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Ульяновской областей.

23 мая 1995 года Совет по судебной реформе при Президенте РФ одобрил распространение в 1996 году работы суда присяжных еще на территории 12 субъектов РФ, но, в связи с невозможностью финансирования данного проекта, практической его реализации на деле не произошло.

К тому же из подсудности суда присяжных изъяты дела об уголовной ответственности за возбуждение национальной, расовой или религиозной розни, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, хищение особо ценных предметов, нарушение законодательства о континентальном шельфе, надругательство над Государственным гербом или флагом РФ, а также ограничено право рассмотрения ряда уголовных дел, за совершение которых предусмотрено лишение свободы до 15 лет.

Возрождение суда присяжных в России – шаг к правовому государству, в котором демократические процедуры несовместимы с попранием человеческого достоинства и привычкой расправы.

В августе 2000 года приступил к производству по уголовным, гражданским и административным делам институт мировых судей. Мировые судьи – являются судьями обшей юрисдикции субъектов Российской Федерации, и входят в ее единую судебную систему.

В основу их деятельности положена идея доступности большой части населения к правосудию, что гарантирует право на получение квалифи­цированной и незамедлительной юридической помощи. Мировые судьи рассматривают дела единолично, положив в основу своей деятельности примирительное начало, поиск компромисса между спорящими сторонами. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные (распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Мировые судьи назначаются (избираются) На должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.

Мировому судье по УК РФ подсудны:

1. дела частного обвинения о преступлениях за умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, клевету и оскорбление;

2. уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы, кроме дел за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, а также по неосторожности;

3. нарушение равноправия граждан, авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; регистрацию незаконных сделок с землей, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, заведомо ложную рекламу, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, злоупотребление при выпуске ценных бумаг, уклонение от уплаты таможенных платежей, неправомерные действия при банкротстве, уклонение гражданина от уплаты налога, коммерческий подкуп, нарушение правил безопасности на взрывоопасном объекте, незаконное обращение с радиоактивными материалами, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконная выдача рецептов на получение наркотических средств или психотропных веществ, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение морской среды, нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе, порчу земли, нарушение правил охраны и использования недр, нарушение режима особо охраняемых территорий, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

4. преступления в компьютерной сфере;

5. преступления против государственной власти и интересов государственной службы;

6. преступления против правосудия;

7. преступления против порядка управления.

Рассмотрение уголовного дела у мирового судьи производится в соответствии с общими правилами судебного разбирательства и не позднее четырнадцати суток с момента поступления жалобы в суд.

В мировом суде по ходатайству одной из сторон и при отсутствии возражений другой стороны может быть проведено сокращенное судебное следствие, включающее допросы, а также исследование иных доказательств. Сокращенное следствие не допускает возможности обжалования или опротестования приговора по этому основанию. Сокращенное судебное следствие невозможно в отношении несовершеннолетних и по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, если один из них возражает против проведения данного вида судебного следствия.

Появилась новая форма проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу приговора мирового судьи или его поста­новления о прекращении дела – апелляционное производство. Эта проверка осуществляется судьей районного суда в связи с подачей жалобы на указанные судебные акты кем-либо из участников уголовного процесса, перечисленных в ст. 478 УПК. Такая жалоба называется апелляционной.

Прокурор обязан опротестовать незаконный или необоснованный приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела.

Принесение жалобы или протеста отодвигает во времени момент вступления приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела в законную силу до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и приостанавливает приведение приговора мирового судьи в исполнение (ч. 1 ст. 485 УПК).

Субъектами апелляционной жалобы в силу ст. 478 УПК являются: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, частный обвинитель и его представитель, потерпевший. Причем гражданский истец и гражданский ответчик, и их представители вправе обжаловать приговор мирового судьи и его постановление в части, относящейся к гражданскому иску. Прокурор обязан опротестовать незаконный или необоснованный приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела в апелляционном порядке.

Институт кассационного обжалования или опротестования является деволютивным, т.е. апелляционные жалобы и протесты рассматриваются вышестоящей судебной инстанцией – единолично судьей районного суда в порядке апелляционного производства, не позднее четырнадцати суток со дня поступления апелляционной жалобы или протеста, но не ранее истечения срока обжалования приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела. Этот срок по уважительной причине может быть продлен по постановлению судьи районного суда, который будет рассматривать дело, но не более чем на десять суток.

С 1 июля 2002 года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Законом РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ и учитывающий все эти нововведения.

Семейное право. Семейное право России отразило все трудности переходного периода. Резкое снижение уровня жизни, обнищание части населения породили появление массы беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. Государство попыталось выправить ситуацию. В интересах детей в декабре 1994 года в Кодекс Законов о браке и семье были внесены изменениям» Размер и порядок оплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли быть, определены родителями путем заключения ими письменного соглашения. Алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на счетах, вложенных в дело. Рост инфляции потребовал установления твердой индексации алиментов, привязанной к минимальному размеру оплаты труда.

В сентябре 1995 года был установлен новый порядок усыновления детей. Допускалось усыновление несовершеннолетних детей без согласия родителей, если они не проживали с ребенком более 1 года. Усыновителями могли стать и одинокие совершеннолетние граждане,

В этот период принимается ряд подзаконных актов, в которых устанавливаются основные направления государственной семейной политики:

1. обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшение бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

2. обеспечение благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

3. улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи в воспитании детей.

Однако в силу экономических факторов многие из этих положений имеют декларативный характер. В декабре 1995 года Государственной Думой был принят Семейный кодекс Российской Федерации.

Новый кодекс состоит из восьми разделов:

1. «Общие положения»;

2. «Заключение и прекращение брака»;

3. «Права и обязанности супругов»;

4. «Права и обязанности родителей и детей»;

5. «Алиментные обязательства членов семьи»;

6. «Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей»;

7. «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»;

8. «Заключительные положения».

Кодекс определяет, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской федерации находятся под защитой государства. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Семейные отношения регулируются на принципах добровольности, брачного союза, равенства мужчины и женщины в семье, приоритете семейного воспитания детей, защите прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Новое семейное законодательство не допускает вмешательство в дела семьи со стороны кого бы то ни было. Впервые в Семейном кодексе появились статьи, посвященные применению к семейным отношениям норм гражданского законодательства (ст. 4 и 5).

В соответствии с ратифицированными Россией международно-правовыми актами, касающимися прав человека. Кодекс провозгласил, что исполнение прав и обязанностей членов семьи не должно нарушать права, свободы и интересы других членов семьи и иных граждан. Новшеством в Кодексе является статья о правах несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Новый Кодекс сократил до одного месяца вместо трех срок между подачей заявления и регистрацией брака. Причем, возможно сокращение этого срока или увеличение (не более чем на месяц). В особых случаях (беременность, рождение ребенка и др.) возможна регистрация брака в день подачи заявления. Следует отметить, что при сохранении прежнего подхода к брачному возрасту (с 18 лет, при наличии уважительных причин – с 16 лет) в виде исключения допускается заключение брака до достижения 16 лет.

Введена новая статья о медицинском обследовании вступающих в брак, результаты обследования составляют медицинскую тайну. Если один из супругов скрыл от другого наличие венерической болезни, или ВИЧ-инфекции, последний имеет право обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. Новый Кодекс значительно упростил процедуру развода. В ряде случаев этот вопрос решается уже не судом, а органами ЗАГСа. В суд передаются лишь спорные имущественные проблемы.

Новый Семейный кодекс установил два режима имущества супругов: законный и договорный. Законный режим имущества подразумевает режим их совместной, то есть нажитой во время брака общей собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ решены вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов. Кодекс различает и понятие собственности каждого супруга – имущество, полученное в дар, в порядке наследования и т.д.

Договорный режим имущества является совершенно новым в российском семейном праве. При этом режиме имущественные права и обязанности супругов определяются брачным договором. Он составляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению. Новеллы появились и в разделе, посвященном правам и обязанностям супругов. Важное место занимают вопросы определения отцовства, предусмотрена возможность использования судом всех самых Современных способов и средств для его установления.

В целом новый Кодекс обновлен на 80%, воплотил в себе не только отечественную практику в области семейного права, но и опыт зарубежного законодательства.

Изменения в него продолжают вноситься - в настоящее время Семейный кодекс Российской Федерации действует с изменениями на-2 января 2000 года.

Основные тенденции развития российского права. С распадом СССР и формированием современной российской государственности естественным образом возникла проблема обновления действующего законодательства.

Период советской власти характеризовался отрицанием «частного» права в угоду общественному и признанием закона как меры политической. Постепенно разделение права на публичное и частное исчезало из советской литературы. Прежний дуализм права находился в тени вплоть до 90-х годов XX века. Затем, в период коренных общественных преобразований, утверждения примата интересов личности и перехода к рыночной экономике происходит постепенное возрождение «частного» права.

Здесь мы становимся свидетелями явного перекоса в расстановке приоритетов. Увлечение отрицанием господствовавших прежде догматов приводит к абсолютизации «личного начала» в обществе и противопоставления его общественным интересам.

В этой связи нелишне напомнить, что мировой опыт знает, к чему может привести подобное увлечение. Так, в США к концу 30-х годов XX века политика «твердого индивидуализма» как режима функционирования государства привела к Великой депрессии. Выход из нее стая возможен только с проведением целого ряда реформ, известных как «новый курс» Рузвельта.

Современное российское право пытается найти баланс интересов отдельных граждан, групп населения, различных слоев, меньшинства и большинства. Происходит постепенная отмена морально, политически и юридически устаревших норм, правовая база приводится в соответствие с новой Конституцией и нормами международного права.

Значительные изменения происходят в области публичного права. Сегодня оно включает в себя следующие отрасли законодательства: конституционное, административное, финансовое (бюджетное и налоговое законодательство), административно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражный процесс, международное право, экологическое. Приведенный перечень, видимо, будет изменяться. Одни отрасли и подотрасли будут дифференцироваться, отпочковываться, другие - объединяться. Возможно, появление новых отраслей права по мере развития новых общественных потребностей. В частности, объектом правового регулирования становится информация, поскольку современное информационное общество характеризуется открытостью и доступностью информации, технологическими системами, «включенностью» в мировые информационные каналы, а неразвитость соответствующих норм права очевидна. В качестве примера можно привести «информационные войны» конца 1999 года, активными участниками которых стали политический обозреватель С.Доренко, мэр Москвы Ю.Лужков, кремлевская администрация и ряд печатных изданий. Право выступает регулятором – процессов сбора информации, использования информации, информационных отношений в целом. Таким образом, формирование в нашей стране информационного законодательства является настоятельной необходимостью.

Коренные изменения общественных отношений последних лет потребовали обновления содержания всей российской правовой системы. Во многом они получили свое отражение в принятом Гражданском кодексе 1994 года. Однако далеко не все актуальные вопросы современной жизни имеют правовое обеспечение.

Судьба действующего ГК ярко иллюстрирует, с каким трудом старый уклад нашей жизни сдает свои позиции. Как известно, этот Кодекс вступал в силу по частям, а с 1994 года была заморожена его 17-я статья, регламентирующая права собственности граждан на земли, находящиеся в обороте.

Даже к началу 2001 года продолжали действовать сотни нормативных актов, регулирующих поземельные отношения принятых еще в СССР (некоторые из них были приняты еще в 1926). Они давно устарели, но их никто и не отменял. Нерешенный земельный вопрос затруднял подъем промышленности, делал инвестиции рискованными. Лишь в конце января 2001 года Государственная Дума наконец-то приняла 17-го главу в первом чтении. Таким образом, «процесс пошел». Летом депутаты Государственной Думы приступили к рассмотрению проекта Земельного кодекса. Его обсуждение было настолько сложным и эмоциональным, что депутаты даже подрались.

Наконец, Законом РФ №136-ФЗ от 25 октября 2001 года был принят Земельный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы землеустройства, государственного контроля за использованием земли, регистрации прав на объекты недвижимости и т. д. Он вступил в действие немедленно, 30 октября 2001 года.

С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ.

Налоговое право в настоящее время регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Часть первая Налогового кодекса действует с 1 января 1999 года (с изменениями на 29 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 31 июля 1998 года №147-ФЗ; часть вторая действует с 1 января 2001 года (с изменениями на 31 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 05 августа 2000 года №117-ФЗ.

На повестке дня стоит принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, отмыванием «грязных денег», государственной защите свидетелей и т.д.

Следует отметить, что в последние годы появилась масса новых источников права, возникли новые правовые нормы и институты. Возникла очевидная необходимость укрупнения нормативных актов, действующих в соответствующих отраслях экономики, и устранения различных пробелов и коллизий в законодательстве. По сведениям Государственно-правового управления при Президенте РФ, ежегодно принимается 35 тыс. нормативных актов только федерального уровня. Это затрудняет их применение правоприменительными органами. Становится очевидной необходимость подготовки Свода Законов Российской Федерации. Этими причинами объясняется принятие в феврале 1998 года Указа Президента Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода Законов Российской Федерации». Министерство юстиции и федеральные органы исполнительной власти получили задачу приступить к систематизации действующих федеральных законов и нормативных актов.

Следующим шагом в направлении унификации законодательства, ориентированного на развитие рыночных отношений, стало осознание необходимости созданий единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Создание такой системы.позволило бы усилить борьбу с криминальными явлениями на рынке недвижимости, способствовало бы образованию реальной картины объема и тенденций, прогнозированию ситуаций в этой области. Проведена большая работа по подготовке целого ряда проектов законов, которые позволят государству, навести здесь должный порядок. В рамках реформирования правовой системы предполагается введение Единого государственного реестра прав и выдачи информации, создание, которого уже началось.

Серьезной проблемой последних лет стало повсеместное, нарушение принципа верховенства Конституций и федеральных законов; отсутствие механизма ответственности высших должностных лиц субъектов за несоблюдение основных государственных законов, несоответствие нормативных актов, принимаемых субъектами, федеральным законам, неисполнение субъектами решений Конституционного Суда, отсутствие механизма защиты основ конституционного строя, противоречивость самого российского законодательства. Важным шагом в решении этих проблем стал Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Указ преследует две основные цели: устранение противоречий между региональными и федеральными законами и создание единого правового поля в государстве.

Во исполнение этого Указа 29 ноября 2000 года было принято Постановление Правительства РФ №904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Положение определило порядок ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов федерации федерального регистра нормативных правовых актов. Федеральный регистр ведется «в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями».

В федеральный регистр, в соответствии с Положением, включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной власти и нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти (администраций, мэрий, министерств и пр.), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер.

Важно отметить принципиальное нововведение – федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции РФ. Очевидно, можно говорить о начале «электронной систематизации» права.

Вполне закономерно ставится вопрос о путях развития муниципального права. Сама идея «самоуправления» в России имеет глубокие корни и традиции и потому в новых условиях может быть очень перспективной. В Конституции РФ и федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления определены лишь основные его признаки. Развитие самоуправления неизбежно потребует нового уровня административно-правового регулирования. Движение в этом направлении уже началось. Так, в последние годы рядом субъектов федерации заключены договоры с центром о разграничении сфер влияния. В соответствии с ними усиливаются полномочия региональных властей в решении местных вопросов. Однако задержка и несогласованное принятие законов сдерживает процесс. Учитывая, что производственное и территориальное управление весьма перспективно, можно сделать вывод, что вертикаль самоуправления будет опускаться все ниже и иметь тенденцию к расширению.

Таким образом, современное право России находится в сложном периоде своего становления. Идет Непростая работа по обновлению всего законодательства, создается нормативно-правовая база совершенно новым общественным отношениям. От результатов этой работы зависит успех развития и общества, и государства.

Date: 2015-05-19; view: 2283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию