Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национально-государственное устройство и политический режим
Стремление союзных республик выйти из состава СССР или в лучшем случае освободиться от его диктата заставило партию и высшие органы государственной власти и управления СССР интенсивно искать пути сохранения Союза ССР. Поиск этих путей обнаружил явное непонимание ими сложившейся ситуации и неспособность управлять сферой национально-федеративных отношений. XIX всесоюзная партконференция была настроена весьма оптимистично и полагала возможным существенно демократизировать взаимоотношения между Союзом ССР и национально-государственными образованиями путем ускорения развития экономики всех регионов и единого общесоюзного рынка. В конечном итоге должен был «сохраниться Союз ССР как динамичное многонациональное государство и одновременно проведена линия на укрепление суверенитета союзных республик». Принятая сентябрьским (1989) Пленумом ЦК КПСС Платформа «Национальная политика партии в современных условиях» продолжила линию партконференции и исходила из принципа: без сильного союза нет сильных республик, без сильных республик нет сильного союза. Но партийные установки уже не имели решающего значения и, процесс развития федеративных отношений в СССР пошел в прямо противоположном направлении. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия не желали больше оставаться в составе СССР и принимали действенные меры к образованию независимых, суверенных государств. О своем суверенитете, но в составе СССР объявили и остальные союзные республики. 20 ноября 1990 г. Россия и Украина признали суверенитет друг друга, подписав между собой договор об экономическом и культурном сотрудничестве. 23 ноября аналогичный договор был подписан между Россией и Казахстаном. С учетом сложившихся реалий, после долгих согласований и обсуждений 23 июля 1991 г. высшие должностные лица девяти союзных республик: России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Азербайджана подписали Договор о союзе суверенных государств. Договором предусматривалось сохранение Союза ССР как федеративного государства, образованного в результате объединения равноправных суверенных республик. Менялось лишь название государства. Союз Советских Социалистической Республик становился Союзом Советских Суверенных Республик. Однако совокупность прав, которыми Договор наделял республики, были характерны больше для конфедерации, нежели для федерации. Компромисс между Союзом ССР и республиками завершился полной победой республик. Республики теперь обладали полнотой политической власти и могли решать все вопросы внутренней и внешней политики, выступать в качестве самостоятельного субъекта международного сообщества. Каждая республика могла устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций. Республики самостоятельно определяли свой государственный язык (языки). Русский язык в СССР признавался лишь языком межнационального общения. Союз ССР не настаивал на его прежнем статусе государственного языка. Союз сохранял свое значение как самостоятельное государство в двух сферах: военном деле и экономике. Именно СССР поручалось защищать суверенитет и территориальную целостность входящих в него субъектов, обеспечивать государственную безопасность, устанавливать режим и охрану государственной границы, координировать деятельность органов государственной безопасности республик и руководить ею. В области экономики Союз ССР должен был совместно с республиками определять социально-экономическое развитие Союза и создавать условия для формирования общесоюзного рынка, проводить единую кредитную, денежную, налоговую, страховую и ценовую политику. Задачам развития экономики республик подчинялась и значительная часть полномочий, отнесенных к ведению СССР и республик, в том числе разработка единой политики и баланса в области топливно-энергетических ресурсов, управление энергетической системой страны, транспортом, установление основ природопользования и охраны окружающей природной среды, определение основ социальной политики, организация фундаментальных научных исследований и стимулирование научно-технического прогресса. С сокращением предметов ведения СССР сужалась и его законотворческая деятельность. Он мог принимать законы только по вопросам собственного ведения, которые были четко определены относительно исключительной компетенции СССР. Предметы же его совместной деятельности с республиками в Договоре были изложены весьма неопределенно. Весьма туманно говорилось о том, что «вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются органами власти и управления Союза и образующих его государств путем согласования, специальных соглашений, принятия основ законодательства Союза и республик и соответствующих им республиканских законов». Но кто и какие вопросы может разрешать путем согласования, специальных соглашений и в форме Основ законодательства. Договор умалчивает. Неясны были и процедуры принятия решений путем их согласования и специальных соглашений. Будет ли достаточным для принятия такого соглашения согласия большинства республик или требуется обязательное согласие всех субъектов Союза? И как быть с той республикой, которая не подписала решение, согласованное с остальными республиками? Договор не предусматривал механизма обязательного исполнения союзных законов и иных нормативно-правовых актов. Наоборот, устанавливалось правило, согласно которому законы республик обладают верховенством на ее территории по всем вопросам помимо отнесенных к ведению Союза ССР. Итак, Договор отдает приоритет республиканским законам перед союзными, закрепляет сложившиеся положение, когда республики отказывались выполнять общесоюзные акты под тем предлогом, что они противоречат республиканскому законодательству. Но именно такое соотношение союзного законодательства и законодательства субъектов Союза характеризует конфедерацию, а не федерацию. Договор предусматривает и характерный для конфедерации способ формирования Совета Республик — одной из палат Верховного Совета СССР. Согласно ст. 13 Договора, эта палата формируется из представителей республик, делегируемых высшими органами власти. Незначительными полномочиями наделяется Президент СССР. Полномочия же кабинета министров и вовсе Договором не были определены. Словом, Договор полно и последовательно воплощал интересы республик, не желавших иметь над собой никакого диктата, никаких иных стоящих над ними органов. Союзные органы, не обладающие реальной властью по экономическим, социальным и иным вопросам внутренней политики, могли оставаться лишь в качестве декоративного прикрытия недееспособного государственного образования. Подписание Договора полномочными делегациями республик привело к фактическому распаду Союза ССР. В ходе перестройки был установлен наиболее благоприятный политический режим, соединивший в себе органично лучшие достижения социалистической и буржуазной демократии. Граждане СССР по-прежнему обладали правами, которые предоставило только социалистическое государство, это: 1. право на образование, обеспечиваемое бесплатностью всех видов обучения, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования; 2. право на охрану здоровья, обеспечиваемое бесплатной медицинской помощью, развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; 3. право на получение бесплатного жилища из государственного или общественного жилищного фонда; 4. право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, реализуемое за счет социального страхования; 5. право на участие в управлении государственными и общественными делами, обеспечиваемое возможностью избирать и быть избранными в представительные органы государства, принимать участие в работе государственных органов и общественных организаций, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Конституционные права советских граждан были существенно расширены и дополнены политическими и экономическими правами, которые характеризуют суть буржуазной демократии и составляют предмет ее особой гордости. Советское государство, последовательно проводя принципы гласности и свободы критики, создало надежные гарантии свободы слова и мысли, возможности публично выражать свое мнение. Граждане СССР могли критиковать советское государство, его органы и КПСС, должностных лиц не только в узком семейном кругу, но и в прессе, на митингах, в ходе забастовок, в обращениях и письмах в государственные органы. В стране были разрешены и другие формы политической свободы, допускаемые буржуазной демократией, в том числе: 1. право на участие в митингах, шествиях, демонстрациях, проводимых не только в поддержку тех или иных мероприятиях государства, но и с целью выражения негативного к нему отношения, защиты прав и свобод граждан; 2. право на участие в деятельности политических партий, массовых движений, в том числе и народных фронтов, профессиональных союзах и других общественных объединениях. Законом СССР «Об общественных объединениях», принятым Верховным Советом СССР 9 октября 1990 г., разрешалось создавать общественные объединения по инициативе не менее 10 граждан. К моменту издания закона в СССР фактически были образованы и действовали политические партии, народные фронты и другие массовые движения, стоящие в оппозиции к КПСС и советскому государству; 3. использование демократических институтов в ходе выборов народных депутатов. Гражданам и их общественным объединениям было предоставлено право свободно, по своему усмотрению выдвигать кандидатов в народные депутаты, проводить предвыборную агитацию и свободно решать вопрос об участии в голосовании в день выборов. Обязанность избирателей участвовать в голосовании, которую негласно установило советское государство, была отменена. К концу 80-х гг. существенно расширилась и экономическая свобода граждан СССР. Им было разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, образовывать малые предприятия и кооперативы, арендовать имущество государственных предприятий, иметь в частной собственности средства производства и извлекать доходы от предпринимательской деятельности. Законом «О собственности в СССР», принятым Верховным Советом СССР 6 марта 1990 г., разрешалось семье и другим лицам иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, машины, оборудование, сырье и другое имущество, необходимое для самостоятельного ведения хозяйства. Дополнительные права в экономической сфере были предоставлены Законом «Об общих началах предпринимательской деятельности в СССР», принятым Верховным Советом СССР 4 апреля 1991 г. Закон разрешал гражданам-предпринимателям создавать любые виды предприятий, организаций, в рамках действующего законодательства, приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий, иное имущество, иметь наемных работников, устанавливать цены и тарифы, свободно распоряжаться полученной прибылью. Таким образом, на своем закате государство разрешило гражданам заниматься деятельностью, с которой оно решительно и бескомпромиссно боролось на протяжении семидесяти с лишним лет, безжалостно вытравляло не только из реальной жизни, но и из сознания людей. Частнопредпринимательская деятельность создавала предпосылки для другого нежелательного для государства явления – расслоения общества на богатых, средние слои и бедных, проживающих у черты или за чертой бедности. Однако если появление «новых русских» было еще делом времени, то обострение дефицита необходимых населению товаров проявилось достаточно быстро. Потеря контроля за мерой труда и потребления привела к экономически необоснованному росту денежных доходов населения. К концу 1990 г. остаток наличных денег у населения возрос почти на 20 миллиардов рублей и всего составил около 200 миллиардов рублей. Покупательный спрос не удовлетворялся практически на все товары. Всемерно расширяя права и свободы граждан, государство и партия принимали действенные меры по укреплению гарантий конституционных прав и свобод граждан, по созданию реальных условий для защиты гражданами своих прав от произвола должностных лиц и государственных органов. Действенной преградой на пути актов, ущемляющих конституционные законные права и свободы граждан стал Комитет конституционного надзора СССР, который, в частности, принял заключения о неконституционности норм, ограничивающих права покупателей, а также нормативных актов, устанавливающих внесудебный порядок рассмотрения трудовых споров, необоснованные ограничения в прописке граждан. Принципиально важным в деле укрепления законности является заключение Комитета о необходимости обязательного опубликования нормативных актов, устанавливающих права, свободы и обязанности граждан. В противном случае такие акты теряют свою силу и ими нельзя будет руководствоваться при рассмотрении жалоб и заявлений граждан. Всеобщим и действенным становится общественный контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц после принятия Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г. Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». Благодаря новым, не связанным с государственными структурами изданиям становятся достоянием широкой общественности многие негативные явления, о которых ранее умалчивала послушная официальная пресса. Значительно расширились возможности трудящихся в деле защиты трудовых прав, социально-экономических условий труда и быта благодаря легализации забастовок и установления порядка их проведения. Граждане получили также право обжаловать в суд действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона или превышением полномочий и ущемляющие права граждан. Предоставив широкие права и свободы гражданам, установив действенные гарантии их реализации советское государство лишилось привычных для него административно-командных методов, а новых методов освоить не смогло. Так и не нашло оно действенных способов преодоления кризиса в экономике и национально-федеративных отношениях и вынуждено было уступить дорогу своим восприемникам. Date: 2015-05-19; view: 915; Нарушение авторских прав |