Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственный аппарат Российской Федерации
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет следующую систему государственных органов: 1. глава государства – Президент Российской Федерации; 2. представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание; 3. Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти; 4. органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации; 5. система судов, призванных осуществлять правосудие в Российской Федерации; Прокуратура Российской Федерации. В систему органов государства входят также органы внутренних дел, государственной безопасности и армия. Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов государственной власти не входят. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и судебные органы действуют в пределах своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и принимаемыми в ее развитие конституционными законами, не подменяют друг друга, устанавливая взаимный контроль с помощью разного рода сдержек и противовесов. Таким образом, в Российской Федерации полностью преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, основанный на полновластии Советов народных депутатов, осуществляющих одновременно функции законодательной и исполнительной властей. По Конституции СССР Советам были подконтрольны и подотчетные все другие государственные органы, хотя в действительности, как это свидетельствует вся история советского государства. Советы никогда реальным полновластием не обладали. Именно это обстоятельство и явилось главным аргументом для упразднения деятельности советов всех уровней и замены их представительными органами, действующими на принципах современной буржуазной демократии. Как глава государства Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Вся деятельность Президента, в какой бы сфере она ни проявлялась, в конечном счете, направлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должностное лицо не нарушали бы Конституции, не принимали противоречащих ей актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина. В число других первостепенных задач, решаемых Президентом Российской Федерации, входит охрана суверенитета Российской Федерации, обеспечение согласованных действий органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики, представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщих, равных, прямых выборов и при тайном голосовании сроком па четыре года. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Полномочия Президента ограничиваются истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Одновременно Конституция Российской Федерации предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента по трем основаниям: по инициативе самого Президента; 1. в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадлежащие ему полномочия; 2. по инициативе Федерального Собрания – в случае принятия им решения об отрешении Президента от должности. Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть, принимает федеральные законы, а также решает иные вопросы, отнесенные Конституцией к компетенции представительных органов государственной власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Наличие двух палат обусловлено многонациональным составом Российской Федерации. При этом Государственная Дума представляет и выражает интересы страны в целом. В Государственной Думе работает 450 депутатов, избранных населением в ходе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Совет Федерации состоит из 178 членов. В эту палату Федерального Собрания входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Образованный подобным образом Совет Федерации призван выражать интересы субъектов Российской Федерации. Палаты заседают раздельно и наделяются равными полномочиями. Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. Именно она подготавливает по своей инициативе проекты федеральных законов, а также рассматривает проекты федеральных законов, поступившие от Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Правительства Российской Федерации и иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат одобрению Советом Федерации. Последний в течение 14 дней после поступления на рассмотрение должен одобрить закон или отклонить его. По значительной части законов Совет Федерации может воздержаться от рассмотрения, что равнозначно их одобрению. Однако Совет Федерации обязан рассмотреть и принять решение по федеральным законам, регулирующим отношения в сфере федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования и некоторым другим вопросам. Важнейшим направлением деятельности Государственной Думы и Совета Федерации является назначение на должности и освобождение от должностей руководителей ряда федеральных органов государства, в том числе Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя счетной палаты и ее аудиторов, Генерального прокурора Российской Федерации и др. Государственная Дума также дает согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации и решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы избираются населением в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании сроком на четыре года. Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом Российской Федерации. Конституция устанавливает два основания ее роспуска: 1. несогласие Президента с постановлением Государственной Думы о недоверии Правительству; 2. несогласие Государственной Думы с Президентом по поводу представляемых им кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации. Роспуск Президентом Государственной Думы является одной из действенных мер преодоления разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Президент как бы просит народ выступить арбитром в этом конфликте: либо проголосовать за прежний состав Государственной Думы, либо избрать новый, более работоспособный. Совет Федерации состоит из руководителей представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Названные лица являются членами Совета Федерации на весь период нахождения ими на данных должностях. Роспуск Совета Федерации Конституцией РФ не предусматривается. Основные задачи Правительства РФ как органа исполнительной власти сводятся к управлению экономикой, организации исполнения федеральных законов и контролю за деятельностью всех органов исполнительной власти. В частности, Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает политику, осуществляет управление государственной собственностью, оснащает Вооруженные Силы оружием и военной техникой, обеспечивает охрану общественного порядка. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Эта процедура проводится в трех случаях: 1. после вступления в должность вновь избранного Президента; 2. после отставки Правительства; 3. после отставки Председателя Правительства по собственному желанию, по болезни и другим причинам. Конституция не требует от кандидата на пост Председателя Правительства Российской Федерации представления на рассмотрение Государственной Думы развернутой программы деятельности Правительства. Государственная Дума не обладает правом контроля за деятельностью исполнительной власти. Однако без развернутого изложения деятельности Правительства ей достаточно трудно решить вопрос о том, насколько представленный Президентом кандидат сможет справиться с предстоящей работой. Поэтому вопреки Конституции РФ сохраняется практика изложения докладов о деятельности Правительства на заседании Государственной Думы при получении ее согласия на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства Российской Федерации после назначения представляет Президенту Российской Федерации свои предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. перечень центральных органов федеральной исполнительной власти, подведомственных Правительству Российской Федерации. Председатель также предлагает Президенту кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. В аналогичном порядке представляются и кандидатуры на должности руководителей иных федеральных органов исполнительной власти. Окончательное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Президент Российской Федерации. Инициатива отставки Правительства может исходить от Президента Российской Федерации, самого Правительства, Государственной Думы. Правительство уходит в отставку в полном составе. Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроизводства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный. Суд Российской Федерации. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации. Конституция устанавливает три обязательных требования к кандидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Однако федеральными законами могут устанавлр1ваться и иные требования к судьям судов Российской Федерации. В частности, судьей Конституционного Суда Российской Федерации может стать квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической специальности не менее 15 лет. Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией принципы: 1. независимость судей и их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральным законам; 2. несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полномочий; 3. неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом. Последовательное проведение принципа разделения властей Конституцией РФ предполагает создание реальных условий для того, чтобы судебная власть, в том числе и все судьи, были действительно независимы от законодательной и исполнительной властей. Конституция делает решительный шаг в этом направлении, закрепив принцип несменяемости судей. Этот принцип означает, во-первых, отсутствие ограничения полномочий судьи каким-либо сроком за отдельными исключениями, установленными федеральным законом, во-вторых, невозможность приостановить или прекратить полномочия судьи иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом, и, в-третьих, судья не подлежит без его (судьи) согласия переводу на другую должность или в другой суд. Судебная система Российской Федерации существенно отличается от аналогичной системы СССР. Во-первых, действует Конституционный Суд РФ, основная задача которого сводится к разрешению по запросам компетентных органов и должностных лиц дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций республик, уставов и некоторых других нормативно-правовых актов. Конституционный Суд РФ разрешает также споры о компетенции между органами государственной власти, проверяет конституционность законов, применяемых при рассмотрении конкретного судебного дела, и осуществляет толкование Конституции РФ. Законы, иные нормативно-правовые акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом РФ, а международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению. Во-вторых, с 1 октября 1991 г. в РСФСР были упразднены органы государственного и ведомственного арбитража. Их заменила система арбитражных судов Российской Федерации в составе: Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов, федеральных арбитражных судов, действующих на территории субъектов Федерации. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам между организациями и гражданами-предпринимателями. Арбитражным судам подведомственны также дела о признании недействительными актов государственных и иных органов, принятых с нарушением действующего законодательства. В систему органов прокуратуры Российской Федерации входят: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, иные территориальные прокуратуры, военная прокуратура. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов, органы прокуратуры обеспечивают единство законности в Российской Федерации и привлекают виновных к ответственности. На иных принципах образуется и действует система органов государственной власти субъектов Федерации по сравнению с органами власти автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, действовавшими в СССР. Если Конституция СССР закрепляла систему этих органов и основу их компетенции, то действующая Конституция РФ наделяет субъектов Федерации правом самостоятельно определять систему органов государственной власти с учетом политической и правовой культуры, национальных и исторических традиций и других местных условий. В настоящее время в субъектах Федерации действуют такие представительные органы, как Народный Хурал, Верховный Хурал, Законодательное собрание, Областная Дума и др. Отсутствует единообразие и в названии должности руководителя исполнительной власти (мэр, глава администрации, губернатор, президент и др.). Все представительные органы субъектов Российской Федерации могут принимать и принимают законы. Не существует жесткой системы подчинения органов исполнительной власти субъектов Федерации соответствующим федеральным органам. Вне пределов полномочий Федерации органы исполнительной власти ее субъектов осуществляют свои полномочия самостоятельно, без какого-либо вмешательства федеральных органов. Дальнейшее усиление самостоятельности субъектов Российской Федерации, закрепленное Конституцией РФ, создает реальные предпосылки для создания такого управления территориями, которое бы позволяло максимально полно учитывать их географические, национальные, исторические и иные местные условия. В Российской Федерации государственная безопасность обеспечивается Федеральной службой безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации. Органы Федеральной службы безопасности состоят из Федеральной службы безопасности РФ, ее управлений (отделов) по отдельным регионам и субъектам Федерации и органов безопасности в Вооруженных Силах РФ. Органы государственной безопасности ведут борьбу с преступностью, выявляют, предупреждают и пресекают разведывательную и иную деятельность спецслужб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется Службой внешней разведки РФ, органом внешней разведки Министерства обороны РФ и др. Для обороны страны от агрессии в Российской Федерации создаются и действуют Вооруженные Силы, которые состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ. Общее руководство Вооруженными силами осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, а непосредственное руководство – Министр обороны РФ. Основным органом оперативного управления войсками и флотами является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Через штабы осуществляется и управление отдельными видами Вооруженных Сил. Таким образом, процесс слома советской государственной системы в настоящее время успешно завершен. В Российской Федерации действует новая система органов государства на принципах и методах, реализуемых современными западными государствами. Россия предпринимает еще одну попытку с помощью государства и его органов приобщиться к ценностям развитых демократических государств и обеспечить населению России надлежащее качество жизни. Date: 2015-05-19; view: 902; Нарушение авторских прав |