Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма государства Российской Федерации





Российская Федерация представляет собой демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, основанное, однако, на иных конституционных прин­ципах и демократических ценностях, нежели Советский Союз.

Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъек­тов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерально­го значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В на­стоящее время на территории России проживает более 140 наро­дов, объединившихся в многонациональный народ Российской Федерации.

В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государст­венной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равно­правие и самоопределение народов России.

Государственная целостность и единство системы государствен­ной власти в Российской Федерации выражается в наличии еди­ных федеральных органов законодательной, исполнительной и су­дебной ветвей власти, действии Федерального законодательства и иных федеральных актов на всей территории Российской Федера­ции, едином государственном строе субъектов Федерации. Все они, как и федеральные органы Российской Федерации, проводят прин­ципы республиканской формы правления, обеспечивают последо­вательный демократизм в отношениях между органами государст­ва и населением. Каждый субъект, самостоятельно определяя сис­тему органов государственной власти, учитывает Конституцию РФ и общие принципы организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, установленных Феде­ральным законом. При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации об­разуют единую систему исполнительной власти в Российской Фе­дерации.

Конституция РФ исчерпывающим образом устанавливает пред­меты ведения Российской Федерации и ее субъектов. В Конститу­ции закреплен перечень вопросов, отнесенных к ведению Россий­ской Федерации, а также дается полный перечень вопросов, реша­емых Российской Федерацией совместно с ее субъектами.

К исключительному ведению Российской Федерации отнесены все те вопросы, решение которых является необходимым для установления или защиты суверенитета страны либо требует единооб­разного решения на всей территории России:

1. защита Конститу­ции и федеральных законов;

2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3. правовые вопросы создания еди­ной общенациональной экономики и рынка;

4. основы федераль­ной политики и федеральных программ в области государственно­го, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ;

5. полномочия, связанные с обороной и внешней политикой;

6. отрасли законодательства, призванные обеспечи­вать равенство всех граждан независимо от места их проживания, национальности и иных обстоятельств. Это судоустройство, проку­ратура, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское, гражданско-процессуальное и некоторые другие отрасли законода­тельства.

Весьма широк круг вопросов, отнесенных к совместному веде­нию Российской Федерации и ее субъектов. В этот перечень входят вопросы, которые надлежит решать единообразно на всей террито­рии России. Одновременно разрешается субъектам РФ дополнять, развивать федеральные законы и иные нормативно-правовые акты применительно к специфике отдельных регионов с учетом их исто­рических, национальных и иных особенностей.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся следующие вопросы:

1. обеспечение соответствия конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ и федераль­ным законам, установление общих принципов налогообложения и др.;

2. защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.;

3. вопросы разграничения государственной собственности, вла­дения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другим природными ресурсами, а также природопользования, ох­раны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

4. отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных ус­ловий, традиций и обычаев отдельного региона;

5. отрасли права: административное, административно-процес­суальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;


6. координация международных и внешнеэкономических свя­зей субъектов Российской Федерации, выполнение международ­ных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня преде­лов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что пере­числить их надлежащим образом достаточно трудно. Все что не указано в вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исключительного ведения субъектов Федерации.

Таким образом, Конституция РФ позволяет достаточно точно определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, что, однако, не исключает возможности возникновения каких-либо споров. Для их разрешения могут быть использованы согла­сительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Прези­дент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия и, наоборот, передачи органа­ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам.

Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа являются равноправны­ми субъектами Российской Федерации. Это означает, что респуб­лика не имеет каких-либо преимуществ перед краем, областью, а эти последние перед автономным округом или автономной облас­тью. Различие наблюдается лишь в формах нормативных актов, которыми закрепляется статус субъектов Федерации.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конститу­цией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными представительными органами названных субъектов Федерации. Кроме того, по представлению законодательных и исполнитель­ных органов автономной области или автономного округа Государ­ственная Дума может принять специальный федеральный законобавтономной области или автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регули­роваться договорами, заключаемыми между органами государст­венной власти автономного округа и соответствующими органами государственной власти края или области.

Конституция предусматривает возможность принятия в Рос­сийскую Федерацию новых субъектов, а также изменения статуса субъектов, входящих в состав Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом. Изменение статуса можно рассматривать как преобразование республи­ки в край, область и наоборот. При этом субъект может получить и другое наименование. Однако право выхода субъектов из состава Российской Федерации Конституция не предусматривает.

Новая Конституция РФ определила политический режим стра­ны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права.


Система этих прав и свобод вы­глядит следующим образом:

1. личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свобо­ду и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, теле­графных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

2. свободы человека и гражданина: право на свободу передви­жения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;

3. права гражданина на управление делами общества: право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, или от­правлении правосудия, право подачи заявлений индивидуальных или коллективных;

4. социально-экономические права: право частной собственнос­ти, в том числе и на землю, право на труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;

5. социально-культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;

6. юридические гарантии прав и свобод личности и граждани­на – гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод; право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями;

7. юридические гарантии личности от уголовного преследова­ния: презумпция невиновности, запрет на использование доказа­тельств, добытых с нарушением закона, и др.

Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией, от ранее действовавшей, состоит не столько в сово­купности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. В частности, утрачены формы и способы участия населения в делах государства, характерные для социалистического общества, а также значитель­но снизился уровень гарантированности социально-экономичес­ких, культурных прав граждан, реализация которых связана с материальными затратами государства.

Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутст­вует глава, посвященная основам избирательной системы в Рос­сийской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не опре­делен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни число голосов, необходимых для принятия позитивного реше­ния по вопросу, вынесенному на референдум.

Конституционное умолчание относительно основополагающих вопросов реального народовластия позволило убрать из государст­венно-правовой практики такие действенные формы участия наро­да в управлении делами государства, как регулярные отчеты депу­татов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдав­ших доверия своих избирателей. Конституция также лишила народ права вносить проекты федеральных законов через феде­ральные общественные организации и политические партии. Народ лишен и возможности действенно влиять на процесс досроч­ного прекращения полномочий федеральных органов, должност­ных лиц.


Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О рефе­рендуме в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 7 июля 1995 г., на референдум не могут выноситься вопросы досрочного прекращения срока полномочий Президента РФ, Сове­та Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента и Государственной Думы или до­срочного формирования Совет Федерации.

В два раза повышена квота голосов, необходимая для постанов­ки перед Президентом РФ вопроса о проведении референдума. Если по отмененному закону о референдуме Российской Федера­ции для такой акции было достаточно одного миллиона подписей граждан то по действующему федеральному закону требуется не менее двух миллионов голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Таким образом по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации выражается в его праве избрать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных лиц от волеизъявления населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву.

В современных условиях все материальное благополучие человек должен создать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обще­стве далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить себе материальное благополучие и достойную жизнь. Поэтому Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества.

В числе этих мер предусматривается:

1. борьба с безработицей;

2. установление минимального размера оплаты труда;

3. гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образования в государ­ственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатности высше­го образования;

4. обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохране­ния;

5. сохранение бесплатного пользования библиотечными фон­дами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картин­ных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Особое значение в современных условиях имеет государствен­ная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не спо­собны трудиться.

И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В услови­ях продолжающегося экономического кризиса социальная поли­тика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и не удерживает значительную часть населения даже у черты бед­ности.

Как показывают исследования Госкомстата России, бедность значительно помолодела и переместилась в город. Из 50 тыс. семей, ежегодно обследуемых Госкомстатом, оказалось, что 64 % наименее обеспеченных семей проживает в городе и 36 % – на селе. До 1993 г. картина была принципиально иной: 67 % мало­обеспеченных семей проживали на селе и 33 % – в городе. Статис­тические органы не ведут учета численности людей, «получающих унизительно низкую заработную плату». Однако по расчетам эко­номистов число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10-15 млн. человек.

Имеются значительные недостатки в реализации и других на­правлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убе­дительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная эко­логическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода нега­тивно влияют и на возможности государства проводить надлежа­щую социальную политику. Лишь полное оздоровление экономи­ки России является необходимым условием и действенной гарантией достойной жизни и свободного развития человека, как это предписывается Конституцией.







Date: 2015-05-19; view: 721; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию