Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательство СССР
Законодательство Союза ССР периода перестройки можно подразделить па два этапа. Первый охватывает 1985-1989 гг., когда вновь принятое законодательство ограничивалось совершенствованием действующей системы права, устранением пробелов, устаревших либо противоречивых норм. Основ законодательства и иных актов, принципиальным образом меняющих нормативно-правовое регулирование той или иной отрасли права, не принималось. Наиболее значительные изменения были внесены законами СССР, предусматривающими учреждение Съезда народных депутатов СССР и изменение системы органов государственной власти и управления СССР и союзных республик, демократизацию выборов народных депутатов СССР, а также дальнейшее расширение прав предприятий и усиление кооперативного движения в СССР. На втором этапе длительностью два года (1990-1991) принимались акты, направленные на проведение мер, осуществляемых в соответствии с решениями XIX всесоюзной партконференции по реформированию всех сфер общества. Основу таких актов составили законы, принятые Верховным Советом СССР как постоянно действующим законодательным органом. Всего им за два года работы принято более ста законов СССР, значительная часть которых была направлена на проведение правовой реформы, создание правового государства и рыночных отношений. Можно выделить четыре основных направления, по которым осуществлялась законотворческая деятельность Верховного Совета СССР: 1. законы, связанные с проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям; 2. законы, направленные на реализацию политических прав и свобод граждан СССР; 3. законы, регулирующие деятельность высших органов государственной власти и управления СССР и органов местного самоуправления; 4. законы по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов. Первые весьма робкие шаги к рыночной экономике советское государство сделало в 1990 г. 4 июня 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предприятиях в СССР», преследовавший цели обеспечения самостоятельности предприятий в рамках социалистических общественных отношений. Основной упор был сделан па сохранение государственных предприятий и развитие кооперативов, основанных на общественной и тем самым социалистической форме собственности. В личной собственности граждан могло находиться только семейное, малое предприятие,не применяющее наемного труда. Государственные предприятия наконец-тоосвобождались отопеки министерств и иных органов управления. Предоставив предприятиям самостоятельность, государство старалось по возможности отдалить срок этой меры. В постановлении о порядке введения закона в действие специально оговаривалось, что свобода выбора предмета договора, определения обязательств и иных условий хозяйственных взаимоотношений государственным предприятиям может быть предоставлена только через 2,5 года после принятия Закона. Курс реформаторства и либерализации хозяйственной деятельности не миновал и сельское хозяйство. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г., разрешили гражданам СССР вести крестьянские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Земли для крестьянских хозяйств предоставлялись в аренду или пожизненное наследуемое владение в пределах норм, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик. Специально оговаривалось, что земля должна обрабатываться преимущественно личным трудом членов крестьянского хозяйства без применения наемного труда. Следовательно, и в области сельского хозяйства советское государство надеялось сохранить социалистические общественные отношения и не допустить эксплуатации чужого труда. В наивности своих желаний создать рынок и одновременно сохранить в девственной чистоте социалистические производственные отношения, не загрязнить их таким пороком, как эксплуатация наемного труда, советское государство убедилось достаточно быстро. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», принятый Верховным Советом СССР 2 апреля 1991 г., уже разрешал предпринимательскую деятельность граждан, как без применения наемного труда, так и с его применением. Предпринимателям, т.е. гражданам СССР и иностранцам разрешалось осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. В процессе предпринимательства разрешалось создавать любые виды предприятий, разрешенных действующим законодательством. Государство снимало и контроль за доходами предприятий, разрешив им получать любой, не ограниченный по размеру личный доход. Продолжая курс партии и государства на развитие рыночных отношений, Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., сняли большую часть ограничений, сковывающих частную инициативу. Гражданам разрешалось иметь на правах частной собственности не только мелкое предприятие, но и любое иное предприятие, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли и иной предпринимательской деятельности. Снимались ограничения не только с личных доходов предпринимателя, но и находящихся в его собственности средств производства, транспорта и иного имущества. Достаточно весомым оказался блок законов СССР, принятых Верховным Советом СССР в целях гарантированности действия политических прав и свобод граждан СССР. Это, в частности, законы о печати и других средствах массовой информации, об общественных объединениях, о правах профсоюзов, о свободе совести и религиозных организациях, о гражданстве СССР. Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г. разрешал гражданам беспрепятственно по своей инициативе создавать любые партии, общественные организации, движения, фонды для участия в управлении государственными и общественными делами, защиты их политических, социально-экономических, личных прав и свобод, осуществления иной, не запрещенной законом деятельности. Устанавливался запрет на создание и деятельность общественных объединений с целью насильственного свержения или изменения конституционного строя, нарушения единства территории СССР, союзных и автономных республик, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания социальной, национальной и религиозной розни, совершения иных уголовно наказуемых деяний. Особо подчеркивалось, что участие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав, условием занятия должности в государственной организации, а также основанием для предоставления ему государством каких-либо льгот и преимуществ. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допускалось. Изложенная норма была направлена не столько против будущих общественных объединений, сколько против реально действующей КПСС, которая, как известно, претендовала на руководящую роль в обществе, а ее члены имели преимущественное право на продвижение по службе, занятие высоких государственных постов, обладали иными преимуществами перед нечленами партии. Закон устанавливал и гарантировал реальность права граждан на общественные объединения, в том числе закреплял достаточно демократичный порядок регистрации уставов общественных объединений, возможность судебного обжалования отказа органов юстиции в регистрации устава, невмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных организаций и возможность прекращения их деятельности только по решению суда. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», принятый Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г., отменял монополию государства на средства массовой информации. Право на их учреждение предоставлялось не только государственным, кооперативным и религиозным и иным объединениям, но и гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Закон отменял всякую цензуру, разрешение компетентных органов государства на распространение продукции средств массовой информации. Вся ответственность за распространяемые сведения: возлагалась на главного редактора или редактора средства массовой информации, давшего разрешение на их выход в свет или эфир. Допуская плюрализм мнений и оценок, закон запрещал использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призывов к насильственному свержению или изменению существующего государственного или общественного строя, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Нарушение этого требования признавалось Законом в качестве единственного основания для прекращения выпуска или издания средства массовой информации. Обнародование сведений, не соответствующих действительности, оскорбление чести и достоинства граждан, иных лиц влекло ответственность средства массовой информации в гражданско-правовом порядке и не рассматривалось основанием для его прекращения. Помимо законов СССР, внесших изменения в Конституцию СССР в связи с учреждением поста Президента СССР и совершенствованием органов управления, были приняты и другие акты. В их числе Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, законы о статусе народных депутатов СССР, о порядке отзыва народных депутатов СССР, об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР. Закон СССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР внес существенные изменения в деятельность местных советов, предоставил им полную свободу в решении всех региональных вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей природной среды. Советское государство, будучи ограниченным в материальных средствах в результате кризиса экономики, решило хотя бы частично снять с себя ответственность за положение дел в регионах и переложить ее на местные советы и иные органы местного самоуправления. Экономическую основу функционирования органов местного самоуправления составляли природные ресурсы: земля, ее недра, воды, леса, а также коммунальная собственность на предприятия, организации, учреждения, иные объекты производственной и социальной инфраструктуры. Местные советы наделялись правом разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет. Однако вся их хозяйственная деятельность должна была проводиться за счет имеющихся средств. Государство о своем желании финансировать деятельность местных советов в законе ничего не говорило. С учетом происходящих в обществе и государстве изменений, совершенствовалась и деятельность правоохранительных органов милиции, прокуратуры, суда, органов государственной безопасности. Особое значение имел Закон: «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым было разрешено гражданам подавать в суд жалобы как на действия отдельных должностных лиц, так и коллегиальные решения органов управления и тем самым иметь возможность действенно бороться за свои права. Таким образом, советское государство, начиная с 1990 г., приступило к осуществлению нового курса в хозяйственном, культурном и политическом строительстве. Оно возвращалось к принципам, методам времен нэпа, допуская частнопредпринимательскую деятельность и крестьянские хозяйства. Однако определенная часть нововведений выходила за рамки порядков, действовавших во времена нэпа. Это, в частности, свобода политических партий, печати и иных средств массовой информации, разрешение предпринимателям иметь в частной собственности без какого-либо ограничения средства производства и иное имущество, а также пользоваться наемным трудом. Государство, обладая командными высотами в политической и экономической сфере, легкомысленно надеялось на собственные силы и не видело в предпринимательстве опасного конкурента. Между тем нововведения существенно меняли характер экономических отношений, социальную структуру не подготовленного к ним общества и привели к негативным последствиям: разрушению хозяйственных связей, спаду производства, ослаблению дисциплины труда, расхищению государственного имущества и забастовкам. Государство не смогло удержать общество, население в рамках установленной им свободы деятельности общественных организаций и средств массовой информации. Созданные партии, народные фронты, движения, их средства массовой информации безнаказанно разжигали национальную рознь, призывали к нарушению единства территории СССР, союзных и автономных республик, к насильственному свержению советского строя. Общественные организации и их средства массовой информации поддерживали государственные органы союзных республик. Обвиняя общесоюзное руководство в нерешительности, консерватизме, они отказывались исполнять законы СССР. «Война законов» велась во всех союзных республиках, в том числе и в РСФСР. В этих условиях законодательная деятельность Верховного Совета СССР становилась по преимуществу пустой формальностью и осуществлялась лишь по инерции, без какой-либо надежды изменить ситуацию.
Date: 2015-05-19; view: 1275; Нарушение авторских прав |