Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство СССР





Законодательство Союза ССР периода перестройки можно под­разделить па два этапа. Первый охватывает 1985-1989 гг., когда вновь принятое законодательство ограничивалось совершенство­ванием действующей системы права, устранением пробелов, уста­ревших либо противоречивых норм. Основ законодательства и иных актов, принципиальным образом меняющих нормативно-правовое регулирование той или иной отрасли права, не принима­лось. Наиболее значительные изменения были внесены законами СССР, предусматривающими учреждение Съезда народных депу­татов СССР и изменение системы органов государственной власти и управления СССР и союзных республик, демократизацию выбо­ров народных депутатов СССР, а также дальнейшее расширение прав предприятий и усиление кооперативного движения в СССР.

На втором этапе длительностью два года (1990-1991) при­нимались акты, направленные на проведение мер, осуществляе­мых в соответствии с решениями XIX всесоюзной партконферен­ции по реформированию всех сфер общества. Основу таких актов составили законы, принятые Верховным Советом СССР как посто­янно действующим законодательным органом. Всего им за два года работы принято более ста законов СССР, значительная часть кото­рых была направлена на проведение правовой реформы, создание правового государства и рыночных отношений.

Можно выделить четыре основных направления, по которым осуществлялась законотворческая деятельность Верховного Сове­та СССР:

1. законы, связанные с проведением экономической ре­формы и переходом к рыночным отношениям;

2. законы, направ­ленные на реализацию политических прав и свобод граждан СССР;

3. законы, регулирующие деятельность высших органов государ­ственной власти и управления СССР и органов местного самоуп­равления;

4. законы по вопросам совершенствования деятельности правоохранительных органов.

Первые весьма робкие шаги к рыночной экономике советское государство сделало в 1990 г. 4 июня 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предприятиях в СССР», преследовавший цели обеспечения самостоятельности предприятий в рамках социалистических общественных отношений. Основной упор был сде­лан па сохранение государственных предприятий и развитие ко­оперативов, основанных на общественной и тем самым социалистической форме собственности. В личной собственности граждан могло находиться только семейное, малое предприятие,не приме­няющее наемного труда.

Государственные предприятия наконец-тоосвобождались отопеки министерств и иных органов управления.

Предоставив предприятиям самостоятельность, государство старалось по возможности отдалить срок этой меры. В постановле­нии о порядке введения закона в действие специально оговарива­лось, что свобода выбора предмета договора, определения обяза­тельств и иных условий хозяйственных взаимоотношений госу­дарственным предприятиям может быть предоставлена только через 2,5 года после принятия Закона.

Курс реформаторства и либерализации хозяйственной деятель­ности не миновал и сельское хозяйство. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятые Верховным Советом СССР 28 февраля 1990 г., разрешили гражданам СССР вести крестьянские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Земли для крестьянских хозяйств предоставлялись в аренду или пожизненное наследуемое владение в пределах норм, установленных законодательством Союза ССР и союзных республик. Специально оговаривалось, что земля должна обрабатываться преимущественно личным трудом членов крестьянского хозяйства без применения наемного труда. Следовательно, и в области сельского хозяйства советское государ­ство надеялось сохранить социалистические общественные отно­шения и не допустить эксплуатации чужого труда.

В наивности своих желаний создать рынок и одновременно со­хранить в девственной чистоте социалистические производствен­ные отношения, не загрязнить их таким пороком, как эксплуата­ция наемного труда, советское государство убедилось достаточно быстро. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», принятый Верховным Советом СССР 2 апреля 1991 г., уже разрешал предпринимательскую деятельность граждан, как без применения наемного труда, так и с его применением. Пред­принимателям, т.е. гражданам СССР и иностранцам разрешалось осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запре­щенные законом. В процессе предпринимательства разрешалось создавать любые виды предприятий, разрешенных действующим законодательством. Государство снимало и контроль за доходами предприятий, разрешив им получать любой, не ограниченный по размеру личный доход.


Продолжая курс партии и государства на развитие рыночных отношений, Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., сняли большую часть ограничений, сковывающих част­ную инициативу. Гражданам разрешалось иметь на правах част­ной собственности не только мелкое предприятие, но и любое иное предприятие, имущественные комплексы в сфере производства то­варов, бытового обслуживания, торговли и иной предпринима­тельской деятельности. Снимались ограничения не только с личных доходов предпринимателя, но и находящихся в его собствен­ности средств производства, транспорта и иного имущества.

Достаточно весомым оказался блок законов СССР, принятых Верховным Советом СССР в целях гарантированности действия политических прав и свобод граждан СССР. Это, в частности, зако­ны о печати и других средствах массовой информации, об общественных объединениях, о правах профсоюзов, о свободе совести и религиозных организациях, о гражданстве СССР.

Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г. разрешал гражданам беспрепятственно по своей инициати­ве создавать любые партии, общественные организации, движе­ния, фонды для участия в управлении государственными и обще­ственными делами, защиты их политических, социально-экономических, личных прав и свобод, осуществления иной, не запре­щенной законом деятельности. Устанавливался запрет на создание и деятельность общественных объединений с целью насильствен­ного свержения или изменения конституционного строя, наруше­ния единства территории СССР, союзных и автономных респуб­лик, пропаганды войны, насилия и жестокости, разжигания соци­альной, национальной и религиозной розни, совершения иных уголовно наказуемых деяний. Особо подчеркивалось, что участие гражданина в деятельности общественного объединения не может служить основанием для ограничения его прав, условием занятия должности в государственной организации, а также основанием для предоставления ему государством каких-либо льгот и преиму­ществ. Требование об указании в официальных документах на членство в том или ином общественном объединении не допуска­лось.

Изложенная норма была направлена не столько против буду­щих общественных объединений, сколько против реально дейст­вующей КПСС, которая, как известно, претендовала на руководя­щую роль в обществе, а ее члены имели преимущественное право на продвижение по службе, занятие высоких государственных по­стов, обладали иными преимуществами перед нечленами партии.

Закон устанавливал и гарантировал реальность права граждан на общественные объединения, в том числе закреплял достаточно демократичный порядок регистрации уставов общественных объ­единений, возможность судебного обжалования отказа органов юс­тиции в регистрации устава, невмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных органи­заций и возможность прекращения их деятельности только по ре­шению суда.

Закон СССР «О печати и других средствах массовой информа­ции», принятый Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г., отме­нял монополию государства на средства массовой информации. Право на их учреждение предоставлялось не только государственным, кооперативным и религиозным и иным объединениям, но и гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Закон отменял всякую цензуру, разрешение компетентных орга­нов государства на распространение продукции средств массовой информации. Вся ответственность за распространяемые сведения: возлагалась на главного редактора или редактора средства массо­вой информации, давшего разрешение на их выход в свет или эфир.


Допуская плюрализм мнений и оценок, закон запрещал ис­пользование средств массовой информации для разглашения све­дений, составляющих государственную или иную охраняемую за­коном тайну, призывов к насильственному свержению или изменению существующего государственного или общественного строя, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Нарушение этого требования признавалось Законом в качестве единственного основания для прекращения выпуска или издания средства массовой информации. Обнародование сведений, не соответствующих действительности, оскорбление чести и достоинства граждан, иных лиц влекло ответственность средства массовой ин­формации в гражданско-правовом порядке и не рассматривалось основанием для его прекращения.

Помимо законов СССР, внесших изменения в Конституцию СССР в связи с учреждением поста Президента СССР и совершенст­вованием органов управления, были приняты и другие акты. В их числе Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, законы о статусе народных депутатов СССР, о поряд­ке отзыва народных депутатов СССР, об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР.

Закон СССР об общих началах местного самоуправления и мест­ного хозяйства в СССР внес существенные изменения в деятельность местных советов, предоставил им полную свободу в решении всех региональных вопросов социального и экономического разви­тия территории, охраны окружающей природной среды. Совет­ское государство, будучи ограниченным в материальных средствах в результате кризиса экономики, решило хотя бы частично снять с себя ответственность за положение дел в регионах и переложить ее на местные советы и иные органы местного самоуправления.

Экономическую основу функционирования органов местного самоуправления составляли природные ресурсы: земля, ее недра, воды, леса, а также коммунальная собственность на предприятия, организации, учреждения, иные объекты производственной и со­циальной инфраструктуры. Местные советы наделялись правом разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет. Однако вся их хозяйственная деятельность должна была проводиться за счет имеющихся средств. Государство о своем желании финанси­ровать деятельность местных советов в законе ничего не говорило.

С учетом происходящих в обществе и государстве изменений, совершенствовалась и деятельность правоохранительных органов милиции, прокуратуры, суда, органов государственной безопас­ности. Особое значение имел Закон: «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», которым было разрешено гражданам подавать в суд жалобы как на действия от­дельных должностных лиц, так и коллегиальные решения органов управления и тем самым иметь возможность действенно бороться за свои права.


Таким образом, советское государство, начиная с 1990 г., при­ступило к осуществлению нового курса в хозяйственном, культур­ном и политическом строительстве. Оно возвращалось к принци­пам, методам времен нэпа, допуская частнопредпринимательскую деятельность и крестьянские хозяйства. Однако определенная часть нововведений выходила за рамки порядков, действовавших во времена нэпа. Это, в частности, свобода политических партий, печати и иных средств массовой информации, разрешение пред­принимателям иметь в частной собственности без какого-либо ог­раничения средства производства и иное имущество, а также пользоваться наемным трудом. Государство, обладая командными вы­сотами в политической и экономической сфере, легкомысленно надеялось на собственные силы и не видело в предпринимательстве опасного конкурента.

Между тем нововведения существенно меняли характер экономических отношений, социальную структуру не подготовленного к ним общества и привели к негативным последствиям: разруше­нию хозяйственных связей, спаду производства, ослаблению дис­циплины труда, расхищению государственного имущества и забас­товкам.

Государство не смогло удержать общество, население в рамках установленной им свободы деятельности общественных организа­ций и средств массовой информации. Созданные партии, народные фронты, движения, их средства массовой информации безнаказан­но разжигали национальную рознь, призывали к нарушению единства территории СССР, союзных и автономных республик, к насильственному свержению советского строя. Общественные ор­ганизации и их средства массовой информации поддерживали го­сударственные органы союзных республик. Обвиняя общесоюзное руководство в нерешительности, консерватизме, они отказыва­лись исполнять законы СССР. «Война законов» велась во всех со­юзных республиках, в том числе и в РСФСР. В этих условиях законодательная деятельность Верховного Совета СССР становилась по преимуществу пустой формальностью и осуществлялась лишь по инерции, без какой-либо надежды из­менить ситуацию.

 








Date: 2015-05-19; view: 1275; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию