Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Высшие органы государственной власти и управления СССР
В соответствии с решениями XIX всесоюзной партконференции Верховный Совет СССР 1 декабря 1988 г. внес изменения в Конституцию СССР, реорганизовав систему органов государственной власти и управления СССР и изменив их компетенцию. Высшим органом государственной власти СССР был признан Съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Из них 750 депутатов избирались по территориальным избирательным округам, 750 депутатов – по национально-территориальным избирательным округам и 750 – от партии и общественных организаций. При этом партия, профсоюзы и кооперативные организации избирали по 100 депутатов, комсомол, женские организации, организации ветеранов – по 75 депутатов. Съезд народных депутатов СССР обладал необходимыми полномочиями для реального полновластия, мог принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Одновременно к исключительному ведению Съезда Конституция относила ряд полномочий, связанных с решением общесоюзных задач. Только Съезд мог определять основные направления внутренней и внешней политики СССР, утверждать перспективные государственные планы и важнейшие общесоюзные программы экономического и социального развития СССР. В число его прерогатив входило и принятие Конституции, а также внесение в нее изменений. В ведение Съезда также входило принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР, определение государственной границы СССР и утверждение границ между союзными республиками. Съезд играл важную роль и в формировании общесоюзных органов. В частности, избирал Верховный Совет СССР, его Председателя, утверждал Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Генерального прокурора СССР. Главного государственного арбитра СССР избирал Комитет конституционного надзора СССР. К компетенции Съезда относились также отмена актов, принятых Верховным Советом СССР, и принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). Съезд народных депутатов СССР созывался один раз в год Верховным Советом СССР. Конституция СССР устанавливала порядок созыва и внеочередных Съездов. Постоянно действующим законодательным, распорядительным и исполнительным органом государственной власти СССР становился Верховный Совет СССР. Он избирался Съездом народных депутатов и был ему подотчетен. Верховный Совет СССР как и: прежде состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В целях максимально полного привлечения народных депутатов к законодательной деятельности предусматривалось ежегодное обновление состава Верховного Совета СССР на 20 %. Верховный Совет СССР, согласно Конституции СССР, созывался на сессии два раза в год. Каждая сессия могла продолжаться три-четыре месяца. Однако в действительности сессии Верховного Совета СССР занимали более длительный период. Основное направление деятельности Верховного Совета СССР составляло законотворчество, в том числе: 1. установление Основ законодательства Союза ССР и союзных республик; 2. установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; 3. законодательное регулирование отношений в сфере управления народным хозяйством, охраной окружающей природной среды, порядка реализации конституционных прав и свобод граждан; 4. установление воинских званий, дипломатических рангов, учреждение орденов и медалей СССР, издание общесоюзных актов об амнистии. Одновременно с законотворчеством Верховный Совет СССР проводил значительную работу по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти СССР, организации их деятельности и осуществлению контроля за ходом исполнения действующих законов. Он назначал Председателя Совета Министров СССР, утверждал состав Совета Министров СССР, образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты СССР. К ведению Верховного Совета СССР относилось избрание Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а также регулярное заслушивание отчетов образуемых или избираемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц. В компетенцию Верховного Совета СССР входил контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждение отчета об их исполнении, контроль за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников. Верховный Совет СССР наделялся правом отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Министров СССР. Таким образом, впервые в истории советского государства был создан представительный орган в полном соответствии с рекомендациями основоположников марксизма, которые отрицали буржуазный парламентаризм, принцип разделения властей и полагали, что в социалистическом государстве представительный орган должен исполнять одновременно законодательные и исполнительные функции. Верховный Совет СССР, наделенный вышеизложенными правомочиями, в полной мере и весьма органично сочетал обе эти функции, обладал достаточно широкой системой мер действенного воздействия на исполнительную власть, мог побуждать ее к активной деятельности по реализации вновь принятых законов, был способен оперативно освобождаться от лиц, неспособных плодотворно осуществлять возложенные ни них задачи. Более того, Верховный Совет мог достойно защитить себя от любых попыток захватить конституционные органы власти вооруженным и иным неконституционным путем. В ведении Верховного Совета СССР находились и так называемые силовые министерства и ведомства: обороны, внутренних дел, государственной безопасности; он определял основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности, назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР, объявлял общую или частичную мобилизацию, состояние войны, принимал решения об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР в случае необходимости выполнения международных договоров. В условиях полновластия Верховного Совета СССР его Президиум утратил значительную часть полномочий, в том числе и право вносить изменения, дополнения в действующее законодательство. Основные задачи Президиума Верховного Совета СССР сводились к организационному обеспечению работы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также осуществлению правоприменительной деятельности по присвоению высших воинских званий, дипломатических рангов, награждению орденами и медалями СССР, принятию в гражданство СССР, принятию решений о помиловании, предоставлении политического убежища и др. В соответствии с рекомендациями XIX всесоюзной партконференции ст. 125 Конституции СССР предусматривалось избрание Съездом народных депутатов принципиально нового, неизвестного советскому государству органа – Комитета конституционного надзора СССР. Комитет избирался из специалистов в области политики и права сроком на десять лет. Желая быть на уровне современных требований к деятельности государственных органов, партия и советское государство, однако, достаточно осторожно подошли к определению его полномочий, не решились предоставить право самостоятельно отменять законы и иные акты, противоречащие Конституции СССР. Комитет конституционного надзора СССР по характеру и методам своей деятельности был ближе к органам прокуратуры, нежели к судебным органам. В его задачи входило прежде всего выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР, его палат, конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, актов других государственных органов и общественных организаций. При выявлении противоречия акта или его отдельных предписаний Конституции СССР или законам СССР Комитет должен был направить органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливало исполнение соответствующего акта полностью или частично. Кроме того, Комитет конституционного надзора имел право входить с представлением на Съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет Министров СССР об отмене противоречащих Конституции или законам СССР актов. Совет Министров СССР полностью сохранял свои конституционные полномочия в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР. Однако были внесены два дополнения. Вновь образованный Совет Министров СССР обязывался представлять программу своей деятельности на срок полномочий, а также отчитываться перед Верховным Советом СССР не реже одного раза в год. Значительное обновление законодательства о выборах позволило избрать народными депутатами наиболее достойных представителей населения и освободиться от консервативных депутатов, занимавших видные государственные и партийные посты. I Съезд народных депутатов СССР, состоявшийся в период с 25 мая по 9 июня 1989 г., явился одним из реальных достижений перестройки. Заинтересованное и предметное обсуждение вопросов, народными депутатами СССР, новые, принципиально важные предложения по совершенствованию советского общества и государства, поляризация мнений и интересов, поиск путей к согласию и принятию компромиссных решений – все это было ново и необычно для работы высшего представительного органа СССР. Народные депутаты, а вместе с ними и все население страны, смотревшее трансляцию Съезда по телевидению, осваивали первые азы парламентской демократии, учились ставить и защищать свои интересы, интересы отдельных социальных групп, народностей и наций при подготовке и принятии нормативно-правовых решений, формировании Верховного Совета СССР и других общесоюзных органов. В июне 1989 г. приступил к работе Верховный Совет СССР, избранный Съездом народных депутатов СССР. В декабре этого же года был избран Комитет конституционного надзора, после того как II Съезд народных депутатов принял Закон о конституционном надзоре в СССР. Перестройка высших органов государственной власти и управления СССР была успешно завершена. Однако просуществовали они в неизменном виде всего лишь несколько месяцев. М.Горбачев неожиданно для всех изъявил желание стать Президентом СССР, хотя в конце 1990 г. он и его соратники последовательно отвергали любые предложения об установлении в СССР поста Президента. Как говорил на сессии Верховного Совета А.Лукьянов 23 декабря 1990 г., учреждение президентской власти означало бы появление должностного лица, независимого от правительственного органа, что на деле противоречит самой идее полновластия советов, принципам их построения. И все же личное желание М.Горбачева оказалось весомее принципа полновластия Советов и даже сроков созыва очередного Съезда народных депутатов. В марте 1990 г. в спешном порядке был созван III внеочередной съезд народных депутатов СССР, который внес необходимые изменения в Конституцию СССР, дополнил ее статьями, согласно которым в СССР учреждался пост Президента СССР и определялся порядок его избрания. По общему правилу, Президент СССР должен был избираться непосредственно населением в ходе прямых, всеобщих, равных выборов, при тайном голосовании. Однако в порядке исключения М. Горбачева было репкою избрать Президентом СССР на Съезде, что и было сделано 15 марта 1990 г. Избрание в СССР Президента зарубежная пресса рассматривала как самое важное изменение в жизни СССР после 1917г. Однако Президент СССР был избран и действовал на основе не принятого до конца закона, фактически на основе законопроекта. Подобный парадокс стал возможным благодаря следующим обстоятельствам. Председательствующий на Съезде М.С.Горбачев ставил на голосование только разделы проекта закона СССР об учреждении поста Президента ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Однако поставить на голосование закон в целом, как того требовала ст. 142 Регламента, не решился. Не прошедший завершающей стадии законотворческого процесса проект закона остается проектом и не превращается в принятый закон. Однако воспитанные народные депутаты сделали вид, что не заметили «ошибки» председательствующего и за исключением отдельных депутатов не настаивали на голосовании проекта в целом. Согласно Конституции СССР, Президент СССР признавался главой государства и получил весьма большие полномочия, отняв их у Верховного Совета СССР или его Президиума. Более того, Президент СССР мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, значительно ограничивал его полновластие. Так, Президент СССР обладал правом отклонять Верховным Советом СССР и направлять на повторное обсуждение, обеспечивать взаимодействие высших органов власти и управления СССР, ставить перед Съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного составе. Дополнительно к имеющимся праве СССР наделил Президента СССР правом издавать указы нормативного характера по вопросам экономического и социального строительства и даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка». По инициативе М.С.Горбачева VI съезд I СССР наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. В связи с этим Совет Министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а Председатель Совета Министров СССР – в Премьер-министра СССР. Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета Министров, который переставал быть исполнительным и распорядительным высшим органом СССР, поскольку эти функции переходили к Президенту СССР. С введением поста Президента СССР, Верховный Совет СССР, таким образом, вновь становился не полновластным, должен был следовать воле одного лица, совмещающего высшую партийную и государственную должности. Созданное по лучшим образцам буржуазной демократии высшие органы государственной власти и управления СССР тем не менее оказались неспособными осуществлять управление страной, не смогли позитивно решить ни одного вопроса в сфере экономики, политики или национальных отношений, предотвратить развал СССР, достойно противостоять национализму и сепаратизму определенной и достаточной части населения союзных республик. Конкретные, действенные меры подменялись пустым разглагольствованием о необходимости перестройки, ее историческом значении и трудностям переходного периода. Высшие органы государственной власти 1 нашли достойных мер и в ситуации, сложив Президентов РСФСР, Украины и Белоруссии денонсировать договор об образовании СССР 1922 г. и последующих решениях союзных республик о выходе из состава СССР. Date: 2015-05-19; view: 1795; Нарушение авторских прав |